Особенности конституции японии кратко

Обновлено: 07.07.2024

Подготовка конституционного текста велась японским правительством с привлечением специалистов штаба американских оккупационных войск. Затем была представлена правительством парламенту и принята им в октябре 1946 г., в силу вступила 3 мая 1947 года. Конституция восприняла многие принципы англосаксонского права, новеллы конституционного права того времени и демонстрировала демократический подход к регулированию общественных отношений.

В Конституции говорится о некоторых общих ценностях человечества, о необходимости следовать всеобщим принципам политической морали, о том, что ни одно государство не должно исходить только из своих интересов и игнорировать интересы других.

Сама Конституция небольшая, состоит из 11 глав и 103 статей, которые регулируют статус Императора, отказ от войны, права и обязанности народа, правовой статус Парламента, Кабинета, судебной власти, государственные финансы, местное самоуправление, процедуру изменения Конституции. Оно провозглашает впервые в японской истории принципы народного суверенитета, верховенства Парламента, выборности обеих палат.

По форме территориально-политического устройства Япония является простым децентрализованным унитарным государством с широкой местной автономией административно-территориальных единиц (на практике эта автономия уже, чем по закону). В стране существует демократический государственный режим.

Конституция устанавливает систему органов государства и их отношения. Высшим и единственным законодательным органом провозглашен Парламент.

Правительство формируется при решающей роли Парламента и несет перед ним ответственность. Япония провозглашается унитарным государством с широкой местной автономией административно-территориальных единиц.

Конституция содержит достаточно широкий перечень прав и свобод, упразднены привилегированные сословия, провозглашается принцип равенства. Личные права: право на жизнь, стремление к счастью, свобода и неприкосновенность личности, свобода передвижения и выбора места жительства, свобода совести и др.

Политические права: свобода мысли и слова, мнения, печати, свобода собраний и объединений, право народа избирать публичных должностных лиц и отстранять их от должности, право обращаться с мирными петициями и др. Широкий круг социально-экономических прав.

По способу изменения Конституция Японии является жесткой. Ее изменение возможно только по инициативе Парламента. Для внесения в нее поправок необходимо согласие 2/3 общего числа членов каждой из двух палат. Ратификация же осуществляется либо референдумом, либо новым составом парламента, образованным после проведения общенациональных выборов. Способ ратификации определяется парламентом. Утвержденные поправки немедленно обнародуются императором в качестве неотъемлемой части Конституции. До сих пор в Конституцию Японии не было внесено ни одной поправки.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

80. Конституция СССР 1924 г. и Конституция РСФСР 1925 г

80. Конституция СССР 1924 г. и Конституция РСФСР 1925 г Конституция СССР 1924 г. состоит из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В основу Конституции были положены документы, принятые I съездом Советов СССР. Именно поэтому она мало

119. Особенности исполнения наказаний в Японии

119. Особенности исполнения наказаний в Японии В систему уголовных наказаний Японии входят: малый штраф, штраф; уголовный арест; лишение свободы без принудительного труда; лишение свободы с принудительным трудом; смертная казнь.Малый штраф (в сумме от 10 сэн до 20 йен)

Особенности исполнения наказаний в Японии

Особенности исполнения наказаний в Японии В систему уголовных наказаний Японии входят: малый штраф, штраф; уголовный арест; лишение свободы без принудительного труда; лишение свободы с принудительным трудом; смертная казнь.Малый штраф (в сумме от 10 сэн до 20 йен)

36. Конституция Японии

36. Конституция Японии Япония является конституционной парламентарной монархией. Император Японии является лишь символом нации, его власть сведена к минимуму, он может только представлять свою страну на мировой арене. Парламент Японии является единственным высшим и

37. Партийная система Японии

37. Партийная система Японии В Японии по конституции разрешена многопартийная политическая система. Известными и владеющими серьезной политической силой в современной Японии являются не более 20 политических партий. Остальные партии находятся на региональном и местных

38. Система государственных органов Японии

38. Система государственных органов Японии Систему государственных органов Японии представляет глава государства – Император, Парламент, Кабинет министров и Верховный суд.Власть переходит по наследству только по мужской линии – от отца к старшему сыну, женщины

56. Конституция Японии

56. Конституция Японии Подготовка конституционного текста велась японским правительством с привлечением специалистов штаба американских оккупационных войск. Затем была представлена правительством парламенту и принята им в октябре 1946 г., в силу вступила 3 мая 1947 года.

58. Партийная система Японии

59. Система государственных органов Японии

59. Система государственных органов Японии Главой государства является Император. Монарший трон переходит по наследству от отца к старшему сыну. Женщины полностью исключены из системы престолонаследия. Согласно конституционным нормам, Император является только

83. Право средневековой Японии

83. Право средневековой Японии В VII в. произошли крупные перемены в общественной жизни Японии: родовой строй пришел в упадок, страна превратилась в раннефеодальное, относительно централизованное государство в форме монархии. Основателем династии считается крупный

111. Конституция Японии 1889 г

120. Послевоенная Конституция Японии

120. Послевоенная Конституция Японии Поражение Японии во Второй мировой войне и ее оккупация войсками США – одна из основных причин, приведших к крутой ломке конституционных и административных институтов. 2 сентября 1945 г. Япония подписала акт о безоговорочной

Конституция Японии 1946 г.

Конституция Японии 1946 г. Поражение Японии во Второй мировой войне (капитуляция последовала 2 сентября 1945 г.) вызвало кризис японской государственности и практическое ее разрушение. Страна была оккупирована войсками США. Все государственные полномочия перешли к

Как упоминалось ранее, поражение Японии во Второй мировой войне и её оккупация войсками США были основной причиной, определившей коренную ломку устаревших конституционных и административных норм Японии.

В октябре 1945 года премьер-министр Японии Кидзюро Сидэхара сформировал специальную комиссию по изучению вопросов конституционной реформы, поставив перед ее участниками непосильную задачу — примирить заложенные в Конституции Японской Империи прусские великодержавные принципы с насущными требованиями демократизации государства.

В феврале 1946 года японское правительство опубликовало конституционный проект, вносящий незначительные изменения в Конституцию 1889 года. Но поскольку этот консервативный проект не прошел бы рассмотрения Дальневосточной комиссией, наделенной полномочиями по контролю за конституционной реформой в Японии и за соответствием рассматриваемых законопроектов духу Потсдамской декларации, то он был сразу отклонен.

Уже в марте 1946 года правительство представило на рассмотрение в Парламент проект генерала Дугласа Макартура, разработанный в штабе американских оккупационных войск. Новая Конституция была принята Парламентом в октябре 1946 года, промульгирована Императором и опубликована 3 ноября 1946 года. Через шесть месяцев — 3 мая 1941 года — она вступила в силу.

Структурно Конституция Японии состоит из 11 глав и 103 статей, которые последовательно регулируют: статус императора; отказ от войны; права и обязанности народа; деятельность Парламента, Кабинета и судебной власти; государственные финансы; местное самоуправление; процедуру изменения Конституции.

Новая Конституция отличается от Конституции 1889 года по многим важным аспектам. Среди них можно указать следующие:

А) особа Императора более не признается священной и существует лишь в качестве символа государства и единства нации, а единственным носителем государственного суверенитета становится народ (ст. 1);

Б) принцип разделения властей осуществляется на более демократической основе. Император не обладает исполнительной властью. Он имеет право выполнять лишь те государственные функции, которые оговорены в Конституции (глава 1 Конституции);

В) круг основных прав и свобод человека значительно расширен (глава 3);

Г) Япония "отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров" (ст. 9);

Д) ликвидация всех аристократических институтов (статья 14 Конституции). Бывшая Палата пэров заменяется Палатой советников, члены которой избираются как представители всего народа;

Е) значительное расширение масштабов осуществления местного самоуправления (статьи 92—95).

К особенностям Конституции 1947 года относится наиболее чёткое закрепление трех принципов: принципа народного суверенитета, принципа соблюдения основных прав и свобод граждан и принципа пацифизма.

Принцип народного суверенитета как основы государственной власти в японском конституционном праве появляется впервые и закрепляется в преамбуле и в статье 1 Конституции. Высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом является Парламент (статья 41). Конституция содержит широкий перечень личных, политических и социально-экономических прав и свобод граждан.

Принцип пацифизма: особое значение, как указывалось ранее, имеет статья 9 Конституции, в которой содержится положение об отказе от войны и создания регулярных вооруженных сил. Понятна цель включения этих положений в Конституцию Японии - предотвратить возрождение японского милитаризма.

Однако применение на практике норм статьи 9 Конституции связано с большим количеством проблем. С одной стороны, она служит объектом неутихающей критики реакционных сил, с другой — выступает препятствием для осуществления Японией своих международных обязательств, таких, как участие Японии как члена ООН в комплектовании международных вооруженных сил, что пока компенсируется невооруженным участием в миротворческих миссиях и в спасательных операциях при стихийных бедствиях.

На сегодняшний день функцию вооруженных сил выполняют японские Силы самообороны, созданные в 1950 году в качестве "резервного полицейского корпуса" после начала войны на Корейском полуострове. Это мощная, хорошо обученная и прекрасно экипированная армия численностью 250 тысяч человек, по расходам на которую страна занимает девятое место в мире, хотя соответствующее финансирование осуществляется всего в пределах 1% внутреннего валового продукта Японии.




Стоит отметить, что в последнее время расходы японского бюджета на оборону неуклонно увеличиваются.

Контроль за соблюдением Конституции возложен на суды. Конституция не запрещает низшим судам осуществлять конституционный контроль, но устанавливает, что окончательное решение по подобным вопросам принимает только Верховный суд. Юридической основой для института конституционного контроля является норма статьи 98, провозгласившая Конституцию верховным законом страны и указавшая, что никакие законы, указы и иные государственные акты, противоречащие основному закону в целом или частично, не имеют законной силы. Последствиями вынесенного Верховным судом решения является неприменение нормы, признанной неконституционной.

До сих пор Конституция 1947 года ни разу не подвергалась пересмотру или изменениям, хотя вопрос об отмене или пересмотре отдельных её статей стоял буквально с первых дней ее обнародования. Критика в основном касалась "импортного", навязанного стране характера Конституции. Наиболее острая борьба развертывалась вокруг отмены или изменения "мирной" статьи 9, в отношении которой применяется расширительное толкование Конституции.

Одна из причин конституционной стабильности Японии — "жесткий" порядок изменения основного закона, установленный статьёй 96 основного закона страны. Для изменения Конституции, осуществляемого по инициативе Парламента, требуется согласие не менее двух третей общего числа членов обеих палат. Одобренные таким образом поправки затем представляются на специальный референдум либо на рассмотрение Парламента после его новых выборов (способ ратификации определяется решением Парламента).

Вместе с тем уже сегодня можно сделать ряд следующих выводов о неизбежности внесения поправок в Конституцию 1947 года:

1. Несмотря на эпизоды протестных выступлений, в японском обществе практически сложился консенсус в пользу пересмотра Конституции. За её изменение выступают все крупнейшие политические партии, большинство депутатского корпуса (более 80%), половина населения. При этом общая направленность и содержание предлагаемых различными политическими силами и экспертами изменений по большому счёту близки.

3. Пересмотр Конституции проходит на фоне заметно усилившихся в последнее время правонационалистических настроений в японском обществе и во многом отражает их.

4. Практический запуск процесса конституционной реформы, с учётом её предполагаемого характера, неизбежно вызовет вопросы у азиатских соседей Японии, прежде всего у Китая и Юной Кореи, и чреват, таким образом, дальнейшим ростом напряжённости в отношениях Токио с Сеулом и Пекином[1].

В то же время, как отмечалось выше, растёт военный бюджет Японии, что сигнализирует о желании японских властей иметь полноценную армию и отстаивать собственные интересы на международной арене с точки зрения полной независимости страны, в том числе в военном плане.

Как упоминалось ранее, поражение Японии во Второй мировой войне и её оккупация войсками США были основной причиной, определившей коренную ломку устаревших конституционных и административных норм Японии.

В октябре 1945 года премьер-министр Японии Кидзюро Сидэхара сформировал специальную комиссию по изучению вопросов конституционной реформы, поставив перед ее участниками непосильную задачу — примирить заложенные в Конституции Японской Империи прусские великодержавные принципы с насущными требованиями демократизации государства.

В феврале 1946 года японское правительство опубликовало конституционный проект, вносящий незначительные изменения в Конституцию 1889 года. Но поскольку этот консервативный проект не прошел бы рассмотрения Дальневосточной комиссией, наделенной полномочиями по контролю за конституционной реформой в Японии и за соответствием рассматриваемых законопроектов духу Потсдамской декларации, то он был сразу отклонен.

Уже в марте 1946 года правительство представило на рассмотрение в Парламент проект генерала Дугласа Макартура, разработанный в штабе американских оккупационных войск. Новая Конституция была принята Парламентом в октябре 1946 года, промульгирована Императором и опубликована 3 ноября 1946 года. Через шесть месяцев — 3 мая 1941 года — она вступила в силу.

Структурно Конституция Японии состоит из 11 глав и 103 статей, которые последовательно регулируют: статус императора; отказ от войны; права и обязанности народа; деятельность Парламента, Кабинета и судебной власти; государственные финансы; местное самоуправление; процедуру изменения Конституции.

Новая Конституция отличается от Конституции 1889 года по многим важным аспектам. Среди них можно указать следующие:

А) особа Императора более не признается священной и существует лишь в качестве символа государства и единства нации, а единственным носителем государственного суверенитета становится народ (ст. 1);

Б) принцип разделения властей осуществляется на более демократической основе. Император не обладает исполнительной властью. Он имеет право выполнять лишь те государственные функции, которые оговорены в Конституции (глава 1 Конституции);

В) круг основных прав и свобод человека значительно расширен (глава 3);

Г) Япония "отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров" (ст. 9);

Д) ликвидация всех аристократических институтов (статья 14 Конституции). Бывшая Палата пэров заменяется Палатой советников, члены которой избираются как представители всего народа;

Е) значительное расширение масштабов осуществления местного самоуправления (статьи 92—95).

К особенностям Конституции 1947 года относится наиболее чёткое закрепление трех принципов: принципа народного суверенитета, принципа соблюдения основных прав и свобод граждан и принципа пацифизма.

Принцип народного суверенитета как основы государственной власти в японском конституционном праве появляется впервые и закрепляется в преамбуле и в статье 1 Конституции. Высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом является Парламент (статья 41). Конституция содержит широкий перечень личных, политических и социально-экономических прав и свобод граждан.

Принцип пацифизма: особое значение, как указывалось ранее, имеет статья 9 Конституции, в которой содержится положение об отказе от войны и создания регулярных вооруженных сил. Понятна цель включения этих положений в Конституцию Японии - предотвратить возрождение японского милитаризма.

Однако применение на практике норм статьи 9 Конституции связано с большим количеством проблем. С одной стороны, она служит объектом неутихающей критики реакционных сил, с другой — выступает препятствием для осуществления Японией своих международных обязательств, таких, как участие Японии как члена ООН в комплектовании международных вооруженных сил, что пока компенсируется невооруженным участием в миротворческих миссиях и в спасательных операциях при стихийных бедствиях.

На сегодняшний день функцию вооруженных сил выполняют японские Силы самообороны, созданные в 1950 году в качестве "резервного полицейского корпуса" после начала войны на Корейском полуострове. Это мощная, хорошо обученная и прекрасно экипированная армия численностью 250 тысяч человек, по расходам на которую страна занимает девятое место в мире, хотя соответствующее финансирование осуществляется всего в пределах 1% внутреннего валового продукта Японии.

Стоит отметить, что в последнее время расходы японского бюджета на оборону неуклонно увеличиваются.

Контроль за соблюдением Конституции возложен на суды. Конституция не запрещает низшим судам осуществлять конституционный контроль, но устанавливает, что окончательное решение по подобным вопросам принимает только Верховный суд. Юридической основой для института конституционного контроля является норма статьи 98, провозгласившая Конституцию верховным законом страны и указавшая, что никакие законы, указы и иные государственные акты, противоречащие основному закону в целом или частично, не имеют законной силы. Последствиями вынесенного Верховным судом решения является неприменение нормы, признанной неконституционной.

До сих пор Конституция 1947 года ни разу не подвергалась пересмотру или изменениям, хотя вопрос об отмене или пересмотре отдельных её статей стоял буквально с первых дней ее обнародования. Критика в основном касалась "импортного", навязанного стране характера Конституции. Наиболее острая борьба развертывалась вокруг отмены или изменения "мирной" статьи 9, в отношении которой применяется расширительное толкование Конституции.

Одна из причин конституционной стабильности Японии — "жесткий" порядок изменения основного закона, установленный статьёй 96 основного закона страны. Для изменения Конституции, осуществляемого по инициативе Парламента, требуется согласие не менее двух третей общего числа членов обеих палат. Одобренные таким образом поправки затем представляются на специальный референдум либо на рассмотрение Парламента после его новых выборов (способ ратификации определяется решением Парламента).

Вместе с тем уже сегодня можно сделать ряд следующих выводов о неизбежности внесения поправок в Конституцию 1947 года:

1. Несмотря на эпизоды протестных выступлений, в японском обществе практически сложился консенсус в пользу пересмотра Конституции. За её изменение выступают все крупнейшие политические партии, большинство депутатского корпуса (более 80%), половина населения. При этом общая направленность и содержание предлагаемых различными политическими силами и экспертами изменений по большому счёту близки.

3. Пересмотр Конституции проходит на фоне заметно усилившихся в последнее время правонационалистических настроений в японском обществе и во многом отражает их.

4. Практический запуск процесса конституционной реформы, с учётом её предполагаемого характера, неизбежно вызовет вопросы у азиатских соседей Японии, прежде всего у Китая и Юной Кореи, и чреват, таким образом, дальнейшим ростом напряжённости в отношениях Токио с Сеулом и Пекином[1].

В то же время, как отмечалось выше, растёт военный бюджет Японии, что сигнализирует о желании японских властей иметь полноценную армию и отстаивать собственные интересы на международной арене с точки зрения полной независимости страны, в том числе в военном плане.

Данная статья посвящается конституционному праву Японии, рассмотрению Конституции, бывшей и действующей, и другим важным политическим вопросам.

Первая Конституция Японии 1889 г.

Первую Конституцию приняли в 1889-м г. Она выступала октроированным конституционным документом с ярко выраженным консервативным, милитаристским характером, закрепляющим широкие полномочия императора в области реализации госвласти и милитаристско-бюрократическую систему. Действие Конституции прекратилось после оккупации Японии союзниками.

Вторая Конституция Японии 1946 г.

Нынешняя Конституция Японии была разработана после Второй мировой войны, и является вторым в истории государства конституционным документом. Подготовку конституционного текста вело японское правительство, привлекая специалистов из штаба американских оккупационных войск. Потом проект конституции правительство представило парламенту и приняло в октябре 1946-го г. Новая японская Конституция вступила в законное действие 3 мая 1947-го г.

Она включила в себя множество принципов англосаксонского права, новеллы конституционного права тех времен (к примеру, положения о социальных и экономических правах) и проявляла демократический подход к регулированию отношений в обществе.

Отсюда следует и иное положение Конституции, которое запрещает образовывать сухопутные, военно-морские и военно воздушные силы и прочие военные средства. Для Японии вооруженные силы представляют собой Корпус обороны, на который расходуется не больше 1% от всех средств госбюджета. Интерес вызывает также еще одно положение Конституции, которое устанавливает, что членами правительства должны быть исключительно гражданские люди.

Структура Конституции Японии

Сама же японская Конституция по объему небольшая: включает преамбулу, 11 глав и 103 статьи, регулирующие статус императора, отказ от военных действий, права и обязанности населения, правовой статус парламента, Кабинета министров, суда, госфинансы, местное управление, процедуру изменения положений Конституции. Конституционный документ впервые в истории Японии провозглашает:

  • принцип народного суверенитета;
  • принцип верховенства парламента;
  • принцип выборности обеих палат (был упразднен невыборный характер верхней палаты, который существовал до 1945-го г.).

Япония является конституционной парламентарной монархией, в которой власть императора сводится до минимума (он является исключительно символом нации).

Высший и единственный законодательный орган в Японии – парламент.

Состав правительства формируется, исходя из решающей роли парламента. Члены правительства несут ответственность перед парламентом.

Япония представляет собой унитарное государство, обладающее широкой местной автономией административно территориальных единиц.

В Конституции содержится довольно широкий перечень прав и свобод. В первую очередь, отметим, что Конституцией упразднены привилегированные сословия и провозглашен принцип равенства, под которым подразумевается равенство всех перед законодательной властью, а также недопустимость любой дискриминации. Интерес вызывает положение о том, что всяческие награды действуют лишь при жизни этого лица. Конституция устанавливает равноправие полов, подробно регулирует вопросы брака, который заключается исключительно на основе взаимного согласия сторон.

Орган конституционного контроля в Японии – это Верховный суд, который, как и в Соединенных Штатах, обладает правом окончательного решения вопроса о неконституционности нормативного акта. Но в Японии подают специальный иск о неконституционности акта в судебный орган I инстанции. Таким образом, дело по иерархии возможно довести до Верховного суда.

Японская Конституция является жесткой по поводу внесения в нее изменений. Это возможно лишь по инициативе парламента. Чтобы внести в нее какие-то поправки должно согласиться 2/3 от общей численности членов каждой из 2-х палат.

Ратификация происходит или путем референдума, или согласно новому составу парламента, образованному после проведения национальных выборов. Способ ратификации определяет парламент. Принятые поправки незамедлительно обнародуются императором в качестве неотъемлемой части Конституции. До этого в Конституцию Японии не вносилась ни одна поправка, но разнообразные политические силы не раз поднимали вопрос о необходимости внести в нее изменения.

Действующая Конституция Японии, разработанная после Второй мировой войны, — это второй в истории страны конституционный документ. Первая Конституция была принята в 1889 г.

Это был октроированный конституционный документ, который носил ярко выраженный консервативный милитаристский характер, закрепляя широкие полномочия императора в сфере осуществления государственной власти, а также военно- бюрократическую систему. Его действие было прекращено после оккупации страны союзниками. Основой послевоенного переустройства государственной и общественной систем была Потсдамская декларация 1945 г., подписанная США, СССР, Великобританией, Китаем, определившая демилитаризацию Японии, демобилизацию вооруженных сил, наказание всех военных преступников в качестве ключевых направлений послевоенной политики союзных держав в отношении Страны восходящего солнца.

Подготовка конституционного текста велась японским правительством с привлечением специалистов штаба американских оккупационных войск. Затем была представлена правительством Парламенту и принята им в октябре 1946 г., в силу вступила 3 мая 1947 г. Конституция восприняла многие принципы англосаксонского права, новеллы конституционного права того времени (например, положения о социально-экономических правах) и демонстрировала демократический подход к регулированию общественных отношений.

Из этого вытекает и другое конституционное положение, запрещающее создавать сухопутные, военно-морские и военно-воздушные силы, а также другие средства войны. В Японии вооруженные силы — это Корпус обороны, на который тратится не более 1% государ- бюджета.

Интересно еще одно конституционное положение, которое определяет, что в состав правительства должны входить только гражданские лица.

Сама Конституция небольшая, состоит из преамбулы, глав и 103 статей, которые регулируют статус императора, отказ от войны, права и обязанности народа, правовой статус Парламента, Кабинета, судебной власти, финансы, местное самоуправление, процедуру изменения конституционных норм. Она провозглашает впервые в японской истории принципы народного суверенитета, верховенства Парламента, выборности обеих палат (упразднен невыборный характер верхней палаты, как это было до г.).

Япония — конституционная, парламентарная монархия, где власть императора сведена до минимума, он остался лишь символом нации. Высшим же и единственным законодательным органом провозглашен Парламент.

Правительство формируется при решающей роли Парламента и несет перед ним ответственность. Япония провозглашается унитарным государством с широкой местной автономией административно-территориальных единиц.

Конституция на новой основе установила статус человека и гражданина. Японцы обладают широким кругом основных прав и свобод. Конституционные нормы упразднили привилегированные сословия, провозгласив принцип равенства (равенство всех перед законом, а также недопустимость какой-либо дискриминации). Характерным здесь является закрепление в основных нормах положения, что любые награды действуют только при жизни данного лица. Провозглашается равноправие полов. Детально регулируются вопросы брака, который должен заключаться только на основании взаимного согласия сторон. Органом конституционного контроля является Верховный суд, которому, как и в США, принадлежит право окончательно- го решения по вопросу о неконституционности нормативного акта. Однако в Японии подается специальный иск в суд первой инстанции о неконституционности акта, и дело в иерархическом порядке может быть доведено до Верховного суда.

По способу изменения Конституция Японии является жесткой. Ее изменение возможно только по инициативе Парламента. Для внесения в нее поправок необходимо согласие двух третей общего числа членов каждой из двух палат. Ратификация поправки осуществляется либо референдумом, либо новым составом Парламента, образованным после проведения общенациональных выборов. Способ ратификации определяется Парламентом. Утвержденные поправки немедленно обнародуются императором в качестве неотъемлемой части Конституции. До сих пор в Конституцию не было ни одной поправки.

Поражение Японии во Второй мировой войне и ее оккупация войсками США – одна из основных причин, приведших к крутой ломке конституционных и административных институтов. 2 сентября 1945 г. Япония подписала акт о безоговорочной капитуляции, а еще в середине августа того же года Правительство страны приняло Подсдамскую декларацию союзных держав. 15 августа 1945 г., на следующий день после принятия, императорским эдиктом об этом был уведомлен японский народ.

Черновой проект послевоенной Конституции Японии был составлен в штабе оккупационных войск и затем доработан Правительством страны; Конституция была принята Парламентом, избранным в апреле 1946 г. (способом принятия Конституции с помощью представительных органов). 3 ноября 1946 г. император специальным декретом обнародовал Основной закон, который вступил в силу 3 мая 1947 г. В течение 1947—1948 гг. на основе новой Конституции Парламент принял множество законов, составивших основу послевоенной японской правовой системы; эти акты составлялись Правительством страны, но они рассматривались и Дальневосточной комиссией с участием представителя Советского Союза, следившей за соответствием проектов духу Потсдамской декларации.

В Конституции 1947 г. – второй по счету в истории страны – заметно влияние англосаксонского права. В частности, влияние Основного закона США прослеживается в закреплении прав и свобод, особенно личных прав, основанных на концепции индивидуализма, на структуре и порядке функционирования института конституционного контроля.

В современной конституционной системе власть не является персонофицированной. Основной закон Японии закрепляет принцип разделения властей. Законодательная власть осуществляется парламентом, исполнительная – правительством, а судебная – Верховным судом, который имеет право осуществлять конституционный надзор (по американской модели). Принцип разделения властей в сочетании с признанием народного суверенитета, основных прав и свобод граждан, а также гарантировании основ местного самоуправления, устанавливает демократическую основу конституционного строя.

Парламент в Японии состоит из двух палат: палата Представителей и палата Советников. Обе палаты избираются населением. Особенностью японского парламента является то, что палаты неравны: нижняя палата является палатой Представителей, а верхняя палата – палатой Советников. Различен порядок их деятельности и наступления ответственности (роспуск) – верхняя палата (палата Советников) не может быть досрочно распущена. Однако нижняя палата (Представителей) имеет больший вес в законодательном процессе – так, верхняя палата обладает правом вето в отношении законопроекта, которое может быть преодолено при повторном голосовании квалифицированным большинством нижней палаты.

Читайте также: