Основатель религии христианство кратко

Обновлено: 30.06.2024

Христианство — самая крупная мировая религия как по численности приверженцев, которых около 2,1 млрд, так и по географической распространенности — почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община [3] .

Христианство возникло в I веке в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи, первоначально в среде евреев, но уже в первые десятилетия своего существования получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп [4] . В качестве государственной религии христианство впервые было принято в Великой Армении в 301 году [5] [6] [7] .

Содержание

Возникновение христианства



Христианство зародилось в I веке в Палестине, в иудейской среде в контексте мессианских движений ветхозаветного иудаизма. Уже во времена Нерона христианство было известно во многих провинциях Римской империи.

Корни христианского вероучения связаны с ветхозаветным иудаизмом. Согласно Священному Писанию, Иисус был обрезан, воспитывался как иудей, соблюдал Тору, посещал синагогу в Шаббат (субботу), соблюдал праздники. Апостолы и другие первые последователи Иисуса были евреи. Уже через 20 лет после основания церкви христианство начало распространяться среди других народов [8] .

Численность

В настоящее время число приверженцев христианства во всём мире превышает 2 млрд [3] , в том числе:

  • в Европе — по различным оценкам от 400 до 550 млн [9] ,
  • в Латинской Америке — около 380 млн [10] ,
  • в Северной Америке — 180—250 млн:
      — 160—225 млн [11] , — 25 млн [12] ),

    Приблизительное число приверженцев различных христианских конфессий:

      — около 1,15 млрд [16] , в том числе:
      • около 17 млн католиков восточных обрядов[17] ;
      • 105 млн пятидесятников;
      • около 88 млн англикан[18] ;
      • около 75 млн пресвитериан и близких к ним течений;
      • 70 млн методистов;
      • 70 млн баптистов;
      • 64 млн лютеран;
      • 16 млн адвентистов седьмого дня[19] ;
      • последователей Армянской апостольской церкви — около 9 млн [21] .

      Христианские конфессии и учения

      Автономные православные церкви

      Неканонические православные объединения

      В наши дни в христианстве существуют следующие основные направления:

      Католицизм

      Православие

      Древневосточные церкви

      Протестантизм

      Основные конфессии (более 10 млн. членов церкви)

      Другие конфессии

      Течения в протестантизме

      Вероучение



      Теология

      Христианство принимает ветхозаветную, восходящую к Аврааму, традицию почитания единого Бога (монотеизм), творца Вселенной и человека. Вместе с тем основные направления христианства привносят в монотеизм идею Троицы: трёх ипостасей (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух), единых по своей божественной природе.

      Основные черты христианской религии



      Отсюда можно видеть, что христианство, исповедуя идеализм, уделяет большое внимание и материальному, стремясь к гармонии материи и духа. Оно не отрицает ни одной из сфер жизни, но стремится облагородить их все, считая, однако, лишь средствами к достижению человеком духовного богоподобного совершенства.

      Кроме перечисленных черт, христианской религии свойственны:

      1. Существенная метафизичность её содержания
      2. Для католических церквей Востока и Запада — учение о непогрешимости церкви в вопросах догмата, в силу действующего в ней во все времена Духа Святого.

      Христология

      Христология — это учение об Иисусе Христе. В христианстве Иисус рассматривается как предсказанный библейскими пророчествами Ветхого Завета Мессия. Ортодоксальная (католики, православные и протестанты) точка зрения утверждает, что Иисус Христос — это Богочеловек — не полубог и не получеловек, но существо, соединяющее в себе во всей полноте как божественную, так и человеческую природу, воплощенный Сын Божий, существовавший вечно на Небе до своего рождения на Земле, единосущный своему Отцу (одной природы с Ним). Арианство считало Иисуса Христа совершенным творением Бога, созданным прежде мира. Несторианство разделяло божественную природу Логоса и человеческую природу Иисуса. Монофизитство, напротив, говорит о поглощении человеческой природы Иисуса божественной природой Логоса.

      Христианская антропология

      Согласно христианскому вероучению, человек создан по образу и подобию Божьему. Он был совершенен изначально, но пал вследствие грехопадения. Падший человек обладает грубым, видимым телом, исполненной страстей душой и духом, устремленным к Богу. Между тем, человек един, посему спасению (воскресению и обожению) подлежит не только душа, но весь человек, включая тело. Совершенным человеком, неслиянно соединенным с божественной природой, является Иисус Христос. Однако христианство подразумевает и иные формы посмертного существования: в аду, раю и в чистилище (только у католиков).

      Учение о таинствах

      История христианской церкви

      Доникейский период (I — начало IV века)

      Ранний период церковной истории охватывает три века — до Никейского (I Вселенского) Собора.

      Апостольский век

      I век обычно называют апостольским. По преданию, в течение 12 лет после Пятидесятницы апостолы оставались в окрестностях Иерусалима, а затем отправились на всемирную проповедь.

      После разрушения Иерусалима значение церковного центра переходит к столице империи — Риму, освященному мученичеством апп. Петра и Павла. С правления Нерона начинается период гонений. Последний апостол Иоанн Богослов умирает ок. 100 годa, и с ним заканчивается апостольский век.

      Апостольские мужи явились переходной группой от самих апостолов к т. н. апологетам. Апология (от др.-греч. ἀπολογία — оправдание) — это слово о заступничестве, направляемое к императорам-гонителям. Оправдывая христианство как справедливую и разумную религию, апологеты вольно или невольно переводили истины веры на язык разума, и так рождалось христианское богословие. Первым из подобных апологетов-богословов был мч. Иустин Философ из Самарии, философ-платоник, после своего обращения (ок. 133 г.) прибывший в Рим, где основал богословскую школу для борьбы с еретиками-гностиками. Иустин Философ погиб в гонение имп. Марка Аврелия в 166 г.

      Христианизация Армении

      В 301 году Великая Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии [24] [25] , что связано с именами святого Григория Просветителя и армянского царя Трдата III Великого.

      Именно начало Диоклетианова гонения (302 год) заставляет общину девичьего аскетерия бежать в Армению [26] . Св. девы были замучены армянским царём Тиридатом. Но это способствовало обращению его царства через проповедь св. Григория Просветителя, крестившего Армению в 301 году и ставшего первым епископом Армении. Таким образом, Армения стала первым в мире христианским государством [27] .

      Эпоха гонений закончилась с воцарением св. равноап. Константина Великого. Начался новый период истории Церкви.

      Христианизация Грузии

      Грузинская христианская церковь основана, по преданию, в I веке апостолом Андреем Первозванным [28] [29] . В 324 году трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии. Церковная организация находилась в пределах Антиохийской Церкви [30] . Грузинская церковь считается одной из древнейших христианских церквей в мире [31] [32] [33] [34] [35] .

      IV—VIII вв.

      При Константине Великом и его преемниках христианство быстро становится государственной религией. Этот процесс имеет ряд особенностей. Обращение огромных масс вчерашних язычников резко понижает уровень Церкви, способствует возникновению массовых еретических движений. Вмешиваясь в дела Церкви, императоры часто становятся покровителями и даже инициаторами ересей (напр., монофелитство — типично императорская ересь). Аскетически настроенные христиане скрываются от этих смут в пустынях. Именно в IV в. быстро расцветает монашество, и появляются первые монастыри. Процесс преодоления ересей происходит через формирование и раскрытие догматов на семи Вселенских Соборах.

      Расцвет монашества в Египте, Сирии и Палестине

      Во всех трёх названных областях монашество возникло независимо друг от друга. Но египетское монашество считается древнейшим. Его основатель преподобный Антоний Великий ещё в 285 г. удалился в глубину пустыни на гору Колизму. Его ученик — преподобный Макарий Египетский положил начало подвижничеству в Скитской пустыне, а преподобный Пахомий Великий основал ок. 330 г. первый египетский монастырь в Тавенниси.

      В Палестине основателями монашества были преподобный Харитон Исповедник — строитель Фаранской Лавры (330-е гг.) и преподобный Иларион Великий — строитель Лавры у Маюма (ок. 338 г.).

      В Сирии — преподобный Иаков Низибийский († 340-е гг.) и его ученик преподобный Ефрем Сирин (373 г.), который также известен как родоначальник Эдесско-Низибийской богословской школы.

      IX—XI вв.

      В начале VIII века во всём христианском мире произошли крупные изменения, связанные с экспансией ислама. В 711 г. арабы переправились через Гибралтарский пролив, быстро захватили Испанию и двинулись вглубь современной Франции.

      Разделение церквей (формально 1054 г.)

      Поводом Великой схизмы 1054 года послужил спор из-за земель в Южной Италии, формально принадлежавших Византии. Узнав, что греческий обряд там вытесняется и забывается, Константинопольский патриарх Михаил Керуларий закрыл все храмы латинского обряда в Константинополе. Одновременно он требовал от Рима признать себя равным по чести Вселенским патриархом. Лев IX отказал ему в этом и вскоре умер. Между тем в Константинополь прибыли папские послы во главе с кардиналом Гумбертом. Обиженный патриарх не принимал их, а лишь предъявлял письменные обличения латинских обрядов. Гумберт, в свою очередь, обвинил патриарха в нескольких ересях, а 16 июля 1054 года самовольно объявил анафему патриарху и его последователям. Михаил Керуларий ответил Соборным постановлением (воспроизводящим все обвинения Фотия в 867 году) и анафемой на всё посольство. Таким образом, по жанру это была очередная схизма, далеко не сразу осознанная как окончательный разрыв между Востоком и Западом.



      Действительное разделение церквей было длительным процессом, проходившим на протяжении четырёх столетий (с IX по XII в.), а его причина коренилась в возраставшем различии экклезиологических традиций.

      Святые

      Более 150 тысяч людей причислены христианами к лику святых (см. Канонизация). Святые, канонизированные до разделения церквей, почитаются как католиками, так и православными.

      Среди всех религий, христианство – самое распространенное и влиятельное учение. Оно включает в себя три официальных направления: православие, католицизм и протестантизм, и множество непризнанных сект. Современная религия христианство – это учение о Богочеловеке Иисусе Христе. Христиане верят, что он – Божий сын, и был послан на Землю, чтобы искупить грехи всего человечества.

      Основы христианства: в чем суть религии

      фото 453

      Согласно сохранившимся документальным источникам, христианство зародилось в 1 веке нашей эры, на территории современной Палестины. Родившийся в Назарете, в простой семье гончара, проповедник Иисус Христос принес иудеям новое учение – о едином Боге. Себя он называл сыном Божьим, которого Отец послал людям, чтобы спасти от греха. Учение Христа было учением о любви и всепрощении. Он проповедовал ненасилие и смирение, подтверждая свои убеждения собственным примером. Последователей Иисуса называли христианами, а новую религию – христианством. После распятия Христа его ученики и сторонники распространяли новое учение по Римской империи, а вскоре и по всей Европе.

      На Руси, христианство появилось в 10 веке. До этого религией русичей было язычество –они обожествляли силы природы и поклонялись им. Князь Владимир, женившись на византийке, принял ее религию. Несмотря на возникающее повсеместно сопротивление, вскоре вся Русь подверглась обряду крещения. Постепенно, старая вера забылась, и христианство стали воспринимать как исконно русскую религию. На сегодняшний день в мире насчитывается более 2 млрд последователей учения Христа. Среди ни примерно 1,2 млрд относят себя к католической конфессии, около 0,4 млрд – к протестантской и 0,25 млрд – к православной. Многие носят серебряные кресты.

      Сущность Бога в представлении христиан

      Согласно ветхозаветному (первоначальному) христианскому вероисповеданию, Бог – един в своем обличии. Он начало всего и создатель всех живых существ. Такое восприятие Бога было догмой – единственным верным и нерушимым положением, утвержденным церковью. Но в 4-5 веках в христианстве появился новый догмат – Триединство. Его составители представляли Бога как три ипостаси одной сущности:

      • Бог-Отец;
      • Бог-Сын;
      • Бог-Святой Дух.

      Все сущности (Лица) равны и происходят одна из другой. Новое дополнение активно отвергалось представителями восточных конфессий. В 7 веке западно-христианская церковь официально приняла филиокве – дополнение о Триединстве. Это послужило толчком к расколу Единой Церкви.

      Человек в представлении религии – творение Бога, и ему не дано познать сущность своего создателя. Вопросы и сомнения – табу для истинно верующего христианина. Все, что человек должен и может знать о Боге, изложено в Библии – главной книге христиан. Она – своего рода энциклопедия, содержащая сведения о становлении религии, описания исторических событий до появления Иисуса и ключевые моменты его жизни.

      Богочеловек: кем был Иисус

      Учение о Богочеловеке – христология – повествует об Иисусе, одновременно как о воплощении Бога и как о сыне Божием. Он человек, поскольку его мать – человеческая женщина, но подобен Богу, поскольку его отец – Единый Бог. При этом христианство не считает Иисуса полубогом, и не относит к числу пророков. Он – единственное неповторимое воплощение Бога на Земле. Не может быть второго человека, подобного Иисусу, потому что Бог – бесконечен и воплотиться дважды не может. Появление Иисуса было предсказано пророками. В Ветхом Завете он представлен как Мессия – спаситель человечества.

      После распятия и физической смерти, человеческая ипостась Иисуса воплотилась в божественную. Его душа соединилась с Отцом в Раю, а тело предали земле. Этот парадокс Иисуса-человека и Иисуса-Бога выражен во Вселенском соборе формулой 4-х отрицаний:

      1. неслиянно;
      2. непревращенно;
      3. нераздельно;
      4. неразлучимо.

      Ортодоксальные ветви христианства почитает Иисуса как Богочеловека – сущность, воплотившую в себе божественные и человеческие черты. Арианство почитает его как творение Бога, несторианство – как две отдельные сущности: божественную и человеческую. Исповедующие монофизитство веруют в Иисуса-Бога, поглотившего свою человеческую природу.

      фото 454

      Антропология: происхождение человека и его предназначение

      Изначально, человек создан по его образу Божию, и обладает его силой. Перволюди Адам и Ева были подобны своему Создателю, но совершили первородный грех – поддались искушению и съели яблоко с дерева Познания. С этого момента человек стал грешен, а его тело бренно.

      Но человеческая душа бессмертна и может попасть в Рай, где ее ждет Бог. Чтобы оказаться в Раю, человек должен искупить свой грех физическими и духовными страданиями. В христианском понимании зло – искушение, а добро — смирение. Страдание – способ борьбы со злом. Восхождение к Богу и возврат к своей первоначальной сути возможен только через смирение. Оно ведет к свободе духа и пониманию истинной сути жизни. Людей, поддавшихся соблазнам, ждет Ад – царство Сатаны, в котором грешники вечно страдают, расплачиваясь за свои грехи.

      Что такое таинства

      В христианской вере есть уникальное понятие – таинство. Оно возникло, как определение особого действа, которое нельзя отнести ни к обрядам, ни к ритуалам. Знать истинную суть таинства может только Бог, человеку оно не доступно в силу его несовершенства и греховности.

      Самые важные таинства: крещение и причащение. Первое – это инициация верующего, вводящая его в число богоугодных людей. Второе – соединение с сущностью Иисуса, путем вкушения священного хлеба и вина, символизирующих его плоть и кровь.

      Православие и католицизм признают еще пять таинств:

      1. миропомазание;
      2. рукоположение;
      3. покаяние;
      4. брак;
      5. соборование.

      Протестантизм отрицает сакральность этих явлений. Для этой ветви также характерен постепенный отказ от аскетизма, как единственного для человека способа приблизится к божественной сути.

      Роль монархии в становлении религии

      Официальной государственной религией Рима было язычество, предполагающее обожествление действующего императора. Новое учение было принято в штыки. Гонения и запреты стали частью истории религии. Христианство запрещали не только исповедовать, но и вспоминать о его существовании. Проповедников подвергали пыткам, пожизненному заключению или смертной казни. Но приверженцы христианства почитали их как мучеников, и с каждым годом христианство распространялось все активнее.

      Уже в 4 веке император Константин был вынужден признать новое верование. Язычники устраивали бунты, протестуя против вмешательства императора в дела Церкви. Христиане уходили в пустыню и там организовывали монашеские поселения. Благодаря этому о новой религии узнали кочевники. Христианство постепенно распространялось по другим странам.

      Власть императора слабела. Настоятель римской Церкви, Папа Римский, объявил себя единственным представителем религии, и полноправным правителем Римской империи. Попытки найди баланс между стремлением к власти и сохранением христианского образа жизни стали главной моральной дилеммой для представителей высокого церковного сана.

      фото 455

      Ключевые моменты древней религии: раскол Церкви

      Причиной раскола христианства на три конфликтующих вероисповедания послужили споры о соединении божественной и человеческой сути Иисуса Христа в одну личность. Из-за культурных и исторических различий, среди последователей постоянно возникали споры о необходимости выбрать одну официальную версию. Нарастание конфликта привело к разделению на конфессии, каждая из которых придерживалась своей версии.

      В 1054 году, христианство разделилось на православную и католическую ветви. Попытки снова объединить их в одну Церковь не увенчались успехом. Попыткой объединения, стал договор об объединении церквей на территории Речи Посполитой – Брестская уния, подписанная в 1596 году. Но в итоге конфликт между конфессиями только обострился.

      Новое время: кризис христианства

      В 16 веке мировое христианство переживает череду военных конфликтов. Церкви стремились вытеснить друг друга. Человечество вступило в эпоху Просвещения: религия подвергалась жесткой критике и отрицанию. Начался поиск новых моделей человеческого самосознания, не зависящий от Библейских доктрин.

      Новаторы противопоставляли прогрессу христианства – постепенному развитию, переходу от простого к сложному. На основе идеи прогресса, позднее Ч. Дарвин разовьет теорию об эволюции, основанной на научных фактах. Согласно ей, человек – не творение Божье, а результат эволюционного процесса. С 17 века наука и религия вступают в непрерывный конфликт.

      В 20 веке в послереволюционном Советском союзе христианство переживает период жестких запретов и категорического отрицания религиозного взгляда на мир. Служители церквей отказываются от сана, церкви разрушают, а религиозные книги сжигают. Только с распадом СССР религия постепенно вернула себе право на существование, и свобода вероисповедания стала неотъемлемым правом человека.

      Современное христианство – не тоталитарное религиозное верование. Христиане могут свободно принять обряд крещения или отказаться следовать его традициям. С середины 20 века пропагандируется идея воссоединения трех конфессий в единое верование, как попытка избежать угасания религии. Но конкретных действий ни одна из Церквей не предпринимает и конфессии по-прежнему разобщены.

      Для того, чтобы удовлетворить духовные потребности занятых людей, у которых нет возможности уделять много времени чтению, будут публиковаться избранные фрагменты, драгоценные жемчужины Мудрости, помогающие возвысить своё сознание, вспомнить о вечном среди суеты дня.


      25 декабря отмечается Рождество по католическому стилю, 7 января отмечают этот праздник в Православной традиции. Однако независимо от того к какой религии или Вере принадлежит человек, и причисляет ли он вообще себя к верующим людям, все чувствуют особую неповторимую атмосферу в это время. И дело тут не только в смене года.

      Вот уже более 2000 лет отделяют нас от времени Рождения Великого Учителя – Иисуса Христа. Христианство является самой распространённой религией на Земле. Практически каждый человек на нашей планете теперь знает Его имя. Но тогда, 2000 лет назад в пустынной Иудее, мало кто догадывался какой трудный путь и какая великая слава выпадут на долю младенца, родившегося близ города Вифлеем в пещере, куда пастухи загоняли на ночь скот.

      Великий Учитель. Основатель христианства

      Место и время рождения. Семья. Ранние годы

      Родители Иисуса, Мария и Иосиф-плотник, жили в Галилее, в маленьком горном селении Назарет. Оба они были из рода Давидова и, поскольку в то время проводилась перепись населения, обязаны были прибыть в Иудею по месту рода своего. Здесь, в Иудее, в Вифлееме, что южнее Иерусалима, родился Иисус1 .

      Дата рождения , казалось бы, очевидна: ведь с рождения Христа началась новая эра. Однако эта дата была предложена монахом Дионисием 600 лет спустя. Она была принята, несмотря на очевидное несоответствие: ведь во время рождения Иисуса был жив ещё царь Ирод.

      Магами издавна было предсказано, что при особом сочетании планет Сатурна и Юпитера должно совершиться рождение Божественного Воплощения. Это сочетание планет и было Звездой, которая вела магов. Оно появилось в созвездии Рыб, которое, как известно астрологам, управляет Иудеей. Потому маги направились в Иудею, и были в пути около года.

      Иисус Христос. Основатель Христианства. Ранние годы

      Назарет, где жила семья Иисуса, лежал на пути многих караванов. Ребёнка привлекали путешественники, побывавшие в разных странах, особенно те, которые владели знанием. Он беседовал со странниками, проникался их учениями и часто удивлял их своим глубоким восприятием тайных познаний. Некоторые оставались в Назарете дольше, чтобы пополнить знания этого необычного ребёнка.

      Есть указание и на то, что Христос вернулся в Иудею и приступил к Великому Служению после 30 лет странствий, уже в зрелом возрасте.

      Иисус Христос. Великий Учитель, основатель христианства.

      Иисус Христос. Великий Учитель. Воскрешение Лазаря.

      «…каждый Великий Учитель близок врачеванию и искусству. Также Великий Путник особенно выделялся этими качествами… Множество врачебных целений совершалось. Они распадались на два вида – люди приходили за исцелением, или Великий Сам прикасался там, где Он видел зачаток болезни. Нередко человек не знал, почему к нему прикоснулся Прохожий. Такое действие было истинной щедростью Великого Духа, который подобно неутомимому сеятелю раздавал зёрна добра.

      Также нечасто можно найти в апокрифах слова о красоте, но всё-таки они произносились. Учитель обращал внимание на прекрасные цветы и на сияние солнца. Также Учитель поощрял хоровое пение, ибо оно – сильнейшее средство для вибрации гармонии. Но Учитель не настаивал на этой прилагательной стороне музыки и пения. Он лишь звал к радости и вдохновению.

      Среди учеников было много горя и житейских бедствий. Учитель Помогал, прежде всего, поднятием духа. Лишь когда равновесие устанавливалось, Он начинал обсуждать положение. При этом он никогда не осуждал прошлое, но устремлял к будущему. Учитель ясно видел будущее, но выдавал лишь по сознанию. Учитель находил суровые слова там, где сознание было мертво – так врач и Творец совершал свой Путь…

      Он не отказывался посещать праздничные собрания и беседовал о каждодневных нуждах. Лишь немногие замечали, сколько мудрых советов давалось с улыбкой и ободрением. А улыбка Его была прекрасна. Эту задушевность даже ученики не всегда оценивали. Бывало и осуждали, когда, по их мнению, Учитель уделял много внимания незначительному человеку. Между тем, прекрасные сосуды открывались под такими улыбками. Также бывали осуждения за беседы с женщинами, но учение было охранено именно женщинами. Также осуждали присутствие так называемых язычников, забывая, что Учитель пришёл к людям, а не для одной секты. Упоминаю о таких осуждениях, ибо они сделали облик Великого Путника ещё человечнее. Если бы Он не соприкоснулся с жизнью и не страдал, то и подвиг Его потерял бы своё значение. Никто не думал, какие страдания причиняли Ему соприкосновения с разными беспорядочными излучениями.

      В дни третьей Пасхи Иисус вместе с учениками торжественно въезжал в Иерусалим, приветствуемый народом, а синедрион4 уже готовил Ему расправу. Иисуса по доносу Иуды арестовали и привели на суд синедриона. Судилище, созванное ночью, в неполном составе и в нарушение принятых им правил суда, признало Иисуса опасным бунтовщиком. Священники, требуя смертной казни пророка, повели Иисуса к Пилату5 затем к Ироду Антипе6 и снова к Пилату. Пилат, не видя вины Иисуса, пытался заменить смертную казнь освобождением узника ради праздника, подвергнув его безжалостному бичеванию, но священники и подстрекаемый ими народ требовали распятия. Иисус был распят рядом с двумя разбойниками.

      Иисус Христос. Великий Учитель. Молитва Христа

      Сокровенное Учение Христа

      Иисус Христос. Великий Учитель. Нагорная проповедь

      Иисус Христос. Великий Учитель. Обращение самарянки

      Предсказав приближение Мира Огненного, Великий Провидец указал, как нужно готовиться к Его Приходу. Как драгоценные жемчужины остались в Евангелиях Его Заповеди Любви и духовного совершенствования.

      Наибольшая Заповедь Христа – возлюбить Господа Бога всем сердцем и всею душою. Вторая подобная ей заповедь – возлюбить ближнего, как самого себя.

      Любите Бога и любите ближнего.

      Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный.

      Возвещайте Волю Божию.

      Исполняйте Божественные Законы.

      Не собирайте себе сокровищ на Земле, но собирайте на Небе.

      Не судите, да не судимы будете.

      Прощайте людям согрешения их.

      Любите врагов своих.

      Радуйтесь. Не будьте унылы.

      Единственный Путь к Богу – познать Законы Бога и начать творить Совершенство во имя общего блага и братства на Земле.

      История христианства

      Религия, создавшая цивилизацию Европы, определившая культурное своеобразие России, своего рода вершина, когда о человеке, его спасении сказано уже все возможное. Таково христианство – мировая религия, первая среди других по числу последователей. В статье очень кратко и популярно изложена вся история христианства от зарождения до наших дней.

      Где, когда и почему возникло христианство

      Знаменательно: христианство появилось именно тогда, когда еврейское государство, потерявшее независимость, стало частью Римской империи. Охватывавшая почти весь тогдашний цивилизованный мир, она стала той средой, где учение, возникшее в Иудее, стало мировым.

      А к концу Апостольского века с христианство вышло на сопредельные империи территории, где жили славяне, скифы, готы…

      Время начала существования христианской церкви приблизительно возводят к 33 г. по Рождестве Иисуса Христа, когда по Воскресении, Вознесении Спасителя община Его учеников получила дар Святого Духа, пребывающего в ней до наших дней.

      Появление христианства завершает долгий духовный путь не только еврейского народа, но всего человечества, начавшийся по грехопадении Адама, изгнании из Рая, когда человек потерял связь со своим Создателем. Но говорит Господь словами пророка Исайи:

      Исполняя это обещание, Господь приходит на землю, дабы спасти каждого, кто готов довериться Ему. Мир ждал – но лишь евреи, знавшие обетование о Спасителе, данное Богом первым людям еще по изгнании из Рая, знали, чего именно. Вернее сказать, Кого.

      Адам и Ева Гюстав Доре

      Изгнание Адама и Евы из рая, Гюстав Доре

      Основатель

      Слова пророков начали исполняться:

      Впрочем, на все эти подробности сбывшихся пророчеств обратили внимание много позднее. Совершившееся событие далеко не сразу было осознано: ожидавшие великого правителя царского достоинства, люди не могли подумать, что:

      Распятие и Воскресение

      Случившееся дальше было не только неожиданно, но — непонятно. На третий день Тело Христово не нашли в запечатанной пещере, служившей Ему гробом. А потом многие видели Его учеников — некогда боязливых, ныне — смелых проповедников, еще недавно печальных, унылых — теперь же несущим странную, небывалую весть: Христос воскрес! Эти слова стали знаменем юной Церкви, ее, может быть, первым Символом Веры. Ими, как говорят, приветствовала самого Римского императора св. Мария Магдалина, первой лично видевшая Воскресшего.

      И все же даже после чуда Воскресения Спасителя, признания Его Божественности, даже перед самым Вознесением Господа на небо, Его все еще спрашивают:

      Основные этапы развития

      В истории Церкви обычно выделяют:

      • ранний период; здесь выделяют так называемый Апостольский век, когда еще пребывали на этой земле ученики Христовы; затем начинается этап гонений от Римских властей; он заканчивается в первые годы IVв. с прекращением преследования верующих при Константине Великом;
      • эпоху роста, распространения Церкви; христианскими становится множество стран; это время часто именуют также эпохой Вселенских Соборов; она длится до конца IXв.; это годы, когда христианами становится множество людей, не переживших гонения, нее знавших опыта мученичества, исповедничества, но при этом пытливо желавших уразуметь тайны веры, познаваемые лишь опытно; первым из догматов, установленных Церковью стало утверждение о Единосущии Отца и Сына Божия, последним — об иконопочитании (787 г.)
      • новая эпоха начинается после раскола единой Церкви с 1054 г. на Западную и Восточную; с этого момента каждая из ветвей некогда единой Церкви идет своим путем.


      Второй Вселенский собор. Дионисий. Ферапонтов монастырь, собор Рождества Богородицы

      Раннее христианство

      • новая религия, начавшись как, по сути, ветвь иудаизма, становится достоянием не одних евреев;
      • создаются Евангелия — тексты, содержащие основы веры;
      • Церковь проходит испытание гонениями; из них она выходит победителем, с IVв. христианство окончательно становится мировой религией, распространяясь даже за пределы Римской империи.

      Роль апостолов

      И вот однажды во время молитвы первоверховному Апостолу, Петру, было видение: некое полотно, наполненное нечистыми по Закону Моисея животными, птицами, даже гадами. И глас:

      Видение повторилось трижды. А когда Апостол пришел в себя – услышал, как в двери дома, где он жил, гостя у друга, стучат неизвестные люди из язычников, ища Петра. Ибо по прямому Божию повелению, данному чрез Ангела благочестивому сотнику одного из Римских легионов, Корнилию, Петру надлежало идти с проповедью в его дом. Так Петр стал первым, кто проповедовал Христа среди язычников.

      История христианства, Апостолы Петр и Павел

      Апостолы Петр и Павел. Сохранившийся фрагмент фрески монастыря Ватопед. Конец XII в. Афон, Греция

      Среди других Апостолов, чья деятельность, писания принесли величайшую пользу Церкви:

      Все Апостолы кроме св. Иоанна Богослова приняли мученическую кончину, погибнув от рук язычников.

      Андрей Первозванный

      Апостол Андрей Первозванный, икона XVI века.

      Ликует Рим в языческом веселье.

      Заполнены трибуны неспроста.

      Служителей распятого Христа.

      Патриции, изяществом блистая,

      Не тыкали в страдающих перстами,

      Достойно опускали пальцы вниз…

      И вновь ведут на новые мученья

      Того, кто стар и кто кричаще юн.

      И всех, приговорённых на съеденье,

      По одному бросают ко зверью.

      Но тихий отрок, сам идя на муки,

      Перекрестился, слыша грозный рык,

      Прижал к груди крестообразно руки,

      На небо поднял просветлённый лик.

      И царь зверей, подняв завесу пыли,

      Раскинулся, рыча, у детских ног.

      И точно гром, трибуны возгласили:

      – Велик и славен христианский Бог.

      Игнатий Богоносец

      Священномученик Игнатий Богоносец

      Ныне на богослужениях среди множества угодников Божиих воспевают:

        , блестящего воина, во всеуслышание объявившего себя христианином, вынесшего нечеловеческие мучения;
      • вмч. Пантелеймона, милосердного юношу-врача, исцелившего сотни, если не тысячи людей, принявшего смерть за веру;
      • мчч. Киприана и Иустину – первый был языческим волхвом, но, пораженный силой веры девицы Иустины, которую пытался околдовать, совершенно изменился, принял Крещение, позже – был убит за Господа, как и сама Иустина;
      • сотни других оставшихся неизвестными людям христиан, бестрепетно шедших на страдания ради любимого ими Господа.

      Лактанций, один из ранних христианских писателей IV в., выделяет 10 периодов гонений на Церковь. Первое начал с 64 г. император Нерон. Последнее приходится на правление Диоклетиана, затем – Галерия. Это преследование верных продолжалось 10 лет, с 303 по 313 г., после чего великая империя признала бессмысленность репрессий: они лишь умножали славу Церкви, количество ее последователей.

      Распространение

      Какая вера была до принятия христианства

      Первые страны, принявшие христианство

      Хотя религия родилась, начала распространяться именно на территории империи, первая страна, принявшая ее как официальную, причем единственную – вплоть до запрета язычества – точно не Рим.

      Эдесса

      Некоторые церковные историки полагают, что первым христианским государством была Эдесса – тот самый город, куда, по преданию, Сам Господь послал Нерукотворный Образ Своего Лика, чудесно отпечатавшийся на плате. От него получил облегчение болезни царь Авгарь. По Воскресении Христовом он был крещен ап. Фаддеем, основавшим здесь христианскую общину еще с 44 г. н.э.

      Когда Армения приняла христианство

      Это случилось с 301 г., когда царь Тиридат, убежденный чудесами милости Божий, явленными через свт. Григория, епископа Армении, принимает Крещение вместе со своими подданными.

      Официальное утверждение христианства в Римской империи

      Однако первым императором, твердо уверовавшим во Христа, стал Константин Великий. При нем:

      Рубенс. Видение императору Константину

      Рубенс. Видение императору Константину

      Легендарный король франков, принявший христианство

      Однако, король медлил, опасаясь реакции своих воинов-язычников, народа. Но после того, как он рассказал им о чудесной победе, народ воскликнул:

      Поэтому Крещение от руки епископа Реймса Ремигия принял не только король, но по крайней мере 3000 его воинов, множество народа.

      Крещение укрепило власть Хлодвига, духовно объединив некогда разрозненных франков. Поэтому король считается создателем франкского государства.

      Принятие христианства славянскими народами

      Оно совершается с IX в. благодаря миссии свв. Кирилла (Константина) и Мефодия, получивших благословение на свою деятельность от Патриарха Константинопольского. Кроме обращения славянских племен, их заслугой стало:

      Историческое значение принятия христианства на Руси

      Спустя чуть более, чем 100 лет после болгар, моравов, хорватов, совершившегося благодаря деятельности свв. Кирилла и Мефодия, а также их учеников, христианство пришло на Русь:

      • около 957 г. приняла Крещение княгиня Ольга;
      • с 988 г. стал христианином ее внук, князь Владимир.

      Долгий, сложный процесс Крещения занял несколько столетий. Они вместили духовные взлеты, подвиги святых иноков, даже князей – и страшные падения, междоусобицы, борьбу амбиций.

      Автокефалия на Украине

      Прп. Силуан Афонский говорил:

      Появление монахов

      • первым ушел на пустынное подвижничество монах Павел; его именую Фивейским, по пустыне близ Египетского города Фивы, где он прожил до глубокой старости один;
      • между тем, самого св. Антония считают основателем общежительного монашества; его житие написано свт. Афанасием Великим.

      Вселенские соборы

      В течение более чем пяти столетий Церковь делала трудную работу, переводя то, что сердцем знали опытные подвижники, на язык точных терминов, логически непротиворечивых утверждений.

      Раскол христианской церкви на православие и католицизм

      Западная Церковь много столетий совсем не страдала от ересей, с недоумением глядя на жаркие дебаты восточных христиан. Римский первосвященник был озабочен несколько иными проблемами – прежде всего, непрерывными междоусобицами варварских королей, которые уничтожили Западную Римскую империю, а затем схватились за власть между собой. По сути, существовал единственный вариант прекращения братоубийственных войн: духовное объединение.

      Анафема

      Раскол церквей 1054 года. Папские легаты провозглашают анафему Патриарху Константинополя

      К XI в. догматические, даже культурные расхождения между Западом и Востоком становятся препятствием к молитвенному общению. С 1054 г. происходит раскол, продолжающийся до настоящего времени.

      Западное христианство и его развитие

      Части некогда единой Церкви пошли каждая свои путем. На этой дороге западных христиан ожидало еще не одно потрясение.

      Средневековье

      Мировоззрение

      Для католиков, погруженных в стихии мира, сама природа, каждое событие человеческой жизни – Божие послание. Расшифровать его, понять волю Божию – то, над чем бьется мысль всякого католика того времени. Так появляется:

      Ереси

      С еретиками Западная Церковь боролась хорошо известным ей способом – отлучениями, а затем – прямыми репрессиями. Что, конечно, вызывало еще больший протест.

      Обновление христианства в Европе (начало Реформации и Контреформация (1517 г.)

      История христианства

      Мартин Лютер на Вормсском рейхстаге

      А еще протестанты отказываются от большинства таинств, не признают священства, отвергают тысячелетний опыт св. отцов – Предание. Парадоксально, что выступая против сухого, рационального богословия, они приходят… к еще большему рационализму, отходу от духа раннего христианства до полной его утраты.

      Эпоха Ренессанса

      Видя себя со-творцом Бога, человек, носитель Его образа, претендует создавать собственные миры, видение Священной истории, образов святых. У художников Ренессанса они натуралистичны, эстетически прекрасны и… являются ли плодом молитвенного труда художника? Действительно изображают духовный мир, или все же здешний, материальный?

      Философия религии в трудах ученых XIX–XX вв.

      Рационализм католических схоластов, протестантских богословов имеет, конечно, не одни отрицательные черты. Велик их вклад не только в становление светской науки, но также развитие философии религии – как на Западе, так на Востоке:

      • например, трудами протестантского пастора Фридриха Шлейермахера с конца XIX в. возникла герменевтика – не только как истолкование Библии, но как искусство понимания вообще текстов прошлого; ныне она широко используется историками, философами;
      • уникальны работы русских философов; они соединяют богословие святых отцов, опыт православия, с философией, продолжая святоотеческую традицию, помогая прийти к вере множеству образованных людей даже до наших дней; это работы С.Л. Франка, о. Сергия Булгакова, Е.П.Трубецкого, В.Лосского, И.А. Ильина, и, конечно, П.Л.Флоренского.

      В первый послереволюционный год о. Павел Флоренский положил начало новому направлению философии религии – философии культа. Его лекции, прочитанные уже в революционной Москве 1918 г., бережно записанные, сохраненные слушателями, были опубликованы только в 2005 г. трудами игумена Андроника (Трубачева).

      Православие в Византии после XI в.

      После раскола сложности начались также у христиан Востока – но поначалу скорее внешние. Византия пережила:

      • военную экспансию мусульман, для борьбы с которой обратилась к Папе Римскому; несколько крестовых походов вернули христианам Иерусалим, Эдессу, но привели к образованию на территории Византий государств крестоносцев;
      • образование так называемой Латинской империи, когда во время 4 крестового похода западные рыцари 12 апреля 1204 г. захватили уже Константинополь.

      Она не была принята полнотой Церкви, верующими, позже стала основанием для фактической автокефалии (самостоятельности) Русской Церкви (1448 г.), также отвергшей беззаконие. Все это не помешало публично провозгласить унию. А через полгода, в 1453 г., турки захватили Константинополь.

      Гео́ргиевская це́рковь — один из первых монастырских киевских храмов, построенный в XI веке в честь великомученика Георгия Победоносца — небесного покровителя князя Ярослава Мудрого (его христианское имя Георгий, или Юрий).

      Гео́ргиевская це́рковь — один из первых монастырских киевских храмов, построенный в XI веке в честь великомученика Георгия Победоносца — небесного покровителя князя Ярослава Мудрого (его христианское имя Георгий, или Юрий). Вид храма до реконструкции конца XIX века

      Церковь Покрова на Нерли

      Церковь Покрова на Нерли. Постройка времен Андрея Боголюбского. Исторический памятник датируют 1165- 1166 годами

      Современное состояние христианства Востока

      Читайте также: