Орудия труда сарматов кратко

Обновлено: 04.07.2024

Археологической культура железного века, занимавшая обширную территорию от Западного Казахстана и Южного Приуралья до Северо-Западного Причерноморья и существовавшая с IV в до н.э. по IV в. н.э. Сарматские племена были ираноязычными.

Интерес к сарматам появляется в среде русской ученой интеллигенции еще в XVIII веке, в XIX веке делаются первые попытки обосновать их географическое местоположение. Первоначально это только изучение древних письменных источников и лингвистические исследования. Во второй половине XIX века появляются случайные находки, изредка проводятся археологические раскопки. В начале XX века сарматские рядовые курганные захоронения были выделены В.А. Городцовым. До революции значительная роль в изучении сарматов принадлежит Н.И. Веселовскому и М.И. Ростовцеву. В советское время основными исследователями были Б.Н. Граков, В.И. Костенко, М.Г. Мошкова, П.Д. Рау, П.С. Рыков, К.Ф. Смирнов, Г.А. Федоров-Давыдов, В.П. Шилов и др.

В рамках сарматской культуры выделяют три хронологически последовательных культуры: прохоровская (раннесарматская), сусловская (среднесарматская) и позднесарматская.

Основным источником информации о сарматской культуре являются многочисленные погребения. Стационарные поселения культуры не обнаружены, однако на Кубани известны вероятные меото-сарматские городища.

Погребения

В качестве погребального инвентаря в первую очередь необходимо выделить предметы вооружения, которые встречаются как в мужских, так и в женских захоронениях, а также конского снаряжения.

Из украшений наиболее распространены металлические фибулы, пряжки, браслеты, серьги, перстни, диадемы и гривны, в том числе из драгоценных металлов или покрытые золотой фольгой. Одежда расшивалась золотыми бляшками, бисером, бусинами, из них также собирались ожерелья. Наиболее распространены были сердоликовые, янтарные, агатовые, коралловые, хрустальные и стеклянные бусы.

Известно множество бронзовых зеркал. Первые зеркала были большого размера, плоские и с плоской цельнометаллической ручкой. Затем по краю появляется бортик, а костяная или деревянная рукоять насаживается на штырь. Позже зеркала становятся миниатюрными (3-5 см в диаметре), с конической выпуклостью по центру и широким бортиком по краю, прямоугольная короткая ручка имела отверстие.

В погребение также ставили керамические и металлические сосуды. Из металлических, основным типом являются бронзовые котлы с яйцевидным или шаровидным туловом, иногда на поддоне, а также с двумя вертикальными ручками.

В качестве заупокойной пищи часто клали баранину, при этом среди частей разделанной туши обязательно присутствует передняя нога, реже обнаруживаются останки лошади. При этом характерным для сарматского обряда является захоронение отдельных лошадиных голов.

Вооружение и конское снаряжение

В начальный период сарматское вооружение было сходно со скифским и савроматским, а затем модифицируется с точки зрения эффективности в конном бою. В защитном вооружении продолжали использовать железные чешуйчатые панцири скифского образца. Наступательное оружие становится более массивным. Наконечники копий становятся железными и увеличиваются в размерах, удлиняется древко копья, достигая трёх и более метров. Бронзовые втульчатые наконечники стрел постепенно сменились железными черешковыми. Кинжалы и мечи также были железными. Некоторые формировались сваркой внахлест, шире практиковалась цементация. Первоначальная форма рукояти мечей и кинжалов ‒ с узким серповидным или ломаным (реже прямым) навершием и прямым перекрестьем. Для удобства всадника мечи удлиняются, прямое перекрестье приобретает форму узкого бруска. Затем распространяются мечи с кольцевидным навершием, позднее ‒ мечи с рукоятью-штырем без металлических навершия и перекрестья. Из находок стоит отметить кинжал из кургана Дачи. Обкладка ножен и рукоять кинжала была выполнены из золота и украшены многократно повторяющейся сценой терзания верблюда хищной птицей-грифом. Рельефное изображение дополнено вставками цветных драгоценных и полудрагоценных камней (полихромный стиль). В других случаях для украшения могли использовать стеклянные вставки.

В конском снаряжении сперва использовались железные удила скифского типа и железные двудырчатые С-видные или прямые псалии. Затем псалии заменяют свободно вращающиеся кольца, дополнительно крепившиеся к удилам. Для защиты коней также применялись чешуйчатые панцири. С III в. до н.э. по I в н.э. широко использовались богатые наборы сбруи с украшенными серебряными фаларами (круглые или полушарные бляхи).

Керамика

Как правило, сарматы не использовали гончарный круг в производстве керамики. Лепные сосуды были плоскодонными или круглодонными. Наиболее распространенные формы ‒ шаровидные сосуды, позднее ‒ миски и кувшины. Часто встречаются привозные гончарные сосуды. Для местной керамики могут быть характерны зооморфные ручки (в виде барана, лошади или кабана).

Происхождение и связь с другими культурами

Племена сарматов: история, быт и культура, военное дело

Сначала племена сарматов была соседями государства скифов. Между двумя народами был мир, иногда они объединялись в общей борьбе против персов. Сарматские войны даже стояли на службе у скифских царей.

В третьем веке ситуация коренным образом меняется. Сарматы начинают наступление на Скифию. Именно в этот период скифское царство переживало свой упадок, так что сарматы выбрали подходящий момент для наступления. Массовые набеги на скифские земли сменились колонизацией этих земель племенами сарматов.

Сарматы после основания своего государства стали одним из самых сильных народов Европы того периода. Они установили господство в европейских степях, и затем начали налаживать отношения с соседними государствами.

Уже в начале нашей эры началось Великое переселение народов, связанное с движением племен гуннов. Их племена вынудили многих сарматов покинуть свои земли и напасть на Римскую империю. Гунны постепенно вытесняют сарматов из их земель.

Жилища сарматов

Как сообщают многие историки, сарматы вели кочевой образ жизни. Следовательно, их жилищами были шатры. Они никогда не жили в

городах и не останавливались нигде на долгое время. Их шатры были легкими, и их можно было легко собрать и разобрать.

Одежда

Сарматы носили длинные просторные штаны из нетолстой ткани, они могут напоминать многим шаровары. На торс они надевали кожаные куртки. На ногах носили сапоги, они также были сделаны из кожи. Многие историки считают, что женщины сарматов носили туже одежду, что и мужчины. Объясняют это тем, что сарматы были воинственным народом, и женщины участвовали в боях наряду с мужчинами.

Роль женщины в обществе

Кроме этого, сарматские женщины занимали высокое положение в обществе. Сначала сарматское общество было матриархальным, но затем было вытеснено патриархатом. Однако роль женщины оставалась, как и прежде, высокой и почетной.

Культура

Все племена сарматы поклонялись животным, центральное место в их верования занимал образ барана. Изображение барана часто находят на оружии и на предметах быта, в основном посуде. Кроме поклонения животным, они верили в культ предков. Есть сведенья, что сарматские воины поклонялись мечу.

Самыми известными памятниками, оставленными сарматами являются курганы, некоторые из них достигают высоты 8 метров. В таких курганах чаще всего находят оружие: мечи, лук и стрелы, кинжалы. Кроме оружия находят предметы керамики, изделия из бронзы (в основном украшения) и изделия из кости.

Военное дело

Как гласят многие источники, сарматы считались превосходными воинами. Они воевали в основном в конном строю. Основу армии составляла тяжелая конница, многие считают, что именно сарматы создали такой род войск как тяжелая кавалерия.

Вооружены сарматские воины были так называемыми сарматскими мечами, которые они использовали в конном бою достаточно эффективно из-за их длины. В основном они имели длину от 70 до 110 см. Кроме меча они использовали в бою и копье, что помогало им наносить мощные, стремительные удары в ряды противников, буквально сносив их с пути ударом копья. Кроме холодного оружия, воины сражались и луков, с которого могли вести огонь, находясь в седле на лошади.

В качестве брони они использовали доспехи из кожи.

Тактика ведения боя сарматов была довольно развитой для своего времени, и даже Римская империя пользовалась подобными маневрами и тактикой. Кроме тактики использовали и сарматское вооружение, в основном это был меч.

Историки подчеркивают выносливость сарматской конницы, некоторые гласили, что они могли преодолевать расстояние в 150 миль всего за один день.

Подводя итоги, следует сказать, что сарматы сумели создать одно из сильнейших государств, расцвет которого припадает на конец третьего веке до н.э. и до начала третьего века н.э. Затем наступает упадок, а окончательно оно распалось из-за интенсивных переселения гуннов.

Сарматы были превосходными конными воинами и с ним считались все соседние государства.

Прохоровская культура IV—II вв. до н. э. С IV века до н.э. в регионе Южного Приуралья и степях Прикаспия обитали племена сарматов, о которых писали античные авторы.

Памятники, относящиеся к IV—II вв. до н. э., были изучены М.Г. Мошковой, ею предложена и их периодизация.

Для сарматских памятников Степного Приуралья, начиная с IV в. до н. э. и до II в. до н. э., южная ориентировка ямы и скелетов в ней является основным признаком.

В раннем прохоровском этапе основным типом могильной ямы становится большая прямоугольная яма, ориентированная с севера на юг.

Погребенные ориентированы головой на юг. Встречаются и коллективные захоронения. Особенность их — мужской и женский скелеты лежат рядом, а в ногах — скелет ребенка.

Инвентарь прохоровских памятников сравнительно однороден: керамика ручной лепки; сосуды круглодонные, иногда с едва уплощенным дном, размеры небольшие; форма сосудов шаровидная, с низкой зауженной горловиной, орнамент — явление редкое, иногда это спускающиеся по тулову сверху вниз параллельные линии. Часто встречаются курильницы с круглым или уплощенным дном и широким устьем. Во II в. до н.э. появляются лощеные сосуды.

Наиболее типичными прохоровскими являются курганы: Чалкар III, курган 6, к. 13; Барбастау V к. 23; Факел, к. 1, погр. 2. Чалкар III, курган 6. Диаметр насыпи — 23 м, высота — 1,1 м, на древнем горизонте обнаружены два могильных пятна прямоугольной и овальной формы. Первое (центральное) длиной 2 м, шириной 1,4 м; второе (западное) длиной 1,8 м, шириной 1,5 м, ориентированное с севера на юг. При полной расчистке ям первая приобрела форму неправильного овала длиной 3,8 м. Вторая яма сохранила овальную форму, размеры изменились до 3,5 м, а ширина 3 м. Глубина первой ямы 2,3 м, а второй 2,1 м. В 1-й яме погребенный лежал на спине, в вытянутом положении, кости рук вдоль туловища, головой на юг, скелет положен на камышовую подстилку. Погребальный инвентарь представлен лежащим у кисти правой руки железным кинжалом длиной 40 см. Рукоять имела серповидное навершие и бабочковидное перекрестие. Акинак находится в деревянных ножнах. У кисти правой руки три каменные бусины кубической формы с волнистым орнаментом и бронзовое круглое штампованное украшение. У кисти левой руки лежал кожаный колчан с набором бронзовых втульчатых, 3-лопастных наконечников стрел и железный нож. На костях грудной клетки лежала железная пряжка, а в ногах кости овцы и два ножа с точильным камнем.

zver-stil

В яме No 2 обнаружено захоронение двух женщин, положенных на спине, вытянуто, головами на юг. Возле западного скелета на костях правой и левой руке обнаружены браслеты из каменных бус квадратной, круглой форм с волнистым орнаментом. Слева от скелета лежал кожаный колчан с бронзовыми 3-гранны¬ми и 3-лопастными с стрелами и с остатками древок. У стены ямы найдены бронзовые украшения в виде спирали с кусочками кожи внутри. На костях правого бедра лежало разбитое бронзовое зеркало, а на левом бедре глиняный туалетный сосуд. На шейных позвонках найдено ожерелье из лазуритовых, сердоликовых каменных и пастовых бусин, у места ушных раковин черепа — пара бронзовых, покрытых золотой фольгой сережек в виде двойной спирали. За черепом стоял керамический сосуд с высокой горловиной, с шарообразным туловом. У восточного скелета на левой руке был браслет из каменных бус и колчан с 3-лопастными и 3-гранными втульчатыми наконечниками стрел. На шейных позвонках ожерелье из бус, у черепа пара золотых сережек с основой из бронзовой проволоки. Рядом с черепом стоял керамический сосуд.

У южной стены ямы найдены отпечатки плетеной сумочки, в ней лежали часть бронзового зеркала с ручкой, туалетная костяная палочка, кусочек мела, охра.

Сусловская культура (I в. до н.э.—I в. н.э.). Погребения среднесарматского времени датируются: I в. до н.э. и I в. н. э. Он является самым слабо изученным. Материалы из курганов этого периода свидетельствуют о дальнейшем развитии культуры этих племен. Господствующим типом могильных ям являются прямоугольно-удлиненные формы. Сохраняется в это время ориентировка могильных ям и захоронений в них на юг, существуют могилы с отклонениями на юго-восток и юго-запад.

Основным типом погребальных сооружений являются узкие, прямоугольные, с овальными закругленными углами могильные ямы, иногда с подбоем в западной стене.

Рис. 4.51. Котлы, металлическая посуда, орудия труда среднесарматской культуры. II в. до н. э.—II в. н. э.

Рис. 4.51. Котлы, металлическая посуда, орудия труда среднесарматской культуры. II в. до н. э.—II в. н. э.

Ориентировка как узких, так и подбойных могил — южная, юго-западная и юго-восточная. На этом этапе истории железного века Степного Приуралья развитие древних племен, их контакты с другими племенами получают новый импульс, о чем свидетельствует появившийся в I в. до н.э. — I в. н. э. новый тип погребальных сооружений — диагональные захоронения, неизвестные в более ранний период. Квадратные могильные ямы небольших размеров 1,8×2 м; стороны ориентированы по сторонам света, а захоронения в них обязательно совершались по диагонали квадрата. Труп клали на берестяную, камышовую подстилку. Иногда на дне могильной ямы сооружалось подобие гробовища путем обкладки нижней части их лубом или одним венцом дерева (Барбастау I, курган 2; Барбастау III, курганы 4, 5). Квадратная яма иногда имела перекрытие из дерева, или оно покоилось на какой-то деревянной конструкции. Могильная яма имела в большинстве случаев ориентировку по сторонам света, а покойник ориентирован головой на юго-запад или юго-восток. Встречаются ямы с диагональными захоронениями. Когда яма углами ориентировалась по сторонам света, тогда покойник лежал головой на юг, иногда с подогнутыми ногами. Инвентарь захоронения многочисленный, разнообразный: обязательно вооружение, сосуды шаровидных форм, орнаментированные зигзагами-линиями на плечиках, дно сосудов слегка уплощенное.

На данном этапе новый тип погребального сооружения — катакомба.

Обратимся к конкретным памятникам, датируемым I в. до н. э. — I в. н. э.

Барбастау I, курган 2. Насыпь диаметром 16 м; высотой 0,55 м. В насыпи, на глубине 0,3 м, обнаружено впускное детское захоронение, ориентированное головой на юго-запад. В ногах скелета лежали кости овцы, а у черепа раздавленный сосуд сарматского типа с грушевидным туловом невысокой горловиной и отогнутым венчиком. В центре располагалась могильная яма квадратной формы размерами 1,4x 1,4 м, ориентированная сторонами по сторонам света. Яма была перекрыта деревянными досками. Южная, западная и восточная стенки ямы по основанию обложены деревянными досками высотой 0,18 м, а северная стенка корой. На глубине 1,2 м на тростниковой подстилке лежал скелет женщины по диагонали ямы головой на юго-запад, на спине, кости рук вытянуты вдоль туловища. В северо-восточном углу ямы стоял глиняный сосуд баночной формы. На костях запястья правой руки обнаружены бусины из стекловидной массы линзовидной формы. У фаланг кисти правой руки лежал раздавленный толстостенный сосуд с плоским дном. Рядом лежали истлевшие обломки деревянного столика, длиной 18 см, с бортиком по краям. Столик имел невысокие ножки — 1,5 см, диаметром до 3 см. У фаланг кисти левой руки лежало алебастровое напрясло высотой 3,5 см. В севе¬ро-западном углу ямы — кости овцы и обломок железного ножа с деревянной рукоятью. Длина лезвия ножа 5,5 см. Рядом найдена костяная ложечка длиной 14 см.

Рис. 4.52. Котлы, металлическая посуда, орудия труда позднесарматской культуры. II—IV вв. н. э.

Рис. 4.52. Котлы, металлическая посуда, орудия труда позднесарматской культуры. II—IV вв. н. э.

В северо-западном углу лежали части колесницы — деревянное колесо со ступицей, спицами и ободом.

Важнейшим отличием этого периода является усиление связей племен Западного Казахстана с Северным Причерноморьем. Об этом свидетельствуют многочисленные находки бронзовых фибул и керамики, миниатюрных амфор, алебастровых сосудов, предметов туалета.

Меняется обряд погребения. Если на протяжении столетий в обряде господствовала южная ориентировка с колебаниями на запад и восток, то в начале нашей эры, во II — IV вв., она становится северной или северо-западной.

Господствующим типом ям становятся: узкие подбойные ямы; узкие грунтовые ямы; широкие ямы.

Очень частыми в этот период являются находки скелетов с деформированными черепами (могильник Мамай, курганы № 2, 4, 5, 7, 8; Барбастау III, курганы III, 14 и др.). Инвентарь поздних сарматских погребений отличен от сарматских. Особенность проявляется в керамике, которая имеет черное лощение, а кувшиновидные сосуды — Г-образную вертикальную ручку, соединяющую венчик и верхнюю часть шаровидного тулова.

В погребениях поздних сармат встречаются импортные сосуды из северного Причерноморья — это красноглиняные кувшины со сливом и миниатюрные амфоры.

Встречаются сосуды восточного производства, характерные для джетыасарской культуры. Обычными в погребениях поздних сармат становятся находки фибул из северного Причерноморья с квадратной, ромбовидной и овальной формой щитка.

Характер указанного и другого инвентаря свидетельствует, что поздние сарматы были активными посредниками в торговле между западом и востоком. Обратимся к конкретным погребениям.

Мамай I, курган № 12 располагается в центре могильного поля, диаметр его 4 м, высота 0,2 м.

Могильная яма длиной 2,2 м, шириной до 1 м, глубиной 0,8 м ориентирована с юго-запада на северо-восток. В яме, на глубине 0,7 м, под западной стеной подбойная ниша, длина ее 2,2 м, глубина в западной стене 0,8 м, высота 0,8 м. В нише обнаружен скелет мужчины, на спине, головой на северо-восток, кости рук вдоль туловища, кости ног вдоль ямы.

В северном конце ямы стоял глиняный сосуд в форме кувшина-крынки, со слегка вытянутым биконическим туловом, с высокой прямой горловиной. На верхней части тулова и средней части горловины петлевидная ручка с зооморфным изображением — небольшие подтреугольные выступы на ручке имитируют уши волка или собаки. Справа от скелета лежал железный меч длиной 60 см, ширина клинка до 4 см. Лезвие обоюдоострое, в разрезе линзовидное, на верхнем конце его сохранилась ручка в виде утонченного черешка, длиной 7 см, перекрестия нет.

Например, есть версия, что часть сарматов, нанятых на службу римской империи, была направлена в Британию, положив начало легенде о короле Артуре и его рыцарях Круглого стола.

Великий Ломоносов считал, что именно от сарматов произошли славяне.

В старину польская шляхта вела свою родословную от сарматов.

Современные казаки тоже числят среди своих предков сарматов.

Кто является бесспорными потомками сарматов, узнаем чуть позже.

Происхождение сарматов

Недавние археологические исследования показали, что территории, которые сарматы занимали в ранний период своей истории, включали Южный Урал и степные области к востоку от реки Урал. Хотя археологические находки из областей, расположенных далее к востоку, – из степных районов Казахстана до Алтайских гор и Центральной Азии, – имеют определённое сходство с предметами сарматской культуры, обнаруженными на Южном Урале или в низовьях Волги. Это наводит на мысль о том, что все эти области были населены народами, тесно связанными с сарматами. В большинстве случаев они были прямыми предками сарматских племён, которые позднее переселились в Северное Причерноморье.

Степные племена постоянно сталкивались между собой. Так различные сарматские племена, испытывая сильное давление со стороны тюрков, начали отток на запад, потеснив в свою очередь скифов. В результате упорной борьбы, в первой половине II века до н.э. Скифское царство прекратило своё существование, а сарматы сделались хозяевами причерноморских степей.

Сарматские племена

Сарматы принадлежат к северной ветви ираноязычной группы индоевропейских народов, которую также называют скифской ветвью. Они были ближайшими родственниками древних мидийцев, парфян и персов.

Сарматы никогда не были единым народом и состояли из нескольких племен, в той или иной степени отличавшихся друг от друга и чьи названия мы находим у историков древности. Мы можем предположить, что каждая из основных групп сарматских племен говорила на своём собственном диалекте, хотя точно об этом ничего не известно, поскольку письменные источники полностью отсутствуют. Но язык осетин, проживающих на Кавказе, произошёл от древнего сармато-аланского диалекта, и его можно считать современным сарматским языком.

Рис.3. Сарматские племена

Рис.5. Памиро-ферганский тип

Во второй половине V века до н. э. в степных районах Южного Урала появился новый расовый элемент – памиро-ферганский тип, присущий Центральной Азии (узбеки, таджики, афганские пуштуны). За период с III века до н. э. до III века н. э. он, как свидетельствуют могильники, распространился от нижней Волги к югу.

Образ жизни и экономика

Рис. 6. Терракотовая фигурка из Керчи (Пантикапея), изображающая сармата верхом на коне, охотящегося на зайцев

В некоторых местах, в окрестностях рек, сарматы занимались и возделыванием земли, но в значительно меньшей степени. Они также охотились на диких зверей и птиц.

Рис. 7. Глиняная модель повозки кочевников, найденная в Керчи (Пантикапее)

Он также упоминает сезонные миграции сарматов: зимой они живут рядом с Азовским морем, а летом – на степных равнинах. Сезонные миграции, по-видимому, были обычным явлением в районе между Волгой и Уралом, а также в Казахстане, особенно в горах, где летом скот перегоняли на высокогорные пастбища. Описание позднего сарматского племени аланов, сделанное Аммианом Марцелином в IV веке н. э., почти полностью совпадает с описаниями Геродота, жившего на 800 лет раньше. Представляют интерес его замечания о том, что аланы ставят свои повозки в круг и уделяют особое внимание разведению лошадей. Эти лошади так же, как и скифские, малы, но необычайно быстры и своенравны, и поэтому приходится их холостить.

В степях не было найдено никаких сарматских поселений, за исключением следов временных стоянок. Только на периферии сарматской территории в лесостепной зоне, в районе Самары и на Южном Урале, были найдены останки поселений с сарматскими находками. Люди, жившие в этих поселениях, занимались земледелием и происходили от сарматов, которые смешались с местным населением. Сами сарматы, как прирождённые кочевники, питали отвращение к земледелию.

Характер и способы ведения войны

Согласно описаниям древних авторов, по своим обычаям и одежде сарматы почти не отличались от скифов: они тоже носили длинные штаны, сапоги из мягкой кожи и остроконечные или закруглённые войлочные шапки (хотя некоторые обходились вообще без головного убора).

Рис.9.Костюм сарматской царицы из погребения под Новочеркасском. Платье украшено множеством золотых бляшек

- Длинную одежду — платье с рукавами до запястий, подвязанную поясом и обшитую бисером.

- Поверх платья носили распашной халат, застёгнутый фибулой на груди.

- Одежду дополняли восточные шаровары, манжеты которых достаточно часто обшивались бисером.

- широкие плащи, которые застёгивали разнообразными фибулами или на плече, или на груди.

- Их сорочка была подпоясана в талии.

Головы сарматки покрывали вышитым платком – гиматионом.

На ногах они носили мягкие туфельки, украшенные кораллами и золотыми пластинками.

Свою одежду сарматки охотно украшали вышивкой, обшивали её на рукавах и около пояса мелкими голубыми или зелёными бусинками, а самые зажиточные – позолоченными бляхами.

Знатные сарматки носили золотые серьги со вставками из драгоценных камней. Их причёски часто венчались диадемами. Золотые бусы и ожерелья украшали шею и грудь.

Рис. 13. Батальная сцена в росписи Стасовского склепа 1872 г.

Сарматские методы ведения войны мало отличались от военной тактики скифов и других степных народов. В начальный период своей истории они нападали на врага большими группами всадников, которые в совершенстве владели искусством стрельбы из лука на всём скаку.

Сарматская орда представляла собой грозную военную силу.

Иранский мир в то время переживал военно-политический подъём. В Передней Азии нарастала мощь Парфянского царства. Парфянское царство – государство, образованное парфянами (парнами), иранским кочевым народом (дальние родственники сарматов), вторгшимся в начале II в. до н. э. в провинцию государства Селевкидов – Парфию. В дальнейшем парфяне распространили свою власть на Месопотамию и Бактрию и превратили Армению в вассальное царство. Последний парфянский царь Артабан V погиб в 226 г. Римская пехота оказалась бессильной перед тяжёлой кавалерией парфян.

В бою тяжеловооруженные знатные всадники становились в центре боевого порядка, а их легковооружённые сородичи на флангах. Страшными ударами пик на всём скаку сарматские всадники пронзали зараз по двое и больше врагов, а потом брались за свои мечи. Тацит замечает, что остановить напор сарматской кавалерии можно было только на пересечённой или заболоченной местности или при неблагоприятных для конницы погодных условиях – например, в дождливый день или зимой, на льду, когда сарматские кони могли поскользнуться под тяжестью закованного в броню всадника. Упавший воин уже не мог подняться — настолько тяжелы были его доспехи. Огромное преимущество перед римской конницей давало сарматам использование стремян, благодаря которым они крепче держались в седле (правда, сарматские стремена были, как правило, не железные, а кожаные).

Рис. 16. Сарматы в чешуйчатых доспехах на римском барельефе

Благодаря сарматам подобная тактика получила распространение в Восточной и Центральной Европе, и даже римляне вынуждены были оснастить некоторые части подобным образом.

Рис.18. Гуннский лук

Продолжение следует

Я зарабатываю на жизнь литературным трудом.

Буду благодарен, если вы звякните пиастрами в знак одобрения и поддержки

Сбербанк 4274 3200 2087 4403

У этой книги нет недовольных читателей. С удовольствием подпишу Вам экземпляр!


Сарма́ты (греч. Σαρμάται , лат. Sarmatae ), также савроматы, — общее название кочевых скотоводческих ираноязычных племён (аланы, роксоланы, языги и др.), расселившихся в III веке до н. э. — IV веке н. э. в степях от Тобола на востоке до Дуная на западе (Сарматия).

Содержание

История

Происхождение


Сарматы были одним из северных иранских народов, наряду с европейскими скифами и азиатскими саками.

Регионом формирования сарматов считаются поволжско-приуральские степи.

Особенностью савроматов было высокое положение женщин, их активное участие в общественной жизни и военных действиях. Древние писатели часто называют савроматов женоуправляемым народом. Геродот пересказал легенду об их происхождении от браков скифских юношей с амазонками — легендарным племенем женщин-воительниц. Эта легенда была призвана объяснить, почему савроматские женщины ездят верхом, владеют оружием, охотятся и выступают на войну, носят одинаковую с мужчинами одежду и даже замуж не выходят, пока в бою не убьют врага. Савроматские женщины могли возглавлять племена и исполнять жреческие функции. Учёные полагают, что савроматский род был материнским, и счет родства на этапе разложения родового строя велся ещё по женской линии. Впоследствии, когда на основе савроматских племен возникли новые сарматские союзы, признаки матриархата исчезли. Сарматское общество стало патриархальным. [2]

Завоевание Скифии

В V—IV веках до н. э. савроматы были мирными соседями Скифии. Скифские купцы, направляясь в восточные страны, свободно проходили через савроматские земли. В войне с персами савроматы были надежными союзниками скифов. Во времена Атея союзнические отношения сохранялись, савроматские отряды состояли на службе в войске и при дворе скифского царя. Отдельные группы савроматов-сарматов поселялись на территории Европейской Скифии.

В III веке до н. э. дружественные отношения сменились враждой и военным наступлением сарматов на Скифию. Агрессивная воинственность молодых сарматских союзов совпала по времени с ослаблением Скифского царства. В конце IV века до н. э. скифы потерпели поражение от правителя Фракии Лисимаха. Фракийцы и кельтские племена галатов теснили скифов с запада. Следствием неудачных войн был упадок хозяйства и отпадение от Скифии части завоеванных прежде земель и племен.

Постоянные набеги и постепенный захват сарматами скифской территории завершились массовым переселением сарматских племен в Европейскую Скифию — в Северное Причерноморье и на Северный Кавказ. [2]

Дальнейшая история

После завоевания Европейской Скифии сарматы приобрели славу одного из наиболее могущественных народов древнего мира. Вся Восточная Европа вместе с Кавказом получила название Сарматии. Установив своё господство в европейских степях, сарматы стали налаживать мирное сотрудничество с земледельческими народами, оказывали покровительство международной торговле и греческим городам Причерноморья. Политические объединения сарматских племен заставили считаться с собой ближних и дальних соседей от Китая до Римской империи. [3]

Западные сарматы

Западные сарматские племена — роксаланы и языги, занимали степи Северного Причерноморья. Около 125 года до н. э. они создали мощную, хотя и не очень прочную федерацию, возникновение которой объясняют необходимостью противостоять давлению восточных сарматских племен. По-видимому, это было типичное для кочевников раннее государство во главе с племенем царских сарматов. Однако повторить государственный опыт скифов западным сарматам не удалось — с середины I века до н. э. они действовали как два самостоятельных союза. В степях между Доном и Днепром кочевали роксоланы, к западу от них — между Днепром и Дунаем — жили языги.

В первой половине I века новой эры языги продвинулись на Среднедунайскую низменность, где заняли междуречье Дуная и Тисы (часть нынешней территории Венгрии и Югославии). Вслед за языгами к границе Римской империи подошли роксоланы, большая часть которых поселилась в нижнем течении Дуная (на территории современной Румынии). Западные сарматы были беспокойными соседями Рима, они выступали то его союзниками, то противниками, и не упускали случая вмешаться в междоусобную борьбу внутри империи. Как и подобает в эпоху военной демократии, сарматы рассматривали Рим как источник богатой добычи. Способы её приобретения были разными: грабительские набеги, получение дани, военное наемничество.

Особенно упорной была борьба сарматов с Римом в 160-е и 170-е годы. Известны условия мирного договора, который языги в 179 году заключили с императором Марком Аврелием. Война надоела как римлянам, так и сарматам, в стане которых боролись две партии — сторонники и противники соглашения с Римом. Наконец, мирная партия победила, и царь Банадасп, вождь сторонников войны, был взят под стражу. Переговоры с Марком Аврелием возглавил царь Зантик. По договору языги получили право проходить к роксоланам через римские земли, но взамен обязались не плавать на судах по Дунаю и не поселяться вблизи границы. Впоследствии римляне отменили эти ограничения и установили дни, по которым сарматы могли переходить на римский берег Дуная для торговли. Языги вернули Риму 100 тысяч пленных.

Восьмитысячный отряд языгской конницы был принят в римскую армию, при этом часть всадников отправлялась служить в Британию. По версии некоторых учёных, например, Жоржа Дюмезиля, именно эти сарматы явились источником кельтских мифов о короле Артуре и рыцарях круглого стола.

Столкновения сарматов с Римом происходили и позже. Мир сменялся войной, за которой вновь следовало сотрудничество. Сарматские отряды поступали на службу в римскую армию и к королям германских племен. Группы западных сарматов расселялись в римских провинциях — на территории нынешних Венгрии, Румынии, Болгарии, Югославии, Франции, Италии, Великобритании. [3]

Восточные сарматы

Наиболее высоким уровнем общественного развития отличались сираки, которые подчинили на Северо-Западном Кавказе земледельцев-меотов и создали своё государство. Одной из резиденций сиракских царей был город Успа, находившийся недалеко от восточного побережья Азовского моря.

Аланы

Аланы принимали активное участие в делах Боспорского царства. В Фанагории существовала группа аланских переводчиков. Воинский авторитет алан был так значителен, что в Римской империи создали специальное военное пособие — руководство для борьбы с ними, а римская кавалерия заимствовала ряд тактических приемов аланской конницы. [5]

Великое переселение народов

Однако не все аланы стали политическим придатком гуннов. Немало их отступило в горы Центрального Кавказа. А в степях Восточной Европы часть алан вместе с остготами предпочла искать спасения в уходе на запад. В дальнейшем эти аланы, обосновавшиеся вместе с вандалами в Паннонии, прошли по всей Западной Европе и оказались на территории Северо-Западной Африки, где образовали королевство вандалов и алан, просуществовавшее до 534 года. Часть алан осталась на территории Галлии и приняла участие в борьбе готов с империей. Однако в конце V века галльские аланы растворились среди других племен и народов. Подвластные гуннам аланы после распада державы Аттилы переселились в Нижнюю Мёзию, где вскоре были поглощены местным романизированным населением. [5]

Кавказская Алания


Аланы, оставшиеся на Кавказе, смогли создать свою государственность.

Из византийских источников и арабских источниках мы знаем, что Алания поддерживала тесные связи с Византией и была ключевым христианским государством в регионе, зажатая между иудаистским Хазарским Каганатом с севера и исламским Арабским Халифатом с Юга.

В IX — начале X века арабы были окончательно изгнаны из Закавказья, а во второй половине X века Хазарский каганат пал под ударами Древнерусского государства. С этого момента начался расцвет Алании.

Алания имела династические связи с Грузией, Русью, Сариром(государством аварцев).

Около 1239 года несколько аланских племен переселились на территорию Венгрии. Их потомками являются современные ясы.

Падение Алании

В XIII веке по Алании губительно прошло нашествие монголов. По сведениям источников того времени, страна была опустошена, но запертые в горах аланы продолжали вооруженную борьбу с монголами.

В XIV веке на территории Золотой Орды разразилась эпидемия чумы, затронувшая и Аланию.

В XV веке завоевавший ослабленную Золотую Орду Тамерлан обрушился на Аланию. Нашествие Тамерлана обернулось крупномасштабным геноцидом: большинство алан было уничтожено, лишь небольшой части удалось выжить, бежав в горы.

Наше время

Считается, что сарматы поучаствовали в этногенезе нескольких восточноевропейских народов.

Прямыми потомками алан являются современные осетины и ясы.

Единственной сохранившейся формой сарматского языка является осетинский язык (потомок аланского языка).

Язык венгерских ясов был утрачен в XIX веке, однако сохранившиеся письменные памятники ясского языка свидетельствуют, что он практически совпадал с осетинским.

Культура и религия

Греко-иранский религиозный синкретизм сказался в культе греко-сарматской богини Афродиты-Апутары (обманщицы). Было ли её святилище в Пантикапее — неизвестно, но на Тамани оно было в местечке Апутары. В культе Афродиты-Апутары много родственного с азиатским культом Астарты.

Едва ли не единственными памятниками тысячелетнего пребывания сарматов являются многочисленные курганы, достигающие порой 5—7 метров в высоту. Савроматские и сарматские курганы чаще всего располагаются группами на высоких местах, вершинах холмов, сыртов, откуда открывается широкая панорама необъятных степей. Их трудно не заметить. Поэтому ещё в древности эти курганы стали привлекать внимание грабителей, кладоискателей.

Некоторые историки предполагали, что сарматы являются основными предками восточных и южных славян, но эта теория отвергнута большинством учёных, которые указывали на явные отличия культуры сармат от культуры древних славян.

Военное дело

Сарматы считались прекрасными воинами, они создали тяжёлую конницу, их оружием были мечи и копья. Появившись сначала в Нижнем Поволжье, сарматский меч, длиной от 70 до 110 см, вскоре распространился по всем степям. Он оказался незаменимым в конном бою.

Сарматы были очень ловкими воинами, у них было больше сноровки для разбоя, нежели для открытой войны. Сарматы-воины были вооружены длинными пиками, носили панцири из нарезанных и выглаженных кусочков рога, нашитых наподобие перьев на льняные одежды. Они проезжали огромные пространства, когда преследовали неприятеля или когда отступали сами, сидя на быстрых и послушных конях, и каждый вел с собой ещё одну лошадь, или две. Они пересаживались с лошади на лошадь для того, чтобы давать им отдых.

Сарматские женщины

Своеобразной чертой общественного строя сарматов, особенно в ранний, савроматский период, было высокое положение женщин в семье и обществе. Они были не только хранительницами очага и воспитателями детей, но и воинами наравне с мужчинами. Знатные женщины нередко выполняли почётные жреческие функции. Показательно, что в могилу умершей женщины, даже девочки, нередко клали, кроме украшений, и предметы вооружения. Родовое кладбище, как правило, формировалось вокруг более раннего захоронения знатной женщины — предводительницы или жрицы, которую родичи почитали как праматерь.

Сарматизм в Польше и сарматский портрет


Примечания

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Сарматская культура" в других словарях:

Сарматская культура — 3 в. до н.э. 3 в. н.э., сменила савроматскую сначала в Приуралье, где она сформировалась в ее недрах в связи с проникновением сюда пришельцев из соседних лесостепных и более восточных степных областей. В конце 4 начале 3 в. она… … Археологический словарь

Культура археологическая — Археологическая культура совокупность материальных памятников, которые относятся к одной территории и эпохе и имеют общие черты. Обычно археологическую культуру называют по какому либо характерному признаку, которым она отличается от других: по… … Википедия

Савромато-сарматская общность — этнокультурная общность народов Евразии, относящаяся к раннему железному веку. Сарматы общее назв. кочевых ираноязычных племен, населявших во второй пол. I тыс. до н.э. нач. н.э. степи Евразии от р. Тобол на В. до Карпатских гор на З. Эти… … Уральская историческая энциклопедия

Археологическая культура — Археологическая культура совокупность материальных памятников, которые относятся к одной территории и эпохе и имеют общие черты. Обычно археологическую культуру называют по какому либо характерному признаку, которым она отличается от других … Википедия

Прохоровская (Раннесарматская) культура — археол. культура степей Евразии IV II вв. до н.э., получила свое название от курганов у с. Прохоровка Шарлыкского р на Оренб. обл., раскопанных С.И. Руденко. М.И.Ростовцев датировал их IV III вв. до н.э. и связал с вост. соседями скифов… … Уральская историческая энциклопедия

Гороховская культура — археол. культура первой пол. раннего жел. в. лесостепного Зауралья (V II вв. до н.э.) выделена К.В.Сальниковым по мат. раскопанного им в 1930 40 х Гороховского городища на р. Юргамыш. Ареал Г.К. охватывает в осн. Ср. Притоболье, басс. р. Исеть … Уральская историческая энциклопедия

Срубная культура — археол. культура ср. бронзового века на Юж. У. Термин С.К. введен в науч. оборот в нач. XX в. В.А.Городцовым. С.К. на Юж. У. занимает лесостепную и степную зоны респ. Башк., Оренб. и Челяб. обл., где нередко нас. этой культуры соседствует с… … Уральская историческая энциклопедия

Иранская древняя культура — берет свое начало в индоевропейском направлении, зародившись в южно русских степях во 2 1 ом тыс. до н. э. Из этой области иранцы мигрировали на протяжении столетий и в 1 м тысячелетии до н. э. заселили Среднюю Азию, Иран (Мидию) и Афганистан. По … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

III. РОССИЯ. СССР. СНГ — 1) Украина и Белоруссия. Неолит. ок. 5500 4000 до Р. Х. Буго Днестровская культура . ок. 4000 2300 Трипольская культура (Зап. Украина). ок. 4000 2600 Днепро Донецкая культура (Вост. Украина). Бронзовый век. ок. 2200 1300 Среднеднепровская… … Правители Мира

Смирнов, Константин Фёдорович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Смирнов. В Википедии есть статьи о других людях с именем Смирнов, Константин. Константин Фёдорович Смирнов Дата рождения: 28 июля 1917(1917 07 28) Место рождения: с. Ненашево … Википедия

Читайте также: