Патриотизм александра невского кратко

Обновлено: 02.07.2024

МОСКВА, 20 июня 2021, Институт РУССТРАТ. С детских лет мы помним о Невской битве, о Ледовом побоище, о разгроме немецких рыцарей, учинённом князем Александром Невским. Становясь взрослее, осознаём значение цивилизационного выбора, сделанного великим князем Александром Ярославичем. Но не всегда мы отдаём себе отчёт в том, сколько заложено в наше отношение к миру, в понимания себя в этом мире, в наш выбор ценностных ориентиров человеком, чьё имя свято, независимо от того, является ли он верующим или атеистом. Именно о ценностях русской культуры, которые своей жизнью и деятельностью определил Александр Невский, данная статья.

Пламя охватило кабину пилота, на Александре горела одежда, шлемофон, расплавились и прикипели к лицу лётные очки. До костей сгорели ноги. Он долетел до своих и посадил самолёт, спас детей. Врачи не могли понять, как он мог управлять самолётом, посадить его, если от ног остались только кости, прижатые к педалям, что он мог видеть, если летные очки расплавились и прожгли лицо до костей.

Выполняя свой княжеский долг, Александр Ярославич, приложил все свои силы, чтобы защитить родную землю. Он строил крепости, следил за качеством вооружений. Но он понимал, что оборону обеспечивают не только крепости и дружина, главное – народный дух. Поэтому он стремился словом и делом поддержать население приграничных территорий.

И в дальнейшем князь Александр не соблазнялся ни лёгкими решениями в пользу могущественных людей, ни союзами, которые могли принести ему личную выгоду, но были губительны для Родины. Справедливость, как долг правителя, как неотъемлемая характеристика каждого достойного человека, утверждалась Александром Невским всеми его действиями. Как ценность русской культуры она присутствует в нашей жизни, определяя многие поступки человека, его оценки своих действий и действий окружающих, вплоть до первых лиц государства.

Вдохновенные слова произнесёт Петр Великий перед Полтавской битвой, к своим чудо-богатырям обратится Александр Суворов, в грозные дни 1941 года советские люди услышат речь Верховного главнокомандующего, в которой прозвучит и имя князя Александра. Сила и власть Слова над душами русских людей всегда были настолько сильны, что, перефразируя Стендаля, сказавшего, что в Италии музыка – это нация, можно сказать: в России Слово – это нация.

Поэтому не чем иным, как целенаправленным разрушением отечественной ценностной системы является тот факт, что вместо дикторов, постоянно проверявших по словарям правильность звучания русских слов, на радио и телевидении появились граждане, говорящие с ошибками, да и в театрах страны, с эстрады полились нецензурные вирши и высказывания. Именно под углом зрения защиты системы ценностей отечественной культуры следует привлекать к ответственности, лишать права публичных выступлений людей разрушающих родную речь, нравственность, общественную психологию.

История с составлением основного закона Пскова – яркая страница русской культуры, в которой естественно присутствовала демократия в прямом смысле слова – власть народа, принимавшего активное участие в обсуждении статей, вносившего свои требования в княжескую грамоту.

Очень важно сознавать, что ценность народовластия является естественной для русского народа, что её авторитет и сила базируются, в том числе, на действиях великого князя Александра Ярославича, чей образ всегда составлял существенную часть национального самосознания.

Если вспомнить нашу историю, то следует отметить, что взятие князем Олегом Константинополя завершилось не ограблением, а подписание ряда важнейших договоров, знакомством с христианской верой и принятием некоторых дружинников христианства. На родине эти дружинники не подвергались гонениям, что и было проявлением терпимости к ним.

Александр Невский своими действиями утверждал именно терпимость как нравственную ценность. Национальная и религиозная терпимость Александра Невского, в дружине которого служили потомки прусских вождей, потомки прусских дружинников, бежавших из создававшегося Тевтонским орденом государства, привлекала к России народы, жившие на сопредельных территориях, послужила основой союза с народами Азии.

Лев Николаевич Гумилёв говорил о патриотическом альтруизме Александра Невского, как о той доминанте его поведения, которая на столетия вперёд определила принципы устроения нашей Отчизны. Исследования генетиков показывают, что существуют генетические механизмы передачи альтруизма.

Сформулированная Александром доминанта поведения – альтруистический патриотизм – на несколько столетий вперед определила принципы устроения Руси. Заложенные князем традиции союза с народами Азии, основанные на национальной и религиозной терпимости, привлекали к России народы, жившие на сопредельных территориях.

Кузнецова Ирина Сергеевна - доктор философских наук, профессор Балтийского федерального университета имени И. Канта

[1] См.: Грамота великого князя Алексантра и посадника Твердила Лочку, Иваны и всем рожитчанам на мох, спорныйс Рашишею, Кузьмою и спасовскими чернецами. // Материалы по истории СССР. Вып.2 М., 1987, с. 33.


Именно эти слова Великого князя нужно брать за основу, когда мы начинаем рассуждать о патриотизме и соотношении его с верой во Христа. В этом смысле Александр Невский может послужить образцом для нас. Почему? Попробуем разобраться.

ПАТРИОТИЗМ

Каково его место в системе ценностей православного человека? Единомыслия в православном сообществе по этому вопросу нет. С одной стороны, это понятие часто выдвигают как высшую ценность для человека: дескать, если человек патриот, то в числе прочего он должен чтить и веру отцов. Другие в противовес этому клеймят патриотизм как инструмент государственного манипулирования людьми, как проявление шовинизма, а в отношении веры – чуть ли не как богоотступничество и идоло-служение. В чём же состоит истинное православное понимание патриотизма?

В четвёртой главе книги Бытия Священное Писание повествует нам о взаимном отгораживании людей друг от друга, а в 11-й главе – о разделении языков из-за гордости в ходе Вавилонского столпотворения. Это история возникновения отдельных народов. Казалось бы, в этом нет ничего позитивного. Однако посмотрим дальше. Через призвание Авраама исход евреев из Египта и дальнейшие пути израильского народа видно, что Творец пользуется национальным вопросом для достижения Своей главной цели – прихода в мир Христа через Пресвятую Деву Марию, воспитанную и подготовленную многими поколениями. Сам же Господь, воплотившись, подчёркивает по временам Своё особое отношение к родной нации и городу Иерусалиму.

Почему же после Святой Пятидесятницы всё изменилось?

Потому что людям открылась тайна Троической любви: Бог един по существу, но троичен в Лицах. То есть соединиться и быть вместе, любить друг друга – не значит потерять индивидуальные особенности и раствориться в другом. Наоборот, это значит дополнять друг друга, являть разнообразие в единстве, уважать свободу другого и так далее.

РОДИНА И ГОСУДАРСТВО

Но ведь святой Александр тем не менее довольно безжалостно расправлялся с врагами, убивал их – насколько это соотносится с христианством?

Вспомним также, что Иисус Христос однажды Сам не ограничился словами и не воспользовался Божественной силой для сотворения чуда, но именно Своей человеческой природой применил физическое насилие для изгнания торгующих из храма ( Мф. 21, 12-13 ).

Выделять свою родину (а равно и супруга, супругу, детей, родителей, профессию, нацию, страну и проч.) среди других – не значит превозносить и слепо оправдывать недостатки, но значит любить именно как близкое, родное, в большей степени присущее именно тебе, данное тебе по обстоятельствам жизни как упражнение по совершенствованию.

Да, национальные чувства могут выродиться в агрессивный национализм и ксенофобию, но православие не делит народы на лучшие и худшие. Противоречит православию и стремление поставить нацию на место Бога.

ОТЦОВСТВО

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

О святом благоверном князе Александре Невском

В рамках недели оборонно – массовой работы в Жердевском колледже сахарной промышленности с 23 января по 7 февраля проводятся мероприятия в духовной библиотеки колледжа о защитниках и патриотах земли Русской.

В рамках данной недели в группах: 1В9, 1МА, 1К9, 1ТА проведены классные часы о святом благоверном князе Александре Невском.

hello_html_7fafbebe.jpg

Быть патриотом,… что же это значит?

А это значит Родину любить,

А это честно, бескорыстно

Отечеству любимому служить…

Защита Родины считалась высшей обязанностью и священным долгом человека во все времена. Для каждого народа, беззаветно любящего родную землю, не было и не будет ничего, дороже Отчизны! Вот почему уже две тысячи лет человечество воспевает образ защитника Родины.

Александр Невский. Князь Александр Ярославович – один из наиболее почитаемых и любимых в народе героев – защитников Земли Русской. Чем же он заслужил такую славу? Он со своей дружиной одержал победу над шведами на реке Неве, за что и получил имя – Александр Невский. Князь прожил всего 43 года. Он стал Новгородским князем в 16 лет, а в 20 лет – победил шведов в на р. Неве, с "малой дружиной” и ополчением он разбил войска шведского короля, а затем освободил захваченные немецкими рыцарями псковские и новгородские земли. Одержал знаменитую победу на льду Чудского озера. Эта победа сыграла значительную роль в грядущем государственном объединении Руси. Умелой политикой он ослабил тяготы монголо-татарского ига.

" Ростом князь был выше других людей, что голос его звучал, как труба в народе, лицо было прекрасно, как у библейского Иосифа, сила была частью силы Самсона, Премудрость Бог дал ему Соломонову, а храбростью он был подобен римскому кесарю – побеждая, был непобедим.

Благодарная Русь в честь признания заслуг князя через 117 лет после его смерти возвела Александра Невского в ранг святых. А в 1547 году митрополит Макарий предложил установить празднование святому блаженному князю Александру Невскому по всей России. Церковный собор принял и подтвердил это положение. По приказу Петра 1 в начале ХУ111 века в Петербурге был построен Собор во имя Святой Троицы и святого Александра Невского, куда были перенесены его мощи. Екатерина 1 в 1725 году учредила орден в честь святого благоверного великого князя Александра Невского. Патриотизм Александра на несколько столетий определил принципы устроения Руси. Имя Александра Невского не раз становилось символом единения, частью общей национальной идеи. Имя св. благоверного князя Александра, защитника рубежей России и покровителя воинов, известно далеко за пределами Руси.

Знаменитое выражение Александра Невского: "Кто к нам с мечом войдёт, от меча и погибнет. На том стояла, и стоять будет русская земля” является не только предупреждением всем противникам и недругам Руси, но и призывает жить в мире и согласии, решая все вопросы за столом переговоров, а не на полях сражений. На это нацелена государственная политика и России XXI века, России, в которой нам жить.

Образ Александра Невского запечатлён во многих произведениях искусства: в живописи, скульптуре, музыке и кино.

Слышится героическая музыка композитора Сергея Прокофьева (1891-1953).



Два великих художника, С. Эйзенштейн и С. Прокофьев, сумели добиться впечатляющей связи между зрительными и музыкальными образами. Они сделали то, что не удавалось ранее воплотить никому из предшественников.


Центральной частью триптиха стала фигура могучего исполина Александра Невского. Под боевым стягом русских воинов стоит он в доспехах на берегу реки Волхов у стен Новгородской Софии. Закованный в латы, спокойный и сильный, зорко всматривается в даль, откуда должен появиться враг. Крепко сжимает он в руках меч, на его волевом лице — готовность во что бы то ни стало отстоять рубежи родной земли. Неподвижна его застывшая поза. Кажется, он весь выкован из стали — столько силы и величия в его фигуре, как монумент возвышающейся над низким горизонтом земель Великого Новгорода.

Тревожные всполохи света, мятущиеся свинцовые тучи контрастируют с ярко-красной накидкой полководца. Они — как знамение предстоящего кровавого и жаркого сражения.

Читайте также: