Особенности самосознания у детей с речевыми дефектами кратко

Обновлено: 04.07.2024

В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Речевые проблемы разной степени сложности приводят к тому, что у детей изменяется характер коммуникации, возникает задержка в эмоциональном и социальном развитии, что отрицательно сказывается на формировании личности в целом, на характере взаимоотношений ребенка с окружающими, на формировании его самосознания и самооценки .[1]

Среди немногочисленных работ, посвященных исследованию особенностей эмоционально-волевой сферы и личностного развития детей с ОНР, можно назвать труды таких ученых, как Г.В.Чиркина, Л.Г. Соловьева, Г.Х. Юсупова, Е.В. Жулина, О.А.Слинько, И.Ю.Левченко, С.А. Клюжева и некоторых других.

Говоря об особенностях развития детей с ОНР следует отметить следующие проблемы личностного развития:

1. Нарушения в социальной адаптации и взаимодействии с социальной средой, поскольку речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими и на формировании его самооценки. Самооценка у детей с ОНР обычно занижена, что находит свое отражение в проявлении тревожности и агрессивности разной степени выраженности, а взаимоотношения с окружающими ограничены [6].

Дети с моторной алалией тяжело переживают свой де­фект. Повышенная самокритичность порождает ощущение беспо­мощности, даже отчаяние, что может вылиться в состояние де­прессии. А если окружающие плохо понимают речь ребенка, депрес­сия может усиливаться. Все это также отрицательно влияет на раз­витие личности ребенка.У детей с моторной алалией часто наблюдаются патоло­гические черты невротического круга: замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раз­дражительность, обидчивость, слезливость и т.п.[4].

Изучение особенностей самооценки у детей с общим недоразвитием речи, проведённое Л.М. Шипициной и Л.С. Волковой (1993), показало, что дети недостаточно критично оценивают свои возможности, чаще переоценивая их. В большинстве случаев объективная личностная характеристика не совпадает с самооценкой, многие из своих черт характера дети не отмечают и не оценивают. Чаще всего не фиксируется внимание на негативных чертах характера, а положительные качества несколько переоцениваются.

Ю.Ф. Гаркуша и В.В. Коржавина (2001) указывают на достаточно высокую в целом самооценку у детей дошкольного возраста с ОНР. Авторы указывают на зависимость самооценки от представлений детей об отношении к ним взрослых. У части детей самооценка совпадает с оценкой отношения к ним взрослых (дети с высокой самооценкой), у части детей – не совпадает (преимущественно дети с низкой самооценкой).

По данным В.И. Терентьевой (2000) по сравнению с самооценкой детей с нормальной речью, самооценка детей с тяжелыми нарушениями речи является более низкой.

В зависимости от уровня коммуникативных нару­шений и степени переживания речевого дефекта до­школьники с ОНР были разделены на три группы.

Дети первой группы не демонстрировали переживания рече­вого дефекта, у них не отмечалось трудностей при рече­вом контакте. Они активно взаимодействовали со взрос­лыми и сверстниками, широко использовали при этом невербальные средства общения-это самая малочисленная группа.

У детей второй груп­пы наблюдались некоторые трудности в установлении контакта с окружающими, они не стремились к обще­нию, на вопросы старались отвечать односложно, избе­гали ситуаций, требующих использования речи, в игре прибегали к невербальным средствам общения, демон­стрировали умеренное переживание дефекта.

У детей третьей группы отмечались речевой негативизм, который выражался в отказе от общения, скованности, замкнутости, были за­фиксированы агрессивность, заниженная самооценка. Дети избегали общения со взрослыми и сверстниками, а в игре не пользовались вербальными средствами; на логопедических занятиях в речевой контакт вступали только после длительной стимуляции-это самая многочисленная группа[2].

Изучение самооце­нки (В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова, 2006) дошкольников со стертой дизартрией и нормальным речевым развитием продемонстрировало, что половина из каждой группы детей адекватно оценивают свои возможности (соответственно 47 % со стертой диз­артрией и 50 % с нормальным речевым развитием). У дошкольников с дизартрией преобладает заниженная самооценка (соответственно 40 и 17 %), что проявляется в большей тревожности и неуверенности в себе. Среди детей с нормальным речевым развитием завышенная самооценка имела место в 3 раза чаще (соответственно 13 и 33 %), т.е. дети с речевыми нарушениями проявляют большую осторожность в оцен­ке своих качеств.

Обе группы до­статочно высоко оценивают собственную доброту, при этом до­школьники с дизартрией ставят это качество на 1-ое место, а дети с нормальным речевым развитием на 2-ое после веселости. Также интересно, что дошкольники с дизартрией отдают предпочтение физическим каче­ствам (росту и быстроте), а дети с нормальной речью больше ценят нрав­ственные свойства. Одинаково не удовлетворены обе группы детей своим внима­нием. Весьма низко оценивают дошкольники с дизартрией свою речь и ловкость, что показывает критичность их суждений о себе и объек­тивный характер их оценки своей речи и моторных затруднений. Что касается детей с нормальной речью, то они не удовлетворены более все­го своими эстетическими качествами.

Таким образом, самооценки дошкольников с дизартрией более низкие и менее дифференцированы, чем у детей с нормальным речевым развитие. [3]

2.Что касается вопроса коммуникативной сферы то из-за несформированности средств общения значительно нарушается развитие этой функций. Дети часто бывают не заинтересованы в контакте, не умеют ориентироваться в ситуации общения, договариваться, проявляют негативизм и отторжение, который может выражаться как в проявлении агрессивности, так и в замкнутости ребенка, его закрытости от мира[6].

У небольшой части детей с речевой патологией явно преоб ладает внеситуативно-познавательная форма общения. Они с ин­ тересом откликаются на предложение взрослого почитать книги, достаточно внимательно слушают несложные зани­ мательные тексты, но по окончании чтения книги дети почти не задают вопросов по содержанию прочитанного, не могут сами пересказать услышанное .

Практически у половины детей с недоразвитием речи не сформирована культура общения: они фамильярны со взрослыми, у них отсутствует чувство дистанции, интонации ча­ сто крикливы, резки, дети назойливы в своих требованиях (О.Е. Грибова, 1995; И.С. Кривовяз, 1995; Ю.Ф. Гаркуша и В.В. Коржавина, 2001).

Изучение межличностных отношений показало, что для детей с ОНР характерны недостаточный уровень общения и неумение сотрудничать с окружающими (В. И. Терентьева, 2000). В качестве партнеров по общению дети с нарушением речи выбирают внешне привлекательных детей и детей, отличающихся физической силой.

Ю.Ф. Гаркуша и В.В. Коржавина (2001) выделили три основные группы детей по особенностям отношения к взрослому:

1 группа детей – эмоционально восприимчивые дети. Этих детей характеризует ярко выраженная положительная направленность на взрослого, уверенность в любви родителей, воспитателей. Они адекватно оценивают отношение к себе взрослых, но очень чувствительны к изменениям в поведении взрослого, что приводит к эмоциональным переживаниям.

2 группа детей – эмоционально невосприимчивые дети, для этих детей характерна отрицательная установка на воздействие взрослого, в частности, на педагогическое воздействие. Эти дошкольники часто нарушают порядок, дисциплину, не соблюдают установленные нормы. Родители жалуются на непослушание таких детей. Усвоив по отношению к себе порицающее отношение, дети отвечают равнодушием или негативизмом.

3 группа детей – дети с нейтральным отношением к взрослым и их требованиям. Эти дети практически не проявляют активности и инициативы в общении с взрослыми (за исключением матери), играют пассивную роль в жизни группы детского сада. Внешне они почти не выражают личных переживаний, что свидетельствует об отсутствии у них опыта внешнего выражения эмоций.

При моторной алалии В.А. Ковшиков (2001) в зависимости от состояния личности и эмоционально-волевой сферы выделяет три группы детей: Первая группа – эмоционально-волевая сфера и личностные свойства сохранны, отклонения не выходят за границы нормы – это самая малочисленная группа. Для детей второй группы характерна повышенная возбудимость, гиперактивность, суетливость, склонность к повышенному фону настроения, некритичность по отношению к речевому нарушению. Дети третьей группы отличаются повышенной тормозимостью, снижением активности, характерно критичное отношение к своему дефекту, выраженное переживание по этому поводу, речевой негативизм; дети не уверены в себе, замкнуты, стеснительны, скованы – это самая многочисленная группа. [2]

4. Одновременно с этим у детей не сформированы нравственные нормы, существуют трудности в оценке поступков, умении отличать хорошее от плохого, адекватно реагировать на внешнюю ситуацию [6].

Подводя итог анализу научных исследований по проблеме изучения дошкольников с общим недоразви­тием речи, можно отметить, что не все аспекты психи­ческого развития детей с ОНР изучены в одинаковой степени. Наименее изученным является аспект лично­стного развития. Разработка этой проблемы будет спо­собствовать совершенствованию системы психолого-пе­дагогического сопровождения ребенка с речевыми на­рушениями, которая предполагает тесное профессио­нальное взаимодействие психологов и логопедов и дол­жна включать такие направления деятельности, как работа с ребенком, работа с семьей, работа с персоналом дошкольного учреждения. [1]

Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. В 67 Психологическая помощь дошкольникамс общим недоразвитием речи. - М.: Книголюб, 2004. - 104 с. (Специальная психология).

Дошкольная психология. Учебное пособие . Под редакцией профессора В.И. Селиверстова

Калягин В.А. Логопсихология: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. — М.: Академия, 2006. — 320 с.

Логопатопсихология:учебное пособие /Авт.-сост.С.Н.Шаховская, Р.Лалаева-Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС.-стр.317

Поникарова В.Н., Жукова М.Л. Формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с ОНР.// Под ред. О.А. Денисовой. – Череповец, 2002 – стр. 126-130

Хрестоматия по логопедиив 2-х томах под ред. Волкова Л.С., Селиверстова В.И./ М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997, страниц: 560-656.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Особенности формирования личности у детей с речевыми нарушениями

Ключевые слова: личность, дезадаптация, нарушения речи, общение.

Аннотация: В настоящее время отмечается немалочисленный рост числа детей с речевыми нарушениями. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, его успешного обучения в школе. Любые задержки и нарушения в развитии речи ребенка отражаются на формировании его личности и поведения.

Личность детей с нарушениями речи формируются в условиях своеобразного развития вследствие имеющегося дефекта. Своевременное развитие речи является одним из основных условий нормального психического развития ребенка. Задержка проявления речевого общения, бедный словарный запас, и другие нарушения речи отражаются на формировании самосознания и самооценки ребенка.

Недоразвитие речевых средств способствует появлению специфических черт как общего, так и речевого поведения ребенка: ограниченную контактность в процессе общения со сверстниками и взрослыми, отсутствие умения поддерживать беседу, замедленную включаемость в коммуникативную ситуацию, отсутствие умения вслушиваться в речь собеседника и пр. (О.Е. Грибова, Е.М. Мастюкова, С.А. Миронова и др.). Недостаточностью вербальных средств общения, низким уровнем развития полифункциональных (познавательных, коммуникативных и пр.) способностей обусловлено то, что дети с общим недоразвитием речи лишены возможности продуктивно взаимодействовать с окружающими, испытывают затруднения в формировании социального поведения, полноценной игровой деятельности.

Дошкольники, у которых наблюдается нарушение речевого развития, испытывают значительные трудности в общении, особенно в общении со сверстниками. Переживая свой дефект, дети прибегают к различным формам психологической защиты, и в зависимости от темперамента, ребенок может быть агрессивен в отношении к окружающим или к самому себе, может быть тревожен, застенчив, иметь заниженную самооценку, быть робким и нерешительным. В большинстве случаев дети заостряют внимание на своем нарушении, что негативно сказывается на их развитии личности.

Отношение общества к таким детям и, главным образом, отношение ближайшего окружения имеют существенное значение. Дефект накладывает отпечаток на взаимодействие ребенка с нарушенным развитием и его социальное окружение. Одним из наиболее частых проявлений нарушенных отношений со средой являются реакции дезадаптации.

Под реакциями дезадаптации понимаются относительно кратковременные психогенные расстройства, которые возникают при столкновении личности с трудными или непреодолимыми обстоятельствами и нарушают нормальное приспособление к условиям существования

Психологические трудности дезадаптирующего характера, которые испытывают дети с нарушением развития речи, чаще всего имеют вторичную обусловленность, формируясь как следствие неверной интерпретации воспитателем, родителями их индивидуально-психологических свойств. По наблюдениям специалистов, большинство детей с нарушениями речи переживают состояние фрустрации под влиянием постоянных неудач. Эти переживания нередко усугубляются недостаточно тактичным и негибким поведением воспитателя, и прогрессирование декомпенсации идет по пути развития неврозоподобной симптоматики.

Практически у всех детей с таким тяжелым речевым нарушением, как заикание, выявлено своеобразие протекания психических процессов, частые проявления импульсивности или, наоборот, заторможенности. Иногда они не могут принять решение не потому, что не могут дать правильный ответ, а потому, что стрессовые состояния дезориентируют их деятельность.

В зависимости от благоприятных или неблагоприятных социальных условий, в которых растут и воспитываются дети с заиканием, названные психические явления могут в разной степени или проявляться кратковременно, или закрепляться и перерастать в стойкие психические состояния и свойства личности, определяя в целом уже психологические особенности заикающихся.

Психологические рекомендации при работе с заикающимися детьми дошкольного возраста зависят от формы заикания. При невротическом заикании необходимо использовать возможности игровой деятельности, а также:

1) воспитывать точность, четкость, быстроту реакции, умение переключать активное внимание на качество выполнения необходимых в данный момент действий;

2) отводить особое место упражнениям на нормализацию мышечного тонуса и использовать с этой целью различные игровые роли и игровые действия;

3) формировать чувство коллективизма в играх, воспитывать волю, уверенность в своих силах, умение преодолевать трудности при выполнении действий, используя при этом психотерапевтические возможности игры;

4) использовать образы персонажей игр, учитывая их положительное влияние на речевую и двигательную активность, эмоциональную сферу.

Особенности работы с детьми, страдающими неврозоподобным заиканием, состоят в следующем:

1) увеличивается индивидуализация занятий, доля помощи психолога в выборе и реализации роли, совершении игровых действий;

2) применяется подетально расчлененная подача игрового материала с демонстрацией отдельных элементов сюжета и игровых действий;

3) больше внимания уделяется вербализации действий, сочетанию речи с движениями с постепенным усложнением игровой задачи;

4) ввиду повышенной утомляемости детей чередуются динамические и статические действия, сокращается смена действий и продолжительность игр;

5) показ действий осуществляется со словесным объяснением психолога, сопряженной и ритмизованной речью;

6) при организации игр проводится работа по общему развитию речи, развитию слухового внимания и восприятия, коррекции недостатков звукопроизношения, увеличению словарного запаса;

7) объем речевых действий постепенно расширяется на протяжении всех занятий.

По своим характерологическим особенностям детей с нарушениями речи можно разделить на 2 основные категории:1) дети с повышенной возбудимостью нервной системы;2) дети со склонностью к реакциям тормозного типа.

Исследования А.Ю. Буяновой , М.Ю. Валентирова , Т.А. Марковой убедительно показывают важную роль общения со сверстниками формировании личности ребенка и его взаимоотношений с другими людьми. Нарушение общения несвязанное с ним отрицательное эмоциональное самочувствие часто приводит к формированию межличностных отношения, данную особенность впервые отметили Е.А. Аркин и Л.И. Божович.

Таким образом, развитие личности детей с речевыми нарушениями качественно отличаются от развития личности детей с нормальным речевым развитием.

Список литературы:

1.Бенедиктов Б.А. Психология формирования личности детей дошкольного и школьного возрастов. Редкол.: - Минск. гос. пед. ин - т им. А.М. Горького. - Мн.: Нар. асвета, 2010. - 79с. с.

2.Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи: пособие для психологов, логопедов, учителей-дефектологов- М.: Книголюб, 2008. - 96с.

В литературе неоднократно высказывалось мнение, что речевой дефект способствует формированию неадекватной самооценки: ощущению своей малоценности, робости, неуверенности в своих возможностях. С целью проверки данного утверждения были проведены исследования по целому ряду характеристик, таких как оценка нравственных качеств, физических, умственных способностей и отношение к своей речи.

На рисунке 1 показано суммарное распределение по всем характеристикам заниженных, завышенных и адекватных самооценок дошкольников с речевыми нарушениями и здоровых детей. Примерно половина из каждой группы детей адекватно оценивают свои возможности (соответственно 47 % детей со стертой дизартрией и 50% здоровых детей).

Среди дошкольников с речевыми нарушениями по сравнению со здоровыми детьми существенно преобладают те, для которых характерна заниженная самооценка (соответственно 40 и 17%), что проявляется в большей тревожности и неуверенности в себе.

Вместе с тем среди здоровых детей оказалось склонных переценивать себя почти в три раза больше, чем среди дошкольников с речевыми нарушениями (соответственно 13 и 33 %). То есть в среднем дети, страдающие речевыми нарушениями, проявляют большую по сравнению со здоровыми детьми осторожность в оценке своих качеств. Можно предположить, что причина этого — в объективных трудностях, с которыми они сталкиваются в жизни. Интересные различия были выявлены в самооценке здоровых детей и дошкольников с речевыми нарушениями. Обе группы достаточно высоко оценивают собственную доброту, при этом дошкольники с речевыми нарушениями ставят это качество на первое место, а здоровые на второе после веселости. По-видимому, это свидетельствует о том, что для детей с нарушением речи доброта имеет особое значение, так как они нуждаются в благожелательном отношении к себе. Также интересно, что дошкольники с речевыми нарушениями отдают предпочтение физическим качествам (росту и быстроте), а здоровые дети больше ценят нравственные свойства.

Самооценка у двух групп мальчиков - с нормальной и с нарушенной речью - отличается в меньшей степени, чем у девочек. Мальчики массовой школы считают себя очень веселыми, счастливыми, честными; в меньшей степени, но все же добрыми, общительными, здоровыми. Мальчики специальной школы считают себя честными, храбрыми, необидчивыми и недрачливыми, однако они менее общительны и счастливы. Так же как и девочки, они осознают, что причиной их необщительности является дефект, однако не считают себя ущерб­ными в той мере, как девочки с нарушенной речью.

В целом исследования показывают, что учащиеся млад­ших классов школ для детей с нарушениями речи недо­статочно критично оценивают свои возможности, чаще переоценивая их. В большинстве случаев объективная личностная характеристика не совпадает с самооценкой, многие из своих черт характера дети не отмечают ине оценивают. Чаще всего не фиксируется внимание на не­гативных чертах характера, а положительные качества несколько переоцениваются. В этом проявляется тен­денция в самохарактеристике приближаться к идеаль­ному образу. Если переоценка своих возможностей в 1-2-х классах может быть объяснена возрастной законо­мерностью (она наблюдается и в норме), то в аналогич­ном явлении среди 3-х классов можно видеть личностную особенность детей с тяжелыми нарушениями речи.

Исследования уровня притязаний младших школь­ников с нарушениями речи выявили, что в большин­стве случаев реакция этих детей на неуспех отличается от той, которая наблюдается в норме. Это выражается в том, что после удачно выполненного задания часть де­тей переходит не к более трудному, а к легкому заданию. Этот факт можно трактовать как формирование защитной реакции у детей с нарушениями речевого раз­вития, стремление поддержать успех даже на заниженном уровне, особенно ярко заниженный уровень притязаний, по результатам исследований, проявляется у учащихся 1-го класса, меньше - у учащихся 2-го класса, а среди третьеклассников таких явлений практически не наблюдается. Это говорит о том, что у учащихся школ для детей с нарушениями речи с возрастом формируется реалистический уровень притязаний.

Осознание речевого дефекта, степень фиксированности на нем изучались в основном применительно к заи­кающимся детям (С.С. Ляпидевский, СИ. Павлова, В.И. Селиверстов и др.) и лицам с нарушениями голоса (О.С. Орлова).

Исследователи выделяют три варианта эмоциональ­ного отношения заикающихся к своему дефекту:

и три варианта волевых усилий в борьбе с ним: их отсутствие, наличие, перерастание их в навязчивые действия и состояния (рис. 14).

Нулевая Безразличное отсутствуют

Умеренная Умеренно-сдержанное присутствуют

Выраженная Безнадежно-отчаянное навязчивые действия

Рис. 14. Типы отношений детей с речевыми нарушениями к своему дефекту

В.И. Селиверстов выделяет следующие показатели степеней фиксированности детей на своем дефекте:

1) нулевая степень фиксированности на своем дефекте. Дети не испытывают ущемления от сознания неполноценности речи или даже совсем не замечают ее недостатков. Они охотно вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, знакомыми и незнакомыми людьми.У них отсутствуют элементы стеснения или обидчивости;

2) умеренная степень фиксированности на своем дефекте. Дети испытывают в связи с дефектом неприятные переживания, скрывают его, компенсируя манеру речевого общения с помощью уловок. Тем не менее осознание детьми своего недостатка не выливается в посто­янное, тягостное чувство собственной неполноценнос­ти, когда каждый шаг, каждый поступок оценивается через призму своего дефекта;

3) выраженная степень фиксированности на своем дефекте. Дети постоянно фиксированы на своем ре­чевом недостатке, глубоко переживают его, всю свою деятельность ставят в зависимость от своих речевых неудач. Для них характерен уход в болезнь, самоуничи­жение, болезненная мнительность, навязчивые мысли и выраженный страх перед речью.

Исследования А.Г. Рузской, Л.Н. Галигузовой, Е.О. Смирновой показали, что психологические причи­ны проблемных форм межличностных отношений (по­вышенная конфликтность, застенчивость, неуверенность в себе, агрессивность) связаны с особенностями само­сознания ребенка. Причиной можно назвать фиксацию на своих предметных качествах или преобладание оце­ночного, объектного отношения к себе и другим. Такая фиксация порождает постоянную оценку себя, самоут­верждение, демонстрацию своих достоинств и пр.

Таким образом, самосознание и отношение к другим неразрывно связаны и взаимообусловливают друг дру­га; на всех этапах возрастного развития отношение к другим отражает особенности становления самосозна­ния ребенка и его личности в целом. Расстройства в сфере самосознания детей с нарушениями речи не толь­ко снижают и ухудшают их работоспособность, но и могут приводить к нарушениям поведения и явлениям социальной дезадаптации, в связи с чем особую значи­мость приобретает дифференцированная психопрофилактика и психокоррекция имеющихся у этих детей осо­бенностей личностного развития.

Читайте также: