Особенности этногенеза тюрок кратко

Обновлено: 05.07.2024

Аннотация. В представленной статье кратко рассмотрено влияние Тюркского каганата, существовавшего в VI – VIII столетиях на степных просторах Евразии, на этногенез тюркских, а также индоевропейских и других народов, населявших Великую степь и ее периферийные ареалы. Создание каганата вывело на новый виток этногенеза издревле существовавшие тюркские народы. Авторы считают, что Тюркский каганат во многом является преемником державы хуннов.

Тюркский каганат и этногенез тюркских народов

Аннотация.В представленной статье кратко рассмотрено влияние Тюркского каганата, существовавшегов VI–VIIIстолетияхна степных просторах Евразии, на этногенез тюркских, а также индоевропейских и других народов, населявших Великую степь и ее периферийные ареалы. Создание каганата вывело на новый виток этногенезаиздревле существовавшие тюркские народы. Авторы считают, что Тюркский каганат во многом является преемником державы хуннов.Ключевые слова:тюрки,Алтай, скифы, Тюркский каганат, авары, стремена, этногенез, кавалерия.

Племя вождя (князя) Ашина после 439 года, когда хунныбыли разбиты тобасцами, бежало на юг Алтайских гор, где люди этого племени стали добывать железо для жужаньцев [1, 2](жужаньцы –еще однодревнемонгольское племя, уже имевшее в то время свое собственное государство, так называемый Жужаньский каганат).

ДЛЯ СПРАВКИ И РАЗМЫШЛЕНИЯ.На Алтае до сих пор проживают такие тюркские народы, как горные шорцы, телеуты, а также проживающие в междуречье Оби и Иртыша барабинские татары, которые согласно работе [3] С.С. Тур, заведующей кабинетом антропологии Алтайского государственного университета, являются прямыми потомками носителей достаточно развитой пазырыкской культуры.

Пазырык –это наименование урочища (то есть участка территории, каклибо отличающегося от остальной местности) в бассейне реки Большой Улаган на Алтае. Согласно [4] Пазырыкская культура существовала в V–IIвеках до Р.Х., то есть эта культура железного века имела тесные торговокультурные связи со своими современниками –скифами Северного Причерноморьяи была создана людьми европеоидной расы. Так выглядела двадцатипятилетняя высокопоставленная женщина, называемая ныне принцессой Укока (рисунок 1), мумия которой была найдена в вечной мерзлоте в 1993 году при раскопках могильника АкАлаха в Республике Алтай. Создатель ее образа считает, что схожесть модели с оригиналом находится в пределах 75%.

Рисунок 2–Физическая карта Алтая (Источник: Советская военная энциклопедия. Том 1)

Рисунок 3–Границы царства эфталитов и соседних государств в конце Vначале VIвека

Родственники и потомки Бумына создали огромную державу –Тюркский каганат(эль),существовавший с 552 по 745 год на степных просторах Евразии(на карте рисунка4Тюркский эль обозначен как государство тюркютов).

Рисунок 4–Тюркютская держава (Тюркский каганат) в конце VI века

ДЛЯ СПРАВКИ.Государство на многих тюркских языках называется эль.Например, республика Мари Эл в современной Российской Федерации.О тюркютах.Титульный народ каганата Л.Н. Гумилев достаточно условно назвал тюркютами. И ввел этот термин в научный оборот с целью както отличать тюрок –создателей каганата, от других многочисленных тюркских народов того времени. А тюркют это всего лишь множественная форма слова тюрок (или турок) у согдийцев, западных соседей только возникшего каганата[1], зафиксированная учеными в древних документах.

Войско в Тюркском каганате было организовано по хуннскому, а точнее по тюркскому образцу, так как согласно[9] хунны были одним из тюркских народов. Оно делилось на два крыла –левое и правое (западное и восточное). В основе организационноштатной структуры подразделений армии каганата был заложен так называемый десятичный принцип: войсковые подразделения делились на десятки, сотни, тысячи. Самым крупным было воинское соединение в десять тысяч бойцов. Каждый десяток имел своего начальника и входил в состав сотни под командованием сотника и так далее. Такая организация войска была характерна на протяжении длительного времени для всех тюркских народов. Основой войска кочевников, безусловно, была кавалерия. Битву начинала легкая кавалерия, которая засыпала противника градом стрел и пыталась маневрированием на поле боя нарушить его боевые порядки. Затем вступали в бой подразделения, состоявшие из тяжеловооруженных воинов. Тяжелая кавалерия и решала исход сражения.Но в войскетюркютов просто обязана была бытьи пехота, предназначенная для штурма крепостей и городских укреплений. Пехотинцы, обладавшие специальными боевыми навыками и вооружением, передвигались, видимо,во время похода на конях и спешивались непосредственно перед боем. Именно так значительно позже в XIVвеке была устроена армия великого завоевателя эмираТемира Аксака [10]. Возможно, Хромой Темир хорошо знал и творчески использовал боевой опыт своих далеких предков (то, что этот великий полководец и завоевательбыл тюрком, даже не при очень глубоком изучении его биографии и захоронения, особых сомнений не вызывает [11]). Тюркюты первыми в своей армии массово применили в сбруе верховых лошадей такую седельную принадлежность, как изобретенные в IVвеке стремена (рисунок 5).

Рисунок 5 –Древнетюркские стремена в виде восьмерки (слева) и в виде полуовала (справа). Оба типа стремени имеют сильно уплощенную подножку

С помощью стремян всаднику, особенно тяжеловооруженному, стало гораздо легче сесть на коня и удерживать равновесие во время езды. Тяжеловооруженный конный копьеносец при сшибке с противником наносил врагу более мощный удар. И выбить из седла такого копьеносца стало сложнее. У всадников, опирающихся на стремена, вместо рубящих ударов мечом появилась возможность наносить при меньшем усилииглубокие и опасные режущие раны изогнутым клинком сабли, а при стрельбе из лука –более метко поражать цель. Таким образом, применение стремени изменило вооружение кочевников –привело к его усовершенствованию, что, в свою очередь изменило тактику и стратегию применения больших масс конных войск.Стремена и все связанные с их применением преимущества быстро распространилисьпо всему миру, но первыми этим воспользовались тюркюты. На рисунке 6 представлено вооружение воинов Тюркского каганата.

Под цифрой 1 изображен знатный тяжеловооруженный воин, возможно, хан. Он вооружен составным луком, кинжалом и длинным прямым мечом. Его доспехи богато украшены.Под цифрой 2 представлен также тяжеловооруженный воин, но менее знатного происхождения. Доспехи его проще, конь защищен пластинчатым кожаным панцирем. Меч у всадника прямой обоюдоострый. Воин –признанный мастер стрельбы из лука, о чем свидетельствуют два пера на его шлеме.Простой легковооруженный тюркский воин каганата представлен под цифрой 3. Его главным оружием является лук. Доспехов этот воин не имеет.Еще один вариант вооружения воинов Тюркского каганата представлен на рисунке 7.

а –легковооруженный воин (вооружение: сложный лук и колчан со стрелами, сабля, боевой топорик, копье); б –тяжеловооруженный воин (вооружение: сложный лук, копье с длинной втулкой, сабля). Он защищен пластинчатыми доспехами ишлемом с бармицей, круглым щитом, переброшенным за спину (в бою закрепленный таким образом щит защищал спину воина)

Правители тюркютов не преминули по полной мере использовать полученныепреимущества в вооружении и реализовали их в ходе многочисленных войн. Для начала КараИссыкхан в 553 году разбил орду жужаней, столетие назад приютившую род Ашина. Муганьхан (553 –572 года) вел активную военную политику на востоке, направленную против Китая. В 578 году Тобохан, преемник Муганя, вторгся в Северный Китай, и тюркютское войско наголову разгромило армию Китая В это время Истемикаган, младший брат умершего Бумына, основателя державы тюркютов, возглавил поход на запад в 553 или 554 году.В 555 году тюркютское войско достигло Аральского моря. Западнее его берегов тюркютам оказал ожесточенное сопротивление союз племен, вошедший в историю под названием авары. Только в 558 году эти племена были оттеснены на запад и тюркюты вышли к Волге. Дальше на запад тюркютская армия не пошла –видно авары до конца еще не были сломлены, а ресурсов для дальнейших завоеваний уже не хватало.

Рисунок 8 –Аварский каганат в 700 году

На рисунке 9 представлено вооружение аварского (слева) и болгарского (справа) воинов.

Воины вооружены типичным для всех тюрков оружием –саблей, копьем и луком. Болгары –это кочевой тюркский народ, населявший в IVвеке степи Северного Причерноморья и Кавказа. В VIIвеке болгары переселились в Поволжье и на Дунай. Дунайские болгары стали вассалами аваров.Отметим, что академик М.З. Закиев [15]считает татар Поволжья автохтонным населением, а болгар –только лишь одним из народов, участвовавших в этногенезе татар. Академик также отвергает гипотезу о массовой миграции тюркских народов с Алтая на запад, якобы имевшую место при Тюркском каганате. Тоесть, практически, Закиев утверждает, что тюркские народыПоволжья в начале своего этногенеза были одним из европеоидных народов.

ДЛЯ СПРАВКИ.А кем были эфталиты? Каково происхождение этого народа? Согласно [16] среди эфталитов были тюрки (в том числе и остатки хуннов), восточноиранские и индоарийские народы. У эфталитов антропологический тип был преимущественно европеоидный, а говорили они на индоевропейских языках. Возникает естественный вопрос: как такая пестрая смесь народов, кочевыхи оседлых, сумела создать достаточно устойчивое государство, которое еще и выпускало свои монеты (рисунок 10), кстати, высокого качества исполнения.

Потерпевшие от тюркютов поражение эфталиты ушли в Северную Индию, где многие из них вошли в состав варны(касты) кшатриев, то есть воинов.

Рисунок 10 –Монета эфталитского царя Лахана

Оставшаяся не разгромленная тюркютами часть государства эфталитов просуществовала доVIIIвека. Но, утратив контроль над Великим шелковым путем, эфталиты быстро сошлис исторической арены.

Сравните, как расширились границы Тюркского эля по картам на рисунках 3 и 4. С чего начинали строительство своей державы тюркюты, а затем каких рубежей практически за жизнь одного поколения достигли границы их каганата.Тюркютысоздали обширное евразийское государство, при этом Великий шелковый путь, а также многие другие торговые маршруты Великой степи, связывающие соседние страны через степное пространство, оказались под монопольным контролем Тюркского каганата. Великолепный геополитический итог многочисленных победоносных войн

ДЛЯ СПРАВКИ. Хотя бывали у тюркютов и поражения –в 589 году каганат в союзе с Византией пытался фактически уничтожить Иран. Но иранский полководец Бахрам Чубин наголову разгромил войска Тюркского каганата [1].

Народы говорящие на тюркских языках на данный момент составляют третью по численности группу на земле, после индоевропейцев и сино-тибетцев и расселены по огромным территориям. Но ведь была же страна где зародился этот язык и откуда начал свое шествие.

Внешне все достаточно просто - тюрки позже представителей других языковых семей начали свое распространение и все это достаточно точно зафиксировано письменными источниками, в отличие от, например, индоевропейских народов. Но есть здесь и свои сложности. Однако здесь мы будем говорить об общепринятой на данный момент версии и оставим в стороне разные маргинальные гипотезы типа , что тюрки потомки шумеров или , что они родоначальники славян.

Происхождение

Тюркские языки составляют отдельную группу в алтайской языковой семье. В эту же семью включаются монгольская и тунгусо-маньчжурская группы. В последнее время в нее стали включать и корейский с японским, но это пока очень гипотетически. То есть тюркский язык по своему характеру косвенно указывает на происхождение откуда-то из центральной Евразии .

На центральную Евразию указывают и первые письменные свидетельства о тюрках - в китайских хрониках. Первые упоминания о тюркоязычных народах появились в Китае в III - II веках д.н.э., хотя сам термин "тюрк" появился гораздо позже - в V-VI веках н.э. и относился к небольшому народу жившему на Алтае.

На сегодняшний день в исторической науке принята концепция, что тюркские народы зародились именно в центральной Евразии, чаще всего говорят об Алтае. С этим практически никто уже и не спорит, за некоторыми редкими исключениями. На данный момент эта гипотеза наиболее аргументированная.

В рамках этой версии есть, правда, свои разногласия. Многие исследователи включают в ареал зарождения тюркских этносов не только восточную Центральную Евразию, но и западную, вплоть до Урала. Однако это не меняет основной концепции, что тюркский язык и народы зародились в евразийских степях Южной Сибири и горах Алтая и оттуда начали свое расселение на юг и на запад.

Надо сказать, что свое распространение носители тюркского языка начали относительно поздно по сравнению с , например, индоевропейцами и довольно долго сохраняли языковое единство. И не только языковое, но и политическое. В IV-V веках в Центральной Азии фиксируется первое известное тюркское государство - Тюркский Каганат.

Именно оттуда начинается движение тюркских племен на юг в Среднюю Азию, на запад в Поволжье и на север в районы современной Якутии. Практически везде тюркам удалось ассимилировать местные народы дав им свой язык и культуру. В результате возникли такие этносы как якуты, узбеки, туркмены, а также половцы, печенеги и булгары, которые в дальнейшем стали предками татар, башкир и чувашей. А вот казахи и киргизы по-видимому сформировались как раз на исторической прародине.

Однако на западе тюркские племена довольно быстро столкнулись с сопротивлением восточных славян и остановились в своем продвижении, а в дальнейшем вынуждены были отступать под их натиском. Другая картина получилась на юго-западном направлении где тюркам удалось на короткое время захватить Иран и в X-XI веках закрепиться в Передней Азии и на Южном Кавказе.

Здесь произошло то же самое, что в Средней Азии и Поволжье. Пришельцы смешались с местным населением, но передали свой язык и культуру и возникли новые этносы - турки и азербайджанцы. Хотя далеко не всех удалось ассимилировать. Полностью сохранили себя ассирийцы, армяне, талыши, грузины и курды , хотя им это очень дорого и обошлось. На сегодняшний день именно турки и азербайджанцы наиболее многочисленные тюркские этносы.

Еремеев Д. Е. Проникновение тюркских племён в Малую Азию // Труды VII Международного конгресса антропологических и этнографических наук. — М. 1970

Кляшторный С. Г., Савинов Д. Г. Степные империи Евразии. СПб. 1994.

Дыбо А. В. Хронология тюркских языков и лингвистические контакты ранних тюрков. 2012

Древнейшие очаги тюркского этно- и глоттогенеза (т. е. территории формирования этих этносов и языка) неразрывно связаны с восточной частью Евразийского континента — Центральной Азией и Южной Сибирью — от Алтая на западе, до Хингана на востоке. Этот огромный регион не был изолирован ни от соседних цивилизаций, ни от горно-таежных и степных племен иного этнического облика. Трассы миграционных процессов, то усиливаясь, то затихая, пронизывали Великую Степь. Отличительной чертой этногенетических процессов в Великой Степи был их дислокальный, т. е. не связанный с одной территорией характер, определяемый высокой степенью подвижности населявших ее племен. Общей особенностью тюркоязычных племенных объединений древности и средневековья была их неустойчивость, мобильность, способность легко адаптироваться в составе вновь возникающих племенных группировок. Только в рамках этнополитических объединений, созданных той или иной родоплеменной группой (династией), казалось бы, хаотические миграции приобретали определенную направленность. И только в пределах обширных хронологических периодов заметно, что эти миграции подчинялись общей закономерности — смещению тюркоязычных групп с востока на запад.

Крайняя скудость письменных источников и трудности этнической интерпретации археологических материалов предопределяют реконструктивный характер рассматриваемых процессов в целом и известную гипотетичность частных выводов. Поэтому приходится ограничиться здесь рассмотрением наиболее общих и ярко очерченных периодов в границах древнетюркской эпохи, с которыми связаны качественно отличные этапы в формировании тюркоязычных этнических общностей.

Первым тюркским фольклорным памятником, зафиксированным письменно в VI в. и отразившим ранний этап тюркского этногенеза, являются генеалогические легенды о происхождении племени ашина и его превращении в господствующую группу внутри возникшего тогда племенного союза. Генеалогические легенды тюрков, трактуемые обычно весьма узко, позволяют тем не менее, кроме собственно тюркской генеалогии, обнаружить истоки еще трех племенных традиций, связанных, как оказывается, с начальными этапами этногенеза кыргызов, кипчаков и теле (огузов).

Анализ версий легенды позволяет заметить два важных обстоятельства. Во-первых, четыре основные древнетюркские группировки племен, сохранившие в позднейшую эпоху историческую преемственность, сложились на весьма раннем этапе тюркского этногенеза, когда еще ощущалось и запечатлелось в повествовательной традиции их генеалогическое родство. Во-вторых, по счету поколений, сведения, сохранившиеся в записи VI в., отражают события V в. или, возможно, IV–V вв., происходившие на территории Восточного Тянь-Шаня и Саяно-Алтая (включая Монгольский Алтай). Последнее обстоятельство дает возможность обратиться к сохранившимся фрагментам описаний исторических событий и археологическим материалам того времени.

На территории Саяно-Алтая в III–V вв. выделяются несколько археологических культур, которые по некоторым характерным элементам могут быть с различной степенью достоверности атрибутированы как раннекыргызская, раннетелеская и раннекипчакская. Так, в таштыкской культуре III–V вв., сложившейся на территории Среднеенисейской низменности, четко прослеживается ряд элементов (обряд трупосожжения, некоторые конструктивные особенности погребальных склепов, отдельные виды украшений и керамики), получивших развитие в культуре енисейских кыргызов. Памятники берельского типа на Горном Алтае (III–V вв.) отличаются сопроводительными захоронениями коней и на этом основании справедливо трактуются как раннетелеские (раннеогузские). В синхронных памятниках Северного Алтая, входящих в круг конгломератной верхнеобской культуры, достаточно рано прослеживаются элементы, характерные впоследствии для культуры раннесредневековых кипчаков. Создатели перечисленных археологических комплексов явно связаны с этнокультурным субстратом гуннского времени, но в III–V вв. древнетюркские культуры уже обособились как проявления самостоятельных этнических общностей. Таким образом, анализ письменных традиций и археологических материалов позволяет наметить первый по глубине этап тюркского этногенеза, который может быть условно обозначен как этап легендарных предков.

В середине VI в. четыре основных группировки древнетюркских племен вошли в состав нового политического образования, созданного тюрками-ашинами, и тем самым было положено начало следующему этапу этнической и политической истории Центральной Азии — этапу архаических империй (VI–IX вв.).

Новый этап тюркского этногенеза протекал на фоне изменившихся социальных условий (активизация процессов выделения господствующих и подчиненных групп населения), в иных территориальных пределах (распространение власти тюркских каганов на всю Великую Степь и проникновение их политического влияния в зону оседлой среднеазиатской цивилизации). Этот этап обусловил новый уровень этнических контактов и экономического симбиоза с восточноиранским миром. Образование тюркских и уйгурских каганатов, а также государств карлуков, тюргешей, кыргызов и кимаков, создавших аналогичные социально-политические структуры, предопределили постепенное смещение к западу центров тюркского этногенеза и одновременное ослабление прежних, связанных с тюрками, этнических процессов на территории Центральной Азии.

Внутри архаических империй родоплеменной партикуляризм, т. е. стремление к обособлению, впервые приобретает противовес — им становится общеимперская идеология. В рамках единой державы появляются и продолжают существовать даже после ее распада единый литературный язык и письменность, общеимперская мода в материальной культуре, единая социально-политическая номенклатура. Эти процессы отражали новое этническое мироощущение противопоставления себя как целого иному культурному миру. Вместе с тем в Семиречье, Восточном Туркестане и отчасти в Среднеазиатском Междуречье обозначились совершенно отличные от выше отмеченных процессы сравнительно узкой локализации устойчивых этнотерриториальных групп, внутри которых усилилось воздействие центростремительных сил, и окрепли прежде нестойкие межплеменные связи, формирующие будущие тюркские нации.

Центростремительные и центробежные процессы, сменяющие друг друга и сосуществующие в истории архаических империй, отразились в противоречивом характере развития археологических культур того времени. С одной стороны, происходит сложение общетюркского культурного комплекса, включающего широко распространенные по всему степному поясу во второй половине I тыс. н. э. формы предметов материальной культуры (седла со стременами, сложносоставленные луки, трехперые стрелы, пряжки, украшения), идеологических представлений, отраженных в погребальном обряде, памятников изобразительного искусства. С другой — достаточно четко фиксируются культурно-дифференцирующие признаки археологических комплексов, имеющих конкретное этническое содержание. Так могут быть выделены три самостоятельные археологические культуры, различающиеся нормами погребального обряда, характерным оформлением предметов и их декором, — культура енисейских кыргызов, культура алтайских тюрков и сросткинская, т. е. кимакско-кипчакская культура Восточного Казахстана и Северного Алтая. Общая тенденция развития раннесредневековых культур прослеживается по характеру распространения инноваций — с юга на север, с востока на запад.

Таким образом, в течение всего I тыс. в Центральной Азии и степной части Юго-Западной Сибири, в Семиречье и на Тянь-Шане в рамках общих для тюркской этнической среды процессов происходило сопряженное формирование культурных традиций, связанных с собственно тюркским, огузским, кыргызским и кипчакским этногенезом.

В границах архаических империй четыре разных группировки тюркоязычных племен консолидировались и превратились в очаги формирования новых этносов. Кимакско-кипчакская группа и некоторые огузские племена, покинувшие Центральную Азию, передвинулись в бассейн Иртыша, а затем стремительно распространились в западном направлении, оттеснив на юг многие другие тюркские племена. Кыргызы, раздвинув границы своего енисейского государства, освоили малоудобные для кочевников, но обладавшие значительным хозяйственным потенциалом предгорные и лесостепные районы от Байкала до Восточного Казахстана, что находит отражение и в археологических материалах. Границы распространения кыргызов в IX–X вв. маркируют на востоке погребения близ Читы, на западе — могильник Узун-Тал на Южном Алтае; кыргызские элементы прослеживаются в инвентаре курганов Западного Алтая и Верхнего Иртыша. Западная границы распространения влияния енисейских кыргызов отмечена материалами захоронения на р. Или.

Группа токуз-огузских племен в жестокой борьбе с северной экспансией Тибета все более смещалась в сторону западной части Ганьсу и в Восточный Туркестан, уже в середине VIII в. превратив Таримский бассейн в западную периферию своего государства. Тюрки, потерпевшие политическую катастрофу в 744 г. и утратившие свою центральноазиатскую прародину, концентрировались в Кашгарии и в Семиречье, где в X в. после принятия ислама и смешения с родственными карлукскими племенами создали Караханидское государство. Их семиреченская ветвь — потомки тюрко-огузских племен Западного каганата, теснимые карлуками, — тогда же формирует государство приаральских огузов, ассимилируя население присырдарьинских оазисов и приаральских степей. Динамика этнического развития, определившаяся в недрах архаических империй, отчетливо проявилась в этих государствах, формирование которых положило начало следующему этапу политической, социальной и этнической истории Великой Степи — этапу варварских государств, преобразующихся в раннефеодальные державы. Именно в рамках этих государств наиболее ясно обозначились нуклеарные компоненты, вокруг которых консолидировались этнические процессы, определившие языковую и культурную специфику тюркских протонародностей раннего средневековья.

Вместе с тем резко изменилось соотношение внутренних и внешних факторов, определивших направленность этнокультурных процессов. Главным на следующем этапе этногенеза оказалось не столько саморазвитие древнетюркских компонентов, сколько воздействие теснейших контактов с окружающей этнической средой — иранской, кавказской, малоазийской, финно-угорской, славянской. Обе линии этнического развития — привнесенная центральноазиатская и местная субстратная — по-разному проявились в расогенезе, культурогенезе и в собственно этнической истории тюркоязычных народов.

XIII. Мысли об этнической истории

XIII. Мысли об этнической истории Принцип неопределенности в этнологии Казалось бы, все приведенные выше примеры доказывают правильность культурно-исторической школы, однако в них самих имеется одна деталь, указывающая на правильность и обратной точки зрения. Ведь все

Дискретность этнической истории

78. Обновление этнической истории

Глава 3 Новая хронология и концепция английской истории Англия и Русь-Орда Краткая схема скалигеровской версии английской истории

13. Новая концепция Русской истории

Начало истории северных племён

Начало истории северных племён Когда и как был заселен север Азии? В истории науки хорошо известны воззрения многих ученых, которые в духе своего времени рисовали грандиозную и величественную картину последовательного отступания с запада на восток, из Европы в Северную

V. События VII века в истории причерноморских племен

V. События VII века в истории причерноморских племен Процессы исторического развития населения северного Причернохморья, о которых мы говорили выше, в VII в. до х. э. приводят к резкому историческому перелому. Племена, находившиеся на средней ступени варварства, почти на

Глава № 3 Рыбьекожая концепция как версия истории неолита Нижнего Амура на вешалах подлинной истории

Глава № 3 Рыбьекожая концепция как версия истории неолита Нижнего Амура на вешалах подлинной истории Подлинная древняя история Нижнего Амура еще не раскрыта. Но существует псевдоверсия, созданная академическими учеными и ангажированными ими СМИ, представляющая

Тюрки — многочисленный народ, имеющий за плечами огромный жизненный опыт, накопленный поколениями. Сейчас их общность насчитывает огромное множество людей, расселившихся по всему миру. Они оказали огромное влияние на мировую историю и другие народы.

Где живут (территория)

Наибольшее число тюрков проживает в Турции (около 55 миллионов). Представителей народа можно встретить в Бразилии, Аргентине, Японии, Великобритании и Франции. Более 11 миллионов человек проживает в России, примерно 350 тысяч — на Украине.

История


История тюрков начинается в Средней Азии. Считается, что основным местом проживания тюркских народов были Алтай и горы Хан Тенгри. Государство, в котором жил тюркский народ, называлось Туркестаном. Его разделяли на Западный и Восточный. Именно в этой стране тюркский народ формировался, создавал науку, развивал военное дело.
Описания Турана (Туркестана) сохранились в древнееврейской Библии. О нем писали ассирийцы, жители Вавилона, древние китайцы, греки и римляне.
Позже активно развивающаяся империя гуннов захватывает древний Туран и продвигается к Китаю. Часть тюркского народа решает примкнуть к гуннам, чтобы вновь идти с завоеваниями. Известно, что многие из монгольских воинов имели тюркское происхождение. Большинство тюрков с готовностью встало под знамена Чингисхана. Позже они стали частью Османской империи, в которой произошло активное ассимилирование тюркского народа.
Появление тюрков в современной России обусловлено включением в состав страны земель Золотой Орды.
Таким образом, были присоединены Казанское, Сибирское, Астраханское и Крымское ханства.

Название

Культура


Тюрки создали уникальную культуру, главной особенностью которой стала мифология. В зависимости от районов проживания разные представители народа имели различные мифы. Например, для жителей Кавказа, Крыма и Западной Сибири было характерно почитание волка, а жители Поволжья и Урала имели целый ряд богов. Долгое время сохранялись верования в домового бичуру и в сказочное существо шурале. У представителей Саяно-Алтайского сообщества до сих пор остался развит фольклор и вера в духов.

Традиции


Средневековые тюрки на самое важное место в жизни ставили семью. Огромное значение придавали старшим, в которых видели наставников и учителей. Эта традиция до сих пор соблюдается во многих современных тюркских семьях. Сохранился и другой обычай — проведение собраний, которые называются вечерами отдыха. Собрания начинаются с поздней осени и продолжаются до наступления весны. На встрече собираются мужчины одного возраста из одного села или района. В ходе собрания ведутся беседы на светские темы, обычно участников объединяют общие интересы. В ходе собраний можно исполнять песни, танцевать, показывать кулинарное мастерство. Все мужчины выбирают судью, который должен внимательно следить за участниками, чтобы те не нарушали правила. Предписания тюрки называют уйгурами, причем и самих тюрков иногда называют уйгурами. Ослушаться правила нельзя ни в коем случае, иначе мужчину исключают из собрания. Такие собрания являются не просто кружками по интересам, а позволяют сформировать круг надежных и доверенных друзей, поэтому к ним относятся серьезно.
Глава собрания принимает участие в разных делах общин. Во время похорон он должен стать организатором, созвать все семьи и проследить за соблюдением обстановки. Перед проведением похоронного обряда все, кто знал усопшего, должны собраться в его доме и проститься с ним.
Траурным цветом у тюрков считается белый. Женщина закрывает голову платком, а мужчина повязывает белый кушак. Оплакивают усопшего только женщины, находясь в доме. Мужчинам положено быть снаружи и встречать людей. Могилу копают только молодые, тело укладывают таким образом, чтобы лицо покойного смотрело на запад. Этот обычай связывают с закатом солнца, которое символизирует жизнь, хотя точных сведений о происхождении ритуала на данный момент нет. Траур длится 7 дней и оканчивается поминальным обедом. В течение всех дней участие должны принимать члены собрания. В их обязанности входит приготовление поминальных лепешек, чтение молитв. Женщинам положено каждый день в течение 40 дней навещать родственников усопшего и угощать их блюдами.

Свадьба

Сватаются молодожены только по обоюдному согласию. Впрочем, сохранилась традиция просить руки невесты у ее родственников, которые могут отказать.
Свадебный обряд может занимать 3 дня. За день до начала торжества привозят молодого бычка, у которого на рогах завязывают белый платок. В день свадьбы платок снимают и повязывают на голову невесте. Приданое принято дарить в сундуке. Именно с его открытия начинается пиршество. Приданое дарит не только жених, но и невеста. Первый день завершается обходом вокруг костра, что символизирует очищение. Такой обряд должен принести счастье и спасти от невзгод. На следующий день принято начинать знакомство с родственниками супругов. Конечно, они узнают друг о друге еще до свадьбы, но, по сложившейся традиции, гости обязательно должны отведать угощений и пообщаться с молодоженами.

Внешность

Одежда


По одежде тюрки в древности могли определять статус. Наряд указывал на сословие и семейное положение.
Головными уборами в зимнюю пору служили меховые шапки, имеющие явное сходство с современными ушанками. Летом надевали войлочный колпак. Обыкновенной верхней зимней одеждой являлось подобие шубы — меховой кафтан. Представители богатых сословий носили меха ценных пород животных, а небогатые — одежду из бараньего меха. Тюрки всегда с большой любовью относились к халатам — толстым и утепленным, имеющим длинные рукава. В такой одежде тепло, удобно ходить и скакать на лошади. Основными материалами для ее изготовления служили шерсть и шелк. В качестве штанов — шаровары. Украшать одежду могли самыми разными способами. Тюрки, жившие близко к Китаю, использовали вышивку в виде драконов. В результате раскопок, проводимых археологами, были обнаружены куски шелка с орнаментацией, соответствующей сасанидским мотивам. Значит, мастера могли вдохновляться Персией.
Большое значение имела манера застегивания платья. Изображения, найденные на каменных изваяниях, указывают на запахивание на левую сторону. Что именно говорила манера застегивания, остается загадкой. Однако по особенности запахивания видно, что такой процедуре уделяли много внимания. Верхнюю одежду перетягивали поясом, реже использовали ремень. Сапоги были без каблуков, с слегка загнутыми вверх носками. Чтобы утеплить их, пользовались специальным чулком.
Раскопки помогли совершенно точно установить, что тюрки с древности любили украшения. Нашивки из позолоченной бронзы, а также изысканные ножи с ювелирной обработкой — все эти украшения находили в могилах знатных мужчин. Женщины носили предметы, используемые при рукоделии. У воинов богато украшен был только пояс. Очевидно, украшения представляли собой награды, полученные им в годы службы и сражений.

Религия


Сейчас в зависимости от места проживания тюрки исповедуют христианство или ислам. Однако раньше большинство исповедовало тенгрианство. Это уникальное языческое мировоззрение. Название берет корень от имени бога неба — Тенгри. Согласно легенде, небо и земля соединились воедино, что стало причиной образования хаоса. Тенгри властвовал над небом, а Эрлик — над загробным миром. Его изображали как существо с головой быка и тремя глазами. Этими глазами он мог видеть прошлое, настоящее и будущее. Эрлик воспринимался как злое божество, насылающее беды.
У Тенгри была жена Умай, покровительствующая матерям и роженицам. Удивительно, но ранее тюрки считали себя потомками волка, изображая животное на символиках, относящихся к тюркским государствам (например, на флаге гагаузов). Такой тотемизм сохранился даже сейчас, хотя встречается достаточно редко.
Помимо ислама и христианства, тюрки исповедуют также иудаизм и буддизм.

Жилище


  • на порог наступать нельзя;
  • заливать огонь в очаге запрещается;
  • нельзя касаться пламени ножом или другими острыми предметами;
  • в огонь нельзя бросать мусор.

Когда тюрки стали переходить к оседлому образу жизни, у них появилось деревянное жилье. Его особенностью стала высота постройки.

  1. Дом буквально зарывался в землю, выше уровня земли находилась только крыша.
  2. Главной опорой служил широкий столб, на который опиралось бревно-балка.
  3. На балку опирали жерди.
  4. Поверх жердей клали еще один ряд, который устилали плотным слоем соломы и сена.
  5. Пол был глиняным, вдоль стен устанавливали ряд досок и дополнительные опоры для помоста.

В таком доме располагалась печь, на которую ставилась посуда. Все остальное убранство зависело от состоятельности жильцов.


Все представители тюркского народа едят плов. Это блюдо можно считать общенациональным. Тюркский плов готовится на бараньем бульоне. Рис поджаривают на сале, добавляют лук, морковь, вареную баранину. Все перемешивают и кладут в чашу с бульоном. В итоге получается подобие каши, которую долго настаивают. Такое блюдо называют палау.
Есть палау полагается руками, а бульон выпивают из чашки. Есть и другой способ приготовления плова, который заключается в использовании нарезанного мелкими кусочками бараньего сала. Его растапливают, немного поджаривают, смешивают с красным перцем и солью. Как только сало приобретет красный цвет, добавляют баранину, мелко нарезанный лук, спустя несколько минут морковь, айву и изюм. Очень вкусным и необычным блюдом является палау со сметаной.
У многих тюрков на столе часто бывают молочные продукты, пшеница, различные виды похлебки, колбасы, лошадиные ребра. Живущие в Узбекистане тюрки любят шашлык, манты, имеют собственные рецепты приготовления фарша. В России хорошо знают пирожок самсу, многие пробовали лагман. Эти блюда тоже часто употребляются тюрками. Характерным напитком для тюрков является кумыс.

Видео

Читайте также: