Взгляды исследователей на проблему детского изобразительного творчества кратко

Обновлено: 05.07.2024

Теории развития детского изобразительного искусства

Проблема развития детского художественного искусства рассматривалась многими западными и отечественными учеными. Первые теории развития детского творчества предполагали процесс обучения ребенка по методам обучения взрослых. Позднее, была признана нецелесообразность данных методик и теории стали пересматриваться и развиваться.

В развитии теорий новой направленности можно выделить несколько периодов:

  • 1 этап. 20-е годы 20-го столетия. Это период признания свободы детского творчества. Первые идеи о неприкосновенности и праве на самовыражение в художественном искусстве ребенка были выдвинуты австрийским педагогом Ф. Чижеком. Его взгляды получили дальнейшее развитие и выразились в разработке педагогических программ художественного обучения, базирующихся на идеи предоставления ребенку свободы, отсутствии рамок в художественном выражении своих идей, педагогического невмешательства и устранение учебных направлений в организации художественного искусства т.е. искусство перестало быть процессом обучения, а стало способом саморазвития и самовыражения. Детское творчество связывалось с психологией личности. В этом направлении разрабатывались различные теории, отражающие взаимосвязь рисунка и особенностей его отображения с этапом речевого развития ребенка, мышления, степени развитости воображения. Рисунок стал рассматриваться в качестве способа отображения ребенка окружающего мира таким, каким он его видит.
  • 2 этап. 30-е – 50-е годы 20-го столетия. В этот период теории детского творчества развиваются в философско-психологическом направлении. Ученые из Великобритании, Франции и других стран Европы рассматривают творчество ребенка с позиции его особенностей психологического развития и в качестве основы раскрытия художественной потенции ребенка.
  • 3 этап. 60-е годы 20-го столетия. Это период характеризуется возвращениям к истокам теоретических взглядов на развитие детского творчества. Происходит развитие идей практицизма, когда в ребенке воспитывается не художественный деятель, а просто потребитель художественных ценностей, имеющий пассивную роль в развитии искусства. Художественные ценности рассматриваются, как культурное достояние нации, но не признается стремления развивать в каждом ребенке художественное начало.
  • 4 этап. Современный период развития общества. Художественное творчество рассматривается, как основа умственного развития ребенка, раскрытия всех сторон его личности. Обучение и воспитание ориентировано на раскрытие творческого потенциала ребенка. Посредством творческой деятельности, художественного искусства дети производят передачу своих впечатлений, выражают свои эмоции и отношение к окружающей действительности. Наглядное выражение увиденного или прочитанного позволяет закрепить и углубить знания ребенка, развивает его мыслительный процесс, активизирует работу воображения и памяти. Художественное творчество, сегодня, многими учеными рассматривается в качестве средства терапии. Оно позволяет воздействовать на течение многих нарушений в функционировании нервных процессов. Так, в логопедии, психологии, коррекционной педагогике активно используется метод Арт-терапии. Он позволяет ребенку поверить в себя, в свои силы, самовыразиться.

Начальное инструментальное рисование Гальяра

Основы обучения детей рисованию посредством специальных инструментов были заложены в теории Гальяра. Он был профессором школы искусств в Тулузе. В основу овладения техникой рисования им положено восприятие всех объектов окружающего мира с геометрической точки зрения. Гальяр считал, что прежде чем начать преподавать азы рисования, необходимо обучить ребенка воспринимать объекты, как совокупности геометрических фигур. Это упрощает овладение техникой рисования и восприятие реальности объектов.

Обучение рисованию проходило в два основных этапа:

  1. Простейшая техника рисования. Здесь дети обучались рисованию самых простых плоских геометрических фигур.
  2. Техника рисования на глаз. Производилось обучение выполнению зарисовок с натуры. Линии и предметы рисовались в разнообразных положениях, геометрические фигуры воспринимались и отображались в перспективе.

Обучение детей технике рисования по методике Либерти Тэдда

В начале 20-го столетия происходит формирование новых идей по развитию детского изобразительного искусства. Ученые занимаются разработкой методик и техник обучения рисованию.

Готовые работы на аналогичную тему

Новый путь художественного воспитания ребенка был предложен американским педагогом Тэддом Либерти. Он возглавлял художественную школу в Филадельфии. Его идеи касались развития практических умений и правильной постановке движений руки, от которых зависит эффективность развития художественных навыков.

Развитие навыков рисования, по мнению Тэдда Либерти должно реализовываться через:

  1. Развитие ловкости рук;
  2. Формирование двигательной активности кистей и пальцев рук;
  3. Развитие мелкой моторики;
  4. Рассмотрение всех объектов окружающего мира не с геометрической точки зрения, а с точки зрения их чувственного восприятия и проявления любви к природе и ее объектам.

Чтобы правильно передать изображение, отобразить его реальные формы и особенности необходимо овладеть техникой рисования. Она развивает не только художественные навыки, но и помогает развить активность рук, их функциональное выражение для овладения разнообразными направлениями деятельности. таким образом, художественное творчество помогает разностороннему развитию ребенка.

Кроме того, методика обучения рисованию Тэдда является привлекательной для ребенка. Она включает в себя игровые элементы. Детям предоставляется возможность повторения движений рук в игровой форме.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 13.03.2021

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Способность творить (придумывать, сочинять, изображать, конструировать) приковывала внимание во все времена - уже с первых ступеней развития человечества, когда появились наскальные рисунки, скульптуры, элементарные постройки. Каждая эпоха высоко ценила умения своих созидателей.

Что было неоднозначным? Отношение к процессу развития творчества.

Так, для первобытной культуры характерно стихийное обучение и развитие, основа которой - копирование и наблюдения за природой.

Для Древнего Египта главным было строгое соблюдение устоявшихся канонов и правил любого вида искусства.

Древние греки, в частности, считали, что детям следует предоставлять возможность творить свободно. Именно для этого периода характерны трактаты по проблеме творчества и определению его значимости в жизнедеятельности человека.

В последующие эпохи этих проблем в целом касались в той или иной степени.

Только в XIX столетии ученые обратили внимание на детское творчество, и дет-ский рисунок в частности. К этим ученым относятся Я. -А. Коменский, Ф. Фребель, И. -Г. Песталоцци. Именно они отмеили: рисование доставляет детям удовольствие и нельзя лишать их этой полезной забавы. Однако полезная забава требовала, с их точки зрения, обучения -подготовки руки и глаза к письму, к изобразительному искусству для передачи в дальнейшем объемной формы предмета на плоскости.

Интерес, и значительный, к творчеству детей возник в конце XIX - начале XX столетия: рисование стали рассматривать как деятельность, которая способствует раскрытию потенциала ребенка, помогает понять своеобразие творческого развития, не зависящее от воспитания и обучения.

Провозглашая самопроизвольное, спонтанное развитие детского изобразительного творчества, ученые выступали против обучения рисованию. Собственно, эти взгляды были характерны для многих педагогов и психологов. И настолько сильны, что оказали влияние на мировоззренческую установку методики обучения детей рисованию.

По этой причине в 1896 г. в Гамбурге прошел конгресс Общества преподавателей. Здесь впервые выдвинули требование предоставить ребенку возможность действовать спонтанно, что и повлияло на практику обучения рисованию. Теперь не только в Германии, но и в США в курс начальной школы было введено свободное рисование

.Чуть позже теорию свободного рисования взяла на вооружение и французская школа.

Итак, в первой половине XX столетия рисование стали рассматривать как деятельность, которая способствует раскрытию потенциала ребенка.

Изменились ли эти взгляды со второй половины прошлого века? Можно считать, что остались по-прежнему на позиции неоднозначности и в Европе, и в России.

Так, педагогическая школа Германии склонна была считать: в основе изобразительного творчества лежит система занятий, направленных на усвоение изобразительных умений и навыков, позволяющих детям свободно рисовать в самостоятельной деятельности.

Совершенно противоположные взгляды проповедовала американская школа. Здесь считали, что должно преобладать свободное творческое развитие; что детей лучше знакомить с абстракционизмом, от-давать предпочтение гиперболизации образа в рисунке. Свои предпочтения исследователи обосновывали позицией: через беспредметное искусство легче осуществлять арт-терапию, так как она помогает детям приобретать уверенность в своих силах.

Наряду с позицией свободного воспитания американская научная школа провозглашала и другой подход - не считать работы детей шедеврами. Мнение представителей этой школы было таковым: дошкольники нуждаются в развитии постоянно, на любом возрастном этапе. Однако для этого важно подбирать средства, формы, содержание педагогического процесса, учитывающие возрастные (физиологические, психологические) и индивидуальные особенности детей. Но вот что примечательно: при этом не высказывались сомнения по поводу оригинальности, художественно-изобразительной выразительности детского рисунка.

А что же в России? Какие исследования детского творчества проводились здесь в это же время? Важно отметить: вплоть до военного периода теория свободного воспитания постепенно теряла своих сторонников. Теперь на первый план выступала другая методика, а именно: обучать детей основам искусства. Об этом, т. е. о взаимодействии обучения и творчества, можно прочесть в трудах Е. И. Игнатьева. Е. А. Флёриной, Н. П. Сакулиной, Н. Б. Халезовой, Т. С. Комаровой, В. С. Кузина, Т. Г. Казаковой, Р. Г. Казаковой, Н. Н. Ростовцева.

Однако, если ребенок лишен целенаправленного обучения основам изобразительной грамоты, после 7 лет его творческий рост останавливается.

.Анализ положений о детском творчестве известных отечественных и зарубежных педагогов, психологов, искусствоведов, философов позволяет сформулировать, в чем его суть.

Детское изобразительное творчество - это процесс сознательного создания нового, субъективно и объективно значимого духовно-материального продукта деятельности. В ходе этого процесса ребенок реализует врожденную художественную интуицию и ранее усвоенный изобразительный, личностный (познавательный, эмоциональный) опыт. Определение это нацеливает исследователей на размышления, диалог и обмен мнениями.

1. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. М. : Просвещение, 1985.

2. Розетт И. И. Психология фантазии. Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктов умственной деятельности. Минск, 1991.

3. Актуальные проблемы теории и методики развития детского изобразительного творчества: Учеб. пособие. М. : Изд-во МПГУ, 2004.

4. Погодина С. Детское изобразительбное творчество:взгляды исследователей на проблему//Дошкольное воспитание. 2010. №5.

Взгляды зарубежных исследователей на проблему изобразительного творчества ребенка.

Сторонники теории свободного воспитания ( первая половина 20 века)

Внимание психологов, педагогов, искусствоведов к детскому рисунку в конце 19 века было обусловлено развитием науки и культуры, возникновением нового направления психологии – детской психологии. Рисунок детей рассматривался как объект изучения психологии ребенка. За рубежом стали появляться труды по психологии детства, в которых особое внимание отводилось анализу детского рисунка (Д. С. Сели, Н. Браунинг, Р. Лампрехт).

Рассмотрение детского рисования как деятельности, независимой от внешних условий, привело к мысли о существовании единой и общей для детей всех эпох и народов эволюции творчества.

Выделение общих для всех детей стадий развития рисунка привело к возникновению теории биогенетизма, эта теория обусловила установление параллелей между развитием детского рисунка и историей развития искусства.

Профессор истории Лампрехт утверждает, что все этапы, которые проходит ребенок в своем творчестве, соответствуют тем или иным периодам исторического развития искусства.

Ферворн д елит искусство на физиопластическое, то есть отражающее внешний облик вещей, и идеопластическое, являющееся выражением чувств, идей, представлений.

Таким образом, в работах, написанных на рубеже 19-20 веков, своеобразие детского рисунка рассматривалось как присущая детям форма отражения действительности.

В последующий период внимание исследователей переключается со смысловой структуры рисунка на его структуру.

Вельфлин живую ткань искусства он рассматривает с позиции формальных категорий – линейности, красочности, плоскостности и пространственности, закрытых и открытых форм, многообразия и однообразия.

Сильное влияние на психологию творчества оказала теория Фрейда. Психоаналитический метод изучения детского рисунка позволяет давать произвольную трактовку образам, созданным детьми, и видеть в них проявление подавленных тяжелых переживаний, а часто и патологических нарушений развития.

Большое влияние на изучение детского рисунка и на художественную педагогику оказала философия прагматизма . Дьюи искусство трактовал как опыт. Искусство не отражает явления жизни в их целостности, оно может брать элементы из действительности и создавать из них новые явления согласно своей творческой воле.

Пиаже считает, что только к 8 годам ребенок начинает испытывать потребность в изображении действительности. В течение всего дошкольного детства рисование, по мысли Пиаже, играет роль самовыявления. На основе взглядов этих исследований, ребенок в своем творчестве совершено лишается связи со старшим поколением, которое призвано его воспитывать. Детям предоставляется полная свобода для спонтанного развития и самовыражения. Педагогика приходит к полному отрицанию связи поколений, передачи накопленного опыта, то есть фактически к отрицанию необходимости воспитания и обучения в области творческой деятельности.

Прогрессивные идей в понимании творчества ребенка (вторая половина 20 века)

После Второй Мировой войны возникла потребность в обмене научной информацией. Были созданы международные организации по проблемам воспитания и обучения детей.

Карлаварис, подчеркивал мысль об отношении к детскому творчеству, говорил о том, что все дети талантливы и в своих рисунках каждый ребенок проявляет индивидуальность. Через приобщение ребенка к искусству, к разным видам художественной деятельности, можно обеспечить эстетическое развитие.

Во второй половине 20 века интерес многих зарубежных исследователей к проблеме детского творчества возрос.

Роуланд и Э Крамер утверждают, что изобразительная деятельность способствует культурному развитию и формированию личности.

Лоунфельд считает, что интеллектуальной деятельностью является творчество, и указывает на его важную роль в эмоциональном развитие ребенка.

В современных школах США преобладает линия на спонтанные проявления в изобразительной деятельности детей, которые не направляются на отражение окружающей действительности. Все это привело к забвению общения детей с мировыми художественными произведениями.

Однако у отдельных педагогов и исследователей возникали попытки путем обучения активно влиять на детское творчество.

Джефферсон, признавая необходимость в обучении, предостерегает от слишком прямолинейных методов, которые не будят детскую фантазию.

Ученые Р.Хесс, Д.Крофт, Л. Хаскелл считают, что важно исследовать не сколько результат, сколько процесс творческой деятельности ребенка, его реакции, действия, эмоции. Развитие творчества происходит в течение всей жизни человека, наиболее сензетивным периодом ученые считают дошкольное детство.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ДОУ "Развитие способностей изобразительного творчества у детей дошкольного возраста. Графические и живописные изобразительные техники."

Консультация для воспитателей ДОУ. Описание техник и материалов для работы в графических и живописных техниках рисования.


НОД -КОНСПЕКТ по познавательно – речевому развитию ( образ берёзы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве) в средней группе. Тема: « Берёза – белая подруга"

Тема: "БЕРЁЗА - БЕЛАЯ ПОДРУГА."Цель: 1. Приобщать детей к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса .2. Обогащать музыкал.



Лепка – одна из разновидностей скульптурной техники, связанная с обработкой мягкого материала – глины, пластилина, соленого теста.Лепка это изобразительная деятельность, в процессе которой дети изобра.

Перспективное планирование по художественному творчеству. Раздел "Изобразительное творчество"

Данный перспективный план предназначен для подготовительной к школе группы.


Понятие специальных творческих способностей, специфика их проявления в изобразительном творчестве. (по данным исследователей).

Применительно к изобразительной деятельности важно выделить содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае возможна целенаправленная.


Дипломная работа . ДЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ХУДОЖЕСТВЕН-НОЕ ВОСПРИЯТИЕ, КНИЖНАЯ ГРАФИКА, ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА.

Дипломная работа . ДЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ХУДОЖЕСТВЕН-НОЕ ВОСПРИЯТИЕ, КНИЖНАЯ ГРАФИКА, ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проблема развития детского творчества в работах отечественных и зарубежных ученых

На сегодняшний день изучению развития детского творчества посвящено большое количество работ педагогов и психологов.

Психологи рассматривают творчество как деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего мира - природного и социального. В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек - форма и способ его мышления, личностные качества.

Еще Аристотель отмечал, что творческие занятия способствуют разностороннему развитию ребенка.

Так, английский ученый Г. Уоллес предпринял попытку исследовать творческий процесс. В результате ему удалось выделить четыре стадии процесса творчества: подготовка (зарождение идеи); созревание; озарение; проверка.

Другой ученый - Г.С. Альтшуллер разработал целую теорию решения творческих задач.

Такие ученые как Б. Джефферсон, Д. Дьюи , М. Монтессори,

Р. Штейнер, Э. Эйснер детскую изобразительную деятельность рассматривали как одну из эффективных форм художественного освоения детьми окружающей действительности, в процессе которой они изображают предметы и явления. Изобразительная деятельность отражает ступени развития личности ребенка, которые необходимо учитывать для правильной педагогической организации творческого развития.

Об этом писали и выдающиеся педагоги прошлого - Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель.

Проблема развития творческого воображения изучалась многими отечественными учеными, педагогами, психологами.

Свое понимание творчества известный исследователь А. Лилов писал, что творчество имеет свои общие, качественно новые определяющие его признаки и характеристики, часть которых уже достаточно убедительно раскрыта теорией. Эти общие закономерные моменты таковы: творчество есть общественное явление; его глубокая социальная сущность заключается в том, что оно создает общественно необходимые и общественно полезные ценности, удовлетворяет общественные потребности, и особенно в том, что оно является высшей концентрацией преобразующей роли сознательного общественного субъекта (класса, народа, общества) при его взаимодействии с объективной действительностью.

Другой исследователь, В.Г. Злотников, указывал, что художественное творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов, оно является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт - произведение искусства.

Исследователь детского творчества Е.А. Флерина оценивала его как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому.

Классики дошкольной педагогики такие как: А.П. Усова,

Н.П. Сакулина в своих работах писали, что творчество характеризуется двумя показателями. Оно должно представлять общественную ценность и давать совершенно новую продукцию. Конечно, о полном соответствии детского творчества этим критериям не приходится говорить, однако его общественно-педагогическая ценность очевидна.

Ученый И.П. Сакулина признавала правомерность критики в адрес педагогов, доказывала, что нужен и возможен поиск путей взаимодействия, которые, с одной стороны, сохранят преимущества детского творчества, а с другой стороны – помогут ребёнку овладеть средствами самовыражения. Только в этом случае возможно полноценное развитие малыша и в частности творческое, она признавала своеобразие детского творчества. В итоге была принята следующая позиция: признание субъективности детского творчества. Ребёнок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает открытия для себя. Поэтому применительно к деятельности ребёнка правомерно использовать термин творчество, ограничивая его словом детское.

Известный ученый А. А. Волкова писала, что воспитание творчества - разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества. Научить внимательно присматриваться, быть наблюдательными - значит сделать представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное.

Творчество, утверждал А.В. Батюшков, это условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности Исследователи детского творчества Л.С. Выготский, Н.А. Ветлугина подчёркивали его реалистическую основу.

Л.С. Выготский обращал внимание на сходство любого вида детской деятельности с игрой. Потребность рассказывать о переживаемом изобразительным языком, понятным окружающим, появляется у ребенка позднее. Умение вынашивать замысел художественного образа формируется под влиянием взрослых в процессах обучения. Наиболее ярко представлен в детском творчестве этап одновременного развития и исполнения замысла. Ребенок, как правило, сопровождает рисунок речью, а порой и планирует его с помощью речи. В деятельности ребенка есть и этап завершения работы, но он не связан с доработкой образа.

Н.А. Ветлугина подчеркивала, что, открывая новое для себя, ребенок одновременно открывает взрослым о себе, и поэтому отношение к детскому творческому должно быть педагогическим. При этом в оценке детского творчества акцент нужно делать не столько на результат, сколько на сам процесс деятельности.

И. Я. Лернер утверждал, что творчеству можно учить, но это учение особое, оно не такое, как обычно учат знаниям и умениям.

Особый интерес для теории и практики развития детского творчества представляют психологические исследования, в которых не только утверждается наличие творчества у детей, но и изучаются механизмы творчества и возможность целенаправленного их формирования. Это исследования Е.Е. Кравцовой, посвященные развитию воображения в единстве с развитием личности в игре и других видах деятельности.

Работы О.М. Дьяченко посвящены воображению как одной из универсальных творческих способностей. Эти труды позволяют глубже осмыслить и специфику детского изобразительного творчества, и некоторые подходы к руководству.

Отечественный исследователь психологии детского творчества

Е.И. Игнатьев, писал, что ребенок от простого перечисления отдельных деталей в рисунке переходит к точной передаче особенностей изображаемого предмета. Одновременно изменяется роль слова в изобразительной деятельности, слово все больше приобретает значение регулятора, направляющего процесс изображения, контролирующего приемы и способы изображения.

Творчество в широком смысле, по мнению В.С. Мухиной, это деятельность, направленная на получение чего-то нового. Новизна открытий и продукта субъективны и это первая важная особенность детского творчества. Процесс создания продукта для дошкольника при этом имеет едва ли не первостепенное значение. Его деятельность, как отмечала В.С. Мухина, отличается эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения результата. И это вторая особенность детского творчества.

Выдающийся ученый Г.А. Урунтаева отмечала, что творчество это деятельность, результатом которой является создание условных материальных и духовных ценностей.

Таким образом, анализ положений о детском творчестве известных отечественных ученых показал, что для развития творчества детям необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут.

Читайте также: