Дж локк о гражданском обществе кратко

Обновлено: 04.07.2024

Гоббсов Левиафан защищал людей друг от друга. Но что защищает человека от Левиафана? На этот вопрос ответил Д Локк (1632—1704). Каждый человек в отдельности защититься не сможет. Необходима общественная структура. Ее он назвал гражданским обществом.

Под гражданским обществом в широком смыслу можно понимать совокупность всех людей, являющихся подданными государства, но не входящих во властную элиту, принимающую политические решения или борющуюся за власть. В этом смысле гражданское общество существует в любом государстве. В узком смысле под гражданским обществом понимается совокупность общественных объединений, не входящих в политическую систему. По наличию или отсутствию таких объединений можно делать вывод о наличии гражданского общества в данном государстве.

Локк пытается вырваться из порочного круга — либо беды анархии, либо беды диктатуры.

Локк — за ограничение вмешательства политики в межчеловеческие отношения и в этом смысле является предтечей современного либерализма.

Локк подходит здесь к формуле Великой французской революции — свобода, равенство, братство. Но его основная посылка — естественное состояние человека — абстрактна, так как в таком состоянии человек никогда не находился. Цель введения такой абстракции — снять некоторые ограничения феодального общества, без которых можно обойтись в обществе буржуазном. За естественное принималось социальное мироощущение и статус определенного сословия — буржуазии, в среде которой сделки могут иметь характер взаимовыгодного, рационального обмена, предпосылкой чего служит равенство общественно-правового статуса сторон и их взаимная независимость.

Далее Локк называет два гипотетических аргумента против данной модели. Во-первых, он жалуется на отсутствие исторической традиции правления большинства. В мире по ходу истории было и есть множество примеров абсолютной власти - цари, короли, шейхи и т.д. Однако, сообщества людей быстро забывают, что они образовались и организовались на основе согласия всех персон, формирующих их. Локк повторяет свои рассуждения об отцовской власти из предыдущей главы, приводя примеры из истории, когда люди совместно и с большой охотой подчинялись центральной фигуре правителя (обычно мужчины), будь то в контексте семьи или в контексте общества. Однако, даже в этом случае они делали это по взаимному согласованию и согласию, что утверждает идею мирного формирования гражданского общества (в отличие от варианта с завоеванием, который Локк обещает рассмотреть позже).

Во-вторых, так как люди (в эпоху Локка и далее) уже рождаются под властью какого-либо правительства, то фактически они не имеют свободы в том числе и для того, чтобы собраться и поменять существующую власть. На эту ситуацию Локк отвечает, что хотя кто-то может ассоциировать себя с определенным правительством, он не может привязать к нему своих детей, так как они рождены свободными и должны сами потом принять решение о присоединении или нет к обществу под властью правительства, на которое согласились их родители. Ещё раз Локк повторяет, что только "согласие вступить делает из человека члена какого-либо общества". В главе 9 Локк снова говорит о причинах, по которым люди уступают свои естественные права и стремятся стать частью какого-то общества: чтобы защитить свои жизни, свободы и имущество - всё это Локк называет собственностью (неотъемлимыми свойствами) людей.

Естественное состояние, в котором находятся люди до образования общества не имеет три важных вещи: установленный, устоявшийся и известный закон; известный и бесспристрастный суд; силу, которая обеспечивает выполнение вынесенных судьёй решений. Для того, чтобы получить эти три преимущества люди должны отказаться от части своих естественных прав, включая право действовать как им заблагорассудится (в рамках естественных законом); право наказывать нарушивших естественные законы. Первое право частично передается в пользу законов гражданского общества, которые более тесные, чем естественные законы. Второе право передается полностью в пользу исполнительной власти, установленной обществом. Локк оканчивает главу, замечая, что представленная система (то есть гражданское общество) - это совпадение трёх характеристик: наличие закона, судьи и исполнителя решений судьи, который работает "не для чего иного, как для мира, безопасности и блага людей".

Эти главы представляют собой конец первой части "Второго трактата". К этому моменту Локк определил такие вещи как: естественное состояние, цели и путь формирования гражданского общества и принципы, на которых оно стоит.

Кратко резюмируя предыдущие главы, можно сказать, что: изначально в естественном состоянии (state of nature) люди полностью свободны и независимы. Каждый человек - субъект естественного права и может применять его в случае угрозы. Люди в естественном состоянии заводят собственность, прикладывая к окружающим предметам (в том числе земле) свой труд, и потом, обменивая между собой результаты своего труда, приходят к появлению денег и способности аккумулировать большое количество собственности. В этих обстоятельствах универсальные законы естественного состояния, основанные на инстинктах, уже не так хорошо защищают свободу человека и собственность. Таким образом, люди организуют гражданское общество для защиты. Войдя в это общество, человек отказывается от характерных для естественного состояния свобод и права исполнять универсальный закон. Вместо этого в обществе устанавливается судебная власть для разрешения споров между членами и свод законов, которым все должны повиноваться, а также исполнительная власть, способная обеспечить претворение закона в жизнь.

Гражданское общество действительно до тех пор, пока три ветви общественной власти служат для наилучшего соблюдения интересов людей, которые его сформировали, отказавшись от своих естественных прав.

Локк достаточно подробно обосновывает свои идеи либо ссылками на религиозные постулаты, либо обращением к морали. Это важные элементы его аргументации. Но вместе с тем надо всегда помнить, что главным аргументом является всё-таки собственность, значение которой выходит на первый план в 9 главе, где Локк прямо говорит, что желание защитить свою собственность движет людьми, когда они формируют гражданское общество.

Возникает вопрос, что происходит с теми, кто не имеет собственности? Для чего они передают свои естественные права? По какой причине они тоже согласны быть членами гражданского общества? Каков их интерес? Ответ достаточно разочаровывающий. Локк на самом деле никогда не планировал и не ожидал, что люди без собственности будут играть какую-то роль в гражданском обществе. В рамках функционирования такой системы люди без собственности остаются без привилегий, однако они продолжают находиться под защитой закона, что тоже важно.

Стоит помнить, что идеи Локка были прогрессивными для его эпохи. Его предположения насчет естественных прав и свободы от несправедливого правительства сформировали основы для создания Конституции США, которая построена на таких принципах, как равенство перед законом и правительство, работающее на благо людей. Хотя преимущества для высокого класса также встроены в эту систему.

Локк Джон (1632-1704) – английский мыслитель, пер­вый радикальный критик абсолютной монархии, теоретик неотчуждаемых прав человека, разделения властей и за­конности.

Логическое основание политико-правового учения. Основатель эмпиризма в теории познания; представитель естественной школы права.

Содержание политико-правового учения. Дж. Локк был сторонником концепции неотчуждаемых прав человека. Он признает существование естественного, т.е. догосударственного, состояния. В этом состоянии существуют равен­ство индивидов в обладании правом на жизнь, свободу, собственность.

Жизнь, свобода и собственность – вот триада есте­ственных и неотчуждаемых прав человека по Локку.

Заключение общественного договора позволяет преодо­леть недостатки государственного состояния, при котором:

Концепция ограничения государственной власти. Для обеспечения триады естественных и неотчуждаемых прав человека необходимо следующее.

1. Ограничить объем законодательной власти. Законо­дательная власть:

Локк выделяет три власти:

Законодательная власть действует непродолжительное время. Исполнительная и федеративная власти действуют непрерывно, так как требуется постоянное исполнение за­конов. Федеративная власть – это исполнительная власть, которая решает вопросы внешней политики.

У Дж. Локка разделение властей – это соподчинение властей. Законодательная власть является верховной по отношению ко всем другим видам власти.

Концепция законности у Локка состоит из двух частей.

1. Соотношение закона и свободы. Свобода – это жизнь в соответствии с законом: постоянным; общим для каждого в обществе; установленным законодательной властью, со­зданной в обществе. И наконец, свобода – это возможность следовать своему собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон.




Концепция неотчуждаемых естественных прав челове­ка, разработанная Джоном Локком, была воспринята Тома­сом Джефферсоном, подготовившим проект Декларации независимости США (1776) и использовавшим локков-скую триаду естественных прав человека (жизнь, свобода, собственность), но несколько в другой редакции (жизнь, свобода, стремление к счастью).

В дальнейшем теория разделения властей Локка была развита Ш. Л. Монтескье.

Франция до Великой революции представляла собой сословное общество: на 25 млн. человек 400 тыс. приходи­лось на дворянство, 130 тыс. – на духовенство, остальные составляли так называемое третье сословие. Первые два сословия были привилегированными и не платили налогов (податей), а третье сословие было бесправным, податным.

В это время во Франции формируются два течения по­литико-правовой мысли:

просветители (Вольтер, Монтескье, Руссо), их идеал – царство разума (установление буржуазного правопорядка), который позволил бы обеспечить свободу индивидам бла­годаря законам, которые должны быть всеобщими. Праву сословному как сословной привилегии на смену должно было прийти формальное равенство всех перед законом. Французские просветители критиковали абсолютную мо­нархию, противопоставляя ей либо конституционную мо­нархию с разделением властей (Вольтер, Монтескье), либо демократическую республику (Руссо);

Локк Джон (1632-1704) – английский мыслитель, пер­вый радикальный критик абсолютной монархии, теоретик неотчуждаемых прав человека, разделения властей и за­конности.

Логическое основание политико-правового учения. Основатель эмпиризма в теории познания; представитель естественной школы права.

Содержание политико-правового учения. Дж. Локк был сторонником концепции неотчуждаемых прав человека. Он признает существование естественного, т.е. догосударственного, состояния. В этом состоянии существуют равен­ство индивидов в обладании правом на жизнь, свободу, собственность.

Жизнь, свобода и собственность – вот триада есте­ственных и неотчуждаемых прав человека по Локку.

Заключение общественного договора позволяет преодо­леть недостатки государственного состояния, при котором:

Концепция ограничения государственной власти. Для обеспечения триады естественных и неотчуждаемых прав человека необходимо следующее.

1. Ограничить объем законодательной власти. Законо­дательная власть:

Локк выделяет три власти:

Законодательная власть действует непродолжительное время. Исполнительная и федеративная власти действуют непрерывно, так как требуется постоянное исполнение за­конов. Федеративная власть – это исполнительная власть, которая решает вопросы внешней политики.

У Дж. Локка разделение властей – это соподчинение властей. Законодательная власть является верховной по отношению ко всем другим видам власти.

Концепция законности у Локка состоит из двух частей.

1. Соотношение закона и свободы. Свобода – это жизнь в соответствии с законом: постоянным; общим для каждого в обществе; установленным законодательной властью, со­зданной в обществе. И наконец, свобода – это возможность следовать своему собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон.

Концепция неотчуждаемых естественных прав челове­ка, разработанная Джоном Локком, была воспринята Тома­сом Джефферсоном, подготовившим проект Декларации независимости США (1776) и использовавшим локков-скую триаду естественных прав человека (жизнь, свобода, собственность), но несколько в другой редакции (жизнь, свобода, стремление к счастью).

В дальнейшем теория разделения властей Локка была развита Ш. Л. Монтескье.

Франция до Великой революции представляла собой сословное общество: на 25 млн. человек 400 тыс. приходи­лось на дворянство, 130 тыс. – на духовенство, остальные составляли так называемое третье сословие. Первые два сословия были привилегированными и не платили налогов (податей), а третье сословие было бесправным, податным.

В это время во Франции формируются два течения по­литико-правовой мысли:

просветители (Вольтер, Монтескье, Руссо), их идеал – царство разума (установление буржуазного правопорядка), который позволил бы обеспечить свободу индивидам бла­годаря законам, которые должны быть всеобщими. Праву сословному как сословной привилегии на смену должно было прийти формальное равенство всех перед законом. Французские просветители критиковали абсолютную мо­нархию, противопоставляя ей либо конституционную мо­нархию с разделением властей (Вольтер, Монтескье), либо демократическую республику (Руссо);

Джон Локк (1632—1704) — английский философ и политический мыслитель. Философские произведения Локка внесли существенный вклад в теорию познания.

В произведении "Два трактата о правлении" Локк изложил свою концепцию естественного права. Концепция Локка подводила итог предшествующему развитию политико-правовой идеологии в области методологии и содержания теории естественного права, а программные положения его доктрины содержали важнейшие государственно-правовые принципы гражданского общества.

Локк исходил из представления о "естественном состоянии". Важная особенность учения Локка в том, что он обосновывает идею прав и свобод человека, существующих в догосударственном состоянии. Естественное состояние, по Локку, — "состояние полной свободы в отношении действий и распоряжения своим имуществом и личностью", "состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого".

К естественным правам относится собственность, которая трактовалась широко: как право на собственную личность (индивидуальность), на свои действия, на свой труд и его результаты. Именно труд, по Локку, отделяет "мое", "твое" от общей собственности; собственность — нечто, неразрывно связанное с личностью: "То, что человек извлек из предметов, созданных и предоставленных ему природой, он слил со своим трудом, с чем-то таким, что ему неотъемлемо принадлежит и тем самым делает это своей собственностью".

Обоснование частной собственности направлялось как против уравнительных теорий (коль скоро люди не равны по трудолюбию, способностям, бережливости — собственность не может быть равной), так и еще более против феодального произвола, посягательств абсолютной монархии на имущество подданных (произвольные налоги, поборы, конфискации).

Для создания гарантий естественных прав и законов, полагал Локк, люди отказались от права самостоятельно обеспечивать эти права и законы. В результате общественного соглашения гарантом естественных прав и свобод стало государство, имеющее право издавать законы, снабженные санкциями, использовать силы общества для применения этих законов, а также ведать отношениями с другими государствами.

Поскольку, по Локку, государство создано для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), оно не должно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы естественные права были надежно гарантированы. Главная опасность для естественных прав и законов проистекает из привилегий, особенно из привилегий носителей властных полномочий.

"Свобода людей в условиях существования системы правления, — подчеркивал Локк, — заключается в том, чтобы жить в соответствии с постоянным законом, общим для каждого в этом обществе и установленным законодательной властью, созданной в нем; это свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от непостоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека".

Согласно теории Локка абсолютная монархия — один из случаев изъятия носителя власти из-под власти законов. Монархия противоречит общественному договору уже по той причине, что суть последнего в установлении людьми равного для всех суда и закона, а над абсолютным монархом судьи вообще нет, он сам судья в собственных делах, что, конечно же, противоречит естественному праву и закону.

Абсолютная монархия — всегда тирания, так как нет никаких гарантий естественных прав. Вообще же, считал Локк, когда кто-то изъят из-под власти законов, имеет привилегии, люди начинают думать, что они находятся по отношению к такому человеку в естественном состоянии, поскольку никто кроме них самих не может защитить их прав от возможных посягательств со стороны привилегированного. Отсюда — одно из основных положений теории Локка: "Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества".Пределы власти государства при всех формах правления — естественные права подданных. Власть не может лишить какого-нибудь человека части его собственности без его согласия. Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободу этого народа.

Локк различал законодательную, исполнительную и союзную (федеративную) власти. Законодательная власть является высшей властью в государстве, она основана на согласии и доверии подданных. Локк — сторонник представительной системы, принятия законов представительным учреждением, избираемым народом и ответственным перед ним, так как народу всегда принадлежит верховная власть отстранять или изменять состав законодательного органа, когда народ видит, что законодательная власть действует вопреки оказанному ей доверию. К правам законодательной власти Локк относил также назначение судей; в этом сказалась особенность английского права, одним из источников которого является судебная практика.

Законодательная и исполнительная власти не должны находиться в одних руках.

Не менее опасно, заявлял Локк, наделение законодательной властью монарха и правительства — их политические привилегии неизбежно направляются против естественных прав подданных. Законодательная власть — высшая власть в том отношении, что законы строго обязательны для правительства, чиновников и судей. Монарх — глава исполнительной власти — имеет так называемые прерогативы: право распускать и созывать парламент, право вето, право законодательной инициативы, даже право в интересах общего блага совершенствовать избирательную систему для более равного и пропорционального представительства.

Обоснование естественных прав, выражавших основные принципы гражданского общества в области права (свобода, равенство, собственность), принесло Локку славу основателя либерализма; исследование гарантий этих прав, их защиты от произвола власти, обоснование разделения властей ставит его в первые ряды теоретиков парламентаризма; наконец, стремление ограничить деятельность государства охранительными функциями кладет начало идеям правового государства.

Читайте также: