Особенности античной культуры кратко

Обновлено: 02.07.2024

Среди выдающихся личностей Греции можно назвать следующих: драматурги – Эсхил, Софокл, Еврипид; историки – Геродот, Фукидид; философы – Демокрит, Платон, Аристотель.

В Греции возник новый вид искусства – драматический театр. В литературном искусстве возникли новые жанры – комедия и трагедия.

Историю Древнего Рима делят на три основных периода: царский, республиканский и период империи. Наиболее сильным периодом в плане культурных достижений был последний период – период империи. Больших успехов достигли в Риме просвещение и наука, в особенности система образования, которая состояла из трех ступеней – начального образования, школы риторики и школы грамматики.

2. Древняя Греция

Наиболее древние цивилизации на территории Греции – это цивилизации Крита и Микен. Этот период датируется вв. до н. э. Рассмотрим эти цивилизации поподробнее, т. к. они были истоками позднее возникшей греческой цивилизации.

Культура Крита, или минойская культура, дошла до нас как остатки дворцовых сооружений на острове Крит. Одним из наиболее крупных и хорошо изученных сооружений был Дворцовый комплекс в Кноссе. Это здание построено по принципу лабиринта. Легендарный миф о Минотавре находит здесь прямое отображение. На Крите не существовало храмов. Для молитв и совершения других религиозных церемоний использовались отдельные комнаты. На фресках очень часто изображались сцены с быками. На Крите был очень распространен культ бога-быка. В его образе изображались разрушительные силы природы. Дворец одновременно выполнял функции административного, хозяйственного и религиозного центров. Что характерно для минойской культуры, дворец не был обнесен оборонительной стеной.

Это обусловлено располагающимися вокруг острова морскими просторами.

Культура ахейской Греции. Иначе культуру этого периода называют микенской культурой. Отличительной чертой этой культуры было своеобразное отношение к защищенности того или иного объекта. Дворцы возводились всегда на неприступных просторах или на вершине гор.

Памятниками этой культуры стали шахтинские гробницы в Микенах. При раскопках этих гробниц были найдены и золотые украшения, и многие предметы быта, оружие, золотые посмертные маски. Центрами культуры стали дворцы в Микенах, Пилосе, Афинах, Илоке, Тиринфе. Ахейцы переняли у минойцев слоговое письмо, которое до сих пор не поддается расшифровке.

XII в. до н. э. явился переломным в истории народов, проживающих на берегах Эгейского моря. Ахейские города гибнут от нашествия дорийских племен. Это время развития Греции гомеровского периода. Формируется новый тип культуры в целом и художественной культуры в частности.

Начинает развиваться монументальная скульптура. Скульпторы ищут возможности живого и свободного изображения человеческого тела.

3. Эпоха архаики и ее культурные достижения

Архаический период датируется VIII–VI вв. до н. э. В это время возникла греческая лирика. Одним из первых лириков был Архилох. После произведений Гомера появляется ряд новых поэм в гомеровском стиле.

В VII в. появляются постройки из камня. В своем большинстве это были храмы. Греки считали храм жилищем Бога и уподобляли его главному помещению царского дворца. В процессе формирования греческой культуры сформировались три направления: дорическое, ионическое и коринфское.

Дорическое преимущественно было распространено на Пелопоннесе и отличается простотой форм и суровостью. Ионическое направление символизирует легкость, стройность, декоративность.

Коринфское направление – это утонченность. Каждому из этих направлений соответствовал свой ордер. Наиболее известные храмы периода архаики – это храм Аполлона в Коринфе и Геры в Пестуме.

В скульптуре этого периода преобладало изображение человека. Греки пытались вычислить правильные формы человеческого тела. Обозначаются два основных направления в скульптуре – куросы и коры.

Курос – это изображение юноши. Одна нога немного впереди, волосы волнистые, спадающие на плечи. Взгляд устремлен вперед. Атлетическое тело прикрывала лишь небольшая повязка на бедрах. Кора олицетворяла девушку. Взгляд строго перед собой, глаза широко раскрыты. На лице обязательно улыбка, которая получила название архаической.

В этот период начинает развиваться керамика. Преобладали в основном два направления: краснофигурная вазопись и черно-фигурная вазопись. Сначала господствовала чернофигурная вазопись.

На желтом фоне изображались фигуры черным лаком. Вазо-писцы вырабатывали навыки, которые позволяли им передавать движение и изображать бытовые сцены. Геометрический знак-символ заменяется наглядным художественным образом. Изображения Ахилла и Аякса, Диониса и Геракла украшают вазы.

Однако черные силуэты фигур не могли в достаточной мере передать объем и пространство, и силуэтная чернофигурная роспись сменилась краснофигурным стилем.

В ней черным лаком покрывался фон, а фигуры людей сохраняли красный цвет глины. На таком фоне легче изображать фигуры людей, передавать пространство и повороты.

Обобщением знаний об окружающем мире стала философия. Основателем милецкой школы был Фалес. Он считал первоосновой мира воду, из которой все возникает и в которую все превращается.

Пифагор – философ и математик – основал философскую школу в Южной Италии. По его теории мир состоит из числовых отношений, установленного ряда количественных соотношений.

4. Классический период

Из философских проблем на первый план выдвигалась проблема места человека в мире. Также затрагивались и другие философские проблемы, например проблема бытия или первоосновы мира.

Человек стал остро ощущать трагические конфликты. Раздробленность греческих городов привела во второй половине IV в. к завоеванию их Македонией.

Художники этого времени стали всецело зависеть от частных заказов. Придворным мастером Александра Македонского был Лисипп.

Новыми стали пропорции человеческого тела. Лисипп показывает человека возбужденного неудачной борьбой и уставшего от нее. И то и другое состояние получает право на пластическое выражение.

Особенностью греческой культуры становится состязательный характер. Греческий агон – борьба, состязание – олицетворял характерные черты свободного грека. Наиболее ярким выражением античного агона стали олимпийские игры. В греческом агоне берет свое начало диалектика – умение вести борьбу.

5. Эллинская культура

Временные рамки этого периода – вторая половина IV – середина I вв. до н. э. Этот период связан с развитием всех художественных форм, связанных с религией, наукой, техникой, философией. Границы мировоззрения греков меняются на более обширные. Во многом это было связано с завоеваниями греков. Полис потерял ту значимость, которую имел некоторое время назад. Мир необходимо было познать, понять и выразить его в художественных формах.

Развивается архитектура. Во многом это было связано со стремлением правителей показать свою мощь и превосходство. Строятся библиотеки, бани, стадионы, палестры, булевтерии.

Появляются такие знаменитые сооружения, как Фаросский маяк в Александрии и Башня ветров в Афинах.

Расцветают такие виды искусства, как мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика. Художники перестали любоваться величественной красотой человеческого тела.

Этот период стал завершающим в развитии Греции. Древнегреческая культура оказала огромное влияние на формирование дальнейшей культуры Европы.

6. Культура Древнего Рима

С конца I в. до н. э. ведущее значение в античном мире приобретает римское искусство. Культура Древнего Рима очень многое переняла из культуры и искусства Древней Греции. Художественная культура Рима отличалась большим разнообразием и пестротой форм. Римское искусство сложилось на основе самобытной культуры местных племен. Но основным было влияние греческой культуры.

Историю Древнего Рима принято делить на три периода: царский, республиканский и период империи.

В римском искусстве ведущую роль играла архитектура. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества. Преимущественно они строили общественные здания, рассчитанные на огромное количество людей. Римляне ввели инженерные сооружения – акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости – как архитектурные объекты в городских и сельских ансамблях.

Римская культура приобрела очень отличительную черту – возвеличивание императора, императорской власти.

Отсюда масштабные преувеличения, громадные размеры.

Римляне разработали исторический и бытовой рельефы, которые составляли большую часть архитектурного декора.

Лучшим наследием римской скульптуры был портрет. Римляне внесли много нового в этот жанр. Они изучали лицо отдельного человека в его неповторимости.

Римские портреты исторически зафиксировали изменения внешнего облика людей, их нравов и идеалов.

В конце I в. до н. э. Римское государство из аристократической республики превратилось в империю.

С этим временем связаны имена архитектора Витрувия, историка Тита Ливия, поэтов Вергилия, Овидия, Горация. Самое гигантское римское сооружение Колизей, место гладиаторских боев и грандиозных зрелищ.

Стены Колизея разделены на четыре яруса. С Колизеем соперничает храм Пантеон. Выстроенный Апполодором Домасским, он представляет классический образ центрально-купольного здания.

В эпоху империи получили дальнейшее развитие рельеф и круглая пластика. На Марсовом поле был возведен монументальный мраморный алтарь по случаю победы Августа в Испании и Галии.

Ведущее место в скульптуре по-прежнему занимал портрет. Во время правления Августа резко изменился характер образа, в нем отражался идеал строгой классической красоты.

Это тип нового человека, которого не знал республиканский Рим. Появились придворные парадные портреты в рост. Позднее создаются произведения жизненные и убедительные.

Стремление к индивидуализации порой достигало в своей выразительности гротеска (портрет Нерона, Марка Аврелия).

Поздний период развития портрета отмечен внешним огрублением облика и повышенной духовной экспансией. В римском искусстве возникает новая система мышления, в которой торжествовала устремленность в сферу духовного начала, характерная для средневекового искусства.

Римское искусство завершило большой период античной художественной культуры. В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную.

Однако образ римской культуры остается жить и в дальнейших эпохах. Например, римские мастера вдохновляли мастеров Возрождения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Лекция 14. Культура и социум

Лекция 14. Культура и социум 1. Культура и природаК культуре относят все рукотворное, все созданное руками человека, однако в таком представлении существуют противоречия. Такая культура как нечто надстраивающееся над природой создает эффект взаимного отчуждения этих

Лекция 18. Культура Европы

Лекция 18. Культура Европы 1. Культура ВизантииКультура Византии – уникальное явление в истории европейской культуры. Эта культура возникла в государстве, которое официально существовало с IV в. по середину XV в. со столицей Константинополем после раздела Римской империи

Лекция 19. Культура России IX–XIX вв

Лекция 19. Культура России IX–XIX вв 1. Культура Древней РусиНаиболее важным этапом в развитии культуры Древней Руси является новгородский период, относящийся к середине VIII в. К 862 г. относится начало правления в Новгороде Рюрика, основателя династии Рюриковичей.Еще

Лекция 20. Культура советского государства

Лекция 20. Культура советского государства 1. Специфика культуры в России послереволюционного периодаОдин из наиболее неоднозначных периодов в развитии русской культуры – это период послереволюционной культуры. Негативные черты этого времени:1) разрушение и

ЛЕКЦИЯ № 4. Культура в ее историческом развитии

ЛЕКЦИЯ № 4. Культура в ее историческом развитии Развитие культуры сопровождалось становлением ее самосознания. Мыслители всегда стремились понять и осмыслить явления культуры. Этот процесс и есть становление культурологии.Современная культурология не просто сводит в

ЛЕКЦИЯ № 6. Культура и природа

ЛЕКЦИЯ № 6. Культура и природа Различие между природой и культурой – это различие между плодами материального мира и продуктами человеческой деятельности. Одностороннее подчеркивание этого различия приводит к дуалистическому взгляду на мир. В свою очередь, это

ЛЕКЦИЯ № 10. Культура как творчество

ЛЕКЦИЯ № 10. Культура как творчество 1. Психологические основы творческой деятельности В качестве внутренней группы факторов, определяющей творческую активность, выступает личностно-психическая культура человека: установки, мотивы, запросы, интересы, т. е. то, что

ЛЕКЦИЯ № 11. Массовая и элитарная культура

ЛЕКЦИЯ № 11. Массовая и элитарная культура В рамках определенной исторической эпохи всегда существовали различные культуры: интернациональная и национальная, светская и религиозная, взрослая и молодежная, западная и восточная. В современном обществе огромное значение

5. Мифический богочеловек у Вагнера и в античности

5. Мифический богочеловек у Вагнера и в античности Как уже многократно говорилось в предыдущих главах, к мифической проекции человеческой истории на сферу нуминозного относится и то, что божественные силы принимают человеческий облик. Так, Зигфрид является "мыслью

Человек и группа в античности

Человек и группа в античности Обзор новой зарубежной литературыВ последние годы за рубежом вышло несколько книг по истории Древних Греции и Рима, в большей или меньшей мере связанных с одной из самых существенных, как выясняется, проблем изучения античного общества.

От Античности к Средневековью: Аврелий Августин

От Античности к Средневековью: Аврелий Августин Принадлежность к социуму не есть специфика человека, но коренное отличие человеческого коллектива от стада, роя или стаи заключается в следующем: чтобы социализироваться, человек должен усвоить определенные ценности.

ЛЕКЦИЯ № 2. Культура от древних до новейших времен

ЛЕКЦИЯ № 2. Культура от древних до новейших времен 1. Смена культур В понимании теории культуры большую роль играет такой принцип, как историзм. То есть подход к изучению культуры должен быть как к явлению, развивающемуся во времени. Ведь для истории характерна такая

ЛЕКЦИЯ № 3. Культура России

ЛЕКЦИЯ № 3. Культура России 1. Культура древних славян Славяне – часть древнейшего индоевропейского этнического единства. В состав индоевропейской семьи они входят вместе с европейцами. Их история представлена в древних книгах. Например, в Библии говорится о трех

ЛЕКЦИЯ № 4. Религия и культура

ЛЕКЦИЯ № 6. Современная культура

ЛЕКЦИЯ № 6. Современная культура 1. Особенности современной культуры Облик современной культуры заметно отличается от остальных эпох ее развития. Часть населения мира остается приверженцами традиционных культур, существуют племена, где культурное развитие находится

Лекция 10

Античный тип культуры

Почему Древняя Греция считается колыбелью европейской цивилизации? Ответ прост: потому, что к идеям и образам древнегреческой культуры можно свести практически все достижения этой цивилизации.

Характер любого народа формируется под влиянием природы, которою он окружен, и греки не были исключением.

Эгейское море, заключенное между Элладой с запада и Малой Азией с востока, является центром греческой культуры. По обеим сторонам расположились перед материком многочисленные острова: Эвбея с плодородными низменностями; Лесбос; Хиос, прославленный вином и мрамором; Самос; Родос. С юга замыкает греческий архипелаг самый значительный по площади остров Крит. Собственно Греция, самая южная часть Балканского полуострова, отделена от северных его областей горным хребтом.

Своей горной границей Греция была направлена на море, кроме того, вся ее береговая линия в связи с островами способствует мореплаванию как нигде в Европе.

Для наглядности можно привести периодизацию истории Древней Греции:

- эгейский, или крито-микенский (III-II тыс. до н. э.);

- предполисный период (XI-X вв. до н. э.);

- архаический период (VIII-VI вв. до н. э.);

- классический период (V-IV вв. до н. э.);

- эллинистический период (вторая половина IV – середина I в. до н.э.).

Однако активизация политической жизни началась лишь в самом конце VII в. до н. э. После гражданских войн в Афинах в VI в. до н. э. произошли существенные изменения в обществе.

Это выразилось в окончательном оформлении рабовладельческих полисов в большей части Греции. Временем наибольшего подъема греческого полиса и высшего расцвета эллинской культуры был V в. до н. э.

Таким образом, всего лишь три поколения культурных деятелей, жизнь которых практически укладывалась в классический период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации и создали образцы для подражания на тысячелетия вперед.

Вообще стремление древних греков к идеалу, совершенству, гармонии, характерное для их мировосприятия, очень сильно повлияло на все стороны культуры, в том числе и на художественную. Чего бы не касалась рука древнегреческого мастера, будь то амфора, столик или какой-либо другой предмет быта, – все становилось предметом искусства, хотя и сохраняло свою бытовую функцию.

Пластичность – основа греческого миропонимания, поэтому эллины отдавали предпочтение именно пластическим видам искусства – архитектуре и скульптуре.

Объединяющим началом всего художественного творчества являлась его гуманистическая направленность, восприятие человека как главной эстетической ценности.

Полис приходит на смену родовому строю в VII веке до н. э. после крушения власти родовой земельной аристократии как новая общественная, политическая и экономическая структура. Полис или город-государство состоял из собственно города, который являлся центром государства, и примыкающей к городу территории, являющейся собственностью свободных граждан.

Но место полиса не ограничивалось столь узким пониманием как города с его территориальной, административной структурой, в греческом сознании это понятие имело более глубокое содержание.

Основным средством производства Греции была земля. И только владелец земли считался полноправным гражданином. Кровные родственники (владельца земли) составляли ядро семьи, но были и люди, зависящие от главы семьи, – периферия. Но не только это определяло автономию семьи. Это объединение несло и сакральное значение. У каждой общины было свое божество, покровитель и, следовательно, культ, что также обособляло ее в самостоятельное целое. Именно из таких групп, взаимодействующих друг с другом, и состоял полис.

Таким образом, люди, связанные общественными и культурными узами, составляли замкнутую общность, т. е. нельзя быть гражданином вне рамок коллектива, человек мог чувствовать себя полноценным только являясь частью общего. В то же время коллектив этот существовал не как подавляющее человека огромное государственное целое, а как интимное, близкое его окружение, как нечто свое, привычное.

Человек, являясь членом гражданской общины, жизнь которой регулировалась нормами, основанными на идее справедливости, был защищен от произвола.

Гражданин-собственник одновременно являлся и воином, обеспечивающим неприкосновенность полиса, а значит и своей собственности. Поэтому высшая доблесть гражданина заключалась в защите своего полиса. С экономической жизнью полиса связана еще одна особенность. Экономика базировалась на земледелии, скотоводстве, виноградарстве. Основным принципом хозяйства была идея самообеспеченности, которую можно рассматривать как экономическую основу свободы.

Таким образом, полис осуществлял экономические, военные и политические функции.

Для полисного мировоззрения было характерно представление об особой связи города с богами. Полис, так же как и семейная община, находился под покровительством бога, соответственно и гражданин находился под покровительством бога, т. е. жизнь гражданина была не только защищена законами и установлениями полиса, но и охраняема богами. Поэтому жизнь вне рамок полиса была просто невозможна.

Невозможность существования человека вне коллектива ставит благополучие человека в зависимость от благополучия полиса. Частный интерес неотделим от общего, постоянное их взаимодействие было обеспечено властью народного собрания и строгими законами.

Мерило ценности человека – его служение государству, главное в человеке то, что объединяет его с согражданами, т. е. общественная личность, а не его неповторимая индивидуальность.

Полисный строй воспитал у греков особое мировоззрение. Он научил их ценить реальные способности и возможности человека – гражданина. Главное в жизни древних греков – ориентация на успех, что было равнозначно счастью. Счастлив тот, кто сильнее, умнее, красноречивее. Постепенно в греческом обществе утверждается идея о победе в состязании как высшей ценности, прославляющей победителя и приносящей ему почет и уважение в обществе (агональность).

Формирование этих представлений об агоне дало начало различным играм, носившим аристократический характер. Этот дух пронизывал почти все стороны жизни и деятельности древних греков, будь то публичное обсуждение законов или Олимпийские игры, театральные постановки или судебные тяжбы. У древних греков сами боги состязаются. Более того, согласно греческой мифологии, наблюдаемый миропорядок возник в результате победы Зевса над Кроном, а затем над титанами. В честь этой славной победы и были устроены состязания смертных людей на Олимпии.

Для древних греков славное имя было нетленным, непреходящим, ценное само по себе, оно не покупается и не продается, славное имя превосходит всякую материальную награду.

Таким образом, полис представлял собой замкнутую структуру не только в экономической, политической сферах жизни, но и в сфере морали, нравственности, норм поведения, поэтому полисная идеология ориентирована на сохранение этих традиций.

Однако идеальное соответствие полиса исходному уровню развития производительных сил приходит в противоречие с потребностями развития этих сил, с движением жизни. Обогащение жизни, распространение на этой основе досуга, искусства не укладывается в жесткие рамки полиса. Без развития нельзя жить, но оно же уничтожает ценности, придававшие жизни смысл.

Полис живет в постоянном нарушении живой нормы, исходя из этого, центральной проблемой античной культуры является соотношение идеала и жизни. Отличительная особенность античности состоит в том, что это противоречие не находит в себе разрешение. В повседневной реальности античное общество предстает перед нами как раздираемое глубочайшими противоречиями, знающее такие формы общественной вражды и розни, которые позднейшие эпохи даже не представляли себе. В пределах гражданского единства, как его изнанка, разворачивались и социальные антагонизмы верхов и низов, и борьба демократии с постоянно возникавшими олигархиями, и подозрительность по отношению к каждому, кто выделился и стал выше массы, хотя бы он даже выделился своими подвигами и самоотверженным служением полису.

Идеал полисного общежития с его нормами героизма, гармоничности развития, гражданской солидарности, консервативной морали и спокойного подчинения личности обществу оказывается трансформированным в особую сферу мифологизированного бытия. Она активно воздействовала на человеческую практику, утверждала в ней свои нормы, но ни когда этой практикой не исчерпывалась.

Культура Древнего Рима (III в. до н. э. – V в. н. э.) во многом базировалась на греческой. Обе культуры формировались на базе античной гражданской общины и основных ее ценностей. Служение общине было долгом и благом и эллина и римлянина. И греки, и римляне, будучи свободными, противопоставляли свободу рабству. И те, и другие не мыслили себя вне самой тесной связи гражданской общины с богами и полубогами, покровительствующими ей.

Вместе с тем между греками и римлянами имелись и серьезные различия. Наиболее яркой особенностью древнеримской культуры явилась высокая степень различия практической деятельности: военное дело, право, историческая наука, риторика, сатира, зрелища.

Так, у греков было славное прошлое (Троянская война), римлянам же надо было постоянно утверждать себя в настоящем. Войны во многом определили организацию, строй жизни и всю историю Рима. Различна и мифология Древней Греции и Древнего Рима. Греческие мифы – о богах и героях, римские – о самом Риме, его победах и славе. Главный римский миф об основателях города Ромуле и Реме. Мифы объясняли настоящее и давали руководство в будущих делах. Вся римская действительность с постоянными войнами делала наиболее ценимыми в обществе такие качества, как мужество, верность, стойкость, гордое достоинство, суровая сдержанность. Особая роль в римском обществе принадлежала праву.

Римской культуре не свойственен космизм греческой культуры. Человек в римской культуре – это, прежде всего, гражданин Рима, Римской империи. Человек как часть социума, общества обретает себя не как неразрывная часть природы, а как неразрывная часть установившейся политической системы. Он нацелен на карьеру, государственную деятельность, возвышение над другими. Поэтому и архитектурные формы не соизмеримы с человеком, их цель – поразить человека своим величием. Искусство Рима богато и разнообразно. Если греки стремились к созданию идеальных прекрасных образов граждан, то римляне передавали неповторимую индивидуальность своих моделей. В статуе в рост римляне решили другую проблему – образ делового человека, оратора, гражданина республики. Позы просты и естественны, жесты полны достоинства, в лицах нет идеализации. В период империи появились бесчисленные идеализированные статуи императоров. Скульптуры отличались героизацией образа, внешним пафосом. Основная черта науки в римском обществе – подход к знаниям не как к теории, а как к практической дисциплине. Это определило характер римского образования и науки. Особую роль в Древнем Риме играли исторические науки, биографическое творчество.

Идеальное равновесие античного мира постоянно разрушалось, но постоянно поддерживалось и когда распад его определился окончательно, начался тот предсмертный кризис, который заполняет целую эпоху в истории Европы – переходное состояние от античности к средним векам. Переворот был связан с распространением христианства, но не сводился к нему. Христианство только усилило ощущение, что человек вообще не принадлежит полисному миру, что он оставлен наедине с чем-то всеобщим и абсолютным – историей, судьбой, богом. Единство человека и государства исчерпало себя – исчерпался ценностный смысл полисного принципа античного мира.

Урок 2. Античное искусство: Древняя Греция и Древний Рим

Античное искусство – одно из красивейших и совершеннейших во всей истории человечества. Именно во времена Античности были заложены традиции искусства, получившие развитие в последующие периоды истории.

На первое место вышел человек во всей своей красоте и совершенстве. И, если раньше поклонялись божествам, мифологическим существам и священным животным, в античном искусстве даже боги изображены в виде людей. Древнегреческая мифология дала огромный импульс развитию всех видов искусства, да и саму мифологию тоже можно считать искусством.

Цель урока: изучить развитие искусства в период Античности, познакомиться с основными трендами в искусстве Древней Греции и Древнего Рима.

Изучив урок, вы получите представление, как развивались архитектура, скульптура, живопись, литература, музыка и зрелищные искусства в древнегреческий и древнеримский периоды истории.

Содержание:

Как вы уже поняли, начнем мы с истории искусства Древней Греции.

Искусство Древней Греции

Искусство Древней Греции – это все произведения искусства, созданные собственно в Греции, греческих колониях, на территории эллинистического побережья Передней Азии и в части Скифии, испытывавшей влияние древнегреческой культуры, до момента, когда Греция оказалась под властью Рима, т.е. до 2 века до нашей эры.

В истории древнегреческого искусства принято выделять несколько основных этапов:

  • Эгейская, она же Крито-Микенская культура – 3-2 тыс. лет до нашей эры.
  • Гомеровский, он же геометрический период – 12-8 века до нашей эры.
  • Архаический период – 7-5 века до нашей эры.
  • Классический период – конец 5-4 век до нашей эры.
  • Эллинизм – конец 4 века до нашей эры – 2 век нашей эры.

Каждому из периодов свойственны свои черты и закономерности. Мы посмотрим, как развивались различные виды искусства в каждый из периодов. Пойдем по уже привычной и отработанной нами схеме:

  • Архитектура.
  • Скульптура.
  • Живопись.
  • Письменность и литература.
  • Музыка и зрелищные искусства.

Архитектура

Памятники архитектуры древнегреческого периода сохранились достаточно хорошо и в большом количестве, что позволяет увидеть определенные тренды и закономерности в развитии.

Крито-Микенский период

Крито-Микенский период характеризуется активными контактами со странами Востока, заимствованием восточной культуры и адаптацией ее к западным традициям. Как вы помните, в Древнем Египте особое внимание уделяли погребальным сооружениям, а примером адаптации к западным традициям могут служить микенские гробницы:

Микенские гробницы

Примером адаптации традиций строительства может служить Кносский дворец, названный так по наименованию древнего города Кносс на острове Крит:

Кносский дворец

К слову, Кносский дворец считается первым в истории человечества образцом многоэтажного строительства с водопроводом, канализацией, искусственным освещением, подземными сооружениями (лабиринтом), вентиляцией и даже отоплением. Схема лабиринта была воспроизведена на монетах Римского периода, когда Греция оказалась под властью римлян.

В целом, древнегреческие архитектурные традиции были более светскими, чем восточные, и у греков было меньше кричащей вызывающей роскоши. Этот тренд сохранился и в последующие периоды.

Гомеровский период

Архаический период

Архаический период характеризуется зарождением двух определяющих стилей и направлений – ионического и дорического. Они во многом похожи, поэтому разницу, малозаметную для неспециалиста, лучше изобразить схематически:

Основные различия ионического и дорического стиля

Классический период

В классический период господствует дорический стиль, который изначально отличается некоторой тяжеловесностью, но затем прогрессирует до легких изящных форм. Образцы дорического стиля – это, например, храм Геры в Олимпии и храм Зевса в Афинах:

Храм Зевса в Афинах

В конце классического периода получает развитие такое направление в архитектуре, как коринфский стиль, который занимает господствующее положение в следующий период эллинизма.

Эллинизм

Период эллинизма в архитектуре Древней Греции прошел под эгидой коринфского стиля. Его красота и изящество стали определяющими для всей эпохи, а присущие ему тренды сохранились и в последующие периоды истории. Одним из красивейших образцов коринфского стиля является мавзолей в Галикарнасе на территории современного Бодрума в Турции:

Мавзолей в Галикарнасе

Мавзолей в Галикарнасе по сей день открывает все новые и новые тайны, что находит отражение в научных исследованиях 21 столетия [К. Jeppeson, 2002].

Напомним, границы влияния Древней Греции были намного шире, нежели территория современной Греции, а культурный обмен благодаря тому, что Эгейское и Средиземное моря были судоходными, шел достаточно интенсивно.

И прежде, чем мы продолжим, предлагаем вам выполнить небольшое, но очень интересное задание.

Выше вы познакомились с основными периодами развития архитектуры Древней Греции и наверняка в общих чертах уловили характерные их признаки и черты. На этом и основывается следующее задание.

Скульптура

Теперь о скульптуре и, как и в предыдущем разделе, пройдемся по всем периодам. Памятники самого древнего периода истории не столь многочисленны, как более поздних, но от того не менее прекрасны.

Крито-Микенский период

Интереснейшим образцом скульптуры Крито-Микенской культуры является барельеф, венчающий Львиные ворота на входе в акрополь в Микенах. Мы можем видеть элементы заимствования из египетских скульптурных традиций, однако греческой скульптуре свойственны более плавные линии:

Львиные ворота

Гомеровский и архаический период

Голова юноши

Классический период

Эллинизм

Лаокоон

Живопись

Начнем, как обычно, с Крито-Микенской культуры, она же Эгейская. В живописи, как и в архитектуре и скульптуре, прослеживается тема заимствования восточных традиций.

Крито-Микенский период

Как и в предыдущих разделах, обратимся к наиболее сохранившемуся и потому наиболее информативному памятнику искусства. Элементы сходства в росписи Кносского дворца видны невооруженным глазом, однако силуэты не такие строгие и симметричные, как у египтян, а линии более плавные:

Фрески Кносского дворца

Гомеровский период

Амфора с геометрической росписью

Архаический период

В архаический период, помимо геометрической росписи, стали чаще использоваться изображения людей и животных, особенно лошадей. Тут мы вновь видим явное заимствование из египетской культуры. Люди часто изображены с выставленной вперед ногой, что было свойственно изображениям людей в Древнем Египте. Например, как на работах мастера вазописи Евфрония:

Работа вазописца Евфрония

Классический период


Эллинизм

В эпоху эллинизма художники традиционно старались не только изобразить событие, реальное или мифическое, но и максимально убедительно передать эмоции. Примером может служить картина Тимомаха, изображающая Медею в момент сомнений – убивать или не убивать своих детей:

Письменность и литература

Литература Древней Греции начала развиваться до момента появления и распространения письменности. Так, мифы и легенды Древней Греции, связанные с религиозными представлениями, изначально передавались в устной форме.

  1. Развитие эпоса, лирики, возникновение драмы, комедии, зарождение прозы.
  2. Расцвет драмы, комедии, философии, красноречия, всех видов поэзии и прозы.

Рубиконом считается 5 век до нашей эры, т.е. архаический период. В классический период мощного расцвета достигли драматургия и комедия. Произведения Софокла, Эсхила, Аристофана, Еврипида по сей день пользуются популярностью.

Музыка и зрелищные искусства

Положение человеческих фигур на некоторых фресках Кносского дворца позволяет предположить, что уже тогда древним грекам были известны танцы и единоборства. Состязания спортсменов организовывались в присутствии зрителей, и спорт в Древней Греции изначально был зрелищным мероприятием. Возможно, это и стало предпосылкой к появлению Олимпийских игр.

Не менее захватывающим зрелищем были лошадиные бега или скачки. В 680 году до нашей эры гонка на колесницах была включена в программу олимпийских соревнований.

О развитии музыки известно из греческой мифологии. В частности, из мифа об Орфее и Эвридике. Согласно мифу, музыка Орфея очаровывала не только людей, но даже зверей и птиц. В распоряжении древних греков было множество музыкальных инструментов: арфа, лира, форминга, многоствольная флейта (сиринга), самбука и прочие.

Амфитеатр в Ларисе

В рамках темы зрелищных искусств стоит затронуть тему костюмов, которые шили для театральных постановок. Ткани почти никогда не сшивались, а вся красота форм достигалась за счет драпировки. Этот же тренд был характерен для повседневной одежды.

Искусство Древнего Рима

История искусства Древнего Рима ведет отсчет со 2 века до нашей эры, т.е. с момента, когда в результате 2-й Македонской войны римлянам удалось подчинить Грецию, и вплоть до падения Западной Римской империи в 476 году нашей эры. История Древнего Рима имеет свою периодизацию:

  • Царский период.
  • Республика.
  • Империя.

Ввиду того, что тренды в искусстве для всех периодов имели много общего, мы будем рассматривать виды искусства только по направлениям, без разделения на периоды. Мы рассмотрим все основные тренды в искусстве на территории Римской империи, которая во время своего расцвета во 2 веке нашей эры охватывала земли от современной Великобритании до Судана и от Португалии до Ирака.

Архитектура

История римской архитектуры и искусства – это история заимствований. В архитектуре Древнего Рима прослеживаются элементы архитектуры едва ли не всех завоеванных территорий, но самое сильное влияние оказали традиции эллинизма. В частности, римляне высоко оценили пространственные решения, принятые в его архитектуре.

Однако римская архитектура была более прикладной, чем у греков, и архитектор был, в первую очередь, инженером, и уже потом дизайнером. Большого успеха римляне достигли в строительстве крепостей, водопроводов, очистных сооружений, мостов, акведуков и прочего. Параллельно появляются новые типы сооружений: виллы, библиотеки, архивы.

Ввиду прикладного характера архитектуры и ограниченного количества времени на строительство фортификационных сооружений в условиях бесконечных войн, римляне работали над усовершенствованием технологий строительства и строительных материалов. Так, именно римляне изобрели бетон.

Колизей

Скульптура

Скульптура Древнего Рима была заметно ближе к реализму, чем это было принято в прочих культурах. Так, скульптурные и портретные композиции стремятся передать реальность настолько, что даже не исправляют некоторые изъяны и асимметрию во внешности человека. В итоге римский скульптурный портрет стал своего рода хранителем истории, благодаря чему мы понимаем, как в реальности выглядели правители и прочие политические деятели Древнего Рима.

Мальчик, вынимающий занозу

Живопись

Бытовые сюжеты распространены и в живописи Древнего Рима, в основном, на фресках. И, в целом, древнеримская живопись известна нам преимущественно по настенным росписям. Искусство стенописи развивалось бурными темпами, что привело к формированию четырех самостоятельных стилей в стенописи:

Стенопись: основные стили

Письменность и литература

Латинский язык, на котором говорили в Древнем Риме, сформировался примерно в 4 веке до нашей эры, хотя появился намного раньше, ориентировочно в 8 столетии до нашей эры. Словарь латинских слов содержит множество заимствований из языков разных народов мира, в том числе греческого.

Его ученик Тит Макций Плавт стал известным комедиографом и профессиональным актером, игравшим в своих же комедиях. До сегодняшних дней дошли два десятка его комедий. В целом, его творчество стало началом национальной римской литературы и театра.

Помимо собственно художественных произведений, в Древнем Риме были популярны философские трактаты Сенеки, Плиния-старшего и Плиния-младшего, исторические очерки Юлия Цезаря, Тацита, Антония Юлиана и многих других.

Музыка и зрелищные искусства

Театр в Древнем Риме долгое время был на вторых ролях. Спектакли шли на специально сооруженных для этого деревянных подмостках, которые после мероприятий уничтожались. Первый стационарный деревянный театр появился в 179 году до нашей эры, первый каменный театр – в 178 году до нашей эры.

Спектакли в Древнем Риме, в отличие от Греции, носили преимущественно развлекательный характер. Было не принято использовать сцену для восхваления богов и правителей. Возможно, именно поэтому театр в Древнем Риме не пользовался поддержкой государства.

Такой же и даже больший ажиотаж вызывали бои гладиаторов. Это эксклюзивное явление в древнеримской культуре: таким способом рабы могли получить свободу, если победят в турнире. Нередко кандидаты в магистраты использовали всенародную любовь к гладиаторским боям в качестве предвыборной агитации, организовывая такие зрелища для своих потенциальных избирателей.

Музыкальная культура Древнего Рима впитала в себя традиции многих народов, однако наибольшее развитие получила инструментальная музыка. Представители высших слоев древнеримского общества имели собственные оркестры, где на музыкальных инструментах играли рабы, а сольные исполнители практиковали турне по различным городам, где показывали свое мастерство на концертах. У знати стало трендом обучать своих детей музыке, нанимая действующих музыкантов и преподавателей.

И даже высшие правители, такие, как, к примеру, император Нерон, были не чужды музыки. Так, Нерон писал стихи, пьесы и увлекался пением. Нотных записей древнеримского периода нет, о развитии музыкальной культуры можно судить лишь по упоминаниям в литературе и сохранившимся изображениям. Например, на вилле в Боскореале найдена фреска, изображающая даму с кифарой:

Дама с кифарой

Обратим внимание на еще один аспект, повлиявший на развитие искусства в Древнем Риме. Там издревле серьезное внимание уделялось культуре публичных выступлений. Например, Марк Цицерон известен не только как политический деятель, но и как блестящий оратор. Понятно, что для декламации стихов и постановки спектаклей ораторское мастерство имело большое значение, и развитие культуры публичных выступлений было на руку развитию искусства в целом.

Мы в общих чертах изучили развитие искусства в период Античности, познакомились с основными трендами в искусстве Древней Греции и Древнего Рима, и теперь вы точно готовы пройти проверочный тест.

Проверьте свои знания

Особенности античной культуры

Эпоха культуры начинается с образования греческих по­лисов — городов-государств — на присредиземноморских зем­лях Эллады и Малой Азии в начале первого тысячелетия до н.э. В Греции и Риме в эту эпоху интенсивно развиваются ското­водство, земледелие, добыча металлов в рудниках, ремесло, тор­говля. Распадается патриархальная родоплеменная организа­ция общества. Растет имущественное неравенство семей. Ро­довая знать, богатеющая благодаря использованию труда ра­бов, ведет борьбу за власть. Общественная жизнь протекает бурно — в социальных конфликтах, войнах, смутах, полити­ческих переворотах.

Античная культура на протяжении всего времени своего существовании остается в объятиях мифологии . Более того, она сливает разрозненные племенные мифы в единую религиоз­но-мифологическую систему, которая становится основой всего античного мировоззрения.

Однако динамика общественной жизни, усложнение со­циальных отношений, рост знаний подрывают архаические формы мифологического мышления. Торговые связи и море­ходство расширяют кругозор древних греков. Алфавитное письмо дает грекам возможность записывать различные све­дения, наблюдения, которые трудно было уложить в мифоло­гические каноны. Необходимость поддерживать обществен­ный порядок в государстве требует замены племенных норм поведения упорядоченными кодексами законов. Публичная политическая жизнь стимулирует развитие ораторского ма­стерства, культуры мышления и речи. Совершенствование ремесла, строительства, военного искусства все больше вы­ходит за рамки освященных мифом образцов.

Таким образом, расцвет мифологии в античную эпоху со­провождается борьбой против архаических традиций мифо­логического сознания, сковывающих свободу мысли, рост знаний, развитие трудовой деятельности. Стремление разре­шить это внутреннее противоречие античной культуры со­ставляет движущую силу ее развития.

История античной эпохи разделяется на две частично на­кладывающиеся друг на друга фазы — греческую и римскую античность .

Время существования античной культуры — VIII век до н.э. -V век н.э. Периоды:

• архаика — VIII-VI вв. до н.э.;

• классика — V-IV вв. до н.э.;

• эллинизм — IV — I вв. до н.э.

Основные параметры античной культуры были заданы древними греками:

• острова Эгейского и Ионического морей;

• западное побережье Малой Азии;

• небольшая материковая часть Балканского полуострова;

• юг Италии и Сицилийское побережье.

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Читайте также: