Орловский б и биография кратко

Обновлено: 04.07.2024

1792, с. Большое Столбецкое, Орловская губ. 1837, Петербург Скульптор Б. И. Орловский - последний большой мастер русского классицизма, мысливший категориями целостного городского архитектурного пространства. Удивительна его судьба. Крепостной тульского помещика Шатилова, в 1809 г. он был отправлен в Москву на обучение к мраморщику итальянцу С. П. Кампиони. Упорным, трудолюбивым и талантливым был Орловский (прозвище по месту рождения, настоящая фамилия художника - Смирнов), и в мастерской Кампиони, "самозабвенно работая, он выучился рубить мрамор, что яблоко резать". В 1816 г. помещик разрешил ему поселиться в Петербурге, где труд мраморщиков пользовался большим спросом. Мечта стать ваятелем заставляла Орловского и в мастерской П. Трискорни работать не покладая рук. Прославленный скульптор И. П. Мартос, для которого молодой мраморщик работал в 1821 г., увидел в нем незаурядное дарование и вместе с президентом AX A. H. Олениным принял участие в его судьбе. Сам император Александр I решил особо заботиться о талантливом юноше, и через год, правда не без трудностей, получив отпускную, Орловский зачисляется в АХ, а еще через несколько месяцев по предписанию императора его отправляют в Рим, в ученики к скульптору-датчанину А. Торвальдсену. С 1823 по 1828 г. Орловский успешно учился у этого крупнейшего мастера классицизма, вызывая его одобрение и высокие оценки. В Риме он познакомился с русскими художниками О. А. Кипренским, Сем. Ф. Щедриным, К. П. Брюлловым. Его работы итальянского периода - "Парис" (1824), "Сатир, играющий на сиринге" и "Фавн и вакханка" (обе 1826-28) - свидетельствуют о том, что молодым скульптором успешно усвоены классицистические традиции ваяния. Возвращение скульптора на родину связано с сооружением памятников полководцам Отечественной войны 1812 г. М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли, на проекты которых был объявлен конкурс. Перед скульпторами стоял ряд сложнейших задач. Необходимо было связать памятники с архитектурно-скульптурным комплексом Казанского собора, возводившимся в первое десятилетие XIX в. Кроме того, новый император Николай I требовал, чтобы "фельдмаршалы были представлены пешими в форменных мундирах", что по традициям классицизма было недопустимо. Мундиры, как нечто временное, преходящее, претили классицистической эстетике, мешали героизации образов полководцев. Изображение мундиров влекло за собой необходимость портретности лиц и общее реалистическое решение. Орловский блестяще справился со всеми поставленными задачами. В его решении определенная натурализация (костюмы, портретность) выигрышно подчеркивает индивидуальность полководцев, нимало не снижая возвышенного строя образов. На простых гранитных постаментах (по проекту архитектора В. П. Стасова) на фоне портиков северной колоннады собора четкими силуэтами выделяются величественные бронзовые, частично задрапированные фигуры полководцев. Роль Кутузова подчеркнута активным движением его левой руки, указывающей жезлом вперед и вверх. Его нога попирает свернутое французское знамя. Такое же знамя у ног Барклая-де-Толли. Сам облик Барклая, характер его сдержанных жестов, поза с убедительностью раскрывают трагическую и доблестную судьбу полководца. В этот же период Орловский трудился над созданием статуи ангела для Александровской колонны, сооруженной в 1829-34 гг. на Дворцовой площади (архитектор О. Монферран). Скульптору пришлось сделать 14 моделей различной величины, прежде чем были удовлетворены все пожелания Николая I, специальной комиссии и найдено решение, устраивающее самого Орловского. Ангел в развевающихся одеждах, со склоненной головой и воздетой правой рукой попирает крестом змия, олицетворяющего зло, коварство, хитрость. Скульптор учел все возможные ракурсы и точки обзора. Четко прочитывается силуэт ангела на фоне неба, он как бы продолжает движение победоносной колесницы с фигурой Славы на здании Главного штаба. В уже сложившийся архитектурный ансамбль Орловский удивительно тактично вписал романтическую по духу и классицистическую по форме статую ангела, органично дополнив композицию площади. Классицистические, романтические и реалистические тенденции, проявлявшиеся в творчестве скульптора, соединились в работе, выполненной им (1831-36) на звание профессора, - "Ян Усмарь, останавливающий разъяренного быка". В 1837 г. на триумфальных Московских воротах в Петербурге (архитектор В. П. Стасов) были установлены фигуры гениев по моделям Орловского. 25 декабря 1837 г., в 25-ю годовщину изгнания Наполеона из России, состоялось торжественное открытие памятников полководцам у Казанского собора, но сам скульптор на нем уже не присутствовал - за восемь дней до этого его не стало.

Орловский, Борис Иванович - скульптор (настоящая фамилия Смирнов) (1793 - 1837). Был крепостным помещика Шатилова , отпустившего его на волю. Работал у Трискорни, в Петербурге. В 1822 г. вылепленный им бюст императора Александра I был поднесен императрице, и Орловский был принят в ученики академии; затем учился в Риме у Торвальдсена, под руководством которого исполнил колоссальный бюст императора Александра I, группу "Фавн и Вакханка", статуи Сатира и Париса. Впоследствии эти произведения были вырублены им из мрамора (ныне бюст в одной из зал Сената, группа - на даче Знаменка, близ Петергофа, обе статуи - в музее Александра III ). Возвратившись в Петербург, был профессором в скульптурном классе академии. Главные произведения, созданные Орловским в Петербурге, - статуя ангела на Александровской колонне, один из барельефов на цоколе этой колонны, памятники Барклаю-де-Толли и Кутузову и 7 фигур гениев на триумфальных воротах за Московской заставой. В работах Орловского отразилось влияние Торвальдсена. Он не обладал пылкой фантазией, но прекрасно соединял в своем творчестве идеализацию, основанную на антиках, с естественной грацией, а в портретных изображениях - с точной характеристикой личностей.

Павел Ин

Автор:
Павел Ин

Борис Орловский (1793-1837)



Борис Иванович Орловский по праву занял видное место в истории русской монументальной скульптуры. Творчество этого высоко одаренного художника относится к одному из важнейших этапов развития русской пластики.


Когда истек срок его контракта, он переехал в Петербург и поступил на службу к ваятелю и торговцу скульптурными изделиями И. Трискорни. По ходатайству скульптора И. П. Мартоса, высоко оценившего талант Орловского, он был принят в 1822 году в Петербургскую Академию художеств и тогда же получил вольную. Спустя несколько месяцев молодого скульптора командировали в Рим для обучения у знаменитого Торвальдсена. Орловский пробыл в мастерской Торвальдсена шесть лет и приобрел прекрасные профессиональные навыки.


Орловский Борис Иванович (1791 — 1837), бывший крепостной, в отличие от большинства скульпторов первой половины девятнадцатого века, не был воспитанником Академии художеств. Судьба его была удивительна. Он работал в мастерской торговца мраморами, упорный труд и самообразование позволили ему сделать прекрасный бюст Александра I, царь послал его в Рим в мастерскую знаменитого датского скульптора Торвальдсена (многие тогда творили в Италии, Мекке всех тогдашних художников и скульпторов), снабдив рекомендательным письмом к Торвальдсену. Трудолюбие и природный талант через шесть лет поставили Орловского в ряд с ведущими скульпторами России.

Фавн и Вакханка. Орловский Б.И.

Фавн и Вакханка. Орловский Б.И.

Там же он сделал огромный бюст Александра I, но уже на основе бюста царя работы самого Торвальдсена, которому царь в свое время лично позировал.

Бюст Александра I. Орловский Б.И.

Бюст Александра I. Орловский Б.И.

Ангел на Александровской колонне на Дворцовой площади в Петербурге, одни из первых монументов в честь Отечественной войны 1812 г. — памятник Кутузову М.И. и памятник Барклаю де Толли также сделаны Орловским Б.И. Стоят эти памятники перед Казанским собором в Санкт-Петербурге. Можно заметить различие в психологической трактовке: если Кутузов однозначно устремлен вперед, то Барклай не столь однозначен и его разворот явно передает то переживание, которое он испытал из-за обрушившихся на него обвинений в пораженчестве, когда настаивал на необходимости отступления русской армии.

Памятник Фельдмаршалу князю Кутузову Смоленскому

Памятник Фельдмаршалу князю Кутузову Смоленскому

Памятник Фельдмаршалу князю Барклаю де Толли

Памятник Фельдмаршалу князю Барклаю де Толли

Будучи нормальным верноподданным и гражданином, Орловский оставил после себя хорошую память. Его ученик Рамазанов А.Н. так вспоминает про свое учителя. «Будучи также учеником Орловского, я увлекался балами и вечеринками, для чего требовались перчатки и другие галантерейные мелочи, а денег не было. Тайком от моего профессора, я сделал статуэтку немца, загулявшего на Крестовском острове, — и едва успевал отливать из формы экземпляры, так велико было на них требование, — стало быть явились и деньги. Как то Орловский встретил формовщика с этой статуэткой и спросил: кто это делал? Формовщик назвал меня. Вскоре я был призван к Борису Ивановичу и принес по его желанию и форму статуэтки немца.

Читайте также: