Особенности музыкального искусства кратко

Обновлено: 05.07.2024

Му́зыка (греч. μουσική , прилагательное от греч. μούσα — муза) — искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени.

Содержание

Становление музыкального искусства

В историческом контексте развитие музыки неотделимо от деятельного развития чувственных способностей человека — ход слухового освоения человеком музыкального материала в изменяющихся культурных условиях составляет наиболее фундаментальный уровень истории музыки.

В рамках первобытного синкретического искусства, содержавшего также зачатки танца и поэзии, музыка была лишена многих качеств, ставших доминирующими позднее.

В раннестадиальном фольклоре различных народов музыкальный звук неустойчив по высоте, неотрывен от речевой артикуляции. Мелодия зачастую представляет собой совокупность глиссандирующих подъёмов и спадов (экмелика), объединяющих контрастные высотные зоны в ритмическом порядке, зависящем от ритмики словесного текста и танца. Однако этот первичный звуковысотный контраст уже наделён эмоциональной выразительностью благодаря изначальной связи музыкального интонирования с психофизиологическими состояниями людей, со словом, пластическим движением; благодаря включённости музицирования в быт, в трудовые процессы, в ритуалы (народная музыка). Постоянство этих связей, формирующее первичные музыкальные жанры, приводит к стабилизации высот (и, как следствие, к их закреплению в определённом строе).

Специфика музыки

Специфика музыки как особой эстетической ценности раскрывается в соотношении прикладных и художественных целей творчества. Формирование первичных жанров связано с выполнением музыкой прикладных задач (прикладная музыка), которые подразумевали использование канонизированных выразительных средств. Ценность музыки в этих условиях зависела от типичности её формы, от близости к нормативным образцам. Формирование автономного музыкального языка и особой сферы распространения музыки, не равнозначной ни быту, ни церемониалу, ни культу, привели к осознанию новой цели: оригинального воплощения индивидуальной авторской мысли (композиция). В этих условиях ценность музыки состоит в неповторимой структуре музыкального произведения и одновременно во внутренней смысловой оправданности избранных композитором средств. Снижение художественного качества в автономной музыке может являться результатом либо стандартности авторского мышления (к примеру, салонная музыка), либо самодовлеющей ориентации на использование оригинальных эффектов, противоречащей внутренней цельности произведения.

В то же время, по традиции, идущей издревле, музыку признают наиболее обобщённым, абстрактным искусством — художественным эквивалентом философии и математики. [1] Кардинал эпохи Возрождения Николай Кузанский видел в музыке инструмент создания Вселенной. [2]

Содержанием искусства, как и всякой деятельности человеческого сознания, является жизнь, окружающая нас действительность, прежде всего человек, его мысли и чувства.

Отличие искусства от других видов человеческой деятельности состоит в том, что осваивает действительность через создание художественных образов: искусство как бы заново воссоздает мир в форме, непосредственно воздействующей на чувства и мысли людей. Художник, однако не копирует жизнь, не фотографирует случайно выхваченные из окружающей действительности предметы, явления, события, но отбирает наиболее общее, типичное, характерное – все это осмысливает, преобразует, а затем воплощает в конкретном произведении – картине, стихотворении, музыки. Произведения всякого талантливого художника обязательно несут печать его личности, т.к. внешний объективный материал перерабатывается его сознанием индивидуально. Но даже самое оригинальное творчество является одновременно и продуктом общественного сознания, связано с определенной социальной психологией, с конкретной страной, с тем или иным историческим моментом. Социальная сторона художественного творчества проявляется в том, что через художественный образ человек ощущает свою связь с современниками и с прошлым своего народа и человечества. Подлинное искусство, создавая вечные художественные ценности, как бы осуществляет непрерывную связь поколений.

Произведения искусства, таким образом, представляет собой и картину жизни и картину творчества. Нас интересует не только что и действительности в нем преобразовано, но и как, и кем это выполнено. Мы ищем в произведениях архитектуры, театра, в картинах, скульптуре, стихотворении, в симфонии не только соответствия отраженному в них событию, факту, явлению, но также хотим обнаружить индивидуальные признаки стиля, точку зрения и эмоциональный отклик автора на данное событие. Нас интересует и волнует также

Разные стороны жизни не в равной мере подвластны различным видам искусства. Каждый вид искусства отличается от других специфичностью образного содержания и принципами, способами формообразования.

Что представляет собой музыка? В чем могущество ее воздействия на слушателя?

Энергия и значимость музыкальной интонации обусловлены высокой степенью организованности музыкальных звуков в их звуковысотных и временных отношениях, богатством тембровых и динамических ресурсов музыкального искусства, своеобразными принципами формообразования, выработанными в процессе исторического развития.

Язык души, так принято говорить о музыке именно потому, что она обладает сильным воздействием на подсознательном уровне на область чувств человека, но нельзя исключить при этом и воздействие на область разума. Музыка выражает в своих образах человеческие настроения, переживания, разнообразные оттенки чувств, но ее содержание могут быть также драматизм и героика жизни.




Музыка - искусство временное, разворачивающееся во времени. Характер интонаций, мотивов и тем, их последовательность, смена и менее и более значительные изменения, трансформация, контрастные сопоставления – составляют драматургию музыкального процесса, придают ему особое содержание и художественную целостность. В этом смысле музыка всегда есть процесс. Это отличает музыку от пространственных видов искусств (живопись, скульптура, архитектура) и сближает с театром, хореографией. Музыкальный образ раскрывается постепенно: слушатели познают его только во временном процессе развития.

Раздел I. Музыка как вид искусства

Содержанием искусства, как и всякой деятельности человеческого сознания, является жизнь, окружающая нас действительность, прежде всего человек, его мысли и чувства.

Отличие искусства от других видов человеческой деятельности состоит в том, что осваивает действительность через создание художественных образов: искусство как бы заново воссоздает мир в форме, непосредственно воздействующей на чувства и мысли людей. Художник, однако не копирует жизнь, не фотографирует случайно выхваченные из окружающей действительности предметы, явления, события, но отбирает наиболее общее, типичное, характерное – все это осмысливает, преобразует, а затем воплощает в конкретном произведении – картине, стихотворении, музыки. Произведения всякого талантливого художника обязательно несут печать его личности, т.к. внешний объективный материал перерабатывается его сознанием индивидуально. Но даже самое оригинальное творчество является одновременно и продуктом общественного сознания, связано с определенной социальной психологией, с конкретной страной, с тем или иным историческим моментом. Социальная сторона художественного творчества проявляется в том, что через художественный образ человек ощущает свою связь с современниками и с прошлым своего народа и человечества. Подлинное искусство, создавая вечные художественные ценности, как бы осуществляет непрерывную связь поколений.

Произведения искусства, таким образом, представляет собой и картину жизни и картину творчества. Нас интересует не только что и действительности в нем преобразовано, но и как, и кем это выполнено. Мы ищем в произведениях архитектуры, театра, в картинах, скульптуре, стихотворении, в симфонии не только соответствия отраженному в них событию, факту, явлению, но также хотим обнаружить индивидуальные признаки стиля, точку зрения и эмоциональный отклик автора на данное событие. Нас интересует и волнует также

Разные стороны жизни не в равной мере подвластны различным видам искусства. Каждый вид искусства отличается от других специфичностью образного содержания и принципами, способами формообразования.

Что представляет собой музыка? В чем могущество ее воздействия на слушателя?

Энергия и значимость музыкальной интонации обусловлены высокой степенью организованности музыкальных звуков в их звуковысотных и временных отношениях, богатством тембровых и динамических ресурсов музыкального искусства, своеобразными принципами формообразования, выработанными в процессе исторического развития.

Язык души, так принято говорить о музыке именно потому, что она обладает сильным воздействием на подсознательном уровне на область чувств человека, но нельзя исключить при этом и воздействие на область разума. Музыка выражает в своих образах человеческие настроения, переживания, разнообразные оттенки чувств, но ее содержание могут быть также драматизм и героика жизни.

Музыка - искусство временное, разворачивающееся во времени. Характер интонаций, мотивов и тем, их последовательность, смена и менее и более значительные изменения, трансформация, контрастные сопоставления – составляют драматургию музыкального процесса, придают ему особое содержание и художественную целостность. В этом смысле музыка всегда есть процесс. Это отличает музыку от пространственных видов искусств (живопись, скульптура, архитектура) и сближает с театром, хореографией. Музыкальный образ раскрывается постепенно: слушатели познают его только во временном процессе развития.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Специфика искусства как формы общественного сознания

Искусство - это форма отражения действительности в сознании человека. Но это отражение не является зеркальным подобием жизненной правды, это правда художественная, созданная на основе глубокого знания жизни художником и преобразования ее с помощью творческого мышления и воображения творца. Результатом этого отражения является художественный образ. Существование различных видов искусства связано со стремлением человека воспроизвести и отразить мир как можно полнее. У каждого искусства есть свои специфические особенности. У музыки это:

Музыка является искусством выразительным - она выражает чувства, настроения, переживания, отношения и т.д., эмоциональную реальность. Этим она значительно отличается от изобразительных искусств (живопись, скульптура и др.), от понятийных (литература), изобразительно-понятийных (театр, кино). Однако в музыке есть и изобразительная сторона (шум волн, пение птиц и т.д.), но и эти явления не являются обычными звукоподражаниями, они эмоционально окрашены.

Музыка — искусство временное, благодаря этому она отражает смену эмоций, настроений. Произведения музыкального искусства расположены во времени, а не в пространстве. Этим музыка отличается от от пространственных искусств (живопись, скульптура, архитектура и др.) и от пространственно-временных (танец, театр, кино). Как и все временные искусства, музыка развивает прогнозирующую функцию мышления.

1. В зависимости от того, какое явление или объект отражен в музыке

В зависимости от нравственной сущности воплощаемого явления или объекта (образы добра и зла, света и тьмы и др.)

2.В зависимости от смысла образа (образы лирические, драматические, героические и др.)

3.В зависимости от принадлежности к стилю и художественному направлению (образ классический, романтический и т.д.)

4. В зависимости от принадлежности к стилю и художественному направлению (образ классический, романтический и т.д.)

hello_html_13c69b3a.jpg

В современной нотной записи все свойства звука отражаются специальными способами.

Высота

Нотный стан (нотоносец). Представляет собой пять линеек, на которых (между ними, над и под ними с помощью дополнительных линеек) фиксируются сами ноты.

Ключ, который обозначает расположение определенного звука (это отражается в названии ключа). Приведем примеры некоторых ключей.

Ключ соль (скрипичный)

Ключ фа

Басовый ключ

Баритоновый ключ

Ключ до

Альтовый ключ

Теноровый ключ

Таким образом, ключ обозначает расположение определенного звука в системе (соль, фа, до).

Ноты и знаки альтерации

Ноты располагаются на нотном стане. Весь звуковой ряд делится на определенные промежутки – октавы, которые включают 7 нот, но при этом состоят не из 7-ми равномерных звуковых отрезков, а из 12-ти. Получается, что 5 из 12-ти звуков невозможно отобразить в такой записи:

hello_html_m2297f0d8.jpg

Поэтому в нотной записи используются специальные знаки альтерации, с помощью которых можно показать звуки, расположенные между двумя другими звуками.

Диез (повышает высоту ноты на один полутон)

Бемоль (понижает высоту ноты на один полутон)

Бекар (отменяет действие любого другого символа альтерации.)

Длительность

Для увеличения длительности используют следующие обозначения:

Точка у ноты (или паузы). Ставится она у ноты справа и увеличивает ее длительность наполовину.

Лига - дуга, выгнутая вверх или вниз. Связывает стоящие рядом ноты одинаковой высоты, суммируя их длительность. Лига, соединяющая две или несколько нот, находящихся на разной высоте, означает связное исполнение этих звуков или легато.

Фермата - знак, увеличивающий на неопределенное время длительность ноты или паузы. Задержка (остановка) движение музыки обозначается знаком фермата (от итальянского fermata - остановка), который ставиться над или под нотой, аккордом или паузой.

пауза - перерыв в звучании. Длительность паузы соответствует длительностям нот и обозначается специальными знаками:

hello_html_m3e04bf8.jpg
hello_html_6b7dc524.jpg

Тактовый размер

При записи музыки с помощью тактового размера и разделения записи на такты фиксируется метро-ритмическая сторона музыки. Расстояние от одной сильной доли (она ощущается как более сильный звук) в музыке до другой называется тактом и на письме обозначается тактовой чертой, границу такта (тактовую черту) обозначают значком "|".

Тактовый размер обозначается двумя цифрами при ключе после знаков альтерации, одна над другой.

hello_html_72282417.jpg

Верхняя цифра обозначает количество долей в такте, а нижняя — длительность каждой доли. Говоря проще, в каждом такте в такой записи будет четыре (верхняя цифра) ноты длительностью в четверть (нижняя цифра). Однако это могут быть различные варианты сочетаний длительностей, образующих ритмический рисунок:

hello_html_m6063bf92.jpg

Чаще всего используются размеры 2/4, 3/4 , 4/4. Могут быть размеры, где нижняя цифра – 8: 3/8, 6/8 и др.

Громкость звука - субъективное восприятие силы звука (абсолютная величина слухового ощущения).

В записи силы звучания используют соответствующие термины, главные из которых пиано – тихо и форте – громко. Выделяются более тонкие градации силы звука: пиано пианиссимо, пианиссимо, пиано, меццо пиано (не очень тихо), мецце форте (не очень громко), форте (громко), фортисиммо, форте фортисиммо.

ррр - piano pianissino (пиано пианиссимо) – предельно тихо,

рр — pianissino (пианиссимо) — очень тихо,

р — piano (пиано) — тихо,

mр — mezzo-piano (мёццо-пиано) — не очень тихо,

mf — mezzo-forte (мёццо-фортэ) — не очень громко,

f — forte (фортэ) — громко,

ff - fortissimo (фортиссимо) – очень громко

fff — forte fortissimo (фортэ фортиссимо) — предельно громко.

Постепенное увеличение силы звучания обозначается термином crescendo или сокращенно crecs. (крещендо), либо знаком.

Постепенное уменьшение силы звучания обозначается термином diminuendo или сокращённо dim. (диминуэндо), либо знаком.

динамические оттенки могут уточняться вспомогательными словами:

росо а росо crescendo — постепенно усиливая,

росо а росо diminuendo — постепенно стихая.

Помимо обозначения высоты, длительности, громкости важным в записи является также обозначение темпа.

Темп - скорость движения в музыке. Он зависит от содержания музыкального произведения и его эмоциональной направленности. Обозначается словами вначале произведения, на родном языке композитора, часто на итальянском. Для определения темпа и его изменений применяются специальные термины или цифровое обозначение метронома, т. е. сколько долей должно прозвучать в минуту.

Медленные темпы:

Умеренные темпы:

Andante — спокойно, не спеша; Moderate — умеренно;

Быстрые темпы:

Музыка как искусство выполняет свою функцию с помощью свойственных ей средств музыкальной выразительности.

Мелодия - одноголосная завершенная музыкальная мысль, звуки в которой интонационно связаны.

Ритм - чередование звуков разной длительности, организованное особым образом.

Общая эмоциональная окраска музыки (мажор - весело, минор - грустный, печальный)

Система звуковысотных зависимостей звуков (эти системы могут включать различное количество звуков, например, 5 звуков в определенном соотношении – это пентатоника, 3 – терцовый лад. Самые распространенные – 7-ми ступенные лады мажор и минор.)

Тембр - окраска звучания связанная с особенностями голоса или инструмента.

Регистр - группа звуков близкая по высоте и тембру.

Темп - скорость звучания музыки (быстро, умеренно, медленно).

Этим перечнем не исчерпываются, конечно, все средства музыкальной выразительности. Дети дошкольного возраста легко различают такие средства музыкальной выразительности, как динамика, регистр, темп.

Тема 2 Белорусский музыкальный фольклор: его сущность и специфика

Сущность и специфика фольклора как явления, особенности музыкального языка

Белорусские народные музыкальные инструменты

1.Сущность и специфика фольклора как явления, особенности музыкального языка

Проблема формирования национального самосознания как основы сохранения национального своеобразия культуры в современных условиях мировой глобализации несомненно заслуживает пристального внимания уже на первоначальном этапе постижения культуры человеком – в период дошкольного детства. И фольклор (народная мудрость), и авторские произведения искусства выступают незаменимыми средствами воздействия на чувства и сознание дошкольника, поэтому любая сфера воспитания, в том числе воспитания музыкально-эстетического, предполагает использование элементов национальной культуры.

Фольклор является более древним пластом музыкальной культуры, чем музыка композиторская. Главная его черта – устность традиции. Музыкальный фольклор - это совокупность песенного, танцевального, инструментального творчества народа. Его специфические черты:

Устность фольклорной традиции, передача от человека к человеку.

В результате устности в фольклоре сложились такие черты как вариативность, вариантность. Вариантность подразумевает существование многих схожих вариантов одного образца в пространстве и во времени. Вариативность изменение образца во время его исполнения.

3. В фольклоре присутствуют типовые мелодии, ритмы, тексты которые переносятся из одного образца фольклора в другой и часто являются признаками жанра.

4. Синкретичность. Слитность всех его элементов – пения, движения, использования инструментов, игрового начала.

2.Система жанров белорусского фольклора

1. ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР - строго приуроченный к явлениям или событиям, изначально имел магическую функцию.

А) Календарно - обрядовый фольклор:

- зимний цикл (калядования, щедрования, масленица (тяготеет к весеннему циклу)

Б) Семейно - обрядовый фольклор:

2. ВНЕОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР

Более поздний пласт, нет жесткой приуроченности к событию, мелодически более разнообразен: пастушьи, бурлацкие, чумацкие (торговцев), казацкие, солдатские, рекрутские, партизанские, лирические, шуточные, частушки.

К внеобрядовому фольклору относится и ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР. Это произведения исполняющие взрослыми для детей или детьми в своей среде (колыбельные, потешки, считалки, дразнилки, заклички, игры с пением и движением).

Белорусские народные музыкальные инструменты

Все белорусские народные музыкальные инструменты в зависимости от их конструкции и способа звукоизвлечения подразделяются на духовые, клавишно-язычковые, ударные, струнные музыкальные инструменты.

Духовые музыкальные инструменты – те инструменты, звук которых извлекается при помощи потока воздуха. К ним относятся: окарина, свердёлка, дуда, рожок, дудочка, свистулька, двойная дудка.

Ударные инструменты – группа инструментов, звук которых извлекается при помощи удара о корпус инструмента, либо способом встряхивания. К этой группе инструментов традиционно относятся: бубен, барабан, треугольник, трещотка, ложки, рубель, коробочка, елка.

Струнные музыкальные инструменты – инструменты, отличительным признаком которых является наличие струн. Это: цимбалы, скрипка, балалайка, колесная лира.

Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становятся переживания.

Музыка - величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Она способна вдохновить, зажечь человека, вселить в него дух бодрости и энергии, но может и привести в состояние тоски, скорби или тихой грусти. Радостная, бодрая, героическая музыка поднимает настроение, возбуждает, повышает работоспособность. Спокойная, лирическая - снимает напряжение, успокаивает, устраняет гнетущую усталость.

Музыка - это искусство. Музыка обладает несравнимыми ни с каким другим видом искусства возможностями. Она обладает силой наибольшего эмоционального воздействия на человека.

Остановимся кратко на вопросе специфики музыкального искусства, выделим его основные и неповторимые черты.

Музыка – интонационное искусство. Через интонацию она выражает огромное богатство эмоционально-смыслового содержания, центром которого является человек и окружающий его мир.

Развиваясь в процессе звукового общения, музыка была вначале неразрывна с речью и танцем. Она приспосабливалась к ритму трудовых движений, облегчала их, объединяла людей единым стремлением. Как живописец подражает формам и краскам природы, так и музыкант подражает звучанию - интонациям, тембру, модуляциям голоса. Однако суть музыки не в звукоподражаниях и изобразительных моментах.

Музыка, в отличие от пространственных искусств (живопись, скульптура и т.п.), которые обладают средствами объективного изображения действительности, представляет собой искусство выражения чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей (музыкальный образ лишен непосредственной, конкретной видимости,, но он динамичен по своей природе и обобщенно, звуковыми средствами выражает существенные процессы жизни).

В связи с этим содержанием музыки прежде всего является эмоциональная сторона психических переживаний человека, и только через эти переживания происходит отражение образов окружающей действительности. Музыка углубляет эти образы и ярко раскрывает их содержание.

Сила воздействия музыки на человека заключается в ее способности в определенные моменты сближать людей в едином настроении, переживаний, порыве, вызывать чувства любви, веселья, торжества, гордости, печали, ненависти.

При помощи своего эмоционального языка музыка воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его. Воздействуя на чувства и мысли людей, музыка способствует эмоциональному познанию окружающей действительности и помогает ее преобразованию, изменению. Музыка проникает в самые глубокие тайники человеческого духа, пробуждает чистые благородные чувства, позволяет осмысливать судьбы личности и состояние мира.

Одним из главных средств создания музыкального образа является мелодия, организованная ритмически, обогащенная динамикой, тембром и т.п., поддерживаемая сопутствующими голосами.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Характер воздействия музыкального сочинения зависит от того, насколько конкретизировано его содержание. С этой точки зрения различают музыку со словесным текстом, программную и непрограммную чисто инструментальную музыку.

К первой относят песню, романс, хор, кантату, ораторию, оперу и др.

Программа и музыка программного сочинения находятся в единстве. Как нельзя оторвать чувства человека от его мышления, поскольку не существуют абстрактные чувства, так нельзя разрывать программу и выражающую ее музыку.

К непрограммным инструментальным произведениям относятся, например, соната, квартет, трио, прелюдия и т.д. Содержание непрограммной музыки составляют эмоции. Насыщенная живыми интонациями, выражающими определенные человеческие переживания, она отражает реальную жизнь, которая является источником этих переживаний, но отражает через эмоции. Итак, непрограммная музыка выражает только эмоциональное содержание. Но это содержание обязательно есть. Им определяются особые познавательные возможности музыкального искусства. Музыка не дает новых конкретных фактических знаний, но она может углубить имеющиеся, эмоционально насытив их.

Особенности музыки как искусства, по мнению Н. Ветлугиной:

- возможность отображать переживания людей в разные моменты жизни. Ликует народ — это выливается в торжественные и радостные звуки музыки; поет солдат в походе — песня придает особое бодрое настроение, организует шаг; мать скорбит о погибшем сыне — печальные звуки помогают выразить горе.

- другая особенность музыки — объединить людей в едином переживании, стать средством общения между ними

- еще одна ее особенность. Каждый человек по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение какому-либо музыкальному жанру, любимому композитору, отдельному произведению, имея определенный опыт слушания.

- еще одна особенность музыки — воздействовать на человека с самых первых дней его жизни. Услышав нежный напев колыбельной, ребенок сосредоточивается, затихает. Но вот раздается бодрый марш, и сразу меняется выражение детского лица оживляются движения! Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать ее активным помощником эстетического воспитания.

Музыка - самое сложное из искусств. Особенности музыки как искусства отражения не только простых, но и очень сложных эмоций, как искусства выражения многогранных отношений человека к миру и самому себе делают содержание и язык музыки закрытым для человека на ранних этапах его развития. Ребёнка надо постепенно ввести в мир музыки, помочь ему понять содержание музыкальных художественных образов, а значит, дать возможность их пережить.

В разные эпохи у разных композиторов те или иные свойства гармонии проявлялись неодинаково: классики ценили в ней прежде всего способность логически связывать созвучия, активизировать процесс музыкального развития и выстраивать композицию (что особенно ярко проявилось в сонатной форме); романтики значительно усилили роль экспрессивно-эмоциональных качеств гармонии, хотя не были равнодушны и к звуковой красочности; композиторы-импрессионисты всецело погрузились в любование звуковым колоритом – не случайно и само название этого направления непосредственно связано с аналогичным течением в европейской живописи.

Проявления выразительных свойств лада весьма многообразны. Вполне определенную эмоциональную и колористическую окраску имеют знакомые всем мажор и минор: мажор звучит светло, приподнято и ассоциируется с радостными, светлыми образами, музыка, написанная в миноре, как правило, сумрачна по колориту и связана с выражением печально-меланхолических или скорбных настроений.

Читайте также: