Миф о потопе в двуречье кратко
Обновлено: 05.07.2024
Двоевластие это: 1) ситуация в России после падения самодержавия, когда наряду с Временным правительством по некоторым вопросам общественной жизни общегосударственные решения выносил и осуществлял Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов,
Ответьте На Вопросы Письменно: 1. Когда Начался И Когда Закончился Поход Александра Македонского На Восток? Почему Александр Расправился С Жителями Тира? Почему Египет Сдался Без Боя? После Какой Битвы Персидское Царство Перестало Существовать?
Вавилонская легенда о потопе известна европейским учёным благодаря трудам историка Бероса.
Шумерская цивилизация по праву считается одной из самых загадочных в мировой истории. На протяжении нескольких тысяч лет города Лагаш, Ур, Урук (названий им сотни) были экономическими и культурными центрами междуречья Тигра и Ефрата. Пронизанная системой оросительных каналов, долина рек была житницей для многочисленного населения.
Легенда гласила о гневе богов на людей за их неправедность, вновь инициатором наказания стал уже упоминавшийся Энлиль. Дожди шли много дней и ночей. Однако был один спасшийся — царь города Шуруппак Зиусудра, предупреждённый богом мудрости Эа о надвигающихся тёмных временах.
Действительно, в 1930-е годы экспедиция Пенсильванского университета под руководством археолога Эриха Шмидта обнаружила в Шуруппаке культурный слой, состоящий из отложений глины и ила, что говорило о затоплении. Наводнение, датируемое рубежом 5 и 4 тысячелетий до нашей эры, причинило ущерб и более крупным городам Шумера — Уру, Уруку и Кишу.
Зиусудра, правивший в Шуруппаке, по преданию, на протяжении нескольких десятков тысяч лет, воздвиг огромный корабль для спасения своей семьи, имущества и живности, обитавшей на Земле:
Катаклизм шёл шесть дней, после чего вода стала спадать, а судно оказалось на вершине горы Нисир — так в древности называли Арарат. Боги даровали Зиусудре бессмертие, и от него вновь пошёл род человеческий. Предание поразительно похоже на историю о Ное. Это позволило учёным утверждать, что семитские библейские сказания базировались на шумерских, аккадских, ассирийских и вавилонских мифах.
На этом, однако, история шумерского праведника не закончилась. В последний раз, но уже под другим именем, он появляется в эпосе о Гильгамеше — героическом правителе города Урука. Утнапиштим (именно так в аккадском эпосе звался Зиусудра) рассказывает царю, как достиг бессмертия. Однако таблички, которая повествовала бы о конце разговора двух могущественных героев, обнаружено не было.
Вполне возможно, что мотивы шумерской, а затем и аккадской, ассирийской и вавилонской культуры проникли в еврейскую культуру в результате знаменитого Вавилонского пленения 598−582 гг. до нашей эры. Вернувшиеся после завоевания персидским царём Киром Великим столицы государства X Халдейской династии и впитавшие в себя мифологический пласт древней цивилизации бывшие пленники, по всей видимости, зафиксировали ветхозаветные сказания в Торе. Множество сюжетов, отражённых в Библии, так или иначе связаны с вавилонскими традициями, которые, в свою очередь, неразрывно связаны с шумерской культурой.
На самом деле библейское свидетельство о потопе не является самым древним. Известно об этом стало, в общем-то, случайно и относительно недавно. Во второй половине девятнадцатого века при раскопках ассирийской столицы Ниневии были найдены клинописные таблички, которые в итоге сгрузили в подвал Британского музея. В них любил копаться гравёр-типограф, а по совместительству знаток ассирийской истории Джордж Смит. Он прекрасно разбирался в клинописи и однажды нашёл обломок таблички, расшифровав которую очень удивился. Это была легенда о всемирном потопе.
Шумерский эпос о Гильгамеше, а именно его частью был указанный миф, датируется третьим тысячелетием до нашей эры. По содержанию легенда очень схожа с библейской, однако возраст её лет на 700-800 старше.
Суть истории сводилась к тому, что Гильгамеш, узнав о великом праведнике Зиусудре, которому боги даровали вечную жизнь, решил с ним познакомиться. Преодолевая препятствия, герой всё-таки добрался до цели, и Зиусудра поведал ему о великом и страшном наводнении, уничтожившем человечество.
Спастись удалось только Зиусудре (в другом варианте — Утнапиштим), который отличался праведностью и был любимцем бога мудрости Энки. Перед тем как устроить катаклизм, боги совещались и даже спорили — не все хотели уничтожить людей. Тем не менее решение было принято, и Энки во сне явился Зиусудре и предупредил его о готовящейся беде. Также, судя по всему, он ему посоветовал смастерить ковчег и спасти животных.
Зиусудра внял предупреждению и, когда настал час Х, заперся на корабле. И правильно сделал, ведь:
Дожди лили шесть дней, а после того как сошла вода, ковчег пристал к горе, и Зиусудра возродил человеческий род. Согласитесь, очень похоже на библейскую историю, которую многие считают вымыслом.
Однако историки понимают, что не всякий миф — стопроцентная сказка. Часто легенды базируются на реальных фактах, только значительно приукрашенных художественно. Может ли быть история о всемирном потопе правдой? Почему бы и нет? Нужны доказательства? Археолог Леонард Вулли решил поставить точку в этом вопросе и отправился в Междуречье.
Он раскопал город Ур, где у городской стены сделал несколько глубоких шурфов. В культурном слое начала третьего тысячелетия он обнаружил гробницы царей, а уже под ними — пласт речного ила и ни намёка на цивилизацию. Поначалу Вулли был озадачен, но после решил углубиться ещё — и увидел под трёхметровым слоем ила следы древних поселений! Причём, по его мнению, это была совершенно другая культура.
Полученные данные археолог объяснял следующим образом. Изначально в Междуречье жили неизвестные нам племена, которые были уничтожены грандиозным наводнением. Когда же вода сошла, в этой местности обосновались уже другие люди, шумеры, создавшие древнейшую цивилизацию в мире.
Современные учёные пошли дальше и решили выяснить истинные размеры катастрофы. Исходили они из трёхметрового слоя ила: при таком наносе всё Междуречье, по их мнению, должно было быть затоплено. При этом весьма долгое время вода держалась на уровне восьми метров.
Так что в масштабе жителей Месопотамии потоп действительно виделся всемирным, хотя в планетарных масштабах это событие, конечно, было локальным. Вот и получается, что в каждой легенде есть зерно истины. Во всяком случае, в мифе о всемирном потопе — точно.
Ник Вуйчич: поиск предназначения
Ник Вуйчич своей жизнью доказал, что невозможного нет. Поэтому, если у человека есть две руки и две ноги, он по определению обязан быть счастлив. Главное — понять, для чего он пришёл в этот мир. Нику понадобились долгие годы, чтобы найти ответ на этот вопрос.
Его родители эмигрировали из Сербии в Австралию. Мать, Душка, работала медицинской сестрой, а отец, Борис, служил пастором в протестантской общине. Они очень хотели ребёнка, и во время беременности Душки следовали всем рекомендациям лучших австралийских врачей.
Чтобы поддержать супругу, Борис решил присутствовать на родах. Он внимательно следил за появлением малыша, и когда увидел, что появилось плечо, а ручки нет, вышел из родильного зала, чтобы не смущать выражением лица жену. Когда вслед за ним вышел и врач, Борис поинтересовался, действительно ли у его сына нет руки. На что доктор ответил, что у мальчика нет ни рук, ни ног. При этом все остальные органы здоровы и нормально функционируют.
Плакало всё родильное отделение, а матери первое время малыша даже боялись показывать. Когда Душка узнала об особенностях сына, она несколько дней не могла к нему подойти и даже не осмеливалась смотреть в его сторону. Но Борис всячески поддерживал жену, и вскоре они смирились с инвалидностью сына.
Поначалу родители даже не представляли, как мальчик сможет приспособиться к этому миру, однако решили далеко в будущее не заглядывать, а решать проблемы по мере их поступления.
Безграничная любовь родителей, их забота, которой они окружили сына, позволили Нику частью стопы — единственной конечностью, которая у него была, — научиться передвигаться, плавать, писать и даже кататься на скейте.
Чтобы социализировать ребёнка, Борис и Душка отправили Ника в обычную школу, где впервые мальчику пришлось столкнуться с грубостью, издевательством и оскорблениями. И если раньше он не задумывался о своей особенности, то теперь стал задавать вопросы: почему он не такой, как все?
Каждый вечер перед сном он молился о том, чтобы Бог дал ему руки и ноги, и просыпался с надеждой, что задуманное исполнилось. Увы! Надежды таяли, а на их место приходило разочарование, сменившееся в итоге депрессией.
И однажды Ник попросил маму набрать ему ванну воды — он решил таким образом завершить своё существование. Однако в последний момент мальчик вдруг представил, какое горе этим поступком он принесёт родителям. После этого случая он больше не думал о самоубийстве.
Наоборот, он задумался о том, для чего пришёл в этот мир. Уже будучи подростком, Ник прочитал евангельскую притчу о слепом. Суть её в том, что порою человек рождается с увечьями для того, чтобы на нём явились чудеса Божии.
Ник окончил школу, а после неё получил два высших образования, связанных с бухгалтерией и финансовым планированием. И всё это время он не переставал искать своё предназначение. Осознал он его случайно.
Как-то Ника попросили прочитать студентам семиминутную лекцию. Но едва он начал говорить, как половина его слушателей заплакала. А одна из студенток подошла к нему и, рыдая у него на плече, говорила:
Помогать другим — вот смысл жизни Вуйчича. Заставить поверить в себя, подарить радость и надежду.
Ник Вуйчич, миллионер и автор шести бестселлеров, счастливо женат на Канаэ Мияхаре, которая родила ему двух сыновей и девочек-близняшек, все они абсолютно здоровы. Ник разъезжает по всему миру, читая лекции: миллионы людей мечтают о встрече с ним как о возможности вдохновиться и взглянуть на жизнь по-новому.
👉 Творчество
По большому счёту он не был наделён ни даром великого полководца, ни даром управленца и политика. Он не прославился сам, однако на его время пришлись достаточно трагические события нашей истории, которые в итоге и прославили Юрия Всеволодовича, князя Владимирского, в веках.
Константин, естественно, оказался обиженным и мириться с несправедливостью не захотел. Поэтому между братьями начался вооружённый конфликт, о чём свидетельствуют летописные записи. В первый раз их дружины сошлись на реке Ишне, но та битва победителя не определила. Продолжить они решили на другом водоёме, выбрав для сечи реку Липицу. Может, и здесь бы ничего не выяснилось, но войско Константина поддержал одарённый полководец Мстислав Удатный, и в результате князем Владимирским стал старший брат.
Княжил он всего лишь два года, и после его кончины великокняжеский престол перешёл наконец-то к Юрию. И несмотря на то, что в ту пору воевали все со всеми, этот князь старался максимально отгородиться от вооружённых столкновений. Помощь он отправлял только тем, кто был в непосредственной близости. А когда объединённые дружины в союзе с половцами противостояли монголам на Калке, Юрий Всеволодович отправил на подмогу несколько сотен воинов, но к битве они не успели.
Вот так, пытаясь избегать конфликтов, князь оказался в такой ситуации, повлиять на которую, увы, не мог. Писатель и историк Н.М. Карамзин так описывал этот период:
Но как же он ошибался! Монголы и не думали навсегда уходить из богатых земель, где можно было ой как неплохо поживиться! Ведь даже купола на церквях здесь покрывали золотом! И уже 1237 году кочевники объявились на Владимирских землях.
Города, которые не хотели добровольно платить им десятину, они сжигали дотла, а всех их жителей убивали без разбору или уводили в плен. Действовали они стремительно. Рассредоточившись по нескольким направлениям, монголы, как подсчитал кто-то из историков, брали примерно один город в два дня.
От Рязани, например, не осталось ничего. Более того, город этот уже никогда не был восстановлен. Современная Рязань стоит на месте древнего Переяславля, в который был перенесён княжеский престол.
К Владимиру монголы подошли 3 февраля 1238 года. Юрия Всеволодовича в городе не было — он собирал войско. Те же, кто оставался за крепостными стенами, не смогли грамотно организовать оборону. Владимир был разграблен, его жители частично убиты, частично уведены в плен, семья князя погибла в сожжённом городе.
Через месяц у реки Сити на отряд Юрия Всеволодовича наткнулась второстепенная группа монголов под командованием Бурундая. Русское войско, несмотря на мужество бойцов, оказалось значительно слабее, и было разбито. Погиб и сам князь. Его обезглавленное тело нашёл епископ Кирилл и привёз его в Ростов, где похоронил в храме. Позже была найдена и голова, которую положили в тот же каменный гроб.
Спустя четыре века были обретены нетленные мощи князя, и Юрий Всеволодович был канонизирован Церковью как святой благоверный князь Георгий Всеволодович. Основной его заслугой посчитали праведную жизнь.
Так в Ветхом Завете началась эпическая история Ноя — праведника, избранного богом для строительства огромного корабля и спасения всяческой живности. Однако миф о великом потопе, уничтожавшем грешников, не был изобретением древних иудеев.
Шумерская цивилизация по праву считается одной из самых загадочных в мировой истории. На протяжении нескольких тысяч лет города Лагаш, Ур, Урук (названий им сотни) были экономическими и культурными центрами междуречья Тигра и Ефрата. Пронизанная системой оросительных каналов, долина рек была житницей для многочисленного населения.
В 1872 году 32-летний британский гравер и ассиролог Джордж Смит среди артефактов из библиотеки Ашшурбанапала нашёл обломок глиняной таблички с описанием предания о всемирном потопе.
Спонсором этой поездки стал Эдвин Арнольд, издатель газеты The Daily Telegraph. Поиски увенчались успехом, и уже в 1875 году Смит опубликовал результаты своих поисков в труде Assyrian Discoveries: An Account of Explorations and Discoveries on the Site of Nineveh, During 1873 to 1874.
Легенда гласила о гневе богов на людей за их неправедность, вновь инициатором наказания стал уже упоминавшийся Энлиль. Дожди шли много дней и ночей. Однако был один спасшийся — царь города Шуруппак Зиусудра, предупреждённый богом мудрости Эа о надвигающихся тёмных временах.
Действительно, в 1930-е годы экспедиция Пенсильванского университета под руководством археолога Эриха Шмидта обнаружила в Шуруппаке культурный слой, состоящий из отложений глины и ила, что говорило о затоплении. Наводнение, датируемое рубежом 5 и 4 тысячелетий до нашей эры, причинило ущерб и более крупным городам Шумера — Уру, Уруку и Кишу.
Зиусудра, правивший в Шуруппаке, по преданию, на протяжении нескольких десятков тысяч лет, воздвиг огромный корабль для спасения своей семьи, имущества и живности, обитавшей на Земле:
Катаклизм шёл 6 дней, после чего вода стала спадать, а судно оказалось на вершине горы Нисир — так в древности называли Арарат. Боги даровали Зиусудре бессмертие, и от него вновь пошёл род человеческий. Предание поразительно похоже на историю о Ное. Это позволило учёным утверждать, что семитские библейские сказания базировались на шумерских, аккадских, ассирийских и вавилонских мифах.
На этом, однако, история шумерского праведника не закончилась. В последний раз, но уже под другим именем, он появляется в эпосе о Гильгамеше — героическом правителе города Урука. Утнапиштим (именно так в аккадском эпосе звался Зиусудра) рассказывает царю, как достиг бессмертия. Однако таблички, которая повествовала бы о конце разговора двух могущественных героев, обнаружено не было.
Вполне возможно, что мотивы шумерской, а затем и аккадской, ассирийской и вавилонской культуры проникли в еврейскую культуру в результате знаменитого Вавилонского пленения 598−582 гг. до нашей эры. Вернувшиеся после завоевания персидским царём Киром Великим столицы государства X Халдейской династии и впитавшие в себя мифологический пласт древней цивилизации бывшие пленники, по всей видимости, зафиксировали ветхозаветные сказания в Торе. Множество сюжетов, отражённых в Библии, так или иначе связаны с вавилонскими традициями, которые, в свою очередь, неразрывно связаны с шумерской культурой.
Источники
Материалы по теме
Как то вечером ко мне подошла дочь с просьбой показать на карте где и какой океан находится на нашей планете, а так как печатной физической карты мира у меня дома нет, то я открыл на компьютере электронную карту Google, переключил её в режим вида со спутника и начал ей потихоньку всё объяснять. Когда от Тихого океана дошел до Атлантического и приблизил поближе, чтобы показать дочери получше, то меня словно током ударило и я вдруг увидел то что видит любой человек на нашей планете, но совершенно другими глазами. Как и все я до этого момента не понимал что такое же вижу на карте, а тут у меня словно глаза открылись. Но всё это эмоции, а из эмоций щи не сваришь. Так что давайте попробуем вместе увидеть что же такое мне открылось карте Google, а открылось ни много ни мало – след столкновения нашей Земли Матушки с неведомым небесным телом, приведшего к тому, что принято называть Великим Потом.
Луи-Франсуа Касас - выдающийся французский художник - пейзажист, скульптор, архитектор и востоковед. Родился будущий художник 3 июня 1756 году, в городе Азе-Ле-Феррон в семье ремесленника. Когда ему исполнилось пятнадцать лет начал подрабатывать учеником чертежника. В 1775 - 1778 годах благодаря протекциям Aignan-Thomas Desfriches и Louis-Auguste de Rohan обучается живописи в Парижской академии. В 1778 году вместе с одним из своих покровителей уежает в Италию, где и остаётся до 1783 года.
Аральское море — бывшее бессточное солёное озеро в Средней Азии, на границе Казахстана и Узбекистана. Аральское море появилось, по данным официальной истории, примерно 20—24 тыс. лет назад. Но так ли это на самом деле?
А вот ещё:
СССР был лидером в получении электричества из ветра
Большевики не думали специально про экологию. Просто энергия ветра была бесплатной.
Сегодня ветроэнергетика популярна во всем мире как экологичный способ выработки электроэнергии. Мощность ветровых установок увеличивается с каждым годом и исчисляется сотнями гигаватт. В Европе, например, ветряные электростанции уже вырабатывают 16% от всей энергии, а в отдельных странах вроде Дании этот показатель приближается к 50%.
В сегодняшней России ветроэнергетика не слишком распространена, ее доля от общего производства электроэнергии составляет всего 1% (притом что за 2020 год в стране мощность ветроустановок увеличилась в три раза). Однако сто лет назад идея использовать ветер вызвала большой энтузиазм у советских ученых.
Ветряки для отдаленных районов
Калмыкия. Ветрогенератор "Сокол", 1977 - Е. Рогов/Sputnik
Электрификация страны была одной из глобальных задач большевиков после революции 1917 года. На тот момент немногочисленные электростанции работали на торфе, угле и нефти, и было понятно, что для драматического увеличения выработки энергии нужен какой-то новый источник, дешевый и присутствующий в изобилии. Так взгляды ученых обратились к энергии воды и ветра.
Астрахань. Ветроэлектрическая установка на берегу озера, с помощью которой вода подается на орошаемые участки сельскохозяйственных угодий, 1969 - Валерий Шустов /Sputnik
Несмотря на то, что гидроэлектроэнергетика оказалось более эффективной и заняла значительное место в энергообеспечении СССР (в сегодняшней России 20% электроэнергии вырабатывается на гидроэлектростанциях), сначала на ветер возлагались также большие надежды.
Апрель 1954 г. Дома в поселке Диксон, расположенном за Северным полярным кругом - Владимир Савостьянов/TASS
В 1918 году в Москве был основан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), где были разработаны первые серийные ветрогенераторы мощностью до 30 киловатт. Если сравнивать с современной техникой, столько энергии хватило бы на месяц работы холодильника.
Советский ветряной генератор на Земле Франца-Иосифа - Илья Тимин/Sputnik
В хозяйстве такие небольшие генераторы очень были кстати. Они использовались в отдаленных районах СССР, например, в Бурятии, на станциях Северного морского пути. С их помощью заряжали батареи, питали радиоузлы, можно было освещать дома. Всего было выпущено несколько тысяч малых ветряков.
Разрабатывали ветрогенераторы и другие проектные бюро. Так, в 1931 году под Балаклавой (Крым) появился самый мощный на тот момент ветряк в 100 киловатт.
Ветряк в Балаклаве
Сейчас промышленные ветрогенераторы достигают мощности 6-8 мегаватт, но столетие назад 100 киловатт было настоящим прорывом.
Вес балаклавского агрегата достигал 9 тонн, а размах лопастей 30 метров. Изобрел его Юрий Кондратюк, один из пионеров космонавтики (в частности, он рассчитал траекторию полета к Луне), который также занимался проектированием ВЭС.
Та самая трамвайная линия в Севастополе, 1930-е
Генератор в Крыму питал целую трамвайную линию Балаклава-Севастополь. Однако во время Великой Отечественной войны и генератор, и сама трамвайная линия были разрушены при обстреле и не подлежали восстановлению. В середине 1930-х был проект еще одной ВЭС в Крыму вблизи вершины горы Ай-Петри, который не удалось осуществить.
Ветрогенератор-достопримечательность
ВЭС Уфимцева в Курске. Фото сделано в наши дни - Станислав Кретов
Основная проблема первых ветряков была в отсутствии накопителя, то есть в безветренную погоду можно было остаться без электричества. Решить эту задачу пытался изобретатель-самоучка из Курска Анатолий Уфимцев. В его старом доме до сих пор сохранилась та самая ветряная электростанция с накопительным диском, построенная им в 1931 году. Деньги на создание этого проекта выделил ЦАГИ и даже культовый советский писатель Максим Горький.
Ветряк Уфимцева освещал его мастерскую, дом, а также часть улицы, на которой был расположен. Станция продолжала работать после смерти изобретателя в 1936 году и даже во время немецкой оккупации. До 1957 года работу станции поддерживал местный механик, который также принимал участие в ее строительстве. Однако затем ветряк пришлось остановить из-за изношенности некоторых деталей. Заново запустить его так и не удалось. Сегодня дом Уфимцева стал одной из достопримечательностей Курска, где собираются любители необычной техники.
Энергия ветра для социализма
Ветроэлектрическая установка на Апшеронском полуострове, Азербайджан, 1987 - В. Калинин/Sputnik
В 1973 году появилась государственная программа по развитию ветроэнергетики.
Ветряные мельницы на острове Сааремаа Эстонской ССР, 1989 - Явдолюк/Sputnik
Один из первых полноценных ветропарков появился в конце 1980-х на острове Сааремаа (Эстония), который включал в себя 64 ветрогенератора и обеспечивал энергией целый рыбозавод.
Москва. 1 июня 1986 г. Ветроэнергетические установки "Ромашка" и "Малютка", представленные на выставке - Михельсон Лембит, Созинов Виталий /TASS
В 1989 году в СССР была принята комплексная программа по использованию альтернативной энергии, которая однако не была реализована из-за распада страны.
Читайте также: