Особенности местной власти в польше кратко

Обновлено: 05.07.2024

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество . 2000 .

Полезное

Смотреть что такое "ПОЛЬША. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО И ПОЛИТИКА" в других словарях:

Государственное устройство России — Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политика и правительство России Государственный строй Конституция России Поправки Президент России Дмитрий Медведев Администрация Президента … Википедия

Государственное устройство Молдавии — Молдавия в настоящее время является парламентской республикой. Государственный строй определяется конституцией, принятой парламентом 29 июля 1994 года и дополненной 19 июля 1996 и 5 июля 2000 года. По конституции Молдавия демократическое… … Википедия

Государственное устройство Азербайджана — Государственный строй Азербайджана определяется Конституцией Азербайджанской Республики. Азербайджанская Республика унитарное государство с президентским правлением. Главой государства является Президент, избираемый на срок 5 лет всеобщим… … Википедия

ПОЛЬША — Республика Польша, прибалтийское европейское государство. С 1947 по 1989 страна называлась Польской Народной Республикой. На севере омывается водами Балтийского моря, на северо востоке граничит с Россией (Калининградской областью) и Литвой, на… … Энциклопедия Кольера

Польша — Польская Республика, гос во на В. Европы. Название Польша (Polska) от этнического наименования народа поляки (polacy). См. также Украина, Хмельницкий. Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М … Географическая энциклопедия

ПОЛЬША — (Polska, Poland) Общие сведения Официальное название Республика Польша (польск. Rzeczpospolita Polska, англ. Republic of Poland). Расположена в Центральной Европе в бассейне рек Висла и Одра между Балтийским морем на севере, Карпатами и Судетами… … Энциклопедия стран мира

Польша — (Polska) Польская Народная Республика (Polska Rzeczpospolita Ludowa), ПНР. I. Общие сведения П. социалистическое государство в Центральной Европе, в бассейне рр. Висла и Одра, между Балтийским морем на С., Карпатами и… … Большая советская энциклопедия

Польша (история)* — Период I. П. племенная и языческая. В конце VI в. по Р. Хр., с уходом германских племен из бассейнов Вислы, Одера и Эльбы, происходит миграция славян к западу и северу от их европейской стоянки на склонах Карпат и верховьях Вислы. Среди племен… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Польша — (история) Период I. П. племенная и языческая. В конце VI в. по Р. Хр., с уходом германских племен из бассейнов Вислы, Одера и Эльбы, происходит миграция славян к западу и северу от их европейской стоянки на склонах Карпат и верховьях Вислы. Среди … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Политическое устройство Швейцарии — Политика Портал:Политика Швейцария Эта статья часть серии … Википедия

Современная система органов местного самоуправления РП была создана в ходе начавшейся в стране в 1997 р.административно -территориальной реформы , целью которой было приспособление территориальной структуры Польши к общеевропейским стандартам накануне вступления в ЕС. В частности , реформа внедрила трехступенчатую систему территориальных единиц ( гмина - уезд - воеводство ) вместо двухступенчатой ( гмина - воеводство ) . Другой задачей реформы была децентрализация и передача органам местного самоуправления значительной части полномочий на местах.

Реформа окончательно вступило в силу с 1 января 1999

На сегодня Польша делится на 16 воеводств , 379 уездов и 2478 гмин .

Законодательная база

Вопросам функционирования органов местного самоуправления посвящена VI глава Конституции РП .

Главными законодательными актами , которые регулируют деятельность органов местного самоуправления страны , является Закон РП от 8 марта 1990 о самоуправлении гмины , Закон РП от 5 июня 1998 о самоуправлении уезда и Закон РП от 5 июня 1998 о самоуправлении воеводства.

Порядок выборов в органы местного самоуправления определяют Закон РП от 16 июля 1998 об избирательной ординацию в советы гмин , советов уездов и сеймиков воеводств и Закон РП от 20 июня 2002 о непосредственном избрания войта , бурмистра и президента города . Последние выборы в органы местного самоуправления состоялись в стране 12 и 25 ноября 2006

Самоуправление на уровне гмины

Самоуправляющейся административно -территориальной единицей самого низкого уровня в соответствии со ст. 164 Конституции РП егмина . Гмина может быть сельской (такая , что не имеет на своем поприще города ) , городско - сельской ( в состав такой гмины входит город и несколько деревень ) и городской ( гмина , содержащейся в административных границах города или т. н. Гмина со статусом города ) .

Жители гмины принимают решения путем участия в общем голосовании (выборы или местный референдум) или посредством совета гмины , избираемый в общих и непосредственных выборах на срок 4 лет.

Исполнительную власть в гмине осуществляет староста (в сельских гминах ) , бургомистр (в городско - сельских гминах ) или президент ( в крупных городских гминах ) , которые избираются в непосредственных выборах.

Города на правах уезда является одновременно гминами - в таких случаях границы уезда четко соответствуют границам гмины. Из существующих на сегодня в Польше 2478 гмин 1589 являются сельскими , 582 - городско - сельскими и 307 городскими ( 65 гмин является одновременно городскими уездами ) .

Гмина может создавать в своем составе меньше территориальные отделы с собственными властями , например солецтво , во главе с избранным жителями села солтисом .

Самоуправление на уровне уезда

Уезд является самоуправляющейся административно -территориальной единицей второго уровня , которая входит в состав воеводства и формируется из нескольких соседних гмин .

В соответствии со статьей 4 Закона РП от 5 июня 1998 о самоуправлении уезда уезд выполняет публичные задачи , которые выходят за рамки компетенции гмин

Законодательные и контрольные властные полномочия в уезде имеет совет уезда , который избирается в общих и непосредственных выборах на срок 4 лет.

Исполнительным органом уезда является староство . Его возглавляет староста уезда , избираемый советом уезда.

На сегодня существует два вида уездов : земский уезд , есть несколько соседних между собой гмин ( 314 единиц) тамиський уезд ( 65 единиц). Фактически все крупнейшие города Польши , в том числе столица страны Варшава , являются городскими уездами . В городском уезде соответствующие властные полномочия должны городской совет и президент города (в городах с численностью населения свыше 100 тыс. человек ) или бургомистр (в городах с численностью населения до 100 тыс. человек).

В таких единицах президент или бургомистр выполняют функции старосты . Одновременно , в отличие от старост , бургомистры и президенты избираются непосредственно населением на срок 4 лет.

В городских уездах исполнительным органом власти , подчиненным президенту или Бурмистров , является городское ведомство , которое в настоящее время часто называется магистратом , или ратушей.

Согласно конституции Польши, территориальное самоуправление выполняет публичные задачи, не закреплённые конституцией или законами за органами иных публичных властей (ст. 163).

В 1990 году в Польше началась масштабная реформа органов местного самоуправления, которая была проведена в два этапа: в 1990 году — на уровне гмины и в 1998 году — на уровне повята и воеводства. Её цель — демократизация и децентрализация управления. Это осуществлялось путём ограничения на уровне воеводства функций правительственной администрации, действующей наряду с администрацией самоуправления воеводства, и введения администрации самоуправления на всех трёх уровнях территориального деления — гмины, повята и воеводства. Гмина была с 1990 по 1998 год основной единицей местных органов власти, всего по стране их насчитывалось 2 121. Следующим уровнем деления были воеводства, которых насчитывалось 49. В 1998 году был проведён второй этап административной реформы, во время которого были восстановлены повяты — промежуточное звено территориального управления (ликвидированы в 1975 году), каждый из повятов включает в себя несколько гмин. В результате в стране теперь насчитывается 308 сельских и 65 городских повятов, а число воеводств было сокращено до 16. На местных выборах в октябре 1998 году были избраны 63,8 тысяч представителей местных органов власти, в том числе 855 членов законодательных органов воеводств, 10 тысяч представителей повятов и 52 тысячи членов муниципальных советов.

Воеводство является самой крупной единицей территориального самоуправления и региональным самоуправляющимся сообществом, которое в силу закона образуют жители воеводства. Самоуправление воеводства определяет стратегию развития воеводства. Оно выполняет задачи воеводского характера в следующих областях: образование, здравоохранение, общественная безопасность, обороноспособность. Органами самоуправления воеводства являются: воеводский сеймик и правление воеводства. В состав сеймика входят депутаты, избираемые на четырёхлетний срок.

Повят выполняет предусмотренные законами публичные задачи, выходящие по своему характеру за пределы гмин, в следующих областях: образование, санитарно-просветительная работа и здравоохранение, социальная помощь, семейная политика, общественный транспорт и дороги, культура и охрана культурных ценностей, физкультура и туризм, геодезия, картография и кадастр, распоряжение недвижимостью, благоустройство территорий и строительный надзор, водное хозяйство, охрана окружающей среды, сельское и лесное хозяйство, речное рыболовство, общественный порядок и безопасность граждан и др.

Круг действия гмины охватывает все публичные дела местного значения. К собственным задачам гмины относится удовлетворение нужд и потребностей сообщества. Эти задачи охватывают, в частности: благоустройство территории, распоряжение земельными площадями и охрану окружающей среды, гминные дороги, улицы, мосты, площади, а также организацию дорожного движения. К собственным задачам гмины относятся также такие вопросы, как: водопроводы и водоснабжение, канализация, отвод и очистка коммунальных сточных вод, забота о чистоте и порядке, санитарное оборудование, мусорные свалки и обезвреживание коммунальных отходов, электро- и теплоснабжение, местный общественный транспорт, здравоохранение, социальная помощь, коммунальное жилищное строительство, просвещение, культура и др.

Геология среди наук и главнейшие фазы её развития
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1913 года .

Республика Польша – демократическое правовое государство, воплощающее в жизнь принципы социальной справедливости. Основные законодательные и исполнительные органы власти. Трехступенчатое административно-территориальное деление польского государства.

Рубрика Политология
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 24.04.2015
Размер файла 19,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

По дисциплине: Политология

На тему: Политическая система Польши

Подготовил: студента 1-ого курса

факультета международных бизнес-коммуникаций

1. Политическая система Польши

Республика Польша - демократическое правовое государство, воплощающее в жизнь принципы социальной справедливости. Польша была провозглашена республикой 11 ноября 1918 года. В период с 22 июля 1952 г. по 29 декабря 1989 г. существовала как Польская народная республика, с 29 декабря 1989 г. - Республика Польша.

В настоящее время на территории Польши действует Конституция, принятая Национальным собранием 2 апреля 1997 г., одобренная на референдуме 25 мая 1997 г. и вступившая в силу 17 октября 1997 г. Конституция Республики Польша является главным законодательным актом и основой устройства польского государства. Гарантирует гражданские права и свободы, определяет взаимоотношения между законодательными, исполнительными и судебными органами, регулирует также вопросы, связанные с организацией правительственной администрации, с государственными финансами и чрезвычайными ситуациями.

После перемен 1989 г. в Польше произошли перемены в политическом устройстве в партийной системе. Прежняя гегемония коммунистической идеологии и Польской объединенной рабочей партии уступила место политическому плюрализму. Вначале существовало четкое разделение на партии, зародившиеся в недрах "Солидарности" и посткоммунистические группировки. Сегодня это разделение всё больше утрачивает значение, а польская политическая сцена приблизилась к европейским и мировым стандартам.

Таким образом, в Польше действуют социал-демократические, либеральные, консервативные, национальные, крестьянские и популистские партии.

· Крупнейшие политические группировки в Польше:

· Право и Справедливость (ПиС)

· Самооборона Польской Речи Посполитой

· Союз левых демократов (СЛД)

· Лига польских семей (ЛПС)

· Польская крестьянская партия (ПКП)

2. Административно-территориальное деление

польша демократический власть административный

В Польше существует трехступенчатое территориальное деление: вся страна делится на воеводства, воеводства - на повяты, а повяты, в свою очередь, - на гмины. Каждая ступень административного деления имеет выборные органы местной власти. Всего в Польше 16 воеводств, 308 земских повятов и 65 городских (города на правах повятов) и 2489 гмин.

Гмина - это начальная и важнейшая единица административной власти. Руководство гмины составляют: совет гмины, избираемый во всеобщих выборах местного самоуправления, а также правление, избираемое советом гмины и осуществляющее исполнительную власть в гмине. Гмина отвечает за порядок и безопасность на своей территории, в её ведении находятся дороги местного значения, организация коммунального хозяйства, здравоохранения и образования.

В сферу обязанностей повятов включены все локальные вопросы, выходящие за границы гмины. В частности: охрана общественного порядка и общая безопасность, противопожарная безопасность и защита от наводнений, предупреждение стихийных бедствий и устранение их последствий, содержание общих больниц, борьба с безработицей, строительство и содержание междугминных дорог. Гмина и повят решают все административные вопросы их жителей.

Воеводство - самая крупная единица территориального деления страны. Представителем государственной власти в воеводстве является воевода, который стоит на страже общенародных интересов. Воеводство занимается вопросами, относящимися к развитию региона. Оно разрабатывает, а также внедряет стратегию и создает условия экономического развития региона. В рамках регионального сотрудничества воеводство может поддерживать связи с общественностью других стран, участвует в деятельности европейских институтов. Однако его сотрудничество с заграницей не должно выходить за рамки внешней политики государства. Воеводство выполняет три основные задачи: обеспечение равномерного экономического развития воеводства; публичные услуги на высшем уровне - высшие школы, специализированная служба здравоохранения, культурные учреждения; преодоление конкуренции зарубежных регионов в области привлечения инвестиций.

3. Основные законодательные и исполнительные органы власти

Главой государства является президент, избираемый гражданами Польши сроком на пять лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права путем тайного голосования. По Конституции 1997 года, президент имеет широкие полномочия в области внешней политики и национальной обороны: назначает и отзывает послов, ратифицирует международные договоры, назначает руководителей высших судебных органов и вооруженных сил. Эти назначения согласуются с премьер-министром. Кроме того, президент назначает премьер-министра; при определенных условиях он может распустить парламент; наложить вето на законы, принятые сеймом (оно может быть преодолено сеймом большинством в 3/5 голосов); объявить военное положение и частичную или всеобщую мобилизацию.

Польский парламент состоит из двух законодательных органов: Сейм (нижняя палата) и Сенат (верхняя палата). В Сейме заседают 460 депутатов, в Сенате - 100 сенаторов. Сейм и Сенат, собираясь на совместные заседания для решения вопросов исключительной государственной важности, образуют Национальное собрание. Депутатом может стать каждый польский гражданин, пользующийся общественными правами в полном объеме, которому к моменту проведения выборов исполнился 21 год. Сенатором можно стать в возрасте не менее 30 лет.

Исполнительная власть осуществляется президентом и Советом министров (правительством) во главе с председателем Совета министров, назначаемым президентом. Совет министров в своей деятельности руководствуется текущей политикой государства, обеспечивает исполнение законов, издает распоряжения, координирует и контролирует деятельность правительственной администрации, обеспечивает государству внутреннюю и внешнюю безопасность, а также общественный порядок, защищает интересы Государственного казначейства, а также утверждает проект бюджета и руководит его исполнением. В полномочия Совет министров входит заключение международных договоров, требующих ратификации и расторжение международных договоров.

Судебная власть Польши осуществляется Верховным судом, судами местного территориального значения и Конституционным Трибуналом. Судьи Верховного суда назначаются президентом на пожизненный срок, а судьи Конституционного Трибунала избираются Сеймом на девятилетний срок. Верховный Суд исполняет две функции. Первой функцией является надзор за деятельностью всех судов и единообразной реализацией существующих правовых положений в принимаемых решениях. Второй функцией Верховного Суда является рассмотрение апелляций. Конституционный Трибунал интерпретирует законодательные акты и контролирует соответствие принятых законов положениям Конституции.

Республика Польша, вступившая на демократический путь в 1989 году, в начале 1990-х достигла большого прогресса в достижении полной демократии и рыночной экономики. Административно-территориальное деление Польши и достаточно большие полномочия местных органов власти позволяют быстрее реагировать на возникающие проблемы, осуществлять более качественную политику развития регионов.

Однако парламент Польши в отношении своей политики обнаружил значительную несогласованность и противоречие, по сравнению с парламентами Чехии или Венгрии. Причин есть множество: отсутствие в стране сформировавшихся стабильных политических партий и, вследствие этого, чрезвычайно раздробленный парламент, непримиримая вражда между бывшими коммунистами и их политическими противниками. Большая часть причин кроется в недавней истории Польши и это, естественно, не сказывается положительным образом на привлечении иностранных инвестиций в страну. Однако, за исключением приостановленной программы массовой приватизации, политическая нестабильность не затормозила большинства экономических реформ и не отбросила экономику назад.

1. Страны мира. Справочник. М.:1999г.

2. Иностранное конституционное право. /Под ред. В.В. Маклакова/. М.:1996г.

Что такое самоуправление?

Согласно определению Европейской хартии местного самоуправления, самоуправление — это право и способность местного сообщества решать свои вопросы в пользу собственных интересов. Это означает, что система должна давать возможность принимать решения в своих делах, а сообщество, в свою очередь, должно быть готово нести за них ответственность. Польша провела эту реформу, стартуя с позиций советской конституции, опирающейся на принцип централизма и ведомственной организации государства. В основе этой системы было прикрепление человека к месту работы. На работе человек получал квитанции на приобретение автомобиля, делал личную карьеру, там были партийные организации, там получали ордера на квартиры или путевки на отдых. Система была ведомственная, с полным подчинением местных структур отдельным ведомствам.

Однако при этом не было возможности организовать сообщество вокруг места жительства. А ведь именно там мы нуждаемся в услугах и благоустройстве территории, которая определяет условия нашей жизни, независимо от профессии или рода деятельности. Создание же этих условий и удовлетворение потребностей жителей — это и есть задача местного самоуправления.

Реформа, которую мы предприняли в 1989 г., была возможна лишь потому, что мы работали над ней десять лет. Первые ее предпосылки я показал в мае 1981-го, и в течение следующих восьми лет, в ситуации, в принципе, безнадежной, относительно небольшой группой людей мы работали над созданием концепции возрождения самоуправления. Нам было ясно, что только сила общества может изменить систему. Элита не изменит системы. Должна быть поддержка политической силы, и этой политической силой была только гражданская активность общества. На противоположной стороне находилось организованное государство с целым аппаратом давления и контроля, которое нужно было реформировать, изменить.

Когда появился шанс реализации этой программы, она была готова, и в очень короткие сроки реформа была проведена. В июле 1989 г., после первых выборов в парламент, Сенат постановил предпринять законодательную инициативу, чтобы возродить самоуправление. Потом было создано правительство Мазовецкого, в котором я занял должность уполномоченного по делам реформы самоуправления. До марта 1990 г. полностью была проложена законодательная тропинка, изменяющая около ста законов, точнее — 94.

Наша концепция самоуправления заключалась в упразднении пяти монополий коммунистического государства. Первой была политическая монополия. Выборы в органы местного самоуправления 1990 г. были первыми в полном смысле свободными выборами. Была упразднена монополия партии в назначении кандидатов. Во-вторых, была ликвидирована монополия центральной власти. Так, в коммунистической системе органом власти было правительство, парламент и партия, стоящая за ними. Все общественные дела были подчинены центральным решениям. Реформа самоуправления ввела разделение между правительством с его администрацией и единицами самоуправления. Таким образом, возникла сфера общественных дел, исключенная из компетенции правительства, была отключена иерархическая зависимость. Премьер-министр не может давать поручений мэру. Безусловно, существует система контроля, но мэр остается независимым в своих решениях. На практике это означает преодоление концепции авторитарного государства, основанного именно на централизации. Мы ввели тогда также судебную опеку над автономией местных властей, дающую мэру право на обжалование решения центральной власти в суде, если она вмешивается в его компетенцию.

У нас были примеры судебных разбирательств: гмина [волость] N против государства. Суд решал, кто прав — гмина или правительство. Третья упраздненная монополия — это монополия собственности. Прежде вся общественная собственность была собственностью государственной. Мы освободили гмины, поветы [уезды] и воеводства. Теперь они обладают собственным имуществом, которым распоряжаются как полноправные владельцы. Гмина может сделать с ним всё, что посчитает нужным. В четвертых, мы избавились от финансовой монополии. Гмины получили собственные деньги. Теперь они ведут самостоятельное финансовое хозяйство и имеют собственные бюджеты, которыми свободно распоряжаются, хотя частично пополняют их из бюджета государства. Прежде существовал лишь государственный бюджет, который гмина могла использовать. Наконец, была отменена монополия администрации. Раньше каждый работник гмины был государственным работником. Теперь у гмины появились свои собственные работники, работники территориального самоуправления. Из этого вытекают дальнейшие последствия. Тот факт, что гмина получила юридическую самостоятельность, возможность распоряжаться собственностью, деньгами, позволил ей получить доступ к банковскому кредиту. До этого гмина, будучи только государственной административной единицей, не имеющей ни юридической самостоятельности, ни денег, ни собственности, не могла брать кредит, это мог сделать только министр финансов. Возникла качественно новая модель функционирования. Система дала возможность местному сообществу принимать решения под собственную ответственность и от своего имени.

Условия проведения реформы

Чтобы такого рода реформа удалась, должны существовать четыре основных элемента. Во-первых, должна быть политическая воля лидеров, осознающих, что дело здесь не только в декларации, но и в действительном изменении системы государства. Каждое изменение приводит к тому, что одни при этом приобретают, а другие теряют. Такого рода реформы встречают всегда огромное число противников. Существует риск политического поражения, противники могут выиграть. А значит, это политическое решение должно быть предпринято с осознанием риска и сопротивления, которое нужно будет преодолеть. Второй момент — необходимо знание экспертов: что делать и как? Изменения затрагивают все сферы общественной жизни, так что деятельность местных властей касается самых разных ее аспектов, начиная с призыва в армию и заканчивая содержанием дорог, школ, охраны окружающей среды, коммунальным строительством, градостроительным зонированием и т.д. Третий вопрос — общественная поддержка. Чтобы система заработала, недостаточно просто изменить законы. Дело в том, что законодатель создаёт юридические рамки, в которых люди, предприятия и органы самоуправления будут действовать. Если люди не понимают сущности реформ, закон наполняется совершенно иным содержанием либо вовсе остается мертвым. Иными словами, существует огромная проблема общественного понимания. Ментальность людей изменяется значительно медленней, чем закон. Закон можно изменить за пару недель или месяцев, труднее перестроить государственные институции, это длится дольше, чем само изменение закона. Но дольше всего происходит изменение человеческой ментальности и привычек. Это вопрос многих лет и даже поколений и, как правило, в определенное время происходят некоторые сдвиги. Это само по себе представляет собой большую проблему, проблему координации в момент изменения закона и приспособление его к ментальности людей. Если закон изменяется медленно, то люди чувствуют себя неудовлетворенными, поскольку не могут действовать. Если изменение происходит слишком быстро, люди не понимают сущности закона и закон не работает. И так плохо, и так нехорошо. Ну и наконец, четвертый вопрос — кадры. Нужно иметь в распоряжении те сотни тысяч людей, которые обладают умением работать в новых условиях. Думая об условиях, в которых осуществляется реформа, говоря о том, как важна общественная поддержка и кадры, мы создали независимую организацию — Фонд развития местной демократии. Он возникла по инициативе пяти тогдашних парламентеров, связанных с идеей реформы. Проблема заключалась в том, что парламент может изменить закон, правительство может перестроить институции, но человеческую ментальность (посредством образования, демонстрации положительного опыта) может изменить только неправительственная организация. Правительственная администрация не в состоянии вводить новшества, поскольку администрация всегда консервативна, она стремится сохранить свою модель. Нужно помнить, что никогда центральная администрация сама не реорганизуется. Любая корпорация против изменений. В связи с этим правительственную администрацию, администрацию государства нужно изменять также посредством другой организации. То есть деятельность, направленная на проведение реформы, требует в то же время работы по многим другим направлениям.

Противники реформы

Главным противником была существующая администрация. Это были люди из партийного аппарата, которые знали, что в большинстве своем окажутся вне системы. У меня в памяти остались разные события из времени проведения реформы, когда я представлял правительство. Президент Ярузельский принял права прежнего председателя Государственного совета, который имел высшую власть в отношении ко всем советам в стране. Эти якобы избранные советы создавали также иерархическую пирамиду. Президент Ярузельский каждый квартал устраивал встречу с председателями воеводских советов. Меня как представителя правительства приглашали на эти встречи. Помню прощальную встречу с ними перед выборами самоуправления в 1990 г., когда я говорил им, как будет выглядеть новая система, как она будет замечательна и прекрасна. Я видел в глазах этих 49 людей такую ненависть, что был рад присутствию президентской охраны, так как боялся, что меня разорвут. Ведь я их всех, по сути, устранял из общественной жизни.

Против реформы были профсоюзы. Сила профсоюзов в том, что они огромны, организованы вокруг определенной отрасли, ввиду чего заинтересованы в том, чтобы как можно больше дел можно было решить на центральном уровне, в ведомстве, находящемся под началом того или иного министра, перед которым они представляют интересы тысяч работников данной отрасли. Создание местных властей ограничивает полномочия министров, происходит децентрализация полномочий. В результате этого профсоюзы теряли партнеров в лице министров, так как министры лишались полномочий. Профсоюзам следовало бы децентрализоваться, но децентрализация означала утрату их силы.

Противниками были, конечно, все министерства, так как они теряли власть. Если даже министры сами объявляли о готовности сотрудничать, то им преграждали дорогу директора отделов.

Проводя тогда реформу, я проиграл в некоторых вещах именно из-за этого сопротивления. Я представлял институцию, которой не существовало. Поэтому у меня не было никакого политического тыла, который бы поддерживал эти инициативы. На моей стороне была политическая сила премьера и его доверие. Но несмотря на это я находился в положении слабого человека, который хочет что-то изменить.

Мало кто понимал сущность реформы, чувствовалась нехватка примера, опыта. Кто знал, что такое самоуправление, в чем его суть? У разных групп были свои собственные интересы. Мы хотели, чтобы школы были отданы гминам, потому что школа — это главный культурный центр деревни, а значит, она представляет местные интересы. Раздавались выкрики, что они не могут отдать школы, а то жена войта будет решать, как дети будут учиться. Какими они обладают полномочиями?! Это мы (учителя, министр) знаем, как учить. Вот какие аргументы шли в ход, чтобы помешать изменениям!

Таких групп интересов, которые хотели бы создать собственное государство, было очень много. По этой причине реформа осуществлялась с трудностями, а потом и вовсе была остановлена. Вообще в течение всего времени у нас в Польше наблюдаются конфронтации двух моделей организации государства и общества. Одна модель — это модель ведомственная, в которой управляют отдельные ведомства с министрами и с ведомственной администрацией. Вторая модель — территориальная, основанная на децентрализации, на повышении ответственности органов самоуправления, то есть местных властей, объединяющая людей по месту жительства, а не работы. Потребности у нас, вне зависимости от того, кто где работает, у кого какая профессия, в основном одни и те же. Школа, коммуникации, безопасность, здоровая окружающая среда — эти элементы объединяют нас, и за них не должна отвечать местная власть. Но мы в Польше все время наблюдаем борьбу этих двух антагонистических моделей. Проявляется она в создании изолированных служб, подведомственных центру. Нет необходимости, чтобы, например, санитарная служба составляла отдельную отрасль, подчиняющуюся министру. Она с таким же успехом может подчиняться старосте повета или воеводе. Наблюдается сильное давление со стороны тех, кто хочет создать особую отрасль строительного контроля, со стороны тех, кто хочет отнять его у местной власти и подчинить министру. Словом, каждый хочет построить свою собственную империю.

Гражданское общество: условия для его возникновения

Когда мы проводили второй этап реформы, то есть организацию воеводств и поветов, появились мнения, что коль скоро вводится автономия для воеводств, то государство наверняка развалится, будет децентрализация — и Польшу разорвут на куски.

Тогда мы пригласили в Польшу итальянских экспертов. В Италии очень сильны были центробежные тенденции. Тамошние регионы имеют долгую историю. Южный Тироль, к примеру, населен немецкоязычным меньшинством. В этой ситуации у итальянцев было два выхода. Или стараться это централизовать и силой подавлять эти центробежные движения, или, напротив, дать полномочия регионам. Они пошли вторым путем. Каждый регион получил возможность решать языковые, культурные вопросы, вопросы школьного образования в своих пределах и в соответствии со своими потребностями. То, что объединяет итальянцев, — это экономика. Однако такого подхода у нас всё еще не понимают.

Проблема состоит в том, что центральная власть боится изменений, поскольку считает, что только посредством централизации, удерживая всё в своих руках, можно хорошо управлять, что-то изменять. Местные власти в целом хотят что-то делать, но у них есть юридические и административные ограничения. А общество не очень хорошо понимает, в чем суть, и остается пассивным. Поэтому нет политической силы, чтобы действительно что-то предпринять. Центральная власть должна понять, что децентрализация — это не угроза.

Однако возрождение самоуправления принесло огромную пользу развитию. Я проводил исследования инвестиционных эффектов, сравнивая два временных промежутка — десять лет до и десять лет после проведения реформы самоуправления. Например, водопровод. Магистральная сеть в тысячи километров. Прирост в 1980-1990 гг. — 2,2 тыс. км, в 1990-1998 гг. — 20 тыс. километров. То есть прирост составил 950%. Подключение водопровода к зданиям: в 1980-1990 гг. подключены 328 тыс. зданий, в 1990-1998 гг. — 2 млн., в шесть раз больше. Это конкретные результаты. Почему? Потому что в одной и той же стране в один и тот же период мы имели дело с двумя совершенно разными устройствами государства. Местные власти знают, в чем люди нуждаются, какова иерархия потребностей, на чем следует концентрировать внимание.

Другой пример. Развитие потребностей людей анализировалось с точки зрения местных бюджетов. Так что же людям мешало? Прежде всего нехватка воды и недостаток телефонной связи. Это были первостепенные нужды сельского населения, а также населения малых городов. Вопрос связи решился сам собой благодаря сотовым телефонам. Приоритетом был именно водопровод. Потом чуть позже пришло время канализации, так как в канализации нуждались меньше. Затем тротуары и уличное освещение. Причем речь шла не об удобстве ходьбы, а о безопасности детей, идущих в школу. А затем настало время вопросам ремонта школ, уровня школьного образования, спорта, культуры. Спустя 15 лет после реформы началось бурное развитие аквапарков, бассейнов, спортивных стадионов, домов культуры и т.д. Сейчас этот процесс несколько приостановился из-за экономического кризиса. Тем не менее именно в этих отраслях — спорте, культуре — мы имеем огромную активность местного населения. Количество начинаний внушительно. В Фонде развития местной демократии мы присуждаем ежегодную премию в области общественного объединения вокруг местных традиций и культуры. Для нас культура и традиции — это инструменты общественной интеграции. Можно заметить, что люди всё охотней отождествляют себя с местностью, и таких начинаний очень много.

Самоуправление сыграло огромную роль в развитии Польши. Благодаря активности местных сил Польша изменилась в значительной мере. Такой прогресс не был бы возможным, если бы всем управляли министерские чиновники. Благодаря реформам возникло многочисленное и высокопрофессиональное сообщество местных политиков и администраторов, способных управлять своими гминами и поветами. Благодаря их деятельности условия жизни изменились радикально. Многие считают, что возрождение самоуправления было одной из наиболее удавшихся реформ в Польше.

Совместное решение граждан

Читайте также: