Особенности онегинской строфы кратко

Обновлено: 04.07.2024

Онегинская строфа после Пушкина

Пускай слыву я старовером,
Мне всё равно — я даже рад:
Пишу Онегина размером;
Пою, друзья, на старый лад.
Прошу послушать эту сказку!
Её нежданую развязку
Одобрите, быть может, вы
Склоненьем лёгким головы.
Обычай древний наблюдая,
Мы благодетельным вином
Стихи негладкие запьём,
И пробегут они, хромая,
За мирною своей семьёй
К реке забвенья на покой.

В дальнейшем, к онегинской строфе обращались такие авторы, как Вячеслав Иванов, Максимилиан Волошин, Юргис Балтрушайтис. В ряде случаев одиночную онегинскую строфу представляло собой отдельное стихотворение, и, таким образом, онегинская строфа использовалась как твёрдая форма.

Онегинская строфа в иноязычной поэзии

My father, full of marvelous stories,
At eighty-seven had a stroke,
And left untold the joys and worries
He’d lived, of which he rarely spoke.
His reticence evoked adorement,
But oh, my goodness, what a torment
To realize I would never know
The life he played pianissimo.
What unbelievable frustration —
To guess at what was left unsaid,
To learn the relatives were dead
Who might confirm my inspiration,
To muse and question in remorse:
How could I fail to ask my source!

А теперь, определение:

Онегинская строфа – это строфа из 14 стихов с рифмовкой АвАвССddEffE gg. Ритмически и интонационно она часто распадается на 3 четверостишия (с перекрёстной, парной и охватной рифмовкой) и заключительное двустишие.

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример — другим наука;
Но, Боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!

Час от часу плененный боле
Красами Ольги молодой,
Владимир сладостной неволе
Предался полною душой.
Он вечно с ней. В ее покое
Они сидят в потемках двое.
Они в саду, рука с рукой,
Гуляют утренней порой.
И что ж? Любовью упоенный
В смятенье нежного стыда
Он только смеет иногда
Улыбкой Ольги ободренный,
Развитым локоном играть
Иль край одежды целовать.

Вам эта запись ничего не напоминает? Ведь именно так (я, конечно, говорю о форме, а не о мастерстве!) пишет стихи большинство из нас, охотно называя свое лирическое творение из 14 строк – сонетом! Разделение такого стихотворения пустыми строчками на три катрена и двустишие его в сонет все равно не превращает!

Пускай слыву я старовером,
Мне всё равно — я даже рад:
Пишу Онегина размером;
Пою, друзья, на старый лад.
Прошу послушать эту сказку!
Ее нежданую развязку
Одобрите, быть может, вы
Склоненьем легким головы.
Обычай древний наблюдая,
Мы благодетельным вином
Стихи негладкие запьём,
И пробегут они, хромая,
За мирною своей семьёй
К реке забвенья на покой.

В дальнейшем к Онегинской строфе обращались такие авторы, как Вячеслав Иванов, Максимилиан Волошин, Юргис Балтрушайтис. В ряде случаев одиночную Онегинскую строфу представляло собой отдельное стихотворение, и, таким образом, Онегинская строфа использовалась как ТВЕРДАЯ ФОРМА.

Итак,
ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА - это
14 строк, срифмованных между собой следующим образом:
a, b, а, b, c, c, d, d, e, f, f, e, g, g
где строфа представляет собой сложное построение из:
1. четверостишия с перекрестной рифмовкой (a, b, а, b),
2. четверостишия с парной рифмовкой (c, c, d, d),
3. четверостишия с опоясанной рифмой (e, f, f, e) и
4. заключительных двух строк с парной рифмовкой (g, g).

Сочетание мужских и женских рифм можно чередовать двумя способами: АвАвССddEffEgg или аВаВссDDeFFeGG, где большая буква означает женскую рифму, а малая буква — мужскую рифму.

"Онегинская строфа" - это, по сути своей, сонет: 14-строчное стихотворение с тремя четверостишиями и завершающим двустишием. Пушкин использовал для формирования своей "Онегинской строфы" различные типы сонетов: и "шекспировский", и "петрарковский", отчего она стала очень сложным поэтическим "организмом". В ней используются несколько видов рифмовки: перекрестный, смежный и опоясывающий. С рифмами дело обстоит еще сложнее.. .
Короче говоря, написать целый роман, используя такую сложную поэтическую технику - уже подвиг!
А пример вот, прямо из Википедии:
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог. (AbAb - перекрестная рифмовка)
Его пример — другим наука;
Но, Боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь! (CCdd - смежная рифмовка)
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство, (EffE gg - опоясывающая рифмовка)
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!
(Прописными буквами традиционно обозначается женская рифма, строчными — мужская, и их расположение в "строфе" тоже четко закреплено).

В основу строфы положен сонет-14-строчное стихотворение с опред. рифменной схемой.

Онегинская строфа - явление барокко ( линия и число для барокко - такое же высказывание, как и слово; они значимы, идеологичны; кроме того, каждый поступок, каждое высказывание есть ответ на поступок кого-то) :в графику строфы Пушкин заложил проект Витберга храма Спасителя на Воробьевых горах ( ответ поэта на жест архитектора) У Пушкина есть рисунок, геометрический чертеж, который странно совпадает с планом храма ( вид сверху) . Тот же самый чертеж нашел отражение и в строфе. Числа да линии, арабские цифрв и дали композицию онегинской строфе, в которой соединились низ, середина и верх храма: тело, гроб, крест, купол. " Как весело стихи свои вести под цифрами, в порядке, строй за строем", - так писал Писал о работе над романом ( "кружитсяальса вихорь шумный. ")

Строфа – это сочетание строк в поэтическом произведнии, имеющих определённое строение.

Каковы особенности онегинской стофы?

  • Состоит из 14 строк.
  • Имеет определённую схему: состоит из трёх КАТРЕНОВ и заключительного двустишия. Катрен – это четверостишие, имеющее завершённый смысл.
  • РИФМА: в первом катрене она перекрёстная, во втором — парная, в третьем – опоясывающая. СХЕМА: AbAb CCdd EffE gg (прописные буквы – женская рифма, то есть ударение на предпоследнем слоге, строчные – мужская, то есть ударение на последнем слоге).

ПРИМЕР.

Мы все учились понемногу,
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава Богу,
У нас немудрено блеснуть.

(Перекрёстная рифма, AbAb).

Онегин был, по мненью многих
(Судей решительных и строгих),
Учёный малый, но педант.
Имел он счастливый талант

(Парная рифма, CCdd).

Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С учёным видом знатока
Хранить молчанье в важном споре

(Опоясывающая рифма, EffE).
И возбуждать улыбку дам
Огнём нежданных эпиграмм.

(Заключительное двустишие, gg).

Почти весь роман написан онегинской строфой.

Каждая строфа – законченное художественное целое: первые четыре строки содержат экспозицию, введение в тему; следующих строках тема получает развитие, достигает кульминации; заключительное двустишие нередко содержит эффектную, афористическую концовку.

Части романа , написанные НЕ онегинской строфой:

  • письма Онегина и Татьяны в третьей и в восьмой главах,
  • песни девушек в конце третьей главы.

Онегинская строфа в произведениях других поэтов.

Пускай слыву я старовером,
Мне всё равно — я даже рад:
Пишу Онегина размером;
Пою, друзья, на старый лад.
Прошу послушать эту сказку!
Её нежданую развязку
Одобрите, быть может, вы
Склоненьем лёгким головы.
Обычай древний наблюдая,
Мы благодетельным вином
Стихи негладкие запьём,
И пробегут они, хромая,
За мирною своей семьёй
К реке забвенья на покой.

Максимилиан Волошин.

Любить без слез, без сожаленья,
Любить, не веруя в возврат…
Чтоб было каждое мгновенье
Последним в жизни. Чтоб назад
Нас не влекло неудержимо,
Чтоб жизнь скользнула в кольцах дыма,
Прошла, развеялась… И пусть
Вечерне-радостная грусть
Обнимет нас своим запястьем.
Смотреть, как тают без следа
Остатки грез, и никогда
Не расставаться с грустным счастьем,
И, подойдя к концу пути,
Вздохнуть и радостно уйти.

Юргис Балтрушайтис.

Я в жизни верую в значенье
Молитв, сокрытых тишиной,
И в то, что мысль — прикосновенье
Скорбящих душ к душе родной…
Вот почему я так упорно
Из тесноты на мир просторный,
Где только пядь межи — мой дом,
Гляжу в раздумии немом…
И оттого в томленьи духа,
Благословляя каждый час,
Что есть, что вспыхнет, что погас,
Безмолвный жрец, я только глухо
Молюсь святыне Бытия,
Где мысль — кадильница моя…

Читайте также: