Особенности деловых коммуникаций в россии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Деловое общение, его виды и формы. Принципы ведения деловой беседы, применимые в России. Условия спокойного реагирования собеседника на критику. Установление границы между собеседником и предметом разговора как очень важный психологический принцип.

Рубрика Этика и эстетика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 28.05.2014
Размер файла 20,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Этика делового общения в России

Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми.

Таким образом, культуру делового общения - совокупность нравственных норм и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности.

Важнейшей составляющей современной экономики России является предпринимательство, основанное на частной собственности и личном интересе. Деятельность предпринимателей проходит в условиях рынка, но цивилизованный рынок невозможен без соблюдения определенных правил, основанных на таких моральных нормах, как деликатность, порядочность, обязательность, уважение к партнеру.

Этика (греческое ethika, от ethos - обычай, нрав, характер) - совокупность нравственных правил в той или иной сфере поведения человека или организации.

Этическое поведение является предметом предпочтительности, то есть добровольного выбора, либо выбора, обусловленного воспитанием, гуманитарной или профессиональной подготовкой. Регулятором этики является не столько наказание, сколько поощрение. Да, неэтичный менеджер, как и неэтичный бизнесмен, скорее всего, потерпит неудачу. Но это не будет моментальной и неотвратимой карой, как в случае с законами физики или государства. Куда важнее, что следование законам этики приводит к формированию успешной среды для бизнеса и управления, то есть к успеху.

Деловое общение, его виды и формы

Деловое общение - процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.

Деловое общение можно условно разделить на прямое ( непосредственный контакт) и косвенное ( когда между партнерами существует пространственно - временная дистанция).

Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально - психологические механизмы.

В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон). В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить (по деланию участников) в любой момент.

Деловое общение реализуется в различных формах:

Деловая культура российского общества.

В России к этой дисциплине обратились только в начале 90-х годов. Необходимость изучения этики бизнеса была вызвана рядом причин. Переход к рыночной экономике повлек за собой множество изменений в привычных и устоявшихся нормах поведения людей. Однако, в условиях централизованной экономики принятие ответственных решений было нередко результатом приспособленческого поведения: главное здесь не экономическая эффективность, а отношение к принятому решению со стороны вышестоящих органов.

В рыночных условиях ситуация существенным образом изменилась. Этика бизнеса в современной России связана с особенностями культурного характера. Слепое копирование европейских стандартов на российской почве было не всегда осуществимо из-за другого менталитета, иных традиций и норм поведения.

С конца 90-х в России поступательно идет процесс формирования зрелых форм культуры рыночного общества. Что касается ситуации развития этики российского бизнеса, то отличительной особенностью современного этапа предпринимательства является возрастание роли социально-культурного фактора.

Современное применение этики бизнеса отличается гибкостью, недогматичностью и разнообразием. Реальная российская деловая культура -это постоянное совершенствование национальной модели в направлении творческого осмысления российской практики применения свода обобщенных правил менеджмента в хозяйственной деятельности.

Правила построения делового общения.

Можно выделить, следующие принципы ведения делового общения применимые в России.

2. Понимание. Постарайтесь понять собеседника. Ведь он(а) пытается объяснить вам свою позицию, довести до вас свое мнение. Но из-за вашего невнимания к его точке зрения не может достичь цели. А это вызывает раздражение и может привести к тому, что собеседник не поймет вашу позицию. Помните: прежде чем влиять на позицию партнера по общению (а изменить ее в нужном направлении -- ваша цель), следует ее понять.

4. Достоверность. В беседе не следует давать ложную информацию даже тогда, когда это делает собеседник. Иначе тактический выигрыш (а он иногда бывает) может обернуться стратегическим поражением.

5. Разграничение. Установление границы между собеседником и предметом разговора -- очень важный психологический принцип. В процессе общения мы зачастую отождествляем то, что говорит партнер, с ним самим (его личностными качествами) или даже с нашим отношением к нему. Приятная информация, сообщенная неприятным собеседником, теряет половину своей привлекательности. Наше личное отношение к человеку, которого мы недолюбливаем, часто затрудняет объективную оценку информации, им сообщаемой. Чтобы этого избежать, обращайте внимание прежде всего на то, что именно вам сообщается, а не на то, кто и как сообщает. Короче говоря, отделение фактов от мнений (оценок), а мнений от эмоций является принципом построения конструктивной беседы.

1. Двойной интерес. Каждый собеседник преследует двойной интерес:

* относительно существа дела, обсуждаемого в беседе,

* относительно своего взаимодействия с партнером.

Иными словами, общаясь, люди думают не только о том, что обсуждается, но и о том, как будут строиться и развиваться их дальнейшие отношения. Сохранение хороших (конструктивных) отношений -- цель не менее важная, чем обмен информацией. Вот почему мы зачастую предпочитаем не обсуждать некоторые темы с нашими близкими, боясь испортить с ними отношения.

Психологи рекомендуют на каждом этапе вести разговор так, чтобы он способствовал развитию ваших отношений с подчиненными, а не мешал им. Проблема заключается в том, что отношения обычно увязываются с предметом беседы, с темой разговора. Поэтому:

* не делайте поспешных выводов о намерениях вашего собеседника, исходя из собственных опасений. Не принимайте собственные страхи за его планы. Ваша проблема -- не вина партнера. Обвинять его -- самый легкий способ, даже в том случае, если он действительно виноват. Ваши слова хотя и справедливы, но обычно непродуктивны. Ваше наступление вынуждает оппонента занимать оборонительную позицию и не соглашаться с тем, что вы сообщаете;

* внимательно слушайте и показывайте, что вы услышали сказанное. Слушание -- это активный процесс;

* говорите о ваших интересах, о том, чего вы хотите. Собеседник может не догадываться об этом, а вы можете не знать, каковы его интересы. Если вы хотите, чтобы ваши интересы были приняты во внимание, следует объяснить, в чем они заключаются. При этом формулировки должны быть конкретными и ясными;

* смотрите вперед, а не назад. Вы быстрее добьетесь своей цели, если будете говорить о том, чего хотите достичь, а не о том, что было. Вместо того чтобы спорить с человеком о прошлом, в котором все равно ничего нельзя изменить, говорите о будущем. Не просите объяснить вчерашние действия, гораздо продуктивнее рассмотреть, кто и что должен сделать завтра.

2. Внимание к партнеру. Подчеркнутое внимание к собеседнику -- важное правило. Если вы покажетесь партнеру заинтересованным слушателем, это значительно облегчит и его, и вашу задачу. Для этого:

* обращайтесь к партнеру по имени (имени-отчеству);

* не говорите обидных слов -- помните о законе эмоционального зеркала: нервозность одного собеседника вызывает нервозность другого, злость порождает злость, агрессия -- агрессию. Чтобы ваши слова подействовали, говорите деликатно, не оскорбляя партнера;

3. Поиск общего. Любая деловая беседа есть, с психологической точки зрения, поиск общего (общей позиции, общего подхода к обсуждаемому вопросу). Для того чтобы поиск общего шел легче, следует:

4. Не допускать споров. Из двух спорящих каждый старается победить. Самый надежный способ одержать победу в споре -- избежать его. Как это сделать?

* в процессе беседы никогда не заявляйте прямо и категорично, что ваш собеседник неправ. Лучше, если вы покажите, что вы уважаете его мнение, каким бы оно ни было;

* если вы неправы (что, конечно же, тоже возможно) -- быстро и недвусмысленно признайте это.

5. Безопасная критика. Критика оппонента, его позиций, точки зрения по обсуждаемому вопросу вовсе не всегда является атрибутом деловой беседы. Помните: это очень опасное оружие. Опасное и обоюдоострое, оно ранит обоих участников разговора. Поэтому прибегать к критике следует лишь в крайних случаях и только при соблюдении следующих рекомендаций:

* для более спокойного реагирования вашего собеседника на критику необходимо создать благоприятный психологический фон ее восприятия. Главное правило здесь состоит в том, что всякое замечание воспринимается легче, если оно следует за одобрением.

* прежде чем критиковать, укажите на собственные ошибки. Вашему собеседнику будет психологически легче выслушать перечисление своих ошибок, если критикующий начнет с признания, что сам не безупречен;

* если вы хотите, чтобы люди придерживались вашей точки зрения, дайте им понять, что идея, которую вы излагаете, принадлежит этим людям.

6. Слова-ловушки. Опыт показывает, что использование некоторых слов резко снижает эффективность беседы. Лучшее, что можно сделать, это исключить их из своего лексикона. Что же это за слова?

* слова-паразиты: так сказать, вот, ну, значит, как говорится, вообще-то, в общем-то, короче.

Кроме того, совершенно недопустимы высказывания типа:

-- Давайте быстренько обсудим с вами.

-- Я как раз случайно проходил мимо и заскочил к вам.

Если вы говорите так, то вы показываете, насколько неважен для вас разговор и обсуждение проблемы, не говоря уже о вашем собеседнике.

* изменяйте темп речи -- это придает ей выразительность;

* делайте паузу до и после важной мысли;

Применительно к деловому общению основной этический принцип можно сформулировать таким образом: в деловом общении при принятии решения о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступать так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию интересов всех сторон.

Таким образом, в основе правил делового общения в России должна быть координация, а по возможности и гармонизация интересов. Естественно, если оно осуществляется этическими средствами и во имя морально оправданных целей. Поэтому деловое общение должно постоянно проверяться этической рефлексией, оправдывающей мотивы вступления в него. При этом сделать этически правильный выбор и принять индивидуальное решение, часто дело совсем не простое. Рыночные отношения предоставляют свободу выбора, но вместе с тем увеличивают количество вариантов решения, порождают комплекс моральных дилемм, поджидающих деловых людей на каждом шагу в процессе их деятельности и общения.

Российский бизнес не изолирован от мирового, и условием его развития является усвоение этических норм и приемов использования. Если несколько лет назад существовала возможность быстрого успеха только благодаря отсутствию конкуренции, отмыванию денег, получению льгот, уклонению от уплаты налогов и др., то сегодня ситуация меняется, и важным условием развития бизнеса становятся усвоение и соблюдение этических норм принятых в мировой практике.

Таким образом, деловая культура - важнейшая сторона морали профессионального поведения делового человека и предпринимателя. Знание её норм - необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать.

1. Баринов В.А. Корпоративная культура организации в России / В.А.Баринов, Л.В.Макаров // Этика бизнеса. - 2004. - №6. - С.5.

2. Горбатов, А.В. Деловая этика: учебное пособие / А.В.Горбатов, О.В.Елескина. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. - 142 с.

3. Гравицкий А.А. Основы деловой этики / А.А.Гравицкий. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 190 с.

4. Гуревич А.Я. Средневековый купец / А.Я.Гуревич // Личность и общество. - М. - 1990. - С.97.

5. Иванов А. Честь превыше прибыли. Российская деловая культура / А.Иванов // Социальное партнерство. - 2005. - №2. - С.25.

6. Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие / Ф.А.Кузин. - М.: Ось-89, 2002.- 320 с.

7. Мирошниченко А.А. Этика деловых отношений. Учебный курс / А.А.Мирошниченко. - М: МИЭМП, 2007. - 384 с.

8. Солоницына А.А. Профессиональная этика и этикет. Учебник / А.А.Солоницына. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2005. - 200 c.

9. Стратегии бизнеса: аналитический справочник / С.А.Айвазян, О.Я.Балкинд, Т.Д.Баснина и др.; Под общей ред. Г.Б.Клейнера. - М.: КОНСЭКО, 1998. - 335 с.

10. Шпотов Б.М. Деловая этика и менеджмент: проблемы взаимодействия / Б.М.Шпотов // Проблемы теории и практики управления. - 2001. - № 6. - с. 29-34.

Подобные документы

Правила построения деловой беседы. Письменные виды делового общения. Классификация, планирование проведения совещаний. Абстрактные типы собеседников. Этапы и фазы делового общения. Техника телефонных переговоров. Этические нормы телефонного разговора.

курсовая работа [39,7 K], добавлен 17.02.2010

Виды, формы и средства общения. Деловое общение как сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Собрание, совещание, телефонный разговор. Регламентированность делового взаимодействия. Способы познания собеседника.

презентация [1,8 M], добавлен 12.12.2013

Характеристика основных правил деловой беседы. Определение сущности общения, как формы социального взаимодействия людей. Правила делового общения - исходные идеи, руководящие начала, основные предпосылки его построения. Признаки обмана в речи собеседника.

контрольная работа [29,8 K], добавлен 10.11.2010

История развития принципов этики делового общения. Факторы, сопутствующие проведению успешной деловой беседы. Правила в отношении одежды и внешнего вида, вербального этикета. Приветствие при официальном знакомстве. Культура делового общения по телефону.

курсовая работа [41,7 K], добавлен 09.12.2009

Понятие, сущность и виды делового общения. Этапы проведения деловой беседы. Собрания и совещания как групповые формы делового общения, их классификация. Элементы подготовки и правила налаживания отношений между партнерами на предварительных переговорах.

Успех в финансовых делах зависит не только от профессиональных знаний, но и от умения общаться с людьми. В бизнес-среде выработаны нормы и правила поведения. Они касаются субординации согласно занимаемому положению, статусу и возрасту. Эти правила называются деловым этикетом.

Рукопожатие деловое

Отличительные особенности делового этикета в России

Особенности делового этикета в России объясняются тем, что Россия многонациональная страна, каждый субъект которой имеет свои традиционные правила поведения. Каноны приличного поведения имеют различия в европейской и азиатской части Российской Федерации. Иностранцы, побывавшие в разных регионах, могут вынести совершенно различное мнение, каковы национальные особенности делового этикета в России.

Хотя общепринятого российского этикетного стиля поведения нет, во всех ситуациях следует соблюдать чувство такта, проявлять вежливость и доброжелательность. Российские компании ведут дела в содружестве со многими зарубежными и отечественными партнерами. Бизнес предполагает знание основных правил этикета и особенностей той страны, с представителями которой ведутся переговоры.

Приняты рукопожатия при начале и окончании встречи. При этом не стоит пытаться лично поздороваться с большим количеством присутствующих лиц. При деловых встречах не работает гендерный признак – женщины имеют равные права. В этом случае важнее занимаемая ими должность.

Еще одной отличительной особенностью является русское гостеприимство. Важные переговоры заканчиваются фуршетом в офисе или приглашением в ресторан. При этом гостям вручаются памятные сувениры. Могут быть предложены экскурсии по интересным местам города.

Основные правила делового этикета

Степень официальности зависит от статуса делегации. Для заключения взаимовыгодных договоров приезжают руководители предприятий или топ-менеджеры. При этом соблюдается заранее составленный протокол, с которым должны быть ознакомлены все участники. Даже при хорошем знании английского языка, практически признанного международным, на встрече необходимо присутствие переводчика.

Важен момент встречи делегации в аэропорту. Следует предварительно узнать прогноз погоды и при необходимости приготовить зонтики. Если глава фирмы совершает визит вместе с женой, то хорошим тоном будет преподнести ей букет.

Во время совещания не следует занимать место, предназначенное для руководителя предприятия. При его появлении сотрудники должны приветствовать его вставанием.

Хороший тон – умение терпеливо выслушивать всех выступающих. Этим демонстрируется уважение к мнению гостей и своих сотрудников. Они будут польщены, если при этом делаются пометки в предусмотрительно предоставленных блокнотиках. Такая привычка является полезной, поскольку запомнить все сказанное невозможно, а основные тезисы в своих записях помогут восстановить ход дискуссии.

Выступающему следует ценить чужое время. Доклад должен быть кратким, но интересным, не позволяющим отвлекаться на другие мысли. Важен темп речи. Он должен быть средним, поскольку думающих быстро раздражает медлительная речь, а неторопливые не будут успевать за сказанным скороговоркой.

Важно соблюдать дистанцию между присутствующими людьми. Социально приемлемыми являются 50 см.

Современный стиль одежды

Опрятность в одежде не является исчерпывающим требованием. Хорошо, если сотрудники следят за течением моды, но не все ее элементы будут уместны в рабочей обстановке. На многих фирмах является обязательным использования дресс-кода. Даже, если он не является очень строгим, недопустим приход на работу в шортах и шлепанцах. В офисе наиболее уместен деловой костюм.

Деловой костюм

В престижных компаниях отступление от дресс-кода, установленного официальными правилами, является недопустимым. Это касается цвета рубашек и галстуков у мужчин, блузок и длины юбок у женщин.

Грамотная речь – признак профессионализма и образованности

Этикет предписывает вести разговор спокойным тоном в любой ситуации, даже если взгляды собеседников являются спорными. Естественно, недопустимы нецензурные выражения. Существуют темы, на которые не рекомендуется говорить, например, про религию, политику, болезни, личном заработке, возрасте у женщин.

Пунктуальность

Обязательная составляющая деловой репутации – пунктуальность. Чтобы вовремя успевать делать все свои дела и не опаздывать на деловые встречи рекомендуется изучить основы тайм-менеджмента. Опоздание может быть расценено как недостаточное уважение к партнеру и повлиять на дальнейший ход переговоров.

Коммерческая тайна

В России разглашение коммерческой тайны приравнено к измене Родины в масштабах предприятия. Помимо увольнения виновный сотрудник может столкнуться с ситуацией, когда его неблагонадежность станет известна другим фирмам, осуществляющим свою деятельность в этой области. Тогда его дальнейшее трудоустройство станет весьма проблематичным.

Телефонные разговоры

В серьезных фирмах пресекаются личные разговоры по служебному телефону. Во время деловых встреч следует выключить свой мобильник, или, по крайней мере, перевести его на вибродозвон.

Если телефонный звонок осуществляется в рамках исполнения служебных обязанностей, то следует выполнять определенные правила:

  • Представиться и назвать организацию, от имени которой звоните.
  • Узнать, удобно ли сейчас разговаривать. Если, нет, то когда можно перезвонить.
  • Сохранять вежливую интонацию на протяжении всего времени.
  • Постараться сделать разговор кратким, изложив самую суть.
  • Вежливо попрощаться, поблагодарив за потраченное время.
  • Если во время звонка договариваются о встрече, то следует сразу записать на подготовленном листке точное время и место.

Бизнес-ланч

Потенциальному партнеру по бизнесу можно предложить совместное посещение кафе или ресторана. Чтобы в дальнейшем не возникло вопроса о том, кто должен платить за деловой обед, следует заранее договориться об этом. Обычно платит приглашающая сторона, но возможен вариант, когда расходы несут поровну.

Заключение

Знание этикета поможет только в том случае, когда не будет внутреннего напряжения. Корректное поведение во всех областях жизни поможет стать желанным деловым партнером и просто приятным человеком.

Деловая коммуникация является одной из наиболее распространённых форм общения. С этой формой общения мы встречаемся практически ежедневно: в школе, университете, на работе, в официальных учреждениях. Деловая коммуникация используется при общении коллег, начальников и подчинённых, преподавателей и учеников, партнёров и конкурентов. Она определяет, будет ли это общение эффективным.

Регламентированность деловой коммуникации

Отличительной особенностью деловой коммуникации является её подчинение установленным правилам и нормам. Они определяются степенью официальности, типом и формой делового общения, задачами и целями, которые стоят перед собеседниками, а также общественными нормами поведения и национально-культурными традициями.

Деление по признакам

Деловая коммуникация в зависимости от различных признаков делится на устную и письменную, диалогическую и монологическую, публичную и межличностную, опосредованную и непосредственную, дистантную и контактную.

Формы существования деловой коммуникации

Существовать деловая коммуникация может в таких формах, как письменная и устная. В письменной форме она представлена всеми официально-деловыми документами (заявление, договор, расписка, доверенность, завещание и т.д.). В устной форме наиболее часто этот вид коммуникации употребляется в деловых встречах, переговорах, консультациях. В зависимости от ситуации, характер делового разговора может изменяться. Чаще всего применяются такие виды общения, как деловая беседа, публичное выступление, совещание или презентация.

Чтобы успешно проводить деловое общение , необходимо придерживаться общих правил. Во-первых, не перебивайте собеседника, дайте ему высказаться. Во-вторых, общайтесь вежливо, не повторяйтесь, говорите по сути. Ну и, конечно же, ваш внешний вид должен внушать доверие, обратите внимание на свою внешность. Кроме того, старайтесь вести общение и на невербальном уровне. Если вы будете придерживаться этих советов, то успех вам обеспечен.

Отличительной чертой деловой коммуникации является ее строгая регламентированность и подчиненность правилам, которые определяются типом и формой делового общения, целям общающихся, общественными нормами поведения, степенью официальности. Основными жанрами делового общения является диспут, переговоры, брифинг (устная форма), а также заявление, расписка, договор (письменная форма).

Деловая коммуникация является одной из наиболее распространённых форм общения. С этой формой общения мы встречаемся практически ежедневно: в школе, университете, на работе, в официальных учреждениях. Деловая коммуникация используется при общении коллег, начальников и подчинённых, преподавателей и учеников, партнёров и конкурентов. Она определяет, будет ли это общение эффективным.

Регламентированность деловой коммуникации

Отличительной особенностью деловой коммуникации является её подчинение установленным правилам и нормам. Они определяются степенью официальности, типом и формой делового общения, задачами и целями, которые стоят перед собеседниками, а также общественными нормами поведения и национально-культурными традициями.

Деление по признакам

Деловая коммуникация в зависимости от различных признаков делится на устную и письменную, диалогическую и монологическую, публичную и межличностную, опосредованную и непосредственную, дистантную и контактную.

Формы существования деловой коммуникации

Существовать деловая коммуникация может в таких формах, как письменная и устная. В письменной форме она представлена всеми официально-деловыми документами (заявление, договор, расписка, доверенность, завещание и т.д.). В устной форме наиболее часто этот вид коммуникации употребляется в деловых встречах, переговорах, консультациях. В зависимости от ситуации, характер делового разговора может изменяться. Чаще всего применяются такие виды общения, как деловая беседа, публичное выступление, совещание или презентация.

Чтобы успешно проводить деловое общение , необходимо придерживаться общих правил. Во-первых, не перебивайте собеседника, дайте ему высказаться. Во-вторых, общайтесь вежливо, не повторяйтесь, говорите по сути. Ну и, конечно же, ваш внешний вид должен внушать доверие, обратите внимание на свою внешность. Кроме того, старайтесь вести общение и на невербальном уровне. Если вы будете придерживаться этих советов, то успех вам обеспечен.




Отличительной чертой деловой коммуникации является ее строгая регламентированность и подчиненность правилам, которые определяются типом и формой делового общения, целям общающихся, общественными нормами поведения, степенью официальности. Основными жанрами делового общения является диспут, переговоры, брифинг (устная форма), а также заявление, расписка, договор (письменная форма).

Коммуникация в общем смысле представляет собой информационный обмен между людьми или их группами. Бывают межличностные, социальные (функционально-ролевые), деловые коммуникации. Предметом нашего разговора станет последний вид.

Что это такое?

Деловая коммуникация – это взаимодействие в сфере официальных отношений, целью которого является решение конкретных задач, достижение определенных результатов, оптимизация какой-либо деятельности. При этом у каждого участника есть свой статус – начальник, подчиненный, коллеги, партнеры.

деловая коммуникация

Если общение происходит между людьми, находящимися на разных ступеньках карьерной лестницы (руководитель и исполнитель), то имеет место вертикаль отношений, то есть субординационные отношения. Если взаимодействие ведется на принципах равного сотрудничества, то это горизонтальные отношения.

Именно деловые коммуникации человек ежедневно осуществляет на работе, в университете, в школах, официальных учреждениях. Так называется общение преподавателей и студентов, начальников и подчиненных, коллег, партнеров и конкурентов.

От того, насколько собеседник знаком с правилами, формами и методами подобных коммуникаций, зависит, удастся ли ему достичь поставленной цели. Партнеры должны говорить на одном языке (как в прямом, так и в переносном смысле), понимать друг друга, иметь общий социальный опыт.

Условия деловой коммуникации

Чтобы деловая коммуникация была результативной, следует соблюдать ряд условий:

  1. У общения должна быть понятная цель, в достижении которой заинтересованы все вовлеченные в процесс лица. Например, налаживание связей, заключение договора, согласование мероприятия, разработка условий сотрудничества и т. д.
  2. Участникам следует контактировать друг с другом вне зависимости от симпатий и антипатий.
  3. Обязательно соблюдение делового этикета, субординации, должностных ролей, формальных ограничений.

Под формальными ограничениями понимаются как различные регламенты, распорядки и протоколы, так и банальная необходимость контролировать силу собственных эмоций и уважать собеседника.

Также руководитель или другой максимально заинтересованный участник должен позаботиться о том, чтобы деловая коммуникация была управляемой. Нужно мотивировать участников на поиск решения, иначе они будут просто пассивными наблюдателями встречи, которые не предлагают никаких идей.

деловые коммуникации

Формы деловой коммуникации

Две основные формы коммуникации – это контактное (непосредственное) общение и косвенное (опосредованное).

В первом случае собеседники общаются с глазу на глаз и имеют возможность оценить невербальное поведение друг друга, поэтому результативность такого контакта выше. Во втором случае взаимодействие происходит с помощью каких-либо средств связи – телефона, писем и т. д.

Если говорить более конкретно, то наиболее часто встречаются следующие формы деловой коммуникации:

  1. Совещание.
  2. Презентация.
  3. Деловая беседа.
  4. Переговоры.
  5. Телефонные переговоры.
  6. Обмен официально-деловыми документами (заявление, договор, доверенность, служебная записка).
  7. Консультация.
  8. Интервью.
  9. Публичное выступление, конференции.

В свою очередь, используя отдельные формы деловой коммуникации, участники могут применять конфронтационный или партнерский подход. Первый вариант представляет собой противостояние: каждая сторона намерена победить. Партнерский подход предусматривает поиск такого решения, которое будет приемлемо для всех участников.

виды деловых коммуникаций

Этапы

Несмотря на то что виды деловых коммуникаций бывают разными, для них почти всегда характерны несколько этапов:

особенности деловой коммуникации

Стили делового общения

Выделяют не только виды деловых коммуникаций, но и стили. Когда речь идет о профессиональном взаимодействии, чаще всего используются следующие:

  1. Официально-деловой. В свою очередь, имеет административно-канцелярский, законодательный и дипломатический подстили. Для деловой беседы характерны речевые клише и определенные коммуникативные формы.
  2. Научный. Используется при подготовке докладов, выступлений на семинарах и лекциях.
  3. Публицистический. Сюда относится любое выступление на публике, в том числе через средства массовой информации.
  4. Разговорно-бытовой. Неформальные отношения имеют место и в профессиональной среде, а в отдельных компаниях даже поощряются. Не всегда же коллеги общаются исключительно с помощью докладных записок. Однако необходимо понимать, где такой стиль уместен, а где нет.

Особенности делового общения

Почему же деловая коммуникация требует предварительной подготовки к общению заранее? Во-первых, люди не просто так тратят личное и рабочее время на официальные встречи, и никто не захочет ждать, пока инициатор соберется с мыслями. Во-вторых, не всегда вторая сторона заинтересована в каком-либо взаимодействии либо же настроена на сотрудничество, но видит его совершенно иначе.

формы деловой коммуникации

Как известно, второго шанса на первое впечатление не будет. Необходимо уметь наладить контакт, чтобы все участники получили настрой для обсуждения. Если вторая сторона изначально не планировала совместную работу, то следует хотя бы заинтересовать собеседника и договориться с ним о встрече в более удобное время.

На международном уровне имеются свои особенности деловой коммуникации, ведь разные культурные особенности могут сильно мешать ходу переговоров. Например, американцы привыкли приходить на встречу вовремя и после короткого приветствия переходить к делу. Арабы тоже пунктуальны, но деловой разговор начинают издалека, сначала обсуждая природу-погоду-еду. Итальянец не видит ничего ужасного в опоздании на встречу и тоже приступает к деловой дискуссии не сразу. А японец станет избегать прямого взгляда во время разговора.

Таким образом, мы узнали, что такое деловая коммуникация, в чем ее особенности, какие формы, виды и стили для нее характерны.

Читайте также: