Кубофутуризм в живописи кратко

Обновлено: 26.06.2024


Кубофутуризм – направление в живописи, истоком которого было русское будетлянство, он также назывался русским футуризмом. Это было русское авангардное художественное движение в 1910-х годах, возникшее как ответвление европейского футуризма и кубизма.

Появление

Тем не менее, концепция приобрела гораздо более важное значение в изобразительном искусстве, вытеснив влияние французского кубизма и итальянского футуризма, и привела к появлению определенного русского стиля, который смешал черты двух европейских движений: фрагментированные формы, слитые с представлением движения.

Ольга Розанова. Город в огне

Особенности

Русский кубофутуризм характеризовался разрушением форм, изменением контуров, смещением или слиянием различных точек зрения, пересечением пространственных плоскостей и контрастом цвета и текстуры.

Экстер. Синий, черный, красный

Слияние с поэзией

Наталья Гончарова. Лес

Представители

Бурлюк особенно интересовался стилистическими приемами кубистской живописи и часто писал и читал лекции на эту тему. В результате несколько поэтов попытались обнаружить аналогии между кубизмом и собственной поэзией. Особенно важным в этом отношении была работа Хлебникова и Крученых. В их стихах 1913-14 годов игнорировались правила грамматики и синтаксиса, метра и рифмы; они опускали предлоги и знаки препинания, использовали полуслово, неологизмы, неправильные образования слов и неожиданные образы.

Казимир Малевич. Точильщик

Примеры

Любовь Попова. Портрет

Принципы

Развитие

Кубофутуризм в живописи был многогранной концепцией, которую нелегко определить или классифицировать, она на самом деле вышла далеко за рамки простого принятия кубистских и футуристических методов живописи.

Определенные фигуры и основные движения внутри русского авангарда, такие как лучизм Михаила Ларионова, супрематическая живопись Казимира Малевича и конструктивизм Владимира Татлина, Александра Родченко и других, уже хорошо исследованы.

Труды и теории Малевича и Татлина используются в основном как эталон сравнения, по отношению к которому произведения других художников-авангардистов сравнивают и противопоставляют.

Принципы, впервые заложенные в кубофутуристической образной живописи, были разработаны в 1915 и 1916 годах. Частично они отражали влияние супрематизма Малевича.

Попова. Человек + воздух + пространство

Влияние

Впоследствии этот термин был принят художниками и теперь используется искусствоведами для обозначения произведений русского искусства периода 1912-15 годов, которые сочетают в себе аспекты обоих стилей.

Современные критики признали авангард как утверждение поэтических и живописных ценностей природы языка и работы на холсте через внимание к формальным качествам звука, цвета и линии. Сродство между визуальными и словесными формами, примером которых является публикация русских футуристических книг, и утверждение формальных ценностей в поэзии и живописи составляли большую часть современного искусства. Однако художники, разработав абстрактный стиль живописи, уже не были кубофутуристами в первоначальном смысле.

Кубофутуризм в живописи или, точнее, принципы, созданные этим течением, легли в основу авангардистской деятельности вплоть до 1922 года. И не только в области живописи.

Начало XX века ознаменовалось мощным всплеском изобретений , которые перевернули и значительно ускорили ритм человеческой жизни. Это были радикальные , эпохальные , совершенно фантастические новшества: самолет и беспроводной телеграф , электросварка и электрическая лампа накаливания , кино , рентгеновский аппарат , железобетон , фотографическая пленка… Будущее настало! Технический прогресс сотрясал цивилизацию до самого основания и повлиял на все отрасли человеческого знания , в том числе на литературу и искусство. Все классическое и академическое осталось в прошлом — наступило время поисков самовыражения , ярких индивидуальностей и новых идей — время футуризма.

Кубофутуризм

Кубофутуризм. Итальянское начало

Умберто Боччони. Эластичность

Давид Давидович Бурлюк. Коллаж на тему Первой Мировой Войны

Русский футуризм

Стиль развивался в первой четверти XX века преимущественно в Италии и России. Некоторые иронично называют его кубизмом со скандальным привкусом. Отцы-основатели призывали перестать преклоняться перед искусством прошлого, а возвеличивать промышленный дух будущего: рисовать самолеты, автомобили, металлические мосты, пароходы и другие достижения прогресса.

Обложка альманаха «Садок судей. Государственный музей В.В. Маяковского

Давид Давидович Бурлюк. Помолвка

Давид Бурлюк «Лето

Ленивой лани ласки лепестков
Любви лучей лука
Листок летит лиловый лягунов
Лазурь легка
Ломаются летуньи листокрылы
Лепечут ЛОПАРИ ЛАЗОРЕВЫЕ ЛУН
Лилейные лукавствуют леилы
Лепотствует ленивый лгун
Ливан лысейший летний ларь ломая
Литавры лозами лить лапы левизну
Лог лексикон лак люди лая
Любовь лавины = латы льну.
1911

Искусствовед Андрей Шемшурин, художник Давид Бурлюк и поэт Владимир Маяковский, 1913 год

Ольга Розанова. «Испания

Ольга Розанова. «Испания"

Вульгарк ах бульваров
Варвары гусары
Вулье ара-бит
А рабы бар арапы
Тарк губят тара
‎Алжир сугубят
‎Ан и енно
‎ Гиенно
‎ Гитана.
Жиг и гит тела
Висжит тарантелла
Вира жирн рантье
‎Антиквар
‎Штара
‎Квартомас
‎Фантом
Илька негра метресса
Гримасы
Гремит
Гимн
Смерти

Крученых при участии Розановой.

Крученых при участии Розановой. "Битва будетлянина с Океаном". 1916
Лист №1 из альбома "Вселенская война. Цветная клей". Пг, 1916

Крученых при участии Розановой.

Крученых при участии Розановой. "Битва Марса со Скорпионом". 1916
Лист №2 из альбома "Вселенская война. Ъ. Цветная Клей", Пг, 1916

Крученых при участии Розановой.

Крученых при участии Розановой. "Взрыв сундука". 1916
Лист №3 из книги "Вселенская война. Ъ. Цветная клей". Пг., 1916

Крученых при участии Розановой.

Крученых при участии Розановой. "Германия во прахе". 1916
Лист №9 из книги "Вселенская война. Ъ. Цветная клей". Пг., 1916

В предисловии к книге Крученых пишет: «Эти наклейки рождены тем же , что и заумный язык — освобождением твори от ненужных удобств ( ярая беспредметность). Заумная живопись становится преобладающей. Раньше О. Розанова дала образцы ее , теперь разрабатывают еще несколько художников , в том числе К. Малевич , Пуни и др., дав мало говорящее название: супрематизма.

Иван Васильевич Клюн. Озонатор

Отвергая прошлое , русские художники-футуристы черпали вдоховение не только в техническом прогрессе. Одним из источников их идей стало традиционное русское наследие , народные промыслы и религиозные взгляды. Русский примитивизм — лубок

Истоки этого жанра - восточные контурные гравюры. Лубок появился в Европе в XV веке, а в России - в XVII веке и завоевал большую популярность у крестьян и горожан, а его авторы в полной мере владели не только острым словцом, но и проявляли навыки мастерства иллюстрации и карикатуры. Яркие картинки с незамысловатыми фигурками и простыми, часто юмористическими, подписями – образец таланта русских народных художников, доставлявший немало радости неискушенным покупателям. Лубочные картинки выполнялись с использованием резных деревянных клише, с помощью которых делали оттиски на листах недорогой бумаги. Со временем контурные рисунки этих гравюр стали частично раскрашивать яркими красками, что делало их более выразительными и привлекательными. Читать дальше

и народный костюм , древние языческие скульптуры , иконопись — все это на картинах футуристов приобретало абстрактные формы и чистые цвета. Еще одна отличительная черта футуристов — представительная женская составляющая движения. Наталья Гончарова , Любовь Попова, Ольга Розанова занимали выдающееся место в художественном движении. Многие из этих женщин путешествовали или жили за пределами России , где новые идеи о равенстве процветали в космополитичных городах.

Наталья Сергеевна Гончарова. Фабрика

Лучизм изобрел Михаил Ларионов. И это направление создало фундамент для появления абстрактной живописи в России, можно сказать – стало первым абстрактным лучом в царстве предметности. Раз наше зрение устроено так, что мы воспринимаем не сами предметы, а отраженные ими лучи, то на лучах и сосредоточимся! Так решил Михаил Ларионов и убедил в этом художников своего круга, благодаря чему мы можем любоваться яркими, сияющими, во всех смыслах энергетическими картинами лучистов. Читать дальше

кубистической версией импрессионизма. Пространственная структура этих картин базировалась на цветовых комбинациях , насыщенности , сочных цветах и энергетических векторах.

Михаил Федорович Ларионов. Голова быка

Для Казимира Малевича кубофутуризм стал промежуточным состоянием между статическим кубизмом и проявлениями движения и динамизма. Сочетания узнаваемых форм реалистических объектов и геометрических беспредметных плоскостей , объединенные в своеобразные ребусы-загадки , характерны для многих работ художника , написанных в промежутке с 1912 по 1914 годы.

Кубофутуризм — направление в искусстве авангарда в начале ХХ века, в живописи соединившее в себе наработки итальянских футуристов (например, Боччони) и французских кубистов (таких, как Брак).



Содержание

Живопись

Кубофутуризм был особенно популярен в русском авангарде, как в живописи, так и в поэзии. В разные периоды своего творчества в стиле кубофутуризма работали художники Малевич, Бурлюк, Гончарова, Розанова, Попова, Удальцова, Экстер, Богомазов, и др.

Поэзия

Литература

  • Бобринская Е. А. Футуризм и кубофутуризм. — М.: Галарт: Олма-Пресс, 2000. — 175 с. — (История живописи. ХХ век: Европа. Россия, 1910—1930). — ISBN 5-224-01672-Х, ISBN 5-269-00992-7
  • Сарычев В. А. Кубофутуризм и кубофутуристы: Эстетика. Творчество. Эволюция. — Липецк: Липецкое изд-во. — 2000.
  • Гилея, 2007. — 551 с. — ISBN 5-87987-040-5

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Кубофутуризм" в других словарях:

кубофутуризм — кубофутуризм … Орфографический словарь-справочник

КУБОФУТУРИЗМ — направление в искусстве 1910 х гг., наиболее характерное для русского художественного авангарда тех лет, стремившегося соединить принципы кубизма (разложение предмета на составляющие структуры) и футуризма (развитие предмета в четвертом измерении … Большой Энциклопедический словарь

Кубофутуризм — Локальное направление в русском авангарде (в живописи и в поэзии) начала XX в. В изобразительном искусстве К. возник на основе переосмысления живописных находок сезаннизма (см.: Сезанн ), кубизма, футуризма, русского неопримитивизма. Основные… … Энциклопедия культурологии

КУБОФУТУРИЗМ — КУБОФУТУРИЗМ, направление в искусстве 1910 х гг., наиболее характерное для русского художественного авангарда тех лет, стремившегося соединить принципы кубизма (см. КУБИЗМ) (разложение предмета на составляющие структуры) и футуризма (см.… … Энциклопедический словарь

Кубофутуризм — специфич. направление в рус. живописи 1 й пол. 1910 х гг. Представляет собой сочетание приемов франц. кубизма (геометризация и расчленение реального объема, сдвиг формы) и итал. футуризма (совмещение точек зрения, умножение контуров, хаотич.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Кубофутуризм — см. в ст. футуризм. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 … Литературная энциклопедия

кубофутуризм — кубофутур изм, а … Русский орфографический словарь

кубофутуризм — литературное течение в рамках футуризма. Приставка кубо возникла от пропагандировавшегося кубофутуристами в живописи кубизма. Рубрика: художественные методы и направления Род: футуризм Персоналии: Д. Бурлюк, Б. Лившиц, Е. Гуро, В. Маяковский, В.… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

кубофутуризм — (2 м) … Орфографический словарь русского языка

кубофутуризм — кубофутури/зм, а … Слитно. Раздельно. Через дефис.


Сосуществование этих различных направлений художественной практики в рамках кубофутуризма отражает идеологическую озабоченность коллективным обновлением и деконструкцией (понятие, рожденное их постреволюционным контекстом), когда каждый поэт или художник может свободно создавать свое собственное эстетическое сознание, основанное на концепции революция и коллективные действия через переосмысление художественных и социальных традиций. [6]

Содержание

Важность постреволюционного контекста

Влияние коллекционеров русского искусства


На пике начала 20 века глубокие социальные, политические и классовые разногласия в России представляли собой небольшую группу элитных аристократов и бизнесменов. Имея значительный доступ к международным арт-рынки и дилеры, они собрали значительное количество европейских шедевры начала 20 века для своих личных коллекций. Коллекционеры и покровители, Сергей Щукин (1854-1936) и Иван Морозов (1871-1921), особое внимание уделял Импрессионист, Постимпрессионист, Фовист, Кубист, и Футурист искусство со всей Европы, собирающее большой выбор знаковых работ и, следовательно, знакомящее местных русских художников с художественными движениями, техниками и стилями, популярными на континенте. [13] В коллекции Щукина было значительное количество Пикассо, Матисс, Сезанн, Моне, и Гоген, позволяя художникам Санкт-Петербург и Москва доступ к произведениям кубизма и футуризма, которые позже повлияли на развитие кубофутуристического движения. [13]


История

Происхождение термина

Развитие движения

Самые ранние проявления кубофутуристического стиля искусства можно найти в произведениях Наталья Гончарова, которая еще в 1909 году применила в своих картинах средства выражения кубизма и футуризма. [22]

Благодаря современным технологиям (например, транспорту и телеграфии) и опыту художников из других стран, русские творцы знали многое об авангардных событиях в Европе. [23] Кубофутуризм как художественный стиль начал принимать свою полную форму в период с 1912 по 1913 год. [23] хотя стиль поэзии закончился, когда Русский футуризм сам тоже поблек.

Наталья Гончарова официально вышла на футуристическую сцену примерно с 1912 по 1913 год; Вскоре в ее творчестве проявилось влияние кубофутуризма. [26] Для нее это не было резким изменением ее прежнего стиля живописи. В 1913 году в галерее русского искусства прошла выставка ее последних работ, получившая самые разные отклики. Михаил Ларионов последовал их примеру в последнем авангардном направлении, опубликовав два манифеста о новом художественном движении его и Гончаровой, Лучизм, вдохновленный кубофутуризмом. [26]

Появились другие художники-кубофутуристы, например Александра Экстер, занимавшийся сценографией русского футуриста, [27] и Любовь Попова, которая узнала о кубизме во время своего пребывания в Париже в 1912 году и писала в стиле кубофутуризма в 1913-1914 годах. [28] Движение в России отличалось большим процентом женщин-художников, в отличие от движения в Италии. [23]


В 1913 году опера Победа над солнцем - пролог Хлебникова, либретти Крученых, музыка Михаил Матюшин - было выполнено. Художником по костюмам и декорациям был Малевич; С тех пор опера стала известна тем, что в ней впервые появилась его знаменитая картина. Черный квадрат, как часть дизайна сценического занавеса. [30] В следующем году вышла книга русского футуриста: Танго с коровами, написанная летчиком-поэтом Василий Каменский и проиллюстрировано братьями Бурлюками.

К 1914 году у русских футуристов (многие из них кубофутуристы) возникла неприязнь к итальянцам. Когда Маринетти в том году отправился в турне по России с лекциями, он был встречен общей недружелюбностью, в отличие от положительного приема, который он получил во время предыдущего турне 1910 года: например, у Ларионова был серьезный спор с деятелем культуры, поддерживающим Маринетти. , первый желая встретить его тухлыми яйцами, а второй - цветами, [19] в то время как женщины-художницы-кубофутуристы, возможно, были отпугнуты женоненавистничеством Маринетти. [23] Отношения ухудшились до такой степени, что Хилея начала фальсифицировать даты публикации их книг, как бы заявляя, что они были раньше и более футуристами, чем их коллеги в Италии. [19]

Русским футуристам тоже было противно Эго-футуристы, конкурирующее русское литературное объединение, созданное в 1911 году поэтом Игорь Северянин. На этот раз негативные чувства пошли в обе стороны: Северянин не одобрял позицию кубофутуристов, в то время как они отвергали эго-футуристов как незрелых, безвкусных самозванцев.

Конец кубофутуризма

Можно сказать, что кубофутуризм закончился 0,10 Выставка 1915-1916 гг., также организованная Пуни и подпитываемая соперничеством между Малевичем и Татлиным; впоследствии большинство участников кубофутуризма начали направлять свою энергию на другие стили письма или живописи, например, новое направление искусства Малевича. Супрематизм, которая официально началась на выставке 0,10, или с Конструктивизм. [1]

По словам итальянского художника-футуриста Джино Северини, который познакомился и услышал из первых рук рассказы русских художников-футуристов Ларионова, Пуни и Ксения Богуславская, механизм закончен в 1916 году, [19] хотя, согласно Британская энциклопедия, стиль продолжал использоваться примерно до 1919 года. [4]

Изобразительное искусство


Казимир Малевич, Точильщик ножей (Принцип сияния) (1912-13), холст, масло, 79,534 см × 79,534 см, Художественная галерея Йельского университета

Для художников-кубофутуристов это движение означало сдвиг в стилистических ценностях от восприятия живописи как отражения их текущей реальности к изображению идеализма через изображения идеального будущего, определяемого равенством и организованным коллективным сознанием. [31]

Художники-кубофутуристы уникальны своей независимостью и автономией от других членов группы. [2] Художники без репрезентации, экспериментирующие с кубофутуризмом, такие как Кандинский, Ларионов, Малевич, и Татлин - приняли отличительные идеалы и теоретические основы движения, но пошли своим собственным эстетическим путем, таким образом изображая свободу, которую эти художники получили для выражения своего собственного восприятия модернизированного мира. [2]


Художники

Следующие художники были связаны с кубофутуризмом: [34]

Скульптура

Скульптура была меньшей частью кубофутуристического движения. Создан под влиянием творчества итальянского скульптора и художника-футуриста. Умберто Боччони, и Пабло ПикассоВ кубистических скульптурах русские художники начали экспериментировать с сочетанием двух стилей. [35] Художники, которые экспериментировали с кубизмом и футуризмом (или их комбинацией) в своих скульптурах, все выражали неприязнь к традиционным, классическим художественным традициям, тем самым подчеркивая характерный кубофутуристический интерес к трансформации, инновациям и омоложению. [36]

Скульпторы-кубофутуристы включены Иосиф Чайков, Борис Королев и Вера Мухина, все они преподавали в Советской государственной художественной школе в Москве, Вхутемас.

Читайте также: