Взаимодействие и конкуренция видов транспорта кратко

Обновлено: 18.05.2024

Организация управления транспортной системой. Транспортная обеспеченность страны. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, магистральный трубопроводный, морской, воздушный, городской транспорт. Основы взаимодействия различных видов транспорта.

Рубрика Транспорт
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 10.02.2009
Размер файла 211,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Взаимодействие видов транспорта

Введение

Организация управления транспортной системой

1.1 Транспортная обеспеченность страны

1.2 Виды транспорта

2.1. Железнодорожный транспорт

2.1.1. Органы управления железнодорожным транспортом

2.2. Автомобильный транспорт

2.3. Особенности взыскания и возврата налога

2.4. Магистральный трубопроводный транспорт

2.5. Воздушный транспорт

2.6. Промышленный транспорт

2.7. Городской транспорт

Взаимодействие различных видов транспорта

3.1. Основы взаимодействия

Список используемой литературы
Введение

Существование любого государства невозможно без развитого транспорта. Особенно велика роль транспорта для России.

Транспортный комплекс включает в себя:

Железнодорожный транспорт (в России 86 тыс. км нормальной колеи с шириной колеи 1520 мм; в Европе ширина колеи - 1435 мм). В США имеется проект по созданию супертяжелых грузовых магистралей. Сейчас существует 86 тыс. км магистральных дорог; 89 тыс. км путей промышленных предприятий. Имеются также пути узкой колеи.

Автомобильный транспорт (в России 750 тыс. км автодорог, в США в 10 раз больше, в Японии 1100 тыс. км).

Речной транспорт (84 тыс. км речных путей).

Морской транспорт (1 млн. км морских путей).

Авиационный транспорт (800 тыс. км авиапутей).

На комплексном транспорте занято 4 млн. человек, а на дорожном транспорте - 6 млн. человек. Транспорт ежегодно потребляет 18% топлива, 6% электроэнергии, 10% - лесоматериалов, 4% - металлов.

В недавнем прошлом транспорт СССР был единым. Основой этого составляла общественная форма собственности на транспортные ресурсы. В связи с проведением рыночных реформ и приватизации транспортных средств понятие единства исчезло. Был приватизирован автомобильный, речной, авиационный, морской транспорт.

Упор делается на конкуренцию между видами транспорта. Рынок - это не анархия, а вполне регулируемый государственный механизм. Главное - это положительный результат для человека: его благосостояние, социально-экономическая защищенность и общепринятый уровень свободы. Конечным результатом должна быть ресурсосберегающая экономика, важнейшей частью которой является транспорт. Специфика транспорта в России заключается в том, что в силу сложившейся геополитических условий для транспорта нет конкурентного рынка, а есть во многих регионах какой-нибудь один вид транспорта, а другой дополняет его.

трубопроводный транспорт (220 тыс. км в России, в США - 280 тыс. км).

Устав железных дорог 1895 г. перешел неизменно в советскую Россию. В советское время морской транспорт занимал 3-е место в мире. Аэрофлот по мощности был также на 3-м месте в мире. Трубопроводы равнялись длине трубопроводов США. Городской транспорт был на уровне, строился метрополитен.

Моей целью и задачей в данной курсовой работе является краткий рассмотр виды транспорта и основы их взаимодействия.

1. Организация управления транспортной системой

В России имеется министерство транспорта. В этом министерстве образованы:

Федеративная авиационная служба (ФАС) России;

Федеративная служба морского флота (Рос Морфлот);

Федеративная служба речного флота (РосРечфлот);

Федеративная автомобильно-дорожная служба.

Начальник каждой службы является министром. Железные дороги - единственный вид транспорта вне юрисдикции министерства транспорта.

В министерстве транспорта имеет ся советник (МТ). МТ, в отличие от ранее существующих транспортных министерств не распоряжается собственностью транспортных предприятий и не планирует их хозяйственную деятельность. Задача МТ - проведение собственной политики в области цен и тарифов.

На местах в регионах формируются региональные управления транспортно-дорожным комплексом.

На морском транспорте учреждены морские администрации портов, которые осуществляют регулирование деятельности компаний.

На железных дорогах в основном сохранилась вертикальная структура управления: МПС дороги - отделения дорог со структурными единицами: станции, депо (локомотивные, вагонные), дистанции, участки.

В МПС имеется программа коренной реорганизации.

1.1. Транспортная обеспеченность страны.

Показатели транспортной обеспеченности и доступности

Эти показатели отражают уровень транспортного обслуживания хозяйства, населения и зависят от многих факторов:

пропускная и провозная способность;

дождя, гололеда и др.;

Чем больше показатель, тем больше развита сеть.

1) Густота сети на 1000 км 2

Lэ - протяженность эксплуатационной длины; S - площадь территории.

2) Транспортная обеспеченность населения на 10000 человек

Н - число населения.

3) Обобщенный показатель (формула Эйнгеля)

4) Успенский ввел формулу: объем предъявленных для транспортировки грузов

Q - количество грузов.

5) С развитием различных видов транспорта появился показатель по приведению их к общему виду

S0 - обжитая территория

Василевский предложил следующий коэффициент приведения транспортной линии к одному км железных дорог (пропускной и провозной способностей)

для автомагистралей - 0,45

обычное шоссе - 0,15

речной путь - 0,25

магистральный газопровод - 0,30

мир в целом- 1,81

Макроэкономическим показателем уровня транспортного обслуживания считают объем приведенного грузооборота в тонно-километрах, (грузооборот - количество тонн, приведенных на один километр) приходящегося на 1 рубль национального дохода.

2. Виды транспорта

Первое место держит железная дорога и автомобильная дорога. На железную дорогу приходится 32%, а на автомобиль - 56%, остальные 12% приходятся на непрерывные виды транспорта.

10 лет назад сохранялась тенденция увеличения перевозок на непрерывных видах транспорта.

Конвейерный транспорт характеризуется высокой производительностью - 5-20 тыс. м 3 /час. У конвейерного транспорта больший подъем (свыше 300 тыс.). Следующее преимущество - поточность, которая обеспечивает более большую производительность механизмов, полная автоматизация транспорта, т.е. повышенная производительность труда.

В СССР при общем росте объемов перевозки и объемов транспорта на 30% темпы роста непрерывных видов транспорта планировалось увеличить в 2-3 раза.

В свое время были разработки по выбору сфер применения различны видов транспорта, и одним из показателей была энергоемкость. Сейчас экономисты считают, что на выбор вида транспорта будет влиять стоимость энергии и энергоемкость.

Монорельсовый транспорт: Этот вид транспорта никто сейчас не производит.

Подвесные канатные дороги (ПКД) - очень рентабельный вид транспорта, имеет большие перспективы.

Дирижабельный вид транспорта - применяется в горах.

2.1. Железнодорожный транспорт

В 1788 г Ярцев в Петрозаводске уложил чугунные рельсы. Такая дорога была построена во Франции через 13 лет, а в США через 17 лет.

Первая железная дорога была построена в 1825 г в Англии между городами Стогктон и Дармингтон. Между этими городами раньше были поезда на конной тяге. А Джордж Стефенсон запустил паровоз.

В России дорога была построена отцом и сыном Черепановыми в 1834 году. В 1735 в Санкт Петербурге была построена так называемая "Увеселительная дорога" от Царского села до Павловска для знати. Эта дорога показала возможность работы железнодорожного транспорта. Ширина -колеи этой дороги была 6 футов (1829 мм).

Мельников строил железную дорогу из Петербурга, а Крафт - из Москвы. Так была построена железная дорога из Москвы в Петербург. Она была лучшей в мире, построенной на 2 пути и самой ровной. Окончание строительства было в 1851 году. Журавский на этой дороге построил более 100 мостов. Паровозы и вагоны в России начали строить с 1844 года. В 1861 начали строить дорогу Санкт Петербург - Варшава. Развитие капитализма в России после отмены крепостного права вызывает бурный рост железных дорог, начинается строительство частных железных дорог. Самое -значительное строительство - Транссиб. До революции было построено 73 тысячи дорого, а в СССР - 155 тыс.

2.1.1. Органы управления железнодорожным транспортом

Единое централизованное управление железнодорожным транспортом осуществляет МПС. Министерство состоит из департаментов. Для удобства каждый начальник имеет свой индекс, например, министр - Ц, зам. министра - З, начальник дороги - Н и т.д.

Разработана программа транспорт России и различные подпрограммы.

2.2. Автомобильный транспорт

В России этим видом выполняется более 86% объема перевозок грузов внутри страны и более 50% всех перевозок пассажиров. В грузообороте - порядка 9 %, хотя в других странах намного больше. В США автотранспорт выполняет 24% грузовых работ. По пассажирообороту автотранспорт на внешних перевозках уступает только железнодорожному. В большинстве развитых стран с учетом индивидуальных автомобилей доля составляет 89-92 %, в России - 46%. "Вечная проблема" России - плохие дороги и их малое количество, что сдерживает социально-экономический прогресс. В России дорог с твердым покрытием - 750 тыс. км, из них общего пользования - 520 тыс. км. В США - 6330 тыс. км, На Украине - 255 тыс. км, в Японии - 1100 тыс. км, в Англии - 387 тыс. км.

в России - 45 км/1000 км 2 ;

в Японии - 3257 км/1000 км 2 ;

на Украине - 422 км/1000 км 2 .

Из наших дорог 15% - грунтовые, 47% - цементобетонные и асфальтобетонные, 38% имеют недолговечное щебеночное покрытие.

Значительное отставание должно быть преодолено в будущем. Себестоимость перевозки по нашим дорогам в 5-10 раз выше, чем по западным. На каждый рубль, вложенный в строительство дорог, приходится 3 рубля чистого дохода.

Действующая сеть автомобильных дорог по техническим и качественным характеристикам согласно СниПу делится на 5 категорий:

В рыночных отношениях предполагается использование разнообразных форм и методов взаимодействия и конкуренции различных видов транспорта для лучшего удовлетворения меняющихся потребностей клиентуры в транспортных услугах. Однако специфика каждого из видов транспорта, их технические и технологические особенности заранее предопределяют области их использования на транспортном рынке, что несколько ограничивает возможности конкуренции и способствует взаимодействию видов транспорта. Кроме того, конкурентные факторы часто уступают интеграционным, вследствие выполнения требования клиентуры по обеспечению доставки по принципам “от двери до двери” и “точно в срок”.Формы взаимодействия и координации различных видов транспорта реализуются в технической, организационной, экономической и правовой областях (сферах).

Техническая форма взаимодействия видов транспорта предполагает следующие виды координации:

– учет взаимных технических требований и увязка параметров подвижного состава и контейнеров по габаритам, грузоподъемности, вместимости в целях эффективного использования перегрузочных средств;

– создание стыкуемых технических средств связи и информации для работников различных видов транспорта, управляющих перевозочным процессом, перевалкой грузов и пересадкой пассажиров во внутритранспортных узлах.

Техническая форма взаимодействия реализуется через:

а) создание морских железнодорожных и автомобильных паромов, дорожных эстакад и пересечений (переездов) в разных уровнях;

б) унификации и стандартизации узлов, деталей и габаритов погрузочно-разгрузочных машин и механизмов;

в) согласование параметров контейнеров и транспортных средств.

Технологическая форма взаимодействия предусматривает организацию комплексной системы эксплуатации различных видов транспорта на основе:

а) разработки согласованных контактных графиков работы участвующих видов транспорта, грузоотправителей и грузополучателей;

б) организации комплексных (единых) технологических процессов работы в крупных узлах;

в) организации интермодальных и мультимодальных перевозок.

Организационная форма взаимодействия охватывает управленческую и информационную сферу деятельности различных видов транспорта. Она предусматривает:

а) разработку единой согласованной системы управления транспортом на макроуровне и в регионах;

в) организацию смешанных перевозок с едиными диспетчерскими центрами;

г) оперативное информирование и регулирование подачи вагонов, судов, автомобилей к местам погрузки, выгрузки и перевалки грузов в транспортных узлах.

Однако в организационной сфере взаимодействия различных видов транспорта еще имеется много недостатков, особенно это касается несогласованности экспортно-импортных перевозок между железными дорогами и морскими (речными) портами, железно-дорожными станциями и владельцами подъездных путей предприятий.

Несмотря на создание единого министерства транспорта, нет достаточной координации в стратегии различных видов транспорта как единой транспортной системы (ЕТС) страны. Практически отсутствуют региональные координационные органы управления транспортом.

Экономическая форма взаимодействия включает в себя:

а) разработку и согласование планов – прогнозов спроса на транспортные услуги различными видами транспорта;

б) определение объемов смешанных перевозок грузов по регионам (например, по поставкам в районы Крайнего Севера) на основе маркетинговых подходов;

в) разработку стратегии развития транспортного комплекса страны и его обеспечения, определение размеров необходимых инвестиций и способов их субсидирования по видам транспорта;

г) обоснование и согласование показателей учета транспортных затрат по видам транспорта для правильного их отражения в макроэкономических показателях (совокупном общественном продукте, межотраслевом балансе) и при решении задач развития и размещения производительных сил;

д) разработку единой методической основы определения эксплуатационных издержек, себестоимости перевозок, эффективности капитальных вложений и производительности труда, сопоставимых по видам транспорта;

ж) разработка единых показателей транспортной обеспеченности предприятий и регионов, а также измерителей качества и эффективности транспортного обслуживания клиентуры;

з) согласование систем распределения доходов между транспортными предприятиями (независимо от формы их собственности) при смешанных перевозках и обоснование нормативов материальной ответственности за соблюдение условий перевозок и сохранность перевозимых различными видами транспорта грузов;

и) обоснование экономической эффективности совместных с различными видами транспорта проектов улучшения транспортного обслуживания клиентуры, проведение совместных межбалансовых и кредитных операций, аукционов, рекламы и других мероприятий по укреплению экономического положения и продвижению на рынке услуг транспортных предприятий.

Формы кооперирования могут быть разными – от совместных предприятий, которые создаются для грузовых перевозок к портам или крупным промышленным центрам, до дочерних предприятий с собственным подвижным составом. Кооперирование предполагает не только совместную работу с транспортными компаниями, но и интермодальные и мультимодальные объединения с экспедиторскими и логистическими компаниями, предприятиями других видов транспорта, крупными промышленными и торговыми предприятиями.

Объединение европейских транспортных систем и согласованный в интермодальном и мультимодальном масштабах подход к решению транспортных задач открывают новые возможности для всех участников рынка транспортных услуг. Усиливающаяся интернационализация европейской экономики будет способствовать развитию взаимодействия как между видами транспорта, так и в рамках отдельных транспортных систем.

Для лучшего удовлетворения потребностей в транспортных услугах и повышения эффективности необходимо исполнение различных форм и методов взаимодействия и конкуренции различных видов транспорта.

Специфика различных видов транспорта предопределяет возможности использования и конкуренции, и взаимодействия.

Формы и методы взаимодействия и координации различных видов транспорта реализуются в различных областях:

- учет взаимных требований и увязка параметров подвижного состава и контейнеров по габаритам, грузоподъемности, вместимости для лучшего использования перегрузочных средств.

2) технологическая – организация комплексной системы эксплуатации различных видов транспорта;

3) организационная область координации (управленческая и информационные области):

- разработка единой системы транспорта (его управление);

- разработка нормативных документов;

- оперативное информирование и регулирование подачи судов и т.д.

4) экономическая область взаимодействия:

- разработка и согласование планов прогнозов на разные услуги;

- определение объема смешанных перевозок (в районах Крайнего Севера и по регионам);

- разработка стратегии развития транспортной системы.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

- решение юридических, правовых вопросов, которые касаются взаимоотношений между различными видами транспорта, между транспортом и клиентом.

Для лучшего удовлетворения потребностей в транспортных услугах и повышения эффективности необходимо исполнение различных форм и методов взаимодействия и конкуренции различных видов транспорта.

Специфика различных видов транспорта предопределяет возможности использования и конкуренции, и взаимодействия.

Формы и методы взаимодействия и координации различных видов транспорта реализуются в различных областях:

- учет взаимных требований и увязка параметров подвижного состава и контейнеров по габаритам, грузоподъемности, вместимости для лучшего использования перегрузочных средств.

2) технологическая – организация комплексной системы эксплуатации различных видов транспорта;

3) организационная область координации (управленческая и информационные области):

- разработка единой системы транспорта (его управление);

- разработка нормативных документов;

- оперативное информирование и регулирование подачи судов и т.д.

4) экономическая область взаимодействия:

- разработка и согласование планов прогнозов на разные услуги;

- определение объема смешанных перевозок (в районах Крайнего Севера и по регионам);

- разработка стратегии развития транспортной системы.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

- решение юридических, правовых вопросов, которые касаются взаимоотношений между различными видами транспорта, между транспортом и клиентом.

Читайте также: