Жан жак руссо либерализм кратко

Обновлено: 05.07.2024

  • на жизнь;
  • на свободу;
  • на счастье.

Либеральные идеи возникали у многих античных мыслителей (например, у Марка Аврелия), но большинство историков видят истоки политического либерализма в ответах на европейские (особенно французские) религиозные войны и революции XVI-XVII вв.

Фактическое начало либерализма – это эпоха Просвещения, когда была поставлена под сомнение форма традиционных социальных институтов, что привело к революционным движениям и политическим изменениям в Европе и Америке. Реформы, постулированные либералами, включали:

  • отмену феодального строя;
  • ограничение государственных привилегий;
  • замену крепостного права экономической свободой;
  • введение равенства всех граждан перед законом;
  • ограничение роли Церкви;
  • отмену монархии и абсолютизма;
  • введение демократии на основе конституционного принципа разделения властей;
  • уважение прав человека;
  • соблюдение гражданских свобод и принципов терпимости.

Идеология либерализма

Либеральные идеи в Средние века

В Средние века слово liberales ассоциировалось с образованием в средневековых университетах. В 1375 г. он использовался для обозначения семи гуманитарных наук (artes liberales), которые должны изучать все люди.

В феодальные времена люди воспринимались как члены социальных групп, к которым они принадлежали:

  • семьи;
  • деревни;
  • местного сообщества;
  • гильдии;
  • социального класса.

В конце средневековья крепостной, семья которого всегда жила и обрабатывала одну и ту же землю, стал свободным человеком. Он получил возможность выбирать на кого работать. Он даже имел возможность покинуть эту землю и искать работу в развивающихся городах.

С крахом определённости феодальной жизни возник новый интеллектуальный климат. Рациональное и научное объяснение постепенно вытеснило традиционные религиозные теории. Общество все больше рассматривалось с точки зрения личности. Считалось, что у человека есть личные качества, которые отличают его от других, что каждый имеет свою особую ценность. Эти представления легли позже в основу либерализма.

В Средние века итальянские города-государства под видом свободы восстали против папских земель. Столетие спустя Никколо Макиавелли охарактеризовал сохранение свобод как основную черту республиканского устройства. В республиках Флоренция и Венеция были выборы, верховенство закона и свободное предпринимательство на протяжении большей части XV в.

Либерализм XVII века

Эти движения были противниками абсолютной монархии, меркантилизма и различных форм религиозной ортодоксии и клерикализма. Либерализм впервые установил концепции прав личности, верховенства закона и важности управления государством через избранных представителей.

Либерализм XVIII века

Либерализм XVIII века

В 1776 г. жители американских колоний провозгласили независимость от английской монархии. Одна из причин недовольства – отсутствие представительства в правящем парламенте. Особое сопротивление вызывал вопрос налогообложения, поскольку жители колоний считали, что налогообложение без представительства нарушает их естественные права.

После победоносной войны была принята Конституция (1787 г.). Она определила новое государство как республику с федеративным устройством. В 1789 г. серия поправок, известных как Билль о правах, гарантировала людям множество прав, которые либерализм признал основными правами.

Французскую революцию часто считают началом новой эры. Это также был решающий момент для либерализма. Французская революция началась в мае 1789 г. и установила разделение на левых (сторонники радикальных либеральных изменений) и правых (сторонники сохранения монархии и противники реформ, то есть консерваторы).

В результате взятия Бастилии и принятия Декларации прав человека и гражданина, была провозглашена первая Французская республика в сентябре 1792 г. Она первоначально была либеральной. Последовавшая серия вооружённых конфликтов, а также споры внутри республики значительно радикализовали революцию. Её кульминацией стал террор во время правления радикальных якобинцев под руководством Максимилиана Робеспьера.

Либерализм XIX века

Либерализм XIX века

В начале XIX в. возник основной идеологический конфликт внутри либерализма. Две основные либеральные идеи:

  • достоинство и равенство людей;
  • право людей на свободу, особенно владеть и управлять личной (частной) собственностью.

Эти 2 принципа вступили в противоречие, когда стало ясно, что право собственности одних людей не может быть согласовано с достоинством других.

Особенно сложен случай так называемого земельного рабства, в котором один человек (раб) считался собственностью другого. Большинство либералов склонялось к важности человеческого достоинства, которое они всё больше и больше стали рассматривать как более важное, чем отстаивание прав собственности.

Это понимание было особенно важно во время революций, которые положили конец контролю Испании над большей частью своих колоний на американском континенте, и в установлении национализма в Европе, который разрушил традиционные монархии. Центральное место занимает идея свободы.

Наполеон в 1804 г. превратил Францию в Империю и установил диктаторское правление. Однако в его время был проведён ряд либеральных реформ. Некоторые историки признают, что Наполеон был первым, кто использовал слово либерализм в политическом смысле, т. к. после завоевания Наполеона были осуществлены следующие реформы либерального характера:

  • феодальные порядки были отменены;
  • права собственности были либерализованы;
  • гильдии, еврейские гетто и инквизиционные суды были распущены;
  • церковная судебная власть была ликвидирована;
  • было введено равенство перед законом для мужчин.

Одним из величайших достижений является введение Кодекса Наполеона, кодифицирующего гражданское право, которому следовали во многих странах мира. Этот кодекс воплощал в себе многие либеральные ценности и широко охраняемую собственность.

В английской версии либерализм сделал упор на распространение демократических ценностей и проведение конституционных реформ, а во французской – на борьбе с авторитарными структурами как в политике, так и в экономике.

Также либерализм разделился на умеренные и прогрессивные течения. Умеренные либералы были приверженцами элитарности и критиковали демократию. В свою очередь, прогрессисты поддержали расширение прав голоса и всеобщий доступ к образованию. Со временем умеренные либералы также приняли эти постулаты как часть своей программы. В результате, оба течения были объединены.

Для либералов XIX в. целью было создание мира, свободного от государственного вмешательства. Они защищали негативную свободу личности, то есть свободу как отсутствие принуждения и внешнего давления. Они были сторонниками гражданских прав, свободного рынка и свободной торговли.

В конце XIX в. права на образование и голосование были расширены, и благодаря индустриализации был достигнут большой прогресс в экономике. Значительно расширилась торговля, а вместе с ней и возможности для прогресса и обогащения, а также быстрый рост распространения культуры и грамотности.

В то же время все эти изменения привели к огромному неравенству в богатстве и человеческих страданиях, таких как массовый голод, детский труд, загрязненные города и крайняя нищета для большинства населения.

На первый план вышел конфликт между собственностью и достоинством: либералы требовали законов, запрещающих детский труд, предписывали минимальные стандарты труда и заработной платы. Их противники говорили, что такие законы будут представлять собой несправедливое навязывание прав собственности и препятствование экономическому развитию.

Либерализм Джона Локка

Либерализм Джона Локка

Либерализм как сознательная идеология начал принимать более чёткую форму в ответ на абсолютизм. Свобода является не просто дополнением, а фундаментальной основой права внутри политического образования, а затем и государства. Свободные люди – это основа политической стабильности, а не просто обладатели некоторых свобод до уровня, на котором они не ставят под угрозу эту стабильность.

  • экономическую свободу, т. е. право владеть и использовать собственность;
  • интеллектуальную свободу, включая свободу совести.

Для него собственность важнее права на участие в правительстве и принятии государственных решений. Он не поддерживал демократию, опасаясь, что передача власти людям нанесёт вред неприкосновенности частной собственности. Тем не менее идея естественных прав сыграла ключевую роль в создании идеологической основы для американской и французской революций, которая имела определённый демократизирующий компонент.

Либерализм Жан-Жака Руссо

Жан-Жак Руссо заявлял о том, что человек рождается свободным и что правительство ограничивает человека в обществе. Это заявление потрясло монархии того времени.

Мыслитель выдвигает тезис об органической воле нации и принципе самоопределения народа. Этим Жан-Жак Руссо отклонялся от династической политики своего времени. Его тезисы станут ключевым элементом Деклараций Французской и Американской революций.

Со временем либеральная традиция стала рассматривать добровольное согласие как основу законного правительства и закона. Этот взгляд был дополнительно усилен Руссо с его идеей общественного договора.

Либерализм Адама Смита

Либерализм Адама Смита

Скот Адам Смит (1723-1790) выдвигает теорию о том, что люди могут формировать как моральную систему, так и экономическую систему без вмешательства государства. Более того, сильнейшими будут те страны, которые предоставляют своим людям свободу для реализации личных инициатив.

Либерализм Дэвида Юма

Дэвид Юм утверждал, что основные правила человеческого поведения отвергнут все попытки ограничить или отрегулировать их. Он выступает против осуществления проекта торговых государств по приобретению богатства за счёт накопления всё большего и большего количества золота и серебра. Юм это объясняет тем, что цены связаны с количеством денег и что этот процесс может только вызывать инфляцию.

Либерализм Иммануила Канта

Иммануил Кант находился под сильным влиянием эмпиризма и рационализма Дэвида Юма. Его наиболее важный вклад в либеральную мысль находится в области этики, особенно в его утверждении категорического императива. Кант утверждал, что принятые системы разума и морали подчинены основным естественным и моральным законам, поэтому попытки ограничить или подавить последние обязательно закончатся неудачей.

Либерализм Джона Милля

Джон Стюарт Милль (1806-1873) выступал против коллективистских устремлений, в то же время подчёркивая важность качества жизни для отдельного человека. Он поддерживал избирательное право для женщин, рабочих кооперативов, принципы утилитаризма, целесообразности и прагматизма. Он объединил субъективные идеи свободы в традиции Жан-Жака Руссо и философии личного права в традициях британской школы Джона Локка.

Либерализм в 1-й половине XX века

Либерализм XX века

В начале XX вв. всё чаще высказывалось мнение, что людям нужен доступ ко всем государственным богатствам для личной самореализации, чтобы быть свободными. С началом XX в. конфликт между личной и общественной собственностью обострился.

Индустриализация произвела огромное богатство, способствовала высокому уровню жизни. При этом она принесла огромные страдания, нищету и мощное оружие войны.

В то время как в конце XIX в. промышленно развитые государства могли отбирать землю и сырьё у менее развитых в промышленном отношении и менее организованных в политическом отношении стран, к началу XX в. мир уже был в значительной степени разделён. Вскоре началась Первая мировая война, после которой начался новый виток либеральных реформ.

Либеральными можно считать 14 пунктов президента Вудро Вильсона, вдохновивших основание Лиги Наций, выступления французских суфражисток в 1935 г., борьбу Мартина Лютера Кинга-младшего за равные гражданские права для афро-американцев.

В начале XX в. либерализм столкнулся с многочисленными проблемами. Первая мировая война ускорила упадок старых форм правления, таких как империи и монархии. К концу войны в Европе было 13 республик по сравнению с 3-мя в начале войны в 1914 г.

Либералы, однако, потерпели очень значительное поражение в России. После постепенной либерализации системы после русско-японской войны последовали потрясения Февральской и Октябрьской революций 1917 г. В результате император Николай II был казнён, а власть в стране захватили коммунисты. В течение следующих нескольких десятилетий коммунизм был главным идеологическим и политическим противником либерализма и капитализма.

В западном мире в ответ на великий кризис развился социальный либерализм. Во многом он был вдохновлён экономической мыслью Джона М. Кейнса. Кейнс был противником классических либералов. Он предполагал, что полностью свободные рынки смогут оптимально распределять ресурсы, обеспечивать развитие и экономическую безопасность.

Либеральной была социальная программа президента Франклина Делано Рузвельта (Новый курс). Она была очень популярна в американской общественности.

В Европе в межвоенный период либеральные демократии пережили кризис и постепенно были заменены авторитарными режимами. Помимо коммунизма, самым серьёзным противником либерализма был фашизм, запрещавший индивидуализм, свободы, права личности и демократию.

Либерализм после Второй мировой войны

Современный либерализм

После 1970-х гг. большинство либералов отошли от обсуждения действий правительства, вернувшись к принципам свободного рынка. Распространялась критика господствующей либеральной доктрины (от Милтона Фридмана в США и членов Австрийской школы в Европе), которые утверждали, что регулирование и государственное вмешательство в экономику – это скользкая почва. Они говорили о том, что временные правительственные программы могут стать постоянной тиранией.

В 80-е и 90-е гг. наблюдался подъём неолиберализма, ограничивавший вмешательство государства и приведший к приватизации. В 1989 г. социалистические страны Восточного блока претерпели демократические и либеральные преобразования. В конце XX в. либеральная демократия стала доминирующей формой политической системы в мире.

Согласно современному либерализму, государство обязано защищать следующие права и свободы граждан:

  • право собственности;
  • этнические права;
  • право на свободу вероисповедания;
  • избирательное право;
  • свобода слова;
  • свобода печати;
  • свобода ассоциаций и собраний;
  • право на образование;
  • право на трудоустройство и достойную заработную плату;
  • право на неприкосновенность и защиту частной жизни и др.

Сегодня существует множество философских либеральных школ в мире. Идеи индивидуальной свободы, личного достоинства, частной жизни, просвещённой и разумной политики, верховенства закона, фундаментальных радикальных концепций равенства почти повсеместно признаны в качестве политических целей в большинстве стран (даже если между утверждениями и реальностью существует большой разрыв).

Современные либеральные демократии сталкиваются с такими проблемами, как распространение терроризма и рост религиозного фундаментализма. Проблемой является также комбинация авторитарного правительства и капиталистической экономики в ряде современных стран.

Дискуссии

Библиотека

Семинары

Поиск

Руссо о либерализме

Аватар пользователя Дмитрий Косой

либерал 18 века предвидел, что либерализм логикой своего развития вольётся в фашизм, и если наблюдаешь "основания" доктрины либерализма, можно и увидеть логику его "развития". Люди 21 века не имеют возможности наблюдать за отц ами основателями в отличие от Руссо, и конечно не могут уже представить почему эта концепция взяла верх в борьбе мыслителей. Если внимательно читать Руссо, то не свобода у него, а "понимание" свободы, что иное уже, и где простая "подмена" понятий, которая сейчас вполне "понятная", где идеология имеется. Роль либерализма в том, что доктрина нашла себя в придуманной "свободе", а точнее в таком "понимании" свободы, чтобы и самим отцам основателям либерализма удобнее "объяснять" её. Если свободу связывать с необходимостью, то не о "свободе" и речь, а о "независимости", а "независимость" достаточно сложное поня тие для того времени, и неподъёмное для Руссо, и поэтому видеть у Руссо или иных отцов либерализма "свободу" наивно, если уже не глупо. Гений Руссо в другом, в идее "общественного договора", но никто не обратил внимания на конструктивность этой идеи, а ведь это главный вклад его в понимание "права" гражданина. Философам права осталось только найти "место", и как можно определять "общественный договор", но никто пока не дал вразумительного способа реализации идеи Руссо до сих пор. Конституция не является договором, это только "бумажка", за которой стоят холуи, юристы, а у Руссо ясно сказано: " общественное соглашение . которое одно только может дать силу другим обязательствам", и если сюда же добавить "необходимость", то вырисовывается и "свобода", если свобода гражданская не может быть первичной как "результат", а не мотив.

Связанные материалы Тип
Руссо о договоре и праве Дмитрий Косой Запись
Руссо о власти Дмитрий Косой Запись
Руссо о благом правлении Дмитрий Косой Запись
принципы либерализма Дмитрий Косой Запись
право и равенство в нём Дмитрий Косой Запись
СССР как феномен отклонения от либерализма Дмитрий Косой Запись
фашизм как феномен идеологии Дмитрий Косой Запись
Конституция о свободе Дмитрий Косой Запись
Индивид и право Дмитрий Косой Запись
Гоббс как философ Дмитрий Косой Запись
Теория социального государства Лоренца фон Штейна Дмитрий Косой Запись
субъект права, и как он есть Дмитрий Косой Запись
Выбор как фикция либерал-фашизма Дмитрий Косой Запись
история философии 20 века Дмитрий Косой Запись
право и закон Дмитрий Косой Запись
Маркс как историк Дмитрий Косой Запись
Руссо. Идея права Дмитрий Косой Запись

Сайт представляет собой площадку для функционирования философского интернет-сообщества, участники которого заинтересованы не только в индивидуальном, но и в коллективном философском творчестве.

Жан-Жак Руссо (1712–1778 гг.) — выдающийся французский мыслитель, философ и писатель эпохи Просвещения. Будучи одаренным от природы и разносторонне развитым человеком, был также композитором, музыкантом и ботаником. Вошел в историю как основоположник романтизма в философской науке. Краткая биография Жан-Жака Руссо, наполненная интересными фактами и событиями, будет полезна при изучении истории в 8 классе.


Детство и юность

Жан-Жак Руссо появился на свет 28 июня 1712 года в Женеве. Мать мальчика скончалась при родах, и воспитанием сына занялся его отец Исаак Руссо, работавший часовщиком и учителем танцев. Он много времени уделял образованию маленького Жан-Жака, который с ранних лет пристрастился к чтению. С семи лет вместе с отцом зачитывался трудами Плутарха и однажды даже специально обжег руку по примеру любимого античного героя.

Когда отец повторно женился, 11-летний Жан-Жак был определен в протестантский пансион. Год спустя мальчика передали на обучение к нотариусу, а позже — к граверу. У юного Руссо почти не оставалось времени на самое главное, что он высоко ценил, — чтение. Чтобы иметь возможность читать, он был вынужден всячески лгать и притворяться.

Период становления

В возрасте 16 лет Жан-Жак решил покинуть Женеву и начать взрослую самостоятельную жизнь. Пустившись в странствие по Швейцарии и Франции, Руссо успел поработать наставником, секретарем, учителем, однако нигде не мог найти по-настоящему достойное место. Жизненная неустроенность не мешала юноше сочинять музыку, которую он очень любил.

В этот период большое влияние на становление личности молодого Руссо оказала богатая аристократка Франсуаза Луиза де Варан. Она помогла юноше устроиться в Туринский монастырь, где он принял католицизм. В дальнейшем Варан лично занялась образованием своего подопечного: обучила его грамотной речи, правописанию, светским манерам.

Судьба Руссо сложилась весьма удачно именно благодаря покровительству мадам де Варан: перед будущим философом открылись двери в новый мир, который ранее был для него недоступен.

Мыслитель и философ

В качестве подтверждения своих основных идей философ отказался от доходного места и стал зарабатывать на жизнь переписыванием нот. Он намеренно начал вести себя как дикарь: одевался в старую, плохо сшитую одежду, грубо общался с окружающими, совершал оскорбительные выходки. Однако подобное поведение еще больше привлекало к нему пресыщенную аристократию.

Личная жизнь

Жан-Жак Руссо был бедным человеком, и потому не мог взять в жены девушку из богатой знатной семьи. Его супругой стала Тереза Левассер, работавшая служанкой в одной из парижских гостиниц. По происхождению девушка была крестьянкой. Она была необразованной, вульгарной и не соответствовала своему мужу-интеллектуалу.

Тем не менее, Жан-Жак Руссо прожил в этом браке до конца своих дней, став отцом пятерых детей.

В последние годы жизни Руссо, вернувшийся во Францию, испытывал чувство постоянного беспокойства, ему повсюду мерещились заговорщики. Мания преследования подорвала и без того слабое здоровье философа. Жан-Жак Руссо, биография которого стала символом протеста и борьбы, скончался 2 июля 1778 года.

Руссо Жан-Жак (1712-1778) – французский философ и писатель, теоретик народного суверенитета.

Логическое основание политико-правового учения. Руссо – представитель идейного течения сентиментализ­ма, основу которого составляет культ естественных чувств и простого образа жизни, чувство сострадания к бедному человеку и идеализация природного состояния людей и от­рицательное отношение к достижениям городской цивили­зации.

С появлением частной собственности на землю и скот, считает Руссо, рождается первая форма социального нера­венства: неравенство между богатыми и бедными, т.е. иму­щественное неравенство.




Руссо полагал, что первоначально путем общественного договора люди могли установить любую форму правления:

В результате возникла третья форма социального нера­венства: устанавливается неограниченная и неподконт­рольная народу власть, власть деспотическая, все же ос­тальные граждане становятся рабами этой власти.

Эта мысль Руссо вдохновляла французских революцио­неров конца XVIII в.

В результате создается государство, в котором участни­ки договора выступают либо как граждане, участвующие в осуществлении государственной власти, либо как поддан­ные, подчиняющиеся законам государства.

Руссо отстаивает принцип народного суверенитета – ос­новополагающий принцип республики, историческими примерами которых для него являются античная и женев­ская республики.

Характеристики народного суверенитета:

Для Руссо суверенитет – это только полномочие при­нимать законы, все же остальные полномочия – лишь следствия суверенитета, а не сам суверенитет;

Для монархической Франции того времени концепция народного суверенитета имела радикальный характер.

• суверен (т.е. народ) принимает законы;

Классификация видов правительства. Руссо классифи­цирует виды правительства в зависимости от числа лиц, за­нимающихся управлением. Он выделяет:

Гарантии народного суверенитета. Руссо считал, что любое правительство стремится к узурпации народного су­веренитета. Чтобы этого не происходило, необходимо пе­риодически проводить народные собрания, в повестке дня которых было бы два вопроса:

1) угодно ли суверену сохранить настоящую форму пра­вительства;

2) угодно ли народу оставить управление в руках тех, на кого оно в настоящее время возложено?

Еще одна гарантия народного суверенитета – трибу­нат. Этот особый государственный орган, который наде­лен функцией контроля и имеет правомочие отменить лю­бое постановление правительства. Трибунат напоминает такие институты современных государств, как Конститу­ционный суд или Конституционный совет.

Значение закона. Закон как выражение общей воли выс­тупает гарантией защиты индивидов от произвола со сторо­ны правительства, которое не может действовать, нарушая требования закона. Только благодаря закону как выраже­нию общей воли можно обеспечить справедливость, свобо­ду, равенство индивидов.

Лекция 6.

Руссо Жан-Жак (1712-1778) – французский философ и писатель, теоретик народного суверенитета.

Логическое основание политико-правового учения. Руссо – представитель идейного течения сентиментализ­ма, основу которого составляет культ естественных чувств и простого образа жизни, чувство сострадания к бедному человеку и идеализация природного состояния людей и от­рицательное отношение к достижениям городской цивили­зации.

С появлением частной собственности на землю и скот, считает Руссо, рождается первая форма социального нера­венства: неравенство между богатыми и бедными, т.е. иму­щественное неравенство.

Руссо полагал, что первоначально путем общественного договора люди могли установить любую форму правления:

В результате возникла третья форма социального нера­венства: устанавливается неограниченная и неподконт­рольная народу власть, власть деспотическая, все же ос­тальные граждане становятся рабами этой власти.

Эта мысль Руссо вдохновляла французских революцио­неров конца XVIII в.

В результате создается государство, в котором участни­ки договора выступают либо как граждане, участвующие в осуществлении государственной власти, либо как поддан­ные, подчиняющиеся законам государства.

Руссо отстаивает принцип народного суверенитета – ос­новополагающий принцип республики, историческими примерами которых для него являются античная и женев­ская республики.

Характеристики народного суверенитета:

Для Руссо суверенитет – это только полномочие при­нимать законы, все же остальные полномочия – лишь следствия суверенитета, а не сам суверенитет;

Для монархической Франции того времени концепция народного суверенитета имела радикальный характер.

• суверен (т.е. народ) принимает законы;

Классификация видов правительства. Руссо классифи­цирует виды правительства в зависимости от числа лиц, за­нимающихся управлением. Он выделяет:

Гарантии народного суверенитета. Руссо считал, что любое правительство стремится к узурпации народного су­веренитета. Чтобы этого не происходило, необходимо пе­риодически проводить народные собрания, в повестке дня которых было бы два вопроса:

1) угодно ли суверену сохранить настоящую форму пра­вительства;

2) угодно ли народу оставить управление в руках тех, на кого оно в настоящее время возложено?

Еще одна гарантия народного суверенитета – трибу­нат. Этот особый государственный орган, который наде­лен функцией контроля и имеет правомочие отменить лю­бое постановление правительства. Трибунат напоминает такие институты современных государств, как Конститу­ционный суд или Конституционный совет.

Значение закона. Закон как выражение общей воли выс­тупает гарантией защиты индивидов от произвола со сторо­ны правительства, которое не может действовать, нарушая требования закона. Только благодаря закону как выраже­нию общей воли можно обеспечить справедливость, свобо­ду, равенство индивидов.

Читайте также: