Осмиев хамзат биография кратко

Обновлено: 04.07.2024

Зарег. на сайте
Всего: 900
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
Из них
Администраторов: 2
Модераторов: 1
Проверенных: 5
Обычных пользователей: 892
Из них
Парней: 872
Девушек: 28

Осмиев Хамзат Сосиевич - Родился в 1909 году в трудовой крестьянской
семье в селении Кантышево ныне Назрановского района Чечено-Ингушской
АССР.


Учиться начал в религиозной школе на арабском языке, но весной 1922
года сбежал из нее и продолжал образование в советской школе.

С октября 1931 по 1933 год заведовал заочным отделением и преподавал ингушский язык в Ингушском педагогическом техникуме.


С января 1933 по август 1936 года возглавлял Галашкинское районо. До
июня 1941 года работал учителем и завучем Кантышевской семилетней
школы, а потом - по февраль 1942 года - заведовал сектором литературы
Чечено-Ингушского НИИЯЛ.

С февраля Г942 по февраль 1944 года - преподаватель и завуч Чечено-Ингушского педагогического училища № 2.


С сентября 1944 по август 1956 года - учитель Волошинской средней школы
Ленинского района Северо-Казахстанской области Казахской ССР.

С октября 1956 по май 1957 года - литературный консультант по ингушской литературе при Союзе писателей Казахстана.


Как и для многих других ингушских писателей второго поколения, его
умными наставниками и добрыми старшими друзьями в этот период были
преподавательница русской литературы Виктория Константиновна Абрамова и
преподаватель ингушского языка, основоположник ингушской советской
литературы Тембот Дордаганович Беков.

Большое место в
творчестве Осмиева 1930-1934 годов занимают художественные фельетоны,
которые он писал совместно с Мухтаром Мальсаговым и Хаджи-Бекиром
Муталиевым. Все они были остры, лаконичны и конкретны, направлены
против всего того, что осталось в родном народе чуждого новой
действительности.

Помимо всего этого,
писатель много сил отдал работе по сбору и публикации ингушского
фольклора. Совместно с писателем Х.-Б. Муталиевым им в 1940 году
выпущен в свет I том ингушского фольклора. X. С. Осмиев - автор
школьных учебников я хрестоматий по ингушской литературе. Он многое
сделал и в деле перевода на ингушский язык произведений русских
классиков. Так, им переведены некоторые произведения А. С. Пушкина, А.
М. Горького, А. П. Чехова, И. С. Тургенева и т. д.

X. С.
Осмиев - автор нескольких прозаических сборников. И все же основным
жанром его творчества остаются небольшие лирические произведения,
насыщенные тонкой образностью и выражающие взволнованные чувства его
современников, строителей нового общества.

Сейчас поэт
находится в расцвете творческих сил, много пишет, издал первый том
избранных произведений, готовит к изданию свой новый поэтический
сборник, выступает и с литературно-критическими статьями. Не оставляет
в стороне и свою журналистскую деятельность.

Член ССП с 1939 года.

Произведения Х. С. Осмиева

на ингушском языке

* Дега оаз. Стихаш. Дешхьалхе Д. Мальсагова. Грозный, Нохч-ГIалгIай книжни издательство, 1958.
* Дувцараш. Грозный, Нохч-ГIалгIай книжни издательство, 1960.
* Са даьхе. Стихаш. Грозный, Нохч-ГIалгIай книжни издательство, 1961.
* Къахьегама ираз. Стихаши поэмаши. Грозный, Нохч-ГIалгIай книжни издательство, 1962.
* Боккхача новкъа. Дувцараш. Грозный, Нохч-ГIалгIай книжни издательство, 1963.
* Заман сибат. Стихаш. Грозный, Нохч-ГIалгIай книжни издательство, 1966.
* Дека, са илли. Стихаш. Грозный, Нохч-ГIалгIай книжяи издательство, 1967.
* Хержа произведенеш. Т. 1. Стихотворенеши поэмаши. Дешхьалхе автора. Грозный, Нохч-ГIалгIай книжни издательство, 1968.

на русском языке

* Радостные горы. Стихи. Перевод с ингушского. Грозный, Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1965.

О творчестве Х. С. Осмиева

на ингушском языке

на русском языке


Родился в 1909 году в трудовой крестьянской семье в селении Кантышево ныне Назрановского района Чечено-Ингушской АССР.

Учиться начал в религиозной школе на арабском языке, но весной 1922 года сбежал из нее и продолжал образование в советской школе.

С октября 1931 по 1933 год заведовал заочным отделением и преподавал ингушский язык в Ингушском педагогическом техникуме.

С января 1933 по август 1936 года возглавлял Галашкинское районо. До июня 1941 года работал учителем и завучем Кантышевской семилетней школы, а потом - по февраль 1942 года - заведовал сектором литературы Чечено-Ингушского НИИЯЛ.

С февраля Г942 по февраль 1944 года - преподаватель и завуч Чечено-Ингушского педагогического училища № 2.

С сентября 1944 по август 1956 года - учитель Волошинской средней школы Ленинского района Северо-Казахстанской области Казахской ССР.

С октября 1956 по май 1957 года - литературный консультант по ингушской литературе при Союзе писателей Казахстана.

Как и для многих других ингушских писателей второго поколения, его умными наставниками и добрыми старшими друзьями в этот период были преподавательница русской литературы Виктория Константиновна Абрамова и преподаватель ингушского языка, основоположник ингушской советской литературы Тембот Дордаганович Беков.

Большое место в творчестве Осмиева 1930-1934 годов занимают художественные фельетоны, которые он писал совместно с Мухтаром Мальсаговым и Хаджи-Бекиром Муталиевым. Все они были остры, лаконичны и конкретны, направлены против всего того, что осталось в родном народе чуждого новой действительности.

Помимо всего этого, писатель много сил отдал работе по сбору и публикации ингушского фольклора. Совместно с писателем Х.-Б. Муталиевым им в 1940 году выпущен в свет I том ингушского фольклора. X. С. Осмиев - автор школьных учебников я хрестоматий по ингушской литературе. Он многое сделал и в деле перевода на ингушский язык произведений русских классиков. Так, им переведены некоторые произведения А. С. Пушкина, А. М. Горького, А. П. Чехова, И. С. Тургенева и т. д.

X. С. Осмиев - автор нескольких прозаических сборников. И все же основным жанром его творчества остаются небольшие лирические произведения, насыщенные тонкой образностью и выражающие взволнованные чувства его современников, строителей нового общества.

Сейчас поэт находится в расцвете творческих сил, много пишет, издал первый том избранных произведений, готовит к изданию свой новый поэтический сборник, выступает и с литературно-критическими статьями. Не оставляет в стороне и свою журналистскую деятельность.

Член ССП с 1939 года.

Произведения Х. С. Осмиева

на ингушском языке

  • Дега оаз. Стихаш. Дешхьалхе Д. Мальсагова. Грозный, Нохч-ГIалгIай книжни издательство, 1958.
  • Дувцараш. Грозный, Нохч-ГIалгIай книжни издательство, 1960.
  • Са даьхе. Стихаш. Грозный, Нохч-ГIалгIай книжни издательство, 1961.
  • Къахьегама ираз. Стихаши поэмаши. Грозный, Нохч-ГIалгIай книжни издательство, 1962.
  • Боккхача новкъа. Дувцараш. Грозный, Нохч-ГIалгIай книжни издательство, 1963.
  • Заман сибат. Стихаш. Грозный, Нохч-ГIалгIай книжни издательство, 1966.
  • Дека, са илли. Стихаш. Грозный, Нохч-ГIалгIай книжяи издательство, 1967.
  • Хержа произведенеш. Т. 1. Стихотворенеши поэмаши. Дешхьалхе автора. Грозный, Нохч-ГIалгIай книжни издательство, 1968.

на русском языке

  • Радостные горы. Стихи. Перевод с ингушского. Грозный, Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1965.

О творчестве Х. С. Осмиева

на ингушском языке

на русском языке


В этом году мы отмечаем 110-летие со дня рождения выдающегося ингушского писателя, поэта, публициста и видного общественного деятеля Хамзата Сосиевича Осмиева.

Как и для многих других ингушских писателей второго поколения его умными наставниками и добрыми старшими друзьями в этот период были преподавательница педтехникума Виктория Константиновна Абрамова, которая вела у них русский язык и литературу, и преподаватель ингушского языка, основоположник ингушской советской литературы Тембот Дордаганович Беков. В числе своих первых учителей Хамзат Осмиев называл также основоположника ингушской письменности Заурбека Мальсагова, который, в принципе, и помог ему определиться с будущей профессией.

Хамзат всю жизнь безгранично был благодарен всем своим наставникам и в религиозной школе, и в светской. По его словам, именно благодаря их педагогическому профессионализму и доброму сердцу выросла такая плеяда ингушских писателей, как Идрис Базоркин, Салман Озиев, Багаудин Зязиков, Хаджи-Бикар Муталиев и другие, которые были в числе первого выпуска Ингушского педагогического техникума.

Будучи делегатом IV Всесоюзного съезда рабселькоров, Хамзат Осмиев слушал пламенные речи М. И. Калинина, К. Е. Ворошилова, Н. К. Крупской, А. В. Луначарского и других известных деятелей Советского Союза.

Везли их 14 суток. По дороге пришлось увидеть и голод, и трупы, наспех захороненные в снегу, и случаи, когда люди прятали тела в вагонах, чтобы предать их земле по мусульманскому обычаю.

Семью Осмиевых привезли в город Петропавловск. Оттуда на санях в тридцатиградусный мороз их отвезли в село Волошино Ленинского района, где проживали представители разных национальностей, в основном русские, среди которых много было ссыльных. Коренные жители села, несмотря на то, что их предупреждали, что мол, едут варвары, людоеды, приняли их доброжелательно.

Грамотных и образованных людей не хватало и там. Поэтому Хамзата вскоре взяли на работу в Волошинскую школу учителем начальных классов. Одновременно он стал возглавлять комсомольский дозор. А в этой школе как раз размещалась камера для заключенных (в основном это были чеченцы и ингуши, которых арестовывали даже за пустячные дела, например, за собранные в поле колосья).

Хамзат Сосиевич каким-то образом узнал, что по указанию руководства тюремных лагерей представители местной власти жестоко издеваются над нашими соотечественниками и под пытками выбивают у них признательные показания. И тогда Хамзат Сосиевич придумал такой план: на ночь, для усиления милицейской охраны, он, как глава комсомольской ячейки, стал выставлять в караул двух своих комсомольцев, которые по его заданию фиксировали в письменном отчёте все пытки над арестованными. В один прекрасный момент, приложив все эти отчеты, Х. Осмиев, на свой страх и риск, отправил письмо в Москву, хотя в глубине души не верил, что справедливость восторжествует.

Но случилось чудо: недели через две по жалобе Х. Осмиева из центра была назначена проверка, и всё руководство района было снято с должностей и арестовано. Узнав о том, кто является инициатором и автором обращения в Москву, сомнительными личностями против Хамзата Сосиевича было сфабриковано уголовное дело, но комсомольцы поддержали Осмиева на суде, представив письменные отчёты, и его оправдали. После этого случая Хамзат Осмиев стал весьма почитаемым человеком в области, и многие мужчины, здороваясь с ним, снимали шляпы.

А после реабилитации все военные комендатуры на местах для так называемых представителей идеологического фронта в числе первых выписывали разрешение на оформление и перевозку багажа. Для семьи Хамзата Осмиева был выделен один вагон, но он, пользуясь своим авторитетом, добился ещё одного вагона, в котором приехала на родину почти вся его родня по матери.

По приезде домой люди не могли нарадоваться, никто не говорил о личных проблемах — только о народе, о том, как возрождать разрушенную структуру. В то время Чечня и Ингушетия представляли одну республику, но эта общая автономия не устраивала многих политиков, которые хорошо разбирались в создавшемся положении. Поэтому Хамзат Осмиев больше всего на свете мечтал восстановить ингушскую автономию. Хотя в то время об этом и думать-то было нельзя, не то что говорить.

Хамзат Сосиевич Осмиев является автором десятка прозаических и поэтических сборников, а также школьных учебников и хрестоматий по ингушской литературе. Его труды, написанные в разные годы, наравне с другими выдающимися писателями и поэтами, вошли в золотой фонд ингушской литературы.

Надо сказать, что произведения этого автора до сих пор пользуются большой популярностью не только в нашей республике, но и за ее пределами. Об этом говорит и тот факт, что лучшие из творений Хамзата Осмиева в разные годы переводились на казахский, осетинский, финский, аварский, кубачинский, кабардинский, балкарский и другие языки. Также он многое сделал и в деле перевода на ингушский язык произведений выдающихся русских классиков, таких как Пушкин, Горький, Чехов, Тургенев и т. д.

Помимо всего этого, писатель много сил отдал работе по сбору и публикации ингушского фольклора. Совместно с писателем Х-Б. Муталиевым им в 1940 году был выпущен в свет первый том ингушского фольклора.

Пожалуй, нигде так не чтут память Хамзата Осмиева, как в школе сельского поселения Кантышево, где ежегодно отмечается день рождения писателя. И само образовательное учреждение носит его имя. Дело в том, что эта школа является правопреемницей начальной школы, в которой до выселения работал Хамзат Осмиев.

На одной из недавних встреч творческой интеллигенции, вспоминая Хамзата Осмиева, не менее выдающийся просветитель современности Исса Кодзоев внёс одно предложение, которое с одобрением было воспринято присутствующими.

Из воспоминаний многих учеников Х. С. Осмиева видно, что он был человеком высокой нравственности. Говорят, что от него всегда исходило удивительное спокойствие, и эта черта характера притягивала к нему людей.

Как и все творческие люди, Хамзат Осмиев был очень ранимым человеком, но свою боль он умело скрывал в своем большом сердце, и на людях делал вид, что у него всё хорошо. Свои глубокие переживания он мог выразить только в стихах, где очень образно умел говорить о своей судьбе, неотъемлемой от народа.

Член Союза писателей СССР с 1939 года, Хамзат Осмиев до самой своей кончины находился в расцвете творческих сил, много писал, издал два тома избранных произведений, готовил к изданию свой новый поэтический сборник, выступал с литературно-критическими статьями и продолжал верить в светлое будущее своего народа.

Хамзата Сосиевича Осмиева не стало в январе 1981 года. В возрасте 72 лет он покинул этот бренный мир, оставив богатое творческое наследие.

Несомненно, очень приятно видеть, как на чествование Хамзата Осмиева с огромным удовольствием приходят не только старики, чтобы рассказать о своем прославленном современнике, но и молодежь. Поэтому можно быть уверенным в том, что светоч памяти Хамзата Осмиева не погаснет и будет продолжать гореть ещё долго для будущих поколений.


Писатель, поэт, публицист и общественный деятель Хамзат Сосиевич Осмиев

В этом году мы отмечаем 110-летие со дня рождения выдающегося ингушского писателя, поэта, публициста и видного общественного деятеля Хамзата Сосиевича Осмиева .

Как и для многих других ингушских писателей второго поколения его умными наставниками и добрыми старшими друзьями в этот период были преподавательница педтехникума Виктория Константиновна Абрамова , которая вела у них русский язык и литературу, и преподаватель ингушского языка, основоположник ингушской советской литературы Тембот Дордаганович Беков. В числе своих первых учителей Хамзат Осмиев называл также основоположника ингушской письменности Заурбека Мальсагова , который, в принципе, и помог ему определиться с будущей профессией.

Хамзат всю жизнь безгранично был благодарен всем своим наставникам и в религиозной школе, и в светской. По его словам, именно благодаря их педагогическому профессионализму и доброму сердцу выросла такая плеяда ингушских писателей, как Идрис Базоркин , Салман Озиев , Багаудин Зязиков , Хаджи - Бикар Муталиев и другие, которые были в числе первого выпуска Ингушского педагогического техникума.

Будучи делегатом IV Всесоюзного съезда рабселькоров, Хамзат Осмиев слушал пламенные речи М. И. Калинина , К. Е. Ворошилова , Н. К. Крупской , А. В. Луначарского и других известных деятелей Советского Союза .

Везли их 14 суток. По дороге пришлось увидеть и голод, и трупы, наспех захороненные в снегу, и случаи, когда люди прятали тела в вагонах, чтобы предать их земле по мусульманскому обычаю.

Семью Осмиевых привезли в город Петропавловск . Оттуда на санях в тридцатиградусный мороз их отвезли в село Волошино Ленинского района , где проживали представители разных национальностей, в основном русские, среди которых много было ссыльных. Коренные жители села, несмотря на то, что их предупреждали, что мол, едут варвары, людоеды, приняли их доброжелательно.

Грамотных и образованных людей не хватало и там. Поэтому Хамзата вскоре взяли на работу в Волошинскую школу учителем начальных классов. Одновременно он стал возглавлять комсомольский дозор. А в этой школе как раз размещалась камера для заключенных (в основном это были чеченцы и ингуши, которых арестовывали даже за пустячные дела, например, за собранные в поле колосья).

Хамзат Сосиевич каким-то образом узнал, что по указанию руководства тюремных лагерей представители местной власти жестоко издеваются над нашими соотечественниками и под пытками выбивают у них признательные показания. И тогда Хамзат Сосиевич придумал такой план: на ночь, для усиления милицейской охраны, он, как глава комсомольской ячейки, стал выставлять в караул двух своих комсомольцев, которые по его заданию фиксировали в письменном отчёте все пытки над арестованными. В один прекрасный момент, приложив все эти отчеты, Х. Осмиев , на свой страх и риск, отправил письмо в Москву , хотя в глубине души не верил, что справедливость восторжествует.

Но случилось чудо: недели через две по жалобе Х. Осмиева из центра была назначена проверка, и всё руководство района было снято с должностей и арестовано. Узнав о том, кто является инициатором и автором обращения в Москву , сомнительными личностями против Хамзата Сосиевича было сфабриковано уголовное дело, но комсомольцы поддержали Осмиева на суде, представив письменные отчёты, и его оправдали. После этого случая Хамзат Осмиев стал весьма почитаемым человеком в области, и многие мужчины, здороваясь с ним, снимали шляпы.

А после реабилитации все военные комендатуры на местах для так называемых представителей идеологического фронта в числе первых выписывали разрешение на оформление и перевозку багажа. Для семьи Хамзата Осмиева был выделен один вагон, но он, пользуясь своим авторитетом, добился ещё одного вагона, в котором приехала на родину почти вся его родня по матери.

По приезде домой люди не могли нарадоваться, никто не говорил о личных проблемах — только о народе, о том, как возрождать разрушенную структуру. В то время Чечня и Ингушетия представляли одну республику, но эта общая автономия не устраивала многих политиков, которые хорошо разбирались в создавшемся положении. Поэтому Хамзат Осмиев больше всего на свете мечтал восстановить ингушскую автономию. Хотя в то время об этом и думать-то было нельзя, не то что говорить.

Хамзат Сосиевич Осмиев является автором десятка прозаических и поэтических сборников, а также школьных учебников и хрестоматий по ингушской литературе. Его труды, написанные в разные годы, наравне с другими выдающимися писателями и поэтами, вошли в золотой фонд ингушской литературы.

Надо сказать, что произведения этого автора до сих пор пользуются большой популярностью не только в нашей республике, но и за ее пределами. Об этом говорит и тот факт, что лучшие из творений Хамзата Осмиева в разные годы переводились на казахский, осетинский, финский, аварский, кубачинский, кабардинский, балкарский и другие языки. Также он многое сделал и в деле перевода на ингушский язык произведений выдающихся русских классиков, таких как Пушкин, Горький, Чехов, Тургенев и т. д.

Помимо всего этого, писатель много сил отдал работе по сбору и публикации ингушского фольклора. Совместно с писателем Х-Б. Муталиевым им в 1940 году был выпущен в свет первый том ингушского фольклора.

Пожалуй, нигде так не чтут память Хамзата Осмиева , как в школе сельского поселения Кантышево, где ежегодно отмечается день рождения писателя. И само образовательное учреждение носит его имя. Дело в том, что эта школа является правопреемницей начальной школы, в которой до выселения работал Хамзат Осмиев .

На одной из недавних встреч творческой интеллигенции, вспоминая Хамзата Осмиева , не менее выдающийся просветитель современности Исса Кодзоев внёс одно предложение, которое с одобрением было воспринято присутствующими.

Из воспоминаний многих учеников Х. С. Осмиева видно, что он был человеком высокой нравственности. Говорят, что от него всегда исходило удивительное спокойствие, и эта черта характера притягивала к нему людей.

Как и все творческие люди, Хамзат Осмиев был очень ранимым человеком, но свою боль он умело скрывал в своем большом сердце, и на людях делал вид, что у него всё хорошо. Свои глубокие переживания он мог выразить только в стихах, где очень образно умел говорить о своей судьбе, неотъемлемой от народа.

Член Союза писателей СССР с 1939 года, Хамзат Осмиев до самой своей кончины находился в расцвете творческих сил, много писал, издал два тома избранных произведений, готовил к изданию свой новый поэтический сборник, выступал с литературно-критическими статьями и продолжал верить в светлое будущее своего народа.

Хамзата Сосиевича Осмиева не стало в январе 1981 года. В возрасте 72 лет он покинул этот бренный мир, оставив богатое творческое наследие.

Несомненно, очень приятно видеть, как на чествование Хамзата Осмиева с огромным удовольствием приходят не только старики, чтобы рассказать о своем прославленном современнике, но и молодежь. Поэтому можно быть уверенным в том, что светоч памяти Хамзата Осмиева не погаснет и будет продолжать гореть ещё долго для будущих поколений.

Писатель, поэт, публицист и общественный деятель Хамзат Сосиевич Осмиев - http://www.gazetaingush.ru/

В этом году мы отмечаем 110-летие со дня рождения выдающегося ингушского писателя, поэта, публициста и видного общественного деятеля Хамзата Сосиевича Осмиева.

Как и для многих других ингушских писателей второго поколения его умными наставниками и добрыми старшими друзьями в этот период были преподавательница педтехникума Виктория Константиновна Абрамова, которая вела у них русский язык и литературу, и преподаватель ингушского языка, основоположник ингушской советской литературы Тембот Дордаганович Беков. В числе своих первых учителей Хамзат Осмиев называл также основоположника ингушской письменности Заурбека Мальсагова, который, в принципе, и помог ему определиться с будущей профессией.

Хамзат всю жизнь безгранично был благодарен всем своим наставникам и в религиозной школе, и в светской. По его словам, именно благодаря их педагогическому профессионализму и доброму сердцу выросла такая плеяда ингушских писателей, как Идрис Базоркин, Салман Озиев, Багаудин Зязиков, Хаджи-Бикар Муталиев и другие, которые были в числе первого выпуска Ингушского педагогического техникума.

Будучи делегатом IV Всесоюзного съезда рабселькоров, Хамзат Осмиев слушал пламенные речи М. И. Калинина, К. Е. Ворошилова, Н. К. Крупской, А. В. Луначарского и других известных деятелей Советского Союза.

Везли их 14 суток. По дороге пришлось увидеть и голод, и трупы, наспех захороненные в снегу, и случаи, когда люди прятали тела в вагонах, чтобы предать их земле по мусульманскому обычаю.

Семью Осмиевых привезли в город Петропавловск. Оттуда на санях в тридцатиградусный мороз их отвезли в село Волошино Ленинского района, где проживали представители разных национальностей, в основном русские, среди которых много было ссыльных. Коренные жители села, несмотря на то, что их предупреждали, что мол, едут варвары, людоеды, приняли их доброжелательно.

Грамотных и образованных людей не хватало и там. Поэтому Хамзата вскоре взяли на работу в Волошинскую школу учителем начальных классов. Одновременно он стал возглавлять комсомольский дозор. А в этой школе как раз размещалась камера для заключенных (в основном это были чеченцы и ингуши, которых арестовывали даже за пустячные дела, например, за собранные в поле колосья).

Хамзат Сосиевич каким-то образом узнал, что по указанию руководства тюремных лагерей представители местной власти жестоко издеваются над нашими соотечественниками и под пытками выбивают у них признательные показания. И тогда Хамзат Сосиевич придумал такой план: на ночь, для усиления милицейской охраны, он, как глава комсомольской ячейки, стал выставлять в караул двух своих комсомольцев, которые по его заданию фиксировали в письменном отчёте все пытки над арестованными. В один прекрасный момент, приложив все эти отчеты, Х. Осмиев, на свой страх и риск, отправил письмо в Москву, хотя в глубине души не верил, что справедливость восторжествует.

Но случилось чудо: недели через две по жалобе Х. Осмиева из центра была назначена проверка, и всё руководство района было снято с должностей и арестовано. Узнав о том, кто является инициатором и автором обращения в Москву, сомнительными личностями против Хамзата Сосиевича было сфабриковано уголовное дело, но комсомольцы поддержали Осмиева на суде, представив письменные отчёты, и его оправдали. После этого случая Хамзат Осмиев стал весьма почитаемым человеком в области, и многие мужчины, здороваясь с ним, снимали шляпы.

А после реабилитации все военные комендатуры на местах для так называемых представителей идеологического фронта в числе первых выписывали разрешение на оформление и перевозку багажа. Для семьи Хамзата Осмиева был выделен один вагон, но он, пользуясь своим авторитетом, добился ещё одного вагона, в котором приехала на родину почти вся его родня по матери.

По приезде домой люди не могли нарадоваться, никто не говорил о личных проблемах — только о народе, о том, как возрождать разрушенную структуру. В то время Чечня и Ингушетия представляли одну республику, но эта общая автономия не устраивала многих политиков, которые хорошо разбирались в создавшемся положении. Поэтому Хамзат Осмиев больше всего на свете мечтал восстановить ингушскую автономию. Хотя в то время об этом и думать-то было нельзя, не то что говорить.

Хамзат Сосиевич Осмиев является автором десятка прозаических и поэтических сборников, а также школьных учебников и хрестоматий по ингушской литературе. Его труды, написанные в разные годы, наравне с другими выдающимися писателями и поэтами, вошли в золотой фонд ингушской литературы.

Надо сказать, что произведения этого автора до сих пор пользуются большой популярностью не только в нашей республике, но и за ее пределами. Об этом говорит и тот факт, что лучшие из творений Хамзата Осмиева в разные годы переводились на казахский, осетинский, финский, аварский, кубачинский, кабардинский, балкарский и другие языки. Также он многое сделал и в деле перевода на ингушский язык произведений выдающихся русских классиков, таких как Пушкин, Горький, Чехов, Тургенев и т. д.

Помимо всего этого, писатель много сил отдал работе по сбору и публикации ингушского фольклора. Совместно с писателем Х-Б. Муталиевым им в 1940 году был выпущен в свет первый том ингушского фольклора.

Пожалуй, нигде так не чтут память Хамзата Осмиева, как в школе сельского поселения Кантышево, где ежегодно отмечается день рождения писателя. И само образовательное учреждение носит его имя. Дело в том, что эта школа является правопреемницей начальной школы, в которой до выселения работал Хамзат Осмиев.

На одной из недавних встреч творческой интеллигенции, вспоминая Хамзата Осмиева, не менее выдающийся просветитель современности Исса Кодзоев внёс одно предложение, которое с одобрением было воспринято присутствующими.

Из воспоминаний многих учеников Х. С. Осмиева видно, что он был человеком высокой нравственности. Говорят, что от него всегда исходило удивительное спокойствие, и эта черта характера притягивала к нему людей.

Как и все творческие люди, Хамзат Осмиев был очень ранимым человеком, но свою боль он умело скрывал в своем большом сердце, и на людях делал вид, что у него всё хорошо. Свои глубокие переживания он мог выразить только в стихах, где очень образно умел говорить о своей судьбе, неотъемлемой от народа.

Член Союза писателей СССР с 1939 года, Хамзат Осмиев до самой своей кончины находился в расцвете творческих сил, много писал, издал два тома избранных произведений, готовил к изданию свой новый поэтический сборник, выступал с литературно-критическими статьями и продолжал верить в светлое будущее своего народа.

Хамзата Сосиевича Осмиева не стало в январе 1981 года. В возрасте 72 лет он покинул этот бренный мир, оставив богатое творческое наследие.

Несомненно, очень приятно видеть, как на чествование Хамзата Осмиева с огромным удовольствием приходят не только старики, чтобы рассказать о своем прославленном современнике, но и молодежь. Поэтому можно быть уверенным в том, что светоч памяти Хамзата Осмиева не погаснет и будет продолжать гореть ещё долго для будущих поколений.

Читайте также: