Особенности постнеклассической науки кратко

Обновлено: 02.07.2024

Во второй половине XX в. в науке произошли изменения, позволившие говорить о новом, постнеклассическом, этапе ее развития. Среди отечественных авторов один из первых систематизировал черты постнеклассической науки В. С. Степин, выделив следующие признаки постнеклассического этапа: изменение характера научной деятельности, обусловленное революцией в средствах получения и хранения знаний (компьютеризация науки, сращивание науки с промышленным производством и т.п.); распространение междисциплинарных исследований и комплексных исследовательских программ; повышение значения экономических и социально-политических факторов и целей; изменение самого объекта - открытые саморазвивающиеся системы; включение аксиологических факторов в состав объясняющих предложений; использование в естествознании методов гуманитарных наук, в частности, принципа исторической реконструкции.

В итоге, в "науке второй половины XX в. обозначились человеческие ориентации" как в методах исследования, так и во внешнем общекультурном и философском осмыслении. Вышли обобщающие работы, в которых современная научная деятельность, принципы, установки науки характеризовались существенно изменившимися.

В основу этих философско-методологических поисков положены реальные феномены становящейся науки. В исследованиях И. Пригожина, Г. Хакена, Э. Янча, У. Матураны и др. формируется эволюционно-синергетическая парадигма. Ф. Капра говорит о парадигме системности, представленной работами Дж. Чу, Г. Бэйтсона, Д. Бома, Э. Ф. Шумахера, И. Пригожина, Э. Янча и др. Методологи выделяют тенденции экологизации и гуманизации науки. Экологическое (энвайроментальное) направление постнеклассической науки объединяет А. Нэсса, Б. Девала, Дж. Сешенса, Б. Каликотта, Л. Н. Эвердена, Б. Токкара, Ю. Харгроува и др. гуманизация проявляется в естественных науках через экологизацию мышления, через анализ языка, через психоанализ. Конкретизируем черты постнеклассической науки.

Объектом постнеклассической науки являются саморазвивающиеся сложные системы, природные комплексы, включающие человека. Основная особенность таких объектов обозначается термином "человекоразмерность". Ключевые идеи постнеклассической науки - это нелинейность, коэволюция, самоорганизация, идея глобального эволюционизма, синхронистичности, системности. Реальность характеризуется на основе двух взаимодополняющих подходов - системного и исторического: реальность как процесс и реальность как сеть взаимосвязей, в которую включен человек.

Становление постнеклассической науки сопровождается расширением эпистемологического горизонта. В проблематику естественных наук вошла тема понимания. Одна из наиболее устойчивых трактовок понимания - диалог. Диалог предстает у Мартина Бубера (немецко-еврейский экзистенциальный философ, теоретик сионизма) как способ бытия, он создал диалоговую онтологию, которая весьма актуальна в современную кризисную эпоху. Она отвечает духу времени и, кроме того, согласуется с тенденциями внутринаучной динамики. По М. Буберу, через диалог преодолеваем мир "опыта" и входим в мир "отношений", и наука, как показано выше, вскрыла не "объекты сами по себе", а их взаимоотношения.

Главные характеристики современной, постнеклассической науки:

2. Укрепление парадигмы целостности, т.е. осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир: а) человек находится не вне изучаемого объекта, а внутри его; б) идеи и принципы естествознания все шире внедряются в гуманитарные науки, но имеет место и обратный процесс; в) выход частных наук за пределы, поставленные классической культурой Запада.

3. Укрепление и все более широкое применение идеи (принципа) коэволюции, т.е. сопряженного, взаимообусловленного изменения систем или частей внутри целого. Будучи биологическим по происхождению, связанным с изучением совместной эволюции различных биологических объектов и уровней их организации, понятие коэволюции охватывает сегодня обобщенную картину всех мыслимых эволюционных процессов, — это и есть глобальный эволюционизм. Коэволюция совершается в единстве природных и социальных процессов.

5. Еще более широкое применение философии и ее методов во всех науках. Проблема опять же в том, о какой конкретно философии идет речь и как именно она влияет на развитие естественных наук начала XX в. Предметом активного обсуждения сегодня являются вопросы о самой философии как таковой; ее месте в современной культуре; о специфике философского знания, его функциях и источниках; о ее возможностях и перспективах; о механизме ее воздействия на развитие познания (в том числе научного) и иных форм деятельности людей.

6. Методологический плюрализм, осознание ограниченности, односторонности любой методологии — в том числе рационалистической (включая диалектико-материалистическую). Поиски красоты, т. е. единства и симметрии законов природы, — примечательная черта современной физики и ряда других естественных наук.

7. Постепенное и неуклонное ослабление требований к жестким нормативам научного дискурса — логического, понятийного компонента и усиление роли внерационального компонента.

8. Соединение объективного мира и мира человека, преодоление разрыва объекта и субъекта. Природа — не некий автомат, ее нельзя заставить говорить лишь то, что ученому хочется услышать. Научное исследование — не монолог, а диалог с природой.

11. Стремление построить общенаучную картину мира на основе принципов универсального (глобального) эволюционизма, объединяющих в единое целое идеи системного и эволюционного подходов.

Плюрализм – позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения и пр.

Коэволю́ция — совместная эволюция видов, взаимодействующих в экосистеме. Изменения, затрагивающие какие-либо признаки особей одного вида, приводят к изменениям у другого или других видов.

Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука

Наука — это конкретно-историческая область человеческой деятельности, которая постоянно находится в движении и развитии путем смены качественно новых этапов.

Наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный). Каждый из них отличается уникальным образом мышления, инструментальной базой, понятийным аппаратом, особенностями процесса познания.

Классическая наука

Этап классической науки затрагивает период XVII-XIX вв., где основой познания представлялось экспериментально–теоретическое исследование, поэтому этап также называется аналитическим, связанным с точным естествознанием.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Особенности классического периода науки:

Неклассическая наука

Неклассический этап развития науки — период в конце XIX-середине XX века, который стал логическим продолжением классического течения, претерпевающего кризис рационального мышления.

Особенности неклассического периода:

  1. В науке распространяется теория эволюции (основоположником которой стал Чарльз Дарвин), изучающая постепенное длительное развитие органического мира, сопровождающееся его изменением и появлением новых форм организмов.
  2. Развивается электродинамика (изучающая основные переменные электромагнитного поля, и их взаимодействие), теория относительности (описывающая универсальные пространственно-временные свойства физических процессов) и ядерная физика (изучающая структуру и свойства атомных ядер, а также их столкновения — ядерные реакции).
  3. Активное развитие процесса интеграции наук, которая особенно характерна для XX века. Появление новых научных дисциплин на стыках наук обусловлено ограниченностью в пределах одной дисциплины, что требовало расширения и привлечения других областей. Это обусловлено природным единством, не предполагающим абсолютно резкое деление на разные науки.
  4. Представление о мире как статичном явлении начинает устаревать. Его место занимает представление о динамично развивающейся материи.
  5. Объединение противоположных классических понятий и категорий. Например, если раньше понятия непрерывности и дискретности были взаимоисключающими, то в неклассический период, как и в современной науке, непрерывность и дискретность — это две стороны процесса развития. Непрерывное является дискретным, а дискретное — непрерывным. Это относилось, в частности, к физическому полю или к микрочастице, что привело к корпускулярно-волновому дуализму (материальные микроскопические объекты могут при одних условиях проявлять свойства классических волн, а при других — свойства классических частиц).
  6. Во второй половине XIX века материя перестала сводиться исключительно к механистическому перемещению веществ. Формой существования материального мира стало электромагнитное поле, основателем теории о котором был британский физик Джеймс Клерк Максвелл.

Постнеклассическая наука

Постнеклассическая наука сформировалась к 70-м гг. XX века. Этому способствовали революция в хранении и получении знаний (компьютеризация науки), невозможность решить ряд научных задач без комплексного использования знаний различных научных дисциплин и без учета места и роли человека в исследуемых системах.

Признаки данного периода:

  1. Происходит активная компьютеризация науки и сращивание ее с промышленным производством, что повлияло на характер исследовательской деятельности.
  2. Началась революция в наборе средств получения знаний и их хранения.
  3. Стали развиваться генные технологии, основанные на методах молекулярной биологии и генетики, что заложило начало конструированию новых генов и изменению ДНК.
  4. Эволюционные идеи в области химии привели к созданию усложненной сферы исследований — эволюционной химии.
  5. В обществе возникла острая необходимость в изучении явлений в экономической, социально-политической, научно-технической сфере с целью совершенствованияусловий жизни, зависящих от стремительного технического прогресса.
  6. В связи с усложнением и углублением исследовательской деятельности, основными методами познания становятся синтетические, которые позволяют учитывать специфические особенности сложных саморазвивающихся систем, включающие многочисленные нелинейные обратные связи между подсистемами.
  7. Начинает преобладать парадигма целостности, согласно которой общество, биосфера, ноосфера, мироздание и т.д. являются единой целостностью. Она проявляется в том, что человек находится не вне изучаемого объекта, а внутри его.
  8. Реальность основывается на двух главных и взаимодополняющих подходах — системном и историческом: реальность как процесс и реальность как сеть взаимосвязей, в которую включен человек.

Особенности, чем различаются между собой

Каждому этапу развития науки присущи определенные виды парадигм — совокупности теоретико-методологических и иных установок, своя картина мира и первостепенные фундаментальные идеи.

В классическом периоде парадигма основывалась на механике, корпускулярной концепции, согласно которой материя имеет дискретную (прерывистую) структуру и состоит из отдельных, предельно малых частиц. А также на классическом (лапласовском) детерминизме.

Механистический детерминизм выражает идею абсолютного детерминизма — уверенности в том, что все происходящее имеет причину в человеческом понятии и есть непознанная разумом необходимость.

Неклассической науке, отдаляющейся от метафизического представления о мире, свойственны следующие парадигмы:

  • относительность;
  • дискретность;
  • квантование;
  • вероятность;
  • дополнительность.

Постнеклассический этап обратился в сферу парадигм становления и самоорганизации. Особое внимание уделяется историческому контексту, системности (целостности) и развитию как важнейшей характеристике бытия. Классическая наука, как и неклассическая, изучала непрерывно протекающие процессы и не акцентировала внимание на качественно новых переходах состояния материи.

Однако различия периодов развития науки не предполагают, что каждый последующий этап отрицает предыдущий. Постнеклассический этап смог зародиться благодаря преобразованию и модернизации свойств научной классики и неклассического мировоззрения.

Преемственность научных этапов позволяет проследить постоянное совершенствование устаревших представлений о мире и переход каждого периода на качественно новый этап развития.

Исторические периоды существования

Классическая наука зародилась в XVII–XIX вв., в эпоху Нового времени, когда происходили буржуазные революции и началось становление капиталистического способа производства. В этот период единое знание начинает дифференцироваться на сферы философии и науки.

Переход к новому способу производства требовал большого количества ресурсов и машин, что также стало стимулом для радикального изменения структуры науки, в которой начинают формироваться новые подсистемы и отрасли — астрономия, механика, физика, химия.

В начале XX века сформировалась неклассическая наука. Для этого исторического периода характерны открытия в области физики. Объекты научного изучения неклассического этапа стали рассматриваться как сложные системы, некоторые из которых можно изучить только с помощью макроинструментов (проявление принципа дополнительности).

Реальность начинает рассматривать как нечто, зависящее от познавательных инструментов, в отличие от классической науки, которая не придавала роли и значения субъекту познания.

Для мировоззрения неклассического исторического периода характерны смена парадигм, возникновение сомнений относительно рациональности в процессе познания и силы разума человека.

В то же время активно развивается потребительская идеология, что стало одним из факторов гуманизации постнеклассической науки. Ученые становятся более ответственными за свои разработки. Большое внимание уделяется регулированию в области экспертиз, исследований для предотвращения нанесения вреда человеческому здоровью.

Научные исследования фундаментального характера начинают отставать от прогресса в исследованиях, привлекательных для инвестиций. Эта тенденция характерна для периода коммерциализации науки в эпоху развитого капитализма.

В XX века цивилизация столкнулась с глобальными проблемами, порожденными научно-техническим развитием. Стало очевидно, что наука не только изучает развитие мира, но и сама является фактором и результатом его эволюции. Если на первом этапе ценность на­учного знания виделась в том, что оно является средством спасе­ния, а на втором — содержалась в экономической эффективности, то сейчас наука выступает главным средством сохранения цивили­зации. Изменились не только отно­шения общества к науке, но и поведение самого научного сообщества. В связи с этим в последнюю треть XX века происходят новые радикальные изменения в основаниях научного знания, в ходе ко­торых формируется постнеклассическая наука.

Основные принципы:

· утверждается парадигма целостности, согласно которой мироздание, биосфера, ноосфера, общество, человек и т.д. представляют собой единую целостность. Стремление построить общенаучную картину мира на основе принципа универсального эволюционизма

· в качестве парадигмальной теории выступает синергетика — теория самоорганизации, изучающей поведение открытых неравновесных систем.

· объектами анализа стано­вятся сложные системы, характеризующиеся открытостью и исто­рическим саморазвитием. Исторически развивающаяся система формирует с течением времени новые уровни своей организации, которые, воздействуя на все ранее возникшие, меняют связи и ком­позиции их элементов.

· ориентация со­временной науки на изучение сложных исторически развиваю­щихся систем существенно перестраивает нормы исследователь­ской деятельности. Применяются методы построения возможных сценариев, исторической реконструкции и т. д.

· в науку входят та­кие понятия как неопределенность, стохастичность, хаос, бифур­кация, диссипативные структуры и т. д., выражающие неравно­весные характеристики действительности. Новым содержанием наполняются категории случайности и причинности.

· происходит сближение естественных и общественных наук, при котором идеи и принципы современного естествознания все шире внедряются в гуманитарные науки, причем имеет место и обратный процесс. И центром этого слияния, сближения является человек. Попытка соединения объективно­го мира и мира человека.

Некоторые достижения:развиваются генные технологии, основанные на методах молекулярной биологии и генетики, которые направлены на конструирование новых, ранее в природе не существовавших генов. Основная цель генных технологий - видоизменение ДНК. Разработан принципиально новый метод, приведший к бурному развитию микробиологии – клонированию. Развитие вычислительной техники связано с созданием микропроцессоров, которые были положены также в основание создания станков с программным управлением, промышленных роботов, для создания автоматизированных рабочих мест, автоматических систем управления. Прогресс в 80 - 90-х гг. XX в. развития вычислительной техники вызван созданием искусственных нейронных сетей, на основе которых разрабатываются и создаются нейрокомпьютеры, обладающие возможностью самообучения в ходе решения наиболее сложных задач. Важнейшим инструментом научно-исследовательской деятельности выступает математическое моделирование. На базе фундаментальных знаний быстро развиваются сформированные в недрах физики микроэлектроника и наноэлектроника. Все чаще объектами исследования становятся сложные, уникальные, исторически развивающиеся системы, которые характеризуются открытостью и саморазвитием. Среди них такие природные комплексы, в которые включен и сам человек - так называемые "человекоразмерные комплексы"; медико-биологические, экологические, биотехнологические объекты, системы "человек-машина", которые включают в себя информационные системы и системы искусственного интеллекта и т.д. Идея принципа универсального эволюционизма основана на трех важнейших концептуальных направлениях в науке конца XX в.:

1) теории нестационарной Вселенной;

3) теории биологической эволюции и развитой на ее основе концепции биосферы и ноосферы.

Становление постнеклассической науки не приводит к уничтожению методов и познавательных установок классического и неклассического исследования. Постнеклассическая наука лишь четче определит область их применения.




ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА

В XX века цивилизация столкнулась с глобальными проблемами, порожденными научно-техническим развитием. Стало очевидно, что наука не только изучает развитие мира, но и сама является фактором и результатом его эволюции. Если на первом этапе ценность на­учного знания виделась в том, что оно является средством спасе­ния, а на втором — содержалась в экономической эффективности, то сейчас наука выступает главным средством сохранения цивили­зации. Изменились не только отно­шения общества к науке, но и поведение самого научного сообщества. В связи с этим в последнюю треть XX века происходят новые радикальные изменения в основаниях научного знания, в ходе ко­торых формируется постнеклассическая наука.

Основные принципы:

· утверждается парадигма целостности, согласно которой мироздание, биосфера, ноосфера, общество, человек и т.д. представляют собой единую целостность. Стремление построить общенаучную картину мира на основе принципа универсального эволюционизма

· в качестве парадигмальной теории выступает синергетика — теория самоорганизации, изучающей поведение открытых неравновесных систем.

· объектами анализа стано­вятся сложные системы, характеризующиеся открытостью и исто­рическим саморазвитием. Исторически развивающаяся система формирует с течением времени новые уровни своей организации, которые, воздействуя на все ранее возникшие, меняют связи и ком­позиции их элементов.

· ориентация со­временной науки на изучение сложных исторически развиваю­щихся систем существенно перестраивает нормы исследователь­ской деятельности. Применяются методы построения возможных сценариев, исторической реконструкции и т. д.

· в науку входят та­кие понятия как неопределенность, стохастичность, хаос, бифур­кация, диссипативные структуры и т. д., выражающие неравно­весные характеристики действительности. Новым содержанием наполняются категории случайности и причинности.

· происходит сближение естественных и общественных наук, при котором идеи и принципы современного естествознания все шире внедряются в гуманитарные науки, причем имеет место и обратный процесс. И центром этого слияния, сближения является человек. Попытка соединения объективно­го мира и мира человека.

Некоторые достижения:развиваются генные технологии, основанные на методах молекулярной биологии и генетики, которые направлены на конструирование новых, ранее в природе не существовавших генов. Основная цель генных технологий - видоизменение ДНК. Разработан принципиально новый метод, приведший к бурному развитию микробиологии – клонированию. Развитие вычислительной техники связано с созданием микропроцессоров, которые были положены также в основание создания станков с программным управлением, промышленных роботов, для создания автоматизированных рабочих мест, автоматических систем управления. Прогресс в 80 - 90-х гг. XX в. развития вычислительной техники вызван созданием искусственных нейронных сетей, на основе которых разрабатываются и создаются нейрокомпьютеры, обладающие возможностью самообучения в ходе решения наиболее сложных задач. Важнейшим инструментом научно-исследовательской деятельности выступает математическое моделирование. На базе фундаментальных знаний быстро развиваются сформированные в недрах физики микроэлектроника и наноэлектроника. Все чаще объектами исследования становятся сложные, уникальные, исторически развивающиеся системы, которые характеризуются открытостью и саморазвитием. Среди них такие природные комплексы, в которые включен и сам человек - так называемые "человекоразмерные комплексы"; медико-биологические, экологические, биотехнологические объекты, системы "человек-машина", которые включают в себя информационные системы и системы искусственного интеллекта и т.д. Идея принципа универсального эволюционизма основана на трех важнейших концептуальных направлениях в науке конца XX в.:

1) теории нестационарной Вселенной;

3) теории биологической эволюции и развитой на ее основе концепции биосферы и ноосферы.

Становление постнеклассической науки не приводит к уничтожению методов и познавательных установок классического и неклассического исследования. Постнеклассическая наука лишь четче определит область их применения.

ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА

На рубеже XIX—XX вв. происходит научная революция, знаменующая начало второго этапа развития науки современного типа — неклассической науки. Глубокие изменения, потрясшие основы классических научных представлений, осуществляются преимущественно в двух областях: квантово-релятивистской физике и математике.

· первый — о принципиально-вероятностном характере протекающих в микромире процессов;

· второй — о парадоксальном характере объектов микромира;

· третий — о неустранимом влиянии исследователя на изучаемый процесс.

Второй областью науки, переживающей глубокие изменения в рассматриваемый период, становится математика. Ситуацию, сложившуюся в начале ХХ в. В этой области науки, характеризуют как кризис оснований математики. Выдвигаются различные математические программы, обосновывающие ее исходные положения. Среди них особую популярность приобретает интуиционистская программа. Эти факты говорят об ограниченных формализационных возможностях самой математической логики. Наличие совокупности равновозможных математик свидетельствует о ее неуниверсалистском, полипарадигмальном характере, при том, что в классической науке математика считалась образцом точного знания. Иными словами, к началу ХХ в. в науке утверждается принцип теоретической избыточности, т.е. сосуществования альтернативных концепций, имеющих дело с одним и тем же предметом, но содержательно различных. В гуманитарном познании осуществляется отказ от идеалов естествознания, активизируются поиски методов, учитывающих позицию самого ученого, утверждается многообразие теоретического знания. Во второй половине ХIХ в. рационализм переживает глубокий кризис: сама философия становится неклассической, объяснение жизни и поведения человека отличается от рационалистических теорий классической философии. Итак, специфика неклассической науки состоит в следующем:

· усложнение научных представлений о мире и возможностях научного познания;

· признание существования вероятностных, дискретных, парадоксальных явлений;

· допущение неустранимого влияния субъекта с его определенными средствами познания на изучаемые процессы;

· признание принципа теоретической избыточности, т.е. сосуществования альтернативных теорий, свидетельствующих об отсутствии однозначной связи между теорией и реальностью.

Однако нельзя сказать, что неклассическая наука вытеснила классическую науку. Просто принципы одной и другой применяются к разным фрагментам действительности, сосуществуя в сложной взаимосвязи.

Современная постнеклассическая наука. Главные характеристики постнеклассической науки.

· революция в хранении и получении знаний (компьютеризация науки);

· невозможность решить ряд научных задач без комплексного использования знаний различных научных дисциплин;

· необходимость учета места и роли человека в исследуемых системах.

Концепция универсального эволюционизма базируется на определенной совокупности знаний, полученных в рамках конкретных научных дисциплин (биологии, геологии и т.д.), и ряде философскомировоззренческих установок. Глобальный эволюционизм — это принцип, обеспечивающий перенесение эволюционных идей на все сферы действительности и рассмотрение неживой, живой и социальной материи как единого универсального эволюционного процесса. В основе этого принципа лежат две концептуальные разработки:

1) теория нестационарной Вселенной;

2) концепция биосферы и ноосферы.

Теория нестационарной Вселенной объясняет Вселенную как эволюционно развивающуюся и переносит эволюцию на мироздание в целом. Тем самым модель расширяющейся Вселенной существенно изменила представления о мире, включив в научную картину мира идею эволюции космоса. Следствием теории расширяющейся Вселенной является положение о существовании множества эволюционно развивающихся Вселенных, среди которых, возможно, только наша оказалась способной породить такое многообразие форм организации материи. А возникновение жизни на Земле объясняется на основе антропного принципа, устанавливающего связь существования человека (как наблюдателя) с физическими параметрами Вселенной и Солнечной системы, а также с универсальными константами взаимодействия и массами элементарных частиц. Наряду с теорией расширяющейся Вселенной в качестве естественного обоснования принципа универсального эволюционизма рассматриваются идеи биосферы и ноосферы В.И. Вернадского, развитые на основе теории биологической эволюции. Учение о био- и ноосфере обосновало понимание жизни как целостного эволюционного процесса, включенного в космическую эволюцию. Биосфера — живая динамическая система, находящаяся в развитии, осуществляемом под воздействием ее внутренних структурных компонентов, а также под влиянием все возрастающих антропогенных факторов. Благодаря последним растет могущество человека, в результате деятельности которого происходят изменения структуры биосферы. Под влиянием научной мысли человека и человеческого труда она переходит в новое состояние — ноосферу. В концепции Вернадского показано, что жизнь представляет собой целостный эволюционный процесс (физический, геохимический, биологический), включенный в космическую эволюцию. Специфика постнеклассической науки состоит в следующем:

· использование принципа глобального эволюционизма, т.е. стремления объяснить весь космос как эволюционирующую систему;

· признание принципа целостности: мироздание есть единая целостная система, которая живет по единым универсальным законам синергетики. Проявлением этой целостности является то, что человек — субъект познания — находится не вне изучаемого объекта, а внутри его, он лишь часть, познающая целое;

· включение ценностных моментов в научный познавательный процесс, о чем свидетельствует, например, проведение социальногуманитарных, экологических экспертиз при разработке масштабных научно-технических программ.

· Предсказания квантовой механики неоднозначны, они дают лишь вероятность того или иного результата.

· Причинность в лапласовском смысле нарушена, но в более точном квантовомеханическом смысле она соблюдается.

· Причина вероятностного характера предсказаний в том, что свойства микроскрпических объектов нельзя изучать, отвлекаясь от способа наблюдения.

Список использованной литературы:

1. История и философия науки : учебник / Т.П. Матяш, Е.Ю. Положенкова, К.В. Воденко, Г.И. Могилевская ; отв. ред. К.В. Воденко. — М. : КНОРУС, 2016. — 272 с.

3. Степин В. С., Горохов В. Г., Розов М. А. Научные революции и смена типов научной рациональности / В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов // Философия науки и техники: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 1999. — 400 с.

Читайте также: