Особенности личности спортсмена кратко

Обновлено: 02.07.2024

7.1. Личность спортсмена как субъекта спортивной деятельности

Итак, личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Структуру личности составляют: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

Способности — индивидуальные устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.

Темперамент — качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства.

Характер — качества, определяющие поступки человека в отношении других людей.

Волевые качества — специальные личностные свойства, влияющие на стремление человека к достижению поставленных целей.

Эмоции и мотивация — переживания и побуждения к деятельности.

Социальные установки — убеждения и отношения людей.

Психология личности, как известно, соотносится с учением о способностях, типах темперамента и их свойствах, типологии характеров и их формировании, теории воли и волевой регуляции поведения и развития воли у человека, психологической теории эмоций и роли эмоций в жизни человека, психологической теории мотивации и мотивах деятельности.

Что же такое личность в спорте?

Как любая частная ветвь науки опирается в своих изысканиях и решениях на фундаментальные положения общих основ научной мысли, теории и практики, так и в решении психологических задач, касающихся личности спортсмена, невозможно обойтись без знания психологических основ личности человека в целом.

Личность — продукт социально-исторического развития и собственной деятельности человека. Она обладает сознанием и системой социальных качеств, выполняет определенные функции в обществе. В спорте, как и в других видах деятельности человека, большое значение имеет индивидуальность. Достижение успеха возможно лишь при правильном учете индивидуальных особенностей личности спортсмена и при формировании на этой основе специфического технико-тактического стиля его деятельности.

Лишь зная индивидуальные особенности личности спортсмена, можно наиболее полно развить и эффективно использовать его возможности.

Личность характеризуется определенной системностью, единством и устойчивостью своих качеств.

К.К. Платонов 43 , анализируя общую систему личности, справедливо разделил все ее особенности и черты на четыре группы, образующие основные стороны личности: 1) социально-обусловленные особенности (направленность, моральные качества); 2) биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности); 3) опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек); 4) индивидуальные особенности различных психических процессов.

43 См.: Платонов К.К. Личностный подход как принцип психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. — М, 1969.

Позиция, статус и социальные функции (установки), ценностные ориентации, динамика отношений, мотивация поведения, — все это качества личности, характеризующие ее мировоззрение, общественное поведение, социальную направленность и основные тенденции развития. Такая совокупность свойств личности (отношение к обществу, коллективу, другим людям, деятельности, самой себе) реализуется в поведении, образует характер.

В характере человека выражаются такие его наиболее устойчивые свойства, которые в значительной степени обусловливают поведение, отношения с другими людьми и с внешним миром. Характер воплощает в себе общечеловеческие свойства и индивидуальные особенности. В структуре характера человека можно выделить: а) направленность; б) особенности взаимодействия с окружающим миром; в) уровень активности и устойчивости при выполнении различных видов деятельности; г) эмоционально-волевую динамику; д) уровень интеграции различных свойств личности.

Характер человека приобретает свою социальную направленность в соответствии с разноуровневыми целями его основных видов деятельности.

Социальная направленность личности находит свое выражение в отношении:

1) к другим людям (доброта, отзывчивость, уважение, дружба, симпатия и др.);

2) к своим видам деятельности (добросовестность, дисциплинированность, трудолюбие, ответственность);

3) к своей Родине (патриотизм, героизм, преданность идеалам);

4) к самому себе (достоинство, гордость, скромность, самолюбие);

5) к природе, вещам, различным явлениям (бережливость, аккуратность).

Особо следует подчеркнуть, что личность обладает определенной целостностью, которая обеспечивается интегрирующей функцией эмоций, мотивов и воли. Эмоции и мотивы побуждают спортсмена к проявлению определенных черт характера, а воля (через волевые усилия) осуществляет реализацию деятельности с помощью этих черт характера.

В стрессовых ситуациях проявляется установка спортсмена на достижение успеха или избежание неудачи. Люди, у которых преобладает установка на достижение успеха, часто рискуют в острых ситуациях спортивного поединка. Спортсмены, у которых преобладает установка на избежание неудачи, более осмотрительны, ставят перед собой посильные цели, реже рискуют.

Спорт, по сути своей, хорошее средство для воспитания личностных качеств. Роль спортивной деятельности в формировании характера заключается в том, что она образует те своеобразные потенциальные основы действий, в которых выражается характер человека, его индивидуальные особенности, воля. Но для того, чтобы выполняемые спортсменом действия в процессе тренировки стали устойчивыми, надежными, они должны сформироваться в систему навыков, благодаря которым в экстремальных условиях соревнований спортсмен проявляет бойцовский характер и способен совершать поступки без длительного размышления и колебаний.

Читайте еще:

Есть и особая группа лиц, чье творческое самовыражение целиком ограничено рамками сети: писатели, не издавшие ни одной книги, и (в том числе — по принципиальным соображениям) пишущие только для сетевой аудитории, художники, создающие дизайн web-страниц, композиторы, пишущие соундтреки.

Если же и беременность законной его супруги тебя не останавливает и ты собираешься поддерживать любовные отношения с ним и впредь — перекрестись, коли у тебя самой есть ребенок. Когда у папашки начнется период памперсов и бутылочек а также синяки под глазами от бессонных ночей, именно в.

Второй метод использует немногие типы сигналов, а именно — позу, мимику, жестикуляцию, дистанцирование и интонацию, ограничиваясь только той информацией, которая видна невооруженным глазом. Сразу оговоримся, что не всегда удается вычленить какой-нибудь сигнал в "чистом" виде. В.

Сколько усилий вкладывается в достижение контроля над результатом? Сидите ли вы в одной лодке с трейдером, однажды сказавшим мне: «Я боюсь, что если отдамся трейдингу на 100 процентов, мне ничего не останется. Поэтому, выкладываясь на 100 процентов, я обычно отступаю, особенно если нет.

В этой книге 48 аффирмаций. Эта цифра выбрана не случайно. 48 – благоприятная цифра в фэн-шуй, она приносит удачу, которую я вам искренне желаю, дорогие друзья мои! Помните, что вы сами ответственны за свою жизнь, так пусть же она будет счастливой!

Несмотря на разнообразие мотивов, голосование состоялось, и Хардинг переехал в Белый дом. Победа республиканцев явилась единственным результатом, полученным после разрешения всех противоречий. Но его оказалось достаточно, чтобы изменить политику на четыре года. Конкретные мотивы голосования в.

Теоретики с разными представлениями о природе возникновения пограничной структуры личности подчеркивали различные аспекты терапевтической работы (Balint, 1968; Kernberg, 1975; Masterson, 1976; G. Adler & Buie, 1979; Giovacchini & Boyer, 1982; Pine, 1985; G. Blanck & R.Blanck, 1986; Searles.

Жизнь существует и будет существовать независимо от наших личностей и обусловленных умов. Можем ли мы увидеть жизнь, которая реально существует? Вот основной вопрос. Потому что всё остальное есть результат этого. Увидеть целостно жизнь, увидеть целостно хоть что-нибудь. А кто мешает нам, кто не.

депрессия, снижение самооценки, постоянное чувство вины, изменчивость настроения, апатия, безосновательные страхи, снижение концентрации внимания, ригидность мышления, отсутствие воображения, отсутствие собственной инициативы, одиночество, отказ от хобби, потеря жизненного идеала, концентрация.

Субъект двигательной деятельности - это человек со всеми его особенностями личности. В спортивной деятельности он заранее готов к преодолению максимальных трудностей, без чего немыслим высокий спортивный результат. Субъект двигательной деятельности в области физической культуры – это человек, основная цель которого получить удовлетворения от физических действий, движений, как таковых, не стремясь к тому, чтобы она требовала чрезмерной траты сил и больших самоограничений.

Надо сказать, что разные авторы включают в структуру личности различные компоненты. Например, с одними и теми же свойствами темперамента могут быть самые различные, подчас полностью противоположные личности. Может быть легко возбудимый трус, а может – храбрец, человек может быть флегматичным и упорным, а может – флегматичным и ленивым.

А.Г.Ковалев (1981) в структуре личности выделил ее направленность, способности, характер и систему управления (саморегуляции).

Следуя в основном систематизации А.Г.Ковалева, мы выделяем среди компонентов структуры личности спортсмена направленность, темперамента и характер, способности и саморегуляцию.

Первый компонент - направленность личности, или избирательное отношение человека к действительности. В спорте направленность личности во многом предопределяется мотивацией высших достижений, о чем говорилось выше.

В ряде исследований была установлена связь между мотивацией достижений и таким свойством личности спортсмена, как тревожность - относительно устойчивая предрасположенность личности отвечать на угрожающие ситуации эмоциональными состояниями тревоги или страха. Большинство выдающихся спортсменов довольно тревожны.

Различают социальную тревожность (свойство личности) и психодинамическую тревожность (свойство темперамента). Первая в основном определяется жизненным опытом, а вторая – врожденными особенностями человека.

Интенсивность стремления к эффективной деятельности (сила мотива) определяет состояние тревоги. Фиксируясь, такое состояние способствует развитию тревожности. Чем сильней сила мотива, тем тревожней спортсмен.

Второй компонент структуры личности - черты характера.

Наиболее типичными для спортсменов чертами характера являются: эмоциональная устойчивость, стремление к лидерству, склонность к риску, расчетливость, новаторство, самоконтроль, общительность.

В исследовании, проведенном с баскетболистками, M.Young, D.Cohen (1994) не только выделили такую их специфическую черту как склонность к риску, но и установили, что чем выраженней у спортсменов такая черта, тем большая вероятность получения травмы.

Огромную роль играют индивидуальные особенности, отражающие динамическую сторону личности, ее темперамент. Как будет показано ниже, это в равной степени относится как к спорту, так и физической культуре.

Рассмотрим отдельные свойства темперамента подробней.

а) интроверты воспринимают явления окружающей среды более субъективно, чем экстраверты;

б) у интровертов приспособление к среде заключается преимущественно в активизации интеллектуальной деятельности;

в) уровень самоконтроля и способность регулировать свое состояние у интровертов значительно выше, чем у экстравертов.

Э м о ц и о н а л ь н а я в о з б у д и м о с т ь. На протяжении всего спортивного пути у человека формируются индивидуальные пути адаптации к условиям деятельности. Только благодаря способности приспосабливаться к изменяющимся условиям спортсмен становится устойчивым к стрессу. Одновременно это требует эмоциональной возбудимости, т.е. достаточно быстрых эмоциональных реакций даже на несильные воздействия.

Т р е в о ж н о с т ь. Было установлено, что в видах спорта циклического характера, которые отличаются большой интенсивностью нагрузок, тревожность у высококвалифицированных спортсменов меньше, чем у спортсменов низкой квалификации.

Н е в р о т и ч н о с т ь. Это свойство определяется как эмоциональная неустойчивость поведенческих реакций личности.

Одной из особенностей психической регуляции деятельности является пластичность (противоположное свойство - ригидность) поведения.

Конфликтные ситуации спортивного соревнования часто ставят его участников перед необходимостью отказаться от привычного способа действия, который в данном случае не приносит успеха. Умение гибко пользоваться разнообразными тактическими навыками следует рассматривать как одну из сильных сторон деятельности спортсмена. Неспособность изменить характер действий, когда это объективно необходимо, указывает на ригидность человека.

Теперь мы можем перейти и к рассмотрению типов темперамента в целостном виде, с учетом данных современной психологии.

Х о л е р и ч е с к и й т е м п е р а м е н т характеризуется повышенной возбудимостью и неуравновешенностью поведения. У него часто наблюдается цикличность в деятельности, т.е. переходы от интенсивной деятельности к резкому спаду вследствие снижения интереса или истощения психических сил. Люди холерического темперамента отличаются быстрыми и резкими движениями, общей моторной подвижностью, их чувства ярко выражаются в мимике, речи. Для такого темперамента довольно типична вспыльчивость.




Склонность к экстраверсии выражается не только в широте общения с окружающими людьми, но и в резких переходах от выражения симпатии к проявлению антипатии по отношению к одному и тому же человеку. В процессе деятельности холерик отличается срывами в поведении, склонностью к агрессивному отношению к коллегам под влиянием неудач; в то же время при удачном стечении обстоятельств лицо холерического темперамента способно проявлять большую творческую силу, волю в работе и готов повести людей за собой.

С а н г в и н и ч е с к и й темперамент также отличается большой подвижностью, однако человек, обладающий им, легче приспосабливается к изменяющимся условиям жизни. Сензитивность у него незначительна, поэтому сбивающие факторы деятельности не всегда отрицательно влияют на его поведение. В этом случае можно говорить о довольно значительной резистентности, т.е. сопротивляемости психики по отношению к негативным воздействиям.

Хотя человек сангвинического темперамента быстро реагирует на окружающие события, неприятности он переживает легко. Сангвиник общителен, легко вступает в контакты с другими людьми, у него отсутствуют резкие отрицательные реакции на поведение других людей и т.д.

Легкость образования в переделки нервных связей создает благоприятные условия для формирования такого ценного качества, как гибкость ума. Этим же свойством определяется и легкость переключения внимания. Человек сангвинического темперамента из-за своей общительности особенно необходим в группе, именно он чаще всего является ее душой.

Люди флегматического темперамента не отличаются инициативностью, поэтому часто нуждаются в руководстве при любой деятельности. Наличие сильных тормозных процессов способствует тому, что флегматик может сдерживать свои импульсы, не отвлекаться при воздействии отвлекающих раздражителей. В то же время инертность нервных процессов сказывается на недостаточной гибкости в действиях.

М е л а н х о л и ч е с к и й темперамент связан не только с высокой эмоциональной чувствительностью, сензитивностью, но и с повышенной ранимостью; меланхолики болезненно реагируют на внезапное усложнение обстановки, испытывают сильный страх в опасных ситуациях, чувствуют себя неуверенно при встрече с незнакомыми людьми.

При склонности к устойчивым длительным настроениям меланхолики внешне слабо выражают свои чувства. У представителей меланхолического темперамента преобладает процесс торможения, поэтому сильные раздражители нередко приводят к так называемому запредельному торможению, что влечет за собой резкое ухудшение деятельности.

Приведенные характеристики не претендуют на категоричность, так как деление темперамента всех людей на четыре группы очень условно. Более широко можно говорить лишь о том, что темперамент определяет главным образом течение психической жизни человека, динамику психической деятельности.

Темперамент непосредственным образом влияет на формирование и индивидуального стиля деятельности спортсмена, за счет чего спортсмены с различными свойствами темперамента могут достигнуть высокого результата.

На материале спорта большинство исследований индивидуального стиля деятельности выполнено в области единоборств (бокс, борьба, фехтование), потому что в этих видах спорта индивидуальный стиль проявляется особенно ярко и больше влияет на результативность соревновательной деятельности, чем в других видах спорта.

В других видах спорта индивидуальный стиль скорей является характеристикой поведения спортсмена, а не собственно спортивной деятельности. Особенности стиля по-разному проявляются в ходе адаптации к тренировочным нагрузкам в ходе приобретения необходимого уровня тренированности на различных этапах годового цикла.

Третий компонент структуры личности определяет её возможности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех спортивной деятельности. Развитие способностей зависит и от направленности личности и от её психодинамических свойств. Сформировавшиеся способности в основном проявляются в уровне развития различных, характерных для определенного вида деятельности, психических качеств, о которых здесь мы говорить не будем.

По существу, для каждого спортсмена, тем более выдающегося, необходимо создавать его собственную систему психологической подготовки. Вот почему психологи по возможности избегают давать общие рецепты.

Спорт - совершенно специфический, отличный от всех других вид деятельности. В некотором отношении его можно сравнить с рядом видов искусства. А по ряду признаков спорт нельзя ни с чем сравнить, и особенно это относится к спорту высших достижений.

1) при занятиях спортом объектом сознания и деятельности человека является его собственное тело, его движения;

2) спортивная деятельность обязательно связана с очень интенсивными и даже максимальными физическими и психическими напряжениями;

3) спорту присуща борьба за высшие достижения - соревнование, причем только в спорте высших достижения оно преследует цель не столько участия, сколько победы.

Во всех видах человеческой деятельности, кроме спортивной да еще, пожалуй, балета и некоторых жанров циркового искусства, объектом сознания и воли человека, объектом его деятельности, его труда являются какие-либо предметы, существа, другие люди.

Если токарь обтачивает деталь, то он - субъект труда, деталь - объект, на который направлены деятельность, сознание, воля субъекта; если учитель занимается со школьниками, то он - субъект, они - объекты труда. А в спорте человек работает над самим собой - и это для него главное. Спортсмен совершенствует свою силу, выносливость, быстроту, свое умение делать необходимые движения точно, свою способность решать тактические задачи и принимать решения.

Спортсмен – одновременно и субъект, и объект деятельности. Именно в спорте происходит слияние субъекта и объекта деятельности. Причем работа над собой в спорте высших достижений отличается не только в количественном, но и в качественном отношении.

Очень интенсивные, часто максимальные физические напряжения, выдержать которые невозможно без соответствующего волевого усилия, без соответствующей психической установки, - неотъемлемые спутники деятельности в спорте высших достижений.

Конечно, большие и даже предельные физические и психические нагрузки встречаются и в других видах деятельности, но там они не правило, а исключение из правил, следствие в чем-то необычной, порой аварийной ситуации. В спорте, наоборот, интенсивные и максимальные физические и психические напряжения совершенно обязательны, они сопутствуют деятельности спортсменов не только в соревновании, но и на тренировке.

Само по себе соревнование присуще не только спорту. Например, проводятся кинофестивали, конкурсы пианистов и певцов, артистов балета и цирка. Но работа в различных областях искусства возможна и без соревнования. А спорт без соревнования невозможен.

Спортсмен высокого класса постепенно привыкает к большим физическим и психическим нагрузкам, к постоянным само ограничениям в повседневной жизни, к повышенному вниманию со стороны окружающих, к частым поездкам с отрывом от семьи и коллектива, где он работает или учится. Но он никогда не привыкнет к чувству высокой ответственности, которое испытывает, выходя на старт крупных соревнований, как никогда не привыкнет к чувству огромного морального удовлетворения, когда добивается победы.

14.2. Специфика мо­ти­вов лич­но­сти в спор­те

За­ня­тия спор­том слу­жат при­чи­ной ве­сь­ма за­мет­ных из­ме­не­ний лич­но­сти че­ло­ве­ка. В свою оче­редь, от фор­ми­ро­ва­ния и раз­ви­тия це­ло­го ря­да свойств лич­но­сти за­ви­сит успеш­ность спор­ти­вной де­яте­ль­но­сти. Ра­зу­ме­ет­ся, это не озна­ча­ет, что эти свойс­тва лич­но­сти мо­гут быть сфор­ми­ро­ва­ны то­ль­ко в спор­те, од­на­ко спор­тив­ная де­яте­ль­ность пред­став­ля­ет ши­ро­кое по­ле для вос­пи­та­ния са­мых раз­но­об­ра­зных сто­рон лич­ности.

Личность - конкретный человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности, обладатель системного качества, определяемого включенностью в эти отношения и формируемого в деятельности и общении. Ана­лиз де­яте­ль­но­сти лич­но­сти не­раз­рыв­но свя­зан с ана­ли­зом мо­ти­вовее де­яте­ль­но­сти. Мо­ти­вы от­ра­жа­ют по­треб­но­сти че­ло­ве­ка, об­ла­да­ют по­треб­но­ст­ной си­лой. По­это­му, за­ни­ма­ясь в од­ной и той же груп­пе, по од­ной и той же про­грам­ме, спортс­ме­ны мо­гут в ито­ге об­ла­дать ве­сь­ма раз­лич­ны­ми мо­ти­вами.

Как пра­ви­ло, про­цесс вос­пи­та­ния и са­мо­вос­пи­та­ния про­те­ка­ет в не­раз­рыв­ной свя­зи с по­вы­ше­ни­ем спор­ти­вно­го мас­терс­тва и ди­на­ми­кой от­но­ше­ний в спор­ти­вной ко­ман­де, со­хра­няя вы­со­кую за­ви­си­мость от успе­ха или не­удач со­ре­вно­ва­те­ль­ной де­яте­ль­ности. Эти пред­по­сыл­ки фор­ми­ро­ва­ния и раз­ви­тия лич­но­сти предопределяют ти­пы мо­ти­вов спор­ти­вной де­яте­ль­ности:

-мо­ти­вы ста­дии спе­ци­али­за­ции фор­ми­ру­ют­ся и раз­ви­ва­ют­ся под зна­ком рас­ши­ре­ния от­но­ше­ний лич­но­сти к ко­ман­де, тре­не­ру, са­мо­му се­бе, кон­крет­но­му ви­ду спор­та. Здесь ве­ли­ка роль пси­хо­ло­ги­че­ско­го кли­ма­та ко­ман­ды, ком­му­ни­ка­тив­ных спо­соб­но­стей спортс­ме­на и тре­не­ра, воз­мож­но­сти про­явить се­бя, за­нять до­стой­ное мес­то в ко­ман­де, ощу­тить ре­аль­ную перс­пек­ти­ву ма­те­ри­аль­но­го бла­го­по­лу­чия, пре­иму­ществ и при­ви­ле­гий на осно­ве за­ня­тий спор­том. В ре­зу­ль­та­те это­го воз­ни­ка­ют слож­ные ком­пле­ксы мо­ти­вов, ко­то­рые опре­де­ля­ют кол­лек­ти­ви­сти­че­скую или ин­ди­ви­ду­али­сти­че­скую ори­ен­та­цию лич­но­сти. Раз­ли­чие этих ори­ен­та­ций со­сто­ит в том, ка­кие мо­ти­вы, ком­му­ни­ка­тив­ные или лич­ные, пре­об­ла­да­ют, до­ми­ни­ру­ют у дан­но­го спортс­ме­на, яв­ля­ют­ся ве­ду­щи­ми, а ка­кие иг­ра­ют вто­ро­сте­пен­ную, под­чи­нен­ную роль.

- мо­ти­вы ста­дии выс­ше­го спор­ти­вно­го мас­терс­тва под­чи­не­ны глав­но­му из них - до­сти­же­нию успе­ха в спор­те. Не сле­ду­ет за­бы­вать о том, что к это­му вре­ме­ни спортс­мен, бла­го­да­ря мно­го­лет­ней тре­ни­ров­ке и учас­тию в со­ре­вно­ва­ни­ях ис­пы­ты­ва­ет по­треб­ность в бо­ль­ших фи­зи­че­ских на­груз­ках, он при­вык к зна­чи­те­ль­ным пси­хи­че­ским на­груз­кам, к по­бе­дам, к со­сто­янию вы­со­кой на­пря­жен­но­сти пси­хи­ки, ему не­об­хо­ди­мо ос­трое со­пер­ни­че­ство, в том чис­ле и с са­мим со­бой. В са­мых раз­лич­ных ви­дах спор­та за мно­го­ве­ко­вую ис­то­рию его раз­ви­тия сло­жи­лись опре­де­лен­ные объ­ек­тив­ные кри­те­рии, ко­то­ры­ми че­ло­ве­че­ство из­ме­ря­ет уро­вень до­сти­же­ний спортс­ме­нов (ре­кор­ды, ти­ту­лы, рей­тин­ги и т.п.). Бла­го­да­ря им в бо­ль­шом спор­те спортс­мен по­лу­ча­ет оцен­ку собс­твен­ной зна­чи­те­ль­но­сти, лич­но­го вкла­да в пре­стиж го­су­дарс­тва, на­ции, на­уки, ис­кус­ст­ва, учас­тву­ет в ре­ше­нии об­щес­твен­но зна­чи­мых за­дач. Это де­ла­ет лю­бое, да­же очень ин­ди­ви­ду­али­сти­че­ски ори­ен­ти­ро­ван­ное, спор­ти­вное до­сти­же­ние со­ци­аль­но зна­чи­мым. Бла­го­да­ря средс­твам мас­со­вой ком­му­ни­ка­ции сто­рон­ни­ка­ми или про­тив­ни­ка­ми вы­со­ких спор­тив­ных до­сти­же­ний ста­но­вят­ся мил­ли­оны лю­дей, а мо­ти­вы этих до­сти­же­ний при­об­ре­та­ют чет­кую со­ци­аль­ную окрас­ку. Вы­со­кие спор­тив­ные до­сти­же­ния в це­лом ря­де ви­дов спор­та име­ют кон­крет­ное, ве­сь­ма зна­чи­те­ль­ное ма­те­ри­аль­ное вы­ра­же­ние в при­зо­вом фон­де и дру­гих при­ви­ле­ги­ях. Это об­сто­яте­льс­тво пре­де­ль­но обо­стря­ет спор­ти­вную бо­рь­бу и со­от­ветс­твен­но влия­ет на мо­ти­вы лич­но­сти в спор­те, и не то­ль­ко на эта­пе выс­ше­го спор­ти­вно­го мас­терства.

В спорте в прин­ци­пе не­воз­мож­но из­бе­жать час­то по­вто­ря­ющих­ся си­ту­аций с вы­со­кой пси­хи­че­ской на­пря­жен­но­стью. Да­ле­ко не всег­да эти си­ту­ации раз­ре­ша­ют­ся успеш­но. Ино­гда спортс­ме­на под­сте­ре­га­ет се­рия не­удач и у не­го воз­ни­ка­ют мо­ти­вы из­бе­га­ния не­удач, мо­ти­вы опа­се­ния за успех, мо­ти­вы со­мне­ния в успе­хе. При час­том по­вто­ре­нии та­ких си­ту­аций у спортс­ме­на фор­ми­ру­ет­ся мо­ти­ва­ция из­бе­га­ния не­удач, ко­то­рая про­яв­ля­ет­ся в не­уве­рен­но­сти, обо­ро­ни­те­ль­ном ха­рак­те­ре по­ве­де­ния, сни­жа­ет­ся чес­то­лю­бие и ак­ти­вность в освое­нии ата­ку­ющих средств. Спортс­ме­ны, со­хра­ни­вшие мо­ти­ва­цию до­сти­же­ния успе­ха, бо­лее ак­тив­ны, об­ла­да­ют ме­нь­шей тре­вож­но­стью, уве­рен­но­стью в сво­их си­лах, го­то­внос­тью к мо­би­ли­за­ции всех сил для по­бе­ды. По­пыт­ки тре­не­ра и парт­не­ров по ко­ман­де по­вли­ять на тип мо­ти­ва­ции как пра­ви­ло при­во­дят к ухуд­ше­нию ре­зу­ль­та­ти­внос­ти. Прак­ти­ка пси­хо­ло­ги­че­ско­го обес­пе­че­ния ко­манд по­ка­зы­ва­ет, что у спортс­ме­нов вы­со­ко­го клас­са при­мер­но по­ров­ну рас­пре­де­ле­на ти­по­ло­гия мо­ти­вов до­сти­же­ния успе­ха и из­бе­га­ния не­удач, од­на­ко спортс­ме­ны с до­ми­ни­ро­ва­ни­ем мо­ти­ва­ции до­сти­же­ния успе­ха ча­ще ока­зы­ва­ют­ся по­бе­ди­те­ля­ми круп­ных со­ре­вно­ваний.

Субъект двигательной деятельности - это человек со всеми его особенностями личности. В спортивной деятельности он заранее готов к преодолению максимальных трудностей, без чего немыслим высокий спортивный результат. Субъект двигательной деятельности в области физической культуры – это человек, основная цель которого получить удовлетворения от физических действий, движений, как таковых, не стремясь к тому, чтобы она требовала чрезмерной траты сил и больших самоограничений.

Надо сказать, что разные авторы включают в структуру личности различные компоненты. Например, с одними и теми же свойствами темперамента могут быть самые различные, подчас полностью противоположные личности. Может быть легко возбудимый трус, а может – храбрец, человек может быть флегматичным и упорным, а может – флегматичным и ленивым.

А.Г.Ковалев (1981) в структуре личности выделил ее направленность, способности, характер и систему управления (саморегуляции).

Следуя в основном систематизации А.Г.Ковалева, мы выделяем среди компонентов структуры личности спортсмена направленность, темперамента и характер, способности и саморегуляцию.

Первый компонент - направленность личности , или избирательное отношение человека к действительности. В спорте направленность личности во многом предопределяется мотивацией высших достижений, о чем говорилось выше.

В ряде исследований была установлена связь между мотивацией достижений и таким свойством личности спортсмена, как тревожность - относительно устойчивая предрасположенность личности отвечать на угрожающие ситуации эмоциональными состояниями тревоги или страха. Большинство выдающихся спортсменов довольно тревожны.

Различают социальную тревожность (свойство личности) и психодинамическую тревожность (свойство темперамента). Первая в основном определяется жизненным опытом, а вторая – врожденными особенностями человека.

Интенсивность стремления к эффективной деятельности (сила мотива) определяет состояние тревоги. Фиксируясь, такое состояние способствует развитию тревожности. Чем сильней сила мотива, тем тревожней спортсмен.

Второй компонент структуры личности - черты характера.

Наиболее типичными для спортсменов чертами характера являются: эмоциональная устойчивость, стремление к лидерству, склонность к риску, расчетливость, новаторство, самоконтроль, общительность.

В исследовании, проведенном с баскетболистками, M.Young, D.Cohen (1994) не только выделили такую их специфическую черту как склонность

к риску, но и установили, что чем выраженней у спортсменов такая черта, тем большая вероятность получения травмы.

Огромную роль играют индивидуальные особенности, отражающие динамическую сторону личности, ее темперамент. Как будет показано ниже, это в равной степени относится как к спорту, так и физической культуре.

Рассмотрим отдельные свойства темперамента подробней.

а) интроверты воспринимают явления окружающей среды более

субъективно, чем экстраверты;

б) у интровертов приспособление к среде

преимущественно в активизации интеллектуальной деятельности; в) уровень самоконтроля и способность регулировать свое состояние у

интровертов значительно выше, чем у экстравертов.

Э м о ц и о н а л ь н а я в о з б у д и м о с т ь. На протяжении всего

приспосабливаться к изменяющимся условиям спортсмен становится устойчивым к стрессу. Одновременно это требует эмоциональной возбудимости, т.е. достаточно быстрых эмоциональных реакций даже на несильные воздействия.

Т р е в о ж н о с т ь. Было установлено, что в видах спорта циклического характера, которые отличаются большой интенсивностью нагрузок, тревожность у высококвалифицированных спортсменов меньше, чем у спортсменов низкой квалификации.

Н е в р о т и ч н о с т ь. Это свойство определяется как эмоциональная неустойчивость поведенческих реакций личности.

Одной из особенностей психической регуляции деятельности является пластичность (противоположное свойство - ригидность) поведения.

Конфликтные ситуации спортивного соревнования часто ставят его участников перед необходимостью отказаться от привычного способа действия, который в данном случае не приносит успеха. Умение гибко пользоваться разнообразными тактическими навыками следует рассматривать как одну из сильных сторон деятельности спортсмена.

Неспособность изменить характер действий, когда

необходимо, указывает на ригидность человека.

Теперь мы можем перейти и к рассмотрению типов темперамента в целостном виде, с учетом данных современной психологии.

Х о л е р и ч е с к и й т е м п е р а м е н т характеризуется повышенной возбудимостью и неуравновешенностью поведения. У него часто наблюдается цикличность в деятельности, т.е. переходы от интенсивной деятельности к резкому спаду вследствие снижения интереса или

истощения психических сил. Люди холерического

отличаются быстрыми и резкими движениями,

подвижностью, их чувства ярко выражаются в мимике, речи. Для такого темперамента довольно типична вспыльчивость.

Склонность к экстраверсии выражается не только в широте общения с окружающими людьми, но и в резких переходах от выражения симпатии к проявлению антипатии по отношению к одному и тому же человеку. В процессе деятельности холерик отличается срывами в поведении, склонностью к агрессивному отношению к коллегам под влиянием неудач; в то же время при удачном стечении обстоятельств лицо холерического темперамента способно проявлять большую творческую силу, волю в работе и готов повести людей за собой.

С а н г в и н и ч е с к и й темперамент также отличается большой подвижностью, однако человек, обладающий им, легче приспосабливается к изменяющимся условиям жизни. Сензитивность у него незначительна, поэтому сбивающие факторы деятельности не всегда отрицательно влияют на его поведение. В этом случае можно говорить о довольно значительной резистентности, т.е. сопротивляемости психики по отношению к негативным воздействиям.

Хотя человек сангвинического темперамента быстро реагирует на окружающие события, неприятности он переживает легко. Сангвиник общителен, легко вступает в контакты с другими людьми, у него отсутствуют резкие отрицательные реакции на поведение других людей и т.д.

Легкость образования в переделки нервных связей создает благоприятные условия для формирования такого ценного качества, как гибкость ума. Этим же свойством определяется и легкость переключения внимания. Человек сангвинического темперамента из-за своей общительности особенно необходим в группе, именно он чаще всего является ее душой.

Люди флегматического темперамента не отличаются инициативностью, поэтому часто нуждаются в руководстве при любой деятельности. Наличие сильных тормозных процессов способствует тому, что флегматик может сдерживать свои импульсы, не отвлекаться при воздействии отвлекающих раздражителей. В то же время инертность нервных процессов сказывается на недостаточной гибкости в действиях.

М е л а н х о л и ч е с к и й темперамент связан не только с высокой эмоциональной чувствительностью, сензитивностью, но и с повышенной ранимостью; меланхолики болезненно реагируют на внезапное усложнение обстановки, испытывают сильный страх в опасных ситуациях, чувствуют себя неуверенно при встрече с незнакомыми людьми.

При склонности к устойчивым длительным настроениям меланхолики внешне слабо выражают свои чувства. У представителей меланхолического темперамента преобладает процесс торможения, поэтому сильные раздражители нередко приводят к так называемому запредельному торможению, что влечет за собой резкое ухудшение деятельности.

Приведенные характеристики не претендуют на категоричность, так как деление темперамента всех людей на четыре группы очень условно. Более широко можно говорить лишь о том, что темперамент определяет главным образом течение психической жизни человека, динамику психической деятельности.

Темперамент непосредственным образом влияет на формирование и

индивидуального стиля деятельности спортсмена, за счет чего спортсмены

с различными свойствами темперамента могут достигнуть высокого результата.

На материале спорта большинство исследований индивидуального стиля деятельности выполнено в области единоборств (бокс, борьба, фехтование), потому что в этих видах спорта индивидуальный стиль проявляется особенно ярко и больше влияет на результативность соревновательной деятельности, чем в других видах спорта.

В других видах спорта индивидуальный стиль скорей является характеристикой поведения спортсмена, а не собственно спортивной деятельности. Особенности стиля по-разному проявляются в ходе адаптации к тренировочным нагрузкам в ходе приобретения необходимого уровня тренированности на различных этапах годового цикла.

Третий компонент структуры личности определяет её возможности и включает ту систему способностей , которая обеспечивает успех спортивной деятельности. Развитие способностей зависит и от направленности личности и от её психодинамических свойств. Сформировавшиеся способности в основном проявляются в уровне развития различных, характерных для определенного вида деятельности, психических качеств, о которых здесь мы говорить не будем.

По существу, для каждого спортсмена, тем более выдающегося, необходимо создавать его собственную систему психологической подготовки. Вот почему психологи по возможности избегают давать общие рецепты.

Спорт - совершенно специфический, отличный от всех других вид деятельности. В некотором отношении его можно сравнить с рядом видов искусства. А по ряду признаков спорт нельзя ни с чем сравнить, и особенно это относится к спорту высших достижений.

1) при занятиях спортом объектом сознания и деятельности человека является его собственное тело, его движения;

2) спортивная деятельность обязательно связана с очень интенсивными

и даже максимальными физическими и психическими напряжениями;

3) спорту присуща борьба за высшие достижения - соревнование, причем только в спорте высших достижения оно преследует цель не столько участия, сколько победы.

Во всех видах человеческой деятельности, кроме спортивной да еще, пожалуй, балета и некоторых жанров циркового искусства, объектом сознания и воли человека, объектом его деятельности, его труда являются какие-либо предметы, существа, другие люди.

Если токарь обтачивает деталь, то он - субъект труда, деталь - объект, на который направлены деятельность, сознание, воля субъекта; если

учитель занимается со школьниками, то он - субъект, они - объекты труда. А в спорте человек работает над самим собой - и это для него главное. Спортсмен совершенствует свою силу, выносливость, быстроту, свое умение делать необходимые движения точно, свою способность решать тактические задачи и принимать решения.

Спортсмен – одновременно и субъект, и объект деятельности. Именно в спорте происходит слияние субъекта и объекта деятельности . Причем работа над собой в спорте высших достижений отличается не только в количественном, но и в качественном отношении.

Очень интенсивные, часто максимальные физические напряжения, выдержать которые невозможно без соответствующего волевого усилия, без соответствующей психической установки, - неотъемлемые спутники деятельности в спорте высших достижений.

Конечно, большие и даже предельные физические и психические нагрузки встречаются и в других видах деятельности, но там они не правило, а исключение из правил, следствие в чем-то необычной, порой аварийной ситуации. В спорте, наоборот, интенсивные и максимальные физические и психические напряжения совершенно обязательны, они сопутствуют деятельности спортсменов не только в соревновании, но и на тренировке.

Само по себе соревнование присуще не только спорту. Например, проводятся кинофестивали, конкурсы пианистов и певцов, артистов балета и цирка. Но работа в различных областях искусства возможна и без соревнования. А спорт без соревнования невозможен.

Специфика спорта высших достижений заключается и в том, что повышенная ответственность за результат, его общественная значимость делают достижения единственной и необходимой целью соревнования. В массовом спорте нередки выступления в соревнованиях ради самого факта участия за коллектив, наконец, ради удовольствия померяться силами со


На современном этапе развития спортивной психологии разработка эффективных методов спортивного совершенствования невозможна без изучения психологических особенностей спортивной деятельности, с одной стороны, и личности спортсмена как сложной динамической системы, субъекта деятельности – с другой. Знание закономерностей формирования личности может служить необходимой предпосылкой для совершенствования подготовки спортсмена, индивидуализации его тренировочной и соревновательной деятельности.

Г. Д. Горбунов охарактеризовал спорт как специфическую социальную сферу, выступающую фактором воздействия на личность спортсмена, особенно в период его становления, а спорт высших достижений – как наилучшую модель для реализации стремлений человека к самосовершенствованию, самоутверждению и переживанию своей значимости [12]. Также личность, являясь продуктом общественного развития, определяет многие особенности спортивной деятельности: выбор вида спорта, индивидуальный стиль деятельности, уровень достижения, устойчивость к стресс-факторам и др. Изучение личности спортсмена имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

Становление такой области исследования, как психология личности спортсмена, относится к периоду 50–60 гг. ХХ в., связанному с попытками создания теорий, целостных концепций и структур личности, методологических подходов и психодиагностических методик. Постановка и разработка психологопедагогических основ формирования личности спортсмена связывается с трудами Петра Антоновича Рудика и Авксентия Цезаревича Пуни.

4.1. Структура личности спортсмена

Психические свойства, необходимые спортсмену для успешной деятельности, как отмечает Л. К. Серова, должны быть представлены в комплексе, который бы отражал все стороны психической деятельности спортсменов. Когда эти свойства проявляются в практической, трудовой деятельности, они выступают в роли профессиональных качеств.

Психологические профессиональные качества – это индивидуально-психологические свойства личности, актуально выражающие потенциальные возможности человека в определенной деятельности и являющиеся основой для приобретения специальных знаний, умений, навыков [50]. Такое понятие применимо ко всем видам трудовой деятельности, в том числе к спорту.

Предложенная Л. К. Серовой модель в виде схемы отображает структуру психологических профессиональных качеств спортсмена. Модель личности спортсмена состоит из шести основных компонентов, показывающих основные направления исследования личности спортсмена: поведенческого, мотивационного, интеллектуального, эмоционально-волевого, коммуникативного, гендерного. Каждый из компонентов, в свою очередь, имеет по три модельные характеристики, представляющие конкретные психологические качества.

Поведенческий компонент характеризует внешние условия психической деятельности. Он включает: тип нервной деятельности, темперамент и характер.

Мотивационный компонент характеризует внутренние условия психической деятельности, побуждающие спортсмена к достижениям. Он состоит из интереса к виду деятельности, уровня притязания и ценностных ориентаций.

Интеллектуальный компонент обеспечивает понимание своего вида спорта, эти качества способствуют овладению его техникой и тактикой. Содержит следующие модельные характеристики: психомоторика, специализированные восприятия, оперативная память, внимание, мышление.

Эмоциональный компонент обеспечивает саморегуляцию, самоконтроль спортивной деятельности. Включает модельные характеристики: эмоциональная устойчивость, психическая саморегуляция, волевые качества.

Коммуникативный компонент характеризует отношение людей в спорте: отношение к тренеру, отношение к партнерам, к соперникам.


Рис. 1. Обощенная модель личности спортсмена

Гендерный компонент показывает, как спортсмены выражают свою индивидуальность. Включает следующие качества: маскулинность, фемининность, андрогинию.

Представленная модель относится к обобщенным моделям и позволяет изучать психологические профессиональные качества спортсменов самых различных видов спорта, сравнивать их между собой, выявлять типичное и своеобразное [50].

4.2. Особенности проявления основных свойств нервной системы у спортсменов различных видов спорта

Свойства нервной системы являются врожденной, биологически обусловленной подструктурой личности. В многочисленных исследованиях показано, что свойства нервной системы в зависимости от вида спортивного амплуа обусловливают быструю и хорошую обучаемость, успешное овладение двигательными навыками и достижение высоких результатов (Н. К. Волков, Б. А. Вяткин, Е. П. Ильин, И. В. Соколова и др.). Во многих видах спорта подбираются лица с определенной преобладающей тенденцией в проявлении свойств нервной системы. Можно определить выраженность типологических особенностей свойств нервной системы у представителей разных видов спорта (Е. П. Ильин).

Выраженность типологических особенностей свойств нервной системы



Е. П. Ильин отмечает, что при осуществлении долгосрочного и текущего отбора спортсменов психологи часто руководствуются устаревшими взглядами на положительную или отрицательную роль свойств нервной системы для поведения и эффективности деятельности человека. До сих пор, например, высказывается точка зрения, что для спортивных успехов выгодно иметь сильную, подвижную и уравновешенную нервную систему.

Эта точка зрения противоречит полученным в последние десятилетия данным, подтверждающим справедливость положения Б. М. Теплова, что нет хороших и плохих типологических особенностей: каждая из них в зависимости от ситуации может иметь положительные или отрицательные проявления. Так, инертность нервных процессов является задатком хорошей двигательной памяти, но препятствует быстроте реагирования. Слабость нервной системы тоже имеет положительные и отрицательные проявления.

4.3. Индивидуальный стиль деятельности и типологические особенности личности спортсмена

Индивидуальное своеобразие спортсменов наиболее отчетливо проявляется в индивидуальном стиле деятельности, который компенсирует недостатки темперамента и определяется в действиях, применяемых для достижения цели (говорят о характерном почерке ведения боя боксером или фехтовальщиком, о неповторимой манере исполнения упражнений гимнастом или фигуристами и т. д.).

Е. А. Климов выделяет следующие общепризнанные формальные признаки индивидуального стиля деятельности (ИСД):

а) устойчивая система приемов и способов деятельности;

б) обусловленность этой системы определенными личными качествами;

в) эта система является средством эффективного приспособления к объективным требованиям [35].

В отечественной психологии формирование ИСД связывается главным образом с типологическими различиями людей, обусловленными свойствами нервной системы и темперамента (Е. А. Климов; В. С. Мерлин и др.). В психологии спорта ИСД исследовали Б. И. Якубчик, Е. П. Ильин, А. В. Дмитриев и др.

Выделено несколько групп стилей спортивной деятельности. Стили, характеризующие предпочитаемую тактику ведения спортивной борьбы (бокс, фехтование, теннис): атакующий, контратакующий, защитный и комбинационный стили.

Атакующий (агрессивный) стиль – прямолинейный в тактическом отношении, связанный с навязыванием сопернику своей тактики, с подавлением его инициативы, более присущ спортсменам с преобладанием возбуждения по внешнему балансу, с инертностью возбуждения и сильной нервной системой. Спортсмены атакующего стиля более импульсивны, уверены в себе, обладают высокой самооценкой.

Защитный стиль характеризуется сведением риска до минимума, использованием защитных приемов (большей частью), дальней стойки и т. п. Этот стиль используется в основном лицами с подвижностью нервных процессов, преобладанием торможения по внешнему балансу и слабой нервной системой, т. е. боязливыми, нерешительными, имеющими установку на точность действий.

Контратакующий стиль по существу является разновидностью защитного стиля, поэтому и типология спортсменов, выбирающих этот стиль, соответствует защитному стилю. В ряде видов спорта (например, борьбе) лица с защитным стилем среди спортсменов высокого класса не встречаются, т. к. правила соревнований предусматривают наказание за ведение пассивной борьбы. Не контратакуя, схватку не выиграешь. В то же время слабая нервная система, присущая спортсменам с этим стилем, создает за счет высокой чувствительности хорошие предпосылки для проведения контратакующих действий. Боксерам контратакующего стиля по сравнению с боксерами атакующего стиля присущи такие психологические особенности, как высокая тревожность, ригидность, избирательность в контактах, повышенная ответственность перед командой и тренером, большая зависимость и меньшая самостоятельность.

Стили, связанные с распределением сил на дистанции: равномерный (слабая нервная система, инертность нервных процессов с преобладанием торможения); с ускорением в начале (слабая нервная система, подвижность, уравновешенность нервных процессов с преобладанием возбуждения); с ускорением в конце (сильная нервная система, уравновешенные нервные процессы).

Стили деятельности, связанные с распределением сил на дистанции, касаются общего вопроса – динамики работоспособности спортсменов с различными типологическими особенностями. Этот вопрос изучался на представителях игровых видов спорта – баскетболистах и волейболистах. Спортсмены с подвижностью нервных процессов и слабостью нервной системы эффективнее играют в начале тайма или партии и хуже проводят их концовку. Это связано, с одной стороны, с более быстрой их врабатываемостью, что обеспечивает эффективное начало игры, а с другой – с меньшей возможностью сопротивляться усталости, что приводит к снижению эффективности игры в конце тайма, партии или всей встречи.

Спортсмены с сильной нервной системой и инертностью нервных процессов, наоборот, лучше проводят концовки таймов, партий и встреч и хуже начало игры. Они медленнее врабатываются, но обладают лучшей способностью мобилизовываться к концу игры. А потому со спортсменами, имеющими инертность нервных процессов и сильную нервную систему, следует проводить более интенсивную и длительную разминку, чтобы к началу деятельности они были максимально подготовлены функционально и мобилизованы.

У лиц со слабой нервной системой в первой части занятия обнаруживается высокая моторная плотность, а во второй части она снижается, и эти спортсмены все чаще пользуются паузами для отдыха (у спортсменов со средней силой нервной системы такого снижения не происходит).

Стили соревновательной деятельности, основанные на двух параметрах: типе эмоциональной регуляции деятельности (ровная и взрывная) и типе ориентации в деятельности (внешняя и внутренняя) [17].

Формирование стиля деятельности. Влияние типологических особенностей на формирование стиля деятельности носит не прямой, а опосредованный характер. В результате стиль деятельности формируется под влиянием двух факторов – желания и целесообразности. Первый отражает наличие склонностей, второй – самооценку имеющихся возможностей.

Е. П. Ильин приводит результаты психодиагностического исследования группы молодых тренеров и их результативных воспитанников (призеров областных, республиканских и всесоюзных соревнований), которые показали, что у тренеров с большой и средней силой нервной системы чаще достигали успеха борцы с такой же типологией. То же выявилось и у тренеров, имевших слабую нервную систему. Эта же закономерность проявилась и у тренеров высшей категории при сравнении их типологии с учениками – членами сборной команды страны [17].

4.4. Особенности проявления темперамента в спорте

Под темпераментом понимается совокупность устойчивых, индивидуально-своеобразных свойств человека, определяющих динамику его психической деятельности. Эти свойства одинаково проявляются в разнообразной деятельности, независимо от ее содержания, целей и мотивов.

Б. А. Вяткин определил особенности проявления типов темперамента в спорте.

Меланхолик (слабый) отдает предпочтение индивидуальным видам спорта, не связанным с единоборством и командной борьбой. В спорте меланхолика отличает чрезмерно высокая ответственность, высокоразвитая мышечно-двигательная и психическая чувствительность, тонкое эстетическое чутье, но недостаточная работоспособность и малая устойчивость к внешним раздражителям, порождающая неуверенность в своих силах. Соревновательные результаты их нестабильны, т. к. присущая им высокая тревожность способствует возникновению неблагоприятных предстартовых состояний, которые затрудняют достижение высоких результатов.

В любом темпераменте есть достоинства и недостатки, поэтому их следует выявлять и учитывать при формировании индивидуального стиля деятельности, индивидуализации процесса подготовки.

Задания и вопросы для обсуждения

1. Определите свой тип нервной системы с помощью теппинг-теста.

2. Выделите сильные и слабые стороны проявления в деятельности установленного типа нервной системы.

4. Какие виды спорта подошли бы для вас в большей степени? Какие еще факторы, кроме темперамента, повлияли на ваш выбор?

5. Обозначьте преимущества и недостатки индивидуального , стиля спортсмена-хоккеиста, обладающего подвижностью нервных процессов и слабым типом нервной системы. Какие рекомендации по организации работы с этим спортсменом вы можете дать тренеру?

6. К вам обратились родители с просьбой посоветовать спортивную секцию для их шестилетнего сына. Как вы поступите в этой ситуации? (Ролевая игра.)

Глава 5. Эмоционально-волевая сфера спортсмена

В спортивной деятельности человек испытывает различные эмоции. Одни из них являются стеническими, т. е. положительными, вдохновляющими спортсмена, другие – отрицательными, дестабилизирующими состояние и деятельность. Поэтому так важно развивать эмоциональную устойчивость. Л. К. Серова отмечает, что эмоциональную устойчивость можно воспитывать как пассивными, так и активными методами. Активные методы осуществляются с помощью хорошо развитых волевых качеств [50].

5.1. Волевые характеристики спортсмена

Структура волевых качеств детерминирована определенными устойчивыми, объективными условиями деятельности в каждом виде спорта. Этими условиями определяются прежде всего центральные, ведущие волевые качества, с развитием которых связано преодоление препятствий, типичных для данного вида спорта, а также качества, подкрепляющие центральные (Е. В. Мельник, Ж. К. Шемет).

При определении особенностей структуры волевых качеств представителей различных видов спорта было установлено, что ее основу составляет целеустремленность, характеризуемая ясностью целей и задач, планомерностью деятельности и конкретных действий, сосредоточенностью движения к достижению цели. Высокий уровень развития целеустремленности обеспечивает прочность всей структуры и наоборот.

Структура волевых качеств у представителей различных видов спорта



Настойчивость и упорство характеризуются длительным сохранением активности в борьбе за достижение цели и преодоление многих, в том числе неожиданно возникающих препятствий различной степени трудности.

Решительность и смелость характеризуются своевременностью и обдуманностью решений, возникающих в деятельности, и их реализацией в практических действиях; отсутствием боязни принять ответственность и за решение, и за его исполнение даже в условиях риска и опасности.

Выдержка и самообладание характеризуются сохранением ясности ума, возможности управлять мыслями, чувствами и действиями в условиях эмоционального возбуждения или подавленности, возникновения неожиданных препятствий, неудач или других неблагоприятных факторов.

Инициативность и самостоятельность характеризуются новаторством, творчеством и быстротой мышления в действиях; устойчивостью по отношению к влиянию других людей и их действиям [27].

Основные направления поддержания целеустремленности выделяет Е. П. Ильин:

2. Разнообразие средств, форм и методов проведения учебнотренировочных занятий и организация досуга на сборах.

Длительная и порой однообразная тренировочная работа, повторяющаяся изо дня в день, приводит к развитию хронических состояний монотонии и психического пресыщения, которые не только снижают тренировочный эффект, но и уменьшают настойчивость и целеустремленность. В связи с этим для поддержания целеустремленности необходимо разнообразить средства, формы и методы проведения учебно-тренировочных занятий. Например, проведение занятий на природе вызывает подъем эмоционального состояния и более благоприятные сдвиги в организме тренирующихся. Показано, что протекание биохимических процессов в организме спортсмена зависит от его настроения и отношения к занятиям: при положительных эмоциях сдвиги бывают большими.

3. Соблюдение принципа доступности. Целеустремленность поддерживается достижением поэтапных целей. В связи с этим для развития волевой сферы личности необходимо предъявлять преодолимые, но требующие определенных усилий трудности. Слишком легкое задание неэффективно для поддержания целеустремленности и воспитания настойчивости. Однако и чрезмерно трудное задание может вызвать чувство разочарования, утрату веры в свои силы. Оптимальная же трудность подстегивает учащихся к большей мобилизации возможностей, бросает вызов самолюбию и стимулирует активность учащихся на преодоление трудности.

4. Использование эффекта соперничества. В определенные моменты тренировочного процесса для поддержания целеустремленности и повышения настойчивости целесообразно использовать эффект соперничества. Наиболее простым способом его достижения является использование игрового и соревновательного методов выполнения нагрузок.

5. Формирование у спортсмена чувства долга и ответственности. При недостаточном развитии у спортсмена чувства долга настойчивость может не обнаружиться в полной мере. Правда, ее проявление возможно и при эгоистических устремлениях спортсмена (корыстолюбии, чрезмерном честолюбии), однако вряд ли такая целеустремленность и проявление настойчивости будут радовать педагога [16].

В спорте легче, чем в других видах деятельности, определять и дозировать степень трудности, да и сами препятствия встречаются спортсменам чаще, чем людям, не занимающимся спортом. Поэтому спорт наилучшим образом способствует развитию волевых качеств и формированию характера человека.

Читайте также: