Особенности стихосложения пушкина кратко

Обновлено: 06.07.2024

Вам оставили разгромную критику на стихотворение, и вы не знаете как аргументировать ответ? Или же вы читатель и желаете составить развернутый отзыв (анализ) стихотворения? А может быть вы модератор, теряющий статистику из-за незнания основ стихосложения? Тогда вам точно сюда.

Постараюсь максимально доступно познакомить читателей с миром стихов, обязательно с большим количеством различных примеров.

После главы с анализом стихотворного текста отдельно размещены примеры аналитического разбора, которую я оставляла лично.

Глава 1. Кратко о системах стихосложения в русской поэзии

  • 100%
  • 90%
  • 80%
  • 70%
  • 60%
  • 50%
  • 70%
  • 80%
  • 90%
  • 100%
  • 110%
  • 120%
  • 130%
  • 140%
  • 150%
  • 160%
  • 170%

Права на все произведения, опубликованные на сайте, принадлежат авторам произведений. Администрация не несет ответственности за содержание работ.

В общем, в ранних стихотворениях Пушкина (1812–1815 гг.) мы находим почти все основные размеры русского стиха (отсутствует анапест), в том числе:

В следующие годы первого периода Пушкин не только не расширяет своей метрики, но скорее суживает ее (1816–1819 гг.). Стихи все чаще и чаще начинают замыкаться в однообразный размер — 4-стопный ямб. Новые метры, не испробованные раньше, встречаются за эти годы у Пушкина крайне редко и, так сказать, случайно: в эпиграммах, в шутках. Его внимание обращено но на метрику, а па ритмику, но вполне развить ее ему удалось лишь в нескольких стихотворениях, относящихся к самому концу периода, полный же расцвет ее относится уже к годам после ссылки.

Во втором периоде многие черты пушкинской техники только что рассмотренных лет остаются в силе. Так, ямб продолжает господствовать, и особенно 4-стопный ямб, которым Пушкин пишет и чисто-лирические стихотворения, и послания, и поэмы, и эпиграммы. Торжественные послания, особенно в начале периода, все еще облекаются в форму александрийского стиха. Хорей сначала применяется только в стихотворениях шутливых. Однако появляются и новые размеры. Пушкин начинает писать белым стихом. Более широкое применение получает амфибрахий. Во вторую половину периода Пушкин находит новое применение хорею и вновь пробует дактиль, с его подразделением — гекзаметром. Но все же, кроме опытов самых последних лет этого периода (1828–1830), в нем по-прежнему ритмика преобладает над метрикой. Пушкин стремится разнообразить не размеры и не строфы, а движение стиха и его звучность.

За вторую половину первого периода (1826–1829 гг.) в этой схеме намечаются характерные изменения.

Можно сказать, что в конце жизни Пушкин сумел соединить богатство ритмическое с метрическим разнообразием.

Ритмика Пушкина распадается на те же три периода, как его метрика. В первом периоде ритмы Пушкина бедны, однообразны и случайны. Во втором они богаты, но стеснены правилами, которые поэт соблюдает строго. В третьем ритмика становится свободной, достигает высшей выразительности и высшего разнообразия.

Сила Пушкина в двухсложных размерах, ямбах и хореях. Особенно разработана Пушкиным ритмика 4-стоп-ного ямба, которым он все же писал больше всего. Дактили Пушкина, в том числе и гекзаметры, довольно бесцветны. Несколько более разработан амфибрахий. Анапестом написано у Пушкина слишком мало, чтобы говорить о пушкинском анапесте.

И ловит сна Воспоминанье…

3-стопные ямбы остались у Пушкина почти на той же стадии развития, на какой они стояли у Батюшкова и Жуковского. В них почти исключительно господствуют строки с пиррихием во второй стопе:

Без дела в хлопотах,

В театре, на пирах…

Реже встречаются строки со всеми тремя иктами:

Березок своды темны

Прохладцу сень дают…

Еще реже встречаются строки с пиррихием в первой стопе:

Не подхожу я к ручке…

1) С пиррихием, стоящим в слове после ударения:

Природа жаждущих степей…

Покойных рыцарей любовь…

Померкла молодость моя

С ее неверными дарами.

Замеченный ее душой…

Иль иволги напев живой…

уже составляют исключение у Пушкина.

2) С пиррихием, стоящим в слове перед ударением:

Свое правило Пушкин, видимо, считал соблюденным и тогда, когда первый слог стиха был атоничен (проклитикой), например:

И толковала чернь тупая…

И равнодушная природа…

При таком же пиррихии в дальнейших стопах Пушкин по возможности держался того же правила. Так, вполне пушкинские стихи:

Забылся я неосторожно…

Вокруг нее заговорят…

Ты рождена воспламенять

Но не редкость встретить стихи с таким пиррихием в 3-й или 4-й стопе, где это правило нарушено, например:

Услышать слово роковое…

Казалось, пленник безнадежный

К унылой жизни привыкал…

Впрочем, оба правила нарушались Пушкиным иногда ради определенных целей изобразительности. Так, пиррихий после ударения не замыкает слова (преимущественно в 3-й стопе), когда надо вложить в стих особую страстность, например:

Твои пленительные очи…

Тиха украинская ночь…

Пройдет непризнанное вновь…

Все эти свойства своего 4-стопного ямба Пушкин чутьем угадал с самого начала своей деятельности. Даже в лицейских стихах у него весьма мало отступлений от них. Но в своих ранних стихах Пушкин пользовался разными формами своего ямба, так сказать, случайно, мало или не всегда согласуя их с содержанием. С развитием ритма Пушкина у него вырабатывается определенное отношение к различным модификациям 3-стопного ямба. Проследить их все здесь невозможно, и приходится ограничиться несколькими примерами.

В тех стихотворениях, где Пушкин хотел выразить настроения нежные и страстные, он, в пору расцвета своей ритмики, всегда пользовался стихами, богатыми пиррихиями. Например:

Иль только сон воображенья

В пустынной мгле нарисовал

Свои минутные виденья,

Души неясный идеал.

Напротив, чтобы придать стиху суровость, Пушкин или резко делил его тремя цезурами, заставляя звучать все четыре икта, как, например:

Подите прочь! Какое дело…

«Кто ты? Одна, порой ночною

Выходит Петр. Его глаза… —

или пользуется необычной расстановкой цезур, например, тотчас после первого икта при пиррихии в первой стопе:

Береговой ее гранит…

Ты затопил, освирепев…

Я проходил пустыню мира…

В тиши полей, в тени лесной…

И песни жен, и крик детей…

Лукавый ум и сила рук…

Избегал Пушкин такого размещения цезур, при котором они являются после каждой стопы. Но иногда, в целях изобразительности, он допускал и такое деление стиха, например:

Не спи, казак: во тьме ночной…

Монах, монах, ко мне, ко мне…

В общем, можно заметить, что в лирике Пушкин модифицировал 4-стопный ямб преимущественно игрой пиррихиев, в поэмах — игрой цезур.

или на другую, также нередкую группу, кончающуюся парными, одинаково ритмичными стихами, как, например:

Телеги мирные цыганов,

Смиренной вольности детей…

Те правила о пиррихиях и цезурах, которые были отмечены по отношению к 4-стопному ямбу, Пушкин применял и в ямбе многостопном. Только в белом 5-стопном ямбе, который Пушкин употреблял преимущественно для диалога, он позволял себе большую свободу. В диалогах драм Пушкина уже не редкость встретить стихи, как следующие:

Давно царям подручниками служим…

Счастлив! А я от отроческих лет…

Пускай их спесь о местничестве тужит…

Три месяца ухаживали вы…

Точно так же при цезуре на второй стопе Пушкин в ней не только не избегает, в 5-стопном ямбе, пиррихия, но, напротив, любит его. Совершенно пушкинские стихи:

В атласные, дырявые карманы…

Ни милостей, ни вашего вниманья…

Так же, при такой цезуре, встречается в 5-стопном ямбе и столкновение двух пиррихиев, например:

Со временем и понемногу снова…

Напротив, в 6-стопном ямбе Пушкин до конца строго соблюдал постоянную мужскую цезуру после 3-й стопы. Кажется, во всем творчестве Пушкина есть лишь три стиха, нарушающих (вероятно, случайно) это правило:

За городом в проклятой венте. Я Лауры…

Убил его родного брата. Правда, жаль…

Все жалобы, упреки, слезы, — мочи нет…

Ты — царь: живи один.

Хорей получил развитие у Пушкина только во вторую половину деятельности. Но очень рано Пушкин усвоил себе взгляд, что во всех хореических строчках, какой бы длины они ни были, первая стопа должна быть заменена пиррихием. Более частые нарушения этого правила мы находим только в ранних стихах Пушкина, например:

Помнишь ли, мой брат, по чаше…

Стелется туман ненастный…

Каждый у своей гробницы…

Напротив, чисто пушкинские хореи звучат так:

Узнаем коней ретивых…

В пору расцвета техники Пушкина хореи с иктом на первом слоге встречаются крайне редко, и то большею частью в первом стихе пьесы, например:

Блеща средь полей широких…

Долго сих листов заветных… —

или при делении стиха цезурами на три части, например:

В службе, в картах и в пирах…

Более часты они в сказках, написанных вообще очень свободным стихом. В них не редкость стихи вроде следующих:

Времени не тратя даром…

Девицу в живых оставить…

Бабушка, постой немножко…

Что касается пиррихия в 3-й стопе 4-стопного хорея, то он подчиняется у Пушкина тому же правилу, как в ямбе, т. е. чаще всего стоит перед цезурой, если следует в слове после ударения. Так, совершенно пушкинские стихи:

Только пьяное вино… Краснощекому

Здоровью… Посмеялася речам…

Исключений из этого правила у Пушкина немного; таков, например, стих:

Цезуры в хореях у Пушкина гораздо однообразнее, чем в ямбе. Самая обычная делит стих на две половины:

Русский штык иль русский флаг…

Не стыдись, навек ты мой…

Скучно, грустно… Завтра, Нина…

От недуга, от могилы…

От измены, от забвенья

Сохранит мой талисман…

В двухсложных размерах особенно важен вопрос о постановке значимых слов на тезисах стопы. В этом отношении Пушкин всегда был очень осторожен. Широкое развитие спондеев в ямбах и хореях произошло уже в послепушкинскую эпоху. У него самого они являются лишь в самом затаенном виде. Так, например, он позволял себе начинать ямб двумя одинаковыми односложными словами, например:

Там, там, где тень, где лист чудесный…

Все, все уже прошли…

Что, что ты врешь.

Ты, ты всех бед моих виною…

Гораздо реже на первом слоге стоит особое значимое слово:

Так. Памятник жена ему воздвигла…

Крик женский, брань и смех и ропот…

Дух отрицанья, дух сомненья…

Швед, русский, колет, рубит, режет…

На тезисах других стоп это встречается еще реже и еще затаеннее, например:

Скажи… нет, после переговорим…

Стоял Он, дум великих полн…

Напротив, Пушкин широко прибегал к атонированию двухсложных слов, ставя в ямбической стопе малозначащие хореические слова. В ранних стихах встречаются даже такие примеры:

Вы чинно, молча, сложа руки…

Долго б спать было советникам…

Позднее Пушкин допускал атонирование лишь предлогов, союзов и местоимений. Подобных примеров довольно много на всем протяжении его творчества, например, в ямбах:

Через его шагнете кости…

Передо мной явилась ты…

Или, но это кроме шуток…

Или уже они увяли…

Или соседняя долина…

Я предлагаю выпить в его память…

Гезиод или Омир…

С того света привидением…

Не отвергнуть сего случая…

Его за руку взяла…

Она песне улыбалась…

А в сказках даже:

Войска идут день и ночь…

Ввиду такого стремления атонировать двухсложные слова можно думать, что сам Пушкин считал иные хореи, где в первой стопе стоит икт, за начинающиеся с проклитики, например:

Сколько раз повиновался…

Помня первые свиданья…

Кудри — честь главы моей…

Парка счет ведет им строго…[37]

Надо добавить, что при всем чутье Пушкина к стиху ему случалось ошибаться в счете стоп, что показывает известную условность нашего стихосложения. Так, среди 6-стопных стихов у Пушкина не раз оказываются 5-стопные.

Когда склонясь на долгие моленья…

И сердцу вновь наносит хладный свет…

Ты проклял нас, бессмысленных детей…

Убил его родного брата. Правда, жаль…

Ну, в знак того, что ты совсем уж не сердита…

За городом, в проклятой венте. Я Лауры…

Я проезжал верхом при свете лунной ночи…

У Вишневецкого, что на одре болезни…

Сравнительно с двухсложными размерами трехсложные разработаны Пушкиным гораздо менее.

Открой мне всю правду, не бойся меня…

В других стихах, писанных амфибрахием, находим актированными и значащие слова —

Мы вольные птицы, нора, брат, пора…

Там, ниже, мох тощий, кустарник сухой… —

и актированные двухсложные слова, даже ямбические:

Я дал ему злата и проклял его…

Кавказ подо мною. Один в вышине…

А там уже рощи, зеленые сени…

Технику гекзаметра и дистихов (гекзаметра с пентаметром) Пушкин заимствовал у Гнедича и Дельвига, не внеся в нее ничего существенно своего. Впрочем, замену дактиля хореем Пушкин допускал почти исключительно в первой стопе и после цезур, главной или второстепенной. Так, например, вполне пушкинский гекзаметр:

Чистый лоснится пол; стеклянные чаши блистают…

Такую замену Пушкин допускал и при односложном слове в начале стиха:

Мед и сыр молодой, все готово, весь убран цветами…

Примером замены дактиля хореем после второстепенной цезуры может служить стих:

Злое дитя, старик молодой, властелин добронравный…

Жарче летнего дня…

Тихо запер я двери…

Солнце жизни моей…

Дети, седла чините…

Жены их, как в окладах…

Денег с целого света, сукон яркого цвета…

Техника

Техника От техники сбора материала, проще говоря, от того, как мы работаем, зависит качество информации, идущей в блокнот. Если журналист неряшлив, опаздывает или просто бездельничает на глазах у людей, возникает всеобщее ощущение его несерьезности, необязательности и

А техника нам нужней.

А техника нам нужней. Думаю, что не открою Америки, если скажу: радиоразведка имеет свою, присущую только ей специфику. И тем не менее считаю необходимым это подчеркнуть, поскольку служба радиоразведки, как никакая другая, зависит от качества и состояния техники. Для

ТЕХНИКА ХОЛОКОСТА

ТЕХНИКА ХОЛОКОСТА Фредерик ТобенД-р Фредерик Тобен, гражданин Австралии, родился в Ядерберге, Северная Германия, в 1944 г. в семье фермера. В 1954 г. его родители с четырьмя детьми эмигрировали в Австралию. Фредерик Тобен учился в университетах Мельбурна (Австралия),

Бронетанковая техника

Бронетанковая техника Среди грузинской бронетехники наибольшие потери в ходе боевых действий понесли танки. В общей сложности в Цхинвале и окрестностях были уничтожены не менее 10 грузинских танков Т-72, в основном из состава отдельного танкового батальона и

05.08.2005 Техника

05.08.2005 Техника Из-за проблем с компьютерным обеспечением работа "Утиной правды" с 1 по 5 августа была сильно затруднена. Приносим свои извинения. Утята, виновные в несвоевременном устранении неполадок, подвергнуты поверхностному огрызу второй

Техника

I. Техника и культура

I. Техника и культура Напомним, прежде всего, что культура означала некогда вспаханное, обработанное поле, – в отличие от девственного леса и целины. Культура противопоставлялась натуре, т.-е. приобретенное усилиями человека – естественным дарам природы. Это

Техника и люди

НАУКА И ТЕХНИКА:

НАУКА И ТЕХНИКА: 4

Просто техника

Доклад на XVIII Пушкинской конференции "А.С. Пушкин в Подмосковье и Москве". ГИЛМЗ А.С. Пушкина. Большие Вязёмы Московской обл. 4 октября 2014 г.

Публикация: А.С.Пушкин в Москве и Подмосковье. Материалы XVIII Пушкинской конференции и XVII Троицких чтений. - М. Мелихово, ГИЛМЗ А.С.Пушкина, 2015. С.87-107.


Ритмический рисунок поэтических произведений является одним из выразительных средств и помогает поэтам наряду с другими способами создавать образы. В одном и том же стихотворном размере ритм может то ускоряться, создавая впечатление чеканной чёткости, то величаво или задумчиво замедляться, казаться то гармоничным и интонационно богатым, то отрывистым или сумбурным. На ритмику влияют стремление автора достичь определённых эффектов в отдельных отрывках произведений и подсознательные ритмические предпочтения.

1. Ритмический рисунок как выразительное средство

Особенно удобно изучать ритмику стихов на примерах ямба и хорея. В русском языке каждый третий слог ударный, поэтому в ямбических и хореических стихах неизбежно появление безударных стоп – пиррихиев, которые разнообразят ритм и позволяют избегать монотонности. Спондеи (стопы с двумя ударениями) играют гораздо меньшую роль, поскольку одно из ударений в них, как правило, более слабое по сравнению с ритмическим ударением основного размера.

Раскинув легкие власы,
Как идут пленницы младые
Купаться в жаркие часы,
И льются волны ключевые
На их волшебные красы,
Забав их сторож неотлучный,
Он тут; он видит, равнодушный,
Прелестниц обнаженный рой;
Он по гарему в тьме ночной
Неслышными шагами бродит;
Ступая тихо по коврам,
К послушным крадется дверям,
От ложа к ложу переходит.

К этому же приёму великий поэт прибегает в поэме ещё несколько раз, чтобы описать спокойный и чистый образ жизни пока неиспытавшей любви Марии в отцовском доме, а затем унылую картину заброшенного и разорённого набегом татар поместья…

Или победу над врагом
Россия снова торжествует,
Или, взломав свой синий лед,
Нева к морям его несет
И, чуя вешни дни, ликует.
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия;
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!

В приведённом отрывке строк с четырьмя метрическими ударениями почти 40%, а с пропуском 1-го и 3-го ударений – почти 30%, что значительно больше, чем в среднем по всей поэме и чем вообще характерно для Пушкина в четырёхстопном ямбе. Это и создаёт такой чеканно-величавый ритм.

При исследовании крупных произведений или больших подборок стихов на первый план выходят подсознательные ритмические предпочтения автора, но как мы убедимся ниже, в отдельных поэмах они могут в той или иной степени нарушаться в зависимости от творческих задач.

Построение и анализ ритмических фигур не входит в задачи нашего исследования. Сосредоточимся на ритмических особенностях крупных поэтических форм и больших подборок стихотворений (обычно не менее 300 стихов) у Пушкина в сравнении с некоторыми поэтами - его современниками: М.Ю. Лермонтовым, Е.А. Баратынским, П.П. Ершовым, П.А. Вяземским. Так можно выявить особенности ритмических предпочтений Пушкина в разные периоды его жизни и влияние особых творческих задач на ритмику.

2. Виды ритмического рисунка стихов в равностопном ямбе и хорее

Для удобства анализа введём обозначения, основанные на номерах стоп с пропуском сильного метрического ударения, и приведём примеры. Белые стихи исключаются из рассмотрения, поэтому последнее ритмическое ударение в строке всегда присутствует, поскольку именно заключительная стопа определяет рифму.

Для четырехстопных размеров обозначения следующие:

Форма 2-3 встречается редко, а теоретически возможная форма 1-2 (т.е. пропуск первых двух ударений) не встречается ни в одном изученном нами произведении в силу особенностей русского языка, в котором трудно встретить естественные безударные последовательности из пяти слогов

Таким образом, в пятистопном ямбе актуальны 11 видов ритмически различных стихов, из которых 8 видов имеют значимую частоту.

3. Ритмика четырёхстопного хорея

Этим размером написано большинство сказок Пушкина и довольно много стихотворений, особенно в лицейские годы. Результаты скандирования и подсчёта частот ритмически различных строк приведены в таблице 1:

Тип хорея, произведения 1 2 3 4 1-3 2-3

А.С. Пушкин [3]:
Лицейские стихи 1813-1817 гг. 19,3 4,0 41,7 20,3 14,0 0,7
"Царь Никита" и стихи 1822-1826 19,0 1,3 37,0 23,3 19,3 0,0
Сказка о царе Салтане. 1831 г. 19,7 3,0 29,3 24,3 23,0 0,3
Сказка о мёртвой царевне. 1833 г. 19,3 1,1 31,7 23,0 24,7 0,0
Сказка о золотом петушке. 1834 г. 22,6 1,3 23,7 31,7 20,7 0,0
В среднем у зрелого Пушкина 19,3 1,5 32,7 23,5 22,3 0,1

М.Ю. Лермонтов[4]. Стихи 22,8 1,8 33,8 20,8 20,8 0,0

П.П. Ершов. Конёк-Горбунок 22,0 0,3 38,7 18,0 21,0 0,0

Воевода говорит:
“Петушок опять кричит;
Страх и шум во всей столице”.
Царь к окошку, - ан на спице,
Видит, бьётся петушок,
Обратившись на восток.
Медлить нечего: “Скорее!
Люди, на конь! Эй, живее!”
Царь к востоку войско шлёт,
Старший сын его ведёт.
Петушок угомонился,
Шум утих, и царь забылся.
Вот проходит восемь дней,
А от войска нет вестей;
Было ль, не было ль сраженья, -
Нет Дадону донесенья.

4. Ритмика четырёхстопного ямба

Это любимый размер Пушкина, которым написано множество стихотворений и большинство поэм великого поэта. Результаты ритмического анализа нескольких подборок и ряда поэм приведены в таблице 2.

Тип ямба и произведения 1 2 3 4 1-3 2-3

А.С. Пушкин:
Послание к Юдину и стихи [7] 1815 г. 2,0 11,0 53,3 29,3 3,7 0,0
Руслан и Людмила. Песнь 3. 1819 г. 5,7 11,3 51,0 29,3 2,4 0,7
Бахчисарайский фонтан. 1822 г. 4,0 12,3 52,0 24,7 7,0 0,0
Полтава. 1828 г. 6,0 8,0 52,0 24,3 9,7 0,0
Евгений Онегин. Глава VIII. 1830 г. 7,3 8,3 47,5 27,6 9,4 0,3

В среднем у зрелого Пушкина 5,8 9,5 50,5 25,5 8,7 0,1

Медный всадник. 1833 г. 5,3 5,0 47,0 31,3 11,3 0,0
Граф Нулин. 1825 г. 6,7 12,3 43,0 28,0 10,0 0,0

М.Ю. Лермонтов:
Тамбовская казначейша 8,0 9,3 48,0 25,7 9,0 0,0
Мцыри 4,3 8,0 48,0 32,7 7,0 0,0

Е.А. Баратынский. Бал 7,0 1,3 54,3 25,3 12,0 0,0

Особенностью ямба как у Пушкина, так и у Лермонтова и Баратынского является львиная доля стихов с пропуском только 3-го (предпоследнего) метрического ударения. Эта конструкция, видимо, наиболее естественна для русской поэтической речи и её частота варьируется около 50% у большинства авторов. У Пушкина в произведениях зрелых лет эта доля немного ниже, чем в юности.

Выше по сравнению с хореем в большинстве произведений Пушкина и доля строк со всеми четырьмя метрическими ударениями, а также намного выше частота пиррихиев только во второй стопе, но при этом заметно ниже частота пиррихиев только в первой стопе и одновременно в первой и третьей стопах. Это объясняется особенностью ямба: при наличии пиррихия в первой стопе первое сильное ударение падает на четвёртый слог, а таких конструкций в русском языке заметно меньше, чем тех, когда первое ударение падает на третий слог. Поэтому в ямбе увеличивается доля строк 2-го, 3-го и 4-го типов по сравнению с хореем.

С течением времени ритмические предпочтения Пушкина в ямбе претерпели такие изменения: увеличилось частота стихов типов 1 и 1-3 за счёт некоторого сокращения частот стихов типов 2 и 3, то есть произошёл сдвиг в сторону увеличения разнообразия и гармонии ритма.

5. Ритмика пятистопного ямба

В 1830-е годы ритмические предпочтения Пушкина несколько изменились: в подборке стихов до 20,3% сократилась доля стихов без пропусков метрических ударений, до 32,5% – доля стихов с пропуском только 4-го ударения и при этом возросла доля стихов с пропуском 2-го и 2-4-го ударений (понизилась ударность 2-й стопы и повысилась 3-й), то есть ритм стал разнообразнее при сохранении достаточной чёткости.

Признаться вам, я в пятистопной строчке
Люблю цезуру на второй стопе,
Иначе стих то в яме, то на кочке.

Произведения и тип ямба 1 2 3 4 5 1-4 2-4 Прочие
А.С. Пушкин [8]:
Монах. 1813 г. 7,5 6,2 3,0 35,5 25,5 9,0 10,0 3,0
Стихи 1815 г. 2,5 12,0 1,5 37,7 25,0 5,1 13,8 1,5
Стихи 1819-1822 гг. 4,9 6,3 1,4 35,7 25,9 9,8 14,7 1,4
Стихи 1830-х гг. 5,2 11,8 4,2 32,5 20,3 8,0 16,5 1,4
Домик в Коломне. 1830 г. 4,4 10,0 14,7 27,9 16,3 5,0 14,4 7,2
Гавриилиада 4,7 7,3 2,5 37,8 16,6 9,7 19,7 1,8
В среднем молодой Пушкин 5,0 8,2 2,0 36,3 25,5 8,0 12,8 2,0

П.А. Вяземский. Стихи [9] 5,6 6,9 8,1 33,1 9,4 5,6 25,0 6,8

М.Ю. Лермонтов. Литвинка 9,3 12,0 7,3 27,0 21,3 12,3 9,7 1,0

Итак, Пушкин покаялся перед царём и был прощён, а в дальнейшем старался собирать и уничтожать списки богохульной поэмы. Уважая это стремление, П.А. Вяземский распорядился уничтожить имевшийся в его имении собственноручный список Пушкина, что, по-видимому, и было сделано [12].

Разумеется, сами по себе результаты ритмического исследования могут быть лишь одним из серьёзных аргументов в споре об авторстве того или иного произведения, но не исчерпывающим доказательством, как правило.

Ритмические предпочтения А.С. Пушкина в разных двустопных стихотворных размерах сравнительно устойчивы и не подвержены резким изменениям, хотя и несколько различаются в зависимости от возраста. Эти изменения направлены на увеличение четкости и красоты ритма, гармонии и разнообразия классических ритмических интонаций.

Ссылки и комментарии

Очень интересный анализ творения Пушкина вы произвели. Вы его хорошо знаете, поэтому просьба - расшифровать его строки:
- "Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман".
Что сие значит? Я многим "пушкиноведам" на Прозе задавал этот вопрос, но ответ не получил.

Спасибо за хороший отзыв. Фразу надо понимать так: "нас возвышающий обман - лесть, приукрашивающая нас, "пускающая пыль в глаза" информация. Низкие истины то, что о себе знаешь, но что знать, а тем более от других слышать, неприятно. Это по сути девиз тщеславия. Но заметьте, что речь только о низких истинах, а не о высоких - то есть о высших ценностях. То есть тщеславие ограничено конкретикой, житейским, а не высшим смыслом, который дороже "возвышающего обмана".

Так-то оно так, но почему дороже?
И еще его же - "Обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад". Что сие значит?
У А.Мадорского есть книга о Пушкине "Сатанинские зигзаги Пушкина", написанная на основе писем, дневников поэта и высказываний современников. Не читали?

Да, видела книгу Мадорского, там много преувеличений. Слово и фраза, о которых вы спрашиваете. комментариев не требуют, нет в них никакого "второго дня" или переносного смысла,никаких вывертов.

По материалам писем - да. Объективно - далеко не всё. У каждого своё личное восприятие. Объяснять очевидные слова не имеет смысла.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Творческая деятельность великого русского классика Александра Сергеевича Пушкина насыщена и многоэтапная. Наибольшее влияние на писателя и формирование его художественного стиля оказали русские литературные деятели, которые стали впоследствии идейными вдохновителями и участниками декабристского восстания. Также особо на творчестве Пушкина отразился фольклор России и литература Европы.


Тематика лирики А.С. Пушкина

А.С. Пушкин (1799-1837) является одним из величайших поэтов русской литературы начала XIX в., и его творчество оказало влияние на всю русскую литературу в последующие периоды ее развития. Творчество Пушкина отличается поразительным жанровым, сюжетным и тематическим многообразием, которое наиболее отчетливо и ярко проявилось в лирике поэта. В лирике Пушкина выделяются темы:

✓ философские и др.




Биография и творчество Пушкина

Но стоит обратить внимание на другое обстоятельство, которое нам хорошо известно, но не всегда соотносимо с этим отрывком, ведь все эти периоды биографической Пушкинской жизни были не просто не свободными периодами, а были периодами, организованными не Пушкинской волей: лицей – это решение его родителей; служба в Коллегии иностранных дел – тоже навязанная; юг – это недобровольный перевод по службе; Михайловское – действительная ссылка, которая оканчивается удивительно: Пушкин оказывается единственным официально помилованным ссыльным, что являлось волей императора, а не самого Пушкина. Когда же речь идет о втором Петербургском этапе жизни Пушкина, то мы понимаем, что эта ситуация не меньшей свободы. В 1831 году после женитьбы Пушкина молодожены проводят медовый месяц в Царском Селе, что, вероятно, тоже символично. Пушкин в начале своей новой семейной жизни возвращается в свою юность, в Царское Село. Там же по случаю холеры оказалась царская семья. Николай I

Рис. 1. Император Николай І ()

смотрит на возмужавшего Пушкина и отправляет его на службу в Министерство иностранных дел с особенным заданием: он теперь работает над историей Петра Великого.

Рис. 2. Император Петр Великий ()

Вольнолюбивые мотивы лирики Пушкина

Вольнолюбивая лирика Пушкина освещает проблемы свободы человека вообще в государстве, в жизни, проблему крепостного права. Наиболее активно эта тема развивалась в первый петербургский период его творчества (1817-1820), а также в период южной ссылки в Кишиневе (1822). Вольнолюбивые мотивы наиболее ярко отражены в следующих стихотворениях поэта:

• написано в жанре дружеского послания;

• наряду с дружескими, интимными интонациям используются и пафосные;

• развивается гражданская тема;

• присутствуют мотивы свободы, усыпления и иллюзии, надежды, чести и Родины, дружбы, души;

• противопоставляет идиллическому взгляду на деревенскую жизнь рассуждения на тему трудной жизни и положения крестьян;

• описывает деревню в сентименталистском ключе, но это описание имеет ряд особенностей:

— труд как непременное условие жизни в деревне;

— точность, предметность и конкретность описаний, отсутствие аллегоричности, свойственное сентиментализму;

— динамика в изображении явлений;

• отражение реальных фактов жизни поэта (пребывание в ссылке), которые максимально обобщены в стихотворении;

• использование романтического образа орла, в котором в абстрактной форме предстает свобода, прославляемая в данном стихотворении;

• усиление средствами художественной выразительности — призывами, эпитетами, повторениями, противопоставлениями и др. — центральной антитезы плен — свобода;

• использование дерева как символа смерти и зла;

• осуждение рабства, деспотизма;

• утверждение свободы человеческой личности.

Жанр(от фр.genre – род, вид) – форма, в которой проявляются основные роды литературы – эпос, лирика, драма. (Например, повесть – вид эпического жанра, комедия – вид драматического жанра, послание – вид лирического жанра, поэма – вид лиро-эпического жанра.) Каждый жанр обладает определенным комплексом устойчивых свойств.

Тема дружбы

Тема дружбы занимает в лирике Пушкина значительное место — она проходит через все его творчество. Наиболее ярко выражена эта тема в жанре дружеского послания, которое благодаря Пушкину приобретает большую популярность в русской литературе. Тема дружбы отражена в следующих стихотворениях поэта:

• развивает мотив одиночества;

• дается развернутая характеристика самого Чаадаева как надежного наставника, помощника и тонкого психолога;

• написано во время ссылки в Михайловское, и потому проникнуто мотивом одиночества и грустного настроения;

• использует богатые образы, передающие силу грусти и одиночества (описание пустынной кельи, осенней стужи и т. п.);

• развитие темы дружбы, которое далее выливается в гимн дружбе;

✓ стихи, посвященные Ивану Пущину.

Тема свободы в творчестве Пушкина

Эта работа, которая открыла Пушкину возможность посещения исторических архивов, работы с закрытыми документами, привязывала его к Петербургу, из которого Пушкин хотел уехать куда угодно, но император его не пускал. Единственные две поездки, которые он совершил, это поездка без разрешения на Кавказ в 1829 г., за что был наказан, и единственная официально разрешенная командировка – это поездка в Оренбургскую губернию, когда Пушкин официально работает над сбором материала в связи с историей Пугачевского бунта. Он рвется из Петербурга, и единственное, что ему удается, это Михайловское и Болдино. Представить себе менее несвободную судьбу российского дворянина просто невозможно.

Любовная лирика

Любовная лирика Пушкина принесла поэту известность и популярность в широких кругах и оказала огромное влияние на любовную поэзию многих последующих авторов. На любовные стихи Пушкина было создано огромное количество романсов и песен. Наиболее яркими произведениями любовной лирики поэта являются следующие стихотворения:

• рассказывает историю человеческой жизни и любви, содержит размышления автора на эту тему;

• раскрываются психологические состояния лирического героя и его история любви, которая является основной темой стихотворения;

• имеет четкую стройность изложения: три совершенно равные и контрастирующие между собой части, что отражает этапы чувства и жизни героя;

• необычная композиционная структура, которая заключается в накладывании на один женский образ другого, и идет их противопоставление друг другу в пользу второго образа;

• жанр стихотворения — элегия — воспоминание;

• раскрывает любовь лирического героя, богатую множеством оттенков;

• выражает такие качества поэта, как альтруизм, самопожертвование в любви;

• описывает три временных отрезка, по которым проходит жизнь и любовь и поэта;

• имеет драматизм, не свойственный стихотворению-элегии;

• используется форма монолога-размышления, точно найденная поэтом и подчиняющая себе основной конфликт и образы стихотворения;

• кажущаяся простота языка, интонационно-мелодический ритм которого довольно сложен.

Подражание в творчестве Пушкина

Сначала это будет творчество Батюшкова,


Рис. 8. К.Н. Батюшков ()

Рис. 9. В.А. Жуковский ()

Рис. 10. Ф.Ф. Юрьев

таким образом: нервно сжав листок с рукописью этого стихотворения, заметит, что если этот юнец так и дальше пойдет, то нам на Парнасе больше делать нечего. Те открытия, к которым старшие современники Пушкина шли длительным художественным развитием, этот по сути подросток воспроизводит с необычайной легкостью. Таким образом, перед нами удивительное свойство Пушкина, которое много позже Гнедич

Рис. 11. Н.И. Гнедич ()

в одном из посланий, обращенных Пушкину, неслучайно соотнесет его с Протеем –

древнегреческим мифологическим существом, способным принимать самые разнообразные формы. В итоге перед нами обнаружится изумительная особенность Пушкина художественно проникать не только в стили других авторов, но и в стили других народов и культур. Ведь в последующем он с точностью будет воспроизводить в своем творчестве, скажем, не только миры библейского Ветхого завета,


Рис. 13. Ветхий завет ()

но и книг Корана.

Он изобразит нам Средневековую Англию, Испанию. Поэтому ту удивительную особенность, которую много позже Достоевский

Рис. 15. Ф.М. Достоевский ()

определит как всемирную отзывчивость Пушкина, можно обнаружить в этой необычайной способности Пушкина улавливать и воспроизводить явления окружающего мира, иногда даже чуждые самому Пушкину.

Богами вам еще даны

Златые дни, златые ночи,

И томных дев устремлены

На вас внимательные очи.

Играйте, пойте, о друзья!

Утратьте вечер скоротечный…

Все это сильно напоминает поэтическую мысль Батюшкова с призывом наслаждаться жизнью. А финальная строчка звучит так:

И вашей радости беспечной

Сквозь слезы улыбнуся я.

Тема поэта и поэзии

Тема поэта и поэзии в стихах Пушкина является довольно устойчивой и активно разрабатывалась. Пушкин один из первых в русской литературе XIX в. поднял тему о роли поэта и поэзии в общественной жизни, его влиянии на общество и специфике его взаимоотношений с обществом. Тема поэта и поэзии разрабатывается в следующих стихотворениях поэта:

• отражает общественную ситуацию в указанный период и собственное мироощущение автора;

• имеет мотивы декабристской поэзии;

• проводит мысль о роли поэта и поэзии в обществе через использование библейской образности (образ пророка);

• включает в себя тонкое соединение высокого драматизма, выражающегося через использование монологов и напряженности высказываний, с пушкинским лиризмом, который передается в смене переживаний поэта, философской широте мысли и иносказании;

• предваряет произведения о творце и обществе, созданные в 20-30-е гг. XIX в.;

• описывает будни и труд поэта, раскрывая реалии его жизни, имея в виду не только себя самого, но и поэта вообще;

• указывает на высокое назначение поэта, на возвышенность его духа и натуры;

• носит характер реалистического стихотворения, несмотря на возвышенность стиля и языка и условность образов;

• используется диалогическая форма повествования для передачи высокого драматизма стихотворения;

• дается определение миссии поэта, которая заключается в следующем:

— недопустимость дидактики и морализаторства;

— воспевание высоких идеалов и ценностей, но с опорой на реалистичность изображения;

— свобода творчества, независимость поэта от указаний толпы.

Невзирая на то, что все родственники Пушкина оказались связанные с Петербургом или его окрестностями, родился Пушкин в Москве под самый финал уходящего XVIII века в 1799 году.


Рис. 8. Портрет Пушкина-ребенка (вероятный автор – генерал Ксавье де Местр) ()

И с необходимостью получения образования Пушкин впервые появился в Петербурге в 1811 году.

Рис. 9. Пушкин-лицеист (предполагаемый автор – лицейский учитель рисования С.Г. Чириков, около 1815 г.) ()

Мальчика привез сюда его дядя, в ту пору самый знаменитый поэт из Пушкинского рода, Василий Львович Пушкин.

Рис. 10. В.Л. Пушкин (



)

Юного Александра определили в только что открывающееся оригинальное учебное заведение – Царскосельский императорский лицей, который был со своей историей и идеей. Учебное заведение было закрытого интернатского типа, где мальчики не только учились, но и жили. В связи с тем, что здание не успевали переделать под лицей, учебный год начался только 19 октября. Эта дата станет значимой не только для лицеистов, но и благодаря творчеству Пушкина для всей истории русской поэзии и культуры.

Идею лицея сформулировал император Александр I


Рис. 11. Император Александр I ()

как мысль, связанную с тем, чтобы создать специальное учебное заведение, где можно было бы взрастить новые чиновные кадры для новой реформированной России. Эту самую реформу осуществил в виде лицейского плана М. Сперанский.

Рис. 12. М.М. Сперанский ()


Рис. 13. А.М. Горчаков ()

солицеист Пушкина, оказавшийся уже во второй половине XIX века канцлером России. С другой стороны, совершенно непредсказуемыми оказались судьбы ближайших Пушкинских друзей: Пущина

Рис. 14. И.И. Пущин ()

Рис. 15. В.К. Кюхельбекер ()

Это будущие декабристы, сосланные государственные преступники, которые хотели продлить ту самую идею обновления России. Только вот представление об этих идеях, официальные и собственно декабристские, оказались существенно различными. И уж совсем не предполагаемым стало то, что лицей войдет в историю, в первую очередь, как некая родина русской поэзии. И, действительно, странно, что рядом с Пушкиным оказались не только будущие великие государственные деятели и преступники, но и мальчики, увлеченные поэзией: А.А. Дельвиг,

Рис. 16. А.А. Дельвиг ()

Рис. 17. Н.М. Карамзин ()


Рис. 5. Г.Р. Державин ()

Рис. 6. Екатерининский сад (Источник)

созерцая памятники воинским победам эпохи Екатерины ІІ,

Рис. 7. Императрица Екатерина ІІ ()

Читайте также: