Особенности постановки звуков при дизартрии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Дизартрией называется нарушение речи, вызванное различными патологиями центральной нервной системы. Заболевание проявляется в виде расстройства артикуляции звуков и смазанной речью, нарушенным голосообразованием и интонационными изменениями.

Дети с данным нарушением выделяются из общей массы сверстников слаборазвитой общей моторикой. Они неловкие, имеют ограничение активных движений, плохо подражают движениям в играх, с трудом переключаются с одного движения на другое.

Это заболевание возникает по причине дефекта иннервации и слабого развития речевого аппарата. Дизартрия является не самостоятельной болезнью, а симптомом, вызванным нарушением мозгового обращения, нейроинфекциями. В связи с этим вся проводимая работа осуществляется, исходя из принципа развития подвижности органов речи, с помощью различных логопедических приемов и упражнений .

Различают несколько видов патологии, в зависимости от участка поражения, влияющего на возникновение нарушения, в том или ином отделе головного мозга и нервной системы.

В связи с увеличением количества случаев данного заболевания, в последние годы, признана необходимость изучения особенностей работы по устранению дизартрии.

Для ее успешной коррекции разработаны определенные методы и приемы, связанные с особенностью нарушения.

Как ставят звук при дизартрии

Постановка звуков при дизартрии имеет определенную последовательность. Сначала это гласные, потом согласные и сонорные. Затем проводят постановку смычно-взрывных, щелевых и переднеязычных.

Г. В.Чиркина предлагает проводить отработку звуков в соответствии с тем, насколько подготовлены органы артикуляции ребенка, а именно, как разработаны дорсальный, какуминальный и альвеолярный уклады.

Также период постановки делят на этапы.

Этапы и последовательность постановки звуков

Так, на первом этапе автоматизируются [а, п, у, м, к, ы, н, х, в, о, т, с, л] и проводится дифференцировка [п-м, м-н, к-х, т-с, а-у-о-ы].

На следующем этапе автоматизируются [б, д, з, г, ж, ш, щ, ч, ц, р] и отрабатывается дифференциация [с-з, ш-ж, ц-ч, ч-щ, ч-т’].

То, с какой очередностью специалист будет работать над постановкой звуков, продиктовано рядом факторов:

Степень сложности его произнесения для ребенка.

Постепенность перехода от звуков с наименьшими произносительными сложностями к более простым.

Схожесть по акустике и артикуляции.

Наличие материала для коррекционной работы. Какой специалист этим занимается

Для правильной постановки диагноза необходимы усилия нескольких специалистов:

Задача логопеда исследовать звукопроизношение, оценить все стороны речи и зафиксировать результаты в речевой карте.

Задачей психолога является оценка интеллектуальных возможностей ребенка.

Опираясь на мнение перечисленных специалистов, врач-невролог дает свое заключение.

Целью работы по коррекции проявлений дизартрии является улучшение речи ребенка до состояния понятности окружающими, работа над просодической стороной речи, исправление речевого выдоха и голоса, улучшение моторики.

Для эффективной работы коррекционные занятия с логопедом рекомендуется сочетать с лечением препаратами и процедурами медицинской физической культуры.

Постановка звуков при дизартрии

То, насколько звук доступен ребенку, определяется не только оральной артикуляцией, но и тем, как зрительно воспринимается его образ. Хорошо обозначаемыми артикуляторно считаются звуки: а, о, у, э, и, п, б, м, ф, в, ш, ж, л, с, т, к (они расположены на уменьшение артикуляционных признаков). Как правило, это гласные. Затем идут взрывные согласные, особенно [п], которые усваиваются проще и быстрее фрикативных, таких как [ф], [в], [х].

Проводя постановочную работу, логопед выстраивает и интонационную выразительность материала.

Если проводить коррекцию звуков, артикуляция и акустика которых близка с ранее изученными, то усвоение материала будет проходить сложнее.

Это явление учитывается логопедами, и схожие по перечисленным признакам звуки рассредоточиваются по продолжительности коррекционной программы.

С подбором материала в постановке связывают изучение более трудного раньше, чем изучение более легкого. Таким примером может служить постановка прежде сложного звука [ы] при дизартрии, ранее более легкого [э].

Важно! Грамотный логопед, в первую очередь, станет уточнять артикуляцию звуков гласного ряда [э, а, и, ы, о, у] в приведенной последовательности. Затем можно будет приступать к работе над согласным рядом, начиная с мягких соноров, впоследствии отрабатывая их твердые пары: [м’-м, н’-н, j, л’-л, р’-р].

Поставив сонорные, переходят к уточнению и формированию смычно-взрывных: [п’-п, б’-б, т’-т, д’-д, к’-к, г’-г].

Проведя данные упражнения и закрепив результат, исследуют щелевые звуки: [ф’-ф, в’-в] и корректируют переднеязычные в данном порядке:[с’-с, з’-з, ш-ж, х’-х, щ, ч, ц].

Необходимость данной очередности звуковой постановки объясняется тем, что такая последовательность соответствует этапам становления звуков в онтогенезе и тем, что так обеспечивается возможность опереться на зрение и обеспечить контроль. Также используют опору на кинестетику и вибрацию.

Коррекционная работа реализуется по принципу перехода от несложных к более трудным речевым упражнениям.

hello_html_m6a12d01e.jpg

Примеры упражнений

Перед тем, как приступить к звуковой постановке, назначается логопедический массаж и артикуляционная разминка. Проводимый массаж (ручной и пальцевой), укрепляет и активизирует мускулатуру речевого аппарата, приводит в тонус слабые мышцы, а профессиональный точечный массаж расслабляет участки с гиперкинезами.

Сначала специалист проводит манипуляции с органами речи ребенка сам, с помощью рук, зонда, шпателя, салфетки. Затем пациента знакомят с органами речевой зоны и подключают сначала к пассивно-активной, а затем к активной логопедической гимнастике.

Также с ребенком прорабатываются упражнения на развитие правильного дыхания, на удержание артикуляционных поз.

Внимание! Всей работе по непосредственной постановке предшествуют подготовительные упражнения. Это комплексы для губ, языка, для челюсти.

Ребенку даются задания для тренировки силы и направленности выдыхаемой струи воздуха, на сравнение и узнавание звуков со схожими фонемными признаками.

Способы постановки

Постановка ведется традиционными способами:

от опорного звука, когда поставленный звук является основой, к которой прикрепляется нужный, и все произносятся в связке (тс-с-с-с; ииии-с-с-с);

механическим способом, с использованием зонда и шпателя и механического удержания языка и органов артикуляции в нужной для произнесения позе;

смешанным способом (например, при постановке звука [л] при дизартрии), когда его произносят по подражанию и с использованием зонда.

Последовательность постановки звуков определяется индивидуальным подходом, в зависимости от подготовленности артикуляционных укладов: дорсального, какуминального, альвеолярного.

Г.В. Чиркина предлагает два этапа в постановке звуков и их дифференциации:

I этап. Отрабатываются звуки: [а, п, у, м, к, ы, н, х, в, о, т, с, л], автоматизируются.

На этом этапе планируют дифференциацию: [п-м, м-н, к-х, т-с, а-у-о-ы].

II этап. Отрабатывают: [б, д, з, г, ж, ш, щ, ч, ц, р]. Дифференцируют: [с-з, ш-ж, ц-ч, ч-щ, ч-т'].

При стертой дизартрии коррекцию звуков необходимо начинать с уточнения гласных звуков.

Длительность гласных звуков определяет разборчивость речи, темп, мелодико-интонационную окраску, т. к. модулируя голосом по высоте и силе гласные звуки, удается передавать эмоциональный компонент речи.

Согласные звуки в основном несут семантическую нагрузку. Уточняют гласные звуки, желательно в такой последовательности: [э, а, и, ы, о, у]. Добиваются четкой артикуляции.

Согласные звуки начинают отрабатывать с мягких сонорных звуков, а затем закрепляют их твердые пары: [м'-м, н'-н, j, л'-л, р'-р]. После сонорных звуков уточняют или заново формируют смычно-взрывные звуки: [п'-п, б'-б, т'-т, д'-д, к'-к, г'-г]. Затем уточняют щелевые звуки: [ф'-ф, в'-в].

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

В статье мы расскажем о коррекционной работе при дизартрии, особенностях постановки звуков, комплексном лечении и профилактике заболевания.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Дизартрия — это расстройство речи. Возникает вследствие поражения отделов головного мозга, которые отвечают за связи с артикуляционным аппаратом. Одна из самых распространенных и простых форм — стертая дизартрия. Ее диагностируют по достижению ребенком 5-тилетнего возраста. Речь малыша невнятна, он искажает или заменяет звуки, у него плохая дикция — таковы признаки этого заболевания.

В статье мы расскажем о коррекционной работе при дизартрии, особенностях постановки звуков, комплексном лечении и профилактике заболевания.

Принципы коррекции речи при дизартрии

Логопеды используют несколько принципов при коррекционной работе с детьми. Вот они:

  1. Индивидуальный подход. Специалист оценивает компенсаторные возможности маленького пациента — какие артикуляционные движения сохранились, какие звуки и слоги малыш произносит правильно;
  2. От простого — к сложному. Коррекцию всегда начинают с тех звуков, которые ребенок произносит лучше всего. Такая последовательность постановки звуков при дизартрии позволяет добиться лучших результатов.
  3. Продолжительная отработка каждого звука. Коррекция речи у детей с дизартрией требует намного больше времени, чем другие логопедические проблемы.

Коррекционная работа включает в себя такие этапы: постановку, автоматизацию и дифференциацию звуков. Но самая первая задача логопеда — научить малыша различать их на слух.

Этапы коррекции нарушения звукопроизношения

Логопед придерживается строгой последовательности постановки звуков при дизартрии. Коррекционная работа состоит из 6-ти этапов.

Такой подход необходим, чтобы снизить апраксические нарушения, которыми сопровождается дизартрия. В целом первый этап — это фундамент для дальнейшего развития навыков звукопроизношения.

Третий: специалист стимулирует или ставит определенный звук. При постановке он использует классические техники — постановку по подражанию, механическим или смешанным способом.

Четвертый: закрепление, или автоматизация. Это самый сложный этап во всей коррекционной работе. Он требует больше всего времени. Часто дети овладевают звуком и произносят его изолированно, а вот в речи делают ошибки. Поэтому после этапа постановки логопед сосредотачивается на отработке изолированного звукопроизношения, а потом подключает слова с разной слоговой структурой. Таким образом, ребенок произносит звук в начале, середине или конце слов. Затем логопед подключает предложения, в которых сконцентрирован изучаемый звук.

Логопед подбирает лексический материал индивидуально. Он должен соответствовать возрасту и возможностям малыша, а также не включать те звуки, которые он еще не выговаривает или искажает.

Пятый: разделение поставленного и оппозиционных звуков. Сначала логопед предлагает 2 слога, затем увеличивает до 3-х. например, са — ша, ста — шта и пр. После этого отрабатывает пары слов с разной слоговой структурой.

Развитию коммуникативных умений при дизартрии способствуют такие техники, как заучивание стишков, пересказ или сочинение рассказов.

Гимнастика для постановки звуков

В коррекционную программу при дизартрии обязательно включают пальчиковые игры. Их можно делать и дома с родителями. Например, такие:

При спастичности нужно расслабление: поглаживать ручки: от кончиков пальцев вверх к ладошкам и до плеч. Затем повторить движение сверху вниз.

При гипотонусе мышцы нужно укреплять. Для этого родители активно разминают, растирают пальчики и ладошки. Движения стимулирующие.

Комплекс артикуляционных упражнений

Зарядка включает 5 упражнений, и ее тоже можно выполнять дома.

Еще одно упражнение — попытаться дотянуться кончиком языка к носу, а потом к подбородку.

Комплекс дыхательных упражнений

Включает 2 упражнения. Родители вполне могут делать их с малышом дома.

Еще один вариант дыхательной гимнастики — по А.Н. Стрельниковой. Суть гимнастики — каждую секунду нужно делать резкий вдох носом и одновременно делать упражнения. Вдох шумный и сильный, а выдох естественный, незаметный.

Есть несколько правил: с каждым вдохом опускать плечи и ноздри сильно смыкать, словно на них кто-то нажимает.

Гимнастика должна быть в радость, поэтому выполнять ее нужно до первых признаков утомления. Не нужно заставлять малыша, если он не хочет заниматься.

Гимнастика рассчитана на взрослых людей, поэтому продолжительность занятия и количество подходов лучше согласовать с логопедом.

Упражнения на развитие мелкой моторики

Мелкая моторика важная для развития речи. Сложность упражнений зависит от возможностей малыша. Но даже если у него сначала получается плохо, нужно заниматься дальше — он будет овладевать новыми навыками и будет получаться лучше.

Вот несколько вариантов игр для детей: шнуровка, рисование (фломастерами, карандашами, на крупе, песке), сортеры. Детям в возрасте 5 — 6 лет полезно научиться аккуратно раскрашивать картинки.

Тренируемся ориентироваться в пространстве

Этот комплекс тоже можно выполнять дома.

Логопедический массаж

Только специалист проводит массаж: он нужен для нормализации тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры. Но не стоит рассчитывать только на него — родители должны заниматься с малышом дома. Логопед покажет, какие упражнения нужно делать.

Методы диагностики дизартрии

Дизартрии, как правило, предшествует первичное неврологическое заболевание, например ДЦП. Поэтому прежде чем приступать к занятиям с логопедом, необходимо проконсультироваться с неврологом. Только он может диагностировать заболевание.

Диагностика включает электроэнцефалографию, МРТ головного мозга, электронейрографию или другие обследования. После этого невролог направляет пациента к логопеду. В свою очередь специалист на основании логопедических проб определит форму и степень расстройства речи.

Комплексное лечение заболевания

Только комплексный подход дает хорошие результаты. Вот какие мероприятия включают при лечении:

  • Логопедические занятия: развитие мелкой моторики рук, дыхания, моторики речевого аппарата, голоса (тембра, интонации, силы), обучение корректному звукопроизношению;
  • Физиотерапевтические процедуры: лечебная физкультура, массаж, акупресссура и т. д.;
  • Медикаментозное лечение. Назначают ноотропные препараты;
  • Психотерапия. В эту группу входят песочная, игровая, изотерапия.

Если родители вовремя заметили нарушения речи и обратились за помощью к врачам, у малыша есть все шансы избавиться от недуга. Но при условии, что нет выраженных поражений нервной системы.

Методы профилактики заболевания

В связи с биологическими факторами развития болезни, о ее профилактике стоит задуматься еще во время беременности и родов. Тяжелое протекание беременности, внутриутробные инфекции, асфиксии, осложненные роды, травмы в первые месяцы жизни новорожденного — все это может стать причиной нарушений речи в будущем.

Перечислим основные методы профилактики недуга уже после рождения малыша.

Во-первых, развивайте рефлексы. К ним относятся фиксация взгляда и слежение за предметом, слуховое сосредоточение, двигательная активность, рефлекс орального автоматизма — все они очень важны в развитии новорожденного.

Во-вторых, общайтесь с младенцем. Тактильные, зрительные, слуховые ощущения — все это крайне важно для его развития. Улыбайтесь ему, разговаривайте, носите на руках, поглаживайте.

В-третьих, будьте всегда рядом. Особенно это касается мамы. Ведь новорожденный нуждается в ее близости, возможности прикоснуться к ней, увидеть, почувствовать, получить ответные объятия.

В-четвертых, стимулируйте сосательный рефлекс. Чем активнее и дольше кроха сосет грудь, тем лучше развиваются его мышцы — они становятся крепче, пластичнее.

В-пятых, поощряйте попытки младенца к общению. Гуление, лепет — это нужно стимулировать.

В-шестых, развивайте мелкую моторику. Речь напрямую связана с мелкой моторикой и чем более ловкими будут руки малыша, тем лучше. Знакомьте его с разными текстурами.

В-седьмых, говорите с малышом на родном языке. Говорите четко, грамотно. И стимулируйте его к общению. Даже если он не разговаривает, все равно пытайтесь вызывать у него звуки. Если он хочет чего-то и показывает жестами, провоцируйте попросить это вербально.

Выводы

Вот почему закрывать глаза на проблему — огромная ошибка родителей. Конечно, принять тот факт, что у твоего чада какие-то нарушения, тяжело. Но сделать это необходимо именно во благо будущего своего малыша. Невылеченное же заболевание принесет взрослому человеку множество проблем в социальной жизни — начиная от общения и заканчивая работой.

Если выявить болезнь на ранней стадии развития, ее вполне можно вылечить. Комплексный подход к терапии дает хорошие результаты. Конечно, если нет грубых нарушений нервной системы.

Еще лучше, если удалось диагностировать болезнь, когда она еще не дала о себе знать, то есть до первых попыток малыша говорить. Такая ранняя коррекционная работа станет эффективной профилактикой.

При дизартрии нарушается большое число звуков. Перед постановкой звука необходимо провестти подготовительную работу: нормализовать речевое дыхание, улучшить подвижность речевых мышц.

ВложениеРазмер
osobennosti_raboty_po_postanovke_zvukov_u_detey_s_dizartriey.docx 38.96 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией.

При дизартрии нарушается как правило большое число звуков.

Перед тем как ставить звуки у дизартрика необходимо провести подготовительную работу: нормализовать речевое дыхание улучшить подвижность речевых мышц.

Подготовительная работа это первый этап постановки звуков в него входит:

Массаж органов артикуляции, назначают один из видов массажа: ручной логопедический, зондовый или точечный.

Электрофорез органов артикуляции

И только после этой работы можно приступать к обучению произносить звук изолированно.

Последовательность постановки звуков при дизартрии:

Если ребенок произносит гласные звуки в нос, то первыми необходимо поставить именно их. Если ребенок произносит какие-либо звуки смягченно, то их так же исправляют в первую очередь, исключение из этого правила составляют звуки Р, Л.

Через запятую обозначена последовательность работа над нарушенными звуками:

А, О, У, Э, Ы, Ф, В, К, Г, Х, Т, Д, Й, С, З, Ц, Ш, Ж, Ч Щ, Л, Р

Ввиду трудности нахождения каждой артикуляционной позы при дизартрии постановка изолированного звука проводится над каждым звуком отдельно. После того, как звук будет поставлен изолированно его, так же как и при дислалии закрепляют в слогах, словах и самостоятельной речи.

У дизартриков длительное время занимает автоматизация звука – закрепление его в самостоятельной речи. Чтобы ускорить работу над звуками, после того как ребенок научится произносить один нарушенный звук в словах, можно ставить другой звук изолированно, соблюдая при этом порядок работы над звуками.

Задачи , которые решаются на занятиях по коррекции произношения звуков у детей с дизартрией направлены на:

  • уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата – спастического пореза, гиперкинезов, атаксии (в более легких случаях – нормализировать тонус мышц и моторики артикуляционного аппарата);
  • развитие речевого дыхания и голоса; формирование силы, продолжительности, звонкости, управляемости голосом в речевом потоке; выработке синхронности голоса, дыхания и артикуляции;
  • нормализации просодической системы речи;
  • формирования артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков, т.е. индивидуальный подбор и непрерывное, постоянное выполнение артикуляционных упражнений во время всего коррекционного периода;
  • развитие фонематического восприятия и звуковой анализ;
  • нормализация лексико-грамматических навыков экспрессивной речи (при смешанном, сложном речевом расстройстве, проявляющемся в нарушении всех компонентов речи) в отличии от детей с ОНР при дислалии, у детей с ОНР при дизартрии данный процесс протекает более сложно и требует постоянных упражнений в каждом виде словообразования;
  • развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, коррекция нарушения мелкой моторики.

Звук Р самый сложный в произношении, работать над его правильным произношение необходимо в последнюю очередь. Однако из этого правила есть исключение: если у ребенка, когда вы уже начали заниматься постановкой других звуков, появилось горловое Р, необходимо предупредить не правильное произношение и поставить этот звук хотя бы одноударно.

Бывает так, что у дизартрика какой-то звук длительно не получается в силу того, что артикуляционный аппарат в начале ваших занятий еще не достаточно развит, тогда отложите постановку сложного звука на время.

Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией.

Артикуляция звука [л]

Кончик языка поднят к шейкам верхних резцов. При произнесении твердого [л] кончик языка не напряжен, а при произнесении мягкого [л'] — сильнее напряжение.

Между краями языка и коренными зубами образуется щель для прохода выдыхаемого воздуха.

Корневая часть языка при произнесении твердого [л] приподнята, и язык в форме седла, а у мягкого [л'] — спущена.

Нёбная занавеска поднята так, что струя выдыхаемого воздуха не может проходить через нос.

При коррекции нарушений звукопроизношения используется принцип индивидуального подхода. Важно выявить компенсаторные возможности ребенка, т.е. сохранные артикуляционные движения, звуки, слоги и слова, которые произносятся правильно. В первую очередь для коррекции выбираются те звуки, которые у ребенка максимально приближены к правильному произнесению, или те, артикуляционные уклады которых наиболее просты.

Особенностью логопедической работы при дизартрии являются значительно более длительные сроки отработки каждого звука и соблюдение определенной последовательности в работе над звуками.

Последовательность работы над звуками определяется степенью доступности звуков для произношения (легкость артикуляции) и постепенностью перехода от меньших произносительных трудностей к большим.

Прежде чем приступить к формированию артикуляционного праксиса на этапах постановки, автоматизации и дифференциации звуков, необходимо развитие или уточнение фонематических процессов. Перед вызыванием и постановкой звуков нужно добиться их различения на слух.
При коррекции нарушений звукопроизношения выделяют следующие этапы логопедической работы.

4. Автоматизация (закрепление вызванного звука) является самым сложным и длительным этапом логопедической работы при дизартрии.
Часто в практике логопеды сталкиваются с тем, что изолированно дети произносят все звуки правильно, но в потоке речи звуки теряют свои дифференцированные признаки, произносятся искаженно. Нужно уделять тщательное внимание автоматизации звуков в лексическом материале разной сложности. Сначала автоматизация осуществляется в слогах разной структуры (где все звуки произносятся утрированно), далее — в словах разной слоговой структуры, где закрепляемый звук находится в разных позициях (в начале, в конце, в середине). Затем звуки автоматизируют в предложениях, насыщенных контрольным звуком. Очень важно, чтобы из лексического материала были исключены звуки, которые у ребенка произносятся искаженно или еще не закреплены. Весь лексический материал, предлагаемый для автоматизации, должен быть семантически доступен ребенку.

5. Дифференциация поставленного звука в произношении с оппозиционными фонемами.
Последовательность предъявляемого лексического материала аналогична последовательности при автоматизации данного звука. Сначала предлагаются 2 слога (са-ша, ас-аш, ста-шта, тса-тша и т.п.), затем 3 слога. Затем даются пары слов, разных по слоговой структуре.

6. Развитие коммуникативных умений и навыков.
Одним из наиболее сложных направлений работы является формирование у ребенка навыков самоконтроля. Нередко логопеды сталкиваются с ситуацией, когда ребенок при контакте с логопедом в условиях кабинета демонстрирует в речи приобретенные навыки. Но при смене обстановки, в присутствии других лиц навык, казавшийся прочным, исчезает, ребенок возвращается к прежнему стереотипному (искаженному) произношению. Для выработки коммуникативных навыков необходима активная позиция ребенка, его мотивация к улучшению речи и, конечно, длительная логопедическая работа.

Традиционным является введение звука в речь при заучивании стихов, составлении предложений, рассказов, пересказ текстов и т. п.

Читайте также: