Сходство и различие человека и человекообразных обезьян кратко

Обновлено: 02.07.2024

Сайт учителя химии и биологии МБОУ СОШ №2 с.Казаки Елецкого р-на Липецкой обл. Радиной М.В.

Сходство и отличие человека и человекообразных обезьян.

Черты сходства

Черты отличия

Вывод

1. Большая величина тела.

2. Отсутствие хвоста и защечных мешков.

3. Хорошо развита мимическая мускулатура.

4. Сходная структура черепа.

5. Хорошо развит головной

мозг, особенно лобные доли, большое число извилин в коре больших полушарий.

6. Похожи по резус-фактору и группам крови (АВО).

7. Болеем одними и теми же

8. Беременность - 280 дней.

9. Более 95 % схожесть генов.

10. Высокий уровень развития высшей нервной деятельности.

11. Сходство этапов эмбриогенеза

1. Только человеку свойственно настоящее прямохождение.

2. Человек имеет:

а) длинные и мощные ноги;

б) сводчатую стопу;

г) S-образный позвоночник.

3. Гибкая кисть и подвижные пальцы человека обеспечивают точные и

4. У человека сложно устроен головной мозг, средний объем -1350 см 3 (у гориллы - 400 см 3 ).

5. Человек способен к членораздельной речи

Человек - биосоциальное существо, занимающее высокую ступень эволюционного развития, обладающее сознанием, речью, абстрактным мышлением и способное к общественному труду

Человек и человекообразная обезьяна схожи по строению скелета и внутренних органов. У тех и других имеются 12-13 пар рёбер, 5-6 крестцовых позвонков.

Число клыков и челюст­ных зубов также одинаковое. И человек, и обезьяна передви­гаются на задних конечностях.

Строение уха, глаз, кожи человека близко к строению этих органов у человекообразных обезьян. Свойственные человеку четыре группы крови встречаются у горилл, шимпанзе, орангутангов.

Выявлено также сходство по внешнему виду хромосом. При окрашивании хромосом человека и обезьян специальным методом на них проявляется тонкая поперечная полосатость, строго специфич­ная для каждой хромосомы. У человекообразных обезьян имеется 48 хромосом.

Вследствие соединения двух пар хромосом у человека, его кариотип состоит из 46 хромосом.

Многие паразиты (головные вши) и заболевания (грипп, оспа, холера, брюшной тиф и др.) являются общими для человека и обезьян.

Человекообразные обезьяны, как и человек, выражают чувства радости, тревоги, обиды, гнева.

Отличия человека от человекообразных обезьян

Объем головного мозга человека составляет около 1400-1650 см3, а человекообразной обезьяны — 600 см3 (рис. 78). Поверхность коры больших полушарий головного мозга человека равна в среднем 1250 см3.

Если каждый вид человекообразных обезьян по некоторым признакам приближается к человеку, то по другим признакам — от него отдаляется.

Например, горилла похожа на человека общей пропорциональностью тела, строением кисти руки, шимпанзе — строением костей черепа, размерами конечностей, орангутанг — наличием 12 пар рёбер, гиббон — плоской грудной клеткой, но все они резко отличаются от человека по другим признакам.

Картинки (фото, рисунки)


Рис. 78. Мозг человека и человекообразных обезьян (шимпанзе, орангутанга)

151-01. Что отличает человекообразную обезьяну от человека?
А) общий план строения
Б) уровень обмена веществ
В) строение передних конечностей
Г) забота о потомстве

151-02. Чем отличается человекообразная обезьяна от человека?
А) строением кисти руки
Б) дифференциацией зубов
В) общим планом строения
Г) уровнем обмена веществ

У человека, в отличие от млекопитающих животных, развиты(-а)
А) условные рефлексы
Б) вторая сигнальная система
В) органы чувств
Г) забота о потомстве

151-04. Человека отличает от человекообразных обезьян наличие
А) заботы о потомстве
Б) первой сигнальной системы
В) второй сигнальной системы
Г) теплокровности

Человек, в отличие от животных, услышав одно или несколько слов, воспринимает
А) набор звуков
Б) местонахождение источника звуков
В) громкость звуков
Г) их смысл

У человека, в отличие от человекообразных обезьян, есть
А) диафрагма
Б) S-образный позвоночник
В) борозды и извилины в конечном мозге
Г) стереоскопическое цветовое зрение

Человек и современные человекообразные обезьяны сходны тем, что
А) владеют речью
Б) способны к обучению
В) способны к абстрактному мышлению
Г) изготовляют каменные орудия труда

151-09. Отличия человека от человекообразных обезьян, связанные с его трудовой деятельностью, проявляются в строении
А) сводчатой стопы
Б) S-образного позвоночника
В) гортани
Г) кисти

151-10. Чем отличается человек от шимпанзе?
А) группами крови
Б) способностьюк обучению
В) генетическим кодом
Г) способностью к абстрактному мышлению

У человека, в отличие от других животных,
А) развита вторая сигнальная система
Б) клетки лишены жёсткой оболочки
В) есть бесполое размножение
Г) две пары конечностей

У человека, в отличие от других представителей класса млекопитающих,
А) зародыш развивается в матке
Б) имеются сальные и потовые железы
В) имеется диафрагма
Г) мозговой отдел черепа больше лицевого

Сходство обезьяны и человека заключается в
А) одинаковой степени развития коры мозга
Б) одинаковых пропорциях черепа
В) способности к образованию условных рефлексов
Г) способности к творческой деятельности

Какая особенность скелета характерна для человека и человекообразных обезьян, в отличие от других млекопитающих?
А) большой палец руки противопоставлен всем остальным
Б) кисть крючкообразная, со слабо развитым большим пальцем
В) верхняя конечность состоит из плеча, предплечья и кисти
Г) нижняя челюсть соединена с черепом подвижно

151-15. Какая из перечисленных особенностей строения черепа человека является приспособлением к речи?
А) наличие выступающего подбородка
Б) вертикальный лоб
В) срастание костей черепа
Г) увеличенная по сравнением с лицевой мозговая часть черепа

В сравнительных исследованиях людей и обезьян ученые систематически недооценивают интеллект обезьян

При этом задействуется особая область коры – нижняя лобная извилина, которая у людей значительно более развита, чем у обезьян и включает моторный центр речи – зону Брока.


Группа нейробиологов пришла к выводу, что мозг человека более пластичен, чем у шимпанзе. Это свойство обеспечивается более слабым контролем развития мозга в раннем детстве со стороны генов, что позволяет нервной системе человека более гибко адаптироваться к воздействиям внешней среды, легко обучаться и усваивать новые навыки.

В то же время у шимпанзе мозг более ригиден, а его развитие в большей мере определяется генетическими, нежели средовыми факторами.

Ученые из Киотского университета (Япония) экспериментально показали, что зрительная память у шимпанзе намного лучше, чем у человека.

Шимпанзе за доли секунды запоминают, какие цифры где располагались и последовательно нажимают их на сенсорном экране.


Склонность приматов выбирать более крупную будущую выгоду за счёт немедленного, но небольшого вознаграждения зависит от размеров тела и продолжительности жизни обезьяны.


Некоторые шимпанзе из лесного заповедника Будонго в Западной Уганде научились добывать воду из глинистых водоемов необычным способом — засовывая в нее комки мха и выжимая их себе в рот.


Ученые из Института эволюционной антропологии общества Макса Планка обнаружили, что дикие шимпанзе используют ветки и палки для вылавливания водорослей из воды.

Это новый пример использования орудий приматами.


Ученые обнаружили, что самки диких шимпанзе (Pan Troglodytes) обучают своих детенышей добывать насекомых из термитников с помощью специально изготовленного инструмента.


Группа ученых впервые зарегистрировала, что шимпанзе могут использовать инструменты для чистки своего погибшего сородича.

Других случаев использования инструментов в подобных целях животными ранее не наблюдалось.


Из всех аргументов, доказывающих, что люди принципиально отличаются от животных, самый веский касается способности человека понимать чужое сознание. Лишь люди могут не только воспринимать свои переживания, но и осознавать, что мысли и взгляды других людей отличаются от их собственных.

Однако результаты последнего исследования, опубликованного в Science, говорят о том, что и обезьяны наделены той же способностью.
Шимпанзе Гуа в эксперименте Уинтропа Келлога в 1931 году.

Группа ученых из университетов США и Великобритании заявила, что в сравнительных исследованиях людей и обезьян ученые систематически недооценивают интеллект последних, необъективно проводят эксперименты и предвзято интерпретируют результаты.Авторы перечисляют распространенные ошибки и дают конкретные рекомендации для своих коллег в статье, опубликованной в журнале Animal Cognition.

Сравнительная психология занимается эволюцией психики, и для этого в исследованиях часто сравнивают организмы разных видов.

Но результаты исследований в этой сфере стоит интерпретировать с осторожностью, поскольку при проведении экспериментов порой сложно сохранять объективность и обеспечить честные и равные условия участникам. Даже в пределах одного вида существуют сложности: чтобы сравнить интеллект разных групп людей, необходимо учесть все, что на этот интеллект влияет.

Когда-то считалось, что это врожденная характеристика, что она передается по наследству, и сравнивать казалось просто. Но еще в 1981 году стало известно, что помимо генов, важную роль играет среда, в которой растет и развивается индивид, его образование, жизненный опыт, здоровье.

Но если сложно сравнивать между собой людей, то как быть с межвидовыми различиями? В идеале, сравнивать интеллект детей и обезьян можно только если обезьяны подвержены такому же воздействию среды. В тестах на социальный интеллект (на понимание языка и жестов) отсутствие опыта взаимодействия с человеческими привычками может оказаться особенно важным и значительно повлиять на успех прохождения испытаний.

Это лишь одна из ошибок, которую нашли авторы. Они изучили несколько сравнительных экспериментальных исследований последних десятилетий, которые касались социального интеллекта детей и обезьян и, в частности, их умения интерпретировать и правильно использовать жест, на что-то указывающий (указательный палец, направленный в сторону объекта).

Во всех исследованиях человек превзошел обезьян по результатам теста, и объяснялось это его эволюционной уникальностью. Работы проверялись на соответствие критериям, которые авторы назвали необходимыми для обеспечения объективности эксперимента: это равенство среды, подготовки, протоколов выборки, процедуры тестирования и возраста испытуемых при тестировании.

Авторы обнаружили несоответствие почти всем критериям.

Среда, в которой обитали испытуемые, была неодинаковой, несоответствие было довольно грубым, безо всяких попыток со стороны экспериментаторов эти условия уравнять. В экспериментах обезьяны сидели в клетках, а дети, разумеется, нет, однако наличие физических барьеров могло негативно повлиять на результат (как это было у собак). Также подопытные животные часто росли в стерильных условиях лабораторий, тогда как дети росли в хороших, способствующих когнитивному развитию условиях.

Этот факт повлиял и на выборку, так как интеллектуальный уровень людей был выше из-за условий среды. Также выборка искажалась дополнительными критериями отбора среди людей: в некоторых исследованиях для участия в тесте ребенок должен был уже делать что-то подобное раньше.

Слева направо: источник, предполагаемое психическое состояние (р), противоречия (Y = да, N = нет): среда, подготовка к тесту, протоколы выборки, процедуры тестирования, возраст испытуемых при тестировании.

Психические состояния, сверху вниз: визуальное внимание приводит к сбору знаний, оценка внутреннего умственного сосредоточения, понимание коммуникативных намерений, понимание ложных убеждений, понимание внимания как психического состояния, совместная интенциональность, понимание коммуникативных намерений, общая концептуальная основа.

David Leavens, Kim Bard & William Hopkins, Animal Cognition, 2017.

Кроме того, авторы обратили внимание на то, как экспериментаторы интерпретировали результаты: результатом теста всегда был конкретный видимый и измеряемый ответ, но, по их мнению, он свидетельствовал о присущих людям глубинных психических способностях. Например, в одном из исследований дети и обезьяны из семейства гоминид искали спрятанный в одном из контейнеров объект, а экспериментаторы давали подсказки, среди которых было указание на нужный контейнер пальцем.

Дети понимали этот жест лучше обезьян, чаще делали правильный выбор, и исследователи предположили, что это связано с тем, что дети понимают коммуникативные намерения людей, а животные нет. То есть, интерпретация в этих исследованиях не учитывала разницы в условиях проведении эксперимента и зачастую принижала интеллект обезьян.

Неадекватные условия сравнительных исследований приводят к противоречивым результатам.

Результаты всех исследований, которые разбирали авторы, были позднее опровергнуты. В исследовании со спрятанным предметом результаты свидетельствовали о том, что обезьяны не понимают указывающий жест, однако некоторым особям все же удалось это сделать. В другой работе ученые опровергли эти результаты лишь частично, когда установили, что на успешность выполнения такой же задачи влияет дистанция гоминид по отношению к контейнеру.

Так обладают ли обезьяны социальным интеллектом?

В то время как в сравнительных тестах обезьяны не всегда дотягивают уровня годовалого младенца, согласно другим результатам, они соответствуют возрасту двух-трех летнего ребенка, и способны понимать ложные представления других индивидов. Многие исследования свидетельствуют о том, что обезьян можно научить говорить, например, на языке жестов, но их речь остается бедной и не передается дальше.

Чемпионом по освоению человеческого языка среди обезьян считается карликовый шимпанзе Канзи, который мог понимать на слух около трех тысяч слов.

Шимпанзе Уинтропа Келлога достигла определенных успехов, но остановилась в социальном развитии довольно рано, так как оказалась равнодушна к общению со своими новыми родителями.

Резюмируя работу над ошибками, авторы дают несколько рекомендаций по проведению сравнительных исследований. Они упоминают технику перекрестного воспитания, как в эксперименте с шимпанзе Гуа, но, хоть она и решает многие проблемы, связанные с неравными условиями, из соображений этики она не идеальна.

Поэтому ее можно заменить адекватным обучением для прохождения теста: например, если ребенок в возрасте девяти месяцев может ориентироваться по жестам взрослых (если жест указывает на объект поблизости), то и обезьяну следует учить не менее девяти месяцев.

Кроме того, следует быть строже с объяснением поведенческих результатов и полагаться только на те переменные, которые можно наблюдать и измерять. А выборку нужно делать более равной и сбалансированной, больше внимания уделяя влиянию среды.

Мы уже писали о статусе человека в мире приматов, а также об успехах приматов в изучении языка, и описывали сравнительное исследование, в котором обезьяны справляются с задачей на ложные представления. Различия между человеком и обезьяной найдены и на уровне мозга: у людей пластичность мозга оказалась выше.

По мнению большинства антропологов, главным стимулом для развития умственных способностей у приматов являются сложные общественные отношения.

Человек и обезьяна: сходство и различия

Различия строения и поведения человека и животных

Наряду со сходством человек имеет определенные отличия от обезьян.

У обезьян позвоночник дугообразный, а у человека он имеет четыре изгиба, придающие ему S-образную форму. У человека более широкий таз, сводчатая стопа, смягчающая сотрясение внутренних органов при ходьбе, широкая грудная клетка, соотношение длины конечностей и развития отдельных их частей, особенности строения мышц и внутренних органов.

Ряд особенностей строения человека связан с его трудовой деятельностью и развитием мышления. У человека большой палец на руке противопоставлен другим пальцам, благодаря чему рука может выполнять разнообразные действия.

Мозговая часть черепа у человека преобладает над лицевой в связи с большим объемом головного мозга, достигающего примерно 1200- 1450 см3 (у обезьян — 600 см3), на нижней челюсти хорошо развит подбородок.

Большие отличия обезьян от человека обусловлены приспособлением первых к жизни на деревьях. Эта особенность, в свою очередь, ведет ко многим другим.

Существенные отличия человека от животных, состоят в том, что человек приобрел качественно новые особенности — способность к прямохождению, освобождение рук и использование их как органов труда для изготовления орудий труда, членораздельную речь как способ общения, сознание, т. е. те свойства, которые тесно связаны с развитием человеческого общества.

Человек не только использует окружающую природу, но подчиняет, активно изменяет ее соответственно своим потребностям, сам создает необходимые вещи.

Сходства человека и человекообразных обезьян

  • Одинаковое выражение чувств радости, гнева, печали.
  • Обезьяны нежно ласкают детенышей.
  • Обезьяны заботятся о детях, но и наказывают их за непослушание.
  • У обезьян хорошо развита память.
  • Обезьяны способны использовать предметы природы как простейшие орудия.
  • Обезьяны имеют конкретное мышление.
  • Обезьяны могут ходить на задних конечностях, опираясь на руки.
  • На пальцах у обезьян, как у человека, ногти, а не когти.
  • У обезьян 4 резца и 8 коренных зубов — как у человека.
  • У человека и обезьян общие болезни (грипп, СПИД, оспа, холера, брюшной тиф).
  • Человек и обезьяны имеют общих паразитов (головная вошь).
  • У человека и человекообразных обезьян сходное строение всех систем органов.

Биохимические доказательства близости человека и обезьян

  • степень гибридизации ДНК человека и шимпанзе равна 90-98 %, человека и гиббона — 76 %, человека и макаки — 66 %;

Цитологические доказательства близости человека и обезьян

  • у человека 46 хромосом, у шимпанзе и мартышек по 48, у гиббонов — 44;
  • в хромосомах 5-й пары хромосом шимпанзе и человека имеется инвертированный перицентрическии участок

Все перечисленные факты свидетельствуют о том, что человек и человекообразные обезьяны произошли от общего предка и позволяют определить место человека в системе органического мира Человек относится к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, виду человек разумный.

Сходство между человеком и обезьянами является доказательством их родственности, общности происхождения, а отличия — следствием разных направлений эволюции обезьян и предков человека, особенно влияния трудовой (орудийной) деятельности человека. Труд-ведущий фактор в процессе превращения обезьяны в человека.

Решительный шаг для перехода от обезьяны к человеку был сделан в связи с переходом наших древнейших предков от хождения на четвереньках и лазания к прямой походке.

В трудовой деятельности развилась членораздельная речь и общественная жизнь человека, вместе с которыми, как говорил Энгельс, мы вступаем в область истории.

Если психика животных обусловлена только биологическими законами, то человеческая психика является результатом общественного развития и воздействия.

4) Ноги человека длиннее рук, у обезьян наоборот
5) У человека S-образный изгиб позвоночника
Сходства:

1) сходное строение всех систем органов

2) имеем конкретное мышление

3) общие болезни.

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Человекообразные обезьяны (антропоморфиды, или гоминоиды) относятся к надсемейству узконосых приматов. К ним, в частности, относятся два семейства: гоминиды и гиббоновые. Строение тела узконосых приматов аналогично человеческому. Это сходство человека и человекообразных обезьян является основным, позволяющим относить их к одному таксону.

человек и человекообразные обезьяны

Эволюция

Находки ископаемых

Древнейшими известными человекообразными считаются руквапитеки, камойяпитеки, моротопитеки, лимнопитеки, угандапитеки и рамапитеки. Некоторые ученые придерживаются мнения о том, что современные человекообразные обезьяны – это потомки парапитека. Но эта точка зрения имеет недостаточно обоснований вследствие немногочисленности останков последнего. В качестве реликтового гоминоида имеется в виду мифическое существо – снежный человек.

человекообразные обезьяны

Описание приматов

Человекообразные обезьяны имеют более крупное, чем у мартышкообразных особей, тело. Узконосые приматы не имеют хвоста, седалищных мозолей (есть маленькие у гиббонов только), защечных мешков. Характерной особенностью гоминоидов является способ их передвижения. Вместо перемещения на всех конечностях по веткам они двигаются под ветками преимущественно на руках. Данный способ передвижения именуется брахиацией. Приспособление к его использованию спровоцировало некоторые анатомические изменения: более гибкие и длинные руки, уплощенная грудная клетка по передне-заднему направлению. Все человекообразные обезьяны способны вставать на задние конечности, освободив при этом передние. Для всех видов гоминоидов характерна развитая мимика, способность мыслить и анализировать.

современные человекообразные обезьяны

Отличие человека от человекообразных обезьян

Узконосые приматы имеют значительно больше волос, которые покрывают практически все тело, за исключением небольших участков. Несмотря на сходство человека и человекообразных обезьян по строению скелета, руки у людей развиты не так сильно и имеют значительно меньшую длину. При этом ноги у узконосых приматов менее развиты, слабее и короче. Человекообразные обезьяны легко передвигаются по деревьям. Часто особи раскачиваются на ветвях. Во время ходьбы, как правило, используются все конечности. Некоторые особи предпочитают способ перемещения "хождение на кулаках". В этом случае масса тела переносится на пальцы, которые собраны в кулак. Различия человека и человекообразных обезьян проявляются также и в уровне интеллекта. Несмотря на то что узконосые особи считаются одними из самых умных приматов, их умственные задатки не так развиты, как у людей. Однако практически все обладают способностью к обучению.

сходство человека и человекообразных обезьян

Среда обитания

Человекообразные обезьяны населяют тропические леса Азии и Африки. Для всех существующих видов приматов характерно свое место обитания и образ жизни. Шимпанзе, например, карликовые в том числе, живут на земле и на деревьях. Эти представители приматов распространены в лесах Африки практически всех типов и в открытых саваннах. Однако некоторые виды (бонобо, например) встречаются только во влажных тропиках бассейна Конго. Подвиды гориллы: восточная и западная равнинная – больше распространены во влажных африканских лесах, а представители горного вида предпочитают лес с умеренным климатом. Эти приматы нечасто залезают на деревья в виду своей массивности и проводят на земле практически все время. Гориллы живут группами, причем количество членов изменяется постоянно. Орангутаны, наоборот, одиночки, как правило. Они населяют болотистые и влажные леса, прекрасно лазают по деревьям, с ветки на ветку перебираются несколько медленно, но достаточно ловко. Их руки очень длинные – доходят до самых лодыжек.

отличие человека от человекообразных обезьян

С давних времен люди стремились установить контакт с животными. Многие ученые занимались вопросами обучения человекообразных обезьян речи. Однако работа не дала ожидаемых результатов. Приматы могут издавать только отдельные звуки, мало похожие на слова, а словарный запас в целом весьма ограничен, особенно в сравнении с говорящими попугаями. Дело в том, что в ротовой полости отсутствуют у узконосых приматов определенные звукообразующие элементы в органах, соответствующих человеческим. Именно это объясняет неспособность особей развивать навыки произношения модулированных звуков. Выражение своих эмоций осуществляется обезьянами по-разному. Так, например, призыв обратить внимание на них – звуком "эээ", страстное желание проявляется пыхтением, угроза либо испуг – пронзительным, резким криком. Одна особь узнает настроение другой, смотрит на выражение эмоций, перенимая те или иные проявления. Для передачи какой-либо информации в качестве основных механизмов выступают мимика, жесты, осанка. Учитывая это, исследователи попытались начать разговаривать с обезьянами при помощи языка жестов, который используют глухонемые люди. Молодые обезьяны достаточно быстро обучаются знакам. Через достаточно короткий период люди получили возможность беседовать с животными.

различия человека и человекообразных обезьян

Восприятие прекрасного

Исследователи не без удовольствия отметили, что обезьяны очень любят рисовать. При этом приматы будут действовать достаточно аккуратно. Если дать обезьяне бумагу, кисть и краски, то в процессе изображения чего-либо, она будет стараться не заходить за край листа. Кроме того, животные достаточно искусно разделяют плоскость бумаги на несколько частей. Многие ученые считают картины приматов поразительно динамичными, ритмичными, исполненными гармонии как по колориту, так и по форме. Не один раз удавалось показать работы животных на художественных выставках. Исследователи поведения приматов отмечают, что обезьяны обладают эстетическим чувством, хоть и проявляется оно в зачаточной форме. Например, наблюдая за жившими на воле животными, они увидели, как особи сидели во время заката на лесной опушке и зачарованно наблюдали заход солнца.

Читайте также: