Возрастные особенности детей 15 16 лет по фгос кратко

Обновлено: 02.07.2024

Успех воспитания зависит прежде всего от знания воспитателями (учителями, родителями) закономерностей возрастного развития детей и умения выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка.

В настоящее время принято считать, что средний школьный возраст (подростковый) длится от 11 до 15 лет, старший школьный возраст (юношеский) — от 15 до 18 лет. Вся жизнь ребенка должна быть организована с учетом возможностей данного возраста для благополучного перехода к следующему возрастному периоду.

Одной из существенных особенностей личности подростка является появление чувства взрослости - стремление быть и считаться взрослым. Хотя подросток пытается вырваться из опекаемого детства к самостоятельности, однако он еще учится, является иждивенцем, часто проявляет детские формы взаимоотношений. Чувство взрослости и растущие притязания вступают в противоречие с реальной действительностью. Это и является причиной кризиса подросткового возраста.

Подросток стремится приобщаться к разным сторонам жизни и деятельности взрослых, при этом в первую очередь усваиваются более доступные стороны взрослости: внешний облик и манера поведения (способы отдыха, развлечений, специфический лексикон, мода в одежде и прическах, а подчас курение, употребление вина).

Главная потребность этого возраста – потребность в общении со сверстниками, быть признанным ими и принятым ими. Поскольку общение превалирует, то происходит колоссальное снижение мотивации учения. Интерес у подростков - ко всему, только не к учебной деятельности.

Для подростка мнение ровесников уже гораздо важнее, чем мнение взрослых. Если младший школьник в большинстве случаев удовлетворяется похвалой или порицанием, исходящими непосредственно от учителя, то подросток болезненнее и острее переживает неодобрение коллектива, чем неодобрение учителя.

Основные причины тревожности и страхов у подростков обычно вызваны взаимоотношениями со сверстниками, а не проблемами с учебой, как у младших школьников.

Иной характер по сравнению с младшим возрастом приобретает дружба. Если в младшем школьном возрасте дети дружат на основе того, что живут рядом или сидят за одной партой, то главной основой дружбы подростков является общность интересов.

В тех случаях, когда моральные требования и оценки ученического коллектива не совпадают с требованиями взрослых, подростки часто идут за моралью, принятой в их среде, а не за моралью взрослых. У подростков возникает своя система требований и норм, и они могут упорно их отстаивать, не боясь осуждения и наказания со стороны взрослых (например, осуждение тех учащихся, которые не дают списывать или не хотят подсказывать на уроке, и вполне добродушное, даже поощрительное отношение к тем, кто списывает и пользуется подсказкой).

Ломка старых психологических структур ведет к взрывам непослушания, поэтому период 14-15 лет (7-8 классы) наиболее труден для окружающих. Изменения в этом возрасте сопровождаются:

а) внутренними трудностями самого подростка (его переживания, сумятица, физиологические трудности),

б) трудности для родителей и педагогов в воспитании подростков (упрямство, грубость, негативизм, раздражительность и т. д.).

НЕ хотят учиться как могут. НЕ хотят слушать советов. НЕ убирают за собой. НЕ делают домашние дела. НЕ приходят вовремя.

Во взаимоотношениях подростков со взрослыми:

б) демонстративность поведения: скандалы, капризы, грубость по отношению к взрослым. Все это – скрытое требование признать их взрослость и права. Подросток понимает, что его взрослость еще зыбкая, но через демонстративность компенсирует эту неуверенность.

в) отстаивание справедливости. Подростки в повседневной жизни обличают взрослых в несправедливости – взрослые требуют то, что сами не выполняют.

Что делать? Разберитесь с правами и обязанностями. Ваш контроль преподносите как заботу. Не критикуйте подростка в присутствии других. Не бойтесь признаваться в своих ошибках. Объясняйте мотивы своих требований и поощряйте их обсуждение ребенком. В некоторых ситуациях просите совета (помощи) как у равного или старшего. Сотрудничайте с учителями. Относитесь мудро к "срывам" в поведении подростка.

Наиболее типичными для этого возраста поведенческими особенностями являются:

1.Реакция эмансипации – стремление к самостоятельности, освобождению из-под опеки взрослых. Она может лежать в основе побегов из дома и уходов из школы, эмоциональных вспышек, направленных на родителей и учителей, а также отдельных асоциальных поступков.

2.Реакция группирования – объясняется стремлением к образованию спонтанных подростковых групп с определенным стилем поведения, системой внутригрупповых взаимоотношений и своим лидером. Однако состав групп и их занятия в свободное время не всегда полезны.

3. Реакция увлечения (хобби-реакция) – отражает особенности внутренней структуры личности подростка. Увлечение спортом, стремление к лидерству, азартные игры, страсть к коллекционированию более характерны для мальчиков. Занятия, мотивом которых является стремление привлечь к себе внимание (участие в совместной деятельности, увлечение одеждой, модой, косметикой и т.д.) для девочек. Интеллектуально-эстетические увлечения могут наблюдаться у обоих полов.

4. Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением , многообразны в своих проявлениях. Основной опасностью тут может быть ранняя половая жизнь.

При встрече с трудностями возникают сильные отрицательные чувства, которые приводят к тому, что школьник не доводит до конца начатое дело.

В школьном обучении учебные предметы начинают уже выступать для подростков как особая область теоретических знаний. Подростков начинают интересовать не факты сами по себе, а их сущность, причины их возникновения. В то же время в отличие от младшего школьника, который с большим интересом воспринимает готовое, подросток стремится к самостоятельности в умственной деятельности. Многие подростки предпочитают справляться с задачами, не списывая их с доски, стараются избегать дополнительных разъяснений, если им кажется, что они сами могут разобраться в материале, стремятся придумать свой оригинальный пример, высказывают свои собственные суждения и т. д. Вместе с самостоятельностью мышления развивается и критичность. В отличие от младшего школьника, который все принимает на веру, подросток предъявляет более высокие требования к содержанию рассказа учителя, он ждет доказательности, убедительности.

Сколько было сказано и написано про особенности подросткового возраста, но, тем не менее, этот период жизни остается самым загадочным и непредсказуемым. Попробуем кратко охарактеризовать этот отрезок жизни, чтобы понять, почему так происходит.

особенности подросткового возраста, возрастные особенности подростков

Подростковый возраст и его особенности

Подростковый возраст – это время, когда формируется осознание себя в социуме, познание норм поведения и общения. Подростка особенно интересуют социальные проблемы, ценности, закладывается жизненная позиция. Появляется стремление к самореализации своих способностей. Ребенок в состоянии дифференцировать то, что действительно ему интересно, чем бы он хотел заниматься в будущем.

Ребенок достигает успехов в конкретной сфере деятельности, определяющей его дальнейшую жизнь. В этот период укрепляются качества, которые являются фундаментом для его мировоззрения.

Половое созревание, характеризующее данный возраст, сопровождается ускорением физиологического и социально-психологического развития, изменениями характера, поведенческих реакций, восприятия мира в целом.

личность, анатомо физиологические особенности подростков

Анатомо – физиологические особенности подростков

Подростковый период характеризуется, прежде всего, физическими изменениями – меняются пропорции тела подростка, его рост и вес. Рост тела происходит несоразмерно – сначала размеров взрослого человека достигает голова, руки и ноги, а затем туловище. Это провоцирует внутренний конфликт и непринятие себя подростком.

Отмечается быстрое развитие мышечной системы, что отрицательно сказывается на сердечно-сосудистой системе. Перепады тонуса, сосудистого и мышечного, приводят к быстрой утомляемости и резкой смене эмоционального состояния у подростков. Такие сбои наблюдаются и в других органах: сердце, легких, нарушается кровоснабжение мозга.

Стремительный рост органов и тела обусловлен влиянием половых гормонов. Этот процесс характеризуется появлением вторичных половых признаков.

подростковый возраст, особенности подросткового возраста кратко

Психологические особенности подросткового возраста

Важной особенностью этого периода считается чувство взрослости, причиной появления которого являются физиологические изменения. Ребенку хочется, чтобы взрослые – родители, учителя, относились теперь к нему, как к равному, видели в нем личность, считались с его позицией. Он не приемлет контроля и опеки со стороны взрослого.

Для него становится приоритетным мнение коллектива о себе, своих поступках. Подросток испытывает потребность в наличии друга, с которым можно делиться своими сокровенными мыслями и тайнами.

В этот период наблюдается направленность на себя, самоисследование, самоанализ. Ребенок стремится к признанию окружающими своих заслуг. Он слишком чувствителен и раним, эмоционально нестабилен. Нередко проявляется агрессивность, граничащая с неврозоподобным состоянием. Такие изменения всех сфер поглощают подростка целиком.

Важно в этот период помочь ребенку осознать, что этот сложный период в жизни скоро пройдет, необходимо лишь преодолеть очередную ступеньку на пути к взрослой жизни.

подростковый период, подростковый возраст и его особенности

Поведенческие особенности подросткового возраста

Для подросткового возраста характерна целеустремленность, нацеленность на достижение максимального результата в том деле, которое вызывает острый интерес. С одной стороны, подросток стремится к независимости, а с другой — испытывает необходимость в построении отношений с родителями, учителями, сверстниками. Он находится на границе между детством и взрослостью.

Подростку свойственна реакция эмансипации – желание вырваться из-под опеки взрослых, освободиться от наставничества и контроля со стороны старшего поколения. Но он не хочет стопроцентного освобождения, более того, боится этого, поскольку осознает, что пока не имеет возможности полноценно о себе заботиться и жить самостоятельно.

В этот период формируется потребность группироваться, занимать значимое место в своей группе. Иногда случаются конфликты между сверстниками. У мальчиков это происходит по причине соревнования за лидерство – кто более сильный, умный, физически развитый и т. д. У девочек конфликты бывают на фоне соперничества за внимание со стороны противоположного пола.

психологические особенности подросткового возраста

Для того чтобы пережить возрастные особенности подростков наиболее благоприятно, на волне взаимопонимания и согласия, необходимо реализовать следующие задачи:

  1. Окружить любовью и взаимопониманием своего ребенка.
  2. Позволить ребенку быть независимым в принятии решений.
  3. Уважать выбранную им позицию.
  4. Ограничения должны быть четко высказанными, понятными для подростка, связаны с ценностями или со значением для его дальнейшей жизни.
  5. Установить ненавязчивое общение с ребенком, пояснить ему, что этот трудный период закончится, оказывать поддержку. Следует попытаться стать для него другом и советчиком.

Таким образом, зная об особенностях этого эмоционально, физиологически и психологически тяжелого периода, ребенку будет проще его пережить, а взрослым легче находить общий язык со своим чадом, помочь преодолеть эту ступеньку, сохранив доверительные отношения.

Психология подростка — неоднозначный термин, ведь с одной стороны это наука, которая изучает поведение детей, вступивших в пубертатный период, а с другой — возрастная специфика поведения и отличительные черты психических процессов.

В действительности подростковая психология достаточно противоречива, ее отличительной чертой является непостоянство и частое проявление бунтарства. В подростковом возрасте ребенок прощается с детством: начинает узнавать много нового о своей личности и критически мыслить, отрицая привычные поведенческие нормы.

Особенности подросткового развития

Пубертатный период считают одним из самых сложных в развитии ребенка. Во время переходного возраста ребенок начинает превращаться во взрослую личность. Это отражается на всех сторонах жизни подростка, влияет на анатомо-физическое формирование, интеллектуальное и морально-нравственное развитие и т. д. Подростковый возраст также отражается на учебной, трудовой и игровой деятельности.

Так как во время пубертатного периода меняется вся жизнь ребёнка, его психика тоже подстраивается, старые устои ломаются и появляются новые. Учиться становится сложнее из-за более серьёзных требований, повышенной нагрузки и новых предметов. В результате ребенок вынужден учиться мыслить глубже, обобщать и приводить аргументы.

Также у ребенка меняются принципы, мировоззрение, определенная общественная позиция, положение в окружении. В домашнем кругу его мнение становится более весомым, наряду с этим предъявляются новые требования, которые с каждым годом становятся все серьезнее.

Интеллект подростка при повышенной школьной нагрузке становился все более совершенным. Возникают невиданные ранее модификации характера, он начинает мыслить, анализировать ситуации, рассуждать и так далее. Период созревания детской личности напрямую связан с половым созреванием, из-за чего ситуация значительно осложняется.

13 лет

Как правило, именно в тринадцать лет поведение подростков становится максимально контрастным. Они все видят либо в белом, либо в черном цвете. Это напрямую сказывается на максимализме, и подростки часто начинают бунтарить. У многих на фоне скачка гормонов повышается аппетит.

Девушки

Девочки в этом возрасте более мнительные, особое внимание уделяют своей внешности. В этот период они обычно выше мальчиков, так как замедляется формирование мышечного корсета, в то время как рост костного скелета продолжается.

Парни

Юноши в формировании отстают от девушек приблизительно на пару лет. Из-за гормональной перестройки подростки становятся более эмоциональными, вспыльчивыми, неуверенными, увлеченными чем-либо.

Юноши и девушки стремятся стать независимыми и выйти из-под опеки родителей, начинают ценить дружбу, негативно относиться к требовательным учителям и к некоторым взрослым, находят кумиров и примеры для подражания.

Еще вчера они были детьми, а сегодня начинают принимать решения самостоятельно, сомневаться во всем, требовать доказательств.

14 лет

В четырнадцать лет начинается формирование этнических принципов, моральных основ и общественных установок. В итоге меняются интересы, которые появились ранее, взаимоотношения с другими людьми и особенности. Появляются психологические проблемы, физиологические трудности, ухудшаются взаимоотношения с родителями и учителями.

Парни

Зачастую парни не понимают, что с ними происходит, в связи с кем ощущают дискомфорт. В результате юные бунтари забрасывают учебу, не слушают советов старших, не желают помогать по дому, поздно возвращаются с прогулок и часто дерзят.

Личностные черты подростка

Девушки

Из-за биологических трансформаций в этом возрасте появляется половое влечение, резко меняется настроение, иногда появляется неуклюжесть и угловатость. Тело понемногу начинает принимать женственные очертания.

Самым важным становится общение со сверстниками и желание самоутвердиться, найти себя. Отношения с родителями часто накаляются.

15 лет

Происходит сильное изменение в интеллектуальной деятельности. Развиваются навыки логически и теоретически мыслить, появляется логическая память. Меняются и творческие способности, появляется собственный стиль в одежде, мысли о ценности бытия и собственном предназначении.

Формируется новая структура взаимоотношений, появляется сексуальное желание, обучаться становится все сложнее. Подростки уже считают себя взрослыми и требуют соответствующего отношения от учителей и родителей.

Парни

Девушки

Организм продолжает расти и развиваться, поэтому девочки-подростки часто комплексуют из-за лишнего веса, угревой сыпи и иных факторов, которые могут повлиять на самооценку. Настроение может меняться ежесекундно, девочка может быть веселой и неожиданно впасть в апатию, или проявлять агрессию и резко заплакать.

Подростки учатся отвечать за свои поступки, учитывают интересы и мнение окружающих. Главным в жизни становится взаимоотношения с социумом.

16 лет

Этот период наиболее сложен для родителей, так как подросткам становится труднее вписываться в окружающую среду, и они начинают на всех срываться. В 16 лет личность уже не является детской, но и взрослой еще не стала.

Парни

Мировоззрение продолжает меняться, но контролировать свои эмоции и анализировать ситуацию становится проще. Продолжается половое созревание, часто парни страдают из-за неконтролируемой эрекции.

Девушки

В этом возрасте девочки уверены, что у них все плохо. Появляются проблемы по учебе, так как страдает память и концентрация. Зачастую девочкам непросто выразить свои мысли. Проявляется ненависть к себе и окружающим.

Подросток начинает выбирать будущую сферу деятельности, учится руководить другими людьми, высказывает свое мнение, не считает родителей слишком авторитетными, формирует индивидуальные позиции. Но в то же время появляется эмоциональная уравновешенность, желание завести серьезные отношения, близких друзей. Подростки учатся самостоятельно зарабатывать и уже не воспринимают все в штыки.

17 лет

Индивид уже может полностью регулировать свое поведение, но все еще сомневается и начинает думать обо всем на свете. В социуме подростка считают уже взрослым, хотя его личность сформирована еще не до конца, это оказывает сильное давление на подростков. Так же приходится принимать решение относительно своей дальнейшей судьбы.

Парни

Организм все еще формируется, но изменения уже не так заметны. Эмоциональный фон нормализуется. Парни начинают задумываться о постоянных отношениях, учатся принимать себя и других людей. Начинают относиться терпимее к чужим особенностям и недостаткам.

Девушки

Девушки в этот период все больше думают о своей внешности и выдуманные недостатки часто приводят к серьезным проблемам. Организм прекращает формироваться и основные размерные признаки больше фактически не меняются.

Так как юность — только начало взрослой жизни, появляется желание экспериментировать, искать истинного себя. Почти все психические функции сформированы и личность начинает стабилизироваться. Начинается кризис семнадцатилетнего возраста.

Общие проблемы подросткового возраста

Основные тенденции продвижения в обществе стали более сложными, ускорился ритм жизни, и предпочтение гедонического образа жизни оказывают свое влияние на развитие современного подростка. В связи с этим дети часто проявляют агрессию, пассивность или настроены депрессивно, в связи с чем не могут определить правильные моральные ценности и понять смысл своего бытия.

Психология современных подростков значительно отличается от психологии детей и взрослых. Основной ценностью становится собственное удовольствие. Не менее важные вещи отходят на второй план.

К главным проблемам подросткового периода относят:

— неумение управлять гневом, пассивно-агрессивное поведение, с целью вывести взрослых из равновесия и неосознанность, которая возникает из-за подавления своих эмоций.

— мысли о суициде, к которым приводит низкая самооценка, равнодушие со стороны родителей, депрессия и ощущение одиночества.

— интимное влечение к особям своего пола.

— подростковая депрессия, которая выражается подавленным настроением, чувством никчемности, соматическими отклонениями и другими причинами.

Советы родителям по воспитанию подростков

Обстановка в семье непременно скажется на дальнейшей жизни, поэтому необходимо обратить внимание прежде всего на свои привычки, манеру общения. Если супруги не уважают друг друга, постоянно ссорятся и обманывают, то не стоит ожидать понимания от подростка. Вероятно, он отдалится, чтобы не слушать ссоры и упреки. Из-за этого подростки часто попадает в плохую компанию.

Стоит проявить интерес к его увлечениям, но он не должен быть слишком навязчивым, ведь подросток может принять это как вторжение в его личное пространство. Необходимо как можно чаще обсуждать насущные вопросы, показывать свою любовь и поддерживать чадо в его начинаниях.

Важно сформировать в ребенке уверенность и определенную позицию. Он должен осознать, что начинает нести ответственность за свои действия. Не стоит пытаться бороться с подростком, он должен видеть в родителе союзника, того, кто всегда поможет и поддержит.

Понимать свое чадо во время переходного возраста становится сложнее, нежели в детстве, но если вы хотите быть ближе к нему и сделать пубертатный период максимально безболезненным, то вам определенно стоит изучить информацию о Системе Д изайн Человека . Дизайном человека называют уникальную систему расчета и расшифровки архитектуры и внутреннего мира отдельно взятой личности. Узнать природные особенности вашего ребенка можно с помощью составления и расшифровки рейв-карты.

Натальная астрология — это раздел астрологии, который описывает характер человека и возможные события в его судьбе. Соответственно, увидеть эту информацию возможно в натальном гороскопе.



Возрастные психолого-физиологические особенности старшеклассников

Возрастные психолого-физиологические особенности старшеклассников

Ранняя юность (14,5–17 лет) – период завершения физического развития человека . Повышается работоспособность , улучшается самочувствие , дети более энергичны . Общие умственные способности человека к 15–16 годам , как правило , уже сформированы , и такого быстрого роста их , как в детстве уже не наблюдается , однако они продолжают совершенствоваться .

Подростковый кризис постепенно отступает, меньше поведенческих проблем. Повышается регуляция поведения, внутренний контроль, появляется умение скрывать свои мысли и чувства. Юноши и девушки становятся самокритичны и чувствительны к критике.

Раньше всего подростки добиваются поведенческой автономии в сфере досуга . И если подростковый возраст наиболее труден в дисциплинарном отношении , то ранняя юность дает максимум эмоциональных проблем , часто вызывая психологическое отчуждение детей от родителей . Юношам кажется – и часто они совершенно правы , – что родители недооценивают свершившиеся в детях перемены , не принимают всерьез их переживаний . Достаточно малейшей бестактности , чтобы внутренний мир юноши или девушки надолго , если не навсегда , закрылся для родителей . Особенно усложняются в эти годы взаимоотношения с отцом . Но известное охлаждение в отношениях с родителями и появление секретов от них вовсе не означает разрыва привязанности . От чуткости и такта родителей зависит , удастся ли им сохранить столь нужное обеим сторонам эмоциональное тепло и взаимопонимание .

Внутренний мир юношей и девушек , при всей кажущейся беззаботности , достаточно сложен и хрупок . Сами нормы психического здоровья у них несколько иные , чем у взрослых . У них гораздо выше , чем у детей младших возрастов , общий уровень тревожности . Расставание с детством нередко переживается как ощущение потери чего-то , одиночества , непонятости . Но трудности юношеского возраста – это трудности роста , которые успешно преодолеваются , не говоря уже о том, что их испытывают не все и не обязательно так болезненно . В целом это очень счастливый возраст .

В сфере моральных установок и ценностных ориентаций юноши и девушки ревностно отстаивают свое право на автономию . Иногда крайние взгляды высказываются только для того , чтобы подкрепить эту претензию на оригинальность . Но фактически влияние родителей остается здесь преобладающим . Разница между поколениями весьма заметна в таких , относительно поверхностных вопросах , как мода , вкусы , способы развлечений . И попытки административно регулировать эти вопросы вызывают никому не нужные конфликты . Но в том, что касается более глубоких проблем – политических взглядов , мировоззрения , выбора профессии , –авторитет родителей оказывается куда более значительным , перевешивая , как правило , влияние сверстников .

У старшеклассников появляется ощущение быстро текущего времени . Становится жаль тратить время на пустяки , но ум и сердце еще не в ладу друг с другом . Учение приобретает смысл . Человек начинает осознавать временную перспективу : если раньше он жил только сегодняшним днем , то теперь у него преобладает устремленность в будущее , он строит жизненные планы . Старшеклассники проигрывают в воображении разные варианты жизни ( признание , героические поступки , большая любовь , богатство ). Способы воплощения мечты для них самые различные – от самообразования и самовоспитания до ухода из дома ( цель – как бы приблизить будущее ).

Формируется система личных ценностей ( внутренняя мораль ). Старшеклассники имеют собственную точку зрения по самым разным вопросам . Споры , дискуссии с юношами – средство их этического воспитания . Внешний апломб старшеклассника часто скрывает неустойчивое мнение , желание разобраться . Взрослым нужно относиться к спорам с юношами серьезно , ошибочные взгляды разбивать аргументами .

Дружба и общение имеют для юноши огромное значение. Старшеклассники требовательны к дружбе, очень обидчивы. Легко заражаются интересами и увлечениями друга, перенимая его привычки. Взаимная привязанность между юношей и девушкой может быть очень эмоциональна и занимать большое место в жизни. Романтическая симпатия мобилизует возможности личности, вызывая желания быть лучше, самосовершенствоваться. Безответная симпатия нередко становится источником сильных переживаний.

Юность завершает этап первичной социализации. Но в отличие от подростков юноши тянутся к общению с взрослым человеком, проявляющим уважение к их личности.

Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.

Читайте также: