Юридическая квалификация конфликтного поведения кратко

Обновлено: 02.07.2024

Конфликт – это противоборство двух или более сторон, которые имеют разные, зачастую взаимоисключающие, цели и интересы. Это наиболее острый способ разрешения противоречий.

Конфликт также представляет собой особый тип социального взаимодействия между субъектами, в которое вступают индивиды, группы и организации. Это своего рода часть социального бытия, форма взаимоотношений людей друг с другом. Конфликт обусловлен наличием антагонистических ценностей, норм, интересов и потребностей. Однако ряд конфликтов отличается тем, что их процесс урегулирован нормами права. Главной ценностью права является то, что оно способно управлять поведением людей, регулировать его с помощью системы государственного принуждения. Соответственно, право способно влиять и на социальные конфликты.

Действующее законодательство включает в себя нормы, процедуры, санкции, которые распространяются на всех людей, проживающих на определённой территории. При этом разные отрасли права регулируют различные сферы человеческого бытия:

  • Трудовое право регулирует трудовые правоотношения, то есть отношения, возникающие между работодателем и работниками.
  • Уголовное право регулирует правоотношения, которые возникли между лицом, совершившим преступление, и государством в лице компетентных правоохранительных органов. В связи с совершенным преступлением правонарушитель вынужден нести определённые лишения, вследствие чего и формируется конфликт.
  • Гражданское право регулирует взаимоотношения в личной, имущественной, семейной и других сферах.
  • Административное право регулирует правоотношения, возникающие в сфере применения административных норм, взаимодействия с государственными органами и структурами и т.д.
  • Конституционное право регулирует конституционные правоотношения, то есть урегулированные нормами Основного закона. Например, в статье 2 Конституции РФ предусмотрены права и свободы человека и гражданина, которые являются высшей ценностью государства. Исходя из содержания правонарушение представляет собой конфликт между людьми, в котором одна из сторон не соблюдает конституционные права и интересы другой.

Готовые работы на аналогичную тему

Право позволяет управлять социальными конфликтами, разрабатывая особые правила по их урегулированию. Управление правоотношениями осуществляется за счёт применения правовых норм, объединяемых в институты. Контроль в данном случае достигается за счёт применения санкций, которые носят персонализированный характер в публично-правовой сфере, а в частноправовой сфере могут распространяться на группу лиц или на организации.

Конфликтологами достаточно хорошо изучены механизм и формы взаимодействия правовых норм и участников конфликта:

  • При данном взаимодействии право оказывается влияние на индивида, который является частью общества, влияние оказывается со стороны государства. Таким образом, проявляется так называемое воспитательное действие права.
  • Государство путём обозначения запретов вырабатывает также и приемлемые варианты поведения, которые одобряются государством.
  • Правовая норма характеризуется возможностью применения государственного принуждения в отношении тех, кто её нарушает. При нарушении норм права в силу вступает специальный правоприменительный механизм в лице соответствующих государственных органов и должностных лиц, которые заняты в сфере применения права.
  • Правовое регулирование конфликтов позволяет сделать государственную систему более стабильной, определяя порядок разрешения конфликта, сроки его разрешения, тем самым, право является одной из самых эффективных систем для обеспечения стабильности общества.

Правовые технологии урегулирования конфликтов

Современные технологии урегулирования конфликтов в сфере права опираются на идеи примирения сторон, которые имеют противоположные интересы.

В правовой сфере люди также имеют противоборствующие интересы. Например, когда одно лицо совершает преступление в отношении другого, оно, тем самым, нарушает права и свободы другого человека, посягая на какие-либо сферы его жизни, на охраняемые объекты, на имущество и т.д.

Понятие конфликта связано с процедурой юридического разбирательства. Оно может быть осуществлено в различных формах полицией, налоговой инспекцией, арбитражем, в сфере гражданского и уголовного производства, путём парламентских или иных конституционных процедур.

Когда правоведы говорят о процедуре разрешения конфликтов, все чаще упоминается понятие альтернативной формы разрешении конфликтов. Оно означает не юридические способы решения проблемы. К таким формам относятся переговоры, примирение, посредничество.

Роль права в урегулировании конфликтов

При урегулировании конфликтов одними из норм, которые наиболее часто используются, являются конституционные нормы. Те положения, которые нашли отражение в Конституции России, закреплены также и в иных нормативных актах. По сути, нормативные акты разъясняют те положения, которые закреплены в Основном законе государства. Карающим субъектом является само государство в лице компетентных государственных органов. Конфликты в данной сфере затрагивают различные социальные, общественные, государственные интересы. Например, такое преступление, как терроризм, способно затронуть не только интересы отдельных граждан или групп граждан, а также интересы организаций, деятельность которых прекращается или не возможна в связи с осуществлением теракта. Кроме того, затрагивается безопасность государства, так как целью террористов является оказание влияния на государственные органы с целью заставить их принять какое-либо решение, выгодное для террористов.

Именно поэтому за любые проступки в сфере права предусмотрены правовые меры воздействия на нарушителей. Ведущим субъектом преодоления конфликтов является суд. Однако у судебного производства есть свои особенности, преимущества и недостатки. Так, процедура судопроизводства подробно регламентирована нормативными актами, потому любой человек, обратившись в суд, изучив нормативную базу, может знать процедуру

Также возможно применение арбитражного порядка урегулирования споров, негосударственного порядка, в том числе применение услуг медиатора. Переговоры также являются средством разрешения конфликтов.

Структура юридического конфликта имеет четыре обязательных элемента: субъекты, объект, субъективную сторону и объективную сторону.

Субъектами юридического конфликта являются все субъекты права, а именно физические (частные) и юридические лица (а также другие лица, приравненные к юридическим), признанные такими в установленном государством порядке (что владеют правосубъектностью), или само государство, государственные, муниципальные образования, социальные сообщества, которые находятся в непосредственном противоборстве.

Объект юридического конфликта - это те общественные отношения, которые подпадают под правовое регулирование (общий объект), и те материальные, нематериальные, духовные ценности, дефицитные ресурсы, статусы, определенные состояния, действия (бездеятельность), результаты действия(непосредственный объект), на которые направлено противоборство субъектов права. Существенной чертой объекта противоборства в правовой сфере является его неделимость. Неделимость объекта может быть как объективной (например, занять место начальника отдела может только один человек), так и субъективной, когда сама неделимость является следствием желаний и интересов обеих сторон. Предмет конфликта в правовой сфере - противоречие, которое лежит в его основе.

Субъективная сторона юридического конфликта как социальнопсихологический механизм внутренней саморегуляции субъектов заключается в мотивационном процессе, представляет собой формирование противоречивых мотивов сторон на основе их актуальных потребностей, интересов и установок (психологических и правовых), постановку целей и принятия волевых решений по осуществлению конфликтных действий, и может или полностью владеть юридическим характером или частично иметь юридические аспекты.

Объективная сторона юридического конфликта - противоположно направленные наступательные и оборонные, юридически нейтральные и юридически значимые (правомерные и противоправные) действия субъектов права (сторон конфликта), которые причиняют вред.

При юридической квалификации поведения субъектов в юридическом конфликте сначала подлежат анализу все основные конфликтные действия и бездеятельность субъектов противоборства на предмет отмежевания юридически значимых от юридически нейтральных. Потом подлежит квалификации каждое юридически значимое (правовое) деяние на предмет его отнесения к правомерному или противоправному. Квалификация правомерного поведения предусматривает выявление всех его структурных элементов, а также соответствия признаков последних требованиям норм права. Квалификация противоправного поведения (правонарушение) осуществляется за его юридическим составом. Общая картина проанализированных деяний, совершенных всеми сторонами конфликта, с установленной причинной связью между действиями (бездеятельностью) и вредом, что причиненная (нанесенным вредом) дает возможность самим субъектам или исследователю (специалисту), который занимается вопросами диагностики и урегулирования юридического конфликта, правильно подобрать методику и тактику управления противоборством и его решения.

Характер конфликтного поведения зависит как от предмета конфликта, так и от социальнопсихологических условий хода конфликтной ситуации, что проявляются во всей сложности взаимодействии сторон. В литературе обобщенные установки сторон конфликта относительно его динамики и способа решения называют моделями конфликтного поведения. Выделяют такие модели поведения в юридических конфликтах:

1. Конструктивная. Основной характеристикой поведения является стремление уладить конфликт, найти оптимальное решение, которое бы удовлетворило всех и удовлетворяло правовым нормам. Эта модель выделяется выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику, открытой и искренней позицией, в общении - лаконичностью и немногословием. Желанна и необходима в деловом, рациональном общении.

2. Деструктивная. Постоянно стремится к расширению и обострению конфликта, унижения партнера, негативно оценивает его личность, обнаруживает подозрительность и недоверие к сопернику, нарушает этику общения. Кроме этого в юридических конфликтах такая модель поведения часто игнорирует правовые нормы, презирает законные права оппонентов и, даже, может удаваться к совершению преступлений. Использование этой модели неоправданно поскольку она может превратить конструктивный конфликт в деструктивный, негативные последствия которого могут быть непредсказуемые.

3. Конформистская. Пассивная позиция в контакте, склонность к уступкам, непоследовательность в оценках, суждениях, поведении, легко соглашается с точкой зрения соперника, отходит от острых вопросов. Имеет позитивное значение, если противоречия в конфликте несущественны, - использование этой модели поведения способствует быстрому их решению. Однако такое поведение может провоцировать агрессивность партнера, особенно в случае значимости и остроты конфликтной ситуации, важности оперативного решения проблемы.

Динамическая модель юридического конфликта, в отличие от структуры, учитывает фактор времени. Соответственно, динамические переменные - это такие, которые позволяют анализировать конфликт во время его изменения. По нашему мнению, самой оптимальной является циклическая модель организационного конфликта, который состоит из четырех фаз, причем переход одной из них в другую осуществляется в три этапа:

1 фаза - проблемная ситуация (этап - попытка достижения своих целей сторонами);

2 – ситуация блокирования (этап - идентификация лиц, групп, организационных структур, которые блокируют деятельность, движение к определенной цели);

3 - конфликтная ситуация (этап - конфликтное взаимодействие);

4 – ситуация решения конфликта.

Конфликт - это открытая система, для характеристики которой недостаточно только структурных и динамических переменных, она испытывает влияние внешних факторов. Чтобы диагностика была всесторонней, необходимо учитывать это влияние. Следовательно, возникает необходимость построения факторной модели организационного конфликта. При этом необходимо различать три типа факторных переменных : источники конфликта - переменные, которые возникают и определяют само содержание конфликта; условия - переменные, что сами собой не предопределяют конфликт, но без которых его не может возникнуть и существовать; факторы - переменные, которые влияют на конфликт, изменяя его отдельные характеристики.

Любой разумный руководитель обязан четко представлять себе, какие существуют способы разрешения конфликтов. Дело в том, что хочется нам того или нет, но в любой сфере человеческой деятельности иногда происходит столкновение интересов разных сторон, что и порождает конфликтные ситуации. А их нужно уметь разрешать.

Более того, опытный лидер способен не только нормализовать ситуацию, но даже извлечь из нее определенную выгоду для компании. Если же это изначально не представляется возможным, то существуют методы предупреждения конфликтов, которые также следует уметь применять на практике.

Природа и виды конфликтов

Конфликт (с латинского conflictus – столкновение) – ситуация, при которой сталкиваются противоположные по направленности, несовместимые между собой интересы и мнения, сопровождающаяся возникновением острых отрицательных эмоций и переживаний. Конфликты между различными людьми возникают довольно часто вследствие каких-либо организационных перемен, спорных вопросов, при рабочих и межличностных отношениях. И каждый человек воспринимает все это субъективно, серьезно переживая данные моменты на психологическом уровне.

Как правило, причиной возникновения конфликта в различных ситуациях является столкновение интересов. К примеру, ссора могла произойти между руководителем и сотрудником из-за неначисленной премии, между коллегами по школе из-за разницы в точках зрения о воспитании детей, с административным отделом в вопросах бюджета и так далее. Все перечисленное является самым часто встречающимся межличностным типом противостояний.

Существуют также конфликты между группами людей (руководителями и сотрудниками отдела, бездельниками и работягами, консерваторами и новаторами и так далее) – такой тип называется межгрупповым и является наиболее сильным и разрушительным.

Природа и виды конфликтов

Встречаются и внутренние конфликты у одной конкретной личности – к примеру, в ситуации, когда уже куплены билеты и собраны вещи в семейное путешествие, но внезапно возникает потребность присутствовать на работе для решения срочных вопросов.

Каждый конфликт имеет объекты (причины), субъекты (действующие стороны), главных и косвенных участников, при этом может происходить смена ролей.

Любое противостояние может быть деструктивным или конструктивным. При первом варианте ждать хорошего исхода бессмысленно, во втором случае важно адекватно оценивать ситуацию, стремиться к открытому общению и созданию доверительной атмосферы и сотрудничества.

Каждый человек применяет в конфликтных ситуациях выбранные для себя стратегии и тактики. Для успешного управления происходящим следует определить линию поведения и установки других участников конфликта, а также вносить коррективы в собственную тактику.

7 стандартных способов разрешения конфликтов

Существует великое множество различных способов избежать конфликтных ситуаций. И применение каждого из них будет результативным в определенных условиях. Дадим характеристику основных способов разрешения конфликтов.

Метод соперничества

Суть в том, чтобы навязать оппоненту выигрышное для себя решение. Применять метод соперничества целесообразно в следующих случаях: выбранное решение точно является конструктивным; результат будет полезным для целой группы или фирмы, а не отдельных ее участников или микрогруппы; итог противостояния должен быть важен тому, кто принимает выбранную стратегию; невозможность прийти к соглашению с другой стороной ввиду отсутствия времени.

Прибегать к соперничеству оправданно при возникновении экстремальных или принципиальных ситуаций, при недостатке времени, а также в случае, когда исход конфликта может привести к опасным последствиям.

Метод избегания

Способ избегания подразумевает попытку выйти из конфликтной ситуации путем уклонения от решения возникших проблем, при этом получив минимальные потери. Главное отличие от активной поведенческой стратегии во время противостояния в том, что соперник выбирает ее после нескольких неудавшихся попыток добиться признания своих интересов другими способами. По сути, в данном случае конфликтная ситуация не будет решена, а попросту угаснет.

Такой способ применим в случае затянувшегося конфликта. Также этот метод может быть выбран при недостатке времени и сил для того, чтобы устранить разногласия; при желании выиграть время; если имеются сложности в выборе своей тактики; при полном отсутствии стремления найти решение проблемы; а также при попытке обойти ловушки и подводные камни, созданные соперником.

Метод избегания конфликта

Метод принуждения

При таком способе преобладающими являются попытки убедить оппонента согласиться со своей позицией любой ценой. Принуждающую сторону не интересуют мнения других людей, поведение, как правило, становится агрессивным, и повлиять на соперника человек пытается, прибегая к власти. Такой способ может принести желаемые результаты в случае, когда начальник обладает властью над сотрудниками, при этом не может перебороть излишнюю инициативность своего персонала.

Применяя метод принуждения, нужно быть готовым к тому, что итоговое решение может оказаться неверным вследствие ориентирования на единственную точку зрения. Такой способ также способен привести к недовольству и возмущению персонала – особенно в случае молодых сотрудников и специалистов, имеющих больше опыта.

Переговоры как способ разрешения конфликта

Переговоры являются одним из наиболее эффективных способов разрешения конфликтов, при котором стороны взаимодействуют друг с другом, четко обозначая свои требования, но соглашаясь на компромиссные решения. Метод переговоров отличается от остальных в силу следующих особенностей:

  • способ подразумевает, что стороны равноправны и готовы открыто взаимодействовать друг с другом;
  • при переговорах исключено применение силы или обращение в суд с целью разрешения конфликта;
  • стороны имеют контроль над процессом, возможность изменения условий на основании взаимного соглашения, а также могут определять временные границы;
  • процесс переговоров проходит в соответствии с обозначенными сторонами правилами;
  • решение, принимаемое в результате переговоров сторон, является неформальным.

Можно использовать различные стратегии переговоров, ориентируясь на поставленную цель взаимодействия. Первой стратегией является позиционный торг – поведение основано на конфронтации сторон, при этом в попытке добиться максимально выгодного для себя результата интересы оппонента не учитываются. Согласно второй стратегии процесс переговоров основывается на взаимных интересах, то есть поведение является партнерским, учитываются мнения и цели каждой из сторон.

Переговоры как способ разрешения конфликта

Процесс переговоров делится на следующие этапы: озвучивание позиций оппонентов, выявление интересов и целей, открытое обсуждение проблемы и спорных моментов, достижение договоренности по возникшему конфликту.

Резюмируя, отметим, что чаще всего целью переговоров является полное или частичное удовлетворение претензий каждой из сторон конфликта. Но случается, что к переговорам прибегают в качестве негативного способа устранения конфликта.

Метод компромисса

Разрешение конфликта способом взаимных уступок подразумевает определенные встречные шаги оппонентов, нацеленные на достижение результата, устраивающего всех. То есть стороны должны будут взаимно отказаться от некоторых интересов и амбиций на пути к достижению максимально полезного для всех исхода конфликта.

При выработке решения участники используют различные стратегии и способы, идут на разного рода взаимные уступки. Компромисс может быть:

  • добровольным – решение каждой из сторон пойти на уступки принимается без давления друг на друга;
  • вынужденным – при таком компромиссе оппонентам приходится идти на взаимные уступки вследствие определенных факторов.

Способность пойти на уступки говорит о реализме и высокой культуре общения. Но использовать метод компромисса стоит в том случае, если другие испробованные способы не смогут удовлетворить интересы по максимуму.

Метод посредничества

Посредничество при переговорах также является одним из способов разрешения конфликта интересов. Подразумевается, что устранение разногласий будет достигнуто при участии в переговорах третьей стороны. Разумным будет прибегнуть к помощи посредника в следующих ситуациях:

  • Оппоненты готовы уступить и начать поиск компромиссного решения, но не смогли достигнуть общего интереса, прийти к единому мнению.
  • Отсутствует возможность прямого общения участников спора между собой.
  • Необходимо проконтролировать исполнение согласованного сторонами решения.
  • Помощь компетентного посредника необходима с целью сохранения имиджа каждой из сторон.
  • Для решения спорных вопросов необходима конфиденциальность.

Соответственно, задачами посредника являются: организовать процесс общения оппонентов; предложить варианты разрешения конфликта; помочь разработать итоговые документы; проконтролировать принятое сторонами решение.

Метод посредничества

Важно правильно подобрать посредника, который серьезно подойдет к разрешению конфликтной ситуации. Независимый эксперт должен отвечать следующим требованиям: быть компетентным в вопросе, иметь навыки посреднической работы; быть беспристрастным, то есть сохранять нейтралитет по отношению к любой из сторон конфликта; быть авторитетным – иметь некоторый вес в обществе для того, чтобы суметь повлиять на участников спора при поиске решения и обоюдного соглашения.

Метод сотрудничества

Сотрудничество является одним из конструктивных способов разрешения конфликтов. Данный способ требует погружения всех участников в спорную ситуацию для поиска решения, которое будет максимально отвечать интересам каждой из сторон. Сотрудничество имеет следующие отличительные черты:

  • Конфликтующие стороны являются не врагами, а союзниками, вместе стараясь найти устраивающее всех решение.
  • Обе стороны максимально вовлечены в процесс решения возникшей проблемы.
  • Оппоненты обоюдно заинтересованы в поиске выигрышных для всех способов разрешения конфликта.
  • Применение данного метода решения конфликтной ситуации принесет пользу каждой из сторон.
  • Для сотрудничества необходимо большее количество времени.
  • Метод раскрывает тайные и внутренние причины возникшего спора обеих сторон, что позволяет найти эффективный способ разрешения конфликта.

Но следует разумно прибегать к сотрудничеству как одному из способов разрешения конфликтных ситуаций. В первую очередь найденное решение проблемы должно быть важно каждой из сторон. Также должны иметься прочные связи и перспективы на последующее взаимодействие с соперником. Кроме того, времени на проработку проблемных моментов и поиск выгодных путей их решения должно быть достаточно.

Следующее условие – наличие готовности оппонентов высказать свое отношение к происходящему и со всем вниманием выслушать друг друга. Также очень важно, чтобы участники конфликта имели равные права и были способны проигнорировать различия между собой для поиска решения в спорной ситуации.

Сотрудничество следует считать одним из дружеских способов разрешения конфликтов, но также и одним из наиболее сложных, ведь действовать нужно, основываясь не только на своих интересах, но и на потребностях стороны оппозиции. При таком методе взаимодействия конфликтующие стороны должны быть способны выслушать оба мнения и найти обоюдовыгодное решение.

5 методов предотвращения конфликтов в коллективе

С целью предупреждения конфликтов следует прибегать к определенным действиям, которые будут нацелены на недопущение их возникновения и негативного влияния на любую из сторон, любой из элементов общественной системы. Деятельность по предотвращению конфликта – это активное вовлечение управляющих субъектов (одной или каждой из сторон надвигающегося конфликта) в настоящий процесс отношений в обществе, во взаимодействие людей в различных жизненных сферах. В данном случае будет пресечен бесконтрольный ход процесса, если произойдет разумное вмешательство, целесообразное по отношению к интересам общества.

5 методов предотвращения конфликтов в коллективе

Тактика предупреждения конфликтной ситуации основана главным образом на способности поддерживать и укреплять сотрудничество, а также быть готовым к взаимовыручке. Эта тактика подразумевает комплексный подход, при котором используются методы социально-психологического, морально-этического и организационно-управленческого характера. Среди социально-психологических способов разрешения конфликтов наиболее важными, призванными изменить мысли, чувства и настроения людей, являются следующие:

В соответствии с данным методом проводятся определенные мероприятия, целью которых является привлечение к общему делу потенциальных противников. В процессе общей деятельности у них может образоваться относительно большое количество общих интересов, лучшее понимание друг друга, привычка к сотрудничеству и совместному решению возникающих проблемных ситуаций.

Метод эмпатии, или доброжелательности, заключается в выработке способности сопереживать и сочувствовать другим, понимать их внутренние настроения. Он подразумевает умение выражать требуемое сочувствие коллеге по работе или партнеру, оказывать ему содействие. При данном методе следует избегать необоснованной враждебности, агрессии и невежливости во взаимоотношениях. Применять метод эмпатии наиболее эффективно будет в кризисные моменты, при которых особенно важно выразить сочувствие и сострадание, оперативно донести важную информацию о происходящем.

В случае появления каких-либо спорных ситуаций, которые могут закончиться конфликтом, для его предупреждения особенно важным является метод, при котором оппонент будет способен признать достоинства соперника и выразить необходимое уважение к его личности. Если одна из сторон признает достоинство и авторитет партнера, это приведет к развитию ответного аналогичного отношения к достоинству и авторитету первой стороны. Являясь одним из эффективных способов разрешения конфликтов, данный метод применим также в процессе межличностного общения любой формы.

При нем следует опираться на такие способности и умения партнера, которые отсутствуют у нас самих. К примеру, творческим людям очень тяжело даются монотонные и рутинные действия, работа технического характера. Но для того, чтобы добиться успеха в делах, необходимы как творческие, так и технические и прочие навыки. Метод взаимного дополнения наиболее актуален при наборе рабочей группы, которая при соблюдении этих условий будет очень сильной и прочной.

Метод взаимодополнения

Для того чтобы повысить взаимное доверие, вызвать уважение и готовность к сотрудничеству, не доводя до конфликтных ситуаций, важно учитывать и с умом пользоваться не только способностями тесно связанных людей, но и их недостатками.

Данный метод не допускает акцентирования внимания на превосходстве кого-либо из партнеров над вторым, в идеале следует игнорировать вообще какие-либо различия между ними. Для этого в управлении нередко практикуются элементы материального поощрения, которое сможет уравнять всех сотрудников компании, – таким образом действуют многие японские организации.

С одной стороны, метод уравнивания можно посчитать несправедливым и предвзятым, противоречащим методу индивидуального поощрения. Но в качестве одного из способов разрешения конфликта интересов можно выделить явные достоинства уравнительного метода распределения – возможность избежать негативных эмоций, среди которых зависть и чувство обиды, ведь именно они могут стать причиной конфликтной ситуации.

По этой причине с целью повышения антиконфликтного потенциала компании разумно будет распределять награды и разделять заслуги на всех сотрудников, пусть даже подавляющая их часть будет принадлежать только одному из них.

Повышение сразу после обучения

10 рекомендаций руководителю по предотвращению конфликтных ситуаций

Перечислим основные способы разрешения конфликтов на предприятии, которые помогут руководителю избежать их возникновения и развития.

Подводя итог, обратим внимание на очень важный момент. Для того чтобы суметь предупредить конфликтную ситуацию, важно уметь ее спрогнозировать. Под прогнозом понимается предположение вероятности будущего конфликта с некой возможностью определить место и время его развития. Прогноз будет иметь свою научную и практическую ценность, если в его основе лежит обоснованность и достоверность.

К главным способам прогнозирования конфликта относятся: умение экстраполировать имеющиеся обстоятельства на будущее состояние всей системы; способность смоделировать предполагаемую спорную ситуацию; статистический метод и опрашивание экспертов. По возможности всеми этими способами рекомендуется пользоваться на постоянной основе.

Получите персональный аудит отдела продаж от Сергея Азимова для 3-кратного роста продаж в 2021 году совершенно бесплатно

Конфликт — это не хаос и не смерч, а структурированное явление. Выбирайте подходящие стратегии и не усложняйте проблемы необдуманными решениями. Как сказал французский писатель-философ Франсуа де Ларошфуко, людские ссоры не длились бы так долго, если бы вся вина была на одной стороне. Вместе с экспертом – кандидатом психологических наук Ольгой Ноженкиной – разобрались, почему возникают конфликты, как их погасить, и какие стратегии поведения существуют в непростых ситуациях.

Почему мы конфликтуем? На каком этапе общения рождается открытая конфронтация?

Конфликт — это столкновение противоположно направленных интересов, ценностей, целей. Обычно он связан с отрицательными эмоциональными переживаниями, основан на эмоциях и личной неприязни.

Рассмотрим стандартную цепочку:

Конфликт выстраивается по простой формуле:

КС — это конфликтная ситуация (накопившиеся противоречия), И — инцидент (обстоятельства, повод), К — сам конфликт (открытое противостояние как следствие).

Конфликт возникает в разных ситуациях из-за столкновения интересов. Например, поссорились вы со своим сотрудником из-за премии, с коллегой из другой школы из-за расхождения взглядов на воспитание, с администрацией из-за бюджета и т.д. Это все самый распространенный, межличностный тип.

В конфликтах есть объекты (причины), субъекты (активные стороны), участники, косвенные участники. Их роли могут меняться. В конце концов каждая конфронтация оказывается деструктивной или конструктивной. Первый вариант не сулит ничего хорошего, а для конструктивного исхода необходимы адекватность восприятия ситуации, открытое общение и, конечно, создание атмосферы доверия, сотрудничества.

У каждого человека формируются привычные стратегия и тактика поведения в конфликтах. Чтобы лучше управлять происходящим, нужно идентифицировать свою стратегию и установки окружающих людей, корректировать свою тактику.

Стратегии поведения в конфликте

Конкуренция: акула. Как хищник при нападении


Когда стратегия оправдана:

Каким личностям свойственна: властным, нетерпимым к инакомыслию, ретроградным, боящимся критики, боящимся сбора информации о себе, игнорирующим коллективное мнение.

Уклонение: черепаха. Побег в уютный панцирь


Когда стратегия оправдана:

  • победа не имеет принципиального значения;
  • важнее спокойствие и стабильность;
  • важнее сохранить хорошие отношения;
  • есть угроза более серьезного разногласия;
  • понимание своей неправоты;
  • безнадежность проблемы;
  • незначительность проблемы;
  • победа требует слишком больших затрат.

Сотрудничество: лиса. Осторожность — наше все


Когда стратегия оправдана:

  • обе стороны убедительны;
  • дефицит времени;
  • сотрудничество и директивный подход неэффективны;
  • ресурсы оппонентов равны;
  • нужно временное решение;
  • победа не имеет принципиального значения;
  • лучше получить что-то, чем все потерять.

Каким личностям свойственна: осторожным, нетерпимым к резкости, не любящим углубляться в детали.

Улаживание: плюшевый мишка. Делайте, что хотите — только давайте жить дружно!


Когда стратегия оправдана:

  • победа не имеет принципиального значения;
  • важнее сохранить хорошие отношения;
  • нужно выиграть время;
  • уступить — значит одержать моральную победу.

Компромисс: сова. Любовь к здравомыслию


Когда стратегия оправдана:

  • взаимовыгодное решение крайне важно;
  • длительные близкие отношения с другой стороной;
  • достаточно времени для проработки проблемы;
  • ресурсы оппонентов равны.

Каким личностям свойственна: инноваторам, не терпящим оскорблений, умеющим отбросить эмоции.

Как руководителю препятствовать возникновению и развитию конфликтов?

Кандидат психологических наук, автор научных статей, участник международных семинаров и конференций, разработчик тренинга развития профессиональной рефлексии учителя

Конфликт — это не хаос и не смерч, а структурированное явление. Выбирайте подходящие стратегии и не усложняйте проблемы необдуманными решениями. Как сказал французский писатель-философ Франсуа де Ларошфуко, людские ссоры не длились бы так долго, если бы вся вина была на одной стороне. Вместе с экспертом – кандидатом психологических наук Ольгой Ноженкиной – разобрались, почему возникают конфликты, как их погасить, и какие стратегии поведения существуют в непростых ситуациях.

Почему мы конфликтуем? На каком этапе общения рождается открытая конфронтация?

Конфликт — это столкновение противоположно направленных интересов, ценностей, целей. Обычно он связан с отрицательными эмоциональными переживаниями, основан на эмоциях и личной неприязни.

Рассмотрим стандартную цепочку:

Конфликт выстраивается по простой формуле:

КС — это конфликтная ситуация (накопившиеся противоречия), И — инцидент (обстоятельства, повод), К — сам конфликт (открытое противостояние как следствие).

Конфликт возникает в разных ситуациях из-за столкновения интересов. Например, поссорились вы со своим сотрудником из-за премии, с коллегой из другой школы из-за расхождения взглядов на воспитание, с администрацией из-за бюджета и т.д. Это все самый распространенный, межличностный тип.

В конфликтах есть объекты (причины), субъекты (активные стороны), участники, косвенные участники. Их роли могут меняться. В конце концов каждая конфронтация оказывается деструктивной или конструктивной. Первый вариант не сулит ничего хорошего, а для конструктивного исхода необходимы адекватность восприятия ситуации, открытое общение и, конечно, создание атмосферы доверия, сотрудничества.

У каждого человека формируются привычные стратегия и тактика поведения в конфликтах. Чтобы лучше управлять происходящим, нужно идентифицировать свою стратегию и установки окружающих людей, корректировать свою тактику.

Стратегии поведения в конфликте

Конкуренция: акула. Как хищник при нападении


Когда стратегия оправдана:

Каким личностям свойственна: властным, нетерпимым к инакомыслию, ретроградным, боящимся критики, боящимся сбора информации о себе, игнорирующим коллективное мнение.

Уклонение: черепаха. Побег в уютный панцирь


Когда стратегия оправдана:

  • победа не имеет принципиального значения;
  • важнее спокойствие и стабильность;
  • важнее сохранить хорошие отношения;
  • есть угроза более серьезного разногласия;
  • понимание своей неправоты;
  • безнадежность проблемы;
  • незначительность проблемы;
  • победа требует слишком больших затрат.

Сотрудничество: лиса. Осторожность — наше все


Когда стратегия оправдана:

  • обе стороны убедительны;
  • дефицит времени;
  • сотрудничество и директивный подход неэффективны;
  • ресурсы оппонентов равны;
  • нужно временное решение;
  • победа не имеет принципиального значения;
  • лучше получить что-то, чем все потерять.

Каким личностям свойственна: осторожным, нетерпимым к резкости, не любящим углубляться в детали.

Улаживание: плюшевый мишка. Делайте, что хотите — только давайте жить дружно!


Когда стратегия оправдана:

  • победа не имеет принципиального значения;
  • важнее сохранить хорошие отношения;
  • нужно выиграть время;
  • уступить — значит одержать моральную победу.

Компромисс: сова. Любовь к здравомыслию


Когда стратегия оправдана:

  • взаимовыгодное решение крайне важно;
  • длительные близкие отношения с другой стороной;
  • достаточно времени для проработки проблемы;
  • ресурсы оппонентов равны.

Каким личностям свойственна: инноваторам, не терпящим оскорблений, умеющим отбросить эмоции.

Как руководителю препятствовать возникновению и развитию конфликтов?

Кандидат психологических наук, автор научных статей, участник международных семинаров и конференций, разработчик тренинга развития профессиональной рефлексии учителя

Читайте также: