Княжеская власть и церковь дмитрий донской кратко

Обновлено: 06.07.2024

Церковно-государственные отношения при Димитрии Донском

Память святого благоверного князя Димитрия – 1 июня

В июле 1379 г. Митяй направился в Константинополь. Его сопровождала свита из духовных лиц, митрополичьих слуг и великокняжеское посольство. Димитрий приложил максимум усилий, чтобы обеспечить успех своему кандидату, которому были даны листы пергамена, скрепленные великокняжескими печатями, предназначавшиеся в случае необходимости для составления долговых обязательств от имени князя Московского. Вместе с великим князем и его боярами Митяя провожали епископы. В составе посольства в Константинополь ехали архимандриты Высокопетровского и Переславль-Залесского Горицкого монастыря, архимандрит коломенский.

Осенью 1379 г. Митяй скончался на корабле на подъезде к Константинополю. Оказавшись в критической ситуации, члены посольства приняли решение предложить в качестве кандидата на митрополичий стол Пимена, архимандрита Горицкого монастыря. Соответствующие просьбы от имени великого князя были написаны на листе пергамена с великокняжеской печатью. Первоначально император Иоанн V и новый патриарх Нил предложили принять Киприана, но после напряженных усилий к июню 1380 г. послам удалось добиться нужного для них решения. Соборное определение июня 1380 г. признало поставление митрополита Киприана незаконным, но за ним были сохранены Малая Русь и Литва, Пимен был хиротонисан в митрополита Великой Руси и Киева. После смерти Киприана Пимен должен был объединить все земли Киевской митрополии под своей властью. Не дожидаясь неблагоприятного для себя решения, Киприан был вынужден бежать из Константинополя.

Москва оставалась без митрополита, и русское войско перед Куликовской битвой благословил Коломенский епископ Герасим. Принятые в Константинополе без санкции Димитрия решения вызвали его резко отрицательную реакцию, он категорически отказался признать Пимена и его финансовые долги. В этих условиях оставался один выход – обратиться к митрополиту Киприану. Принятию такого решения способствовали и перемены во внешнеполитическом положении Московского княжества: с разгромом Мамая отпала опасность литовско-татарского союза. Напротив, православный митрополит мог стать проводником влияния Москвы, престиж которой резко возрос после одержанных побед. В феврале 1381 г. Димитрий отправил своего духовного отца преподобного Феодора, игумена Симонова Нового московского монастыря, к Киприану в Киев. 23 мая 1381 г. святитель Киприан был торжественно принят в Москве как законный общерусский митрополит. Когда осенью 1381 г. Пимен вернулся из Константинополя, по приказу великого князя он был арестован под Коломной и сослан в Чухлому.

Во время нашествия Тохтамыша в августе 1382 г. вместе с преподобным Сергием Радонежским митрополит Киприан укрылся в Твери, где пробыл до конца сентября, пока Димитрий не вызвал его в Москву. Прибыв в Москву в октябре, Киприан в том же месяце уехал в Киев, а великий князь вызвал из ссылки Пимена и посадил его на митрополичий стол. О причинах нового конфликта между великим князем и митрополитом Киприаном источники не сообщают. Наиболее правдоподобным представляется предположение, что недовольство Димитрия было связано с тем, что именно во время пребывания Киприана в Твери ее правитель князь Михаил Александрович уехал в Орду хлопотать о ярлыке на Владимирское великое княжение.

Пока происходили эти события, митрополит Пимен продолжал управлять той частью Киевской митрополии, которая не подчинялась Киприану. Так, в конце 1383 г. в Москве он поставил Михаила во епископа Смоленского – свидетельство, что Пимена признавали законным митрополитом не только на территории Владимирского великого княжения, но и в других землях, политически тяготевших к Москве. Тогда же была создана новая кафедра – Пермская, на которую был хиротонисан святитель Стефан.

В сложных условиях своего времени не всегда способный принять верное решение и вынужденный нарушать церковные правила, Димитрий Донской, тем не менее, пытался следовать заветам митрополита Алексия. Духовенство Северо-Восточной Руси было убеждено, что своими действиями великий князь старается служить интересам Православной Церкви, поэтому все смены на митрополичьем столе не сталкивались с открытым сопротивлением даже со стороны тех лиц, которые не были согласны с решениями правителя.

Отношения великого князя и преподобного Сергия окончательно нормализовались, когда Феодор, настоятель Симонова монастыря, стал духовным отцом Димитрия Донского, и великий князь решил пригласить в Москву святителя Киприана. Весной 1381 г. митрополит Киприан и преподобный Сергий крестили Ивана – сына князя Владимира Андреевича. 14 августа 1382 г. архимандрит Феодор крестил Андрея – сына великого князя. Как реагировал преподобный Сергий на новый разрыв князя со святителем Киприаном – остается неясным. 29 июня 1385 г. преподобный крестил сына Димитрия Донского Петра. Осенью того же года по просьбе великого князя преподобный Сергий совершил поездку к рязанскому князю Олегу и добился заключения мира с этим опасным противником Димитрия. С этой поездкой преподобного исследователи связывают основание им коломенского Старо-Голутвина монастыря и назначение настоятелем в нем своего ученика Григория. В апреле–мае 1389 г. преподобный Сергий был свидетелем при составлении завещания великого князя и присутствовал на его похоронах.

Дмитрий Иванович Донской

Дмитрий Иванович родился 12 октября 1350 года. Его родителями были Иван II Красный и княгиня Александра Ивановна.

После смерти отца во главе государства стал 9-летний Дмитрий. Опекуном при нем был митрополит Алексий – человек, обладавший сильным характером и большим авторитетом. Иван Красный завещал все владения своим сыновьям. После смерти младшего брата Семена вся власть перешла к Дмитрию.

Политика Дмитрия Донского

В 1366 году Дмитрий Иванович продолжил укрепление Москвы. Был построен новый каменный кремль, что спасло город через несколько лет. В 1368 и 1370 годах великий Литовский князь Ольгерд предпринял попытки взять город штурмом. Новые стены выдержали натиск врага, а захватчики потерпели поражение.

Дмитрий Иванович добился окончательного присоединения таких земель, как Галич Мерьский, Углич, Белоозеро, а также Костромское, Дмитровское, Чухломское, Стародубское княжества. В 1376 году волжские булгары были побеждены и уже не представляли реальной угрозы.

Отношения с церковью

Князь Дмитрий был воспитан глубоко верующим человеком. Много сил он отдавал на поддержку православных храмов и святых обителей. Он стал основателем Николо-Угрешского монастыря. При его помощи и содействии были открыты монастыри в Москве, Серпухове, Коломне и других местах Московского княжества. Особую роль в судьбе Дмитрия Донского сыграл настоятель Троицкого монастыря Сергий Радонежский. Именно он благословил русское воинство и Дмитрия Ивановича на битву с Мамаем.

Взаимоотношения с Золотой Ордой

Укрепление власти московского князя проходило в период, когда саму Золотую Орду терзали внутренние междоусобицы. Шла постоянная борьба между татарскими ханами за верховную власть.

Учитывая все эти условия, Дмитрий Иванович сделал первый шаг против Орды и отказался платить дань. Даром это пройти не могло, и Орда, несмотря на все свои внутренние проблемы, решает наказать Дмитрия. Она напала на Нижний Новгород и взяла его штурмом. Но поход на Москву в 1378 году оказался неудачным, войско Мамая было разбито (Битва на реке Воже).

Но главное событие в биографии Дмитрия Ивановича произошло 8 сентября 1380 года. Именно в этот день на Куликовом поле, на берегу рек Непрядвы и Дона, состоялось сражение, которое вошло в историю как Куликовская битва. Объединенное русское войско разгромило войско Мамая. Дмитрий Иванович принимал участие в битве. По сведениям летописцев, был ранен. За эту победоносную битву великого Московского князя прозвали Донским.

На время прекратилась выплата дани Золотой Орде. Произошло окончательное слияние Владимирского и Московского княжеств, а Москва по праву стала объединяющим центром русских земель.

Полностью сбросить монголо-татарское иго в этот раз не удалось. Уже через два года объединенные войска Золотой Орды под руководством хана Тохтамыша взяли Москву. Разорение было значительным, столица вновь ослабла. Междоусобицы продолжились, а Дмитрий Донской вновь был вынужден платить дань – правда, в более усеченном размере.

Дмитрий Иванович Донской умер 19 мая 1389 года в возрасте 39 лет. Похоронен был в Москве, в Архангельском соборе. После смерти Донского управление княжествами перешло к его сыну Василию I.

Читайте также: