Особенности ранней прозы чехова кратко

Обновлено: 02.07.2024

Еще в 1882 г.

Повествовательная манера

Чехова отличается ярким своеобразием. Писатель почти полностью отказывается от лирических отступлений или прямых высказываний, которые помогли бы сделать выводы об авторском отношении к тем или иным событиям и лицам. Его отношения к героям нигде прямо не декларируются. По мысли Чехова, выводы должен делать читатель. Однако выводы эти вытекают из того художественного материала, который осмыслен прежде всего писателем. Писатель подводит читателя к определенному восприятию тех проблем, которые поставлены в художественном произведении.

В зрелом творчестве Чехова

отступает на задний план сюжетная острота повествования, неожиданность или парадоксальность концовок. Трагическая судьба многих его персонажей является следствием не каких-то из ряда вон выходящих событий, а причин будничных, повседневных, обыденных. Они гибнут незаметно, неощутимо даже для них самих, нередко даже не ощущая ужаса того, что с ними происходит.

Чехов видит трагедию

Чехов вошел в русскую литературу как замечательный мастер новых жанровых форм. Его рассказы и повести, сравнительно небольшие по объему, были построены на строгом отборе жизненного материала, на использовании новых приемов сюжетосложения, новых принципов художественного повествования. Эпизодичность, фрагментарность, сюжетная незавершенность становятся не приемом, а структурным принципом чеховской прозы, особенно в зрелый период его творчества.

Упоминание о лошадях

Читать все произведения Антона Павловича Чехова:

А. П. Чехов – обличитель мещанства и пошлости

Мещанство как образ жизни и образ мыслей многоликое явление.

По определению В. Набокова, мещанин – это взрослый человек, обладающий практичным умом, корыстными интересами и низменными идеалами своей среды и своего времени.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Образ пошлого мира в чеховской прозе 400 руб.
  • Реферат Образ пошлого мира в чеховской прозе 280 руб.
  • Контрольная работа Образ пошлого мира в чеховской прозе 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Тем, кто опошляет само содержание труда, А. П. Чехов противопоставляет своих любимых персонажей. Эти герои бескорыстно преданы своему делу (например, доктор Дымов, садовод Песоцкий и т.д.).

Нормой жизни становиться равнодушие. Обыватель неодолимо стремиться принадлежать к избранному кругу. Например, по мнению жителей губернского города С., семья Туркиных является самой талантливой и образцовой. Но уже при первом знакомстве с ним читатель обнаруживает пошлость этой семьи, когда они угощают гостей обедом, остроумием, красивой дочерью, музыкой, романами, печеньями. И все перечисленное находится для них в одном ряду ценностей.

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Искусство Туркиных отвлекает внимание от общественных вопросов, оно создает душеный комфорт, усыпляя совесть. И как может волновать людей их искусство, когда их самих совершенно не волнуют судьбы мира. эти люди живут в своем замкнутом мирке. Применительно к искусств бездарность и пошлость являются синонимами. Также пошлостью является претензия Туркиных на роль неких жрецов искусства, их взгляд на искусство как на способ заработать деньги.

Мещанин благодушен, равнодушен, уживчив и неопасен до того момента, пока его интересы не нарушаются. В противном же случае, если кто-то покушается на его покой, он становится злобным и агрессивным. Идеи, которые важны для человечества, пониманию мещанина недоступны. Рабская психология мещанства Чеховым высмеивается в таких рассказах, как:

Писатель страдает от того, что болото мещанства медленно, даже незаметно для человека, но неуклонно затягивает людей в свою трясину. Например, процесс деградации Ионыча длится одиннадцать лет и заканчивается физическим ожирением и духовной смертью.




Давайте читать Чехова в XXI веке!

Тогда человек станет лучше,
когда вы покажете ему,
каков он есть.. .
А. Чехов
Свой творческий путь Чехов начинал с юмористических рассказов, ироничных, грустно-веселых, порою - сатирических.

Особенности раннего творчества Чехова

Особенности творчества Чехова этого периода как раз и заключаются в создании таких произведений, рассказывающих о быте разных людей, высмеивающих их пороки, но заставляющие читателей обращаться к миру собственной души, видя недостатки и своего поведения.

Еще в 1882 г. Пушкин заметил: “Точность и краткость – вот первые достоинства прозы”. На этих принципах строится проза Чехова, который сумел точно и кратко передать правду самой обычной, будничной жизни, увидеть, как проявляются трагические коллизии во внешне спокойном течении действительности, в ее мелочах, как может быть ужасна жизнь внешне вполне благопристойная и мирная, если она далека от нормы, лишена “общей идеи”.

Повествовательная манера Чехова отличается ярким своеобразием. Писатель почти полностью отказывается от

лирических отступлений или прямых высказываний, которые помогли бы сделать выводы об авторском отношении к тем или иным событиям и лицам. Его отношения к героям нигде прямо не декларируются. По мысли Чехова, выводы должен делать читатель.

Однако выводы эти вытекают из того художественного материала, который осмыслен прежде всего писателем. Писатель подводит читателя к определенному восприятию тех проблем, которые поставлены в художественном произведении.

У Чехова сочетаются объективность и тенденциозность (только скрытая), авторское невмешательство и авторская оценка (обычно косвенная, но тем не менее

ощутимая). Иными словами, Чехов, создавая свои рассказы и повести, ориентируется на сотворчество читателей. Авторская мысль, авторская концепция находят выражение во всей художественной структуре произведения, но вовсе не “выносятся” на поверхность текста.

Либеральная и народническая критика 80-90-х годов далеко не сразу поняла и приняла принцип объективности повествования, последовательно проводившийся Чеховым. Ориентируясь на образцы народнической литературы, с которой Чехов вел идейно-художественный спор, критики искали у него привычные и общепонятные идеи и, не найдя их в виде четких авторских формулировок, обвиняли писателя в аполитичности, безыдейности и т. д. Между тем проза Чехова, отличающаяся строгой объективностью, включает в себя и определенный эмоциональный подтекст. Для него характерен косвенный способ оценки. Достаточно вспомнить, как в “Ионыче” Вера Иосифовна Туркина читает свой роман о том, “чего никогда не бывает в жизни”.

Писательская ирония в этом эпизоде вполне ощутима: чтение романа перебивается запахом жареного лука; шаблонная фраза “Мороз крепчал” резко контрастирует с теплым летним вечером; на читателей оказывает огромное эстетическое воздействие вовсе не роман, а доносящаяся до слушателей народная песня “Лучинушка”, потому что в ней передано было то, “чего не было в романе и что бывает в жизни”. Так проявляется важнейшее требование эстетики Чехова: в искусстве нужна только правда. Ложь в искусстве убивает прежде всего само искусство; ложь никогда не может быть красивой, несмотря на любые старания приукрасить ее фальшивыми украшениями или сюжетами о молодой, красивой графине, полюбившей странствующего художника.

В зрелом творчестве Чехова отступает на задний план сюжетная острота повествования, неожиданность или парадоксальность концовок. Трагическая судьба многих его персонажей является следствием не каких-то из ряда вон выходящих событий, а причин будничных, повседневных, обыденных. Они гибнут незаметно, неощутимо даже для них самих, нередко даже не ощущая ужаса того, что с ними происходит.

Чехов видит трагедию в жизненных мелочах, в ежедневных событиях – таких незаметных, рядовых, что их, собственно, и событиями-то даже назвать нельзя. В этом смысле антиподом Чехова в русской литературе был Достоевский, “изображавший в своих романах невероятные и катастрофические события, в также сюжетные ситуации, исключительные по остроте и напряженности. Достоевский ставил в своих романах жесткий эксперимент, сводя героев друг с другом на нож, погружая их в чрезвычайные обстоятельства – в атмосферу преступлений и убийств, чтобы они обнаружили свою истинную сущность, скрытую до поры до времени. А Чехов полагал, что самый жестокий эксперимент ставит над человеком гадкая обыденная действительность, терзая его однообразием впечатлений и пошлостью” ‘.

Чехов вошел в русскую литературу как замечательный мастер новых жанровых форм. Его рассказы и повести, сравнительно небольшие по объему, были построены на строгом отборе жизненного материала, на использовании новых приемов сюжетосложения, новых принципов художественного повествования. Эпизодичность, фрагментарность, сюжетная незавершенность становятся не приемом, а структурным принципом чеховской прозы, особенно в зрелый период его творчества.

Художественная манера Чехова строится в известной степени на монтажном принципе. Он широко использует так называемую смену разных планов: общего, среднего и крупного (то, что в XX в. стало основой кинематографа). В дочеховской литературе чаще веего можно было встретить чередование общего и среднего планов, а Чехов показал принципиальную важность использования и крупного плана.

Поэтому он и детали подает “крупно”, чтобы они были заметны. Детали в творчестве Чехова становятся структурообразующим фактором, они всегда значимы, иногда даже превращаются в символ (как шинель у Очумелова в “Хамелеоне” галоши и зонтик у Беликова и т. д.). У Чехова вещи, предметы, конкретные детали обычно помогают понять человека, несут на себе отпечаток личности владельца (в данном случае можно отменить развитие гоголевских традиций).

В детали может проявиться самая суть характера или ситуации.

Упоминание о лошадях Старцева (” Ионыч “) – не просто информация. Так обозначены узловые моменты повествования. В “Учителе словесности” в одном семантическом ряду появляются, казалось бы, совершенно несоизмеримые понятия, но они передают в общей сложности нарастание ужаса у героя рассказа от обывательского существования, страшной, оскорбительной пошлости: “Скучные, ничтожные люди, горшочки со сметаной, кувшины с молоком, тараканы, глупые женщины…”

Чеховский пейзаж отличается лаконизмом, сжатостью описания. 2 апреля 1895 г. Чехов писал одному из своих корреспондентов: “Описание природы должно быть прежде всего картинно, чтобы читатель, прочитав и закрыв глаза, сразу же мог вообразить себе изображаемый пейзаж…” Для самого Чехова пейзаж – органическая, неотъемлемая часть всего повествования, важнейшее средство выражения авторской мысли. При этом гораздо чаще, чем его предшественники, писатель прибегает к “крупному плану”, широко используя конкретные детали и делая тем самым пейзаж более предметным, ощутимым и как следствие более эмоциональным.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творчество А.П. Чехова (1860-1904) завершает классический период русской литературы. Но он не только завершитель старой литературной традиции, но и новатор - создал новый жанр; художественная емкость его малых форм - повести, рассказа - такова, что позволяла в рамках малого повествовательного жанра воссоздать целую человеческую жизнь, дать огромное символическое обобщение, затронуть вечные, философские вопросы.

Особый хар-р конфликта: ни один из героев не может претендовать на знание правды или хотя бы приближение к ней. Однако в его рассказах сохраняется необходимое эмоциональное напряжение – оно возникает из очевидного несоответствия реального – идеальному. Овеществленной жизни персонажей нередко противопоставлен мир природы.

Судьбы героев его рассказов очень разные, но всех их объединяет одно: проблема духовной деградации человека, тема смысла жизни.

Беликов не пытается как-то изменить течение своей жизни, разнообразить ее, потому что в любом многообразии, в разрешении себе чего-то нового скрывала для него жизнь неопределенность и вызывала непреодолимое стремление окружить себя "оболочкой", "футляром", чтобы защититься. Отсюда и чехлы и футлярчики, в которые были упакованы все его вещи. Беликов всю жизнь чего-то опасался, его пугала сама жизнь, потому-то после его смерти его лицо приняло простое, приятное, даже веселое выражение: он попал в футляр, из которого не надо никогда выходить.

Читайте также: