Литературный герой это кратко
Обновлено: 30.06.2024
ГЕРОЙ литературный – в широком, смысле любой персонаж, действующее лицо произведения. В более узком смысле героями называют обыкновенно лишь главных и особенно важных второстепенных персонажей. Герой воплощает в себе определенный жизненный характер и часто является литературным типом.
Широко распространено деление героев на положительных и отрицательных, однако в такой оценке следует проявлять особенную осторожность, так как очень многие герои в этом смысле неоднозначны и не могут быть названы ни положительными, ни отрицательными
(Онегин, Печорин, Базаров, Раскольников и т.п.). Положительным героем может считаться персонаж, возбуждающий явные симпатии автора и отчасти воплощающий в себе авторский идеал (Татьяна Ларина, Маша Миронова и Маша Троекурова у Пушкина, Пьер Безухов и Наташа Ростова у Толстого, Соня Мармеладова и Алеша Карамазов у Достоевского и т.п.). Отрицательный герой лишен всякого авторского сочувствия, вызывая пафос сатиры или инвективы, и воплощает в себе неприемлемые для автора свойства и качества (Швабрин у Пушкина, Лужин у Достоевского, Иудушка Головлев у Щедрина и т.п.) См. также ст.
Понятие героя и персонажа литературного произведения
Литературный герой является сложной и многоплановой персоной.
Он имеет два облика – внутренний и внешний. Внешний облик героя составляют:
- Портрет – фигура, лицо, телосложение и т.д.;
- Одежда. Она может отражать черты характера героя;
- Речь;
- Возраст;
- Профессия;
- История жизни.
Внутренний облик героя состоит из:
- Этических убеждений и мировоззрения
- Привязанностей и мыслей
- Веры или ее отсутствия
- Поступкоы и высказываний.
Литературный герой – это выразитель сюжетного действия, вскрывающегося содержанием произведения.
Персонажем называется любое действующее лицо произведения.
Готовые работы на аналогичную тему
Литературный герой как персонаж
В литературном произведении любой герой является персонажем, но не всякий персонаж может быть признан героем.
Другим персонажам герой противостоит и как субъект доминирующих в речевой структуре произведения высказываний. Этот критерий особенно важен в произведениях исповедальной, эпистолярной, дневниковой формы, где герои являются авторами писем, дневников и т.д. Сходная ситуация с героям-резонерами в эпике, где у них не бывает других сюжетных функций.
Также среди действующих лиц произведения наряду со способностью преодолевать препятствия, непреодолимые другими, выделяют инициативу. В архаике, куда относятся героический эпос и волшебная сказка, инициатива совпадает с осуществлением всеобщей необходимости – именно в этом заключается вся основа героики.
В литературе вопрос о выборе играет ключевую смыслоразличительную и формообразующую роль. В сказке выбор отсутствует, а в эпопее он уже предопределен. Например, Ахилл в качестве героя отказаться от славы не может, невзирая на неизбежность гибели. Такая несвобода имеет и положительную сторону, так как слава и вознаграждение непременно соответствуют заслугам.
Понятие персонажа (героя, действующего лица)
Чаще всего литературный персонаж — это человек. То, насколько детально изображен персонаж, зависит от его места в системе персонажей, от рода и жанра произведения и пр. Но чаще всего особенности изображения персонажа определяются замыслом произведения, творческим методом писателя.
Характеры и типы персонажей
Характер (от гр. charakter— признак, отличительная черта) — это общественно значимые черты, проявляющиеся с достаточной отчетливостью в поведении и умонастроении людей. Высшая степень характерности — тип (от rp. typos— отпечаток, оттиск). Часто слова характер и тип используются как синонимы.
Создавая литературного героя, писатель обычно наделяет его тем или иным характером: односторонним или многосторонним, цельным или противоречивым, статичным или развивающимся, вызывающим уважение или презрение и т. д.
Таким образом, персонаж предстает, с одной стороны, как характер, с другой — как художественный образ, воплощающий данный характер с той или иной степенью эстетического совершенства.
Раскрытие характера персонажа
С тех пор, как общество у целом и философия в частности начинают интересоваться личностью человека, ее формированием, становлением и развитием, в центре внимания писателя оказываются именно характеры. Концепция личности становится основным объектом исследования всех литературных направлений, начиная с классицизма (единственным исключением, пожалуй, является постмодернизм). Сюжет начинает восприниматься авторами как способ раскрытия характера, его испытание, а сюжетные коллизии выступают как стимул развития характера персонажа.
Сюжетные функции персонажей — в отвлечении от их характеров — стали предметом специального анализа в некоторых направлениях литературоведения XX в. (русский формализм: В. Я. Пропп, В. Б. Шкловский; структурализм, в особенности французский; А.-Ж. Греймас, Кл. Бремон, Р. Барт (См.: Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // 3арубежная эстетика и теория литературы XIX—XX вв.: Трактаты, статьи, эссе. М., 1987.) и др.). В структуралистской теории сюжета это связано с задачей построения общих моделей (структур), обнаруживаемых в многообразии повествовательных текстов.
Источники:
Аристотель. Об искусстве поэзии.
Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // 3арубежная эстетика и теория литературы XIX—XX вв.: Трактаты, статьи, эссе. М., 1987.
Введение в литературоведение: Учебное пособие. Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек.2004.
Томашевский Б.В. История литературы. Поэтика. М, 1999.
Более полную информацию на эту тему вы найдете в материале Система персонажей
Можете написать так же или лучше? Хотите предложить нам свой материал? Отправляйте и мы обязательно его рассмотрим!
Главный литературный герой – это персонаж, который всегда создаётся с особенной тщательностью. Он становится носителем идей и мыслей автора. Ведь именно на персонажах строится конфликт любого произведения (непосредственно суть книги).
Кто такой главный герой
Идеальные персонажи в литературе встречаются крайне редко. Главный герой не обязательно наделён положительными качествами. Этот персонаж может быть неприятным, сложным. Вместе с тем он – основное действующее лицо в книге. Именно вокруг этого персонажа строится сюжет. Поэтому его образ должен быть прописан детально.
Какие бывают герои
В классическом литературоведении встречается такая типизация литературных персонажей:
Положительные и отрицательные
- госпожу Простакову;
- Тараса Скотинина;
- Митрофана;
- Еремеевну;
- господина Простакова;
- учителя Кутейкина.
- Софья;
- учитель Цыфиркин;
- Стародум.
Храбрые и трусливые
Этот литературный персонаж практически лишён чувства страха. Фёдор презирает малодушие и проявляет мужественность характера. В романе есть и отрицательные персонажи. Яркий тому пример – молоденький корнет Жерков. Он проявляет малодушие, отказываясь передать приказ об отступлении. Этот поступок героя литературного произведения приводит к гибели большого количества солдат. Слишком высокая цена трусости.
Судьбы других людей Гринева совершенно не волнуют. Его образ стал один из архетипов трусости в русской классической литературе. Поведение персонажа, совершившего предательство, вызывает лишь негативные эмоции.
Василий Тёркин навсегда останется в истории русской литературы как бравый и смелый солдат, сражающийся с противником с улыбкой на устах. Образ главного героя примечателен не столько забавными шутками и напускным весельем, столько стойкостью и подлинным героизмом. Тёркин твердо понимает, что его главный долг – защита Родины.
Читайте также: