Введение в риторику кратко

Обновлено: 02.07.2024

Нам кажется, что очень многое, чем мы сейчас владеем, - это достояние нашего века, то есть конца 20-го. Ну, вот мы говорим о том, что лекция - это коммуникация с обратной связью, связью, которая осуществляется через звуковые и слуховые каналы. На самом деле, в древности уже над этим задумывались, только не называли коммуникацией с обратной связью. А естественно, что каждый оратор думал о том, какой отзвук его выступление встречает в аудитории. Это совершенно естественно. И он смотрел на аудиторию, улавливал настроения вот, и по репликам, по возникшему шуму он судил о том, доходят его слова или не доходят. Вот так.

Теперь. Древние в древности задумывались над очень интересными проблемами, которые волнуют нас с вами. Что делает оратора: природный дар или же специальная подготовка? То есть, иными словами вот, natura (природа) делает оратора (по-гречески -φύσις [фЮзис], ну, отсюда - "физика", "фюзис" вот) или же специальная подготовка? По-латыни - ars (искусство). По-гречески - νομός [нОмос]; слово многозначное: первое значение у "номос" - это "закон". Вот. Что делает оратор? Цицерон сказал одну фразу; она сделалась крылатой вот; он сказал ее неосторожно; и многие понимают ее прямолинейно. Он сказал так: "Poetae nascuntur, oratores fiunt" ("Поэтами рождаются, ораторами становятся"). И вот некоторые наивные люди думают, что любой человек, поднатужившись и получив специальную подготовку, может стать оратором.

Заметьте: три наши скромные встречи называю не ораторским искусством, а мастерством устной речи, и делаю это совершенно сознательно. Вот какая ситуация получилась: мы не стыдимся с вами признаться в отсутствии у нас или у кого-нибудь, так сказать, высоко стоящих на социальной лестнице людей, отсутствия музыкального дара, дара художника, дара скульптора, и почему-то застеснялись признать в себе отсутствие дара слова. Ну, одно время так примитивно у нас считалось: если ты стоишь во главе партии, государства, ты уже автоматически делаешься великим оратором. Вот. Ну, к счастью, недобрые времена прошли, но до сих пор все-таки мы стыдимся признать то, что может отсутствовать дар слова. Ничего позорного в этом нет. Присутствуют, наверное, другие какие-то таланты.

Только вывод один: коли скоро чувство, что дара слова нет, как же нужно над собой работать? И вот мне представляется, что ораторское искусство слагается из двух компонентов: во-первых, из природных данных, таланта, плюс - плюс мастерство. А из чего состоит мастерство? Мастерство состоит из знаний, навыков, умений. А и знаниями, и навыками, и умениями может овладеть любой из нас. Вот сочетание мастерства с природным талантом и делает человека оратором по существу. Но мы не ставим перед собой такой задачи - стать ораторами. Вот. Мы люди говорящих профессий, поэтому нам нужно овладеть мастерством.

Далее. Очень интересные цели ставились в античности перед ораторским искусством. Ну, первая цель такая: docere [доцЭрэ] (ну, отсюда - "доцент", естественно). Docere - "научить"; ну, строго говоря, не столько научить, сколько сообщить определенную сумму информации или идеи. Docere. Вторая - movere [мовЭрэ]. Ну, английское "move" - отсюда, производные слова - "мотор" и прочие. Movere - "подвинуть", "возбудить как-то". То есть, иными словами, то, что дается в виде информации, не должно быть самоцелью, а должно побудить слушателей к чему-то такому. Movere - "побудить". И третья задача - delectare [дэлектАрэ]. Delectare. Delectare - "усладить". Ну, и здесь, конечно, у вас может быть чувство внутреннего протеста: ну, у нас серьезная, мол, материя; нужно ли еще услаждать наших слушателей, в основном студентов? Ну, услаждение здесь, конечно, понимается очень широко, как эстетическое удовлетворение от выступлений. Вот.

(. )Уже в древности в риторике были заложены и развивались как бы параллельно две тенденции. Одна тенденция - это теоретико-практическое осмысление искусства слова, когда искусство слова опирается на науку, в какой бы стадии развития она ни была: психологию, социологию и так далее. А второе направление - догматическое, которое сводило ораторское искусство к сумме, механической сумме, определенных правил. И вот у нас (. )Знания. Ну, и соответствующий научный уровень. Будешь знать свой предмет - все остальное приложится: появится нужное (. )То главным разделом в моей работе были бы знаменитые [флЁрэс элёкВэнциэ] - . [флЁрэс элёкВэнциэ]. .


Учебное пособие предназначено для студентов нефилологических вузов, изучивших основы культуры речи и совершенствующих далее свое речевое мастерство. Особое внимание в пособии уделяется вопросноответной форме коммуникации и деловой риторике, то есть умению вести переговоры, в т.ч. телефонные, поддерживать деловую беседу, выступать с докладом и т.п. Пособие включает конспект лекций, контрольные задания, методические рекомендации по их выполнению и глоссарий по дисциплине.

Оглавление

  • Введение
  • Тема 1.. Риторика как наука и искусство
  • Тема 2.. Краткая история риторики
  • Тема 3.. Язык, речь, речевая деятельность

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Риторика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Риторика как наука и искусство

Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению.

Понятие риторики как науки. Предмет и задачи риторики

В античном понимании риторика — это красноречие, теория красноречия, наука об ораторском искусстве. Риторика возникла в Греции в V в до н.э., сложилась в систему в III–II вв. до н.э. и получила свое развитие в Риме в I в. до н.э. Базой риторики считаются основы таких наук, как философия, логика, педагогика, лингвистика, психология, этика и эстетика. С развитием этих наук менялось и представление о риторике. В Древней Греции риторику определяли как искусство убеждать слушателей. В Риме — как искусство хорошо и красиво говорить (ars bene dicendi). В Средние века риторику рассматривали как искусство украшения устной и письменной речи (ars ornandi). В русской риторической науке прослеживается древнегреческая традиция определения риторики как искусства убеждения.

Видоизменялись и цели риторики. Античная риторика родилась из практики общественно-политических и судебных речей. В Средние века риторика была ориентирована на написание писем и религиозных проповедей. В эпоху Возрождения она распространилась на всю область художественной прозы, стала частью гуманитарного образования, и овладение основами красноречия считалось признаком высокой образованности и культуры.

Риторику в широком смысле называют неориторикой (термин введен профессором Брюссельского университета Х. Перельманом в 1958 году) или общей риторикой. Ее развитие вызвано появлением новых языковедческих наук — лингвистики текста, семиотики, герменевтики, теории речевой деятельности, психолингвистики. Неориторика занимается поиском путей практического применения этих дисциплин, разрабатывается на стыке языкознания, теории литературы, логики, философии, этики, эстетики, психологии.

В теории современного красноречия возрождается древнее первоначальное ядро — концепт убеждения, рассматриваются формы и методы воздействия средствами устной и письменной речи. Цель обновленной риторики — определение наилучших вариантов, оптимальных алгоритмов общения. Например, исследуются роли участников диалога, механизмы порождения речи, языковые предпочтения говорящих и т.п. Таким образом, неориторика — это наука об убеждающей коммуникации.

Риторика как наука выполняет следующие задачи:

1) поиск оптимальных алгоритмов общения, взаимопонимания в условиях современного общества;

2) исследование форм и механизмов речи;

3) формирование языковой личности;

4) совершенствование культуры речи;

5) совершенствование речевого самовыражения;

6) моделирование процессов общения.

Понятие ораторского искусства

Ораторское искусство в его современном понимании представляет собой совокупность знаний и навыков, необходимых для подготовки и произнесения публичной речи с целью наиболее полного выражения коммуникативного намерения говорящего и произведения на аудиторию желаемого впечатления.

В риторике наука и искусство составляют сложный сплав, единство. Именно поэтому вслед за ораторами — людьми, способными сколь угодно долго красиво и содержательно говорить на любую предложенную тему, в Древней Греции стали появляться риторы — учителя красноречия, которые разрабатывали теорию риторики как науки, и логографы — составители речей для тех, кто не обладал подобным даром.

Роды и виды красноречия

По объему рассматриваемых проблем риторику можно разделить на общую риторику, в которой излагаются риторические правила работы над планом, содержанием и композицией речи, над языковым выражением мысли и приемами публичного выступления; и частные риторики, в которых рассматриваются правила речи применительно к определенной области человеческой деятельности: политической, научной, юридической, дипломатической и др.

Современное ораторское искусство выделяет пять родов красноречия: общественно-политическое, академическое, судебное (юридическое), социально-бытовое, богословско-церковное. Некоторые ученые в отдельный род выделяют военное красноерчие.

В пределах каждого рода выделяются жанры ораторского искусства, которые определяются целевой установкой выступления и составом аудитории (табл. 2.1).

Таблица 2.1. Роды и виды красноречия


Грамматика и риторика связываются через стилистику. Стилистика предполагается как правильность речи, так и ее привлекательность.

Система классической риторики охватывала процесс от начальной подготовки публичной речи до ее исполнения и состояла из пяти частей. Эта структура, которая называется риторическим каноном, прослеживается и в современной общей риторике:

2. Диспозиция (лат. расположение) предусматривает выбор жанра публичного выступления, составление плана, композиции текста. Композиция есть логика развития темы. Предполагает перегруппировку идей и их построение в том порядке, в каком они бы выполнили главную задачу речи.

Конечно, не существует универсальных правил построения публичного выступления. Композиция будет меняться в зависимости от темы, цели и задач, стоящих перед оратором, от состава слушателей.

Основное правило композиции — логическая последовательность и стройность изложения материала.

3. Элокуция (лат. словесное выражение) — это этап словесного оформления речи. Третья часть риторики рассматривает учение об отборе слов и их сочетании, о тропах и риторических фигурах, о стилях речи, об использовании изобразительных средств языка. Важен смысловой, семантический, стилистический, звуковой отбор слов.

4. Меморио (лат. запоминание) — учение о памяти оратора, приемах запоминания текста и его воспроизведения.

5. Акцио (лат. произнесение, исполнение) — произнесение речи на публике, владение средствами выразительности устной речи, рекомендации по установлению контакта с аудиторией, манерах поведения оратора в аудитории. Предполагает владение техникой речи.

Этос, пафос и логос как основные категории классической риторики

Приведенная выше схема есть методика подготовки устной речи и ее произношения. Существует другая схема, в которой затрагивается действительность, речь превращается в процесс общественной жизни.

Пафосом принято называть намерение, замысел создателя речи, имеющего цель развить перед получателем определенную и интересующую его тему. Пафос побуждает аудиторию переживать предмет речи. Учеными выделяются три основных вида риторического пафоса: сентиментальный, героико — романтический и реалистический 2 . Пафос ограничивается категорией этоса с одной стороны, т.е. может реализоваться лишь в пределах ее места и времени. Другим ограничением пафоса являются словесные средства, которыми располагает создатель для установления контакта с получателем речи.

Логосом принято называть словесные средства, использованные создателем речи в данной речи при реализации замысла речи. Логос требует, помимо воплощения замысла, использовать такие словесные средства, понимание которых было бы доступно получателю речи.

Таким образом, этос создает условия для речи, пафос — источник создания смысла речи, а логос — словесное воплощение пафоса на условиях этоса.

Проиллюстрируем это на примерах: Франциск Асизский проповедовал птицам. Его пафос был ничем не стеснен, но птицы не предложили проповеднику никаких условий этоса, и поэтому само воплощение пафоса в логос в проповеди никого не затронуло. Вот пример чистого пафоса.

Гулливер попал в страну Гуингмов. Гуингмы — существа вежливые, они позволяли Гулливеру говорить, но он не знал языка гуингмов, поэтому не мог им объяснить своих мыслей. Вот пример нужды в логосе.

Это литературные примеры. Теперь жизненный пример. Собрание назначается в определенном месте, в определенное время и на определенную тему. Это — этос. Замысел речи у участника собрания должен быть им продуман в связи со временем, местом и темой собрания. Это пафос. Участники собрания должны применять только те языковые средства, которые понятны всем. Так, на ученом совете Киевского университета можно выступать и по-украински, и по — русски, а на ученом совете Колумбийского университета можно построить речь только по-английски. Это логос.

Три основные категории риторики — этос, пафос, логос — находятся в связи друг с другом и как бы переходят одна в другую.

«Были использованы два метода чтения книг (лекций) по свободным искусствам.

Мы убеждены, что педагогическое общение – это диалог, поэтому чтение лекций не должно превращаться в диктант, тем более в университете. В то же время нецелесообразно говорить так быстро, что слушатели ничего не успевали бы зафиксировать: тогда не понятно, для кого произносится речь. Важно выбирать некий средний вариант, когда студент и слушает с удовольствием, и успевает записать то, что считает для себя важным. Кроме того, знание лекций недостаточно для полноценного освоения дисциплины. Необходима большая самостоятельная работа, связанная как с чтением теоретических источников, так и с многочисленными упражнениями, направленными на самосовершенствование. Впрочем, это уже вопросы педагогической риторики, освещение которых – предмет других лекций.

В конце каждой лекции приводится список литературы, которая значительно дополняет лекционный материал и поэтому рекомендуется студентам для прочтения. Мы включаем в этот список, если необходимо, и диссертационные работы / авторефераты, которые сейчас благодаря Интернету доступны для прочтения. Список рекомендуемой литературы вовсе не означает, что студент должен прочесть все указанные в нем первоисточники и что он не может выбирать другие публикации. Однако прочтение одного или двух источников (в зависимости от объема) по теме каждой лекции, умение выразить собственное мнение о прочитанном обязательны для отличной оценки на экзамене.

Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ В РИТОРИКУ.

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РИТОРИКИ

В АСПЕКТЕ УЧЕНИЯ О РИТОРИЧЕСКОМ ИДЕАЛЕ

I. Риторика как наука об эффективной речи, ее соотношение с красноречием и ораторским искусством.

II. Риторика общая и частная, теоретическая и прикладная.

Лекция 2. РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ И

НРАВСТВЕННЫЙ КОДЕКС ОРАТОРА

II. Понятие речевого жанра и типы речевых жанров.

III. Риторическая этика как руководство при выборе речевых стратегий и тактик. Принципы (общие, частные) эффективного общения, их отображение в русских паремиях и взаимосвязь с коммуникативными качествами хорошей речи.

Лекция 3. КЛАССИЧЕСКИЙ РИТОРИЧЕСКИЙ КАНОН И ЕГО ЭТАПЫ. ИЗОБРЕТЕНИЕ РЕЧИ (ИНВЕНЦИЯ)

I. Понятие риторического канона и его этапы.

II. Последовательность работы на этапе инвенции: анализ аудитории и предполагаемой ситуации; выбор проблемы, темы речи и формулировка цели; проработка основных понятий речи, ее содержания по топам, поиск, изучение, подбор и систематизация материала по теме речи.

Лекция 4. РАСПОЛОЖЕНИЕ РЕЧИ (ДИСПОЗИЦИЯ) И

ИСКУССТВО АРГУМЕНТАЦИИ

I. Понятие диспозиции. Основные принципы выбора и расположения материала.

II. Составление плана речи.

III. Дискуссионные вопросы о развернутой композиционной схемы построения речи и требования, предъявляемые к ее компонентам.

IV. Структура доказательства (логической аргументации); требования, предъявляемые к тезису, аргументам и демонстрации. Логические ошибки и уловки.

Лекция 5. СЛОВЕСНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ МЫСЛИ (ЭЛОКУЦИЯ)

I. Элокуция как раздел риторики и третий этап риторического канона.

II. Понятие стилистического приема, тропа и фигуры речи. Методика сбора речевого материала.

III. Риторический прием и проблема классификации приемов.

Лекция 6. ЗАПОМИНАНИЕ И ПРОИЗНЕСЕНИЕ РЕЧИ

I. Способы запоминания и законы памяти. Рекомендации по запоминанию речи.

Лекция 7. ОРАТОРИЯ. РОДЫ И ВИДЫ КРАСНОРЕЧИЯ

I. Общие рекомендации по подготовке к выступлению.

II. Роды и виды красноречия: краткая характеристика. Рекомендации по подготовке того или иного вида речи.

Лекция 8. ИСКУССТВО ВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ

И СВЕТСКОЙ БЕСЕДЫ

I. Сущность беседы и ее типы.

II. Рекомендации по подготовке и проведению деловой беседы.

РИТОРИКА

Конспект лекций и демонстрационная презентация дисциплины

СОДЕРЖАНИЕ

Вместо предисловия
Лекция 1. Введение в риторику. История становления и развития риторики в аспекте учения о риторическом идеале
Лекция 2. Речевое поведение и нравственный кодекс оратора
Лекция 3. Классический риторический канон и его этапы. Изобретение речи (инвенция)
Лекция 4. Расположение речи (диспозиция) и искусство аргументации
Лекция 5. Словесное оформление мысли (элокуция)
Лекция 6. Запоминание и произнесение речи
Лекция 7. Оратория. Роды и виды красноречия
Лекция 8. Искусство ведения деловой и светской беседы

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

«Были использованы два метода чтения книг (лекций) по свободным искусствам.

Мы убеждены, что педагогическое общение – это диалог, поэтому чтение лекций не должно превращаться в диктант, тем более в университете. В то же время нецелесообразно говорить так быстро, что слушатели ничего не успевали бы зафиксировать: тогда не понятно, для кого произносится речь. Важно выбирать некий средний вариант, когда студент и слушает с удовольствием, и успевает записать то, что считает для себя важным. Кроме того, знание лекций недостаточно для полноценного освоения дисциплины. Необходима большая самостоятельная работа, связанная как с чтением теоретических источников, так и с многочисленными упражнениями, направленными на самосовершенствование. Впрочем, это уже вопросы педагогической риторики, освещение которых – предмет других лекций.

В конце каждой лекции приводится список литературы, которая значительно дополняет лекционный материал и поэтому рекомендуется студентам для прочтения. Мы включаем в этот список, если необходимо, и диссертационные работы / авторефераты, которые сейчас благодаря Интернету доступны для прочтения. Список рекомендуемой литературы вовсе не означает, что студент должен прочесть все указанные в нем первоисточники и что он не может выбирать другие публикации. Однако прочтение одного или двух источников (в зависимости от объема) по теме каждой лекции, умение выразить собственное мнение о прочитанном обязательны для отличной оценки на экзамене.

ИСТОРИЯ РИТОРИКИ. РОДЫ И ВИДЫ РИТОРИКИ. ФОРМЫ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ (45-46).

Цели и задачи: познакомить с историей зарождения и становления риторики, с основными родами и видами красноречия.

Оборудование: план-конспект, А.В.Филиппова, Н.Н.Романова. Публичная речь в понятиях и упражнениях. – М.: ACADEMIA, 2002.; О.Я.Гойхман, Т.М.Надеина. Речевая коммуникация. – М.: ИНФРА – М, 2008.

2.Объявление темы занятия.

  • Ораторское искусство, теория красноречия;
  • Учебный предмет, изучающий теорию красноречия;
  • Учебная книга, излагающая основы этой теории;
  • (перен.) эффектность, внешняя красивость речи, напыщенность;
  • В старину – название младших классов духовной семинарии.

Красноречие – способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант и искусная речь, построенная на ораторских приемах; собственно ораторское искусство. Устар. – наука, изучающая ораторское искусство; риторика.

Под ораторским искусством понимают:

- высокую степень мастерства публичного выступления;

- искусное владение живым словом;

-искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желательного воздействия на слушателей.

Эта трактовка возникла еще во времена Аристотеля и сохранилась до наших дней. Хотя ОИ часто сравнивают с искусством, все же в первую очередь следует говорить о связи ОИ с наукой.

Основой зарождения ОИ стала необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость. Чтобы обосновать ту или иную т.з., доказать правильность выдвигаемых суждений и т.п., нужно было хорошо владеть искусством слова, уметь убедить слушателей и повлиять на их выбор. ОИ активно начало развиваться в первую очередь в демократических городах-государствах Древней Греции.

Самый крупный экономический, политический и культурный центр Др. Греции.

Самый крупный военизированный город-колония.

Два царя и совет старейшин. Верховным органом власти являлось народное собрание, но фактически никакого значения оно не имело.

Через каждые 10 дней афиняне собирались на площади и обсуждали важные государственные дела. Экклесия могла принять решение об объявлении войны или заключении мира, об издании различных постановлений и т.п. Ему подчинялись все другие государственные организации.

Место, где проводились собрания, ничем не было укрыто или украшено (чтобы не отвлекать народ). Когда народ начинал изменять утвержденные решения, цари говорил, чтобы все расходились, т.о. оставляя выбор и право окончательного решения за собой.

Между заседаниями дела разбирались советом пятисот (булэ). В него избирались по жребию.

Со своим казарменным строем не оставили ничего потомкам.

В суде (гелиэя) было 6000 судей (чтобы исключить возможность подкупа). Государственных обвинителей не было, как и адвокатов, поэтому каждый должен был уметь и защищаться и обвинять, т.е. отстаивать свое мнение убедительно и обстоятельно говорить. Т.о. овладение ораторским искусством и умение спорить было первой необходимостью для афинян.

Афины с их демократическими спорами на площадях, в суде и собраниях в короткий срок выдвинули величайших писателей, ученых, поэтов, бессмертные произведения культуры.

Наиболее активно ОИ развивается в переломные эпохи жизни общества. Оно помогает сплачивать людей вокруг общего дела, убеждая, воодушевляя и направляя их доказательством является расцвет красноречия в:

- периоды социальных революций;

- в настоящее время в связи с демократическими процессами в стране.

ОИ на протяжении своего развития использовалось духовной, идеологической, социально-политическим сферами. Еще в Др. Греции ОИ и политика были неразрывны. В Древнем Риме – аналогичная ситуация. Умение убеждать аудиторию высоко ценилось людьми, которые готовились к политической карьере и видели себя в будущем правителями государства. Поэтому, когда в середине II в. до н.э. в Риме появились греческие риторы, молодежь устремилась в их школы. Но это было доступно не всем (дорого; надо было знать древнегреческий язык). Поэтому правительство не волновалось до I в., когда открылась школа с преподаванием риторики на латыни. Естественно, их запретили. Ораторская карьера в Др. Риме была и почетной и доходной (Марк Катон Старший, Марк Антоний, Цицерон и др.).

Следует отметить, что ОИ практически во все времена обслуживало и обслуживает интересы определенных социальных групп и одинаково может выступить как на стороне добра, так и зла. Отсюда нравственная позиция оратора – это, пожалуй, самое главное в ОИ.

Есть еще одна особенность у ОИ, это его синтетический характер, эклектичность . ОИ помогают такие науки как психология, философия, педагогика, логика, языкознание, этика, эстетика и др.

В зависимости от сферы применения ОИ никогда не было однородным, подразделяясь на различные роды и виды . В отечественной риторике выделяют:

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности – контакт со слушателями .

В результате чего возникает контакт?

1.На основе совместной мыслительной деятельности (интеллектуальное сопереживание).

2.Испытываемые чувства у слушателей и оратора должны быть общими (эмоциональное сопереживание). Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность передаются аудитории и вызывают ответную реакцию.

Психологи подчеркивают, что необходимым условием возникновения контакта является непременное уважение к слушателям , признание в них равноправных партнеров по общению.

В зависимости от того, произносит ли речь один человек, или же беседующих людей больше, мы говорим о монологе, диалоге, полилоге .

Все публичные выступления по существу монологичны (одобрительное молчание, реплики и пр., идущее от слушателей в данном случае – не в счет). Подлинно диалогичными всегда были и остаются споры, дискуссии, различные беседы. Различают:

Читайте также: