Особенности советско американских отношений кратко

Обновлено: 05.07.2024

Важным событием 1970-х гг. стало возобновление советско-американских встреч на высшем уровне. Они проходили в иной обстановке, чем первая встреча в 1959 г. В начале 1970-х гг. американское руководство признало наличие военно-стратегического паритета СССР и США, т.е. примерное равенство вооружений. Благодаря этому паритету 1970-е гг. вошли в историю как эпоха разрядки международной напряженности.

В ходе переговоров руководителей СССР и США были подписаны договоры, которые явились важным шагом человечества к безопасности. Среди договоров, заключенных в 1970-е гг., первостепенную важность имели Договор по ограничению стратегических вооружений (ОСВ-1), заключенный в Москве в 1972 г. во время первой встречи Л.И.Брежнева и Р.Никсона и Договор ОСВ-2 (1979 г.). Эти договоры установили потолки, выше которых нельзя было наращивать стратегические наступательные вооружения. В 1972 г. был подписан Договор по противоракетной обороне (ПРО), по которому СССР и США получили право на создание двух зон противоракетной обороны в жизненно важных районах. В 1974 г. был подписан дополнительный протокол к Договору. В соответствии с ним количество таких зон у обеих сторон было сокращено до одной. Американцы выбрали для этой цели базу тяжелых межконтинентальных баллистических ракет Гранд-Форкс, СССР -- Москву. Наконец, были подписаны два договора, касающиеся ядерных испытаний -- Договор 1974 г. об ограничении подземных испытаний ядерного оружия и Договор 1976 г. о подземных ядерных взрывах в мирных целях.

Отношения СССР с социалистическими странами

*Страны, вошедшие в СЭВ и ОВД.

Содружество представляло собой важную политическую, экономическую и военную силу современной истории мира. Особенно ярко углубление социалистического сотрудничества проявилось в курсе наинтеграцию (объединение) экономических систем. В 1971 г. в рамках СЭВ была принята Комплексная программа социально-экономической интеграции, предусматривавшая международную социалистическую специализацию (международное разделение труда), создание единого рынка социалистических стран, сближение народнохозяйственных структур, валютных систем, координацию планов, создание крупных интернациональных предприятий. Это соответствовало интеграционной тенденции капиталистических стран, проявившейся в создании транснациональных корпораций, а также курсе на экономическое объединение западных стран в системе Общего рынка.




Важным событием 1970-х гг. стало возобновление советско-американских встреч на высшем уровне. Они проходили в иной обстановке, чем первая встреча в 1959 г. В начале 1970-х гг. американское руководство признало наличие военно-стратегического паритета СССР и США, т.е. примерное равенство вооружений. Благодаря этому паритету 1970-е гг. вошли в историю как эпоха разрядки международной напряженности.

В ходе переговоров руководителей СССР и США были подписаны договоры, которые явились важным шагом человечества к безопасности. Среди договоров, заключенных в 1970-е гг., первостепенную важность имели Договор по ограничению стратегических вооружений (ОСВ-1), заключенный в Москве в 1972 г. во время первой встречи Л.И.Брежнева и Р.Никсона и Договор ОСВ-2 (1979 г.). Эти договоры установили потолки, выше которых нельзя было наращивать стратегические наступательные вооружения. В 1972 г. был подписан Договор по противоракетной обороне (ПРО), по которому СССР и США получили право на создание двух зон противоракетной обороны в жизненно важных районах. В 1974 г. был подписан дополнительный протокол к Договору. В соответствии с ним количество таких зон у обеих сторон было сокращено до одной. Американцы выбрали для этой цели базу тяжелых межконтинентальных баллистических ракет Гранд-Форкс, СССР -- Москву. Наконец, были подписаны два договора, касающиеся ядерных испытаний -- Договор 1974 г. об ограничении подземных испытаний ядерного оружия и Договор 1976 г. о подземных ядерных взрывах в мирных целях.

Отношения СССР с социалистическими странами

*Страны, вошедшие в СЭВ и ОВД.

Содружество представляло собой важную политическую, экономическую и военную силу современной истории мира. Особенно ярко углубление социалистического сотрудничества проявилось в курсе наинтеграцию (объединение) экономических систем. В 1971 г. в рамках СЭВ была принята Комплексная программа социально-экономической интеграции, предусматривавшая международную социалистическую специализацию (международное разделение труда), создание единого рынка социалистических стран, сближение народнохозяйственных структур, валютных систем, координацию планов, создание крупных интернациональных предприятий. Это соответствовало интеграционной тенденции капиталистических стран, проявившейся в создании транснациональных корпораций, а также курсе на экономическое объединение западных стран в системе Общего рынка.

Советско-американские отношения – это отношения, которые сложились между США и СССР в политической и экономической сфере.

Установление советской власти прошло незаметно для США. В то время Америка играла несущественную роль в делах Российской империи. Большевики стремились заручиться поддержкой крупной державы. Со своей стороны они предложили ряд выгодных условий для американских бизнесменов на территории Союза. Но судя по всему, это предложение не было рассмотрено.

Благодаря усилиям Мартенса в качестве официального представителя РСФСР, в США было создано просоветское лобби. Этот шаг наконец привлек интерес американских предпринимателей. Более 100 фирм вошли в Американскую коммерческую организацию, которая способствовала установлению торговых отношений между странами.

Советская власть укрепляла свои позиции, поэтому Западная Европа начала постепенный процесс признания нового строя и нового государства. Американская элита долгое время не соглашалась с изменениями, требуя возврата долгов царской России. Для предпринимателей и американских рабочих коммуникация с Союзом была выгодной. Вопрос о признании Союза широко обсуждался в средствах массовой информации США.

Советско-американские отношения с 1985 по 1991 год

В марте 1985 года умер Черненко. Пост генерального секретаря ЦК КПСС занял Михаил Горбачев. Он стал относительно молодым руководителем, получившим поддержку ветеранов власти. Последние осознавали, что консервативный подход в существующих условиях уже не работает. Также стало понятно, что конфронтация с Западом не выгодна. Надо было сосредоточиться на внутренних проблемах, которые назрели к середине 80-х годов.

Готовые работы на аналогичную тему

Переговоры между СССР и США в то время затрагивали вопросы ядерного вооружения и использования мирного атома. В 1985 году СССР пошел на беспрецедентный шаг, подписав в рамках работы МАГАТЭ соглашение, по которому разрешил взять под контроль некоторые советские реакторы.

Москва с этого момента и почти до начала 2000-х годов демонстрировала желание сблизиться со странами Запада. Зашел разговор о проведении встречи между лидерами двух держав на нейтральной территории. Встреча состоялась в ноябре 1985 года. Далее последовала череда саммитов, которая затрагивала в основном вопрос контроля над вооружением. Обе стороны негласно согласились подчинить военно-технические вопросы политическим.

Горбачев подвергся давлению внутри правительства. Не все разделяли его точку зрения. Он стремился реализовать крупный внешнеполитический успех, чтобы укрепить свои позиции во власти. Несмотря на то, что первая встреча Горбачева и Рейгана не дала существенных результатов, она стала толчком к изменению в международно-политических тенденциях того времени.

Советско-американский саммит 1986 году в Рейкьявике привел к тому, что советская сторона согласилась вывести советские ракеты средней дальности из Европы, но при условии, что США сделают тоже самое. Предполагалось, что ракеты не будут уничтожены, а будут переведены на Урал. Относительно ракет дальнего радиуса действия было решено сократить их количество вдвое в течение последующих нескольких лет.

Москва пошла на уступки и по ядерной программе относительно положения Англии и Франции. США в свою очередь оказались не готовы принять предложение СССР. Правительство Америки предложило в течение 10 лет полностью уничтожить ракеты, но установить ПРО с целью защиты от таких ракет. Советские власти предложили полностью отказаться от ядерного оружия, на что Рейган ответил молчанием и покинул комнату переговоров.

В 1987 году наметились серьезные преобразования в структуре СССР, поэтому был предложен и новый курс переговоров по военным вопросам с США. Зимой этого же года в Вашингтоне состоялась встреча Горбачева и Рейгана, где они подписали Договор о ликвидации раке средней и меньшей дальности в течение 3 лет. Все это подкреплялось документом, утвердившим порядок контроля над выполнением договоренностей.

Сегодня отношения между странами вновь можно назвать напряженными. Россия рассматривается Штатами в качестве соперника или угрозы мировой стабильности, что негативным образом сказывается на имидже страны и на ее отношениях с США и другими развитыми странами Запада.

Особенности советско-американских отношений после Карибского кризиса

Внешняя политика обеих супердержав, несомненно, должна была учитывать те, довольно заметные, изменения, произошедшие в обеих блоках за послевоенный период. Немало написано об изменениях во внешней политике СССР в связи с изменениями высшего партийно-государственного руководства — Сталин, Хрущев, Брежнев. Изменения, конечно, были. Однако руководство внешней политикой оставалось в руках тех же лиц, в частности министра иностранных дел СССР Андрея Громыко. И это накладывало на нее заметный отпечаток. Поэтому — несколько слов о Громыко и его политических убеждениях.

И хотя отношения между двумя супердержавами никак нельзя было назвать благоприятными, убийство президента Кеннеди в Далласе (штат Техас) 22 ноября 1963 г. было для СССР неприятной новостью.

Начало американской войны во Вьетнаме стал серьезным тормозом на пути решения насущных проблем в советско-американских отношениях. Враждебная США кампания в советских средствах массовой информации тормозила в переговоры о сокращении стратегических вооружений, затягивала ратификацию заключенных соглашений, сковывала торговые отношения между Востоком и Западом, в которых советская сторона была заинтересована больше, чем Запад. Хотя обе стороны, понимая важность взаимного диалога, не позволяли себе доказывать отношения к стадии опасного конфликта.

В начале 1967 г. завершились важные переговоры по сотрудничеству в космосе. 27 января 1967г. правительства США, СССР и Великобритании подписали одновременно в Вашингтоне, Москве и Лондоне Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела.

Израильский удар против Египта, Сирии и Иордании в июне 1967 г. еще более осложнил советско-американские отношения. Однако, несмотря на взаимную враждебную риторику, стороны и теперь понимали необходимость совместной договоренности по жизненно важных и выгодных для обеих сторон вопросах. Так, во время чрезвычайной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, созванной в связи с израильской агрессией, глава советского правительства А. Косыгин и президент Л. Джонсон воспользовались возможностью и 23 и 25 октября 1967 встретились в Гласборо для обсуждения важнейших вопросов. И хотя во время встречи конкретно решено ничего не было (на это никто и не рассчитывал), обмен мнениями дал толчок для переговоров об ограничении стратегических наступательных вооружений и системе ПРО, договоры о чем были заключены между СССР и США в 1972 г.

Принимая противозачаточное средство можно избежать беременности.

Очень важный Договор между США, СССР и Великобританией о нераспространении ядерного оружия, подписанный 12 июня 1968г. в Москве, Вашингтоне и Лондоне, был задержан, с ратификацией США, в связи с агрессией странами Варшавского договора против Чехословакии, начавшейся 20 августа того же года.

В целом же, несмотря на напряженные отношения между СССР и США в связи с названными международными осложнениями, за период президентства Джонсона между СССР и СШ А было заключено различных сделок больше, чем за 30 лет с момента установления между ними дипломатических отношений (1933 г.). Объективно это можно было назвать немалым достижением.

Госсекретарь США Хиллари Клинтон 12 октября в рамках своего европейского турне прибывает в Россию, где обсудит новую конфигурацию национальной ПРО, новый договор по СНВ и актуальные международные проблемы

Госсекретарь США Хиллари Клинтон 12 октября в рамках своего европейского турне прибывает в Россию, где обсудит новую конфигурацию национальной ПРО, новый договор по СНВ и актуальные международные проблемы. Клинтон встретится с президентом России Дмитрием Медведевым, а также проведет переговоры с главой МИД РФ Сергеем Лавровым.

После Октябрьской революции 1917 года Соединенные Штаты Америки отказались признать советское правительство. Импульс началу нового политического диалога дали торговые связи, установившиеся между двумя странами в конце 1920‑х – начале 1930‑х годов. В нормализации отношений с Советским Союзом сыграла существенную роль заинтересованность деловых кругов США в торговле с Советским государством.

10 октября 1933 года президент США Франклин Рузвельт направил послание председателю Центрального исполнительного комитета СССР Михаилу Калинину по вопросу установления дипломатических отношений между США и СССР. Ответное послание было направлено в США 17 октября 1933 года.

16 ноября 1933 года народный комиссар иностранных дел СССР Максим Литвинов и президент США Франклин Рузвельт обменялись нотами об установлении дипломатических отношений между двумя странами. Первым полпредом СССР в США был назначен видный советский дипломат Александр Трояновский, а первым американским послом в Советской России стал Уильям Буллит.

13 июля 1935 года было заключено первое Соглашение о торговых взаимоотношениях между СССР и США.

4 августа 1937 года было заключено Соглашение о торговых отношениях между СССР и США, согласно которому стороны предоставили друг другу режим наибольшего благоприятствования во взаимной торговле.

В годы Второй мировой войны СССР и США были союзниками и активно сотрудничали в рамках Антигитлеровской коалиции. После нападения фашистской Германии на СССР 22 июня 1941 года американское правительство приняло решение об оказании экономического содействия Советскому Союзу в борьбе с фашистами.

В период Второй мировой войны США оказывали помощь странам‑союзницам по антигитлеровской коалиции, осуществляя поставки по ленд‑лизу (англ. lend‑lease, от lend ‑ давать взаймы и lease ‑ сдавать в аренду). Официально переговоры по ленд‑лизу с СССР начались 29 сентября 1941 года. Президент США Франклин Рузвельт направил в Москву своего представителя Аверелла Гарримана. 1 октября 1941 года Гарриман подписал первый протокол о поставках Советскому Союзу на сумму 1 миллиард долларов на срок девять месяцев. 7 ноября 1941 года Рузвельт подписал документ о распространении ленд‑лиза на СССР. Первые поставки в Советский Союз по ленд‑лизу начались уже в октябре 1941 года.

6 июня 1944 года англо‑американский воздушный и морской десанты высадились в Нормандии. Тем самым был открыт второй фронт. 25 апреля 1945 года подразделения 58‑й гвардейской стрелковой дивизии I Украинского фронта и 69‑й пехотной дивизии армии США встретились на реке Эльба близ немецкого города Торгау.

Огромное значение для решения вопросов ведения войны и послевоенного устройства мира имели Тегеранская (ноябрь 1943 года), Ялтинская (февраль 1945 года) и Потсдамская (июль – август 1945 года) конференции глав правительств СССР, США и Великобритании.

После завершения Второй мировой войны, когда мир фактически разделился на сферы влияния двух блоков с разными социально‑политическими системами, между СССР и США началась "холодная война", продолжавшаяся более 40 лет. Были созданы военно‑политический блок НАТО и организация Варшавского договора. Соперничество СССР и США неизбежно вело к наращиванию вооружений обоими блоками. Началась гонка ракетно‑ядерных вооружений, которая привела к крайнему напряжению экономики обоих блоков, а также к жесткой дипломатической конфронтации.

Наиболее драматичной страницей истории послевоенных советско‑американских отношений является Карибский кризис (октябрь 1962 года), который возник после размещения на Кубе советских баллистических ракет. Этот шаг рассматривался советским руководством в качестве ответа на размещение американских ракет в Турции и Италии, а также на угрозы вторжения американских войск на Кубу. Войска США и их союзников были приведены в боевую готовность. В ответ в боевую готовность были приведены советские войска. Кризис, поставивший мир на грань ядерной войны, был ликвидирован вследствие трезвой позиции, занятой высшими руководителями СССР во главе с Никитой Хрущёвым и США во главе с президентом Джоном Кеннеди.

Карибский кризис заставил лидеров сверхдержав осознать, что их противостояние может привести человечество к гибели. Подойдя к опасной черте, "холодная война" пошла на спад. СССР и США впервые заговорили об ограничении гонки вооружений.

В конце 1960‑х годов руководители СССР и США пришли к пониманию необходимости нормализации политического диалога. В тот период был подписан целый ряд важных двусторонних документов, таких как меморандум об установлении линии прямой связи между Кремлем и Белым домом (1963), Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963), Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967), Договор о нераспространении ядерного оружия (1968).

В 1970‑х годах в ходе встреч на высшем уровне были приняты двусторонние обязательства по вопросам предотвращения ядерной войны, ограничения стратегических вооружений и разоружения.

В 1971 году было подписано Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США.

В 1972 году были подписаны Договор об ограничении систем противоракетной обороны, а также Временное соглашение между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ‑1).

В 1974 году СССР и США подписали Договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия и Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ‑2).

В то же время в декабре 1974 года конгресс США принял поправку Джексона‑Вэника (The Jackson‑Vanik Amendment) к "Закону о торговле" США, в соответствии с которой запрещалось предоставлять режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставлять государственные кредиты и кредитные гарантии странам, которые нарушают или серьёзно ограничивают права своих граждан на эмиграцию.Формально эта норма была введена из‑за ограничений на эмиграцию советских граждан. После 1985 года и в условиях свободного выезда и эмиграции граждан СССР (а с 1991 года ‑ Российской Федерации) поправка утеряла свое значение, но официально не была отменена.

В июле 1975 года в рамках международной космической программы "Союз‑Аполлон" была осуществлена стыковка кораблей "Союз" и "Аполлон", которая стала первым крупным мероприятием в рамках российско‑американского космического сотрудничества.

После ввода советских войск в Афганистан в 1979 году администрацией США во главе с президентом Картером была разработана так называемая "доктрина Картера", состоящая из ряда мер политического и экономического воздействия на Советский Союз и его внешнюю политику. Были установлены эмбарго на поставки зерна в СССР; сокращался обмен в культурной, научной и технической областях; большинство западных держав бойкотировали Олимпийские игры в Москве 1980 года.

("Энциклопедия российско‑американских отношений XVIII –XX века" М. "Международные отношения" 2001 г. с. 597, 648‑649; Дипломатический словарь. Издательство "Наука" М. 1986 г. стр. 536)

После провозглашения в СССР курса на перестройку в ноябре 1985 года в Женеве состоялся советско‑американский саммит, в ходе которого состоялась встреча руководителя СССР Михаила Горбачева и президента США Рональда Рейгана. По инициативе советской стороны две державы приступили к обсуждению конкретных формул радикального сокращения своего ядерного потенциала. Результатом переговоров стал Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности, выработка которого завершилась в 1987 году.

В 1991 году был также подписан первый Договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ‑1).

В декабре 1989 года Михаил Горбачев и новый президент США Джордж Буш смогли обсудить ситуацию фактического прекращения "холодной войны".

Черта под периодом "холодной войны" была окончательно подведена лишь в 1991 году после распада СССР.

В июне 1992 года состоялся первый государственный визит Президента России Бориса Ельцина в США. В январе 1993 года в Москве побывал американский президент Дж. Буш‑старший. Итогом переговоров стало подписание Договора о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ‑2).

В июне 1997 года в городе Денвер (штат Колорадо) состоялся саммит "Группы восьми", на котором Россия впервые была полноправным участником в обсуждении практически всех вопросов повестки дня.

31 октября 2000 года на созданной совместными усилиями международной космической станции (МКС) приступил к работе первый российско‑американский экипаж.

В ноябре 2001 года на встрече российского и американского президентов Владимира Путина и Джорджа Буша в США было зафиксировано вступление обеих стран на путь новых отношений и преодоление наследия "холодной войны".

В 2002 году Министерство торговли США приняло решение о признании с 1 апреля 2002 года рыночного статуса российской экономики по американскому торговому законодательству.

В мае 2002 года в ходе визита Джорджа Буша в Москву были подписаны Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов и Декларация о новых стратегических отношениях. Последовавшее вскоре формальное объявление о выходе США из Договора по ПРО не отразилось на состоянии отношений между двумя странами. Единственным последствием стало заявление России о том, что она не будет считать себя связанной условиями Договора СНВ-2. Однако тесное сотрудничество России и США в вопросе разоружения было продолжено.

3 июля 2007 года было принято Заявление о совместных действиях по развитию ядерной энергетики во всем мире и укреплению режима ядерного нераспространения.

6 апреля 2008 года после переговоров президента РФ Владимира Путина и главы администрации США Джорджа Буша была принята Сочинская декларация, в которой была подтверждена договоренность о намерении России и США выработать новое соглашение взамен договора СНВ. В принятом документе отмечается, что стороны намерены сотрудничать по ряду других военно‑политических вопросов: ДОВСЕ, распространению ядерных технологий, борьбе с международным терроризмом. В Декларации содержатся как принципы взаимодействия ‑ равноправие, взаимная выгода, учет интересов друг друга, так и конкретные сферы сотрудничества: продолжение экономического диалога, расширение возможностей для двустороннего инвестирования, вопрос о присоединении РФ к ВТО, отмена поправки Джексона‑Вэника, борьба с глобальным потеплением.

В Сочинской декларации отмечалось, что Россия и США ". полны решимости работать вместе, а также с другими государствами, для решения задач, связанных с глобальными вызовами 21‑го века, переводя российско‑американские отношения из состояния стратегического соперничества в стратегическое партнерство".

Поддержка Вашингтоном грузинской агрессии в августе 2008 года против российских миротворцев и мирных жителей Южной Осетии привела к осложнению российско‑американских отношений.

6‑8 июля 2009 года президент США Барак Обама посетил Россию с первым государственным визитом.

Главным итогом визита стало подписание Россией и США рамочного соглашения по стратегическим наступательным вооружениям (СНВ), которое станет основой для нового договора по СНВ. Согласно параметрам будущего Договора, стороны намерены сократить почти в два раза количество ядерных боезарядов ‑ до 1500‑1675 единиц и их носителей ‑ до 500‑1100 единиц.

Важным достижением саммита также стало заключение соглашения о военном транзите в Афганистан, в котором идет речь как о наземном, так и о воздушном транзите. В соответствии с документом предполагается осуществление перевозок через территорию РФ различных грузов.

23 сентября 2009 года Дмитрий Медведев и Барак Обама провели двусторонние переговоры в Нью‑Йорке, в ходе которых лидеры двух стран обсудили целый комплекс вопросов, в частности, изменения планов США по ПРО и иранскую ядерную проблему.

Читайте также: