Миф о потопе в двуречье кратко

Обновлено: 05.07.2024

Двоевластие это: 1) ситуация в России после падения самодержавия, когда наряду с Временным правительством по некоторым вопросам общественной жизни общегосударственные решения выносил и осуществлял Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов,

Ответьте На Вопросы Письменно: 1. Когда Начался И Когда Закончился Поход Александра Македонского На Восток? Почему Александр Расправился С Жителями Тира? Почему Египет Сдался Без Боя? После Какой Битвы Персидское Царство Перестало Существовать?

Вавилонская легенда о потопе известна европейским учёным благодаря трудам историка Бероса.

Шумерская цивилизация по праву считается одной из самых загадочных в мировой истории. На протяжении нескольких тысяч лет города Лагаш, Ур, Урук (названий им сотни) были экономическими и культурными центрами междуречья Тигра и Ефрата. Пронизанная системой оросительных каналов, долина рек была житницей для многочисленного населения.

2.jpg

Изображение Нарам-Суэна на стелле из города Сузы.

4.jpg

Легенда гласила о гневе богов на людей за их неправедность, вновь инициатором наказания стал уже упоминавшийся Энлиль. Дожди шли много дней и ночей. Однако был один спасшийся — царь города Шуруппак Зиусудра, предупреждённый богом мудрости Эа о надвигающихся тёмных временах.

5.jpg

Действительно, в 1930-е годы экспедиция Пенсильванского университета под руководством археолога Эриха Шмидта обнаружила в Шуруппаке культурный слой, состоящий из отложений глины и ила, что говорило о затоплении. Наводнение, датируемое рубежом 5 и 4 тысячелетий до нашей эры, причинило ущерб и более крупным городам Шумера — Уру, Уруку и Кишу.

Зиусудра, правивший в Шуруппаке, по преданию, на протяжении нескольких десятков тысяч лет, воздвиг огромный корабль для спасения своей семьи, имущества и живности, обитавшей на Земле:

6.jpg

Катаклизм шёл шесть дней, после чего вода стала спадать, а судно оказалось на вершине горы Нисир — так в древности называли Арарат. Боги даровали Зиусудре бессмертие, и от него вновь пошёл род человеческий. Предание поразительно похоже на историю о Ное. Это позволило учёным утверждать, что семитские библейские сказания базировались на шумерских, аккадских, ассирийских и вавилонских мифах.

На этом, однако, история шумерского праведника не закончилась. В последний раз, но уже под другим именем, он появляется в эпосе о Гильгамеше — героическом правителе города Урука. Утнапиштим (именно так в аккадском эпосе звался Зиусудра) рассказывает царю, как достиг бессмертия. Однако таблички, которая повествовала бы о конце разговора двух могущественных героев, обнаружено не было.

7.jpg

Вполне возможно, что мотивы шумерской, а затем и аккадской, ассирийской и вавилонской культуры проникли в еврейскую культуру в результате знаменитого Вавилонского пленения 598−582 гг. до нашей эры. Вернувшиеся после завоевания персидским царём Киром Великим столицы государства X Халдейской династии и впитавшие в себя мифологический пласт древней цивилизации бывшие пленники, по всей видимости, зафиксировали ветхозаветные сказания в Торе. Множество сюжетов, отражённых в Библии, так или иначе связаны с вавилонскими традициями, которые, в свою очередь, неразрывно связаны с шумерской культурой.

Всемирный

На самом деле библейское свидетельство о потопе не является самым древним. Известно об этом стало, в общем-то, случайно и относительно недавно. Во второй половине девятнадцатого века при раскопках ассирийской столицы Ниневии были найдены клинописные таблички, которые в итоге сгрузили в подвал Британского музея. В них любил копаться гравёр-типограф, а по совместительству знаток ассирийской истории Джордж Смит. Он прекрасно разбирался в клинописи и однажды нашёл обломок таблички, расшифровав которую очень удивился. Это была легенда о всемирном потопе.

Шумерский эпос о Гильгамеше, а именно его частью был указанный миф, датируется третьим тысячелетием до нашей эры. По содержанию легенда очень схожа с библейской, однако возраст её лет на 700-800 старше.

Суть истории сводилась к тому, что Гильгамеш, узнав о великом праведнике Зиусудре, которому боги даровали вечную жизнь, решил с ним познакомиться. Преодолевая препятствия, герой всё-таки добрался до цели, и Зиусудра поведал ему о великом и страшном наводнении, уничтожившем человечество.

Спастись удалось только Зиусудре (в другом варианте — Утнапиштим), который отличался праведностью и был любимцем бога мудрости Энки. Перед тем как устроить катаклизм, боги совещались и даже спорили — не все хотели уничтожить людей. Тем не менее решение было принято, и Энки во сне явился Зиусудре и предупредил его о готовящейся беде. Также, судя по всему, он ему посоветовал смастерить ковчег и спасти животных.

Зиусудра внял предупреждению и, когда настал час Х, заперся на корабле. И правильно сделал, ведь:

Дожди лили шесть дней, а после того как сошла вода, ковчег пристал к горе, и Зиусудра возродил человеческий род. Согласитесь, очень похоже на библейскую историю, которую многие считают вымыслом.

Однако историки понимают, что не всякий миф — стопроцентная сказка. Часто легенды базируются на реальных фактах, только значительно приукрашенных художественно. Может ли быть история о всемирном потопе правдой? Почему бы и нет? Нужны доказательства? Археолог Леонард Вулли решил поставить точку в этом вопросе и отправился в Междуречье.

Он раскопал город Ур, где у городской стены сделал несколько глубоких шурфов. В культурном слое начала третьего тысячелетия он обнаружил гробницы царей, а уже под ними — пласт речного ила и ни намёка на цивилизацию. Поначалу Вулли был озадачен, но после решил углубиться ещё — и увидел под трёхметровым слоем ила следы древних поселений! Причём, по его мнению, это была совершенно другая культура.

Полученные данные археолог объяснял следующим образом. Изначально в Междуречье жили неизвестные нам племена, которые были уничтожены грандиозным наводнением. Когда же вода сошла, в этой местности обосновались уже другие люди, шумеры, создавшие древнейшую цивилизацию в мире.

Современные учёные пошли дальше и решили выяснить истинные размеры катастрофы. Исходили они из трёхметрового слоя ила: при таком наносе всё Междуречье, по их мнению, должно было быть затоплено. При этом весьма долгое время вода держалась на уровне восьми метров.

Так что в масштабе жителей Месопотамии потоп действительно виделся всемирным, хотя в планетарных масштабах это событие, конечно, было локальным. Вот и получается, что в каждой легенде есть зерно истины. Во всяком случае, в мифе о всемирном потопе — точно.

Всемирный

Ник Вуйчич: поиск предназначения

Ник Вуйчич своей жизнью доказал, что невозможного нет. Поэтому, если у человека есть две руки и две ноги, он по определению обязан быть счастлив. Главное — понять, для чего он пришёл в этот мир. Нику понадобились долгие годы, чтобы найти ответ на этот вопрос.

Его родители эмигрировали из Сербии в Австралию. Мать, Душка, работала медицинской сестрой, а отец, Борис, служил пастором в протестантской общине. Они очень хотели ребёнка, и во время беременности Душки следовали всем рекомендациям лучших австралийских врачей.

Чтобы поддержать супругу, Борис решил присутствовать на родах. Он внимательно следил за появлением малыша, и когда увидел, что появилось плечо, а ручки нет, вышел из родильного зала, чтобы не смущать выражением лица жену. Когда вслед за ним вышел и врач, Борис поинтересовался, действительно ли у его сына нет руки. На что доктор ответил, что у мальчика нет ни рук, ни ног. При этом все остальные органы здоровы и нормально функционируют.

Маленький Ник

Плакало всё родильное отделение, а матери первое время малыша даже боялись показывать. Когда Душка узнала об особенностях сына, она несколько дней не могла к нему подойти и даже не осмеливалась смотреть в его сторону. Но Борис всячески поддерживал жену, и вскоре они смирились с инвалидностью сына.

Поначалу родители даже не представляли, как мальчик сможет приспособиться к этому миру, однако решили далеко в будущее не заглядывать, а решать проблемы по мере их поступления.

Ник с родителями

Безграничная любовь родителей, их забота, которой они окружили сына, позволили Нику частью стопы — единственной конечностью, которая у него была, — научиться передвигаться, плавать, писать и даже кататься на скейте.

Чтобы социализировать ребёнка, Борис и Душка отправили Ника в обычную школу, где впервые мальчику пришлось столкнуться с грубостью, издевательством и оскорблениями. И если раньше он не задумывался о своей особенности, то теперь стал задавать вопросы: почему он не такой, как все?

Каждый вечер перед сном он молился о том, чтобы Бог дал ему руки и ноги, и просыпался с надеждой, что задуманное исполнилось. Увы! Надежды таяли, а на их место приходило разочарование, сменившееся в итоге депрессией.

И однажды Ник попросил маму набрать ему ванну воды — он решил таким образом завершить своё существование. Однако в последний момент мальчик вдруг представил, какое горе этим поступком он принесёт родителям. После этого случая он больше не думал о самоубийстве.

Наоборот, он задумался о том, для чего пришёл в этот мир. Уже будучи подростком, Ник прочитал евангельскую притчу о слепом. Суть её в том, что порою человек рождается с увечьями для того, чтобы на нём явились чудеса Божии.

Ник окончил школу, а после неё получил два высших образования, связанных с бухгалтерией и финансовым планированием. И всё это время он не переставал искать своё предназначение. Осознал он его случайно.

Всемирный

Как-то Ника попросили прочитать студентам семиминутную лекцию. Но едва он начал говорить, как половина его слушателей заплакала. А одна из студенток подошла к нему и, рыдая у него на плече, говорила:

На выступлениях

Помогать другим — вот смысл жизни Вуйчича. Заставить поверить в себя, подарить радость и надежду.

Ник Вуйчич с семьей

Ник Вуйчич, миллионер и автор шести бестселлеров, счастливо женат на Канаэ Мияхаре, которая родила ему двух сыновей и девочек-близняшек, все они абсолютно здоровы. Ник разъезжает по всему миру, читая лекции: миллионы людей мечтают о встрече с ним как о возможности вдохновиться и взглянуть на жизнь по-новому.

👉 Творчество

По большому счёту он не был наделён ни даром великого полководца, ни даром управленца и политика. Он не прославился сам, однако на его время пришлись достаточно трагические события нашей истории, которые в итоге и прославили Юрия Всеволодовича, князя Владимирского, в веках.

Константин, естественно, оказался обиженным и мириться с несправедливостью не захотел. Поэтому между братьями начался вооружённый конфликт, о чём свидетельствуют летописные записи. В первый раз их дружины сошлись на реке Ишне, но та битва победителя не определила. Продолжить они решили на другом водоёме, выбрав для сечи реку Липицу. Может, и здесь бы ничего не выяснилось, но войско Константина поддержал одарённый полководец Мстислав Удатный, и в результате князем Владимирским стал старший брат.

Княжил он всего лишь два года, и после его кончины великокняжеский престол перешёл наконец-то к Юрию. И несмотря на то, что в ту пору воевали все со всеми, этот князь старался максимально отгородиться от вооружённых столкновений. Помощь он отправлял только тем, кто был в непосредственной близости. А когда объединённые дружины в союзе с половцами противостояли монголам на Калке, Юрий Всеволодович отправил на подмогу несколько сотен воинов, но к битве они не успели.

Вот так, пытаясь избегать конфликтов, князь оказался в такой ситуации, повлиять на которую, увы, не мог. Писатель и историк Н.М. Карамзин так описывал этот период:

Но как же он ошибался! Монголы и не думали навсегда уходить из богатых земель, где можно было ой как неплохо поживиться! Ведь даже купола на церквях здесь покрывали золотом! И уже 1237 году кочевники объявились на Владимирских землях.

Города, которые не хотели добровольно платить им десятину, они сжигали дотла, а всех их жителей убивали без разбору или уводили в плен. Действовали они стремительно. Рассредоточившись по нескольким направлениям, монголы, как подсчитал кто-то из историков, брали примерно один город в два дня.

От Рязани, например, не осталось ничего. Более того, город этот уже никогда не был восстановлен. Современная Рязань стоит на месте древнего Переяславля, в который был перенесён княжеский престол.

К Владимиру монголы подошли 3 февраля 1238 года. Юрия Всеволодовича в городе не было — он собирал войско. Те же, кто оставался за крепостными стенами, не смогли грамотно организовать оборону. Владимир был разграблен, его жители частично убиты, частично уведены в плен, семья князя погибла в сожжённом городе.

Через месяц у реки Сити на отряд Юрия Всеволодовича наткнулась второстепенная группа монголов под командованием Бурундая. Русское войско, несмотря на мужество бойцов, оказалось значительно слабее, и было разбито. Погиб и сам князь. Его обезглавленное тело нашёл епископ Кирилл и привёз его в Ростов, где похоронил в храме. Позже была найдена и голова, которую положили в тот же каменный гроб.

Спустя четыре века были обретены нетленные мощи князя, и Юрий Всеволодович был канонизирован Церковью как святой благоверный князь Георгий Всеволодович. Основной его заслугой посчитали праведную жизнь.


Так в Ветхом Завете началась эпическая история Ноя — праведника, избранного богом для строительства огромного корабля и спасения всяческой живности. Однако миф о великом потопе, уничтожавшем грешников, не был изобретением древних иудеев.

Шумерская цивилизация по праву считается одной из самых загадочных в мировой истории. На протяжении нескольких тысяч лет города Лагаш, Ур, Урук (названий им сотни) были экономическими и культурными центрами междуречья Тигра и Ефрата. Пронизанная системой оросительных каналов, долина рек была житницей для многочисленного населения.

В 1872 году 32-летний британский гравер и ассиролог Джордж Смит среди артефактов из библиотеки Ашшурбанапала нашёл обломок глиняной таблички с описанием предания о всемирном потопе.

Спонсором этой поездки стал Эдвин Арнольд, издатель газеты The Daily Telegraph. Поиски увенчались успехом, и уже в 1875 году Смит опубликовал результаты своих поисков в труде Assyrian Discoveries: An Account of Explorations and Discoveries on the Site of Nineveh, During 1873 to 1874.

Легенда гласила о гневе богов на людей за их неправедность, вновь инициатором наказания стал уже упоминавшийся Энлиль. Дожди шли много дней и ночей. Однако был один спасшийся — царь города Шуруппак Зиусудра, предупреждённый богом мудрости Эа о надвигающихся тёмных временах.

Действительно, в 1930-е годы экспедиция Пенсильванского университета под руководством археолога Эриха Шмидта обнаружила в Шуруппаке культурный слой, состоящий из отложений глины и ила, что говорило о затоплении. Наводнение, датируемое рубежом 5 и 4 тысячелетий до нашей эры, причинило ущерб и более крупным городам Шумера — Уру, Уруку и Кишу.

Зиусудра, правивший в Шуруппаке, по преданию, на протяжении нескольких десятков тысяч лет, воздвиг огромный корабль для спасения своей семьи, имущества и живности, обитавшей на Земле:

Катаклизм шёл 6 дней, после чего вода стала спадать, а судно оказалось на вершине горы Нисир — так в древности называли Арарат. Боги даровали Зиусудре бессмертие, и от него вновь пошёл род человеческий. Предание поразительно похоже на историю о Ное. Это позволило учёным утверждать, что семитские библейские сказания базировались на шумерских, аккадских, ассирийских и вавилонских мифах.

На этом, однако, история шумерского праведника не закончилась. В последний раз, но уже под другим именем, он появляется в эпосе о Гильгамеше — героическом правителе города Урука. Утнапиштим (именно так в аккадском эпосе звался Зиусудра) рассказывает царю, как достиг бессмертия. Однако таблички, которая повествовала бы о конце разговора двух могущественных героев, обнаружено не было.

Вполне возможно, что мотивы шумерской, а затем и аккадской, ассирийской и вавилонской культуры проникли в еврейскую культуру в результате знаменитого Вавилонского пленения 598−582 гг. до нашей эры. Вернувшиеся после завоевания персидским царём Киром Великим столицы государства X Халдейской династии и впитавшие в себя мифологический пласт древней цивилизации бывшие пленники, по всей видимости, зафиксировали ветхозаветные сказания в Торе. Множество сюжетов, отражённых в Библии, так или иначе связаны с вавилонскими традициями, которые, в свою очередь, неразрывно связаны с шумерской культурой.

Источники

Материалы по теме

Как то вечером ко мне подошла дочь с просьбой показать на карте где и какой океан находится на нашей планете, а так как печатной физической карты мира у меня дома нет, то я открыл на компьютере электронную карту Google, переключил её в режим вида со спутника и начал ей потихоньку всё объяснять. Когда от Тихого океана дошел до Атлантического и приблизил поближе, чтобы показать дочери получше, то меня словно током ударило и я вдруг увидел то что видит любой человек на нашей планете, но совершенно другими глазами. Как и все я до этого момента не понимал что такое же вижу на карте, а тут у меня словно глаза открылись. Но всё это эмоции, а из эмоций щи не сваришь. Так что давайте попробуем вместе увидеть что же такое мне открылось карте Google, а открылось ни много ни мало – след столкновения нашей Земли Матушки с неведомым небесным телом, приведшего к тому, что принято называть Великим Потом.

Луи-Франсуа Касас - выдающийся французский художник - пейзажист, скульптор, архитектор и востоковед. Родился будущий художник 3 июня 1756 году, в городе Азе-Ле-Феррон в семье ремесленника. Когда ему исполнилось пятнадцать лет начал подрабатывать учеником чертежника. В 1775 - 1778 годах благодаря протекциям Aignan-Thomas Desfriches и Louis-Auguste de Rohan обучается живописи в Парижской академии. В 1778 году вместе с одним из своих покровителей уежает в Италию, где и остаётся до 1783 года.

Аральское море — бывшее бессточное солёное озеро в Средней Азии, на границе Казахстана и Узбекистана. Аральское море появилось, по данным официальной истории, примерно 20—24 тыс. лет назад. Но так ли это на самом деле?

А вот ещё:

СССР был лидером в получении электричества из ветра


Большевики не думали специально про экологию. Просто энергия ветра была бесплатной.

Сегодня ветроэнергетика популярна во всем мире как экологичный способ выработки электроэнергии. Мощность ветровых установок увеличивается с каждым годом и исчисляется сотнями гигаватт. В Европе, например, ветряные электростанции уже вырабатывают 16% от всей энергии, а в отдельных странах вроде Дании этот показатель приближается к 50%.

В сегодняшней России ветроэнергетика не слишком распространена, ее доля от общего производства электроэнергии составляет всего 1% (притом что за 2020 год в стране мощность ветроустановок увеличилась в три раза). Однако сто лет назад идея использовать ветер вызвала большой энтузиазм у советских ученых.

Ветряки для отдаленных районов

Калмыкия. Ветрогенератор

Калмыкия. Ветрогенератор "Сокол", 1977 - Е. Рогов/Sputnik

Электрификация страны была одной из глобальных задач большевиков после революции 1917 года. На тот момент немногочисленные электростанции работали на торфе, угле и нефти, и было понятно, что для драматического увеличения выработки энергии нужен какой-то новый источник, дешевый и присутствующий в изобилии. Так взгляды ученых обратились к энергии воды и ветра.

Астрахань. Ветроэлектрическая установка на берегу озера, с помощью которой вода подается на орошаемые участки сельскохозяйственных угодий, 1969.

Астрахань. Ветроэлектрическая установка на берегу озера, с помощью которой вода подается на орошаемые участки сельскохозяйственных угодий, 1969 - Валерий Шустов /Sputnik

Несмотря на то, что гидроэлектроэнергетика оказалось более эффективной и заняла значительное место в энергообеспечении СССР (в сегодняшней России 20% электроэнергии вырабатывается на гидроэлектростанциях), сначала на ветер возлагались также большие надежды.

Апрель 1954 г. Дома в поселке Диксон, расположенном за Северным полярным кругом.

Апрель 1954 г. Дома в поселке Диксон, расположенном за Северным полярным кругом - Владимир Савостьянов/TASS

В 1918 году в Москве был основан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), где были разработаны первые серийные ветрогенераторы мощностью до 30 киловатт. Если сравнивать с современной техникой, столько энергии хватило бы на месяц работы холодильника.

Советский ветряной генератор на Земле Франца-Иосифа.

Советский ветряной генератор на Земле Франца-Иосифа - Илья Тимин/Sputnik

В хозяйстве такие небольшие генераторы очень были кстати. Они использовались в отдаленных районах СССР, например, в Бурятии, на станциях Северного морского пути. С их помощью заряжали батареи, питали радиоузлы, можно было освещать дома. Всего было выпущено несколько тысяч малых ветряков.

Разрабатывали ветрогенераторы и другие проектные бюро. Так, в 1931 году под Балаклавой (Крым) появился самый мощный на тот момент ветряк в 100 киловатт.

Ветряк в Балаклаве.

Ветряк в Балаклаве

Сейчас промышленные ветрогенераторы достигают мощности 6-8 мегаватт, но столетие назад 100 киловатт было настоящим прорывом.

Вес балаклавского агрегата достигал 9 тонн, а размах лопастей 30 метров. Изобрел его Юрий Кондратюк, один из пионеров космонавтики (в частности, он рассчитал траекторию полета к Луне), который также занимался проектированием ВЭС.

Та самая трамвайная линия в Севастополе, 1930-е.

Та самая трамвайная линия в Севастополе, 1930-е

Генератор в Крыму питал целую трамвайную линию Балаклава-Севастополь. Однако во время Великой Отечественной войны и генератор, и сама трамвайная линия были разрушены при обстреле и не подлежали восстановлению. В середине 1930-х был проект еще одной ВЭС в Крыму вблизи вершины горы Ай-Петри, который не удалось осуществить.

Ветрогенератор-достопримечательность

ВЭС Уфимцева в Курске. Фото сделано в наши дни.

ВЭС Уфимцева в Курске. Фото сделано в наши дни - Станислав Кретов

Основная проблема первых ветряков была в отсутствии накопителя, то есть в безветренную погоду можно было остаться без электричества. Решить эту задачу пытался изобретатель-самоучка из Курска Анатолий Уфимцев. В его старом доме до сих пор сохранилась та самая ветряная электростанция с накопительным диском, построенная им в 1931 году. Деньги на создание этого проекта выделил ЦАГИ и даже культовый советский писатель Максим Горький.

Ветряк Уфимцева освещал его мастерскую, дом, а также часть улицы, на которой был расположен. Станция продолжала работать после смерти изобретателя в 1936 году и даже во время немецкой оккупации. До 1957 года работу станции поддерживал местный механик, который также принимал участие в ее строительстве. Однако затем ветряк пришлось остановить из-за изношенности некоторых деталей. Заново запустить его так и не удалось. Сегодня дом Уфимцева стал одной из достопримечательностей Курска, где собираются любители необычной техники.

Энергия ветра для социализма

Ветроэлектрическая установка на Апшеронском полуострове, Азербайджан, 1987.

Ветроэлектрическая установка на Апшеронском полуострове, Азербайджан, 1987 - В. Калинин/Sputnik

В 1973 году появилась государственная программа по развитию ветроэнергетики.

Ветряные мельницы на острове Сааремаа Эстонской ССР, 1989.

Ветряные мельницы на острове Сааремаа Эстонской ССР, 1989 - Явдолюк/Sputnik

Один из первых полноценных ветропарков появился в конце 1980-х на острове Сааремаа (Эстония), который включал в себя 64 ветрогенератора и обеспечивал энергией целый рыбозавод.

Москва. 1 июня 1986 г. Ветроэнергетические установки

Москва. 1 июня 1986 г. Ветроэнергетические установки "Ромашка" и "Малютка", представленные на выставке - Михельсон Лембит, Созинов Виталий /TASS

В 1989 году в СССР была принята комплексная программа по использованию альтернативной энергии, которая однако не была реализована из-за распада страны.

Читайте также: