Жд вокзал курск история кратко

Обновлено: 02.07.2024

Сооружено в 1946-1951 годах по проекту архитектора Игоря Явейна. Вокзал был открыт для пассажиров 12 августа 1952 года. На фасаде здания вокзала, установлены мемориальные доски в честь ратных подвигов военных железнодорожников и коллектива станции Курск в дни сражений на Огненной дуге летом 1943 года. В помещении вокзала оформление одного из залов посвящено победе советских войск в Курской битве. Оно было задумано, как памятник героям Курской битвы.

Для удешевления и ускорения строительства железнодорожная станция сначала располагалась в пригородной Ямской слободе, в трёх верстах (около 3,2 км) от Курска. До 1934 года она называлась Ямской, именно о ней вспоминает Рассеянный в стихотворении Самуила Маршака.

Летом 1943 года, во время Великой Отечественной войны старое здание вокзала было разрушено немецкой авиацией.

В 1946 году началось масштабное восстановление и обновление инфраструктуры станции. Современный железнодорожный вокзал станции Курск был открыт 12 августа 1952 года. Архитектор вокзала — Игорь Явейн, основатель кафедры архитектуры в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта и автор значительных трудов по архитектуре вокзалов. Вокзал станции Курск представляет собой памятник железнодорожникам — участникам битвы на Курской дуге.

Строительство вокзала осуществлялось строительно-восстановительным управлением № 4 (СВУ-4). Относительно железнодорожных путей вокзал расположен продольно. Наружные стены облицованы штукатуркой красного цвета с белокаменными вставками. Здание украшено фигурами рабочих и солдат. На стене, обращённой к железнодорожным путям, установлены мемориальные таблички. Вокзал содержит центральный круглый вестибюль и 4 боковых зала: два кассовых, ресторан и зал ожидания.

Новый принцип планировки вокзала


Панорама города Курска после снятия оккупации. Фото 1944 года. Архив ТАСС



Аксонометрическая схема коммуникаций вокзала

Ворота города и памятник Курской битве


Проект. 1945–1947 годы. Фасад со стороны города Перспектива. Эскиз. Бумага, карандаш, цветной карандаш


Технический проект. 1945–1946 годы. Фасад со стороны города Перспектива. Фотокопия с оригинала


Техно-рабочий проект. 1947–1948 годы. При участии Н.Ф. Шимбаревича. Перспектива со стороны города. Фотокопия с оригинала


Техно-рабочий проект. 1947–1948 годы. При участии Н.Ф. Шимбаревича. Фасад со стороны города (северный фасад). 1948 год Бумага, гуашь, китайская тушь


Разрез распределительного зала с нанесением схемы освещения. Иллюминированная фотокопия


Распределительный зал-конкорс. Нижний уровень. Рисунок Ватман, сепия


Главный вестибюль. Проект. Фотокопия с оригинала

Архитектор в своём и не в своём времени

Известно, что И. Г. Явейн, убеждённый архитектор-конструктивист, так и не принял насаждавшийся властью псевдоклассический историзм сталинского ампира. Его уход в транспортную архитектуру был отчаянной попыткой сохранить свои архитектурные принципы, мотивируя их спецификой транспортных сооружений. Стилевым вариациям советского неоклассицизма 1940-х — начала 1950-х годов архитектор настойчиво противопоставлял традиции русского железнодорожного строительства.


Вид со стороны путей. Фото 1950-х годов


Угловая лоджия. Фото Б. Клименова 1953 года

Проблемы начались ещё на стадии проектирования. Преднамеренные упрощения форм, преувеличения рустов и порталов, контрасты большого и малого вызывали резкую критику с замечаниями, обязательными для исправления. Главным образом они касались проблемы соответствия стилистики здания неоклассическим канонам и представлениям об изящном. А это было как раз именно то, от чего решительно уклонялся И. Г. Явейн.


Центральная арка. Вид с площади. Фото 1953 года


Фрагмент фасада со стороны города. Фото Б. Клименова 1953 года


Выход из туннеля на платформы. Навесы и павильоны. Фото 1950-х годов


Выход из туннеля на платформы. Навесы и павильоны. Фото 1950-х годов


Вид вокзала со стороны путей Павильоны-кубогрейки. Фото 1950-х годов

В условиях жёстких сроков сдачи транспортного объекта, к тому же выдвинутого тогда на сталинскую премию, такой поступок мог иметь самые неприятные последствия. Тем не менее, завершение строительства и открытие вокзала состоялось, и оно объединило всех. И. Г. Явейн всегда считал, что, несмотря на все внешние вторжения, его замысел в Курске в целом всё же был реализован.

Так выгладел вокзал в феврале 1943 года - http://www.gi-kursk.ru/

12 августа исполняется 60 лет с момента ввода в эксплуатацию здания нынешнего железнодорожного вокзала. Кроме исполнения основных функций, он был задуман как своеобразный памятник героям Курской битвы, подарок железнодорожникам и другим курянам, внесшим значительный вклад в победу…

Так выгладел вокзал в феврале 1943 года

В мае 1864 года император Александр II подписал Указ о строительстве Южной железной дороги – от Москвы до Курска. И уже 7 (19) сентября 1868 года по ней было открыто движение.

Здание вокзала в Курске построили в 1869-1870 годах по проекту известного железнодорожного архитектора Эдуарда Карловича Левенштерна, бывшего начальника отделения при постройке Московско-Курской железной дороги. Высококачественный кирпич для строительства вокзала на станции Курск-Ямская поставляли курские купцы-заводчики Ветровы (из Ямской слободы) и Ишунины (владельцы кирпичных заводов на улице Хуторской).

Темно-красный цвет (сурик) был выбран тогда для всех строений железных дорог Российской Империи, при этом архитектурные детали – белые.

С первых дней Великой Отечественной войны коллектив вокзала принял огромный поток раненых, беженцев, следовавших на Восток с Украины, Белоруссии, из Прибалтики. Прямо в залах оказывалась помощь раненым, их кормили в вокзальных буфетах.

В июле 1941 года многие работники вокзала станции Курск стали бойцами Кировского полка народного ополчения. В их числе – командир роты, начальник вокзала Павел Семионов. В ноябре 1941-го из подразделения ополчения он добровольцем вступил в ряды Красной Армии и в мае 1943-го погиб в боях восточнее Мценска (Орловская область).

Временный послевоенный вокзал в Курске

Оставляя город в ноябре 1941 года, части 2-й гвардейской стрелковой дивизии частично взорвали ряд помещений вокзала. Но разрушения оказались незначительными, и уже к весне 1942-го оккупанты смогли восстановить здание. Оно служило как для нужд пассажиров (в основном, немецких военнослужащих), так и для хранения больших запасов пищевой соли (прямо в подвалах).

Отступая в феврале 1943-го, гитлеровцы взорвали правое крыло. Но основные разрушения пришлись на весну и лето. 29 раз гитлеровская авиация (1247 самолетов) бомбила Курский железнодорожный узел. Было сброшено более 11800 бомб (то есть более тысячи тонн металла!) Десятки крупных бомб попали в старый вокзал, довершив его разрушение. Так, в акте о размере ущерба, нанесенного немецко-фашистской оккупацией, а также бомбежками в августе-октябре 1941 года и апреле-августе 1943-го, говорится, что Курскому отделению движения был нанесен ущерб в размере 13,87 млн рублей, из них 1442802 рубля – хозяйству вокзала станции Курск (вокзал был разрушен на 63,2%). Поэтому в ноябре 1943 года в Курске был построен временный деревянный вокзал, который служил до 1949 года.

Курский горисполком выделил земельный участок. Сносу подлежали многие жилые дома, хозяйственные постройки и разрушенный универмаг в конце улицы Интернациональной – у бывшей Привокзальной площади.

Автором проекта стал видный ленинградский архитектор, основатель школы железнодорожной вокзальной архитектуры Игорь Явейн, впоследствии – доктор архитектуры, профессор и заведующий кафедрой Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта.

По признанию Игоря Георгиевича, вокзал в Курске был его любимым детищем и самым выдающимся из реализованных проектов, среди которых – вокзалы в Новосибирске, Новгороде, на ряде станций Московско-Курской железной дороги, в Софии.

Генерал Иван Черняховский (второй слева) на Курском вокзале весной 1943 года

Наш вокзал строили с марта 1949 года по июль 1952-го. Огромную роль в его сооружении сыграл начальник пассажирского отдела Курского отделения дороги, Герой Социалистического Труда Петр Алексеевич Шубин, работавший тогда начальником станции Курск. За проявленное во время войны мужество в 1943 году он получил звание Героя.

4 сентября 1952 года специальным приказом МПС СССР №148 награды получили более 100 строителей, железнодорожников (связистов, работников пассажирской службы, движенцев). Почти пять лет здание возводили сотни добровольцев-строителей из числа железнодорожников. Например, здесь трудились 42 добровольческие бригады (732 человека) из числа резерва кондукторов, проводников, рабочих паровозного отделения.

В нашем городе уже никого не удивишь новыми архитектурными творениями, но вокзал и сегодня радует глаз курян и гостей города красотой, монументальностью и соразмерностью форм. А еще он очень удобный и теплый. Когда возвращаешься из дальних странствий, сердце успокаивается – ты приехал домой…

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!


Другие тексты:
Наталья Коряковская. Игорь Явейн. Архитектор транспортных потоков, 15.07.2019

Период: 1932-1956 гг.

zooming
zooming

Конкурс на проект Курского вокзала состоялся в 1945 году. Вокзал предстояло построить вместо разрушенного немецкой авиацией, и задание позиционировало его как памятник участникам Курской битвы – крупнейшего в истории человечества танкового сражения, закончившегося победой советских войск. Доминирующий кубический объем в центре сооружения Явейн трактовал в виде грандиозной триумфальной арки с перспективными арочными порталами высотой 13 метров – по мысли архитектора, они служили аллегорией легендарной Курской дуги. Архитектурную аллегорию расшифровывали скульптурные группы красноармейцев, как бы сжимающих дугу в ее основании, и горельефы по верхним углам центрального объема – ряды кавалеристов, танков и "Катюш".

zooming

Ни скульптурные группы, ни горельефы не были реализованы в натуре . Зоркий глаз экспертов усмотрел в них нечто отличное от пафоса и буквальной вещественности соцреализма: что-то формалистическое, что-то в духе ар-деко. Экспертное заключение было безапелляционным: "На фронтальных фасадах подкарнизной тяги и скульптурных украшений над ней не делать". После чего украшения на фасады вернулись, но не по проекту Явейна, а в виде круглой скульптуры тружеников и воинов. Эту самодеятельность строителей архитектор презрительно называл "антихудожественными гуляющими по карнизу фигурками". Сохранились фотографии, где фигурки искусно заретушированы его рукой, и письма, где он предлагает их убрать в ходе очередной реконструкции. Но при каждой реконструкции фигуры заменяли на новые, и они существуют по сей день.
В пандан центральному порталу углы сооружения решены в виде арок-лоджий, обработанных рустом. Велик соблазн приписать этот прием конструктивистской борьбе с глухими углами. Знаменитые угловые окна конструктивистских домов -- фирменная эксцентрика стиля, развенчание привычных тектонических связей в глазах обывателя. Но угловые лоджии Явейна далеки от эпатажа и уж никак не покушаются на тектонику монументального сооружения. Скорее, наоборот. "Угловые столбы имеют в плане форму Г с длиной каждой стороны по фасаду 2,5 м, поэтому при взгляде с угла кажутся исключительно мощными" - писал автор в справке к проекту. Мощные столбы, сильное профилированное каменное обрамление арок и даже размещенные по углам картуши подчеркивают значение арок-лоджий в функциональной структуре вокзала. Отсюда, с углов, организованы входы в зону прибытия и в зону отправления пригородных поездов, фланкирующие центральный вестибюль отправления к поездам дальнего следования.

zooming

В монументальную оболочку "триумфальных ворот Курска", как всегда у Явейна, заключена безупречно работающая машина для разведения потоков пассажиров и багажа. Здесь, как и в других его постройках, сложный технологический цикл жизнедеятельности вокзального организма находит свою проекцию в простой и ясной внутренней планировке. Все здание прорезано по длине анфиладой из пяти зал. По продольной оси – холлы с широкими лестницами, по обе стороны от лестниц – галереи с залами ожидания, рестораном и пр. В этом насквозь просматриваемом пространстве даже функционально изолированные помещения визуально отделены лишь прозрачными перегородками и связаны высокими проемами и анфиладами. Находящиеся здесь видят все здание, чувствуют его планировку и легко ориентируются в нем.

zooming

В центре композиции, на перекрестке всех осей – главный холл высотой 18 метров, облицованный белым мрамором и залитый светом из-под прозрачного купола. Шестиметровое круглое отверстие в полу, обрамленное дубовой скамьей, проводит свет вниз, в ведущий к платформам туннель. Снизу отверстие подпирают восемь массивных каменных колонн . И, как ни покажется странным, это, пожалуй – самое впечатляющее место во всем вокзале. Стоя в ротонде под столбом льющегося с колоссальной высоты света, ощущаешь себя в крипте некоего храма. Причем достигнута эта экспрессия не за счет декора и дорогих материалов, а за счет работы с пространством и светом, которые всегда были для Явейна главным строительным материалом архитектуры.

zooming

В ноябре 1952 года Курский вокзал был выдвинут Союзом архитекторов на соискание высшей архитектурной премии Советского Союза. И, как знать, может, был бы ее удостоен, если бы не смерть учредителя и главного распорядителя премии Иосифа Сталина в марте 1953-го.

Курск — центр Курской области, соловьиного края. Известен особенным пением этих чудесных птиц на всю Россию. Находится к югу от Москвы. Один из многих религиозных и культурно — образовательных центров России, с крупным промышленным комплексом.

Основан был в 1032 году. Своё название получил от реки Кур. Сам город и славные воины были воспеты в древнем сказании ”Слово о полку Игореве”. Жителей города называют Курянами и Курянками.

Родной, любимый город, в котором я родился, вырос и живу. Курская Коренная Икона Знамения Божьей Матери, Курский святой Серафим Саровский, Курская Дуга (битва), Курская антоновка, Курские соловьи и это не всё, чем известен древний Курск.

Знакомство с городом начнём с железнодорожного вокзала.

Ж/Д вокзал

ЖД Вокзал Курск

Курский железнодорожный вокзал, является транспортным узлом центральной России, связывающим центр и север РФ с югом (курортные регионы)

Нынешний вокзал строился 6 лет, после разрушения в годы Великой Отечественной Войны в 1943 году и был открыт в 1952.

Само здание вокзала снаружи и внутри оформлено акцентируя события, произошедшие в городе в годы войны.

Один из залов (зал ожидания) посвящён героям Курской битвы.

Внутри в центре здания находится круглый вестибюль. По обе стороны располагаются два кассовых зала, зал ожидания и ресторан.

ЖД Вокзал Курск внутри

В подземной части, находятся камеры хранения, пригородные кассы и пешеходные тоннели ведущие к шести пассажирским платформам, с которых поднявшись на переходной мост и спустившись с него в одну или другую сторону попадаем в город.

Также имеется парикмахерская, медицинский пункт, банкоматы, туалет и комнаты отдыха со всеми удобствами, для пассажиров дальнего следования, ожидающих своего поезда или оформляющих проездные документы.

Справочная информация

Справочная Курского ЖД Вокзала

Табло расписания поездов и электричек онлайн

Помимо Ж/Д вокзала в Курске имеется аэропорт, автовокзал и две автостанции. О которых обязательно расскажу в своих будущих заметках.

При выходе из здания вокзала в город, попадаем на привокзальную площадь, на которой по краям находятся три жилых дома с магазинами Магнит и Красное & Белое; здание автостанции.

На самой площади: остановка городского транспорта с возможностью уехать в любую часть города, стоянка такси и личного транспорта.

Сразу на выезде с площади в сторону города, по улице Интернациональная, с левой стороны находится круглосуточный супермаркет Пятёрочка, а по правую сторону Дом культуры и Парк Железнодорожников, отель Аквамарин.

Дом Культуры и Парк Железнодорожников

Дом Культуры железнодорожников в советское время назывался Клуб Железнодорожников, был построен в 1928 году.

ДК Железнодорожников Курск

Включает в себя около 20 клубных формирований, танцевальный, вокальный, спортивные (самооборона и шейпинг), театральный и по интересам.

В концертном зале проходят выступления творческих коллективов Дома Культуры Железнодорожников, концерты и выступления приезжих исполнителей эстрады, театра, кино и др.

Также администрация дома культуры предоставляет помещения для проведения разных торжеств и банкетов.

Парк Железнодорожников находится за Домом Культуры. Просторный, с красивой природой и свежим воздухом, аллеи для прогулок, лавочки для отдыха, детская площадка.

Курск. Парк Железнодорожников

В парке всегда много отдыхающих и прогуливающихся. Это родители с детьми, люди пожилого возраста, молодёжь, постояльцы отеля Аквамарин.

Рано утром и вечером много гуляющих с собаками. Занимающихся спортом, на утренней или вечерней пробежке.

В память о боевых и трудовых подвигах работников железной дороги, в центре парка возведён монумент.

Памятник героям железнодорожникам Курска

В будущем планируют возвести часовню на территории парка.

Также в Курске есть ещё 29 парков и скверов, о каждом будут отдельные заметки.

Отель Аквамарин

Отель расположен в 200м от Ж/Д вокзала по прямой, рядом с Домом Культуры и Парком Железнодорожников.

Курск. Отель Аквамарин

Также рядом с отелем находится торговый центр Уют, в котором располагается фитнес клуб West Gym. Удобная и охраняемая стоянка для транспорта на территории отеля.

Современный отель, обслуживание на высоком уровне, для тех кто ценит и любит комфорт.

СПА — центр — 350 рублей с человека, без лимита времени. Включает в себя бассейн с гидромассажем, сауну, массажные кабинеты и т.д.

Конференционный зал 480 рублей час, в котором можно провести рабочие встречи, вебинары, лекции. Тем более для этого есть всё необходимое оборудование.

Необходим переводчик, нужен транспорт или надо провести экскурсию, а может надо организовать банкет или фуршет — не вопрос! Вам всё это предоставят!

Ресторан с разнообразными, вкусными блюдами, приготовленными по-домашнему и с любовью и разумными ценами.

Лобби — бар (бар в вестибюле), располагается на первом этаже отеля недалеко от стойки администратора. Приятная музыка, просмотр телевидения, беспроводной интернет, свежая пресса. Лёгкие алкогольные и безалкогольные напитки, закуски и десерт.

В наличие 35 номеров разной категории

Номер Курского отеля Аквамарин

    Стандарт улучшенный от 2800 рублей

Доступны, как одноместные, так и двухместные.

Отель подойдёт как для приезжих в наш город, желающих комфортно отдохнуть или провести рабочие встречи в уютной обстановке, так и для местных жителей уставших от постоянного напряжения и суеты, желающих просто расслабиться и восстановить свои жизненные силы.

Конечно в Курске есть ещё отели и гостиницы (не много и не мало, а целых 23), о которых обязательно поговорим в следующих заметках моего дневника.

Сам я, проживаю в этом районе города Курска, он называется — железнодорожный, на улице Маяковского, в непосредственной близости от отеля Аквамарин, Дома Культуры и парка железнодорожников и самого Ж/Д вокзала и знаю о них не по наслышке, а пользовался и пользуюсь услугами, которые они предоставляют.

Читайте также: