Иканье в литературном языке и диалектах кратко

Обновлено: 04.07.2024

Диалектам принадлежит ведущая роль в сложении, образовании многих литературных языков мира. Так, современный английский литературный язык сложился на базе лондонского диалекта, болгарский литературный язык – на основе восточно-болгарского наречия, украинский литературный язык – на базе полтавско-киевского диалекта и т. д. Многие элементы структуры русского литературного языка восходят московскому диалекту. Так, из состава гласных согласных фонем и их позиционных изменений, свойственных московскому диалекту и противопоставляющих его другим русским диалектам, в литературном языке представлены: /г/, а не /y/, /в/, а не /w/, /ч'/, а не /ч/, /ц/, а не /с/, различение /ц/ и /ч/, а не цоканье, аканье, а не оканье, иканье, а не яканье и т. д. Из состава словоформ парадигм разных частей речи – у сестрЫ, а не у сестрЕ, большОВО, а не большОГО, идёТ, а не идё, у тебЯ, а не у тебЕ. Из состава слов – лаять, а не брехать, говорить, а не гутарить, петух, а не кочет, очень, а не дюже, прыгать, а не сигать и т. д.

Приток диалектных по происхождению слов не прекращается и в советскую эпоху (бровка, глухомань, горихвостка, доярка, ежевичник, жатка, замшелый, затемно, изморозь, малахай, новосёл, сказитель, сказительница, развилка и др. )

Данные диалектологии имеют большое значение для науки о современном русском литературном языке. Значение этих данных заключается не только в том, что диалектология изучает те же вопросы и проблемы, которые составляют содержание науки о литературном языке( например, проблему системной организации всех языковых уровней, проблему экспрессивно-стилистической дифференциации языка, проблему функционирования языка и т. д. ), но прежде всего в том, что диалектология поставляет научные данные , полученные в итоге изучения живой разговорной речи, хотя и территориально окрашенной, но содержащей в своей структуре в преобладающей мере общерусские элементы. Если учесть, что до недавнего времени исследования лингвистов литературного языка опирались главным образом на материал его письменной разновидности (что во многом было представлено составом источников), а разговорная речь – основа основ языка – оказалась обойдённой вниманием языковедов, то значение диалектологии, изучающей устную разговорную речь, становится очевидным.




Диалектам принадлежит ведущая роль в сложении, образовании многих литературных языков мира. Так, современный английский литературный язык сложился на базе лондонского диалекта, болгарский литературный язык – на основе восточно-болгарского наречия, украинский литературный язык – на базе полтавско-киевского диалекта и т. д. Многие элементы структуры русского литературного языка восходят московскому диалекту. Так, из состава гласных согласных фонем и их позиционных изменений, свойственных московскому диалекту и противопоставляющих его другим русским диалектам, в литературном языке представлены: /г/, а не /y/, /в/, а не /w/, /ч'/, а не /ч/, /ц/, а не /с/, различение /ц/ и /ч/, а не цоканье, аканье, а не оканье, иканье, а не яканье и т. д. Из состава словоформ парадигм разных частей речи – у сестрЫ, а не у сестрЕ, большОВО, а не большОГО, идёТ, а не идё, у тебЯ, а не у тебЕ. Из состава слов – лаять, а не брехать, говорить, а не гутарить, петух, а не кочет, очень, а не дюже, прыгать, а не сигать и т. д.

Приток диалектных по происхождению слов не прекращается и в советскую эпоху (бровка, глухомань, горихвостка, доярка, ежевичник, жатка, замшелый, затемно, изморозь, малахай, новосёл, сказитель, сказительница, развилка и др. )

Данные диалектологии имеют большое значение для науки о современном русском литературном языке. Значение этих данных заключается не только в том, что диалектология изучает те же вопросы и проблемы, которые составляют содержание науки о литературном языке( например, проблему системной организации всех языковых уровней, проблему экспрессивно-стилистической дифференциации языка, проблему функционирования языка и т. д. ), но прежде всего в том, что диалектология поставляет научные данные , полученные в итоге изучения живой разговорной речи, хотя и территориально окрашенной, но содержащей в своей структуре в преобладающей мере общерусские элементы. Если учесть, что до недавнего времени исследования лингвистов литературного языка опирались главным образом на материал его письменной разновидности (что во многом было представлено составом источников), а разговорная речь – основа основ языка – оказалась обойдённой вниманием языковедов, то значение диалектологии, изучающей устную разговорную речь, становится очевидным.

Вопрос 1. Предмет диалектологии, её задачи. Связь диалектологии с историей языка и другими историческими дисциплинами (историей, археологией и этнографией). Диалектология и ономастика. Значение диалектологии для преподавания русского языка и литературы в школе.

Диалектология – лингвистическая дисциплина, изучающая территориальные диалекты конкретного языка.

Диалект территориальный (местный, областной) - диалект, распространенный в определенной местности.

Предмет диалектологии - территориальные различия в языке.

Цель - воссоздать историю языка с точки зрения диалектного развития.

Задачи: описание диалектного членения русского языка, выявление всех форм и конструкций, выявление отличий от литературного языка; осознание богатства русского языка; помощь при восприятии художественных произведений.

Связи с другими дисциплинами: д. изучает историческое развитие языков в разных регионах в зависимости от индивидуальных особенностей. Этнография: характерные названия орудий труда и др. История: связь диалектных слов с топонимикой, временными промежутками. Археология: датировка находок в зависимости от степени развитости языка.

Ономастика — раздел языкознания, изучающий любые собственные имена, историю их возникновения и трансформации в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием из других языков.

Значение диалектологии для преподавания русского языка и литературы в школе:Здесь многое зависит от такта учителя и от глубины его понимания культурно-исторической и эстетической ценности диалектов.

Изучение современных процессов в диалектных системах также должно быть поставлено на службу методике преподавания русского языка в диалектной среде. Известно, что отход от диалектного произношения под влиянием литературного языка может происходить постепенно, распространяясь сначала на одни фонетические позиции, а потом на другие. Эту последовательность целесообразно учитывать в орфоэпической работе с учащимися.

Знание диалектологии пригодится учителю-словеснику и на уроках литературы.

В произведениях классической и современной литературы часто используются элементы диалектной речи (диалектизмы) для характеристики персонажей или для создания местного колорита. Для полного понимания таких произведений требуются диалектологические знания.

Учитель должен уметь объяснить ученикам значение диалектных слов, которые встречаются в изучаемых в школе произведениях литературы, и раскрыть эстетическую роль диалектизмов в этих произведениях. Желательно также научить школьников самостоятельно обращаться к диалектным словарям или, по крайней мере, познакомить их со словарями такого типа.

Дополнительно:Даже на сравнительно небольшой территории диалекты порой заметно отличаются друг от друга. Такие более дробные диалекты называют говорами. Они объединяются диалектологами в группы, называемые наречиями.

Вопрос 2. Особенности ударения в русских народных говорах. Диалектные явления в области ударных гласных.

Во всех говорах ударение определяет характер произношения гласных, относительную силу и характер долгот и интонирования в слове и предложении. Место ударения в слове и морфеме в говоре и литературном языке может различаться. Фонетическая особенность русского ударения заключается в том, что в литературной речи преобладает скорее длительность ударного гласного, а не его сила, тогда как в основной массе севернорусских говоров (без редукции безударных гласных) именно сила ударного гласного является основной характеристикой ударения. Длительность гласного здесь не так важна, как в литературном языке ив южнорусских говорах.

В отличие от литературного языка в говорах количество фонем может быть разным: кроме фонем /а/, /o/, /у/, /и/ и /е/, встречаются также закрытые напряженные фонемы средне-верхнего образования /ô/ и /ê/. Функционально слабой фонемой системы литературного языка является /ы/ (не встречается в начале слова), иногда ее вообще признают за оттенок фонемы /и/, однако в севернорусских говорах /ы/ определенно является самостоятельной фонемой.

Позиция под ударением – сильная для гласных звуков. Однако на ударный гласный влияет соседство с мягкими согласными: в некоторых группах русских народных говоров ударный а между мягкими произносится как е (взели, опеть). Кроме того, севернорусские говоры дают разные варианты произношения ударного гласного, восходящего к старому ятю (как и: сино; как е: сено; как дифтонг: сиено; как е закрытое: сêно) и ударного гласного, образованного из о под восходящей интонацией (как дифтонг уо: вуоля; как о: воля; как о закрытое: вôля). Для целого ряда русских говоров не характерен переход ударного е в о перед твердыми согласными (нес, вел).

Вопрос 3. Оканье, его разновидности. Переходные типы безударного вокализма от оканья к аканью.

Оканье– различение гласных в безударных слогах. Оканье является одной из важнейших особенностей севернорусского наречия.

Оканье в узком смысле – различение о и а в безударной позиции после твердых согласных, оканье в широком смысле – различение всех безударных согласных.

Типы оканья:

Полное оканье– различение о и а во всех безударных слогах: молоко.

Неполное оканье –различение о и а только в первом предударном слоге: малоко.

Переходные типы безударного вокализма от оканья к аканью:

· Иканье – совпадение безударных гласных неверхнего подъема после мягких согласных в звуке и (биру, питак);

· Еканье – совпадение безударных гласных неверхнего подъема после мягких согласных в звуке э (беру, петак);

· Ёканье – совпадение безударных гласных неверхнего подъема после мягких согласных в звуке о (бёру, пётак). Возможно только перед твердыми согласными.

· Уканье – явление, свойственное западным среднерусским говорам, где вместо о во втором и далее предударных слогах произносится у: угурцы, утопри.

· Яканье – неразличение гласных неверхнего подъема после мягких согласных.

Билет 4. Аканье, его разновидности. Вопрос о происхождении аканья. Иканье, его разновидности.

Аканье –неразличение гласных в безударных слогах. Аканье является одной из важнейших особенностей южнорусского наречия.

Аканьев узком смысле– неразличение о и а в безударной позиции после твердых согласных; Аканье в широком смысле – всякое неразличение безударных гласных.

Типы аканья:

Диссимилятивное аканье –такой тип аканья, при котором в словах с ударным а в первом предударном слоге на месте о и а произносится гласный, отличающийся от ударного по подъему, т.е. ы или ъ (выда, въда).

Недиссимилятивное аканье– такой тип аканья, при котором расподобления по подъему ударного и предударного гласного не наблюдается (вада).

Что касается хронологии возникновения аканья, то наиболее мотивированной следует признать ту точку зрения, согласно которой оно не могло развиться до падения редуцированных. Принимая во внимание, что падение редуцированных охватывает в основном ХII в. (для некоторых говоров можно предполагать сохранение редуцированных и в ХIII в., но это как раз такие говоры, где аканье не развилось и в последствии), следует полагать, что аканье развилось не раньше ХIII в. (или, самое раннее, конца ХII в.), но и не позднее, поскольку в ХIV в. оно уже отражается в некоторых памятниках. В эпоху возникновения аканья ещё различались, несомненно, в одних и тех же позициях е и е, с одной стороны, о и о, с другой.

Многие лингвисты рассматривают аканье как результат редукции гласных в безударном положении, но именно как результат, а не как самое редукцию. Так по существу рассматривал в генетическом плане аканье и Шахматов.

Первое отражение аканья – XIVв., Сийское Евангелие (1339г.).

Иканье– разновидность яканья; совпадение безударных гласных неверхнего подъема после мягких согласных в звуке и (биру, питак).

  • И́канье — наименование системы вокализма предударных слогов некоторых говоров русского языка, при которой в первом предударном слоге гласные, соответствующие ударным гласным неверхнего подъёма , , и ударному гласному переднего ряда верхнего подъёма совпадают в звуке , если находятся в позиции после мягкого согласного (лес, лис — ; нёс — ; пять — ).

Связанные понятия

Ёканье — одно из фонетических диалектных явлений русского языка в области вокализма, которое заключается в произношении гласного после мягких согласных в безударном положении: сна́ (весна), стра́ (сестра), о́ро (озеро), по́ (поле), су́ (несу), ку́т (пекут), ру́ (беру) и т. п. Ёканье не является одним из типов безударного вокализма после мягких согласных, таких как еканье, иканье или яканье, а представляет собой фонетическую реализацию фонем (в первую очередь фонемы /о/). Ёканье входит в число диалектных.

Я́канье — тип вокализма предударных слогов некоторых говоров русского языка, при котором в первом предударном слоге после мягких согласных гласные неверхнего подъёма всегда или в некоторых позициях совпадают в звуке : лес — ; нёс — ; пять — .

Звонкий велярный спирант — звук, встречающийся в некоторых языках мира. В южнорусском наречии является реализацией фонемы /g/ литературного русского языка.

Твёрдые согла́сные (также непалатализованные согласные, несмягчённые согласные; англ. hard (non-palatalized) consonant, фр. consonne dure, нем. harter Konsonant) — согласные, отличающиеся от мягких (палатализованных) более низким тембром вследствие отсутствия дополнительной артикуляции, вызывающей палатализацию.

Дзе́канье — аффрикатизация мягких зубных смычных согласных и , то есть произношение и на месте первоначальных и мягких, свойственное польскому и белорусскому языку и некоторым севернорусским говорам, например хадзіць, в польском chodzić 'ходить'.

Фонологиза́ция (фонематиза́ция) — род диахронических процессов дивергенции в языке: процесс возникновения и усиления новой фонологической оппозиции посредством превращения позиционно обусловленных аллофонов в самостоятельные фонемы. При этом аллофоны выходят из состояния дополнительного распределения, то есть начинают встречаться в одинаковой позиции.

Перехо́дные систе́мы от о́канья к а́канью — системы предударного вокализма, отмечаемые в ряде русских диалектов, в которых сочетаются различение и неразличение гласных неверхнего подъёма в первом предударном слоге после твёрдых и мягких согласных. В данных системах вокализма осуществляется переход от оканья в широком смысле (различения в безударных слогах хотя бы части гласных фонем неверхнего подъёма) к аканью в широком смысле (неразличению гласных фонем неверхнего подъёма в безударных слогах.

Оглушение — в языкознании фонетический процесс, при котором согласные звонкие звуки в определённых позициях переходят в соответствующие по парности глухие звуки. Согласные образуют пары по глухости/звонкости.

Фонети́ческое сло́во, или ритми́ческая гру́ппа:27 — самостоятельное слово вместе с примыкающими к нему служебными словами, не имеющими собственного ударения, иначе говоря клитиками, для которых самостоятельное слово выступает опорным. Характеризуется наличием единственного словесного ударения:28, которое может падать как на самостоятельное, так и на служебное слово (в последнем случае говорят, что лишённое ударения самостоятельное слово является энклиноменом): рус. на горе́ — на́ гору.

Нейтрализа́ция (лат. neuter — ни тот, ни другой) в лингвистике — обусловленное позицией устранение противопоставления элементов языковой структуры (языковых единиц).

Це́канье — произношение в соответствии с мягким смычным зубным согласным /т’/ мягкой аффрикаты (в другом обозначении ). Вместе с дзеканьем (произношением в соответствии с /д’/) цеканье является частью общего для них фонетического явления аффрикатизации мягких зубных смычных согласных. Часто аффрикатизацию мягких /т’/ и /д’/ объединяют под одним названием дзеканье. Данная языковая черта распространена в белорусском языке и в ряде диалектов русского языка.

Тенденция к возрастающей звучности (англ. law of rising sonority) — общее название совокупности фонетических законов, действовавших в праславянском языке в период приблизительно с I по IX век н. э. Тенденция к возрастающей звучности запрещала определённые сочетания согласных в рамках одного слога. В пределах одного слога менее звучные фонемы должны были предшествовать более звучным, но не наоборот.

Полугла́сный — в фонетике: звук, близкий к гласному по фонетическим свойствам, но не образующий слога. Чаще всего полугласными являются губные или среднеязычные щелевые сонорные согласные (, , ). Так, в рус. май в абсолютном конце слова среднеязычный сонорный реализуется как полугласный.

Чередова́ние, альтерна́ция (лат. alterno — чередую) — парадигматическое отношение между единицами одного уровня языка, состоящее в их способности заменять друг друга на одном и том же месте в структуре единицы более высокого уровня в определённых синтагматических или парадигматических условиях.

Палатальные взрывные согласные — согласные, образуемые смычкой между средней частью спинки языка с твёрдым нёбом (palatum).

Зубные, или дентальные согласные (лат. dens — зуб) согласные, образуемые между языком и верхним рядом зубов, например: /t/, /d/, /n/. Зубные согласные не следует путать с альвеолярными и постальвеолярными, которые образуются между языком и нёбом.

Эпенте́за (др.-греч. ἡ ἐπένθεσις, вставка) — фонетическое явление, добавление одного или более звуков в слово; согласного (лат. excrescentium, нарост) или гласного (т. н. анаптиксис, др.-греч. ἡ ἀνάπτυξις, вставка).

Стяже́ние (контракция) — слияние двух смежных гласных в один гласный или в дифтонг. Стяжение, как и другие фонетические изменения (диссимиляция, лениция и т. д.), бывает чисто фонетическим (беглое произношение, языковой закон), но может носить морфонологический характер, то есть становится частью морфологии языка. В русском языке формы глаголов приду и приму возникли путём стяжения гласных: при-иду > приду, при-иму > приму; в костромских говорах возникли стяжённые формы глаголов вследствие выпадения.

Зво́нкий лабиовеля́рный аппроксима́нт — тип ртового центрального согласного звука, встречающийся в ряде языков мира. Данный звук является коартикулированным: при его произнесении язык приближается к мягкому нёбу, а губы принимают округлую форму, делая звук лабиализованным. Таким образом, этот звук является лабиализованным велярным аппроксимантом () и полугласным, соответствующим огубленному гласному заднего ряда верхнего подъёма .

А́канье — неразличение гласных /а/ и /о/ в безударных слогах. Свойственно южнорусским, части среднерусских и всем белорусским диалектам; является нормой в русском и белорусском литературных языках (в белорусском языке аканье отражается и на письме); ненормативно в некоторых диалектах украинского языка (в основном приграничных с русскими и белорусскими). Аканье противопоставлено о́канью — различению /о/ и /а/ во всех позициях; оканье свойственно говорам севернорусского наречия. В болгарском языке.

Гласные среднего ряда относятся к типу гласных звуков, используемых в некоторых языках. При воспроизведении язык находится в среднем положении между передними и задними гласными.

Заднеязычные согласные (также задненёбные, мягконёбные, веля́рные ) — согласные, образуемые поднятием задней части спинки языка к заднему (мягкому) нёбу или к задней части твёрдого нёба.

Мя́гкие согла́сные (также палатализованные согласные; англ. lax (smoothe) consonant, soft (palatalized) consonant, фр. consonne molle, нем. weicher Konsonant) — согласные, образующиеся в результате палатализации (смягчения) — дополнительной артикуляции, при которой средняя часть спинки языка сближается с твёрдым нёбом и вся масса языка продвигается вперёд. Противопоставляются твёрдым согласным, от которых отличаются более высоким тембром.

Се́верные го́воры Влади́мирско-Пово́лжской гру́ппы — говоры, размещённые в северной части территории Владимирско-Поволжской группы на границе с севернорусским наречием, объединённые общими для них диалектными чертами.

Позиция в лингвистике — окружение единицы того или иного уровня языка, её положение относительно других единиц.

Минима́льная па́ра — два слова, словоформы или морфемы данного языка, различающиеся только одной фонемой в одной и той же позиции (иначе называются квазиомо́нимами:107). В частном случае различия фонем может состоять в несовпадении значений всего одного дифференциального признака: ср. рус. том — дом (согласные различаются как глухой и звонкий), быт — быть (согласные различаются как твёрдый и мягкий), кот — тот (согласные различаются местом образования).

Глухая альвеолярная аффриката — согласный звук. В международном фонетическом алфавите обозначается (ранее ). Встречается в таких языках, как русский, латышский, немецкий, японский, мандаринский китайский, кантонский и многих других. Есть этот звук и в таких плановых международных языках, как эсперанто, идо и интерлингва.

Губные согласные (лабиальные) — согласные, образованные либо при участии обеих губ (губно-губные согласные), либо нижней губой и верхними зубами (губно-зубные согласные). является в русском языке губно-губно носовым согласным, и в русском языке глухие губно-губно-взрывные, и относятся к губно-зубным фрикативам.

Зако́н откры́того сло́га — закон в праславянском и ранних славянских языках (в частности в древнерусском), действовавший до XII века. Согласно этому закону, все закрытые слоги так или иначе должны были быть преобразованы в открытые. Этот закон действовал как для исконных слов, так и для заимствований. Является частным проявлением общей тенденции к возрастающей звучности.

Глухо́й веля́рный спира́нт — согласный звук, встречающийся в некоторых языках. Присутствует в фонетической системе русского языка, на письме обозначается буквой х, в международном фонетическом алфавите обозначается символом (икс).

Фиксированное ударение — лингвистический термин, обозначающий закреплённость ударения за определёнными слогами и ограничения в его передвижении.

Шумные согла́сные (также обструэнты) образуются в результате препятствия воздушному потоку, вызывающего повышенное давление воздуха в голосовом тракте. В фонетике, артикуляция делится на два больших класса шумных и сонорных.

Аффикса́ция — способ образования слов с помощью аффиксов, т.е. присоединение аффиксов к корню или основе слова.

Палатальные согласные (среднеязычные, средненёбные, твердонёбные) — согласные, образуемые между средней частью спинки языка и твёрдым нёбом (palatum).

Чередование ступеней (фин. astevaihtelu, эст. astmevaheldus, англ. gradation, нем. Stufenwechsel) — регулярное чередование согласных на границе предпоследнего и последнего слогов слова как в количественном, так и в качественном отношении. При этом количество в данном контексте означает изменение долготы согласного, а качество замену одного согласного другим.

О́канье — фонетическая особенность ряда восточнославянских диалектов, которая состоит в различении гласных и в безударных слогах, т. е. произношении в словах вда́, глва́ и подобных, но в словах трва́ и подобных. Распространено в говорах северного наречия русского языка, части среднерусских говоров, большинстве говоров украинского языка (а также литературном украинском языке) и западнополесской группе говоров белорусского языка.

Граммати́ческая фо́рма — языковой знак, в котором тем или иным грамматическим способом (иначе говоря, регулярно, стандартно) выражается грамматическое значение. В различных языках средствами выражения грамматических значений могут быть нулевые и ненулевые аффиксы, непозиционные чередования фонем (внутренние флексии), характер ударения, редупликация, служебные слова, порядок слов, интонация. В изолирующих и близких к ним языках основным способом.

Алломо́рф (алломорфа) — лингвистический термин, обозначающий вариант морфемы, которая может иметь разные варианты произношения, не изменяя при этом своего значения. Используется в языкознании для объяснения существования различных вариантов произношения у отдельных морфем.

Глухой зубной щелевой согласный (обозначение: θ; греческая буква тета) — глухой межзубный (интердентальный) согласный, получивший развитие в речи ряда народов мира. Отсутствует во всех балто-славянских языках, в том числе в русском языке, его нет также в японском и китайском. Из тюркских языков широко представлен в башкирском и туркменском. Часто вызывает трудности в освоении среди носителей языков, в которых он отсутствует. В некоторых языках, таких как испанский, данный звук появился в ходе исторического.

Препозиция (от лат. prae — перед, впереди и лат. positio — положение) — положение слова, словосочетания или простого предложения (составляющей) перед другой составляющей, синтаксически связанной с ней.

Вокали́зм безудáрный – система гласных какого-либо языка, диалекта, говора, которые могут находиться в безударных позициях .

  1. положение гласного по отношению к ударному слогу (первый предударный, второй – третий и т.д. предударный, заударный, абсолютное начало или абсолютный конец слова);
  2. качество соседних согласных (твёрдость – мягкость): [о], [а] после твердых – [ê], [э], [а] после мягких согласных;
  3. качество ударного гласного: верхнего подъема и верхнесреднего подъем ([и], [ы], [у|; [ê], [ô]) – неверхнего подъема ([o], [э], [а]).

В безударном положении гласные прежде всего подвергаются редукции (ослаблению напряженности гласных).

  1. при количественной редукции гласный только сокращает долготу, объём произношения, но не изменяется в другой звук: дым – дымок, сук – сучок ;
  2. при качественной редукции гласные меняют свою артикуляцию, т.е. произносится другой гласный: лес – лясóк, воз – вазúл .
  3. при качественно-количественной редукции безударный звук сокращает объем звучания и изменяет артикуляцию: хърашó .

2. Безударный вокализм после твёрдого согласного

Наиболее ярко безударный вокализм после твердого согласного представлен в первом предударном слоге.

Самым общим противопоставлением в этой позиции является оканье и аканье. Оканье является характерной чертой севернорусского наречия, аканье – южнорусского наречия.

Оканье было свойственно всем диалектам древнерусского языка; возникновение аканья большинство учёных относят ко времени после падения редуцированных, т. е. не ранее конца XII – первой половины XIII века. Самые ранние случаи отражения аканья в памятниках письменности относятся к XIV веку. Территориально историческое аканье привязывают к бассейну Верхней и Средней Оки и междуречью Оки и Сейма. Отсюда аканье распространилось на другие территории.

2.1. Оканье

Óканье – тип безударного вокализма русских говоров, при котором гласные неверхнего подъёма в первом предударном слоге после твёрдого согласного полностью сохраняют своё звучание: вода [водá], трава [травá], забор [забóр], городской [гороцкóй].

При оканье необязательно произношение именно звука [о] на месте этимологического гласного *[о]: различение может достигаться за счёт произношения [ъ] на месте *[о] и [а] на месте *[а]: в[ъ]да́, но тр[а]ва́. Также на месте *[о] может произноситься более закрытый, чем [о], звук – [ô]. При этом противопоставление фонем /о/ и /ô/ в безударных слогах не сохраняется, даже если под ударением оно в данном говоре присутствует.

Оканье может быть полным и неполным.

Полным оканьем называют различение гласных неверхнего подъёма во всех безударных слогах: г[о]л[о]ва́, м[о]л[о]ко́, с[а]д[о]во́д (ср. в литературном языке: г[ъ]л[а]ва́, м[ъ]л[а]ко́, с[ъ]д[а]во́д).

При неполном оканье различение сохраняется только в первом предударном слоге, а в остальных безударных слогах гласные неверхнего подъёма совпадают: г[ъ]л[о]ва́, м[ъ]л[о]ко́, с[ъ]д[о]во́д . В говорах с неполным оканьем часто на месте начального неприкрытого [о] произносится [у], если это не первый предударный слог: [у]г[о]ро́д (огород), [у]гурцы́ (огурцы), [у]блака́ (облака) . Это явление называют уканьем. Полное оканье – характерная черта севернорусских говоров (Архангельская, Ивановской, Кировской, Костромская, Мурманской, Пермская области) и украинского языка; неполное оканье представлено в говорах владимирско-поволжской группы.

2.2. Аканье

А́канье – тип безударного вокализма русских говоров, при котором гласные неверхнего подъёма в первом предударном слоге после твёрдого согласного перестают различаться: вода [вадá] и трава [травá] или [въдá] и [тръвá].

При этом аканье в говорах может быть сильным (звук [а] или [ъ] произносится после твердых согласных в любом слоге: голова [галавá] ) и умеренным (звук [а] произносится после твердых согласных только в первом предударном слоге, а в остальных безударных слогах произносится [ъ]: голова [гълавá] ). Сильное аканье обнаруживается в основном в переходных говорах.

Аканье может быть диссимилятивным (от лат. dissimilation ‘расподобление’) и недиссимилятивным.

При недиссимилятивном (или сильном) аканье в первом предударном слоге гласный неверхнего подъема после твердого согласного всегда реализуется через [a]: [вадá], [вадóй], [вады́], [вадé] .

Такой тип аканья распространен в восточных говорах южнорусского наречия (в Орловской, Тамбовской, Тульской областях), среднерусским говорам, в частности литературному языку, а также он постепенно вытесняет и диссимилятивный тип аканья в отдельных южнорусских говорах.

При диссимилятивном аканье качество предударного гласного зависит от качества гласного под ударением. В самом общем виде диссимилятивное аканье можно представить следующим образом: если под ударением находится гласный нижнего подъема [a], то в первом предударном слоге происходит межслоговая диссимиляция – произносится гласный [ъ] или [ы]: [въдá] или [выдá] . Если под ударением находится любой другой гласный, то условия для расподобления не возникает и в первом предударном слоге звучит [a]: [вадóй], [вады́], [вадé] .

Диссимилятивный тип аканья распространен в западных говорах южнорусского наречия (в Брянской, Воронежской, Калужской, Курской, Смоленской областях), а также в белорусском языке.

Мы рассмотрели основное противопоставление русских говоров, при котором оканье и аканье рассматриваются после твердого согласного. В общем виде это противопоставление можно представить следующим образом:

Разновидности диссимилятивного аканья

Диссимилятивное аканье имеет три разновидности, которые выделяются в зависимости от того, какой гласный ([а] или [ъ]) выступает в первом предударном слоге, если под ударением находятся напряженные гласные верхнесреднего подъема /ȏ/ и /ê/ или гласные среднего подъема [о] и [э].

Первый тип – жиздринский, или белорусский – характеризуется произношением [а] перед всеми гласными верхнесреднего и среднего подъема: [в травê], [травȏй], [ламтéй], [платóк].

Второй тип – обоянский, или архаический – характеризуется произношением [а] перед гласными верхнесреднего подъема /ȏ/ и /ê/ ([в травê], [травȏй]) и произношением [ъ] перед гласными среднего подъема /о/ и /э/ ([лъмтéй], [плътóк]).

Третий тип – прохоровский, или донской – характеризуется произношением [ъ] перед всеми гласными верхнесреднего и среднего подъема: [в тръвê], [тръвȏй], [лъмтéй], [плътóк].

Чтобы определить тип аканья, можно воспользоваться следующей таблицей:

***
Во втором предударном и в заударном слоге на месте гласных неверхнего подъёма в акающих говорах, как правило, звучит [ъ].

3. Безударный вокализм после мягких согласных

Безударный вокализм после мягких согласных характеризуется той же основной закономерностью, что и безударный вокализм после твёрдых согласных: различение или неразличение гласных неверхнего подъёма.

Диалектные различия в первом предударном слоге после мягких согласных связаны с реализацией гласных О, Э, А, (ѣ) – на месте звука [’э и ] в литературном языке (I позиция).

3.1. Яканье.

Я́канье – тип безударного вокализма русских говоров, при котором гласные неверхнего подъёма в первом предударном слоге после мягких согласных совпадают в гласном [‘а]: [н’асý, н’аслá, н‘ас’ú].

Такой тип безударного вокализма характерен для южнорусского наречия.

Различают несколько типов яканья. Наиболее распространенными являются сильное, умеренное и диссимилятивное. В меньшей степени распространены ассимилятивное, ассимилятивно-диссимилятивное, ассимилятивно-умеренное, диссимилятивно-умеренное, умеренно-диссимилятивное.

При сильном яканье независимо от характера ударного гласного и качества последующего согласного в первом предударном слоге на месте литературного [’э и ] выступает звук [‘a]: [р’акá], [р’акы́], [р’ак’э́], [р’акóй], [н’ас’и́], [н’асу́] и т.д.

Сильное яканье характерно для говоров северо-запада (Псковская область), а также для говоров Московской, Рязанской, Тульской, Орловской областей.

При умеренном яканье независимо от характера ударного гласного и качества последующего согласного в первом предударном слоге на месте литературного [’э и ] выступает звук [’и] или [’э]: [р’икá] и [р’экá], [р’ик’э́] и [р’экэ́], [н’ис’и́] и [н’эс’и́] и т.д.

Умеренное яканье характерно для южнорусских говоров Тульской, а также для среднерусских акающих говоров Московской и Тверской областей.

  • [’а], если под ударением находится гласный верхнего подъёма ([и́], [ы́], [у́]): [р’акы́], [н’ас’и́], [н’асу́] ;
  • [’и], реже [’э], если под ударением находится гласный нижнего подъема ([á]): [р’икá], [н’ислá] .

3.2. Еканье.

Éканье (= эканье) – тип безударного вокализма русских говоров, при котором гласные неверхнего подъёма в первом предударном слоге после мягкого согласного совпадают в звуке [‘э]: [с’эстрá, в’эснá, н’эсý].

Еканье / эканье является разновидностью аканья, а также наряду с иканьем является орфоэпической нормой русского литературного языка.

Еканье характерно для многих среднерусских и ряда севернорусских говоров. В XIX веке еканье было основной произносительной нормой русского литературного языка, но с конца века стало постепенно вытесняться иканьем. Отметим, что еканье до сих пор считается орфоэпической нормой русского литературного языка, иканье распространено значительно шире. Еканье считается одной из черт старого петербургского произношения, однако оно постепенно исчезает из речи петербуржцев.

  • сильное – в позиции и перед мягким, и перед твёрдым согласным в первом предударном слоге произносится [’э]: [н’эс’и́], [н’эсу́];
  • умеренное – перед мягким согласным произносится [и] ([н’ис’и́]), перед твердым – [’э] ([н’эсу́]).

3.3. Иканье.

И́канье – тип безударного вокализма русских говоров, при котором гласные неверхнего подъёма в первом предударном слоге после мягкого согласного совпадают в звуке [‘и]: [с’истрá, в’иснá, н’исý] .

Иканье является разновидностью среднерусского аканья. Наряду с еканьем является допустимым вариантом произношения в литературном языке.

3.4. Ёканье.

Ёканье – тип безударного вокализма русских говоров, при котором гласные неверхнего подъёма в первом предударном слоге после мягкого согласного совпадают в звуке [‘о]: [с’острá, в’оснá, н’осý]. Ёканье возможно также в заударных слогах и в абсолютном конце слова: [торгу́jот], [торójо].

Ёканье можно обнаружить в севернорусских и среднерусских окающих говорах. В некоторых говорах (в основном севернорусских) ёканье охватывает только именные формы, не затрагивая глагольных, в некоторых – охватывает все части речи.

4. Переходные системы от оканья к аканью.

В настоящее время встречается немало переходных от оканья к аканью говоров, причем различение или неразличение в первом предударном слоге гласных неверхнего подъема может зависеть от качества предшествующего согласного и/или от типа ударного гласного.

Оканье с ассимилятивным аканьем – различение гласных неверхнего подъема после твердых и мягких согласных перед мягкими перед всеми ударными гласными, кроме [á]. Если в ударном слоге находится [á], то на месте всех гласных неверхнего подъема также произносится [а] (межслоговая ассимиляция): [с’астрá], [савá], [ул’ат’áт] – [сов’э́], [ул’эт’э́л], [трав’и́нка].

Аканье с ассимилятивным оканьем – неразличение гласных неверхнего подъема и совпадение их в звуке [а] перед всеми ударными гласными, кроме [ó]. Если в ударном слоге находится [ó], то в первом предударном слоге гласные неверхнего подъема различаются: [с’астрá], [ул’ат’э́л], [сав’э́], [травы́] – [травóй], [с’эстрóй] / [с’острóй], [совóй].

Полнóвское оканье – неразличение гласных неверхнего подъема после мягких и твердых согласных и совпадение их в звуке [а] перед ударными гласными верхнего подъема и различение перед остальными ударными гласными: [савы́], [саву́], [с’алу́], [с’астры́] – [совóй], [совá], [трав’э́], [в-с’эл’э́].

Гдовское оканье – неразличение гласных неверхнего подъема и совпадение их в звуке [а] перед ударными гласными верхнего и нижнего подъема и различение перед гласными среднего подъема: [савы́], [саву́], [травы́], [траву́], [савá], [травá] – [совóй], [б’элóк], [кн’аз’эй]; [с’олóм].

2. Чем полное оканье отличается от неполного?

3. Чем недиссимилятивное (сильное) аканье отличается от диссимилятивного?

4. От чего зависит качество гласного в первом предударном слоге при диссимилятивном аканье?

5. Какие типы безударного вокализма после мягких согласных характерны для литературного языка? Какой из них является более ранним? Какой имеет наибольшее распространение в настоящее время?

1. Опираясь на данные карты, приведенной выше, определите тип безударного вокализма после твердого согласного в говорах близ Великого Устюга, Владимира, Ельни, Костромы, Курска, Рязани, Санкт-Петербурга, Сергиева Посада, Смоленска, Твери, Торжка, Тулы.

2. Как следующие слова будут звучать в говорах а) с полным оканьем, б) с неполным оканьем, в) с недиссимилятивным аканьем, г) с диссимилятивным аканьем (жиздринским, обоянским, донским)?

3. Как следующие слова будут звучать в говорах а) с сильным яканьем, б) с умеренным яканьем, в) с диссимилятивным яканьем (обоянским, задонским, щигровским, суджанским, дмитровским, мосальским, жиздринским, донским)?

1) Для выполнения задания используйте таблицы, приведенные в лекции.
2) Обратите внимание: в некоторых говорах отсутствуют напряженные гласные (они совпадают с ударными [á], [é].
2) В позиции II ставим звук [ъ].

Читайте также: