Особенности российского конституционализма кратко

Обновлено: 07.07.2024

Российский конституционализм насчитывает многовековую историю.

Первые писаные конституционные проекты появились в нашей стране в тот же период, что в США и Европе, – в последней четверти XVIII в. Известен, например, конституционный проект графа Н.И. Панина83, переданный после его смерти императору Павлу I (годы правления 1796– 1801).

Первая российская Конституция вступила в силу 23 апреля 1906 г.86

Вехами развития российского конституционализма являются Конституции РСФСР (1918, 1925, 1937, 1978 гг.) и Конституция РФ (1993 г).

Первые четыре конституции олицетворяют советскую модель российского конституционализма, последняя Конституция 1993 г. стала базой для формирования конституционного строя, основанного на приоритете прав и свобод человека и гражданина.

Первой российской конституцией была Конституция РСФСР 1918 г., которая юридически закрепила новый советский социалистический строй. Конституционное законодательство России первых месяцев существования советской власти закрепило основы нового общественного и государственного строя.

Конституционное значение имели и многие последующие декреты Советской власти, которые разделяются на четыре группы:

– акты, направленные на создание экономических основ нового строя;

– акты, составившие основы национально-государственного строительства;

– акты, посвященные созданию механизма Советского государства;

– акты, составившие основы правового положения граждан, организации всей общественной жизни.

Таким образом, конституционные акты советской власти составили правовую основу и содержание Конституции РСФСР 1918 г.

Конституция была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. Она состояла из шести разделов:

Названия разделов говорят о том, что в Конституции нашли разрешение важнейшие вопросы государственной и общественно-политической жизни советской России.

Конституция РСФСР 1918 г. закрепила сложившуюся систему органов власти и управления.

Высшими органами власти и общего управления по Основному закону являлись Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и Совнарком. Конституция упоминает также о Президиуме ВЦИК, но сколько-нибудь полно его правовое положение не характеризует (это будет сделано позже, в 1919 г. Постановлением VII Всероссийского съезда Советов).

Всероссийский съезд Советов был высшим органом государства. Он мог решать все без исключения вопросы общегосударственного значения, а также вообще все вопросы, которые признает подлежащими своему разрешению. Некоторые вопросы подлежали исключительно компетенции Съезда. К ним относились установление, дополнение и изменение основных начал Конституции и ратификация мирных договоров. Кроме того, еще два вопроса также принадлежали к исключительной компетенции Съезда, однако они могли решаться ВЦИКом при невозможности созыва Съезда Советов – это вопрос об установлении и изменении границ РСФСР или отчуждении принадлежащих ей прав, а также вопрос о сношениях с иностранными государствами, об объявлении войны и о заключении мира (ст. 49 и 52 Конституции РСФСР 1918 г.).

Вопросам образования СССР, а также истории разработки и содержанию Конституции СССР 1924 г. как в юридической, так и в исторической литературе было уделено достаточно много внимания, особенно в советский период88. Вместе с тем Конституция РСФСР 1925 г., ее содержание, текстуальный анализ статей в литературе рассмотрен недостаточно полно и вряд ли этот вопрос можно считать полностью изученным.

После образования СССР началась масштабная работа по созданию общесоюзного законодательства89 и республиканских конституций. Создание Конституции РСФСР 1925 г. прошло три этапа:

1) подготовка проекта комиссией Президиума ВЦИК;

2) обсуждение проекта в Совнаркоме РСФСР;

3) рассмотрение проекта, одобренного СНК, на расширенном заседании комиссии Президиума ВЦИК и последующее внесение изменений.

Проект Конституции дважды обсуждался верховными органами РСФСР – ВЦИК и съездом Советов и был утвержден 11 мая 1925 г. XII Всероссийским съездом Советов.

Конституция РСФСР 1925 г. (текст во многом аналогичен тексту Конституции РСФСР 1918 г.) состояла из шести разделов. Первые три назывались соответственно:

Последние три раздела не имели названия (только номера).

Конституция РСФСР 1925 г. формально не копировала Основной закон СССР 1924 г., но ее сущностное содержание было полностью обусловлено образованием нового федеративного государства. В этой Конституции нашли свое отражение вопросы общественного устройства, хотя она и не содержала отдельной главы об основах общественного строя, правового положения граждан, избирательного права и т.д.

Конституция РСФСР 1925 г. привела статус республики в соответствие с Конституцией СССР 1924 г., кодифицировала постановления предшествующих Всероссийских съездов Советов и ВЦИК, обобщила опыт национально-государственного строительства в РСФСР. Значение Конституции РСФСР 1925 г. во многом определялось тем положением, которое занимала Советская Россия среди союзных республик, она являлась, как и Конституция 1918 г., образцом для создания конституций других союзных республик.

Конституция РСФСР 1925 г. закрепила основные институты советского общественного и государственного строя переходного времени. Как и ее предшественница, Конституция РСФСР 1925 г. фиксировала советскую форму и федеративную организацию государственного единства Российской республики. В Конституции 1925 г. получила дальнейшее развитие идея советской федерации и особенно одной из ее форм – государства с автономными образованиями.

На рубеже 1920–1930-х годов в стране формируется тоталитарная система власти, которая юридически была закреплена в Конституции СССР 1936 г. Партийная власть тесно переплелась с властью государственного аппарата. В 1939 г. Генеральный секретарь Центрального комитета Всесоюзной коммунистической партии (ЦК ВКП (б)), фактически руководивший Советским государством, И.В. Сталин заявил о том, что кадры партии – это командный состав партии, а так как партия стоит у власти, то они же являются командным составом руководящих государственных органов90. Руководители партии одновременно занимали руководящие государственные должности.

По своему содержанию Конституция РСФСР 1937 г. полностью соответствовала Конституции СССР 1936 г., конкретизировала и развивала ряд ее положений.

В условиях идеологической монополии все сферы жизнедеятельности общества были подчинены интересам Коммунистической партии и административно-командной системы. По этой причине Конституция РСФСР 1937 г., как и союзная Конституция, с одной стороны, закрепляла административно-командную систему, с другой – являлась ширмой для административно-командной системы и была призвана поднять имидж нашей страны в глазах западных стран как государства демократического.

Система высших органов власти каждой из союзных и автономных республик строилась в основном по типу высших органов власти СССР, разграничивались компетенция органов государственной власти и управления, законодательная и исполнительно-распорядительная деятельность. Вместе с тем основополагающие признаки административно-командной системы нашли свое отражение в Конституции СССР, став частью советского государственного права.

В целом Конституция РСФСР 1937 г. содержала те же принципы, что и предшествующие конституции (ведущая роль рабочего класса, руководящая роль Коммунистической партии в политической системе советского общества; союз рабочего класса с трудящимся крестьянством; ликвидация капиталистической частной собственности и утверждение общественной социалистической собственности на основные орудия и средства производства как важнейшая предпосылка последующего утверждения социалистической системы народного хозяйства в качестве единой экономической основы; социалистический демократизм; демократический централизм – основополагающий принцип организации и деятельности всей системы органов государства снизу доверху; социалистическая законность и гуманизм; пролетарский интернационализм – основной принцип формирования и развития единого союзного многонационального государства, братского государственного союза, тесного сотрудничества советских народов для достижения их общей цели – построения коммунистического общества).

Систему органов государственной власти, согласно Конституции 1937 г., возглавлял однопалатный Верховный Совет РСФСР, а Президиум Верховного Совета РСФСР провозглашался постоянно действующим органом Верховного Совета, осуществлявшим его полномочия между сессиями. Указы Президиума Верховного Совета РСФСР издавались за подписью Председателя Президиума Верховного Совета и Секретаря Президиума Верховного Совета. Президиум Верховного Совета избирался Верховным Советом до окончания полномочий действующего созыва Верховного Совета и был ему подотчетен.

Основными отличиями Конституции РСФСР 1937 г. от предыдущих конституций стали следующие новеллы.

Административно-командная система, отягощенная режимом личной власти И.В. Сталина, являлась не только серьезнейшим тормозом экономического прогресса, но и нанесла обществу невосполнимые социальные и нравственные потери. Если в 1930-е годы ее существование еще имело какое-то оправдание (угроза внешней агрессии), то со смертью Сталина стала очевидна необходимость изменений в общественно-политической жизни страны, и прежде всего изменений в политическом режиме.

В 1962 г. была образована конституционная комиссия, действовавшая на протяжении 15 лет и призванная выработать проект нового Основного закона. Лишь в 1977 г. была принята новая Конституция СССР. Не нарушая традиций (копирование союзных нормативных актов было в то время распространенной практикой), в 1978 г. была принята Конституция РСФСР. Длительность работы комиссии была связана с изменением концептуальных подходов к модели нового Основного закона. Первоначально она была связана с идеей скорого перехода к коммунистическому обществу (к концу 1970-х годов), а впоследствии – с поиском новых конституционных идей, способных завуалировать существовавшую модель государства. В результате появились новые формулировки, такие как укрепление законности, активное включение граждан в управление общественными делами, укрепление общественного самоуправления.

На смену идеям построения коммунистического общества в обозримом будущем пришла идея общенародного социалистического государства. В этой связи потребовалось немало времени для разработки теоретических положений – концепций реального социализма, общенародного государства и только после этого принятие новой Конституции. Здесь необходимо отметить, что период развитого социалистического общества партийным идеологам представлялся как продолжительный. Отсюда и задачи, которые ставились перед общенародным государством, не ограничивались во времени.

Факт построения развитого социалистического общества (в этом Конституция следовала традиции закреплять то, что уже существует) был зафиксирован в преамбуле Конституции. Согласно Конституции развитой социализм – это общество, развивающееся на социалистической основе, достигшее зрелости во всех областях экономической, социальной, политической, духовной жизни. Далее в тексте определялись задачи социалистического общенародного государства на этапе зрелого социализма: создание материально-технической базы коммунизма, совершенствование социалистических общественных отношений, воспитание человека в духе коммунистических идеалов, повышение материального и культурного уровня жизни трудящихся, обеспечение безопасности страны, содействие укреплению мира и развитию международного сотрудничества.

Согласно Конституции РСФСР 1978 г. организация и деятельность органов государственной власти РСФСР строились, как и прежде, в соответствии с принципом демократического централизма. Высшими государственными органами власти РСФСР являлись Верховный Совет92 и Совет Министров РСФСР. К исключительным полномочиям Верховного Совета РСФСР относились: принятие Конституции и законов РСФСР, внесение в них изменений; представление на утверждение Верховного Совета СССР образования новых автономных республик и автономных областей в составе РСФСР; утверждение государственных планов экономического и социального развития РСФСР, государственного бюджета РСФСР и отчетов об их выполнении; образование подотчетных ему органов.

Таким образом, идея строительства коммунизма как цели общественного развития хотя и была несколько завуалирована, все-таки оставалась главенствующей. Конституция РСФСР 1978 г. представляла собой правовую основу коммунистического строительства, а главным орудием в деле этого строительства было общенародное государство93.

В истории российского конституционализма можно выделить три периода: 1) досоветский (до октября 1917 г.); 2) советский (с октября 1917 г. до второй половины 1980-х гг.); 3) постсоветский (современный).

Советский период включает: первые декреты советской власти (1917-1918 гг.); Конституции РСФСР (1918, 1925, 1937, 1978 гг.).

В постсоветский период входят: трансформация государственного и общественного строя на основе изменений Конституции 1978 г. в конце 1980-х – начале 1990-х гг.; разработка и принятие Конституции 1993 г.; формирование новой конституционной модели на основе Конституции 1993г.

Общая характеристика Конституции РФ. Действующая Конституция РФ принята 12 декабря 1993 г. на всероссийском референдуме.

Конституция РФ имеет качественно новую концептуальную основу по сравнению со всеми ранее действовавшими советским конституциями. Конституция 1993 г. отказалась от политического и идеологического монополизма, от закрепления классово-политических приоритетов. Впервые в ней закреплены основы конституционного строя как правовое выражение гражданского общества. В советских конституциях приоритет отдавался публичным интересам: государство – общество – личность.

В нынешней же Конституции РФ приоритет отдан частным интересам: личность – общество – государство.В качестве высшей социальной и конституционной ценности в Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. провозглашается человек, его права и свободы, признаются и получают свою реализацию принципы разделения властей, политического и идеологического плюрализма, многообразие форм собственности и хозяйствования, реального федерализма, местного самоуправления.

Конституция РФ состоит из преамбулы (введения), двух разделов, девяти глав, 137 статей. Первая глава посвящена основам конституционного строя; вторая закрепляет права и свободы человека и гражданина; третья – федеративное устройство; в главах с четвёртой по седьмую закреплена система федеральных органов государственной власти; восьмая глава закрепляет основы местного самоуправления; девятая глава посвящена конституционным поправкам и пересмотру Конституции.

Основные черты Конституции РФ.Конституция РФ отличается от других законов и правовых актов следующими чертами:

2.Учредительный, первичный характер конституционных установлений. Эта черта следует из первой. Поскольку народ в демократическом государстве признаётся носителем суверенитета и единственным источником власти, только он обладает и её высшим проявлением – учредительной властью. В содержание этой власти входит право принимать конституцию и посредством её учреждать основы общественного и государственного устройства.

3.Всеохватывающий характер конституционной регламентации, т.е. тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет. Конституция регулирует основные, базисные отношения во всех сферах общества: политической, экономической, социальной, духовной. Ни один другой нормативно-правовой акт не имеет такой широкой сферы регулирования.

4.Конституцию отличают и особые юридические свойства, которые производны от перечисленных выше сущностных черт конституции.

Особые юридические свойства Конституции РФ:

1.Верховенство Конституции РФ (ч. 2 ст. 4). Ни в одной из прежних конституций России или СССР такого положения не было. Установление принципа её верховенства на всей территории России означает:

а) утверждение в стране конституционного строя;

б) стремление к созданию правового государства. Этот принцип отражает идею подчинения государства конституции, праву;

в) с принципами, нормами Конституции РФ должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни;

г) в принципе верховенства Конституции РФ отражается федеративный характер государства. Из него следует принцип соответствия конституций республик, входящих в состав России, Конституции РФ.

2. Высшая юридическая сила Конституции РФ (ч.1 ст. 15). Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ; Конституция РФ занимает высшее место в иерархии правовых актов, действующих в Российской Федерации; органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ.

3. Конституция РФ – ядро правовой системы государства и системы права. С неё начинается логическое формирование всей системы российского права, всех отраслей. Конституция играет системообразующую роль. Ни одна отрасль российского права не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах, а тем более, если противоречит им.

4. Конституция РФ имеет прямое действие (ч.1 ст. 15). Это позволяет заинтересованному субъекту требовать защиты своих прав в судебном порядке, ссылаясь на конституционную формулировку. Некоторые нормы Конституции РФ применяются напрямую без дополнительного законодательного регулирования. Например, в России отсутствует закон о Президенте РФ (имеется закон о выборах Президента РФ, но он касается только выборов), и нормы главы 4 Конституции РФ непосредственно регулируют деятельность Президента РФ. Ст. 18 Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. В других случаях, однако, для применения конституционной нормы требуется принятие закона – обычного или конституционного (см., например, ст. 124; ч. 2 ст. 135).

5. Особая правовая охрана Конституции РФ, в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих охрану в различных формах. Президент РФ (ст. 80), парламент (Государственная Дума и Совет Федерации), Правительство РФ, суды имеют полномочия по юридической охране конституционных установлений. Важную роль здесь играет Конституционный Суд РФ (ст. 125). Он рассматривает дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и субъектов Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции РФ международный договор не подлежит введению в действие и применению (ст. 125).

Пересмотр, поправки, изменения Конституции РФ.В конституции предусмотрены три различных режима внесения новых положений в её текст: пересмотр, поправки, изменения.

Пересмотрсвязан с изменением концептуальных глав Конституции 1, 2 и 9 и фактически является принятием новой Конституции. Предложение о пересмотре Конституции РФ вносится в Государственную Думу субъектом права инициативы такого предложения, установленным статьей 134 Конституции: Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, а также группой численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то созывается Конституционное Собрание - специальный орган учредительной власти, о котором ФКЗ пока не принят. Конституция в ч. 3 ст. 135 устанавливает полномочия этого органа: Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Таким образом, наша Конституция – жёсткая, более того, главы 1, 2 и 9 – особо жёсткие.

Измененияв соответствии со ст. 137 Конституции РФ вносятся только в статью 65 Конституции РФ, определяющую состав Российской Федерации:

во-вторых, в случае изменения конституционно-правового статуса субъекта РФ (Федеральный конституционный закон, устанавливающий такой порядок, пока не принят и таких прецедентов в нашей истории ещё не было);

в-третьих, изменения наименования субъекта включаются в текст статьи 65 Конституции РФ на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 года № 15-П Указом Президента РФ. Указ издаётся на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном самим субъектом порядке. В статью 65 уже были внесены пять изменений четырьмя Указами Президента РФ: от 9 января 1996 года № 20; от 10 февраля 1996 года № 173; от 9 июня 2001 года № 679; от 25 июля 2003 года № 841.

Вопросы для самоконтроля

2. Какие периоды можно выделить в истории российского конституционализма?

3. Дайте общую характеристику действующей Конституции РФ.

4. Назовите и охарактеризуйте основные черты Конституции РФ и её юридические свойства.

5. Охарактеризуйте понятия и порядок пересмотра, поправок, изменений в Конституцию РФ.

Читайте также: