Особенности чтения стихотворений кратко

Обновлено: 04.07.2024

Выразительному чтению как средству эстетического воспитания младших школьников сегодня уделяется значительное внимание. Об этом свидетельствуют требования программы, специальные указания в методических пособиях, различные рекомендации.

ВложениеРазмер
statya.docx 18.07 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Выразительному чтению как средству эстетического воспитания младших школьников сегодня надо уделять много внимания. Об этом свидетельствуют требования ФГОС, рекомендации и указания психологов.

В настоящее время педагоги не уделяют достаточного внимания выразительному чтению. Это объясняется, прежде всего нехватке времени на уроке чтения.

Стоит обращать внимание как на внутренний мир героя, переживания человека так и на картины природы.

Надо формировать у учащихся видеть зависимость между главной мыслью и выразительным звучанием художественного произведения.

Особенность стихотворной речи - ее повышенная эмоциональность. В стихотворениях предметом изображения становятся переживания. Учитель проверяет возникшие впечатления детей.

Работу нужно начинать с подготовки детей к чтению лирического произведения. На первом этапе настраиваем ребят на анализ текста, вызываем представления образов и картины стихотворения, знакомим с автором, выясняем значения новых и труднопроизносимых слов.

Теперь можно приступить к первичному осознанному чтению (комбинированное чтение, прослушивание текста, выразительное чтение стихотворения учителем, самостоятельное чтение про себя). Необходимо использовать беседу с опорой на личные наблюдения и опыт детей. Учеников необходимо вовлечь в активную творческую деятельность на основе текста художественного произведения. Этому содействует выразительное чтение лирического произведения. Главная цель учителя - добиться того, чтобы учащиеся овладели, почувствовали его верные интонации.

Процесс творческой работы над стихотворением затрудняется тем, что дети имеют ограниченный словарный запас, пассивный словарь, недостаточно у них развита связная речь и затруднены процессы обобщения. [1,79]

Обучение выразительному чтению стихотворения – это прежде всего процесс поиска верной интонации, темпа, тембра и мелодики речи. Это процесс длительный, творческий и сложный, так как интонация рождается на основе глубокого понимания содержание текста.

Обязательным условием обучения выразительному чтению произведений выступает соотносящийся с его природой набор особых дидактических средств. Известно, что лирика как род художественной литературы имеет совокупность отличительных качеств, связанных с особенностями отражения действительности через призму личностно-эмоционального восприятия ее автором. Следовательно, конечный результат обучения выразительному чтению стихов в большой мере зависит от того, насколько полно и осознанно усвоят учащиеся содержание прочитанного.

Первой и самой главной отличительной чертой стихотворного произведения является его особое построение. Мы видим, что столбик, которым располагаются стихи, сразу ориентируют ученика на поиск ритма и рифмы. Поэтому, увидев всего часть, а иногда и строфу, дети готовы продолжать чтение в ритмическом режиме. Для того чтобы дальнейшее чтение не нарушило цельность воспринимаемого стихотворения, каждая стихотворная строка (стих) пишется отдельно. Такое расположение стихотворных строк у начинающего читать, при условии читать вслух, вызывает закономерный вопрос: нужна ли остановка при переходе от одного стиха к другому или же правильно читать безостановочно?

Часто стих - отдельное предложение. Законы членения звучащей речи предполагают паузу в конце предложения. Остановка после чтения стиха обязательна. Однако гораздо чаще стих равен фразе, а одной из ее частей – такту, которая может не только иметь логическую самостоятельность, но и оформляться синтаксически-пунктуационно и интонационно. [2,156]

Иногда встречается и такой стих, который ни равен ни фразе, ни такту, а является лишь фрагментом, отрывком такта. Этот стих характеризуется смысловой и синтаксической открытостью, так как конец его не совпадает с границей такта. Как же должен поступить читающий при совпадении и несовпадении границ стиха с тактовыми границами?

Бес паузное чтение противоречит природе стихотворной речи, разрушает ее основу – ритмикоинтонационную мерность. Значит, и при переносе, т.е. при несовпадении членения стихотворения на стихи с членением синтаксическим и интонационным, пауза после каждого стиха необходима.

Значит, обучая учеников выразительному чтению лирики, нужно показывать им своеобразие речи и написание стихотворных произведений. И самое важное, надо научить умению соблюдать паузу после стихотворной строки. Формирование этого умения надо начинать с 1 класса, систематически отрабатывая его на последующих этапах.

Список использованной литературы:

  1. Забусова Е.И., Толмачева В.В. /[ Текст ]. Особенности выразительного чтения стихотворений в начальной школе// Журнал символ науки. 2020. №1
  2. Кудрина Г.Н., Новлянская З.Н., Мелик–Пашаев А.А. /[ Текст ]. Как развивать художественное восприятие у школьников М.: Просвещение. 1988. – с.79.
  3. Леонтьев А.А. /[ Текст ]. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1981. – 156с.
  4. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. /[ Текст ]. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Академия, 2000. –378 c.
  5. Майман Р. Р. /[ Текст ]. Авторское исполнение при обучении выразительному чтению // Методика выразительного чтения / Под ред. Т. Ф. Завадской. М., 1977. –286с.
  6. Малкова М.Н. /[ Текст ]. Выразительное чтение как средство осмысления литературного произведения // Уроки литературы и проблемы литературного развития учащихся / Под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М., 1974. – С. 286.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок 57. Поэзия и история. Урок выразительного чтения стихотворений (4 класс. Чуракова Н. А.)

История России очень интересна и, согласитесь, противоречива. В разных источниках мы можем найти самые разные описания того или иного исторического события. Но есть очень правильный и точный ист.


Урок литертурного чтения в 4 классе "Выразительное чтение стихотворения И.А. Бунина "Детство"

В данной разработке показаны приемы работы над выразительным чтением лирического произведения.


Правила выразительного чтения стихотворения

Памятка для учащихся. Правила выразительного чтения стихотворений.

Если в начальной школе дети научатся читать выразительно, то это искусство они пронесут через всю свою жизнь и смогут передать другим. А заслуга учителя в этом будет оч.

Урок литературного чтения в 4 классе по теме "Работа над выразительным чтением стихотворения Н.М. Рубцова "Тихая моя родина"

Урок построен на использовании технологии работы с текстом и ИКТ, раскрывает этапы работы над выразительным чтением стихотворения.


Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс ОС "Гармония" на тему: Ладонщиков "Скворец на чужбине".


Реализация критериально – ориентированного подхода при оценки осознанного и выразительного чтения стихотворения

Реализация критериально – ориентированного подхода при оценки осознанного и выразительного чтения стихотворения.

Дети стали меньше читать, чтение вытесняется из жизни учащихся компьютерными играми, комиксами, телепередачами и другими развлечениями. Многие школьники эмоционально глухи и не замечают душевных переживаний и причин, их вызвавших, а именно это составляет основу произведений, мал эмоциональный багаж, слабо развито воображение - обязательное качество грамотного читателя. Необходимо научить детей читать и воспринимать художественное произведение, подходить к нему как к искусству слова, то есть научить читать выразительно.

Выразительное чтение значится в числе обязательных требований к чтению детей в начальной школе. Но умение выразительно читать не приходит, само собой, его надо развивать умело и последовательно.

Работа над выразительностью речи на уроках чтения в начальных классах является важным этапом становления речи детей. Выразительность чтения - это один из компонентов осознанности чтения. Именно выразительность нам даёт понять отношение ребёнка к прочитанному тексту.

Выразительное чтение – дает возможность проникнуть в самую суть произведения, учит понимать внутренний мир героев; углубляет понимание учениками выразительных средств устной речи, ее красоты и музыкальности, служит образцом для детей.

Признаки выразительного чтения:

  • умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;
  • умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;
  • хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп.

Прочитать текст выразительно, значит:

  • раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в нем;
  • показать отношение автора к событиям, к поступкам героев;
  • передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.

Подготовка к выразительному чтению стихотворения – это процесс поиска верной интонации чтения текста, т.е. поиска необходимого тембра, темпа, силы, мелодии речи. Ученикам предлагается памятка подготовки к выразительному чтению.

Памятка

1. Перечитывай текст внимательно. Определи содержание, мысли, чувства, настроение и переживания героев, автора.

2. Определи свое отношение к событиям (героям, описаниям картин природы).

3. Мысленно представь себе их.

4. Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (какова твоя задача чтения).

5. Продумай в соответствии с задачей чтения и выбери интонационные средства - тон, темп чтения, пометь паузы, логические ударения.

6. Прочитай сначала текст вслух для себя. Проверь еще раз, со всем ли согласен. Не забудь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.

7. Прочитай текст выразительно.

Возможные этапы работы над формированием выразительного чтения:

1)Подготовка к восприятию (проводится беседа, которая настраивает детей на восприятие стихотворения).

2) Первичное чтение – выразительное чтение стихотворения учителем или чтение мастером художественного слова в записи.

3) Проверка впечатлений, как осознали текст, как отнеслись к нему:

  • Какие картины вы представляли себе, когда слушали стихотворение?
  • Как вы думаете, с каким чувством поэт рисует картины? и т.д.

4) После проверки впечатлений дети работают самостоятельно: не спеша читают стихотворение; отмечают карандашом слова и выражения, значение которых непонятно.

5) Анализ стихотворения. Для этого используются приемы: выборочное чтение с беседой-рассуждением; прием иллюстрирования текста (рассматривание готовых иллюстраций, словесное и музыкальное иллюстрирование); специальная работа над основными компонентами интонации (расстановка пауз, постановка логического ударения).

6) Следующий этап процесса изучения стихотворения – своеобразный итог, завершение работы. Чтение каждого ученика сопровождается оценкой, анализом, в котором участвует весь класс.

На уроке ученик должен пережить радость открытия, чтобы у него формировалась вера в свои силы и познавательные интересы. Важно, чтобы дети сами могли установить свойства, вывести понятия, подвести итог.

Формирование навыков выразительного чтения помогает решать сложные задачи воспитания, развития и обучения, учащихся на уроках чтения. Вовлечение учащихся в активный творческий поиск верной интонации чтения текста, создание такой атмосфера в классе, когда можно выразить, попробовать прочитать по-своему, когда самое большое желание – это желание прочитать лучше, ярче, выразительнее.

Для проверки результативности работы по разработанным методическим материалам можно провести учёт выразительности чтения детей в классе по методике Горбушиной Л.А. Текст для проверки выбирается из учебника по литературному чтению.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтобы воспитать у детей любовь к поэтическому слову, пробудить у них желание слушать и заучивать стихи, учитель должен сам любить стихи и уметь их выразительно читать.

Содержание стихотворения, замысел поэта всегда неразрывно связаны с формой стихотворения, со звуковой организацией поэтической речи.

Поэтому, читая стихи, учитель должен не только донести до сознания детей основную мысль произведения, словесно нарисовать образы, раскрыть внутренний мир поэта, но и передать особенность стихотворной формы, дать слушателям почувствовать звучность, поэтичность и музыкальность стиха.

Чтобы осуществить эту задачу, он должен знать особенности стихотворной формы.

Стихотворная речь ритмически организована.

Ритм – повторяемость в стих.-ой речи однородных звуковых особенностей.

Сочетание ударного слога с безударным или с группой безударных называется стопой. Чаще всего в русской поэзии используется двусложные и трёхсложные стопы: четырёх- и пятисложные стопы встречаются очень редко.

Хорей – двусложная стопа в русском стихосложении, в которой ударение падает первый слог.

Обла/ ком во/ лнистым/

Пыль вста/ ет вда/ ли. (А.А.Фет)

Ямб – двусложная стопа в русском стихосложении, в которой ударение падает второй (последний) слог.

По до/ му бро/ дит при/ виде/ нье,

Весь день/ шаги/ над го/ ловой/. (Б.Л.Пастернак)

Дактиль (от греческого – палец) – трехсложная стопа в русском стихосложении, в которой ударение падает на первый из трех слогов.

Амфибрахий (от греческого – с двух сторон) – трехсложная стопа в русском стихосложении, в которой ударение падает на второй слог – ударный между двумя безударными.

Анапест (от греческого – отраженный назад) – трехсложная стопа в русском стихосложении, в которой ударение падает на третий, последний слог.

Для стихотворной речи характерно деление на определённые ритмические отрезки. Эти отрезки называются стихотворными строками.

Стихотворная строка (или стих) является ритмической единицей стихотворной речи.

Стихотворные строки не всегда имеют одинаковое количество слогов. Многие авторы считают, что чтение каждой строки (независимо от числа слогов в ней) должно занимать одинаковое время.

Этого можно достигнуть или более медленным произнесением короткой строки, или удлинением ритмической паузы между короткой и длинной строками.

Однако чтец должен помнить, что чтение стихотворных строк зависит прежде всего от их смысла и той задачи, которую он ставит перед собой.

Независимо от совпадения конца стихотворной строки с окончанием синтаксической фразы в конце каждого стиха обязательно должна быть слделана ритмическая пауза.

Ритмическая пауза обычно непродолжительна. Однако, делая её, нужно учитывать смысл предложения.

Помимо ритмических, может быть сделана ещё дополнительная пауза – цензура (рассечение, разрез) – внутристиховая пауза, разделяющая стихотворную строку на два полустишья – равные или неравные.

Миг вожделенный настал: │окончен мой труд многолетний.

Что ж непонятная грусть │ тайно тревожит меня? (А.Пушкин)

Наличие цензуры в приведённом отрывке подчёркнуто владением безударных слогов (в третьей стропе).

Соблюдение цензурной паузы помогает соблюдать ритмичность стихотворной речи, ярче воспроизводить то, о чём рассказывает поэт, облегчает чтение длинных стихотворных строк.

Наконец, в трёхсложных размерах встречаются короткие паузы в различных местах строки, там, где выпадает неударный слог.

Стихотворные строки как правило объединяются рифмой (исключение белые стихи)

Рифма имеет большое значение для правильного и выразительного чтения стихотворных произведений. Она усиливает ритм.

Поэтому, чтобы правильно передать созвучие стиха, необходимо понимать, что такое рифма и каковы её особенности. Рифмы бывают четырёх видов:

Мужская - рифма с ударением на последнем слоге в строке.

И море, и буря качали наш челн;

Я, сонный, был предан всей прихоти волн.

Две беспредельности были во мне,

И мной своевольно играли оне.

Женская - с ударением на предпоследнем слоге в строке.

Тихой ночью, поздним летом,

Как на небе звезды рдеют,

Как под сумрачным их светом

Нивы дремлющие зреют.

Дактилическая - с ударением на третьем от конца строки слоге.

Девочка во поле с дудочкой ивовой,

чем ты поранила веточку вешнюю?

Плачет у губ она утренней иволгой,

плачет все горше и все безутешнее.

Гипердактилическая - с ударением на четвертом и последующих от конца строки слогах.

Леший бороду почесывает,

Палку сумрачно обтесывает.

Различают следующие основные способы рифмовки:

Парная - рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым (аабб) (одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окончания стихов).

Выткался на озере алый свет зари,

На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется - на душе светло.

Перекрестная - рифмовка первого стиха с третьим, второго - с четвертым (абаб)

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Кольцевая (опоясанная, охватная) - первый стих - с четвертым, а второй - с третьим.(абба)

Глядел я, стоя над Невой,

Как Исаака-великана

Во мгле морозного тумана

Светился купол золотой.

Поскольку рифма объединяет стихотворные строки, «возвращает вас к предыдущей строке, при чтении к ней нужно относится очень внимательно.

Её не следует выделять, если эти слова не имеют важного смыслового значения. Такое выделение рифмы вырвет эти слова из контекста и затруднит их восприятие. Стихотворение утратит свою музыкальнось, каждая строк будет звучать отрывочно.

В том случае, когда рифмой выделяется слово важное, главное, его при чтении необходимо подчеркнуть, выдвинуть на первый план. Тогда рифма будет не просто связывать стихотворные строки, но и нести определённую смысловую нагрузку.

Стихотворные строки посредством чередования рифм объединяются в единообразные группы, которые называются строфами.

Строфа представляет собой законченное синтаксическое целое. Поэтому при подготовке к чтению стихотворения надо относиться очень внимательно к делению его на строфы и использовать их для выразительной передачи как части стихотворения, так и всего его в целом.

Большое внимание при чтении стихотворения надо обращать на заключительную строку. Каждую строфу надо так выделять продолжительной паузой, чтобы дать возможность детям почувствовать законченность или продолжительность стихотворения.


Ораторское искусство ценилось во все времена. Люди, способные выразительно излагать свою мысль, становились полководцами и правителями. Именно такие люди возглавляли дальние походы, создавали идеологии и были способны увести массы за собой. Поэты, которые умели красиво говорить, словно древнегреческий Орфей, завлекали граждан своими словами, заставляя себя боготворить. И сейчас люди, способные четко и красиво выражаться, добиваются больших успехов в бизнесе и пользуются большим доверием со стороны окружающих. Поэтому важно поработать над выразительностью своей речи. Если вы хотите узнать, как выразительно читать стихи, то следуйте указанным ниже советам!

Основные теоретические аспекты выразительного чтения

Учиться выразительному чтению необходимо с раннего детства, когда ребенок только начинает формировать свое произношение. И стихи лучше всего для этого подходят. Наличие рифмы упрощает чтение, одновременно делая текст эмоционально более насыщенным. Для того, чтобы добиться выразительного чтения, необходимо проникнуться текстом стиха и понять его суть. Желательно выучить стихотворение наизусть, тем самым сосредоточившись впоследствии на выразительности чтения.

    Чтобы понять, как научиться читать стихи, важно определить и построить ее художественную схему. Она включает в себя:
  • Логическое ударение
  • Пауза
  • Интонация

Так, например, ударные строки в стихотворении можно выделить при помощи резкого усиления голоса. Здесь особо характерны стихотворные басни, так как в них всегда содержится мораль, обязательная для выделения. Также силой голоса можно передать эмоциональное состояние оратора. Если речь идет о сильных эмоциях, типа испуга или напротив, торжества — то речь читателя становится более громкой. А вот выражать горестные эмоции принято более тихим голосом.

Важное значение также имеет темп голоса (иным словам, ее скорость). Медленный темп повествует о торжественности момента. А вот к быстрому темпу прибегают, когда хотят передать сильные эмоции, волнующие рассказчика.

Еще одним важным инструментом, который позволяет добиться выразительного чтения — это пауза. С помощью паузы можно разбить монотонный звуковой поток на несколько частей, тем самым сделав его более понятным для понимания. Часто, для понимания роли паузы, в младшей школе прибегают к рифмованным пословицам.

В тексте паузой обычно обозначается многоточие и символизирует она некое душевное переживание, раздумья и волнения. В устной речи имеет иное значение и служит, в первую очередь, для привлечения внимания слушателя и выделить отдельные действия или события в тексте.

Для того, чтобы научиться выразительно читать, важно уметь улавливать и передавать мысль через интонацию. Интонация — это важнейший элемент выразительного и эффектного чтения и одна из основных сторон культуры речи.

    Выделяют следующие виды интонации:
  • Выразительная
  • Повествовательная
  • Восклицательная
  • Интонация перечисления

Повествовательная интонация практически не вызывает проблем. Она характеризуется спокойным и ровным произношением, без лишних эмоциональных всплесков. Передать вопросительные и восклицательные предложения сложнее. Вопросительная интонация определяется повышением тона голоса в начале высказывания, и последующим понижением в конце. Восклицательная, напротив, предполагает повышение тона в конце предложения. Что касается интонации перечисления, то он используется в предложениях с однородными членами. При перечислении тон голоса повышается, а также в обязательном порядке вставляется пауза.

Практические советы о том, как правильно читать стихи с выражением

От теоретической информации, пора перейти к более практическим советам. Как мы выяснили, выразительность произношения зависит во многом от верного употребления логических ударений, пауз и интонации. Вы уже близки к тому, чтобы понять как красиво читать стихи. Теперь рассмотрим, как овладеть этими словесными приемами в совершенстве, благодаря которым вы даже поймете, как читать стихи на английском!

Создайте партитуру текста. Это своего рода схема стихотворения, где будут выделены все логические ударения, паузы и важные слова. Укажите черточками рост интонации (нисходящая или восходящая); длину паузы (длинная, короткая, средняя). Все значения надо проставлять карандашом. Держа в голове эту схему, вы сможете правильно воспроизвести интонацию.

Контролируйте дыхание. Старайтесь не набирать в легкие излишков воздуха, дабы не возникало неожиданных пауз.

Дикция — крайне важна! Если вы хотите узнать, как правильно читать стихи, то обязательно поработайте над дикцией. Лишь уверенное, четкое и верное произношение слов поможет вам двигаться и развиваться в этой стези.

Как было сказано выше, важно полностью вникнуть в стихотворение, прочувствовать его и понять смысл. Не надо зубрить стихи, не надо торопиться. Важно понимать то, что читаешь и искренне наслаждаться этим моментом.

Создавайте качественный эмоциональный фон, жестикулируйте и используйте мимику. Отточите свой стихотворный артистизм тренировками перед зеркалом.

Пожалуй, на этом все. Следуя этим простым советам, вы быстро поймете как правильно читать стихи. Если вы будете проводить постоянные тренировки, и если вы по-настоящему любите поэзию — то вы быстро обретете мастерство выразительного и красивого чтения.

Читайте также: