Особенности сказок андерсена кратко

Обновлено: 05.07.2024

Детская сказка – это увлекательное знакомство с окружающим миром, системой человеческих ценностей и занимательными характерами персонажей. Ребенок, воспитывающийся на сказках с раннего возраста, обладает бурным воображением и творческой фантазией, имеет понятие о гуманности и доброте к людям и животным. Поэтому польза сказок для ребенка неоспорима.

Чарующий мир сказки представлен фантастическими историями различных народов мира. Печальную русскую историю о доверчивом Колобке или английское сказание о противостоянии волка и трех поросят малыши слушают с необычайным восторгом. Однако особое место на сказочном Олимпе занимают чудесные сказки Ганса Христиана Андерсена.

Как зарождались творения гениального сказочника?

Сказочных дел мастер, Ганс Христиан Андерсен, вырос в датском городке Оденсе. Мечтой датского юноши была актерская игра на сцене и декламирование стихов, однако свое имя он увековечил именно благодаря писательскому таланту. Литературная сказка своим появлением обязана именно этому человеку. Изданные в 19 веке, сказки Андерсена покорили всех маленьких читателей без исключения.

Воспоминания из детства легли в основу сюжетных линий волшебных историй Андерсена. Всеми любимые персонажи его сказок — это обыкновенные животные, такие, как кошки, собаки или куры; кухонные принадлежности; незамысловатые цветы и растения, поблескивающие под лучами солнца на лесной опушке. Но именно этих незатейливых героев ждут малыши перед сном. Его сказки для малышей завораживают. Недаром, по мотивам детских произведений Андерсена сняты сотни мультфильмов по всему миру. И читать сказки Андерсена детям родители начинают очень рано.

Почему нужно читать сказки Андерсена детям?

Однако ценить сказки Андерсена, в первую очередь, следует за стремление писателя достучаться до самого сердца маленьких читателей.

Духовное и нравственное воспитание детей через сказки Андерсена

Смысл каждой сказки Андерсена весьма глубок, а тематика историй обширна. Ниже представлены основные темы его детских произведений.

1) Гуманность, героизм и самоотверженность.

2) Безмерная сила любви.

Именно это движет и маленькой Гердой, и Русалочкой, и стойким оловянным солдатиком. Любовь в сказках Андерсена – чувство, способное преодолеть горечь разлуки и все трудности, возникающие на пути.

3) Смысл жизни и искусства.

4) Сострадание и милосердие.

5) Умение ценить и любить жизнь.

Многие родители сомневаются в необходимости читать сказки Андерсена детям. Их колебания вызваны грустным окончаниям некоторых историй писателя, а также присутствием в сказках темы смерти. Но ведь главное, к чему стремится в таких историях Андерсен – это показать, что огромное значение для человека имеют его поступки и действия при жизни, они навсегда остаются в памяти, даже после ухода человека из жизни.

Таким образом, сказки Андерсена читать детям нужно, но всегда помнить, что некоторые из творений писателя обращены к детям старшего возраста и взрослым. Поэтому лучше продуманно подойти к этому вопросу и выбирать сказки Андерсена, учитывая возраст ребёенка (как правило, начинать знакомить со сказочным миром Андерсена лучше детей, достигших пятилетнего возраста). Детские сказки писателя станут достойным проводником в увлекательный мир литературных шедевров.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Г. Х. Андерсен родился в маленькой, но знаменитой всему миру стране – Дании. Остался рано без отца; ещё мальчиком пошел работать на фабрику, помогал матери. А вечерами учился в школе для бедных. Трудно приходилось мальчику, но он упорно учился, много читал. В конце концов, Андерсен добился своего: он стал писателем.

Особенности сказок Г.Х. Андерсена

Когда говорят “андерсеновская” сказка, то под этим подразумевается гуманное и лирическое настроение, которым окрашены произведения Андерсена, вложившего в них свое мировоззрение во всей его сложности и противоречивости. Подразумевается при этом и андерсеновское одушевление предметов. И сочетание фантастики, волшебства с реальным и действительным, что составляет сущность творческого метода великого датского сказочника. И расширение мира народной сказки, куда Андерсен ввел множество предметов и явлений окружающего мира - деталей быта, природы, научных и технических достижений, исторических и географических деталей. Как справедливо пишет В.Б. Шкловский, “Андерсен обрабатывал народные сказки, соединяя их с новым бытом Дании”.

Данная работа создана прежде всего в помощь учителю, раскрывающему для учеников удивительный мир и оригинальность сказок писателя.

ВложениеРазмер
nazarenko_statya.docx 18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: Художественное своеобразие сказок Г.Х. Андерсена: теоретический аспект

Существуют различные подходы к изучению сказок на уроках литературы. В методических пособиях и на сайтах Интернета рядом с уроками традиционного характера можно найти уроки, построенные на основании различных технологий (например, в технологии мастерской). В интернете можно найти много разработок уроков и игрового характера. Вместе с тем, учитель, работая со сказками Андерсена, не всегда достаточно глубоко владеет материалом о художественных особенностях его творчества. Данная работа создана прежде всего в помощь учителю, раскрывающему для учеников удивительный мир и оригинальность сказок писателя.

В основе литературных сказок Андерсена лежат не только сюжеты народных сказок и народные предания, поверья, пословицы, но даже отдельные литературные произведения. Причём в его произведениях, построенных на преданиях, поверьях и т.д., более свободно осуществляется индивидуальная авторская воля. Такие сказки являются как бы переходной ступенью между андерсеновскими обработками сказок и его оригинальными литературными произведениями.

Андерсен основал традицию литературной сказки, открыл закон её обновления и развития, раздвинул рамки жанра: его литературная сказка опирается на народную и использует множество литературных источников, а также бытовую реальность.

У Андерсена сказка всегда связана с реальностью: и по содержанию, раскрывая основные коллизии - борьбу добра со злом, трудолюбия и лени; и по своей направленности, выдвигая перед человеком высокие моральные идеалы и уча его руководствоваться ими. Но у сказки есть свои специфические средства, одним из которых является фантастика - прием, не уводящий сказку от жизни, а позволяющий взглянуть на жизнь с необычной точки зрения.

Описание природы и жизни людей, введение темы науки, связанной с природой, придают сказкам Андерсена большую достоверность и реалистичность.

Важную роль в сказках играет автор – рассказчик, не скрывающий своих симпатий и антипатий к героям, с характерной оценочной интонацией и определённостью суждений.

Ханс Кристиан Андерсен, всемирно известный автор литературных сказок, шел к этому жанру долгим и сложным путем. И хотя в его собрании сочинений можно найти произведения самых разных жанров – от лирических стихов до романа, именно сказка сделала его имя известным для читателей мира.

Народные предания, поверья, пословицы, которые когда-либо слышал писатель, дали основу для оригинальных андерсоновских сказок. Литературная сказка датского писателя опирается на народную и использует множество литературных источников, а также бытовую реальность, тем самым подтверждая свою оригинальность.

Для Андерсена сказка явилась способом видеть мир, способом его познать. И это познание заключается в стремлении к добру, в твердом сопротивлении человека мрачным силам действительности, в бескорыстной борьбе за правду. Сказки Андерсена носят философский характер, и их приближённость к притчам делают их особенными. Жизнь, по Андерсену, - это испытание. Надо уметь переносить ее тяготы и не жаловаться на судьбу

Писатель создает множество самых разнообразных персонажей - от традиционных, до необычных: растения, животные предметы - это ещё одна отличительная черта сказок датского писателя. Каждому герою присущ свой характер, сохраняют свои природные свойства, приобретая при этом черты и судьбы человеческие.

Расширив круг героев, Андерсен расширил пространство сказок, вследствие чего сказки стали реалистичнее и достовернее. Расширение пространства сказки определило использование такого художественного средства, как пейзаж. Пейзаж у датского писателя делится на городской и сельский.Он помогает понять внутреннее состояние героя.

Близкий к разговорному эмоциональный язык автора способствует яркой индивидуальности писателя. Автор наделял героев речью, которая служит средством их характеристики. Языковые особенности сказок Андерсена стали одним из художественных открытий писателя, они дали основание для появления произведений, которые будут относиться к андесеновской традиции.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

С 1822 года учился в гимназии в Слагельсе. К этому времени относятся первые публи­кации его произведений — под псевдонимом Вильям Кристиан Вальтер, составленным из имен Шекспира, его собственного и Скотта. Сначала Андерсен пробовал писать стихотворные сказки и баллады. Неодобрительные рецензии охладили творческий пыл будущего сказочника, и лишь в 1835 году он вернулся к жанру сказки.

Все они достаточно разные по сюжету, объему и смыслу; в них автор пытается решить вечные вопросы о смысле земной жизни и высших ценностях человеческого бытия, о счастье и судьбе, о добре и зле. В основу своих сказочных историй писатель вложил любовь ко всему мирозданию – природе и людям, особенным образом осуждая зло и лицемерие.

Фантазия сказочника по своему богатству спорит с народной фантазией. Опираясь на народные сюжеты и образы, Андерсен не слишком часто прибегал к фантастическому вымыслу. В его представлении жизнь полна чудес, которые нужно только увидеть и услышать. У любой вещи, даже очень незначительной, — штопальной иглы, бочки — может быть своя удивительная история.

Сказочник выработал свою манеру повествования — непо­средственно-наивную, мягко-ироничную. Его рассказчик умеет любоваться всем тем, что нравится детям, оставаясь при этом взрослым.

Размышления о собственной необыкновенной судьбе определи­ли характер многих героев Андерсена — маленьких, беззащитных в огромном мире, средь закоулков которого так легко затеряться. Стойкий оловянный солдатик, Дюймовочка, Герда, Трубочист, Ромашка — эти и другие герои воплощают авторский идеал мужества и веры в добро. Сказочник неизменно вознаграждал их, тем самым подтверждая закон благоволения судьбы к таким героям. На­града Стойкому оловянному солдатику — возможность взглянуть на прелестную танцовщицу и сгореть то ли от огня печки, то ли от любви; гибель обоих воспринимается не как трагедия, а как торжество любви.

В каждом произведении сливаются две действительности: одна – подлинная жизнь насекомого, растения, дерева, предмета; другая, не менее подлинная, – судьба человека, история человеческой жизни: детства, юности, зрелости, старости, смерти. Сочетание сказочного, волшебного и реального, обыденного делает его произведения одинаково интересными как детям, так и взрослым. При этом каждый находит для себя что-то свое, интересное только ему. Так, к примеру, дети воспринимают внешнюю, конкретную форму сказочного события, поддаются очарованию вымысла, их завораживает победа добра над злом, быстрая смена событий; взрослые же понимают стоящие за сказочной схемой сложные человеческие отношения, находят глубокую философию, примеры подлинной жизни с ее радостями и разочарованиями, любовью и смертью, правдой и ложью.

Таким образом, среди художественных особенностей сказок Х. К. Андерсена можно выделить двуплановость повествования, глубокая правдивость, наряду с описаниями переживаний сказочных персонажей, реалистические детали, наполняющие условный сказочный образ конкретным жизненным содержанием и превращающие его в живое существо.

Читайте также: