Основания возникновения изменения и прекращения финансовых правоотношений кратко

Обновлено: 02.07.2024

Возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных условий или юридических фактов.

Под юридическим фактом понимают конкретное жизненное обстоятельство (действие, событие, ситуацию), в результате которого возникают, изменяются и прекращаются правоотношения.

Юридические факты делятся на действия (такие факты, которые связаны с волей хотя бы одного из участников правоотношения) и события (такие факты, которые не связаны с волей участников конкретного правоотношения).

В свою очередь действия подразделяются на правомерные (юридические акты и юридические поступки) и неправомерные (противоправные).

Под юридическими актами понимают действия, совершенные с намерением породить юридические последствия. Некоторые из них имеют властный характер.

Юридические поступки, в отличие от юридических актов, представляют собой действия, совершенные без намерения породить юридические последствия, однако в силу определенных обстоятельств обусловившие наступление этих последствий. Причем это происходит независимо от воли, желания и намерений этих лиц.

События же, в отличие от действий, не зависят от воли человека, но при этом влекут за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридическими фактами – событиями могут быть, например, рождение, болезнь или смерть человека; пожары, эпидемии, наводнения.

При неисполнении участниками финансовых правоотношений своих обязанностей возникают правоотношения, связанные с применением мер ответственности (взыскание штрафа в связи с невнесением налогового платежа в государственный или местный бюджет).

Наконец, возникновение, изменение или прекращение финансовых правоотношений, как было отмечено ранее, может быть связано с событиями. Например, рождение у гражданина ребенка, достижение лицом определенного возрас­та влияют на правоотношения по поводу налоговых платежей; в связи со стихийными бедствиями, эпидемиями возникают правоотношения по поводу предоставления субвенций пострадавшим субъектам РФ из федерального бюджета.

Субъекты ФП

Субъект финансового права – это лицо, обладающее право­субъектностью, т.е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями.

Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм, независимо от участия в конкретных правоотношениях. В то же время субъект финансового права, вступая в кон­кретные правоотношения при реализации своих прав и обязан­ностей, приобретает новые свойства – он становится субъектом (участником) правоотношения.

Круг субъектов российского права состоит из трех основных групп:

Государство и его территориальные подразделения.

Так, в первую группу входят:

1) Российская Федерация;

2) субъекты РФ (республики, края, облас­ти, города федерального значения, автономная область, автономные округа);

3) муниципальные образования (городские или сельские поселения, муниципальные районы, городские округа, внутригородские территории городов федерального значения);

4) административно-территориальные образования особого ре­жима (закрытые административно-территориальные образова­ния (ЗАТО)).

Вторую группу субъектов финансового права образуют коллективные субъекты (го­сударственные, муниципальные и общественные организации), к числу которых относятся:

1) государственные органы представительной и испол­нительной власти;

2) органы местного самоуправления;

3) предпри­ятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности.

Третью группу субъектов финансового права образуют индивидуальные субъекты, или физические лица. Речь идет о гражданах РФ, иностранных гражданах и лицах без гражданства.

Защита прав субъектов финансовых правоотношений

Административный порядок действует главным образом в случае применения мер государственного принуждения в данной области к органам государства и местного самоуправления, предприятиям, организациям, учреждениям.

Административный порядок защиты везде проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими уполномоченными государственными органами (помимо судебного разбирательства). Например, при защите прав государства на получение налоговых платежей — бесспорный порядок взыскания их с предприятий, организаций, учреждений по решению налогового органа при невнесении платежей в срок (ст. 46 НК РФ).




В свою очередь, субъекты, к которым применены меры, вытекающие из рассмотренного порядка, вправе, во-первых, обжаловать действия соответствующих государственных органов также в административном порядке и, во-вторых, обратиться в суд или арбитражный суд.

В Конституции РФ каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Однако граждане по своему выбору могут обратиться за защитой их прав не в суд, а к вышестоящему органу или должностному лицу, т.е. использовать административный порядок защиты.

Судебный порядок применяется при защите финансовых интересов и прав государства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них налогов, финансовых санкций, платежей по обязательному государственному страхованию и самообложению сельского населения).

Важной стороной защиты прав в финансовых отношениях с государством является установление в законодательстве гарантий возмещения ущерба гражданам и юридическим лицам, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц. Так, суммы налогов и других обязательных платежей, неправильно взысканные государственными налоговыми органами, подлежат возврату, а причиненный налогоплательщикам вследствие ненадлежащего осуществления обязанностей ущерб — возмещению.

25. Финансовый контроль: понятие, значение. Государственная финансовая дисциплина

Финансовый контроль — это контроль соблюдения законнос­ти и целесообразности действий в области образования, рас­пределения и использования государственных, муниципальных и иных денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях эффективного социально-экономичес­кого развития страны в целом и ее регионов.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются:

1) соблюдение установлен­ного в области финансовой деятельности правопорядка всеми органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами;

2) экономическая эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований.

В результате реализации задач финансового контроля укрепля­ется финансовая дисциплина. Финансовая дисциплина — это четкое соблюдение уста­новленных предписаний и порядка образования, распределения и использования денежных фондов государства, субъектов местно­го самоуправления, предприятий, организаций, учреждений. Тем самым финансовый контроль обеспечивает интересы государства, муниципальных образований, а также способствует соблюдению прав и интересов конкретных граждан, предприятий, учреждений (например, контроль за соблюдением законодательст­ва о предоставлении льгот по платежам в бюджет).

Виды финансового контроля

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.

Так, в зависимости от времени проведения контроль может быть:

-предварительным (проводится до совер­шения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов);

-текущим (осуществляется в процессе со­вершения денежных операций);

-последующим (проводится после совершения финансовых операций).

В зависимости от волеизъявления субъектов контрольных правоотношений контроль подразделяют на:

-обязательный (проводится в силу требований законодательства, либо по решению компетентных государственных органов);

-инициативный (осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов: собственными силами (внутренний контроль), либо посредством привлечения аудиторов или аудиторской организации).

В зависимости от особенностей правового статуса субъектов контрольной деятельности выделяют:

Основанием возникновения, изменения и прекращения финан­совых правоотношений являются юридические факты, т.е. преду­смотренные нормами финансового права действия или события, которые влекут возникновение, изменение или прекращение у от­дельных юридических или физических лиц финансовых прав и обя­занностей.

Финансовые правоотношения возникают, изменяются и пре­кращаются при наличии определенных условий, предусмотрен­ных нормами финансового права. Такими условиями служат юридические факты — конкретные жизненные обстоятельства, при которых на основе правовой нормы между субъекта­ми финансового права должны сложиться правоотношения. Многообразие видов финансовых правоотношений обусловлива­ет наличие огромного количества жизненных обстоятельств, при­знаваемых финансовым законодательством в качестве юридичес­ких фактов.

Юридические факты как основания финансовых правоотношений по волевому признаку делятся на действия и события.

Юридические факты-действия — это поведение субъектов финансового права, осуществляемое согласно их воле и жела­ниям. Такое поведение может полностью соответствовать тре­бованиям действующего финансового законодательства либо ему противоречить. В зависимости от степени согласования с финансово-правовыми нормами юридические факты-действия подразделяются на правомерные и неправомерные.

В состав правомерных действий входят юридические акты, юридические поступки и правомерные действия, совершаемые с намерением достичь определенного финансово-правового ре­зультата или создающие какой-либо выраженный в материаль­ной форме результат.

Большую часть неправомерных действий составляют финан­совые правонарушения, т. е. виновные противоправные действия или бездействие. Неправомерными являются и так называемые объективно-противоправные действия, т. е. акты поведения субъектов финансового права, приводящие к противоправному результату. К названной группе относятся, например, случаи неисполнения налогоплательщиком обязательств вследствие действия непреодолимой силы; принятия субъектами РФ фи­нансовых нормативных правовых актов, противоречащих Кон­ституции РФ, федеральному законодательству либо содержащих иные правотворческие ошибки и т. д.

Для финансовых правоотношений наиболее ха­рактеры такие юридические факты, как утверждение финансово-плановых актов. В них конкретно выражены права и обязанности участников правоотношений в области финансовой деятельности.

На основании правовых норм и финансовых планов общего зна­чения принимаются индивидуальные финансово-правовые акты, которые также ведут к возникновению, изменению или прекраще­нию финансовых правоотношений. Это, например, извещение на­логоплательщика налоговым органом о необходимости уплаты оп­ределенной суммы налога, распоряжение министерства о передвижении средств по статьям смет подведомственных учреждений в рамках сводной сметы этого министерства, о выделении временной финансовой помощи подведомственным предприятиям и др.

При неисполнении участниками финансовых правоотношений в своих обязанностей возникают правоотношения, связанные с применением мер ответственности (начисление пеней на невнесенную сумму налогового платежа в государственный или местный бюджет, прекращение финансирования при использовании средств не по целевому назначению и др.).

Юридические факты-события — это обстоятельства, не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие). События могут быть относительные и абсолютные.

Относительные события изначально могут быть связаны с волей-действием человека, но их развитие выходит из-под контроля и человек не может на них влиять (Чернобыльская авария).

Абсолютные события изначально не связаны с действиями человека и не зависят от его воли (извержение вулкана, землетрясение, цунами).

Правовая норма может связывать с ними возникновение, изменение или пре­кращение финансовых правоотношений.

События представляют собой обстоя­тельства, порождающие юридически значимые последствия, но не зависящие от воли людей. Например, смерть налогоплатель­щика прекращает налоговое правоотношение; увечье, получен­ное сотрудником налоговой полиции при исполнении им своих служебных обязанностей, является страховым случаем, т. е. юридическим фактом, лежащим в основе права требования вы­платы страхового возмещения, рождение у гражданина ребенка, достижение лицом определенного возраста влияют на правоотношения по поводу налоговых платежей; в связи со стихийными бедствиями, эпидемиями возникают право­отношения по поводу предоставления субвенций из вышестоящего бюджета в нижестоящий.

Изменение финансовых правоотношений также происходит на основе нормативного акта, в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или умень­шения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение дан­ного правоотношения.

Прекращение финансовых правоотношений связано, например, с:

1) погашением финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);

2) выполнением задания по государственным доходам, по бюд­жету или внебюджетным фондам;

3) использованием выданных бюджетных ассигнований;

4) осуществлением компетентными органами права сложения недоимок по налогам и т.д.

Финансовым правом называется совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, использования и распределения денежных фондов государства и муниципальных образований.

В процессе реализации норм данной отрасли права образуются финансовые правоотношения. Анализ механизма их возникновения, изменения и прекращения позволяет понять всю систему действующего в России финансового законодательства.

Возникновение, изменение и прекращение бюджетных правоотношений

Согласно Бюджетному кодексу РФ, бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и органов местного самоуправления.

Бюджет играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни каждой страны, он призван обеспечивать необходимым финансированием социально-экономическое развитие государства, его обороноспособность и другие потребности.

В соответствии со статьей 1 Бюджетного Кодекса РФ бюджетными правоотношениями являются:

  1. отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней;
  2. отношения, возникающие в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней, а также контроля их исполнения.
  3. отношения, возникающие при установлении правового статуса участников бюджетного процесса;
  4. отношения, возникающие при установлении правовых основ порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее .

Готовые работы на аналогичную тему

Бюджетная система нашей страны состоит из трех уровней:

  1. федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды;
  2. бюджеты субъектов Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Федерация подробнее и территориальные государственные внебюджетные фонды;
  3. местные бюджеты.

Возникновение финансовых правоотношений в бюджетной сфере осуществляется в связи с принятием бюджета соответствующего уровня. Бюджет России и государственные внебюджетные фонды разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов. Бюджеты субъектов РФ и территориальные государственные внебюджетные фонды принимаются представительными органами власти в регионах. Местные бюджеты – прерогатива муниципальной власти.

Изменение финансовых правоотношений в этой сфере осуществляется при внесении поправок в бюджетное законодательство. А прекращение взаимоотношений между субъектами права происходит в результате исполнения бюджета.

В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о подготовке отчета об исполнении федерального бюджета.

Бюджетная система РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Бюджетная система РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Возникновение, изменение и прекращение налоговых правоотношений

В соответствии с Налоговым кодексом РФ, налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с физических лиц и организаций в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Сбор представляет собой обязательный взнос, взимаемый с физических лиц и организаций. Его уплата является одним из условий совершения органами государственной или муниципальной власти юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня или государственные внебюджетные фонды и, как правило, обезличиваются в них. Этим налоги отличаются от сборов, которые взимаются на определенные цели, являются платой за оказание гражданину или организации каких-либо юридически значимых действий.

Налоговое правоотношение – это общественное отношение, субъекты которого наделяются определенными правами и обязанностями, возникающими при установлении, введении и взимании налогов и сборов, а также в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение правонарушений в данной сфере.

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность вносить в бюджеты разного уровня соответствующие платежи.

Налоговый кодекс РФ, определяя участников налоговых правоотношений, вводит понятие о налоговых агентах, которыми признаются лица, исполняющие обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению денежных средств в бюджет. Налоговыми агентами, например, являются работодатели.

Налоговые правоотношения могут возникнуть в связи со следующими действиями:

  1. регистрация предприятия;
  2. устройство физического лица на работу;
  3. приобретение, получение в дар имущества или транспортного средства.

Следовательно, прекращение налоговых правоотношений происходит в результате закрытия предприятия, увольнения сотрудника или продажи имущества.

Изменение налоговых правоотношений возможно в случае внесения поправок в налоговое законодательство или в связи с переменами в статусе самого налогоплательщика.

Возникновение, изменение и прекращение правоотношений в сфере страхования

Страхование является самостоятельным институтом финансовой системы государства, оно имеет два аспекта: экономический и правовой. Как экономическая категория, страхование представляет собой систему образования денежных или материальных фондов, которые используются для возмещения ущерба, возникшего в результате стихийных бедствии или других непредвиденных обстоятельств.

Как правовая категория, страхование рассматривается через общественные отношения, возникающие при создании и использовании денежных или материальных фондов.

В соответствии со статьей 72 Конституции России, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, а также ликвидация их последствий находятся в совместном ведении федеральных и региональных органов власти.

Нормы финансового права регулируют: источники формирования страхового фонда, его взаимоотношения с бюджетной системой России, порядок использования средств, компетенцию органов власти в данной сфере, процедуру обязательного государственного страхования.

Нормы гражданского права регламентируют:

  • основания возникновения различных страховых правоотношений,
  • права и обязанности их субъектов,
  • закрепляют объекты страхования,
  • предусматривают существенные условия договора страхования, его форму, условия освобождения страховщика от обязанности по страховому обязательству,
  • и т.д.

Источниками страхового права, имеющего комплексный характер, являются нормативные акты конституционного, гражданского, финансового, трудового, медицинского, административного и других отраслей законодательства Российской Федерации.


Под финансовыми правоотношениями понимаются урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых являются носителями юридических прав и обязанностей, реализующими содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов.

Особенностями финансовых правоотношений являются следующие:

  • одной из сторон всегда выступает государство и его уполномоченный орган, муниципальное образование и соответствующий орган местного самоуправления;
  • возникают в процессе планового образования, распределения, использования государственных денежных фондов и доходов;
  • являются разновидностью имущественных отношений, имеющих публичный характер, так как возникают по поводу денежных средств;
  • имеют государственно-властный характер;
  • классифицируются в зависимости от структуры финансовой системы (бюджетные финансовые правоотношения, страховые и т. д.);
  • возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных в нормах условий или юридических фактов (действий, событий).

Во всех этих правоотношениях субъектами выступают государство, хозяйствующие субъекты, а также граждане. Государство выступает через специальные управомочные финансовые органы (кредитные учреждения), представляющие интересы государства.

Финансовый орган (кредитное учреждение) осуществляет свои правомочия независимо от того, кто является второй стороной финансовых правоотношений — государственный орган, хозяйствующий субъект или гражданин.

Субъекты финансового права — это отдельные граждане (физические лица), основным признаком правосубъектности которых в финансовых правоотношениях служит наличие самостоятельного источника дохода (заработка или имущества на территории Российской Федерации).

Объект финансового правоотношения — это то, на что направлено поведение участников финансового правоотношения, обусловленное их интересами в рамках принадлежащих им субъективных прав и обязанностей. Объекты финансовых правоотношений делятся на две группы: отделимые и неотделимые.

К отделимым относятся такие отношения, которые с той или иной степенью конкретности зафиксированы в финансово-правовых нормах или вытекают из их анализа и существуют как явления (предметы) окружающего нас мира. Неотделимые объекты — это те, которые не зафиксированы в финансово-правовых нормах, а могут быть выделены лишь в процессе научной абстракции и представляют собой результат деятельности субъектов финансового правоотношения, неотделимый от его материального содержания.

К отделимым объектам финансовых правоотношений относятся:

  • налоги;
  • сборы;
  • пошлины;
  • бюджетные ассигнования;
  • субсидии;
  • бюджетные кредиты;
  • бюджетные ссуды;
  • дотации;
  • субвенции;
  • 50 % прибыли Банка России;
  • свободный остаток прибыли казенных предприятий;
  • штрафы, недоимки, пени;
  • проекты бюджетов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных и муниципальных внебюджетных фондов;
  • бюджеты (как законы и плановые акты) и т. д.

Неотделимые объекты финансовых правоотношений — это государственный финансовый контроль, деятельность по поводу установления казенному предприятию порядка распределения прибыли и т. д.

В зависимости от основных функций права финансовые правоотношения классифицируются на регулятивные и охранительные. Регулятивные правоотношения обеспечивают реализацию регулятивной функции права: закреплять экономические отношения и упорядочивать деятельность субъектов в этих отношениях и т. д. Эти правоотношения делятся на относительные и абсолютные. Охранительные финансовые правоотношения обеспечивают реализацию охранительной функции права, когда возникает нарушение финансово-правовой нормы.

Классификация финансовых правоотношений

Финансовые правоотношения можно классифицировать:

  • бюджетные правоотношения; ;
  • неналоговые правоотношения;
  • финансовые правоотношения в области государственного кредита;
  • финансовые правоотношения в области страхования;
  • правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании;
  • финансовые правоотношения в области банковской деятельности;
  • финансовые правоотношения, возникающие в области денежного обращения и расчетов;
  • валютные правоотношения;
  • органами государственной власти;
  • органами государственной власти и управления общей компетенции;
  • вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, в том числе финансово-кредитными органами;
  • предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами;
  • финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;
  • финансовыми органами и гражданами;
  • самими финансово-кредитными органами.

Условия возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений

Они происходят при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов, т. е. предусмотренные нормами финансового права действия (бездействие) или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей.

Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Такой нормативный акт в области финансовой деятельности государства — закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Индивидуальный нормативный акт — извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.

Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.

Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях. Из них наиболее часто встречаются следующие:

  • погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);
  • выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;
  • использование выданных бюджетных ассигнований;
  • осуществление компетентными органами права взыскания недоимки по налогам;
  • прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например, в связи с переходом на пенсию, призывом в армию и т. д.

Виды финансово-правовых норм

Финансово-правовая норма (норма финансового права) — это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников.

В зависимости от характера воздействия на участников финансового отношения нормы финансового права подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.

Обязывающие нормы устанавливают определенные права и обязанности участников финансовых отношений, требуют от них совершения определенных действий. Например, нормы налогового права предписывают субъектам налоговых отношений при наличии определенных условий уплатить налог в определенном размере и в определенный срок.

Запрещающие нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них.

Уполномочивающие нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Данные нормы содержатся, например, в нормативно-правовых актах, регулирующих кредитные правоотношения.

Подавляющее число норм финансового права носит обязывающий характер.

В зависимости от своего содержания нормы финансового права могут быть материальными и процессуальными.

Материальные финансово-правовые нормы закрепляют виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством, источники образования кредитных ресурсов банка, виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные фонды, т. е. материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов).

Структура финансово-правовых норм состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности этой отрасли права.

Гипотеза указывает на условия действия финансово-правовой нормы.

Диспозиция устанавливает содержание самого правила поведения, т. е. предписывает совершение определенных действий по образованию, распределению или использованию государственных финансовых ресурсов, выражает содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Санкции определяют меры ответственности, применяемые к нарушителям финансово-правовых норм. Финансово-правовые санкции соединяют в себе правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы.

Читайте также: