Опыт бесед с молодыми людьми герцен кратко

Обновлено: 28.06.2024

В середине ХIХ в.в просвещенном русском обществеразвернулась острая полемика между славянофилами и западниками, касавшаяся вопросов образования и воспитания.

Славянофилы не были едиными в своих взглядах. Но в то же время они основывались на убеждении в самобытности исторического пути русского народа. Основой народного, национального воспитания славянофилы считали религиозность, нравственность и любовь к ближнему. Выдающимися представителями этого течения, занимающимися вопросами воспитания, были философ и публицист И.В. Киреевский (1806–1865), поэт А.С. Хомяков (1804–1860), историк С.П. Шевырев (1806–1864).

Западниками называли представителей просвещенных кругов, которые считали за образец западноевропейскую образованность, возмущались сословно-крепостническими традициями воспитания и обучения, защищали права личности на самообразование. К ним относились В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, В.Ф. Одоевский, П.Ф. Редкин, Н.В. Станкевич, Н.П. Огарев и др.

Н.П. Огарев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен выдвигали радикальные педагогические идеи, делая упор на стремлении русского человека к социальным переменам и предлагая поощрять такое стремление путем воспитания.

Говоря о сущности воспитания, Белинский считал, что общество должно обеспечить всем людям равное воспитание, развить их духовные силы и индивидуальные способности, которыми каждый ребенок обладает от рождения. Задача воспитателя – выявить и развить лучшие качества ребенка; не подавлять у детей выдуманные пороки, а устранять причины, их вызывающие. Отсюда главная цель воспитания по В.Г. Белинскому – общечеловеческое воспитание (воспитание общечеловеческих качеств, независимо от сословности). Большое внимание уделял Белинский воспитанию в семье. По его мнению, отношения между родителями и детьми должны основываться на уважении взрослых к личности ребенка, к его человеческому достоинству. Он выступал против семейного деспотизма, физических наказаний; говорил о воспитании у детей ответственности и чувства долга.

Основное положение педагогической теории Белинского – гармоническое развитие человека (физическое и нравственное воспитание, умственное образование). Физическое воспитание он рассматривал как развитие физических сил, укрепление здоровья, здоровый образ жизни, гигиена и т.д. Нравственное воспитание Белинский предлагал основывать на эмоциях, воздействуя, прежде всего на чувства, а не на сознание детей. Необходимыми методами воспитания нравственности он считал положительный пример, приучение к положительным чувствам и манерам, отвергал при этом нравоучения и докучливые беседы. В отношении умственного образования Белинский считал, что после 7 лет ребенку нужно получать систематическое образование. Просветитель выступал против религии за светское образование, приближение науки к жизни. Важнейшими предметами считал родной язык и литературу, историю; большое значение придавал естественным наукам.

А.И. Герцен (1812–1870) – политический деятель, публицист и писатель. Был ярым врагом крепостничества и самодержавия, выступал против религиозной основы воспитания. Носителем лучших национальных качеств Герцен считал простой народ, следовательно, только у народа молодое поколение может научиться добродетели, трудолюбию, любви к родине.

Главной задачей воспитания Герцен считал формирование гуманной, свободной личности, которая живет интересами своего народа и стремится к преобразованию общества. Особе внимание уделял нравственному воспитанию, считая условиями его эффективности расположение воспитателя к ребенку, уважение к нему и знание его потребностей.

1) образ жизни учеников (обязанности учителя, режим жизнедеятельности детей, применяемые наказания, за исключением физических, проживание в школе и встречи с родителями и т.д.);

2) наука (учебные программы в соответствии с четырьмя годами обучения, а также трудовые занятия детей зимой – столярное, слесарное, кузнечное и медное дело, и летом – огород и полевые работы). В первый год обучения дети учатся считать, писать, читать, получают начальные сведения из физики и химии применительно к почве, атмосфере и растениям; на втором и третьем годах обучения полученные детьми сведения из химии, физики, математики применяются на практике, в геодезии. На четвертом году обучения занятия дополняются астрономией, механикой, географией, анатомией и зоологией, сельской и технической архитектурой, историей и правом, лесоводством и т.д.

3) гигиена (медицинские сведения о действиях при несчастных случаях и уходе за больными, сведения о гигиенических нормах и здоровой пище, четкий режим дня);

4) требования к учителю (знание математических и естественных наук, умения производить опыты и работать в сельском хозяйстве или же обучаться этим работам, нравственное поведение).

В 1831 г. Огарев создал революционный кружок в Московском университете. С 1856 г. – эмигрант, один из руководителей Вольной русской типографии в Лондоне.

3. Особенности проведения реформы образования в Беларуси начала Х I Х века. Характеристика системы образования Виленского учебного округа.

В 1803 г. в Виленском университете насчитывалось 324 студента, а в 1829 г. – 1066. По мере развития университета большую часть преподавателей (36 профессоров из 47) составляли выходцы из Литвы и Белорусских земель.

На территории Беларуси реформа, начатая в 1804 г. затянулась почти на четверть века. Ее реализация тормозилась из-за недостатка государственных дотаций, отсутствия учителей, новой учебной литературы. Меры, предпринятые Виленским университетом (создание учительской семинарии, открытие краткосрочных курсов по подготовке учителей) не принесли ощутимых результатов. Низшей ступенью в системе образования били одноклассные приходские училища, где учащихся обучали только основам земледелия и церковному песнопению. Ступенью выше были четырехклассные уездные училища. Среднее образование давали гимназии с семилетним обучением. Основное место в новых учебных планах гимназий и уездных училищ занимали польский, латинский, французский и немецкий языки. Около четверти учебного времени отводилось на изучение физико-математических и естественных наук, также изучали право, историю, логику. Хотя гимназии и уездные училища объявлялись всесословными, доступны они были только детям из состоятельных семей.

В сложном положении оказалась начальная школа, которая содержалась за счет дворянства и духовенства. Школ было очень мало, поэтому основной части населения начальное образование было не доступно. На этой основе в первой четверти ХIХ в. в Виленском округе получают развитие школы взаимного обучения (Гомель, Кобрин, Минск, Полоцк, Пружаны, Столин и др. – всего 13). Как правило, они располагались в поместьях крупных землевладельцев и предназначались для детей крестьян. В них давали элементарные знания и навыки ремесленного труда. Появление школ такого типа свидетельствовало не только о потребности помещиков в квалифицированной рабочей силе, но и о тяге крестьян к образованию.

В этот период на белорусских землях действовали 6 гимназий, 17 уездных училищ, 154 начальные школы в виде одноклассных и двухклассных приходских училищ.

В Виленском округе неоднократно предпринимались попытки создания лицеев. В 1817–1821 гг. планировалось открытие лицея в Гомеле, однако открытие не поддержало царское правительство.

В ходе образовательных реформ на территории Виленского учебного округа стали заметно проявляться противоречия между местным дворянством и католической церковью, с одной стороны, и русским правительством – с другой. В борьбе за влияние на школу политика русификации, проводимая царизмом и направленная на ограничение польско-католической экспансии, столкнулась с политикой полонизации, проводимой шляхтой и католической церковью, которая открывала свои школы – школы католических орденов (пиарского, базилианского, иезуитского). В начале ХIХ в. в Виленском округе действовала духовная семинария, 7 иезуитских коллегиумов, 40 школ при католических монастырях, 8 базилианских школ, несколько школ для девочек при женских монастырях визиток, мариавиток, сакраменток, училища при униатских монастырях.

В 1812 г. была создана Полоцкая иезуитская Академия, курировавшая все иезуитские учебные заведения в России, в которых обучалось 20% от общего количества белорусских учащихся. Все иезуитские учебные заведения были закрыты в 1820 г. после изгнания иезуитов из Российской империи.

Система просвещения в первой четверти ХIХ в. в Виленском округе работала по-польски. На польском языке преподавали во всех учебных заведениях. Учащиеся изучали польскую историю и литературу. Ситуация начала меняться только после раскрытия в 1823 г. в Виленском университете и др. учебных заведениях тайных революционных обществ.

Произошедшее в 1830–1831 гг. польское восстание окончательно испугало монархию, которая ответила репрессиями, затронувшими и систему просвещения. Были закрыты Варшавский и Виленский университеты, которые расценивались представителями власти как рассадники революционных настроений, так как и студенты и преподаватели принимали участие в польском восстании (только медицинский фак-т Виленского университета был преобразован в Медико-хирургическую академию, просуществовавшую до 1840). Виленский учебный округ был ликвидирован. Учебные заведения Виленской, Гродненской и Минской губернии вошли в новый Белорусский учебный округ (существовал до 1850 г.). Местное дворянство после закрытия Виленского университета добилось решения об открытии лицея в Орше. Был разработан Устав лицея, который отражал два отделения в его составе: философское (для подготовки учителей), юридическое (для подготовки чиновников для белорусских губерний). В 1833 г. были выделены средства на реконструкцию здания и устройство преподавателей, но открытие лицея так и не состоялось. Центром науки и просвещения для Белорусского учебного округа стал Киевский университет, открытый в 1834 г.

В 1836 г. был опубликован указ о введении преподавания на русском языке во всех учебных заведениях Беларуси. В 1839 г., несмотря на недостаток учителей, была закрыта Витебская учительская семинария (открыта в 1834 г.). В образовании насаждался сословный принцип. В 1840 г. в Белорусском учебном округе социальный состав учащихся выглядел следующим образом: 65,6% детей дворян, офицеров, духовенства, 18% детей крестьян, 16,2% детей мещан.

В этот период предпринимаются попытки открытия специализированных учебных заведений. Так, в 1840 г. в Горках (ныне Могилевская обл.) была открыта первая не только на белорусских землях, но и в России земледельческая школа, преобразованная в 1848 г. в Гори-Горецкий земледельческий институт, где готовили агрономов и управляющих поместьями. В нем обучались студенты из Центральной России, Украины, Сибири, Поволжья. В институте широко проводилась работа по разведению и акклиматизации новых культур (свеклы, кукурузы, табака).

Развитие народного образования в Белорусском учебном округе во второй четверти ХIХ в. происходило медленно. В 1835/37 уч. г. здесь насчитывалось всего 36 гимназий и уездных училищ. Правительство обращало внимание в основном на привилегированные учебные заведения, количество которых было незначительно. Начальных школ было по-прежнему мало, они были отданы на попечение помещикам.

Однако в целом научные знания в Беларуси в первой половине ХIХ в. получили определенное развитие (медицина, химия, биология, история, археология и др.). В белорусской просветительской мысли первой половины ХIХ в. выделяются следующие имена.

Польский поэт Франтишек Карпинский (1741–1825), который обосновал этико-педагогическую гуманистическую концепцию, где выделил три аспекта в воспитании: физический, образовательный, нравственный. Весь процесс воспитания должен, по его мнению, строиться с учетом природы человека. Ученика не следует принуждать учиться, необходимо заинтересовать его, сочетать игру с трудом и учебой, использовать в обучении народные образы, загадки и т.д.

Профессор Виленского университета И. Лелевель (1786–1861) создал ряд фундаментальных работ по истории Польши, Литвы, всеобщей истории, вспомогательным историческим дисциплинам.

Профессор Гори-Горецкого земледельческого института К.Д. Шмидт (работал в институте с 1843 по 1863 гг.) являлся родоначальником химической науки на белорусских землях, организатором первой химической лаборатории в Беларуси.

Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848), выдающийся революционер-демократ, отразил в своих произведениях протест против крепостного права, защищал интересы крестьянства. В. Г. Белинский был гениальным критиком, обладал неиссякаемой, страстной любовью к России, русскому народу, непоколебимо верил в его лучшее будущее.

Белинский разработал теорию народности искусства, литературы, просвещения и воспитания. И в то же время гениальный критик разоблачал реакционную сущность теории официальной народности, выступал против славянофильского преклонения перед консервативными устоями старинного русского быта.

О роли и сущности воспитания. В. Г. Белинский высказывал прогрессивные педагогические взгляды на развитие ребенка и сущность воспитания. Он выступил против механистического представления о воспитании как о процессе, в ходе которого взрослые наполняют ребенка, как пустой сосуд, тем или иным содержанием. Искусство воспитания в том и состоит, чтобы их выявить, развить, сформировать. Педагоги должны заниматься не подавлением у детей выдуманных пороков, а устранением причин, вызывающих детские проступки. Борьбу с отрицательным поведением детей необходимо сочетать с развитием их положительных свойств и качеств.

Целью воспитания Белинский считал подготовку бесстрашных борцов за лучший общественный строй, при котором не будет эксплуатации, угнетения и все люди станут равноправными гражданами своей свободной родины.

Содержание и методы школьного воспитания. Одним из основных положений педагогической теории Белинского является гармоническое развитие человека.

Физическое воспитание детей, говорил Белинский, имеет своей задачей охранять здоровье детей, развивать их физические силы, ловкость и гибкость путем установления правильного образа жизни, организации игр, выполнения гимнастических упражнений. Физическое воспитание, по его мнению, должно осуществляться в тесной связи с нравственным.

Белинский считал, что от малолетних детей надо удалять все дурное; они должны видеть только положительные примеры.

Большое значение в деле нравственного воспитания придавалось им развитию воли, выработке закаленного характера, которые необходимы для того, чтобы вести настойчивую борьбу со злом, отстаивать свои убеждения, не боясь трудностей и препятствий.

Умственное образование. Белинский выступал против преподавания религии, за светское образование, повышение его уровня с учетом достижений отечественной науки.

Воспитание в семье. Много внимания уделял Белинский вопросам семейного воспитания. Задача общечеловеческого воспитания, писал он, лежит не только на обществе, но и на семье и родителях. Семейное воспитание должно развивать в детях с малых лет общественные интересы и стремления, а для этого отношения взрослых и детей должны строиться на взаимном доверии.

Белинский резко осуждал родителей, которые не занимаются воспитанием своих детей, полагаясь на волю случая. Взрослые должны развивать в ребенке все хорошее, поддерживать в нем его собственное стремление к совершенствованию.

Выдающийся представитель русского революционного движения, крупнейший политический деятель, блестящий публицист и талантливый писатель Александр Иванович Герцен (1812-1870), так же как и Белинский, был представителем русской революционно-демократической педагогической мысли 30-40-х годов XIX века.




В отличие от западноевропейских социалистов-утопистов он считал, что для установления нового общественного строя необходима народная революция. Герцен вместе с Огаревым создал за границей вольную русскую типографию и прессу, распространял нелегальную литературу, в которой звал на борьбу с самодержавием.

О формировании материалистического мировоззрения. Главной задачей воспитания Герцен считал формирование гуманной, свободной личности, которая живет интересами своего народа и стремится к преобразованию общества на разумных началах.

Огромное значение в борьбе против деспотизма и общественного произвола, за освобождение народа он придавал науке. Герцен страстно добивался распространения просвещения и знаний среди народа, призывал ученых вывести науку из стен кабинетов, сделать ее достижения всеобщим достоянием.

Нравственное воспитание. Герцен решительно протестовал против деспотизма воспитателей и насилия над детьми. Детям должны быть предоставлены условия для свободного развития. Герцен боролся против подавления детской воли, но в то же время придавал большое значение дисциплине, считал установление дисциплины необходимым условием правильного воспитания.

Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848), выдающийся революционер-демократ, отразил в своих произведениях протест против крепостного права, защищал интересы крестьянства. В. Г. Белинский был гениальным критиком, обладал неиссякаемой, страстной любовью к России, русскому народу, непоколебимо верил в его лучшее будущее.

Белинский разработал теорию народности искусства, литературы, просвещения и воспитания. И в то же время гениальный критик разоблачал реакционную сущность теории официальной народности, выступал против славянофильского преклонения перед консервативными устоями старинного русского быта.

О роли и сущности воспитания. В. Г. Белинский высказывал прогрессивные педагогические взгляды на развитие ребенка и сущность воспитания. Он выступил против механистического представления о воспитании как о процессе, в ходе которого взрослые наполняют ребенка, как пустой сосуд, тем или иным содержанием. Искусство воспитания в том и состоит, чтобы их выявить, развить, сформировать. Педагоги должны заниматься не подавлением у детей выдуманных пороков, а устранением причин, вызывающих детские проступки. Борьбу с отрицательным поведением детей необходимо сочетать с развитием их положительных свойств и качеств.

Целью воспитания Белинский считал подготовку бесстрашных борцов за лучший общественный строй, при котором не будет эксплуатации, угнетения и все люди станут равноправными гражданами своей свободной родины.

Содержание и методы школьного воспитания. Одним из основных положений педагогической теории Белинского является гармоническое развитие человека.

Физическое воспитание детей, говорил Белинский, имеет своей задачей охранять здоровье детей, развивать их физические силы, ловкость и гибкость путем установления правильного образа жизни, организации игр, выполнения гимнастических упражнений. Физическое воспитание, по его мнению, должно осуществляться в тесной связи с нравственным.

Белинский считал, что от малолетних детей надо удалять все дурное; они должны видеть только положительные примеры.

Большое значение в деле нравственного воспитания придавалось им развитию воли, выработке закаленного характера, которые необходимы для того, чтобы вести настойчивую борьбу со злом, отстаивать свои убеждения, не боясь трудностей и препятствий.

Умственное образование. Белинский выступал против преподавания религии, за светское образование, повышение его уровня с учетом достижений отечественной науки.

Воспитание в семье. Много внимания уделял Белинский вопросам семейного воспитания. Задача общечеловеческого воспитания, писал он, лежит не только на обществе, но и на семье и родителях. Семейное воспитание должно развивать в детях с малых лет общественные интересы и стремления, а для этого отношения взрослых и детей должны строиться на взаимном доверии.

Белинский резко осуждал родителей, которые не занимаются воспитанием своих детей, полагаясь на волю случая. Взрослые должны развивать в ребенке все хорошее, поддерживать в нем его собственное стремление к совершенствованию.

Выдающийся представитель русского революционного движения, крупнейший политический деятель, блестящий публицист и талантливый писатель Александр Иванович Герцен (1812-1870), так же как и Белинский, был представителем русской революционно-демократической педагогической мысли 30-40-х годов XIX века.

В отличие от западноевропейских социалистов-утопистов он считал, что для установления нового общественного строя необходима народная революция. Герцен вместе с Огаревым создал за границей вольную русскую типографию и прессу, распространял нелегальную литературу, в которой звал на борьбу с самодержавием.

О формировании материалистического мировоззрения. Главной задачей воспитания Герцен считал формирование гуманной, свободной личности, которая живет интересами своего народа и стремится к преобразованию общества на разумных началах.

Огромное значение в борьбе против деспотизма и общественного произвола, за освобождение народа он придавал науке. Герцен страстно добивался распространения просвещения и знаний среди народа, призывал ученых вывести науку из стен кабинетов, сделать ее достижения всеобщим достоянием.

Нравственное воспитание. Герцен решительно протестовал против деспотизма воспитателей и насилия над детьми. Детям должны быть предоставлены условия для свободного развития. Герцен боролся против подавления детской воли, но в то же время придавал большое значение дисциплине, считал установление дисциплины необходимым условием правильного воспитания.

Герцен Александр Иванович: биография

Несмотря на свое происхождение, Александр получил на дому дворянское воспитание, которое главным образом основывалось на изучении иностранной литературы. Также он изучил несколько иностранных языков.





Содержание

  • 1 Биография 1.1 Детство
  • 1.2 Университет (1829—1833 гг.)
  • 1.3 Ссылка
  • 1.4 После ссылки
  • 1.5 В эмиграции
    4.1 Критика системы образования при Николае I

Университетские годы

Биография Герцена (полная ее версия представлена в литературных энциклопедиях) – это описание жизни человека, который пытался сделать свою страну лучше, но потерпел поражение.

Что касается университетского преподавания, то оно оставляло желать лучшего и давало мало пользы. Лишь некоторые преподаватели знакомили студентов с современными веяниями и немецкой философией. Тем не менее молодежь была настроена весьма решительно и с радостью и надеждой встретила Июльскую революцию. Молодые люди собирались в группы, бурно обсуждали общественные вопросы, изучали историю России, воспевали идеи Сен-Симона и прочих социалистов.

В 1833 году Герцен оканчивает Московский университет, не утратив этих студенческих настроений.

Арест и ссылка

Еще в университете А. И. Герцен вступил в кружок, члены которого, в том числе и писатель, были арестованы в 1834 году. Александра Ивановича отправили в ссылку сначала в Пермь, а затем в Вятку, где его определили на службу в губернскую канцелярию. Здесь он встретился с наследником престола, которому суждено стать Александром II. Герцен был организатором выставки местных произведений и лично провел экскурсию для царской особы. После этих событий, благодаря заступничеству Жуковского, его перевели во Владимир и назначили советником правления.

Только в 1840 году писатель получил возможность вернуться в Москву. Здесь он тут же познакомился с представителями кружка гегельянцев, возглавляемого Белинским и Станкевичем. Однако в полной мере не смог разделить их взгляды. Вскоре вокруг Герцена и Огарева образовался лагерь западников.

Адреса в Санкт-Петербурге[ | ]

  • 14—24 декабря 1839 года — дом Ф. Д. Серапина — Царскосельский проспект, 22;
  • 20 мая — июнь 1840 года — квартира А. А. Орловой в доме Опекунского Совета — Большая Мещанская улица, 3;
  • июнь 1840 — 30 июня 1841 года — дом Г. В. Лерхе — Большая Морская улица, 25 (Гороховая ул., 11), кв. 21 — памятник истории федерального значения;
  • 4—14 октября 1846 года — квартира Н. А. Некрасова и Панаевых в доме княгини Урусовой — набережная реки Фонтанки, 19.

Эмиграция

Февральскую революцию 1848 года Герцен воспринял с радостью, считая ее исполнением всех своих надежд. Но восстание рабочих, произошедшее в июне того же года и закончившееся кровавым подавлением, потрясло писателя, решившего стать социалистом. После этих событий Герцен сдружился с Прудоном и несколькими другими известными революционными деятелями европейского радикализма.

В 1849 году писатель покидает Францию и перебирается в Швейцарию, а оттуда в Ниццу. Герцен вращается в кругах радикальной эмиграции, которая собралась после поражения европейской революции. В том числе знакомится с Гарибальди. После смерти жены он переезжает в Лондон, где живет на протяжении 10 лет. В эти годы Герцен основывает Вольную русскую типографию, где печатаются запрещенные на Родине книги.

Примечания[ | ]

Педагогические идеи

В наследии Герцена нет специальных теоретических работ о воспитании. Однако, в течение всей жизни Герцен интересовался педагогическими проблемами и был одним из первых русских мыслителей и общественных деятелей середины XIX века, затронувших в своих трудах проблемы воспитания. Его высказывания по вопросам воспитания и образования свидетельствуют о наличии продуманной педагогической концепции

Педагогические взгляды Герцена определились философскими (атеизм и материализм), этическими (гуманизм) и политическими (революционный демократизм) убеждениями.

Критика системы образования при Николае I

Герцен показал опасность авторитарного воспитания в России его времени. Он резко критиковал систему образования и отношение к образованию Николая I.

Он решительно выступал против внедрения религии в воспитание, против превращения школ и университетов в орудие укрепления крепостничества и самодержавия.

Народная педагогика

Герцен считал, что самое положительное влияние на детей оказывает простой народ, что именно народ является носителем лучших русских национальных качеств. У народа молодые поколения учатся уважению к труду, бескорыстной любви к родине, отвращению к праздности.

Воспитание

Образование

Литературная деятельность

Сочинения[ | ]

Основная статья: Библиография Александра Ивановича Герцена

Общественная деятельность и смерть

Умер писатель в Париже, куда приехал по делам, от воспаления легких. Произошло это 9 января 1970 года. Изначально Герцена похоронили там же на кладбище Пер-Лашез, но позднее прах был перевезен в Ниццу.

Литература[ | ]

  • Арабажин К. И.
    Герцен-Искандер, Александр Иванович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Валовой Д., Валовая М., Лапшина Г.
    Дерзновение. М.: Молодая гвардия, 1989. — 314 c. — С. 194-206.
  • Герцен / А. Д. Сухов // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.
  • Свербеев Д.
    Воспоминание об А. И. Герцене // Русский архив, 1870. — Изд. 2-е. — М., 1871. — Стб. 673—686.
  • Чешихин В. Е. (Ч. Ветринский).
    Герцен, Александр Иванович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  • Тарле Е. В. Герцен на Западе. В кн.: Из литературного наследия академика Е. В. Тарле. М.: Наука, 1981. С. 65-70.

Личная жизнь

Был влюблен в свою двоюродную сестру Александр Герцен. Краткая биография обычно не содержит подобных сведений, но личная жизнь писателя позволяет составить представление о его личности. Итак, сосланный во Владимир, он тайно женился на своей возлюбленной Наталье Александровне Захарьиной в 1838 году, увезя девушку из столицы. Именно во Владимире, несмотря на ссылку, писатель был наиболее счастлив за всю свою жизнь.

В 1839 году у четы родился ребенок, сын Александр. А еще через 2 года на свет появилась дочь. В 1842-м родился мальчик, умерший через 5 дней, а через год – сын Николай, страдавший от глухоты. Еще в семье родилось две девочки, одна из которых прожила лишь 11 месяцев.

Уже в эмиграции, находясь в Париже, жена писателя влюбилась в друга мужа Георга Гервега. Какое-то время семьи Герцена и Гервега жили вместе, но потом писатель потребовал отъезда друга. Гервег шантажировал его угрозой самоубийства, но в итоге покинул Ниццу. Жена Герцена умерла в 1852 году, через несколько дней после последних родов. Рожденный ею мальчик также вскоре скончался.

В 1857-м Герцен стал жить с Натальей Алексеевной Огаревой (фото которой можно увидеть выше), женой своего друга, которая воспитывала его детей. В 1869-м у них родилась дочь Елизавета, впоследствии покончившая жизнь самоубийством из-за неразделенной любви.

Философские взгляды

Герцен (краткая биография это подтверждает) ассоциируется в первую очередь с революционным движением в России. Однако по своей натуре писать не был агитатором или пропагандистом. Скорее его можно назвать просто человеком очень широких взглядов, хорошо образованным, с пытливым умом и созерцательными наклонностями. Он на протяжении всей своей жизни пытался найти истину. Герцен никогда не был фанатиком каких-либо убеждений и не терпел этого в других. Именно поэтому он так никогда и не принадлежал к какой-то одной партии. В России он считался западником, но, попав в Европу, он осознал, сколько недостатков в той жизни, какую так долго воспевал.

Герцен всегда менял свои представления о чем-либо, если изменялись факторы или появлялись новые нюансы. Никогда не был ничему безоглядно предан.

В середине ХIХ в.в просвещенном русском обществеразвернулась острая полемика между славянофилами и западниками, касавшаяся вопросов образования и воспитания.

Славянофилы не были едиными в своих взглядах. Но в то же время они основывались на убеждении в самобытности исторического пути русского народа. Основой народного, национального воспитания славянофилы считали религиозность, нравственность и любовь к ближнему. Выдающимися представителями этого течения, занимающимися вопросами воспитания, были философ и публицист И.В. Киреевский (1806–1865), поэт А.С. Хомяков (1804–1860), историк С.П. Шевырев (1806–1864).

Западниками называли представителей просвещенных кругов, которые считали за образец западноевропейскую образованность, возмущались сословно-крепостническими традициями воспитания и обучения, защищали права личности на самообразование. К ним относились В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, В.Ф. Одоевский, П.Ф. Редкин, Н.В. Станкевич, Н.П. Огарев и др.

Н.П. Огарев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен выдвигали радикальные педагогические идеи, делая упор на стремлении русского человека к социальным переменам и предлагая поощрять такое стремление путем воспитания.

Говоря о сущности воспитания, Белинский считал, что общество должно обеспечить всем людям равное воспитание, развить их духовные силы и индивидуальные способности, которыми каждый ребенок обладает от рождения. Задача воспитателя – выявить и развить лучшие качества ребенка; не подавлять у детей выдуманные пороки, а устранять причины, их вызывающие. Отсюда главная цель воспитания по В.Г. Белинскому – общечеловеческое воспитание (воспитание общечеловеческих качеств, независимо от сословности). Большое внимание уделял Белинский воспитанию в семье. По его мнению, отношения между родителями и детьми должны основываться на уважении взрослых к личности ребенка, к его человеческому достоинству. Он выступал против семейного деспотизма, физических наказаний; говорил о воспитании у детей ответственности и чувства долга.

Основное положение педагогической теории Белинского – гармоническое развитие человека (физическое и нравственное воспитание, умственное образование). Физическое воспитание он рассматривал как развитие физических сил, укрепление здоровья, здоровый образ жизни, гигиена и т.д. Нравственное воспитание Белинский предлагал основывать на эмоциях, воздействуя, прежде всего на чувства, а не на сознание детей. Необходимыми методами воспитания нравственности он считал положительный пример, приучение к положительным чувствам и манерам, отвергал при этом нравоучения и докучливые беседы. В отношении умственного образования Белинский считал, что после 7 лет ребенку нужно получать систематическое образование. Просветитель выступал против религии за светское образование, приближение науки к жизни. Важнейшими предметами считал родной язык и литературу, историю; большое значение придавал естественным наукам.

А.И. Герцен (1812–1870) – политический деятель, публицист и писатель. Был ярым врагом крепостничества и самодержавия, выступал против религиозной основы воспитания. Носителем лучших национальных качеств Герцен считал простой народ, следовательно, только у народа молодое поколение может научиться добродетели, трудолюбию, любви к родине.

Главной задачей воспитания Герцен считал формирование гуманной, свободной личности, которая живет интересами своего народа и стремится к преобразованию общества. Особе внимание уделял нравственному воспитанию, считая условиями его эффективности расположение воспитателя к ребенку, уважение к нему и знание его потребностей.

1) образ жизни учеников (обязанности учителя, режим жизнедеятельности детей, применяемые наказания, за исключением физических, проживание в школе и встречи с родителями и т.д.);

2) наука (учебные программы в соответствии с четырьмя годами обучения, а также трудовые занятия детей зимой – столярное, слесарное, кузнечное и медное дело, и летом – огород и полевые работы). В первый год обучения дети учатся считать, писать, читать, получают начальные сведения из физики и химии применительно к почве, атмосфере и растениям; на втором и третьем годах обучения полученные детьми сведения из химии, физики, математики применяются на практике, в геодезии. На четвертом году обучения занятия дополняются астрономией, механикой, географией, анатомией и зоологией, сельской и технической архитектурой, историей и правом, лесоводством и т.д.

3) гигиена (медицинские сведения о действиях при несчастных случаях и уходе за больными, сведения о гигиенических нормах и здоровой пище, четкий режим дня);

4) требования к учителю (знание математических и естественных наук, умения производить опыты и работать в сельском хозяйстве или же обучаться этим работам, нравственное поведение).

В 1831 г. Огарев создал революционный кружок в Московском университете. С 1856 г. – эмигрант, один из руководителей Вольной русской типографии в Лондоне.

3. Особенности проведения реформы образования в Беларуси начала Х I Х века. Характеристика системы образования Виленского учебного округа.

В 1803 г. в Виленском университете насчитывалось 324 студента, а в 1829 г. – 1066. По мере развития университета большую часть преподавателей (36 профессоров из 47) составляли выходцы из Литвы и Белорусских земель.

На территории Беларуси реформа, начатая в 1804 г. затянулась почти на четверть века. Ее реализация тормозилась из-за недостатка государственных дотаций, отсутствия учителей, новой учебной литературы. Меры, предпринятые Виленским университетом (создание учительской семинарии, открытие краткосрочных курсов по подготовке учителей) не принесли ощутимых результатов. Низшей ступенью в системе образования били одноклассные приходские училища, где учащихся обучали только основам земледелия и церковному песнопению. Ступенью выше были четырехклассные уездные училища. Среднее образование давали гимназии с семилетним обучением. Основное место в новых учебных планах гимназий и уездных училищ занимали польский, латинский, французский и немецкий языки. Около четверти учебного времени отводилось на изучение физико-математических и естественных наук, также изучали право, историю, логику. Хотя гимназии и уездные училища объявлялись всесословными, доступны они были только детям из состоятельных семей.

В сложном положении оказалась начальная школа, которая содержалась за счет дворянства и духовенства. Школ было очень мало, поэтому основной части населения начальное образование было не доступно. На этой основе в первой четверти ХIХ в. в Виленском округе получают развитие школы взаимного обучения (Гомель, Кобрин, Минск, Полоцк, Пружаны, Столин и др. – всего 13). Как правило, они располагались в поместьях крупных землевладельцев и предназначались для детей крестьян. В них давали элементарные знания и навыки ремесленного труда. Появление школ такого типа свидетельствовало не только о потребности помещиков в квалифицированной рабочей силе, но и о тяге крестьян к образованию.

В этот период на белорусских землях действовали 6 гимназий, 17 уездных училищ, 154 начальные школы в виде одноклассных и двухклассных приходских училищ.

В Виленском округе неоднократно предпринимались попытки создания лицеев. В 1817–1821 гг. планировалось открытие лицея в Гомеле, однако открытие не поддержало царское правительство.

В ходе образовательных реформ на территории Виленского учебного округа стали заметно проявляться противоречия между местным дворянством и католической церковью, с одной стороны, и русским правительством – с другой. В борьбе за влияние на школу политика русификации, проводимая царизмом и направленная на ограничение польско-католической экспансии, столкнулась с политикой полонизации, проводимой шляхтой и католической церковью, которая открывала свои школы – школы католических орденов (пиарского, базилианского, иезуитского). В начале ХIХ в. в Виленском округе действовала духовная семинария, 7 иезуитских коллегиумов, 40 школ при католических монастырях, 8 базилианских школ, несколько школ для девочек при женских монастырях визиток, мариавиток, сакраменток, училища при униатских монастырях.

В 1812 г. была создана Полоцкая иезуитская Академия, курировавшая все иезуитские учебные заведения в России, в которых обучалось 20% от общего количества белорусских учащихся. Все иезуитские учебные заведения были закрыты в 1820 г. после изгнания иезуитов из Российской империи.

Система просвещения в первой четверти ХIХ в. в Виленском округе работала по-польски. На польском языке преподавали во всех учебных заведениях. Учащиеся изучали польскую историю и литературу. Ситуация начала меняться только после раскрытия в 1823 г. в Виленском университете и др. учебных заведениях тайных революционных обществ.

Произошедшее в 1830–1831 гг. польское восстание окончательно испугало монархию, которая ответила репрессиями, затронувшими и систему просвещения. Были закрыты Варшавский и Виленский университеты, которые расценивались представителями власти как рассадники революционных настроений, так как и студенты и преподаватели принимали участие в польском восстании (только медицинский фак-т Виленского университета был преобразован в Медико-хирургическую академию, просуществовавшую до 1840). Виленский учебный округ был ликвидирован. Учебные заведения Виленской, Гродненской и Минской губернии вошли в новый Белорусский учебный округ (существовал до 1850 г.). Местное дворянство после закрытия Виленского университета добилось решения об открытии лицея в Орше. Был разработан Устав лицея, который отражал два отделения в его составе: философское (для подготовки учителей), юридическое (для подготовки чиновников для белорусских губерний). В 1833 г. были выделены средства на реконструкцию здания и устройство преподавателей, но открытие лицея так и не состоялось. Центром науки и просвещения для Белорусского учебного округа стал Киевский университет, открытый в 1834 г.

В 1836 г. был опубликован указ о введении преподавания на русском языке во всех учебных заведениях Беларуси. В 1839 г., несмотря на недостаток учителей, была закрыта Витебская учительская семинария (открыта в 1834 г.). В образовании насаждался сословный принцип. В 1840 г. в Белорусском учебном округе социальный состав учащихся выглядел следующим образом: 65,6% детей дворян, офицеров, духовенства, 18% детей крестьян, 16,2% детей мещан.

В этот период предпринимаются попытки открытия специализированных учебных заведений. Так, в 1840 г. в Горках (ныне Могилевская обл.) была открыта первая не только на белорусских землях, но и в России земледельческая школа, преобразованная в 1848 г. в Гори-Горецкий земледельческий институт, где готовили агрономов и управляющих поместьями. В нем обучались студенты из Центральной России, Украины, Сибири, Поволжья. В институте широко проводилась работа по разведению и акклиматизации новых культур (свеклы, кукурузы, табака).

Развитие народного образования в Белорусском учебном округе во второй четверти ХIХ в. происходило медленно. В 1835/37 уч. г. здесь насчитывалось всего 36 гимназий и уездных училищ. Правительство обращало внимание в основном на привилегированные учебные заведения, количество которых было незначительно. Начальных школ было по-прежнему мало, они были отданы на попечение помещикам.

Однако в целом научные знания в Беларуси в первой половине ХIХ в. получили определенное развитие (медицина, химия, биология, история, археология и др.). В белорусской просветительской мысли первой половины ХIХ в. выделяются следующие имена.

Польский поэт Франтишек Карпинский (1741–1825), который обосновал этико-педагогическую гуманистическую концепцию, где выделил три аспекта в воспитании: физический, образовательный, нравственный. Весь процесс воспитания должен, по его мнению, строиться с учетом природы человека. Ученика не следует принуждать учиться, необходимо заинтересовать его, сочетать игру с трудом и учебой, использовать в обучении народные образы, загадки и т.д.

Профессор Виленского университета И. Лелевель (1786–1861) создал ряд фундаментальных работ по истории Польши, Литвы, всеобщей истории, вспомогательным историческим дисциплинам.

Профессор Гори-Горецкого земледельческого института К.Д. Шмидт (работал в институте с 1843 по 1863 гг.) являлся родоначальником химической науки на белорусских землях, организатором первой химической лаборатории в Беларуси.

Читайте также: