Особенности русской литературы кратко

Обновлено: 30.06.2024

СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (НАРОДНОСТЬ, ПАТРИОТИЗМ, РЕАЛИЗМ, ГУМАНИЗМ).

Размышляя о роли литературы в судьбах человечества, великий пролетарский писатель М. Горький утверждал, что ни одна литература Запада не возникала с такою силою и быстротой, в таком мощном, ослепительном блеске таланта, как литература русская, никто в Европе не создавал столь крупных, всем миром признанных книг, никто не творил столь дивных красот при таких неописуемо тяжких условиях, как писатели русские. И стремительное развитие русской литературы, и ее исключительно высокий идейно-художественный уровень, и ее мировое влияние -все это, как вы знаете, стало возможным благодаря ее связям с освободительным движением, ее деятельному участию в этом движении.

В обстановке вопиющего социального гнета средоточием освободительных, гражданственных идей должна была стать и действительно стала литература. Еще раз восстановите в памяти хорошо известные вам произведения русских классиков: Горе от ума, лирику Пушкина и Лермонтова, Мертвые души, Отцы и дети, Что делать? и другие. При всех своих различиях они вобрали в себя передовые идеи времени. Черпая силу в освободительном движении, великие русские писатели, как вы убедились, сами оказывали огромное воздействие на его развитие, на жизнь общества в целом. В нашем умственном движении,- говорил Чернышевский о русской литературе,- играет она более значительную роль, нежели французская, немецкая, английская в умственном движении своих народов, и на ней лежит более обязанностей, нежели на какой бы то ни было другой литературе. Поэт и беллетрист не заменимы у нас никем. Это осознавали и сами писатели. Отсюда - то глубокое чувство ответственности перед народом, перед Россией, которое было им свойственно: именно в нашей стране сложился тип писателя - гражданина, борца, человека непреклонных, нередко выстраданных убеждений, высоких нравственных принципов.

Лучшие русские писатели сознательно становились на путь служения обществу, видя в этом высшее назначение искусства. Не случайно через всю русскую литературу проходит тема поэта и поэзии. Вам памятны многочисленные стихи на эту тему (Рылеева, Пушкина, Лермонтова, Некрасова). Мысль о высоком назначении искусства, об ответственности писателя великолепно выразил Чехов. Для него истинный писатель - это человек обязанный, законтрактованный сознанием своего долга и совестью.

Передовая русская литература всегда жила самыми важными, жгучими проблемами века.

Больные вопросы, проклятые вопросы, великие вопросы - так характеризовались на протяжении десятилетий те социальные, философские, нравственные проблемы, которые поднимали лучшие писатели прошлого.

Вы могли убедиться, что, начиная с Радищева и кончая Чеховым, русские писатели XIX века с беспощадной откровенностью говорили о нравственном вырождении господствующих классов, о произволе и безнаказанности одних и бесправии других, о социальном неравенстве, о материальном и духовном порабощении человека. Вспомните такие произведения, как Мертвые души, Преступление и наказание, сказки Щедрина, Кому на Руси жить хорошо, Воскресение. К решению острейших проблем современности авторы их подходили с позиций подлинного гуманизма, с позиций интересов народа. Вы знаете, какую ненависть к угнетателям, к тирании, к виновникам социальных бедствий и личных человеческих трагедий питали лучшие русские писатели.

Каких бы сторон жизни они ни касались, со страниц их творений всегда слышалось: кто виноват?, что делать? Эти вопросы звучали в Евгении Онегине и в Герое нашего времени, в Обломове и в Грозе, в Преступлении и наказании, в рассказах и драматургии Чехова.

Выявляя роль среды и исторических условий в формировании человека, писатели вместе с тем старались понять, может ли человек противостоять воздействию окружающих его обстоятельств жизни. Свободен ли он в выборе жизненного пути или во всем повинны обстоятельства? В конечном счете, несет ли человек ответственность за то, что совершается в окружающем его мире, или нет? Все эти вопросы чрезвычайно сложны, и писатели мучительно искали на них ответа. В этой связи задумайтесь еще раз над Евгением Онегиным, Героем нашего времени, над романом Что делать?, над Ионычем. Вам, наверное, памятны слова Базарова: Всякий человек сам себя воспитать должен. А что касается до времени - отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня.

Кто виноват?, что делать? - эти вопросы будоражили сознание и побуждали к активному действию русских и зарубежных читателей. Сами писатели могли находить решения разные, порой даже ошибочные, по поиски этих решений говорили об их глубокой заинтереевванности в судьбах страны и всего человечества.

Мысль о благе народа постоянно звучала в произведениях русских классиков. Под этим углом зрения они смотрели на все окружающее, на прошлое и будущее. Изображение жизненных явлений, особенно значимых для народа, и оценка их с точки зрения его интересов порождали то свойство литературы, которое, как вы помните, называется народностью . Народность нашей литературы, обусловленная связью писателей с освободительным движением, составляет одно из высших ее идейно-эстетических достижений. Сами писатели ощущали себя плотью от плоти народа, и это придавало их творчеству отчетливо выраженную демократическую направленность. И неподкупный голос мой был эхо русского народа,- говорил молодой Пушкин. Голос Лермонтова звучал, как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных. И Некрасов, как бы подводя итоги своей творческой деятельности, сказал на склоне лет: Я лиру посвятил народу своему.

Народность русской классической литературы неразрывно связана с другой ее характерной особенностью - патриотизмом. Тревога за судьбы родной страны, боль, вызванная бедами, которые она претерпевала, стремление заглянуть в будущее и вера в него -все это присуще было великим писателям земли русской, при всем различии их идейных позиций, их творческих дарований.

Для передовых русских писателей любовь к родине - это прежде всего любовь к народной России, к тем духовным ценностям, которые создавал народ. Литература издавна находила вдохновение в устном народном творчестве. Вспомните сказки Пушкина и Щедрина, Вечера на хуторе близ Диканьки Гоголя, Кому на Руси жить хорошо Некрасова. Вместе с тем истинные патриоты всегда ненавидели душителей передовой мысли, палачей Свободы, Гения и Славы. С какой сокрушительной силой выразил эти чувства Лермонтов в своих стихах Прощай, немытая Россия. и Родина! Как иронически-зло говорит об антинародной России Толстой в Войне и мире и какой любовью к народу проникнуты посвященные ему страницы этой эпопеи! Своим высшим патриотическим долгом лучшие русские писатели считали борьбу за переустройство жизни, за благо народа, за человеческое достоинство.

Все эти идейные устремления с неизбежностью толкали русских писателей на путь всестороннего познания жизни. Надо было понять внутренний смысл происходящего, уяснить причины сложных и противоречивых процессов, совершающихся в мире социальных отношений и в человеческой психике. И конечно же, чем полнее в процессе познания открывалась писателям жизнь, тем острее они ощущали необходимость ее переустройства.

Настоятельная потребность познать жизнь определила основное направление в развитии русской литературы XIX века - направление критического реализма . Стремление к истине всецелой (Тургенев) полностью владело талантом и совестью великих писателей века. Именно это стремление определило характер русского реализма-его бесстрашие в раскрытии самых сложных явлений жизни, бескомпромиссность в обличении социального зла, проницательность в выяснении его причин.

Разнообразные стороны действительности попадали в сферу внимания писателей-реалистов (как говорил Чернышевский, все общеинтересное в жизни): от событий исторической жизни народов и государств (Полтава, Война и мир) до судьбы маленького человека (Шинель, Бедные люди); от процессов всемирно-исторического значения (Отечественная война 1812 г.) до самых сокрешенных душевных переживаний. И все подвергалось анализу, все составляло предмет напряженных раздумий. Недаром Горький отмечал, что в поле зрения старых писателей лежал весь необъятный мир, тот мир, который они во что бы то ни стало хотели освободить от зла.

Теснейшим образом связанная с действительностью, литература критического реализма улавливала все изменения, происходившие в жизни России, в человеческой психологии. С течением времени менялся облик центрального героя. Вы безошибочно определите, печать какого времени лежит на Чацком, Онегине, Печорине; для вас очевидно, что при всех своих различиях Базаров, Рахметов, Раскольников принадлежат приблизительно одной и той же эпохе; исторически точно запечатлел Тургенев в своих романах тип русского передового деятеля на разных этапах общественного развития.

Двигаясь от десятилетия к десятилетию, вы не могли не заметить, какие новые грани, новые оттенки приобретали темы, проходившие через всю русскую литературу XIX века. Так, в эпоху 20-30-х годов о роли народа в истории, о свободолюбии народа (всегда народ к смятению тайно склонен) говорил Пушкин. На грани 40-50-х годов Тургенев в Записках охотника выступил со страстной защитой закрепощенного народа, показал его нравственное превосходство над душевладельцами.

В условиях нарастания народно-освободительного движения 50-60-х годов писатели революционной демократии (Некрасов, Щедрин) стремились показать не только силу народа, но и его слабость. Они ставили перед собой задачу помочь народу преодолеть инертность, пассивность, порожденные веками рабства, поднять народ до осознания им своих коренных интересов. Вы знаете, какое негодование вызывает у Некрасова рабье сознание человека из народа, как горек смех Щедрина над мужиком, свившим для себя веревочку.

В эпоху ломки общественных отношений, когда старое бесповоротно, у всех на глазах рушилось, а новое только укладывалось (Ленин), в условиях нарастания освободительного движения отчетливо раскрывалась роль народных масс в истории. Опираясь на художественные достижения Пушкина, Некрасов и Толстой показали, что решающей силой в судьбах страны является народ. И Война и мир, и Кому на Руси жить хорошо рождены именно этим взглядом на роль народных масс в истории.

Одной из сквозных тем русской литературы XIX века является, как вы знаете, тема маленького человека. Смелым новаторством литературы критического реализма было появление среди героев Пушкина и Гоголя человека ничем не примечательного, как бы выхваченного из самой жизни. Вы помните, конечно, и Самсона Вы-рипа (Станционный смотритель), и Акакия Акакиевича (Шинель), Сочувствие этому беззащитному человеку, не принадлежащему к привилегированным классам, - одно из ярких выражений гуманизма лучших писателей прошлого, их непримиримого отношения к социальной несправедливости.

Однако во второй половине века маленький человек, лишенный чувства собственного достоинства, безропотно несущий на себе бремя социальных невзгод, человек униженный и оскорбленный (Достоевский) вызывает у передовых писателей не только сострадание, но и осуждение. Видимо, в этой связи вы раньше всего назовете рассказы Чехова (Смерть чиновника, Толстый и тонкий), писателя, для которого утрата человеком чувства собственного достоинства была равносильна нравственной смерти. Не только Чехов, но и Островский и Достоевский были убеждены, что человек не должен мириться с положением затертой ветошки.

Социальные сдвиги, происходившие во второй половине XIX века, рождали потребность охватить художественной мыслью Россию в ее движении от прошлого к настоящему и будущему. Отсюда появление широчайших исторических обобщений, глубоких исторических концепций. Без этого не могли бы быть созданы ни Былое и д.. мы, пи поэма Кому на Руси жить хорошо, ни роман Что делать?, ни Война и мир. По авторы этих произведений многим обязаны опыту своих предшественников, таким произведениям, как Медный всадник и Мертвые души, которые полны размышлений о судьбах России. О чем бы ни говорили русские писатели, они всегда утверждали веру в возможность справедливых социальных отношений, в осуществимость своих высоких общественных идеалов, которые они стремились сделать достоянием читателей. По словам Некрасова, литература не должна ни на шаг отступать от своей цели - возвысить общество до своего идеала - идеала добра, света, истины. И такой полный гнева писатель, как Салтыков-Щедрин, сокрушавший своим негодующим смехом, кажется, все, к чему ни прикасался, призывал к утверждению положительного идеала.

Отсюда такая тяга русских писателей к изображению лучших людей своего времени, таких, как Чацкий, Татьяна Ларина, Инсаров, Рахметов. Самое понятие красоты в искусстве, прекрасного в искусстве сливалось у русских писателей с представлением о добре, истине, справедливости, к борьбе за торжество которых они звали своим творчеством.

Аннотация: В статье анализируются характерные черты русской литературы, социально-исторические причины ее становления как одной из самых самобытных литератур мира.

Ключевые слова: русская литература, фундаментальные черты русской литературы.

Работа выполнена в рамках проекта "Россия и Европа: Диалог культур во взаимоотражении литератур", осуществляемого при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) (грант № 06-04-00578а).

Если в литературе Европы на протяжении многих веков первенствовало эстетическое начало, то в русской литературе изначально первенствовало этическое начало. Точнее даже следовало бы говорить о нравственном стержне, а не об этическом начале, которое исходит от ума (требует точных формулировок), в то время как нравственность идет от души, сердца, не от идеи должного, а от образа должной жизни.

Принципиальное изменение ситуации могло произойти в советский период, когда в результате всенародной ликвидации безграмотности огромные массы народа получили доступ к книгам. Но здесь советские установки на воспитание нового человека, овладевшего всеми богатствами культуры, человека высоких моральных принципов (нередко наивно-прямолинейные, но порожденные многовековой русской культурной традицией) сыграли решающую роль: литература сохранила свою нравственную ориентацию, даже при тех искажениях, которые возникли из-за вульгарно-социологического понимания действительности, утвердившегося на официальном уровне.

Русская литература рассчитана на более медленное чтение, чем, например, англоязычная или франкоязычная. Это связано с языковыми особенностями: русские слова длиннее английских или французских. Русский язык синтетический, и отдельное слово, где корень предстает в окружении приставок, суффиксов, окончаний или в сочетании с другим корнем, требует большего внимания, чем в аналитических языках. Само написание букв в кириллице длиннее, сложнее для распознавания (особенно в письме от руки), чем в латинице. Замедление чтения связано и с большим количеством пунктуационных знаков, которые нередко ставятся в русском языке там, где они не требуются в европейских языках. Такое замедление требует от писателей большей насыщенности каждой фразы мыслью, плавности, неторопливости стиля, отсутствия резких скачков в повествовании и слишком острых эмоциональных всплесков при описании чувств героев. Это одна из причин особого внимания к описанию русской природы, неброской, равнинной, пробуждающей философские размышления над смыслом жизни и бытия.

Современное состояние русской литературы, отмеченное значительным обновлением и одновременно ослаблением нравственного стержня, увлечением формальными экспериментами, бурным развитием жанров массовой культуры (детектива, женского романа и т. д.), очевидно, через определенное время изменится, и в ней снова отчетливо проступят (но уже в обновленных формах) ее фундаментальные черты, сложившиеся за тысячелетнее существование.

Луков Владимир Андреевич — доктор филологических наук, профессор, руково­дитель Центра теории и истории культуры Института гуманитарных исследова­ний Московского гуманитарного университета, заслуженный деятель науки РФ, академик Международной академии наук ( IAS , Инсбрук), академик-секретарь Международной академии наук педагогического образования.



Вышел в свет
№4 журнала за 2021 г.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Русская литература - великая литература, корнями уходящая в глубину веков. Долгое время она была - а для многих и сейчас остаётся - самым простым для понимания и близким для души искусством. С самого своего зарождения она сопровождала человека, отражая все самые важные исторические события и являясь настоящим зеркалом души русского народа.

Русская литература - все литературные произведения, написанные на древнерусском и русском языках.

Являясь важным историко-культурным памятником, русская литература отражает ход жизни российского человека, разные исторические события и видение человека в разных эпохах. Как и любая национальная литература, литература России является уникальной.

Временем зарождения русской литературы считается вторая половина X - начало XI веков нашей эры.

Периодизация русской литературы

Всю русскую литературу можно разбить на следующие исторические периоды:

  1. Древнерусская литература (XI - XVII века);
  2. Литература XVIII века;
  3. Литература XIX века;
  4. Литература XX века;
  5. Современная литература (литература XXI века).

К древнерусской литературе относятся все произведения, написанные на древнерусском и старославянском языках. Это самый ранний этап в развитии русской литературы. Большая часть памятников древнерусской литературы до нас не дошла, но по тем, что пережили ход времени, можно сделать вывод, что для произведений той эпохи были характерны стремление к исторической точности, религиозность, патриотизм и анонимность.

Сюжеты древнерусской литературы были по большей части основанными на Библии или Евангелии. Христианство оказало большое влияние на развитие литературы; в житиях, словах и хождениях восхвалялись христианские ценности.

Готовые работы на аналогичную тему

Литературе XVIII, как и древнерусской литературе, была свойственна общественно-политическая тематика. Именно в этот период были заложены основы классических российских поэзии и прозы. XVIII век стал опорой для литературы века XIX; именно в это время был заложен тот фундамент, на котором в дальнейшем строилась русская литературная традиция.

XIX век называют Золотым веком русской литературы. Именно в этот период литература получила своё максимальное развитие.

Писатели-прозаики XIX века - это всем нам известные писатели-классики. Это авторы, произведения которых являются образцами своего жанра.

Золотой век во многом опирался на литературные традиции и достижения авторов XVIII века. К примеру, именно из предшествующей эпохи писатели Золотого века переняли публицистичность и любовь к сатире, свойственные А. Д. Кантемиру. В литературе XIX века авторы обличали пороки и недостатки современного им общества - так же, как писатели XVIII века критиковали недостатки своей России. Отличительной же чертой Золотого века является большая психологичность; внутренний мир героя всё больше интересует писателей.

Литература XX века отражала перемены, охватившие страну. Советская литература и литература о Великой Отечественной войны составляют основу русской литературы двадцатого столетия.

К современной литературе относятся все произведения, увидевшие свет после распада СССР в 1991 году.

Жанры русской литературы

Литературный жанр - исторически сложившаяся совокупность литературных произведений, объединённых по сходству формальных и содержательных свойств.

Жанры бывают крупные (роман, роман-эпопея), средние (повесть) и малые (рассказ).

Роман является самым распространённым литературным жанром и в наши дни.

Человек в русской литературе

Сменялись эпохи, сменялись литературные традиции - менялся и вид, в котором человек представлялся в литературе. Персонажи, характерные для одной эпохи, были чужды другой.

Персонаж - действующее лицо, герой литературного произведения, имеющее прототип или полностью оригинальное, придуманное автором.

Героями произведений древнерусской литературы становились, как правило, святые, священники или князья. Литература преследовала цель показать их жизнь, их верность священным заветам и их храбрость, чтобы создать идеальные, достойные подражания образы.

XX век ввёл в литературу старый-новый тип персонажа - бесстрашный боец, истинный патриот, готовый и воевать за свою страну, и трудиться ради неё. Вот несколько самых ярких литературных образов:

В чем заключается особенность русской литературы? Вот вопрос, над которым задумываются П. Вайль и А. Генис.

Размышления о роли литературы в истории нашего Отечества, авторы приводят слова Е. Евтушенко о том, что “поэт в России больше, чем поэт”. И это, по мнению эссеистов, касается и писателей. С восхищением авторы говорят о таких великих классиках, как А. Пушкин, М. Лермонтов, А. Чехов, ставших “идейными вождями” для нашего народа, особый акцент делая на анализе творчества Л. Толстого. Их произведения затронули важнейшие нравственные

Вот почему, уверены публицисты, отечественная литература – это нечто большее, чем просто искусство.

Определить позицию П. Вайля и А. Гениса довольно просто: русская литература примечательна тем, что она является “точкой отсчета”, “идеологическим и нравственным фундаментом”, который дает человеку ответы на интересующие его “великие вопросы” о смысле жизни, религии, политике, истории.

Я полностью разделяю точку зрения авторов. Действительно, особенность нашей литературы заключается в том, что она, поднимая важные

социальные, философские, нравственные проблемы, играет огромную роль в жизни русского общества. Об этом этом свидетельствует примеры из отечественной классики и публицистики.

Произведением в русской литературе, которое стало “идеологическим и нравственным фундаментом” для целого поколения России, является роман-эпопея М. Шолохова “Тихий Дон”. Изображая непростую судьбу Григория Мелехова в годы войн и революции, писатель поднимает важные философские вопросы о смысле жизни, поисках истины, любви и предательстве. Вот почему роман М. Шолохова – это особенное, истинно русское литературное произведение.

Таким образом, особенность отечественной литературы заключается в том, что она становится нравственным ориентиром для русского общества, дает человеку ответы на важные интересующие его вопросы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературное направление (метод) - основные принципы, которыми руководствуется писатель, отбирая, обобщая, оценивая и изображая в художественных образах жизненные факты.

Признаки литературного направления:

В 18 в. Западная Европа заново открыла для себя античное искусство,

и его произведения стали образцами для всех видов современного искусства.

(от лат. classicus -

Бертель Торвальдсен

Жак Луи Давид

Церковь св. Магдалины.

Александр Виньон

Черты европейского классицизма:

Особенности русского классицизма:

Период расцвета классицизма Сумароков Ломоносов Александр Петрович Михаил Васильевич

Период расцвета классицизма

Поздний классицизм Княжнин Яков Борисович Державин Гавриил Романович Фонвизин Денис Иванович

4. Литература на рубеже 18 – 19 веков. Сентиментализм (от фр. sentiment – чувство) Возник в Англии в середине 18 в. В основе направления философия Дж. Локка, который единственным источником познания признавал ощущение, восприятие через чувства. Джон Локк

4. Литература на рубеже 18 – 19 веков.

Сентиментализм

(от фр. sentiment – чувство)

Возник в Англии в середине 18 в.

В основе направления философия Дж. Локка, который единственным источником познания признавал ощущение, восприятие через чувства.

Черты сентиментализма: Культ чувства ; Героями стали простые люди – ремесленники, крестьяне, которые жили сердцем, страстями; Главное место отводилось авторской личности – автор сочувствовал героям, его задача – вызвать сострадание, слёзы умиления у читателей; Разрабатываются жанры , в которых повествование идёт от первого лица : дневник, исповедь, автобиографические мемуары, путевые заметки, записки, впечатления ;

Черты сентиментализма:

Черты сентиментализма:

  • Новые прозаические жанры : семейный, бытовой и психологический роман в форме переписки ;
  • Жанры камерной лирики : элегия, романс, мадригал, песня, послание , а также басня ;
  • Смешение высокого и низкого, трагического и комического, смешение жанров;
  • Сюжет строится на основе ситуаций будничной жизни частных лиц;
  • Культ природы: пейзаж – отражение чувств героя, деревня – естественная жизнь, город – искусственная;
  • Язык произведений простой, эмоциональный.

Особенности русского сентиментализма:

  • Идеализировал патриархальную жизнь крепостной деревни;
  • Критиковал буржуазные нравы.

Карамзин Николай Михайлович

Радищев Александр Николаевич

5. Особенности литературы 19 века.

В России получил развитие после 1812 г.

Проявился в музыке, в живописи и в литературе

Черты романтизма: Мир романтических героев – это экзотические страны , историческое прошлое (реальное или вымышленное); Пейзаж – море, горы, острова – символ свободы ; Герои – бунтари-одиночки , выступающие против общества, либо люди искусства; Сюжет запутанный, таинственный, мистический; Двоемирие – несовершенный реальный мир и недостижимый мир мечты; Основной приём – аллегоричность (иносказание).

Черты романтизма:

  • Мир романтических героев – это экзотические страны , историческое прошлое (реальное или вымышленное);
  • Пейзаж – море, горы, острова – символ свободы ;
  • Герои – бунтари-одиночки , выступающие против общества, либо люди искусства;
  • Сюжет запутанный, таинственный, мистический;
  • Двоемирие – несовершенный реальный мир и недостижимый мир мечты;
  • Основной приём – аллегоричность (иносказание).

Джордж Гордон Байрон

Кондратий Фёдорович Рылеев

Василий Андреевич Жуковский

Александр Сергеевич Пушкин

Реализм - течение в искусстве и литературе, стремящееся к полному отображению действительности посредством типизации. Возникает в России в 30-е годы 19 в. Черты реализма: Стремление к достоверности повествования; Изображение персонажей во взаимодействии с окружающим миром; Изображение характеров и событий в развитии; Исторически конкретное общество, события, эпоха; Важны детали интерьера, портрета, пейзажа; Стремление раскрыть сущность жизненных явлений без ограничения тем и сюжетов.

Реализм - течение в искусстве и литературе, стремящееся к полному отображению действительности посредством типизации.

Читайте также: