Джон локк эмпиризм кратко

Обновлено: 05.07.2024

Существенной частью локковской гносеологии является учение о видах знания по степени его точности. В своих рассуждениях о достоверности нашего познания он различает два вида знания: бесспорное и правдоподобное. Бесспорное знание является продуктом размышления. Оно не может быть получено лишь на основе непосредственного внешнего опыта. Напротив, правдоподобное знание (иногда его называют мнением) является продуктом эмпирического опыта, оно ещё не прошло через механизм мыслительной деятельности.

В бесспорном знании Локк, в свою очередь, выделяет три вида знаний. Самое точное знание – интуитивное. Оно опирается на мышление, основа которого в обобщении внутреннего опыта. Интуиция имеет место тогда, когда ум, сравнивая идеи, предпочитает ту или иную, переходит от одной идеи к другой.

Вторая разновидность знания – знание демонстративное, выводное, доказательное. Это знание дедуктивное, опирающееся на мышление, чьей основой является обобщение идей, возникающих на основе внешнего опыта.

С необходимостью должна существовать и третья разновидность знания. Локк называет это знание чувственным, т.е. знанием о внешних предметах, получаемых через наши ощущения. Без него жизнь просто невозможна, хотя по степени достоверности оно стоит на последнем месте.




Локк объединяет весь класс телесных вещей понятием философской субстанции, т.е. материи. Материя, согласно его взглядам, представляет некую мёртвую глыбу, которая не в состоянии произвести в себе даже движения. Источник движения не в материи, им является Бог. Сущность Бога, как и субстанциональная сущность любой вещи, непознаваема. Понятие Бога не носит врождённый характер. К идее Бога человек приходит в результате мысленного опыта, внимания и размышления. Лишь когда человек пройдёт этот путь ему становится очевидна интуитивная ясность существования Бога как вечного источника, от которого зависит весь преходящий мир.

Впервые в истории политической мысли Локк выдвинул идею о разделении власти: он различает власть законодательную (власть парламента), исполнительную (суд и армия) и федеративную – власть короля и его министров (они ведают отношениями с другими государствами). Разрабатывал идеи демократической революции. Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободу народа.

Умеренны и воззрения Локка на религию. Он выступает сторонником веротерпимости и считает недопустимым вмешательство государства в религиозную жизнь.

Существенной частью локковской гносеологии является учение о видах знания по степени его точности. В своих рассуждениях о достоверности нашего познания он различает два вида знания: бесспорное и правдоподобное. Бесспорное знание является продуктом размышления. Оно не может быть получено лишь на основе непосредственного внешнего опыта. Напротив, правдоподобное знание (иногда его называют мнением) является продуктом эмпирического опыта, оно ещё не прошло через механизм мыслительной деятельности.

В бесспорном знании Локк, в свою очередь, выделяет три вида знаний. Самое точное знание – интуитивное. Оно опирается на мышление, основа которого в обобщении внутреннего опыта. Интуиция имеет место тогда, когда ум, сравнивая идеи, предпочитает ту или иную, переходит от одной идеи к другой.

Вторая разновидность знания – знание демонстративное, выводное, доказательное. Это знание дедуктивное, опирающееся на мышление, чьей основой является обобщение идей, возникающих на основе внешнего опыта.

С необходимостью должна существовать и третья разновидность знания. Локк называет это знание чувственным, т.е. знанием о внешних предметах, получаемых через наши ощущения. Без него жизнь просто невозможна, хотя по степени достоверности оно стоит на последнем месте.

Локк объединяет весь класс телесных вещей понятием философской субстанции, т.е. материи. Материя, согласно его взглядам, представляет некую мёртвую глыбу, которая не в состоянии произвести в себе даже движения. Источник движения не в материи, им является Бог. Сущность Бога, как и субстанциональная сущность любой вещи, непознаваема. Понятие Бога не носит врождённый характер. К идее Бога человек приходит в результате мысленного опыта, внимания и размышления. Лишь когда человек пройдёт этот путь ему становится очевидна интуитивная ясность существования Бога как вечного источника, от которого зависит весь преходящий мир.

Впервые в истории политической мысли Локк выдвинул идею о разделении власти: он различает власть законодательную (власть парламента), исполнительную (суд и армия) и федеративную – власть короля и его министров (они ведают отношениями с другими государствами). Разрабатывал идеи демократической революции. Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободу народа.

Умеренны и воззрения Локка на религию. Он выступает сторонником веротерпимости и считает недопустимым вмешательство государства в религиозную жизнь.

Джон Локк – выдающийся английский философ и педагог.

Философское учение Локка воплотило в себе основные черты философии Нового времени: противостояние схоластике, ориентированность знания на связь с практикой. Целью его философии является человек и его практическая жизнь, что нашло своё выражение в локковских концепциях воспитания и социального устройства общества. Назначение философии он видел в выработке средств для достижения человеком счастья. Локк разработал основанный на чувственных восприятиях метод познания и систематизировал эмпиризм Нового времени.

Основные философские труды Джона Локка

Философия познания

Задача заключается в установлении основы достоверности познания. С этой целью Локк анализирует основные источники человеческих представлений, к которым относит чувственные восприятия и мышление. Для него важно установить, как разумные начала познания соотносятся с чувственными началами.

Практически вся долокковская философия считала для себя очевидным то, что общие идеи и понятия (такие как: Бог, человек, материальное тело, движение и пр.), равно как и общие теоретические суждения (напр., закон причинности) и практические принципы (напр., заповедь любви к Богу) суть первоначальные сочетания представлений, которые являются непосредственной принадлежностью души, на том основании, по которому общее никогда не может быть предметом опыта. Локк отвергает эту точку зрения, считая общее знание не первичным, а, напротив, производным, логически выводимым из частных утверждений путём размышления.

Фундаментальная для всей эмпирической философии мысль о том, что опыт суть неотделимый предел всякого возможного познания, закрепляется Локком в следующих положениях:

Итак, наше познание может простираться так далеко, насколько это позволяет нам опыт.

От способности человека воспринимать внешние объекты посредством органов чувств происходят ощущения – первый источник большинства наших идей (протяжённости, плотности, движения, цвета, вкуса, звука и пр.). Восприятие деятельности нашего разума порождает второй источник наших идей – внутренне чувство, или рефлексию. Рефлексией Локк называет то наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы её проявления, вследствие чего в разуме возникают идеи этой деятельности. Внутренний опыт разума над самим собой возможен лишь в том случае, если разум извне побуждается к ряду действий, которые сами собой образуют первое содержание его знания. Признавая факт разнородности физического и психического опыта, Локк утверждает первичность функции способности ощущений, дающей толчок ко всякой разумной деятельности.

Таким образом, все идеи происходят от ощущения или рефлексии. Внешние вещи доставляют уму идеи чувственных качеств, которые все суть вызываемые в нас вещами различные восприятия, а ум снабжает нас идеями своей собственной деятельности, связанной с мышлением, рассуждениями, желаниями и т.п.

Всякая простая идея содержит в себе только одно единообразное представление или восприятие в уме, не распадающееся на различные другие идеи. Простые идеи служат материалом всего нашего знания; они образуются посредством ощущений и размышлений. От соединения ощущения с рефлексией возникают простые идеи чувственной рефлексии, например, удовольствия, боли, силы и др.

Чувства сначала дают толчок к рождению единичных идей, и, по мере того, как разум осваивается с ними, они помещаются в памяти. Всякая находящаяся в разуме идея является или наличным восприятием, или вызываемая памятью она может вновь им стать. Идея, которая никогда не была воспринята разумом посредством ощущений и размышлений, не может быть обнаружена в нём.

Соответственно, сложные идеи возникают, когда простые идеи обретают более высокий уровень за счёт действий человеческого разума. Действия, в которых ум проявляет свои способности, это: 1) соединение нескольких простых идей в одну сложную; 2) сведение вместе двух идей (простых или сложных) и сопоставление их друг с другом так, чтобы обозревать их сразу, но не соединять в одну; 3) абстрагирование, т.е. обособление идей от всех других идей, сопутствующих им в реальной действительности и получать общие идеи.

Локк обращает внимание на то, что в языке, по причине особой его сущности, лежит не только источник понятий и представлений, но и источник наших заблуждений. Поэтому Локк считает главной задачей философской науки о языке отделение логического элемента языка, речи от психологического и исторического. Он рекомендует прежде всего освободить содержание каждого понятия от побочных мыслей, прикрепившихся к нему в силу общих и личных обстоятельств. Это по его мысли должно в конечном итоге привести к созданию нового философского языка.

Локк задаётся вопросом: в каких отношениях чувственные восприятия адекватно представляют характер вещей? Отвечая на него, он разрабатывает теорию первичных и вторичных качеств вещей.

Первичные качества – это свойства самих вещей и их пространственно-временные характеристики: плотность, протяжённость, форма, движение, покой и др. Эти качества объективны в том смысле, что соответствующие им идеи разума, по мнению Локка, отображают реальность предметов, существующих вне нас.

Вторичные качества, представляющие собой комбинации первичных качеств, например, вкус, цвет, запах и пр., имеют субъективный характер. Они не отражают объективных свойств самих вещей, они лишь возникают на их основе.

Локк показывает, как субъективное с неизбежностью привносится в познание и в сам человеческий разум через чувственные восприятия (ощущения).

Наше познание, говорит Локк, реально лишь постольку, поскольку наши идеи сообразны с действительностью вещей. Получая простые идеи, душа пассивна. Однако, имея их, она получает возможность совершать над ними различные действия: комбинировать их друг с другом, отделять некоторые идеи от остальных, образовывать сложные идеи и прочее, т.е. всё то, что представляет собой существо человеческого познания. Соответственно, познание понимается Локком как восприятие связи и соответствия либо, напротив, несоответствия и несовместимости любых наших идей. Где есть это восприятие, там есть и познание.

Локк выделяет различные виды познания – интуитивное, демонстративное и чувственное (сенситивное). Интуиция открывает нас истину в актах, когда ум воспринимает отношения двух идей непосредственно через них самих без вмешательства других идей. В случае с демонстративным познанием ум воспринимает соответствие или несоответствие идей при посредстве других идей, которые сами являются очевидными, т.е. интуитивными, в рассуждении. Демонстративное познание зависит от доказательств. Чувственное познание даёт познание существования единичных вещей. Так как чувственное познание не простирается дальше существования вещей, данных нашим чувствам в каждый момент, то оно намного ограниченнее предыдущих. Для каждой ступени познания (интуитивное, демонстративное и чувственное) существуют особые степени и критерии очевидности и достоверности знания. Интуитивное познание выступает как главный вид познания.

Все свои идеи и положения, к которым разум приходит в процессе познания, он выражает в словах и высказываниях. У Локка находим представление об истине, которое можно определить как имманентное: для человека истина заключается в согласии представлений не с вещами, но друг с другом. Истина не что иное, как правильное сочетание представлений. В этом смысле она не связана напрямую с каким-либо единичным представлением, но возникает лишь там, где человек подводит под определённые законы содержания первичных представлений и ставит их в связь друг с другом.

К числу основных воззрений Локка принадлежит его убеждение, что наше мышление даже в самых неоспоримых своих выводах не обладает никаким ручательством за их тождественность с действительностью. Всеобъемлющая полнота познания – эта цель, всегда вожделенная для человека, является для него изначально недостижимой в силу его собственной сущности. Скептицизм Локка выражается в следующем виде: мы, вследствие психологической законосообразности, должны представлять себе мир так, как мы это делаем, даже в том случае, если бы он был совершенно иным. Поэтому для него является очевидным, что истиной трудно обладать, и что разумный человек будет придерживаться своих взглядов, сохраняя некоторую долю сомнения.

Социальная философия Джона Локка

Этическая философия Джона Локка

Благовоспитанность подразумевает неукоснительное соблюдение человеком правила любви и доброго отношения к другим людям и к самому себе как представителю человеческого рода.

Таким образом, нравственные качества и моральные не врожденны человеку. Они вырабатываются людьми в результате общения и совместной жизни и прививаются детям в процессе воспитания. Подводя кратки итог, можно сказать, что одним из главных моментов философии Локка является непринятие им одностороннего рационализма. Основу достоверного знания он ищет не во врождённых идеях, а в опытных началах познания. В своих рассуждениях, касающихся не только вопросов познания, но также и вопросов человеческого поведения, воспитания и развития культуры, Локк становится на позиции достаточно жёсткого эмпиризма. С этим он входит в педагогику и культурологию. И хотя сама его сенсуалистская концепция была во многих отношениях противоречива, однако она дала толчок для дальнейшего развития философского знания.

Эмпиризм в философии Нового времени простыми словами

Кажется ли вам, что философия является сложной наукой? И что во всех этих философских словах, терминах, понятиях и направлениях можно разобраться, лишь закончив соответствующий факультет и перелопатив половину Интернета? Если вы намерены стать кандидатом философских наук, тогда, конечно, да.

А сегодня мы расскажем, что такое эмпиризм в философии Нового времени, и у вас сложится вполне понятная картинка, как зародилось и развивалось это течение философской мысли. Итак, поехали!

Эмпиризм в философии

Начнем с самых основ и объясним, что такое эмпиризм. Дело в том, что в философии существует множество течений, объясняющих этот мир с тех или иных принципиальных позиций. Как правило, название того или иного философского течения является производным от ключевого слова, кратко объясняющего суть этой принципиальной позиции.

Представители эмпиризма в философии полагают, что, во-первых, знание можно добыть исключительно из опыта, во-вторых, знание, теория, догадка или предположение могут считаться верными, лишь когда они подтверждены практическим опытом. Откуда взялся такой подход? Давайте разбираться!

Исторический экскурс

Мы все знаем, что в древнейшей истории человечества опыт был единственным доступным источником знания ввиду отсутствия книг, письменной и устной речи. Накопленный предками опыт передавался следующим поколениям невербальными методами, примерно так, как передают свой опыт потомству представители животного мира.

Различные вариации на тему чувственного опыта, получаемого человеком, как источника знания можно встретить у разных философов. Тем не менее эмпиризм как полноценное философское течение сформировался намного позже, уже в Новое время. Основоположником эмпиризма в философии является английский историк и философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626).

Философия эмпиризма Ф. Бэкона

Сразу скажем, что Фрэнсис Бэкон был сторонником строгого доказательного научного подхода, основанного на анализе данных, полученных опытным путем. В основе научного знания, по Бэкону, лежат эксперимент и индукция как метод обработки полученных данных. Бэкон предлагал двигаться от частных, полученных в ходе эксперимента наблюдений к более общим выводам.

Интересно, что страсть к экспериментам сыграла злую шутку с самим Бэконом. Он серьезно заболел в результате переохлаждения, когда взялся исследовать хладосберегающие свойства снега, закопал в сугроб тушку курицы и постоянно проверял ее сохранность. Регулярный выход на мороз и копание в снегу привели к тому, что ученый скончался на пятый день своего эксперимента.

На всякий случай напомним, что Бэкон был философом и историком, а не физиком или биологом, да и в 65 лет длительное переохлаждение опасно само по себе. Так или иначе, эта новая философия Нового времени (эмпиризм Бэкона) имела огромное значение для развития философской мысли.

Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени

Ранее мы уже сказали, что в философии существует множество течений, объясняющих этот мир с тех или иных принципиальных позиций, зачастую противостоящих и даже противоположных. В дискуссиях и попытках оспорить те или другие принципы зарождаются новые направления философской мысли. Эмпиризм в какой-то мере стал стимулом к развитию такого направления философии как рационализм. В отличие от эмпиризма, рационализм объявлял источником знания разум, а основным методом познания – дедукцию.

Такой подход восходит корнями к учению древнегреческого философа Аристотеля (384-322), однако в окончательно оформился в качестве самостоятельного направления философской мысли в эпоху Нового времени. Основателем рационализма является французский философ и математик Рене Декарт (1596–1650). Оппонируя эмпиризму, Декарт заявлял, что опыт может быть субъективным, что восприятие может обмануть, а полученные в ходе эксперимента данные не всегда прямо указывают на причину изучаемого явления.

При всех видимых различиях эмпиризм и рационализм в философии нельзя считать строго противоположными течениями. Любой эксперимент подлежит осмыслению, методы индукции и дедукции абсолютно равноправны и могут применяться в рамках даже одного исследования для проверки выводов и поиска неточностей.

Формы эмпиризма

Эмпиризм и философия Бэкона стимулировали развитие не только новых направлений философской мысли, но и разнообразие форм самого эмпиризма. В самом общем виде различают две формы эмпиризма:

  1. Имманентный эмпиризм.
  2. Трансцендентный эмпиризм.

Что такое имманентный и трансцендентный эмпиризм простыми словами? Сейчас попробуем объяснить. Здесь мы снова обратимся к происхождению терминов, которое во многом проливает свет на смысл понятий.

Так, это может трактоваться, как некое субъективное восприятие внешнего явления или субъективное внутреннее ощущение чего-либо. Внутреннее восприятие может трактоваться, как нечто тождественное внешнему миру, или же может признаваться возможность существования внешнего мира независимо от его осознания.

Последняя вариация объективного существования внешнего мира независимо от сознания человека уже близка к диалектическому материализму, а вот тождественность бытия и восприятия является чертой эмпиризма. Это особенно хорошо прослеживается в работах британского философа и религиозного деятеля Джорджа Беркли.

  • Имманентный эмпиризм – это попытка объяснить суть знания как совокупность представлений и ощущений, полученных опытным путем.
  • Трансцендентный эмпиризм – это попытка объяснить происхождение знания как продукта взаимодействия сознания с окружающим миром (источником опыта).

Вернемся к философии Нового времени. Ранее мы уже пришли к выводу, что при всех видимых различиях эмпиризм и рационализм в философии нельзя считать строго противоположными течениями. Рассматривая две основные формы эмпиризма, имманентный и трансцендентный, мы получаем тому наглядное подтверждение.

Так, рационализм считает источником знания разум, однако и трансцендентный эмпиризм отводит разуму значительное место в цепочке получения знаний, потому что взаимодействие сознания с окружающим миром, по сути, и есть мыслительный процесс и различные формы мышления: критическое мышление, аналитическое мышление, абстрактное мышление и т.д.

Мы попытались объяснить эмпиризм в философии Нового времени простыми словами, а сейчас для наглядности приведем конкретные примеры философских воззрений ученых того периода в придачу к тем, что мы уже рассмотрели. Это позволит ощутить многообразие трактовок эмпиризма и научиться находить объединяющие моменты во взглядах отдельных ученых.

Джон Локк

Джордж Беркли

Другим не менее ярким представителем эмпиризма в философии Нового времени был Джордж Беркли. Мы уже упомянули о нем и его знаменитой фразе насчет бытия, которое или воспринимают (что), или воспринимается (кем-либо). Заметим, что это далеко не единственная радикальная идея, которую он высказал на протяжении своей жизни.

Дэвид Юм

На формирование взглядов шотландского философа, историка и публициста Дэвида Юма повлияли не только представители эмпиризма, но и представители рационализма. В частности, Рене Декарт и Готфрид Вильгельм Лейбниц. В итоге взгляды Юма оказались ближе всего к трансцендентному эмпиризму, который, как мы помним, отводит достаточно большое место разуму в процессе познания. От рационализма это отличается лишь тем, что рационализм считает источником знания исключительно разум.

Дэвид Юм считал источником знания опыт, однако в его понимании знание не сводится к простому набору ощущений и впечатлений. Юм утверждал, что разум всегда пытается выйти за рамки опыта и сделать выводы, которые не представлены непосредственно полученным опытом, и объяснить этими выводами то, что не может объяснить опыт.

Кроме того, Дэвид Юм полагал, что процесс познания всегда сопровождается некими фантазиями и попытками мысленно построить несуществующие объекты и миры. Поэтому опыт является источником знания, потому что дает разуму сырье или материал для осмысления. К слову, Дэвид Юм при всей масштабности своих исследований вовсе не считал науку самоцелью. Он полагал, что философия нужна, в первую очередь, для решения проблем морали нравственности и принципов взаимодействия людей в социуме.

И в заключение давайте резюмируем основные положения эмпиризма простыми словами, которые будут легко восприниматься после того, как вы поняли основы и познакомились с наглядными примерами взглядов эмпириков. Итак, основные постулаты эмпиризма:

Это то, что мы хотели рассказать вам про эмпиризм в философии Нового времени простыми словами. Думается, наша основная задача выполнена, и у вас сложилась вполне понятная картинка, что это такое, как зародилось и развивалось это течение философской мысли. На всякий случай рекомендуем пройти проверочный тест на усвоение материала, который вы найдете сразу после текста статьи.

А чтобы лучше закрепить материал, пройдите небольшой тест на проверку знаний:

Фрэнсис Бэкон

Эмпиризмом в философии называют один из методов познания окружающего мира. Его основой является собственный личный опыт конкретного индивидуума, полученный им через органы чувств, а любой вывод, основанный на личном опыте, признается эмпириками либо верным, либо близким к верному. Основоположником данного течения является английский философ Френсис Бэкон. Из этой статьи вы более подробно узнаете о том, что такое эмпиризм, в чем заключаются его основные идеи, как связаны эмпиризм и рационализм.

Что такое эмпиризм?

Эмпиризм основывается на полученных путем эксперимента доказательствах — эмпирики считают любую не подтвержденную на практике теорию или гипотезу не заслуживающей доверия. По этой причине описываемое философское течение получило популярность в среде естествоиспытателей, не только полагавших, что любое неподкрепленное опытом знание не может считаться истинным, но и относящих даже экспериментально подтвержденные сведения к вероятным, а потому требующим постоянного пересмотра для борьбы с возможными фальсификациями. Экспериментальный, основанный на наблюдениях подход к познанию определяет научный метод эмпиризма.

Формы эмпиризма

  • Имманентный эмпиризм, основанный на попытках ученых, живших в различные исторические эпохи, объяснить закономерности и состав человеческих знаний совокупностью единичных ощущений и представлений. В разное время указанные попытки приводили одних философов к скептицизму, других — к безмолвному предложению трансцендентного;
  • Трансцендентный эмпиризм, базирующийся на материалистических позициях и считающий основой мироздания реальность, состоящую из разнообразных комбинаций передвигающихся в пространстве и взаимодействующих между собой частиц материи. Сторонники данного направления признают реальность, а также любые формы взаимодействия человека с окружающей средой миром опыта и истинным способом получения настоящих, проверенных и обоснованных знаний.

Основные идеи эмпиризма

Эмпиризм — это довольно обширная концепция, над созданием которой работали десятки ученых из разных стран. Однако наиболее весомый вклад в развитие и популяризацию этого направления внесли английские философы Френсис Бэкон, Томас Гоббс и Джон Локк. Помимо них, в отдельном блоке следует рассказать и о воззрениях еще одного английского ученого, Джорджа Беркли, также оказавшего большое влияние на оформление и становление эмпиризма. Теперь ознакомимся со взглядами и концепциями каждого из перечисленных выше философов более детально.

Эмпиризм Фрэнсиса Бэкона

Фрэнсис Бэкон

К основным объектам познавательной деятельности Бэкон относил природу, а главной задачей познания объявлял исследование природных законов, финалом которого стало бы полное подчинение природы воле людей. Первопричину научного упадка он находил в отсутствии надежных и проверенных научных методов, а опыт определял в качестве основы познания. К тому же, философ выделял целый перечень причин, мешающих людям постигать истинные знания, разделяя их на четыре вида, называемые им призраками (или идолами):

  1. Призраками рода Бэкон называл свойственные всем людям с рождения предрассудки, получаемые ими через культуру (т.е. доставшимися индивидууму от рода, от близких и окружающих его людей). По мнению ученого, эти заблуждения мешают людям понимать сущность настоящих знаний.
  2. Под призраками пещеры также понимались различные врожденные заблуждения людей, мешающие им воспринимать знания. Однако в данном случае эти заблуждения не были привиты индивидууму некой большой группой лиц через культуру, а, наоборот, проистекали из его собственных, личностных особенностей.
  3. К призракам рынка Бэкон относил заблуждения людей, возникающие по причине неправильного либо неточного использования ими слов, выражений и речевых оборотов.
  4. В состав четвертой группы, названной автором призраками театра, входили человеческие заблуждения и предрассудки, появившиеся под влиянием устаревших знаний и научных подходов, направляющих процесс познания в неверное русло.

Концепция Т. Гоббса

Томас Гоббс

Знаками философ называл все то, чем обозначается восприятие человеком предметов из окружающего его мира, выделяя значение и материал знака. Знаки подразделялись им на несколько разновидностей, к коим относились естественные и произвольные метки, сигналы, выступающие в качестве меток знаки, знаки знаков и т.д. Основным условием познания, согласно его концепции, является недопущение смешения вещей с их знаками. Реально существующими Гоббс признавал исключительно единичные предметы, но не их имена. Телесные предметы он называл первичными, а к началу познавательной деятельности относил ощущения, получаемые людьми при ознакомлении с единичными вещами.

Концепция Дж. Локка

Еще один английский ученый, Джон Локк (1632–1704) не признавал авторитета веры перед очевидным жизненным опытом, одновременно с этим признавая существование Бога, наделившего людней разумом и способностью познавать окружающий мир. Он считал опыт и ощущения основой любого знания, сравнивая новорожденных с чистой поверхностью доски, на которой лишь со временем, благодаря накопленному опыту появятся узоры, символизирующие познания. Свои взгляды философ базировал на простом, но логичном заключении — если бы знания давались человеку от рождения, то и дети и взрослые были бы примерно одинаковы в своем развитии.

Джон Локк

Немалая роль в концепции Локка отводится рефлексии — внутреннему опыту, получаемому людьми посредством наблюдения за собственной жизнедеятельностью во всех ее проявлениях. Также ученый наделял разум определенной спонтанной силой, не зависимой от опыта, но способной рождать идеи. Существование любой врожденной идеи он отрицал, но признавал за людьми наличие у них врожденных задатков к тем или иным занятиям.

Знания Локк подразделял на:

  • исходные (раскрывающие перед людьми суть единичных предметов);
  • демонстративные (приходящие к человеку благодаря сделанным им умозаключениям);
  • высшие (к ним он относил непосредственные оценочные выводы, касающиеся соответствия либо несоответствия друг другу определенных идей).

В целом научные изыскания Дж. Локка существенно повлияли как на последующее развитие философии, так и на формирование психологии и педагогики.

Эмпирические воззрения Джорджа Беркли

Джордж Беркли (1685–1753) по праву считается крупнейшим философом-эмпириком в Англии первой половины 18 века. Он признавал существование первичных и вторичных качеств вещей, основанных на особенностях человеческого восприятия. Всякое качество вещи в представлении человека философ считал вторичным, поскольку данное качество основывается только на восприятии самим человеком этого предмета. К примеру, размер любой вещи не объективен, так как определяется он органами чувств и восприятием, а они способны сделать предмет меньше или больше его реального размера.

Джордж Беркли

Рассуждения Беркли о природе материи аналогичны. Он отрицал факт существования каких-либо абстрактно-общих идей, полагая, что человеческий разум, вполне готовый к созданию конкретных образов, все же не приспособлен к формированию общих идей. Данную неспособность ученый объяснял все теми же особенностями человеческого восприятия, которые могут фиксировать не абстрактные, а конкретные, уже существующие в воображении вещи. По этой причине он не соглашался признавать и факт существования материи как таковой, ведь подобная идея рассматривала бы и материю в качестве некой неясной абстракции.

На основании сделанных им выводов Беркли стал развивать свои дальнейшие воззрения, касающиеся уже отрицания объективного существования вещей. Считая качества предметов продуктами восприятия, а субстанцию относя к носителям качеств и свойств предметов, Беркли высказал предположение о том, что все предметы окружающего мира являются вещами, чьи свойства обуславливаются исключительно органами чувств людей. И постоянно существуют эти вещи лишь потому, что их постоянно и поочередно воспринимают различные люди. Таким образом, по Беркли вещи и идеи, даже объективно не существуя, все равно продолжают существовать в сознании человека.

Взаимосвязь эмпиризма и рационализма

Разногласия между сторонниками эмпиризма и рационализма строятся на разнице их взглядов в отношении роли сенсорного (зрительного, слухового, тактильного и т.д.) опыта человека в области познания им окружающей действительности. Так, эмпирики считают данный опыт основой любого знания и мировоззрения в целом, а рационалисты ставят сенсорное восприятие в один ряд с другими методами познания.

Сторонники рационализма обосновывают свою позицию двумя утверждениями: первое базируется на примерах опережения мировоззрением людей сведений, предоставляемых им сенсорным опытом, второе основано на размышлениях о том, как мозг в определенной форме предоставляет человеку эти дополнительные сведения об окружающей его среде.

Эмпирики, в противовес рационалистам, заявляют о том, что разум человека в принципе не может предоставить ему какую-либо информацию без участия в данном процессе сенсорного опыта, поскольку этой информации просто не существует. Кроме того, нередко сторонники эмпиризма обосновывают свою критику рационализма скептицизмом — если приобретенный человеком опыт не способен дать ему знаний или сформировать мировоззрение (как говорят рационалисты), то у людей нет ни знаний, ни мировоззрения.

Теория идолов. Одна из наиболее интересных концепций Бекона - это теория заблуждений в познании или теория "идолов". Бекон пытался ответить на вопрос, почему выходит так, что научное познание не отвечает на практические потребности человека? Идолы - это человеческие представления или предрассудки. Эти идолы сидят в сознании людей и приводят к искажению реального мира в сознании людей. Бэкон выделяет четыре вида идолов:

  1. Идолы рода. Источник этих идолов- естественное несовершенство человеческого разума, который предполагает больший порядок в вещах и явлениях, чем тот, который есть на самом деле. Это есть неправильные представления человека о мире, природе, обществе. Они присущи каждому. Они являются результатом природной ограниченности нашего ума и наших органов чувств. Люди пытаются переместить свою природу на природу вещей, вместо того, чтобы соотносить природу вещей со своим восприятием.
  2. Идолы пещеры - это искаженные представления отдельного человека. У каждого человека есть свой субъективный мир. Здесь Бекон обращается к аллегории пещеры, который использовал Платон. Каждый человек смотрит на мир, как бы из своей пещеры, т.е. воспринимает мир через призму своего индивидуального восприятия.

Приобретенные

После описания теории идолов, Бекон обращается к своему "новому методу" в познании. Если по Сократу знать - значит иметь определение, то Бекон считал, что знать - значит знать причину. Бекон не отвергал те причины, которые постулировал Аристотель, как мы помним - это материя, форма, активная причина, целевая причина. Но Бекон критически относится к аристотелевской схоластике. Он отрицает познание целевой причины. Бекон считал, что познание целевой причины исходит из познания материи. Следовательно, необходимо познать материю, и тогда понятна станет энтелехия.

Для того, чтобы исследовать природу необходимо правильно описать эксперимент. Это исходный пункт исследования. Бекон разработал три вида таблиц для описания эксперимента.

  1. Таблицы позитивных инстанций. Таблицы сущности и наличия. Обзор всех единичных случаев, дает представления об основных проявлениях естественных свойств предмета
  2. Таблица негативных инстанций. Описывает случаи, когда искомые свойства предмета отсутствовали.
  3. Таблица степеней сравнения. Обзор случаев, когда искомое свойство прибывает или убывает.

Потом эти таблицы предполагалось сравнить для подтверждения или опровержения гипотезы об имеющихся свойствах изучаемого предмета (явления).

Социально-политическая концепция. Как теория философа Нового Времени теория Бекона носит антифеодальный характер и выражает интересы буржуазии. Бекон написал произведение "Новая Атлантида", где он описал идеальное государство. Идеальное государство Бекона - это грозная военно-морская держава (какой и была Англия). Утопия Бекона более консервативна, если сравнивать с идеальным государством Мора или Кампанеллы. Идеальное государство Бекона - это идеализированный образ современной ему Англии. Это классовое дифференцируемое общество. В этом обществе есть религия. Особое место в его государстве занимает Дом Соломона. Это общество ученых естествоиспытателей. Мнение этих ученых играет ключевую роль в обществе и делах государства. В этом выражается то исключительное место в развитии общества, которое Бекон отводил науке. Утопия Бекона - это наукократия. Роль науки ведущая в развитии общественно-исторического процесса. Однако наука в его государстве максимально приближена к практике. Этим Бекон выражает свое негативное отношение к принципу "науки ради науки". Наука должна служить интересам общества и исходить из них.

Утопия Бекона достаточно реалистична, она не переступает рамок эпохи. Однако несмотря на прогрессивное отношение Бекона к науке, его теория государства имеет свои недостатки, которые выражались в том, что его социальная концепция не затрагивала социально-классовые противоречия Англии того времени. Бекон лишь осуждает классовые противоречия, которые были связаны с развитием капитализма и усилением расслоения общества, но не предполагал каких-либо активных решений для такого положения вещей.

Утопия Бекона технократическая, но не социалистическая. Она не противоречит духу своего времени и не заглядывает вперед в историческую перспективу.

Его основное произведение - " Основы философии ", состоящее из трех книг: " О теле ", " О человеке ", " О гражданине ", или " Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского ". (Левиафан - это библейское чудовище, которое олицетворяет собой государственную власть).

Гоббс близко подходит к сенсуализму Бекона, однако он опирался и на европейскую континентальную мысль в частности рационализм Декарта.

Гоббс был систематизатором английского материализма. Он придал этому материализму механистическую форму. Материалистическое учение Гоббса отличалось логической стройностью и целостностью.

Онтология . Гоббс был последовательный материалист. Основой бытия соответственно он считал материю. При этом он отвергает такие дуалистические тенденции, которые например видны в философии Аристотеля и даже Ф.Бекона. Гоббс исходил из принципа вечности и неуничтожимости материи. Однако отдельные тела материального мира носят временный характер и обладают протяженной формой. Гоббс разработал теорию аксиденций. Материя наделена количественными и качественными свойствами, такими как цвет, например, или запах. Однако качественные свойства зависят от субъективного восприятия. В результате сама материя оказывается качественно однородна и бесцветна (эти свойства являются продуктом субъективного восприятия). Такое же механистическое отношение у Гоббса было и к движению. Движение он рассматривал с точки зрения математики и механики как простое перемещение тел из одной в другую точку пространства. Пространство и время Гоббс рассматривал как аксиденции (атрибуты) материи.

Гносеология.Философию Гоббс считал высшей формой мышления. Философия по средствам мышления освещает дорогу к истине. Философия, по мнению Гоббса, опирается на рациональное мышление. Гоббс хотел создать новый метод познания, подобно тому, как это сделал Бекон. Он так же, как и Бекон, является сторонником эмпирического познания. Чувственный опыт является основой в процессе познания вещей. Ощущения в гносеологии Гоббса стали единственным источником познания действительности. С помощью эмпирического познания собираются факты. Затем этот материал должен быть обработан разумом для того, чтобы установить причинно-следственные факты. Философия, таким образом, должна опираться на твердый фундамент разума. Гоббс подчеркивает всеобщность математического метода в познании. Математические операции являются основой рационального познания.

Интересной гносеологической концепцией Гоббса является учение о метках, которое стало основой для будущих психологических теорий об ассоциациях. Имя есть метка. Имена вещей нельзя приравнивать к самой вещи. В этом выражается номиналистическая позиция Гоббса и его отрицательное отношение к схоластическому рационализму.

Гоббс дает материалистическое определение истине - это суждение человека, правильно отражающее вещи и их причинно-следственные связи. Истина возникает в суждениях и не относится к самим объектам или нашей интуиции.

Гоббс не только был сторонником эмпиризма Ф. Бэкона, но и использовал методологические идеи Галилея. Гоббс считал, что в познании следует сочетать аналитический и синтетический методы.

Социально-политическая концепция. Главные произведения социальной философии Гоббса - это "О гражданине" и "Левиафан".

Гоббс отрицал потусторонний или сверхъестественный характер нравственных норм и морали. Его этическая концепция исходит из позиции натуралистической эвдемании. Он считает, что человеческая натура крайне эгоистична. Единственное, чего человек хочет, - это достигнуть материальных благ и наслаждений. Все свои действия и свободу воли человек направляет на достижение своих эгоистических целей. Здесь мы видим воплощение принципа индивидуализма, который был характерен еще для философии Ренессанса. Гоббс считает свободу осознанной необходимостью.

Гоббс хотел разрешить проблему природы человека и свободной воли. Он считал, что естественное состояние людей - это борьба всех против всех. Человек от природы враг другому человеку, поскольку интересы людей обычно противоречат друг другу. Все люди равны от природы и каждый обладает естественным правом и способностями достигать своих целей. Но цели одних людей сталкиваются с интересами других и в итоге противоречат друг другу. Это является источником вражды в обществе. Естественное право людей, которое проистекает из естественного равенства, становится источником конфликта и противоречий. Для того чтобы прекратить эту борьбу люди создали государство. Отсюда проистекает теория общественного договора. В государстве естественное право заменяется гражданским.

Власть в государстве должна принадлежать группе людей. Человек в государстве должен отречься от права владеть самим собой и передать себя правлению государства. Только государство в теории Гоббса имеет суверенитет, а люди отдают свой суверенитет государству. Гражданское право в государстве заменило естественное право людей и носит неограниченный характер.

Гоббс выделял три вида государства

  • Демократия - каждый человек имеет право голоса
  • Аристократия - только люди определенного сословия имеют права голоса
  • Монархия - власть одного

Гоббс был сторонником абсолютной монархии, которая, по его мнению, является гарантом сильного мощного государства и общественного порядка, по его мнению.

Джон Локк (1632-1704).

Еще один представитель эмпиризма - Джон Локк. Его главное философское произведение - "Опыт о человеческом разумении".

Главное внимание в философии Локк уделяет проблемам познания. Методологическая основа гносеологии Локка - это чувственно воспринимаемая эмпирия. Локк считал, что общее знание опирается на чувственный опыт. Именно опыт - основа истины. Его учение является ярой критикой рационализма Декарта (которое будет рассмотрено в следующей лекции). Локк отрицает врожденные идеи Декарта, также как и эйдосы Платона. Локк считает, что душа человека - это чистый лист ( tabula rasa ), чистая доска. Этот чистый лист в процессе жизнедеятельности человека и его развития заполняется письменами на основе опыта. Опыт - это воздействие предметов материального мира на наши органы чувств. Опыт, следовательно, является основой всякого познания. Но Локк делает различие между внутренним опытом, который основывается на процессе размышления и рефлексии отдельного человека, и опыт внешнего, обретенного посредством восприятия чувственного окружающего мира. Следовательно, основанием идей и теорий является внутренний опыт. Однако и внутренний и внешний опыт ведет только к возникновению простых идей. Для получения сложных идей нужно размышление, размышление - это способность души. С помощью размышления из простых идей получаются сложные общие идеи, например идеи пространства, времени, субстанции. Важный элемент в теории познания Дж.Локка - это теория первичных и вторичных качеств, которая затем будет использована многими философами. Качества - первичные и вторичные - возникают потому, что на наши органы чувств воздействуют предметы материального мира. К этим первичным качествам относятся масса, движение. Вторичные качества связаны со спецификой наших органов чувств. С этим связно то, что мы особым образом (индивидуально) воспринимаем вкус, цвет, запах. Теорию первичных и вторичных качеств Локк проецирует на концепцию о номинальных и реальных сущностях. Здесь Локк проявляет себя как скептик. Он считает, что познанию подлежат номинальные сущности - это воспринимаемые качества вещей - свет, цвет, твердость. Люди эти номинальные качества переносят на сами предметы. Реальные сущности - это частички, составляющие природу вещей. Эти сущности непознаваемы. По Локку реально существуют именно вещи, материальные предметы, а понятия возникают только потому, что индивидуальные вещи могут быть похожи друг на друга. Следовательно, позиция Локка схожа с позицией средневековых номиналистов.

Локк выделяет две ступени познания :

Бесспорное знание - это продукт нашей рефлексии, которая исходит из внутреннего опыта.

Правдоподобное знание - это результат эмпирического опыта, оно имеет три ступени:

  • Спекулятивная ступень. Это ступень, которая опирается на мышление
  • Демонстративное знание, которое связано с обобщением идей нашего внешнего опыта
  • Чувственное бесспорное знание. Это идеи, которые прямо постигнуты чувствами. Эта ступень по Локку имеет наименьшую ценность и отвергается Локком как основа для достоверного знания

Социально-политическая концепция. Дж. Локк был защитник конституционной монархии. Локк отрицает абсолютизм, постулируемый Гоббсом. Локк исходит из естественного состояния общества. Но это не есть война всех против всех. Это напротив состояние равенства, в котором власть и права есть у всех. "Один имеет не больше, чем другой", как пишет Локк. Ограничивает свободу человека естественный закон. Свобода человека не абсолютна. Локк сторонник общественного договора. Правитель получает власть от подданных за счет реализации общественного договора. Но так как естественные права ограничены, то и власть правителя должна быть ограничена. Естественный закон выражает интересы предпринимателей, т.е. буржуазии, которую защищает Локк. Локк выступает с идеей разделения властей на исполнительную и законодательную власть. Это означает, что власть не обладает абсолютным суверенитетом. В представлениях Локка мы видим позитивное движение вперед философской мысли от абсолютной монархии к конституционной монархии.

Основателем эмпиризма английской философии Нового Времени является Ф.Бекон. Характерной чертой эмпиризма является опора на опыт в научном познании. Именно опыт считается источником знания. Гносеологические посылки строятся на чувственном познании мира. Но Бэкон не просто эмпирик, а мыслящий эмпирик. Факты, собранные в опыте, должны быть осмыслены разумом и индуцированы в научную теорию. Таким образом, чувственный эмпиризм Бекона не абсолютен, так как чувственное познание должно оценивать эксперимент. Эмпиризм - есть опыт , основанный на эксперименте, это есть разновидность логики, основанной на индукции. Гоббс и Локк пытаются преодолеть разобщенность между эмпирическим и рациональным познанием. Источником познания остается опыт , основанный на эксперименте или чувственном восприятии. Но рациональное познание необходимо для обобщения материала эксперимента, для перехода к суждениям, для установления связи между вещами, а также для получения бесспорного знания.

Читайте также: