Границы свободы это кратко

Обновлено: 04.07.2024

Что такое свобода? Вероятно, это возможность делать выбор каждый день независимо от кого-либо или от чего-либо.

А что такое выбор? Это необходимость действовать постоянно.

Может ли человек бездействовать? Пока жив — нет. Следовательно, человек действует постоянно. Принимает на себя ответственность делать выбор. Поэтому границы свободы на бессознательном уровне определить невозможно.

А что же происходит на сознательном уровне? А происходит — лень. Человек устанавливает для себя границы свободы, потому что это равносильно равносильно бездействию.

Когда сознание устает долбать подсознание наступает бездействие и, следовательно, человек доходит до своей границы свободы.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Задавая вопрос, я рассчитывала получить не банальный ответ. Ежу понятно, что границы есть и ограничиваются моральным и правовым кодексом. Сейчас рамки свободы все более и более стираются, где предел? То, что нельзя было еще вчера - сегодня уже можно, а завтра - норма.. а послезавтра?

Лыковы более 40 лет прожили в лесу, вдали от цивилизации. Они не знали, что в стране была война, они ничего не знали из того, как жить, с кем жить, что такое законы.. . Им это не было нужно. Вот они и были свободны от общества, а общество - от них.
Насчёт свободы любви - если человек любит - он свободен! Его душа в полёте! А сексуальные пристрастия - на задний план. Тут решает всё ЛЮБОВЬ. Какие пристрастия? В этом случае - только обоюдные желания.
А от природы как можно быть свободным? Ты - дитя природы, значит, зависишь от неё полностью.
А ты, что, свободы хочешь? Только пока не решила = какой? Будь осторожнее. Развивай интуицию, философ.

границы свободы человека это те рамки, запреты, и еще много чего во что он сам себя помещает это и есть границы его свободы.

В идеале свобода человека во всем должна быть ограничена только свободой других людей. Но! все люди на земле далеки от идеала, одни больше, другие меньше.

У человека нет границ, кроме тех, которые он ставит себе сам. Это иллюзия - считать, что свобода зависит от внешних ограничений. Ты принимаешь только те ограничения, с которыми соглашаешься.

Границы свободы - собственная совесть и действующее в стране проживания законодательство. Кодексы законов огромны. А жить в обществе и быть полностью свободным невозможно. Такое может быть только на необитаемом острове. А надо ли это кому.

Свобода человека ограничена его физиологией и принципами общежития (все таки в обществе живем). Все остальное (как и мораль) изменчиво.

Границы - это ваши (наши) принципы. Это нравственный барометр, которым вы измеряете все, что с вами происходит, чтобы решить, как следует приавильно вести себя в той или иной ситуации.

Если передо мной будет стоять выбор: поступить так, как велит мне мое сознание, иначе - не будет мне покоя перед сном, то мне нет никакого дела до того, что по этому поводу скажет общество.

Право выбора я оставляю за собой. Мало кому позволяю на себя влиять.
Общество - те же люди, с такими же проблемами, зачем я буду прислушиваться к кому-то.. .

Я прожила таким образом немало лет и только с тех пор, когда взяла ответственность за свою жизнь на себя и больше никому ее не доверю, я счастливый человек.

Мне никто ничего не должен; за все, что я делаю я отвечаю сама; обвинять мне некого и все, что я получаю - все мое. А уж сколько и чего я получу - это и зависит от моих моральных принципов!

Свобода - ценность, воспетая современной культурой, в представлении юнцов с горячим сердцем и ветренной головой - это свет, борющийся с тьмой тоталитарного режима. Но абсолютная свобода невозможна, поскольку мы живем в социуме, где живут и другие люди, у которых тоже есть та самая пресловутая свобода.

Опытные борцы за свободу очень любят тезис "Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого" . Звучит красиво, но если искать в этой фразе смысл, то, увы, его там не так уж и много.

Во-первых, это работает только в том случае, если ее соблюдают все члены общества, иначе свобода людей, следующих этой формуле, не начнется в принципе. Проще говоря, если кто-то свободно промышляет грабежом, нарушать его свободу никто права не имеет. А если жертва захочет защититься или убежать, то свобода грабителя для нее менее важна, чем собственный кошелек.

Здесь мы приходим к мысли, что наши свободы уже - так или иначе - все-таки ограничены законом. А поскольку нет такого общества, где все поголовно сознательно законопослушны, в дело вступают правоохранительные органы, которые имеют право ограничивать свободу уже в самом прямом смысле этих слов.

Увы, "золотое правило морали" имеет существенный недостаток. Если один человек допустит в свой адрес противоправные действия, то он автоматически получает моральное оправдание подобных действий со своей стороны в адрес любого другого человека. Поэтому общественную мораль и этику из этого правила вывести не удастся.

Следующая философская мысль о свободе и общественной морали хорошо сформулирована в трех законах робототехники , написанных Айзеком Азимовым, фантастом, о философских заслугах которого никто не вспоминает. Вот эти законы:

1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред.

2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые дает человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому закону.

3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму законам.

Это отличная иллюстрация формулы общественной морали, в которой общественно активный индивид ставит остальных индивидов выше себя, при условии что мы забудем, что речь идет о роботах, в которых эти правила зашиты на аппаратном уровне.

Но если мы признаем, что счастье человека - это единственный из всех возможных нравственный ориентир, то мир покатится ко всем чертям. Например, эти три правила дозволяют ложь, убийство, создание так ненавидимых либералами тоталитарных режимов. Эти три правила способны поставить под сомнение принадлежность отдельных личностей и вообще всего человечества к человеческому виду. Собственно, у Азимова это отлично разобрано в его рассказах, которые однозначно лучше прочитать в оригинале, а не в кратком пересказе.

В конечном итоге, свобода - это система ценностей, то, ради чего человек готов на самоограничение. Все вышеописанные формулы предполагают постановку на это место социума, отодвигая личную свободу человека на задний план. Проще говоря, ключевым является то, ради чего человек готов поступаться собственной свободой, чтобы сохранить хотя бы какую-нибудь ее часть.

А как поступали с людьми ветхозаветные праведники? Один из них своего сына был готов принести в жертву, другой резал языческих жрецов сотнями, а третья соблазнила неприятельского командира, чтобы отсечь ему голову. Чем были обусловлены эти поступки? Тем, что делались ради Бога, который был высшей ценностью для этих праведников. Между Богом и человеком они сделали однозначный выбор и доверили свою свободу Богу.

И это не значит, что ветхозаветные пророки были бездушными марионетками, нет, они оставались людьми и продолжали любить людей. В этих ветхозаветных праведниках нет высокомерия и жестокости, и их сердца не огрубевали, несмотря на те вещи, которые они совершали.

Свобода христианина не имеет границ именно потому, что она не зависит от мнения людей, от ситуации в мире и политической повестки. Свобода христианина принадлежит Богу, а у Бога границ нет.

Теоретическая сложность этой проблемы, однако, не должна быть причиной отказа от размышления о свободе, ее условиях, границах и перспективах, ведь, если прав был Сократ, когда говорил, что размышление о благе само есть благое дело, то размышление о свободе является необходимой предпосылкой освобождения. Ибо нельзя обрести свободу нечаянно, нельзя стать свободным, не желая этого.

Христианская культура родилась и укрепилась именно на идеале свободы. Христианин, в отличие от язычника, не признает рабство человека ни в каких его проявлениях. Первые христиане были бесстрашными борцами против варварских римских порядков, основанных на тотальном рабстве. В христианской идее самопожертвования заключен высший идеал свободы, самоопределения человеком своей жизни ради высоких нравственных целей. В образе Христа, победившего своим самопожертвованием главного врага всего живого - смерть, выражается вера христиан в победу свободы над властью слепой необходимости.

Но христианский идеал свободы не может быть одинаково всеми понят и, тем более, одинаково быть воплощенным. В понимании свободы ярче всего выражается человеческая субъективность и дух эпохи. Именно поэтому до сих пор нет общего определения свободы, и вряд ли когда-нибудь такое будет. Если представить, что однажды люди найдут всеприемлемое понимание свободы и начнут ему следовать как некой инструкции, указывающей всем как себя вести, то тогда исчезнет у людей потребность думать о свободе, спорить о ней, а значит и свободно выражать себя. Но в мире, где не будет больше свободного самовыражения, не будет и личности.

Итак, что же, при всей неопределенности понятия свободы, мы можем сказать о ней? По-видимому, самое общее определение свободы может быть таким: свобода есть пространство для самопроизвольных, не детерминированных внешними обстоятельствами поступков человека. От этого определения, однако, можно идти различными путями. Ведь поступки человека могут быть созидательными и разрушительными, нравственными и безнравственными, разумными и неразумными, эгоистическими и бескорыстными. Все они будут считаться свободными. Но в одном случае они могут привести к негативным для человека и общества последствиям, а в другом - к позитивным. Поэтому сама по себе свобода не является безусловным положительным качеством и целью человека. Скорее - это средство, с помощью которого в человеке раскрывается его потенциальное содержание.

Выход из состояния несовершеннолетия обостряет потребность человека в свободе. Требование свободы - естественный признак душевной молодости. Когда же ей на смену приходит зрелость, то к требованиям свободы начинают относиться осторожнее. Зрелое сознание видит в идее свободы очень много сложных и противоречивых моментов. Их можно обобщить в три группы: условия свободы, границы свободы и ее перспективы. Рассмотрим их подробнее.

Условия свободы

Внешний мир стесняет человека. Чтобы жить, он должен подчиняться многим условиям, которые ставит ему как окружающая природа, так и другие люди. Ограничивает ли этим свобода человека? Некоторым кажется, что да. По их мнению, истинно свободный человек должен пренебрегать внешними условиями и делать то, что ему хочется. На самом деле такое состояние правильно назвать не свободой, а неразумным произволом. Внешние условия хотя и ограничивают возможности нашей деятельности, но вместе с тем являются единственным условием самой этой деятельности. Здесь подходит пример И. Канта с голубем. Воздух оказывает сопротивление его полету, но вместе с тем служит и опорой для его крыльев. В безвоздушном пространстве, там, где сопротивление свободному движению равнялось бы нулю, голубь не мог бы летать. Поэтому и человеку надо не сетовать на внешние условия, которые, казалось бы, ограничивают его возможности, а научиться использовать их. Здесь на помощь нам приходят разум и нравственное чувство. Они помогают осознать возможные границы нашей свободной деятельности.

Границы свободы

В обществе не может быть абсолютной свободы, хотя общество создается и развивается людьми с целью раздвинуть границы их свободы. Другой цели у общества нет. Хотя часто говорят, что целью общества является ограничение человеческого произвола, но если вдуматься, то это ограничение оказывается оборотной стороной развития человеческой свободы.

В обществе не может быть реализована абсолютная свобода по двум причинам. Во-первых, социальное пространство территориально ограниченно и люди с необходимостью вступают в соседские отношения. Они определяются особенностями культуры. Например, в развитых западных обществах люди зачастую не окружают свои участки заборами и изгородями. Дома разделяют только лужайки с травой. Но это не значит, что соседи не знают, где заканчивается территория их владений и начинается земля их соседей. Напротив, уважая частную собственность других лиц, они не позволяют себе самовольно пересекать воображаемую черту, разделяющую соседние участки. Такое поведение говорит о том, что границы находятся в их сознании и поэтому нет необходимости их обозначать на земле. В обществах же, где частная собственность не является священной и неприкосновенной, соседи отделяются друг от друга высокими заборами, ища за ними защиты своей свободе. Добрососедство - необходимое условие территориальной свободы.

В обществах, переходных к индустриальному типу, формируется цеховая организация производства и всей жизни. Здесь социальные свободы приобретают корпоративный характер. Носителями прав становятся не отдельные индивиды, а цехи, гильдии, городские сообщества. Каждый цех - это микрообщество со своей материальной и этико-нормативной основой.

В индустриальных обществах с заменой цеховой системы производства на открытую фабричную и с появлением свободного рынка труда каждый человек становится абсолютным свободным хозяином условий своей собственной жизни, прежде всего своих рук и головы. За вычетом налогов, которые он должен уплатить государству за охрану его личной свободы, он является абсолютно собственником, а значит и абсолютно свободным в границах своих частных владений. Это может быть родовой замок с сотнями акров земли или будка чистильщика обуви - в формальном отношении здесь нет различий. Всякие попытки самопроизвольно нарушить границы чужих владений встречают юридически оправданный отпор со стороны других собственников, с чьим социальным пространством граничит его собственное социальное пространство. Возможность произвола в таком обществе сводится к минимуму, поскольку управление общественной системой приобретает всеобщий или, иначе говоря, демократический характер. Формируется система сдержек и противовесов, призванная противостоять монополизации власти, а значит и монополизации исключительного права отдельных лиц на свободу. Свобода в таком обществе становится всеобщей ценностью и результатом всеобщих усилий.

Наибольшей степени развития свобода всех достигает в гражданском обществе. Само же гражданское общество начинает активно развиваться в условиях постиндустриального общества. В структурном отношении оно является совокупностью добровольно организованных сообществ, обеспечивающих свободу граждан не только на владение своей собственностью, но и права на развитие своей личности. На сегодняшний день в праве на развитие личности воплощается высшая форма свободы. Каковы же видимые перспективы развития этой формы свободы?

Перспективы свободы

Ошибочно было бы думать, что человечество наконец-то вступило на прямой и светлый путь прогрессивного развития. Современная история как раз говорит об обратном. Мы знаем, каковы наши высшие ценности, но сложность и противоречивость созданных нами условий жизни создает тяжелые препятствия для достижения наших целей. Эти препятствия могут оказаться сильнее доброй воли многих людей. Кого-то они могут сломить, заставить отступить от правильного пути, исказить восприятие верной перспективы. И тут надо помнить, что свобода есть условие не только для того, чтобы создавать, но и разрушать, не только для того, чтобы искать путь к единству, но и к вражде.

Перед человечеством, переживающим сложный процесс глобализации, стоят сегодня глобальные проблемы экологии, демографии, проблемы войны и мира, поляризации богатства и бедности, культурного одичания, религиозной вражды и пр. Слишком плотным становится социальное пространство, и этот факт ставит перед людьми задачу научиться жить вместе, справедливо и равно делить общее поле свободы.

Вопросы для самоконтроля

1. Обоснуйте связь свободы и случайности.

2. Дайте характеристику христианскому пониманию свободы.

3. Чем обусловлены границы человеческой свободы?

4. Расширяет ли современная цивилизация границы человеческой свободы?

Основные определения

Талмуд - древнеевр., буквально - учение, изучение. Свод устного учения, сложившийся в иудаизме в последние века до н. э. и первые века нашей эры.

Необходимость – философская категория, характеризующая такое качество бытия, при котором то или иное явление не может не быть.

Безусловные качества - те, которые имеют место во всех явлениях данного класса, вне зависимости от места, времени, степени развития этих явления и отношения их друг к другу.

Произвол - действие, совершаемое исключительно по личному желанию, без оглядки на какие-либо обстоятельства.

Литература

Основная

1. Губин В.Д. Философия. Элементарный курс. Раздел 1. Глава 2. М., 2001. С. 51-110.

2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М., 2005.

3. Философия. Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. М., 2005.

Дополнительная

1. Бердяев Н.А. Философия свободы. М., 1989.

2. Геллнер Э. Условия свободы. М., 1995.

3. Камю Альбер. Абсурдность мира // Хрестоматия по философии. Учебное пособие / Сост. П.В. Алексеев. М., 2005.

4. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. Сочинения в 6-ти т. Т. 6. С. 7-23.

5. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 3.

6. Фаге Э. Либерализм; Э. Трельч. Немецкая идея свободы // О свободе. Антология мировой либеральной мысли. М., 2000.

Читайте также: