Особенности музыки рахманинова кратко

Обновлено: 04.07.2024

Брянцева, В.Н. С.В. Рахманинов / В.Н. Брянцева. – М., 1976.

Соколова, О. С.В. Рахманинов / О. Соколова. – М., 1987.

Воспоминания о Рахманинове / сост. З. Апетян. – М., 1988.

Арановский, М. Этюды-картины Рахманинова / М. Арановский. – М., 1963.

Брянцева, В.Н. Фортепианные пьесы Рахманинова / В.Н. Брянцева. – М., 1966.

Понизовкин, Ю. Рахманинов-пианист, интерпретатор собственных сочинений / Ю. Понизовкин. – М., 1965.

Алексеев, А.Д. Фортепианная музыка. Конец XIX – начало ХХ в. / А.Д. Алексеев. – М., 1969.

Периодизация творчества:

По природе дарования Рахманинов – лирик с открытой эмоциональностью. Для него было характерно сочетание двух типов глубоко лирического способа высказывания: 1) патетика, взволнованность; 2) утончённость, озвучивание тишины. Лирика Рахманинова выражает любовь к человеку и природе и одновременно страх перед неслыханными переменами и мятежами. Красота в идеальном созерцательном выражении и бурно клокочущие биения – в этой полярности Рахманинов выступает как человек своего времени.

Но Рахманинов был не только лириком, в его творчестве ярко выражены и эпические черты. Рахманинов – художник-сказитель деревянной Руси, колокольных звонов. Его эпичность героического типа (эмоциональный способ постижения реальности сочетается с эпичностью, повествовательностью). В последние годы усиливается трагичность мироощущения. В Америке почти в каждом сочинении культивировал тему неотвратимости смерти.

Стиль, музыкальный язык

Истоки – в Шопене, Шумане, Григе – выдающихся лириках XIX в., в духовной православной культуре, в творчестве Мусоргского и Бородина. С течением времени искусство Рахманинова впитывает в себя много нового, происходит эволюция музыкального языка.

Полифония. В каждом произведении присутствует подголосочная или имитационная полифония.

Метроритм. Характерны баркарольные, текучие ритмы либо маршевые, чеканные. Ритм выполняет две функции: 1) помогает создавать образ (нередки длительные ритмические ostinato); 2) формообразующая.

Формы и жанры. Начинает как традиционный музыкант: пишет фортепианные миниатюры в трёхчастной форме, фортепианный концерт, осваивает правила литургического цикла. В 900-е гг. обнаруживается склонность к синтезу форм, а затем – к синтезу жанров.

Особенности фортепианного стиля

Рахманиновский пианизм отражает стиль большой концертной эстрады, для которого характерна масштабность форм, виртуозность, динамика, мощь, рельефность. Несмотря на это, есть пьесы тончайшей, филигранной работы.

Фортепианная техника Рахманинова – в стиле романтического пианизма Листа, Рубинштейна: двойные ноты, октавно-аккордовые пассажи, трудные скачки, пассажи мелких нот, многозвучные аккорды с большой растяжкой и т.д.

Виртуозная техника – только средство передачи настроения, содержания, поэтому о технике Рахманинова мало писали. Главенство содержания отличает именно русскую исполнительскую школу.

Ритмика – мощная, стальная. Характерна склонность к повторности простых метроритмических формул.

Фактура многослойная, но дифференцированная. Внутри звуковой ткани есть регистровое расположение материала, разделение функций между голосами, ближний и дальний планы, может возникать подобие обратной перспективы русских икон (значимость планов обратна их пространственному расположению).

Мелодия может располагаться в разных фактурных слоях. Она имеет вокальную природу (сплав народной протяжной песни и знаменного распева). Кроме того, опора на песенное дыхание, голос ясно слышна в подъёмах и спадах фраз, в динамике, артикуляции, цезурах. В подлинной жизни мелодии, в её способности длиться, пребывать в широчайших пределах музыкального времени проявилось полифоническое богатство фортепианных творений Рахманинова.

Характерно нисхождение – нисходящее движение преобладает над восходящим. Динамический спад может отмечать собою целые разделы формы. Творческой темой Рахманинова стал уход, искусство формы у него всегда искусство ухода. В пьесах малой формы Рахманинов выражает тему со всей полнотой. Эмоция изживается всегда. Нисхождение не прерывается, пологое движение чувствуется в каждом разделе, в каждой фразе.

В итоге звучащий образ фортепиано, созданный Рахманиновым, есть воплощённое переживание широты и благодати земных стихий, материального бытия. Фактурные, динамические, регистровые, педальные решения Рахманинова служат передаче цельного, сплошного, наполненного свойства и воплощению бытия.

Наследие композитора в фортепианном жанре можно условно разделить на две группы:

2 группа – пьесы для фортепиано solo. Ранние: ор. 3 пьесы-фантазии, ор. 10 салонные пьесы, музыкальные моменты ор. 16. Зрелые: прелюдии ор. 23 и ор. 32, этюды-картины ор. 33 и ор. 39, транскрипции собственных романсов и сочинений других авторов.

Между двумя группами сочинений есть принципиальная разница: сочинения 2-й группы Рахманинов закончил писать в России (до1917 г.), а сочинения 1-й группы писал с1891 г. до1934 г., они охватывают всю жизнь композитора. Таким образом, произведения крупной формы наиболее полно раскрывают эволюцию творчества, а сольные пьесы помогают понять становление.

Шесть фортепианных пьес для 4-х рук (ор.11)

Вторая сюита для двух фортепиано (ор.17) состоит из четырёх пьес, имеющих программные заголовки. Количество частей и их функции сближают произведение с сонатно-симфоническим циклом. Так, Интродукция и Тарантелла выполняют функцию I части и финала, Вальс играет роль жанровой части, а Романс аналогичен лирической, медленной части. Единству цикла способствует расположение частей по принципу контраста и наличие связующих элементов.

Прелюдии ор. 23 (10 пьес, 1901 г.), ор. 32 (12 пьес, 1910 г.). Углубляет содержание пьес. Как правило, все написаны в сложной трёхчастной форме с динамизированной репризой. Эти пьесы подлинно симфоничны – сквозное развитие, черты конфликтности. Реприза – как исход, этап прожитого, выход из борьбы. Традиционно прелюдия представлялась в связи с двумя путями существования: как вступление к фуге (в циклах, например, И.С.Баха); миниатюра (в творчестве Шопена, Лядова).В творчестве Рахманинова появляется третье направление в жизни жанра: самостоятельная масштабная пьеса. В циклах прелюдий наблюдается сочетание трех начал: лирики, эпики и драматизма. Они охватывают широкий круг образов, отличаются виртуозностью, блеском, развернутостью форм, монументальностью; программных названий не имеют. Сравнение циклов прелюдий (десять прелюдий ор.23, 1903 и тринадцать прелюдий ор.32, 1910) демонстрирует изменения в соотношении образных сфер и эмоций в музыке: свойственные более раннему циклу настроения светлой поэтической лирики сменяются в более позднем возрастанием роли образов тревожных, драматических, роковых; также – величавой эпики и повышением яркости национального колорита. Это влияет на манеру фортепианного письма: усиление монументальности, богатство красок придают ему черты оркестральности.

Этюды-картины Рахманинова, во многом - последние великие этюды романтической музыки. Эти сочинения - уникальный перекресток традиций XIX и XX веков. Они открывают новое качество тематизма Рахманинова, уникальный синтез мелодии, гармонии и фактуры. Музыкальная ткань плотна; сложно и взаимодействие ее пластов; тематические и регистровые взаимодействия привносят в этюды оркестровый подчерк. Название выбрано не случайно: композитор сам дал такое определение двум своим циклам. Он всегда замечал, что получал сильные музыкальные импульсы от зрительных впечатлений. А впечатления эти, как правило касались непосредственно его любимой Родины. "Я русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка это плод моего воображения, потому - это русская музыка. И единственное, что я стараюсь, когда я сочиняю, это заставить её прямо и просто выражать то, что у меня на сердце",- писал Рахманинов. Все семнадцать пьес наполнены ярчайшей по своей силе образностью.

С.В.Рахманинов создал два цикла фортепианных вариаций: на тему Шопена (в России в самом начале века) и на тему Корелли (в Нью-Йорке в 1931 году). Между обоими циклами - почти тридцатилетний разрыв. Судьба этих замечательных произведений различна. Кореллиевские вариации вошли в концертную практику, довольно часто исполняются, записаны на пластинки. Вариации на тему Шопена после первого авторского исполнения в феврале 1903 года в Москве почти 70 лет не появлялись в концертных программах пианистов.

Концерты для фортепиано с оркестром.До Рахманинова жанр фортепианного концерта в русской музыке был реализован в творчестве Балакирева, Рубинштейна, Чайковского, но ни у кого не был определяющим. У Рахманинова же этот жанр стал одним из важнейших, вобрав весь

образный мир его творчества. Одной из главнейших черт является единство трех начал в его концертах (как и в прелюдиях): лирического, эпического и драматического.

Фортепианные концерты С.В.Рахманинова можно назвать своеобразным итогом его творчества: они обобщили то, что накапливалось композитором в прелюдиях, симфониях, т.д. Это, главным образом, — монументальность, концертность, виртуозность. Рахманинов симфонизирует свои 4 концерта, отмечающие важнейшие вехи творчества, подхватывая эту традицию от Чайковского.

Четвертый (g-moll, 1926), посвященный Н.Метнеру, создавался не один год, обобщая творческие искания). Концерт был впервые исполнен в Филадельфии 18 марта 1927 года с композитором в качестве солиста и Леопольдом Стоковским в качестве дирижера. Концерт в настоящее время существует в трех версиях. После неудачной премьеры Рахманинов сделал поправки, прежде чем опубликовать его в 1928 году. При продолжающемся отсутствии успеха автор пересмотрел и переиздал его в 1941 году. Работа посвящена Николаю Метнеру, который, в свою очередь, посвятил свой Второй фортепианный концерт Рахманинову. Концер, наименее известен среди всех фортепианных концертов Рахманинова, однако, часто исполнялся в России..

Обработки Рахманинова: романсы самого Рахманинова (Сирень, Маргаритки), скрипичные произведения И.С.Баха (Прелюдия, гавот и жига из сюиты ми мажор) и Ф.Крейслера (Муки любви и Радость любви), Менуэт из музыки Ж. Визе к драме "Арлезианка", Скерцо из музыки Ф.Мендельсона к пьесе "Сон в летнюю ночь", Гопак из оперы "Сорочинская ярмарка" М.Мусоргского, Полет шмеля из оперы "Сказка о царе Салтане" Н.Римского-Корсакова, песни Ф.Шуберта (Куда? из цикла "Прекрасная мельничиха") и П.Чайковского (Колыбельная песня).

Рахманинов – пианист

Рахманинов горячо приветствовал свержение самодержавия в России в феврале 1917, но не принял Октябрьской революции и в конце 1917 г. уехал за границу. После нескольких месяцев, проведенных в странах Скандинавии, он поселился в США, где находился до конца своей жизни. В этот период Рахманинов всецело был поглощен концертно-пианистической деятельностью. В беседе с корреспондентом американского журнала "The Monthly Musical Record" он говорил: "Уехав из России, я потерял желание сочинять. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остается иных утешений, кроме нерушимого безмолвия нетревожимых воспоминаний". Ежегодно давая десятки концертов в Америке и различных европейских странах, Рахманинов исполнял разнообразный пианистический репертуар. Кроме собственных сочинений, он особенно охотно играл произведения Л. Бетховена, Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа. Его интенсивная концертная деятельность продолжалась до конца жизни. Лишь за полтора месяца до смерти Рахманинов был вынужден прервать очередную концертную поездку в связи с обострившейся болезнью. Живя за границей, он считал себя русским художником, следил за новинками советской литературы.

Творчество Сергея Рахманинова оказало огромное влияние на исполнительское искусство двадцатого столетия, он во многом предопределил эталон современного исполнительского стиля. Сохраняя на протяжении всего творческого пути тесную связь с традициями, С.В.Рахманинов в своих произведениях развивал, обновлял, переосмысливал их. Высшие критерии оценки для него – непосредственность и искренность высказывания, что во взаимодействии с необыкновенной красотой, глубиной и силой воздействия его музыки делают ее бессмертной и актуальной, ставя ее над рамками времени.

Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как.

Сергей Васильевич Рахманинов / Sergei Rachmaninoff

И у меня был край родной;
Прекрасен он!

А. Плещеев (из Г. Гейне)

Рахманинов был создан из стали и золота;
Сталь в его руках, золото — в сердце.

И. Гофман

24 декабря 1917 г. Рахманинов с семьей покинул Россию, как оказалось, навсегда. Более четверти века прожил он на чужбине, в США, и этот период был в основном насыщен изнурительной концертной деятельностью, подчинявшейся жестоким законам музыкального бизнеса. Значительную часть своих гонораров Рахманинов использовал для материальной поддержки соотечественников за рубежом и в России. Так, весь сбор за выступление в апреле 1922 г. был передан в пользу голодающих в России, а осенью 1941 г. более четырех тысяч долларов Рахманинов направил в фонд помощи Красной Армии.

За рубежом Рахманинов жил замкнуто, ограничив круг друзей выходцами из России. Исключение было сделано лишь для семейства Ф. Стейнвея — главы фортепианной фирмы, с которым Рахманинова связывали дружеские отношения.

Сергей Васильевич Рахманинов / Sergei Rachmaninoff

Характеристика творчества

Сергей Васильевич Рахманинов наряду со Скрябиным — одна из центральных фигур в русской музыке 1900-х годов. Творчество этих двух композиторов привлекало к себе особенно пристальное внимание современников, о нем горячо спорили, вокруг отдельных их произведений завязывались острые печатные дискуссии. Несмотря на все несходство индивидуального облика и образного строя музыки Рахманинова и Скрябина, имена их часто возникали в этих спорах рядом и сравнивались между собой. Для такого сопоставления имелись чисто внешние поводы: оба — воспитанники Московской консерватории, окончившие ее почти одновременно и учившиеся у одних и тех же педагогов, оба сразу же выделились среди своих сверстников силой и яркостью дарования, получив признание не только как высокоталантливые композиторы, но и как выдающиеся пианисты.

Если искать параллели ему в русской художественной культуре рубежа веков, то это, прежде всего, чеховско-бунинская линия в литературе, лирическая пейзажность Левитана, Нестерова, Остроухова в живописи. Эти параллели не раз отмечались разными авторами и стали уже почти шаблонными. Известно, с какой горячей любовью и уважением относился Рахманинов к творчеству и личности Чехова. Уже в поздние годы жизни, читая письма писателя, он сожалел о том, что не познакомился с ним в свое время более близко. С Буниным композитора связывали на протяжении многих лет взаимная симпатия и общность художественных воззрений. Их сближали и роднили страстная любовь к родной русской природе, к приметам уже уходящей простой жизни в непосредственной близости человека к окружающему его миру, поэтичность мироощущения, окрашенного глубоким проникновенным лиризмом, жажда духовного раскрепощения и избавления от пут, стесняющих свободу человеческой личности.

Одной из характернейших особенностей музыки Рахманинова, обращающей на себя внимание прежде всего при знакомстве с ней, является выразительнейший мелодизм. Среди своих современников он выделяется умением создавать широко и длительно развертывающиеся мелодии большого дыхания, соединяющие красоту и пластичность рисунка с яркой и напряженной экспрессией. Мелодизм, певучесть — основное качество рахманиновского стиля, в значительной степени определяющее характер гармонического мышления композитора и фактуру его произведений, насыщенную, как правило, самостоятельными голосами, то выдвигающимися на передний план, то исчезающими в густой плотной звуковой ткани.

Рахманиновым был создан свой совершенно особый тип мелодики, основанный на сочетании характерных для Чайковского приемов — интенсивного динамичного мелодического развития с методом вариантных преобразований, осуществляемых более плавно и спокойно. После стремительного взлета или длительного напряженного восхождения к вершине мелодия как бы застывает на достигнутом уровне, неизменно возвращаясь к одному длительно опеваемому звуку, или медленно, парящими уступами возвращается к исходной высоте. Возможно и обратное соотношение, когда более или менее продолжительное пребывание в одной ограниченной высотной зоне неожиданно нарушается ходом мелодии на широкий интервал, вносящий оттенок острой лирической экспрессии.


Возникающий при этом в мелодическом голосе ход на уменьшенную кварту вызывает щемящее скорбное чувство.

После 1917 года наступает новый перерыв в творчестве Рахманинова, на этот раз значительно более длительный, чем предыдущий. Только спустя целое десятилетие композитор возвращается к сочинению музыки, сделав обработку трех русских народных песен для хора и оркестра и завершив Четвертый фортепианный концерт, начатый еще накануне первой мировой войны. На протяжении 30-х годов им было написано (если не считать нескольких концертных транскрипций для фортепиано) всего четыре, правда, значительных по замыслу крупных произведения.

В обстановке сложных, нередко противоречивых исканий, острой, напряженной борьбы направлений, ломки привычных форм художественного сознания, характеризовавшей развитие музыкального искусства в первой половине XX века, Рахманинов оставался верен великим классическим традициям русской музыки от Глинки до Бородина, Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова и их ближайших, непосредственных учеников и последователей Танеева, Глазунова. Но он не ограничивался ролью хранителя этих традиций, а активно, творчески воспринимал их, утверждая их живую, неисчерпаемую силу, способность к дальнейшему развитию и обогащению. Чуткий, впечатлительный художник, Рахманинов, несмотря на свою приверженность заветам классиков, не оставался глух к зовам современности. В его отношении к новым стилистическим тенденциям XX века присутствовал момент не только противостояния, но и известного взаимодействия.

На протяжении полувекового периода творчество Рахманинова пережило значительную эволюцию, и произведения не только 1930-х, но и 1910-х годов существенно отличаются как по своему образному строю, так и по языку, средствам музыкального выражения от ранних, еще не вполне самостоятельных опусов конца предыдущего столетия. В некоторых из них композитор соприкасается с импрессионизмом, символизмом, неоклассицизмом, хотя и глубоко своеобразно, индивидуально воспринимает элементы этих течений. При всех изменениях и поворотах творческий облик Рахманинова оставался внутренне очень цельным, сохраняя те основные, определяющие черты, которым его музыка обязана своей популярностью у широчайшего круга слушателей: страстный, захватывающий лиризм, правдивость и искренность выражения, поэтическое видение мира.

Сергей Васильевич Рахманинов / Sergei Rachmaninoff

Рахманинов-дирижёр

Рахманинов вошел в историю не только как композитор и пианист, но и как выдающийся дирижер нашего времени, хотя эта сторона его деятельности и не была столь длительной и интенсивной.

Репертуар Рахманинова-дирижера был в те годы необычайно многогранным. Он был способен проникать в самые различные по стилю и характеру произведения. Естественно, что наиболее близка была ему русская музыка. Он возродил на эстраде почти забытую к тому времени Богатырскую симфонию Бородина, способствовал популярности миниатюр Лядова, которые исполнял с исключительным блеском. Необычайной значительностью и глубиной была отмечена его трактовка музыки Чайковского (особенно 4-й и 5-й симфоний); в творениях Римского-Корсакова он умел разворачивать перед слушателями ярчайшую гамму красок, а в симфониях Бородина и Глазунова покорял аудиторию эпической широтой и драматургической цельностью интерпретации.

Добавим, что Рахманинов-дирижер был и непревзойденным ансамблистом; солистами в его концертах выступали такие артисты, как Танеев, Скрябин, Зилоти, Гофман, Казальс, а в оперных спектаклях Шаляпин, Нежданова, Собинов.

После 1913 года Рахманинов отказался от исполнения произведений других авторов и дирижировал только собственными сочинениями. Лишь в 1915 году он отступил от этого правила, продирижировав концертом памяти Скрябина. Однако и позже его репутация как дирижера была необычайно высока во всем мире. Достаточно сказать, что сразу после приезда в США в 1918 году ему предложили руководство крупнейшими оркестрами страны — в Бостоне и Цинциннати. Но в ту пору он уже не мог уделять время дирижированию, вынужденный вести напряженную концертную деятельность как пианист.

4.5.1. Общая характеристика творчества

Рекомендуемая литература

Наследие:

По природе дарования Рахманинов – лирик с открытой эмоциональностью. Для него было характерно сочетание двух типов глубоко лирического способа высказывания: 1) патетика, взволнованность; 2) утончённость, озвучивание тишины. Лирика Рахманинова выражает любовь к человеку и природе и одновременно страх перед неслыханными переменами и мятежами. Красота в идеальном созерцательном выражении и бурно клокочущие биения – в этой полярности Рахманинов выступает как человек своего времени.

Но Рахманинов был не только лириком, в его творчестве ярко выражены и эпические черты. Рахманинов – художник-сказитель деревянной Руси, колокольных звонов. Его эпичность героического типа (эмоциональный способ постижения реальности сочетается с эпичностью, повествовательностью).

В последние годы усиливается трагичность мироощущения. В Америке почти в каждом сочинении культивировал тему неотвратимости смерти.

Стиль, музыкальный язык

Истоки – в Шопене, Шумане, Григе – выдающихся лириках XIX в., в духовной православной культуре, в творчестве Мусоргского и Бородина. С течением времени искусство Рахманинова впитывает в себя много нового, происходит эволюция музыкального языка.

Серге́й Васи́льевич Рахма́нинов - композитор, пианист-виртуоз и дирижёр. Синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки) и создал свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку XX века.

В творчестве Рахманинова очень важны христианские мотивы: будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов не только сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки (Литургия св. Иоанна Златоуста, 1910, Всенощная, 1916), но и в прочих своих произведениях воплотил христианские идеи и символику.

22.П.Чайковский: обзор основных жанров, черты стиля. Балетная реформа П.Чайковского-М.Петипа).

Чайковский знал и любил свою Родину. Еще живя в Воткинске, где он родился, будущий композитор прислушивался к народному пению. Позже он часто бывал на Украине; его сестра Александра Ильинична была замужем за Л. В. Давыдовым — сыном известного декабриста. У своих родных Чайковский подолгу жил в Каменке.

Чайковский часто уезжал за границу. Его музыка получила мировое признание еще при жизни автора. Во многих странах композитор выступал пропагандистом русской музыки, дирижировал своими сочинениями. Не раз бывал он в Чехии, Германии, Франции, Италии. В 1891 г. Чайковский — в Америке, в 1893 г. — в Англии, где ему присуждают почетную степень доктора Кембриджского университета. Но за границей он тосковал по России. С середины 1880-х годов Чайковский жил под Москвой, а позже на окраине небольшого тогда городка Клина. Последнее жилище его сохранено в неприкосновенности, здесь Дом-музей П. И. Чайковского.

Но Чайковский знал не только природу России. Несправедливое устройство русского общества он тоже знал. Воспитанник петербургского Училища правоведения, он в возрасте 19 лет стал помощником столоначальника одного из отделений департамента Министерства юстиции. За три года службы через руки молодого юриста прошло около 20 дел крестьян, в которых в основном содержались просьбы в заступничестве против жестокости помещиков.

Читайте также: