Мордент в музыке это кратко

Обновлено: 02.07.2024

(итал. mordente, букв. - кусающий, острый; франц. mordant, pince, англ. mordent, beat, нем. Mordent) - мелодич. украшение, заключающееся в быстром чередовании осн. звука со смежным с ним по высоте верхним или нижним вспомогательным; вид мелизмов, родственный трели. Простой М., обозначающийся знаком

, состоит из 3 звуков: основного мелодич. звука, отстоящего от него на тон или полутон верхнего вспомогательного и повторяющегося основного:

также состоит из 3 звуков, первый и последний из к-рых являются основными, но между ними лежит не верхний, а нижний вспомогательный:

состоит из 5 звуков: двукратного чередования основного и верхнего вспомогательного звука с остановкой на основном:

М. исполняется за счёт времени украшаемого звука. Исполнение М. на клавишных инструментах может быть аналогичным исполнению мелизма acciaccatura, т. е. оба звука могут браться одновременно, после чего вспомогательный тотчас же снимается, тогда как основной выдерживается.
М. возникли в 15-16 вв., в 17-18 вв. стали одним из наиболее распространённых в инстр. музыке мелизмов. В музыке того времени исполнение М. - простого, двойного, а иногда и тройного - зависело не столько от обозначения, сколько от муз. контекста. Не было полного единства и в способах указания, какой именно вспомогат. звук - верхний или нижний - следует брать в М. Нек-рые композиторы применяли для М. с верхним вспомогат. звуком обозначение

. Сам термин "М." порой распространяли на др. виды мелизмов - двойной форшлаг, группетто - при условии их быстрого, не напевного исполнения (Л. Моцарт в "Скрипичной школе" - "Violinschule", 1756). Нередко особыми терминами обозначали очень близкие к М. мелизмы, напр. неполную трель (нем. Praltriller, Schneller).

(итал. mordente, букв. - кусающий, острый; франц. mordant, pince, англ. mordent, beat, нем. Mordent) - мелодич. украшение, заключающееся в быстром чередовании осн. звука со смежным с ним по высоте верхним или нижним вспомогательным; вид мелизмов, родственный трели. Простой М., обозначающийся знаком


, состоит из 3 звуков: основного мелодич. звука, отстоящего от него на тон или полутон верхнего вспомогательного и повторяющегося основного:



также состоит из 3 звуков, первый и последний из к-рых являются основными, но между ними лежит не верхний, а нижний вспомогательный:



состоит из 5 звуков: двукратного чередования основного и верхнего вспомогательного звука с остановкой на основном:




М. исполняется за счёт времени украшаемого звука. Исполнение М. на клавишных инструментах может быть аналогичным исполнению мелизма acciaccatura, т. е. оба звука могут браться одновременно, после чего вспомогательный тотчас же снимается, тогда как основной выдерживается.
М. возникли в 15-16 вв., в 17-18 вв. стали одним из наиболее распространённых в инстр. музыке мелизмов. В музыке того времени исполнение М. - простого, двойного, а иногда и тройного - зависело не столько от обозначения, сколько от муз. контекста. Не было полного единства и в способах указания, какой именно вспомогат. звук - верхний или нижний - следует брать в М. Нек-рые композиторы применяли для М. с верхним вспомогат. звуком обозначение



. Сам термин "М." порой распространяли на др. виды мелизмов - двойной форшлаг, группетто - при условии их быстрого, не напевного исполнения (Л. Моцарт в "Скрипичной школе" - "Violinschule", 1756). Нередко особыми терминами обозначали очень близкие к М. мелизмы, напр. неполную трель (нем. Praltriller, Schneller).

Литература : см. при статье Мелизмы.

В. А. Вахромеев.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973—1982 .

Полезное

Смотреть что такое "Мордент" в других словарях:

МОРДЕНТ — см. Орнаментика … Большой Энциклопедический словарь

мордент — сущ., кол во синонимов: 2 • мелизм (6) • украшение (129) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Мордент — (итал. mordente, букв. кусающий, острый) мелодическое украшение, означающее чередование основного звука со вспомогательным. Все морденты исполняются за счёт длительности основной ноты. Мордент, как и вибрато (а также и трель), обозначается… … Википедия

мордент — (ит. mordente) муз. вид мелизма, мелодическое украшение, образующееся путем быстрого исполнения после основного звука вспомогательного (на ступень выше или ниже) и повторения основного. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, , 2009. мордент… … Словарь иностранных слов русского языка

мордент — см. Орнаментика. * * * МОРДЕНТ МОРДЕНТ, см. Орнаментика (см. ОРНАМЕНТИКА) … Энциклопедический словарь

мордент — mordent украшение (мелизм), состоящее в быстром движении на одну ступень вверх или вниз и немедленном возвращении (возможен также двойной мордент вверх и вниз) … Русский индекс к Англо-русскому словарь по музыкальной терминологии

Мордент — (итал. mordente, буквально кусающий, острый, от лат. mordeo кусаю) в музыке мелодическое украшение, вид мелизма; см. Орнаментика … Большая советская энциклопедия

мордент — морд ент, а … Русский орфографический словарь

мордент — (2 м); мн. морде/нты, Р. морде/нтов … Орфографический словарь русского языка

Мордент

Мордент

Мордент ( см. словарь ) — это вид мелизма , мелодическая фигура которого состоит из трёх звуков:

  1. Основной (высота звука совпадает с высотой украшаемого звука);
  2. Вспомогательный (если смотреть на клавиатуре фортепиано, то этот звук находится рядом с украшаемым звуком - справа или слева от него);
  3. Основной (это украшаемый звук).

По времени мордент играется за счёт украшаемого звука.

Обозначение

Обозначается мордент следующим образом:

  • Если вспомогательный звук играется выше на секунду :
  • Если вспомогательный звук играется ниже на сeкунду : (волна перечёркнута вертикальной чертой)

Пример мордента:

Рисунок 1. В первом такте показано обозначение мордента,
а во втором - как нужно его играть.

Ещё пример мордента:

Рисунок 2. В первом такте показано обозначение мордента,
а во втором - как нужно его играть.

виды мелизмов в музыке

Мелизмы в музыке – это так называемые украшения. Знаки мелизмов относятся к знакам сокращённого нотного письма, а задачей употребления этих самых украшений является расцвечивание основного рисунка исполняемой мелодии.

Изначально мелизмы возникли в пении. В европейской культуре некогда существовал, а в некоторых восточных культурах и до сих пор сохранился мелизматический стиль пения – пения с большим числом распевов отдельных слогов текста.

Мелизмы играли большую роль в старинной оперной музыке, в той области к ним относились различные виды вокальной орнаментики: например, рулады и колоратуры, которые певцы и певицы с большим удовольствием втавляли в свои виртуозные арии. Примерно с того же времени, то есть с XVII века украшения достаточно широко начали использоваться и в инструментальной музыке.

Какие есть виды мелизмов?

Данные мелодические фигуры обычно исполняются за счёт времени звучания предыдущих нот, или за счёт непосредственно тех нот, которые украшаются мелизмом. Именно поэтому длительность такого оборота обычно не учитывается в длительности такта.

Основные виды мелизмов это: трель; группетто; долгий и короткий форшлаг; мордент.

виды мелизмов в музыке

Каждый из видов мелизмов в музыке имеет свои установленные и заранее известные правила для исполнения, и собственный знак в системе нотных символов.

Что такое трель?

Трель представляет собой быстрое повторяющееся чередование двух мелких по длительности звуков. Один из звуков трели, обычно нижний, назначается основным, а второй – вспомогательным. Знак, обозначающий трель, как правило, с небольшим продолжением в виде волнистой линии, ставится над основным звуком.

Длительность исполнения трели всегда равна длительности ноты, избранной основным звуком мелизма. Если трель необходимо начать со вспомогательного звука, то его обозначают маленькой нотой, идущей перед основным.

дьявольские трели

Относительно трелей сущесвует красивое поэтическое сравнение их с пением стиц, кое, впрочем, возможно отнести и к остальным мелизмам. но только при соблюдении соответствующей образности – например, в музыкальных произведениях о природе. Просто есть и другие трели – дъявольские, злые, например.

Как исполнять группетто?

Группетто обычно обозначается завитком, напоминающим знак математической бесконечности. Этих завитков два вида: начинающийся сверху и начинающийся снизу. В первом случае музыкант должен начинать исполнение с верхнего вспомогательного звука, а во втором (когда завиток начинается внизу) – с нижнего.

Кроме того, длительность звучания мелизма также зависит от места расположения знака, который его обозначает. Если он расположен над нотой, то мелизм должен исполняться все время его длительности, однако если он стоит между нотами, то его длительность равна второй половине звучания указанной ноты.

Короткий и длинный форшлаг

Короткий форшлаг порой (и даже чаще всего бывает именно так) может состоять из всего-то лишь одного звука, который в этом случае обозначается маленькой восьмой нотой с перечеркнутым штилем. В случае наличия в коротком форшлаге нескольких нот, их обозначают меленькими шестнадцатыми и ничего не перечеркивают.

Длинный или долгий форшлаг всегда образуется при помощи одного звука и входит в длительность основного звука (как бы разделяет с ним одно время на двоих). Обычно обозначается маленькой нотой длительностью вдвое меньшей, чем основная нота, и с неперечеркнутым штилем.

Мордент перечёркнутый и неперечёркнутый

Мордент образуется от интересного дробления какой-нибудь ноты, в результате которого нота как бы рассыпается на три звука. Ими являются два основных и один вспомогательный (тот, который вклинивается и, собственно, дробит) звуки.

Вспомогательный звук – это верхний или нижний соседний звук, какой положен по гамме, иногда для большей остроты расстояние между основным и вспомогательным звуком с помощью дополнительных диезов и бемолей сжимают до полутона.

Какой играть вспомогательный звук – верхний или нижний – можно понять по тому, как изображён символ мордента. Если он не перечёркнут, то вспомогательный звук должен быть на секунду выше, а если, наоборот, перечёркнут, то ниже.

Мелизмы в музыке являются отличным способом придать мелодии лёгкость, своеобразную прихотливость характера, стилевую окрашенность под старинную музыку, не используя изменения ритмического рисунка (по крайней мере, в нотной записи).

Читайте также: