Организационный период в лагере кратко

Обновлено: 05.07.2024

С момента прибытия в лагерь начинается организационный период. Это короткий по времени, но насыщенный по содержанию, начальный этап лагерной смены, суть которого – адаптация воспитанника.

Длительность периода – 1-4 день лагерной смены (от заезда до открытия смены).

Характеристика организационного периода:

Организационный период представляет собой период адаптации детей к природно-климатическим, новым жизненным условиям, к новому человеческому и предметному окружению, к отсутствию родителей, к самообслуживанию, к режиму дня лагеря, рациону питания, новым требованиям.

В этот период происходит знакомство детей друг с другом, с вожатым, происходит формирование нового детского коллектива – отряда, налаживаются отношения в коллективе, оправдываются или нет ожидания от жизни в лагере.

Основная цель вожатого в организационный период – помочь детям в безболезненной и быстрой адаптации к новым условиям, приучение детей к режиму дня в лагере, к соблюдению санитарно-гигиенических правил.

Задачи педагогической деятельности вожатого:

· познакомить детей друг с другом, с вожатыми, лагерем, его историей и существующими традициями;

· оказать помощь детям в социальной адаптации к новым условиям, приучить к режиму дня в лагере, к соблюдению санитарно-гигиенических правил,

· создать условия для раскрытия способностей детей в творческой, интеллектуальной, физической деятельности;

· провести первичную диагностику интересов, направленности личности, ожиданий детей;

· вовлечь детей в совместную деятельность;

· способствовать формированию доброжелательной атмосферы в отряде и созданию условий для раскрытия способностей детей, индивидуальной адаптации детей;

· формирование органов самоуправления, выявление лидеров;

· выработка основных законов и правил жизнедеятельности лагеря, отряда;

· совместная разработка плана-сетки жизнедеятельности отряда на смену.

Прибыв в лагерь, сделайте следующее:

1. Проверьте по списку детей;

2. Распределите их в корпусе по комнатам (принцип распределения по желанию, по интересам);

4. Проведите первый организационный сбор:

· На этом сборе может состояться первоначальное знакомство детей друге другом и вожатыми (проведите игры на знакомство);

· Рассмотрите вопросы, касающиеся жизни детей в лагере (правила внутреннего распорядка, режим дня и т.д.)[1]:

5. Организуйте также экскурсию-знакомство с лагерем (знакомство с расположением и назначением помещений, с педагогическим и обслуживающим персоналом);

6. Проведите гигиенические процедуры, до проведения ежедневного отрядного вечернего сбора;

Содержание работы вожатого с воспитанниками:

· Составление графика дежурства;

· Выборы актива отряда, выбор названия отряда, девиза, речевки, песни, эмблемы, разработка законов жизни отряда;

· Конкурс эмблем комнат, отряда;

· Оформление отрядного уголка;

· Проведение анкетирования, опроса, обработка результатов;

· Подготовка к Открытию лагерной смены;

· Подготовка творческой визитки вожатского отряда

· Огонек знакомств, игры на знакомство, вечерние костры;

· Составление плана-сетки работы отряда на смену.

· КТД на раскрытие творческих способностей воспитанников;

Таким образом, в организационный период смены необходимо создать комфортный для воспитанников психологический климат, ввести детей в новую среду, помочь найти каждому занятие согласно их интересам, выработать и принять общие нормы правил и требований в коллективе, ориентировать временный коллектив на совместную деятельность

Необходимо помнить, что организационный период самый значимый в налаживании взаимоотношений вожатого с воспитанниками и включения их в продуктивную жизнедеятельность лагеря. Чем организованнее и эффективнее пройдет организационный период, тем легче вам будет работать с детьми в течение смены!

Требования к названиям отрядов и девизам[26]

Название отряда и девиз должны[2]:

  • соответствовать возрасту воспитанников;
  • отражать идею смены;
  • быть содержательными;
  • быть удобно произносимыми;
  • не нарушать традиций лагеря, если они есть;
  • отражать общие интересы детей отряда, их общую особенность или их стремления.

Отрядный уголок и его оформление

Отрядный уголок – это основной атрибут презентации отряда, где сконцентрирован материал, отражающий жизнь воспитанников в лагере.

Отрядный уголок имеет огромное воспитательное значение:

· оказывает влияние на общественное мнение воспитанников,

· служит средством передачи информации и работы с органами самоуправления в отряде.

Следует учитывать, что отрядный уголок имеет основную (базовую) и дополнительную части. В основную часть отрядного уголка входит:

1. Информация об отряде: название, эмблема, девиз, речевка, песня отряда, список отряда, информация о вожатых и воспитателе, режим дня.

2. Информация об органах самоуправления в отряде и их деятельности: законы отряда, поручения, совет отряда, план-сетка, план работы на день, график дежурства, экран соревнования, решения совета отряда.

Требования к отрядному уголку [25]

Отрядный уголок – это место, где постоянно работает отряд и стенд, отражающий жизнь отряда. Здесь постоянно представлены успехи и победы отряда, их фантазии, изобретательность, мастерство, это своеобразная газета, причем постоянно действующая, живая, творческая.

Отрядный уголок призван развивать активность ребят, разносторонне расширять знания, помогать в воспитании хорошего вкуса, учить культуре оформления, пробуждать интерес к жизни своего коллектива.

Отрядный уголок – это творчество Ваше и детей, поэтому он должен:

2. отражать различные стороны жизни отряда (самообслуживание, спорт, участие в лагерной жизни, награды, дни рождения, перспективы).

3. быть продуктом совместного творчества: в оформлении уголка и обновлении содержания рубрик должны принимать участие дети.

Отрядный уголок может быть:

· плоским (нарисован на листе бумаги);

· в виде цельной картины, связанной с тематикой смены или названием отряда;

· состоящим из отдельных частей, объединенных общей темой;

· объемным, в виде какого-нибудь предмета, например, паровоз с вагонами;

· объемно-плоским, соединяющим в себе различные элементы, напри­мер, огород с фруктовыми деревьями и грядками овощей или космичес­кое пространство с планетами, звездами, ракетами и т.п.

Начиная работу над отрядным уголком, нужно определить его структуру и форму.

Форма отрядного уголка может быть оригинальной и выполненной в определенной стилистике (ромашка, корабль, ботинок, радуга и т.п.). Форма отрядного уголка и отдельных рубрик может быть связана с названием отряда, его эмблемой и другой атрибутикой.

Оформление отрядного уголка начинается в последние дни организа­ционного периода и заканчивается в первые 2 дня основного периода (хотя в каждом лагере возможны свои требования).

Рубрики для отрядного уголка:

Временные рубрики отрядного уголка:

В организационный период смены:

· поздравление с приездом;

· письмо-наказ ребят прошлой смены;

В основной период смены отражается ежедневная деятельность отряда:

· подготовка к отрядным и общелагерным делам, праздникам;

· участие в творческих конкурсах, смотрах;

В заключительный период смены:

Организационный период в летнем лагере. Мероприятия

Организационный период — это решение организационных вопросов и проблем адаптации ребенка к новизне общения, установлению коммуникативных связей с большим числом сверстников и взрослых, адаптации к смене основных видов деятельности и к новому режиму жизни. Верно подмечено, что как пройдет организационный период, так пройдет и вся смена.

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Вожатому необходимо заранее начать подготовку к летнему лагерю. Чем ответственнее вожатый отнесется к этому делу, тем с большей пользой и интереснее пройдет лагерная смена.

Первоочередная задача вожатого на этом этапе работы — определение целей и задач на смену, составление общелагерного плана-сетки. При его составлении необходимо продумать, какие общелагерные мероприятия будут проводиться, кто будет ответственным за то или иное мероприятие, какие спортивные соревнования будут проведены. В отрядном плане-сетке, помимо спортивных и дружинных мероприятий, отмечаются также и отрядные дела, праздники, соревнования, мероприятия и т. д. (см. примерный план- сетку в практической части).

ОБЩЕЛАГЕРНЫЕ ДЕЛА

Успешность любого лагеря зависит от уровня подготовки и проведения дружинных дел, в которых принимают участие все дети. Именно о них ребята будут рассказывать дома родителям и друзьям. А поэтому нелишне будет напомнить, от чего зависит успех в проведении дела.

Критерии успешности дела:

— целесообразность (сообразность проведения данного дела в смене);

— идея (наличие общей сюжетной линии, в разработке которой должна принимать участие вся творческая группа);

— четкая организация дела;

— предварительная подготовка участков и ведущих;

— работа с залом (предварительная и во время проведения дела);

— логичность (соответствие формы и содержания);

— доступность и массовость в конкурсных и шоу-программах;

— наличие сценария (полный текст, прописанная фонограмма, эскиз оформления).

Основным дружинным делом организационного периода является открытие лагерной смены. Но и остальные дружинные дела основного и заключительного периодов можно подготавливать по этим критериям.

10 главных компонентов успешного проведения конкурсного дела

1. Интересные задания.

2. Красивое оформление.

3. Материальное обеспечение.

4. Музыкальное оформление.

5. Находчивый ведущий.

6. Компетентное жюри.

7. Эмоциональные зрители.

8. Исполнительные помощники.

9. Подготовленные команды.

10. Призы для победителей.

ОТРЯДНЫЕ ДЕЛА

Планируя отрядные дела, вожатый должен помнить, что существует общелагерный план, цели и задачи смены. Отрядная работа не должна с ними конфликтовать.

Праздники, которые идут один за другим, могут утомить не менее, чем скучные будни. И вообще, лучший отдых — это смена деятельности. Дети, с удовольствием занимавшиеся постановкой различных тематических сценок, к середине смены станут браться за это дело нехотя, без удовольствия. Просто им это порядком надоест. А заняться, действительно, есть чем. Например, спортивная деятельность, интеллектуальная, трудовая, творческая, художественно-прикладная.

— в предложенной деятельности участвовали все дети отряда;

— задания не требовали основательной предварительной подготовки;

Список возможных дел организационного периода

— загадочный час (отгадывание загадок);

— первая организованная вылазка на природу;

— тропа доверия (в конце организационного периода).

СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ: ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ

Как говорится, лагерь без спорта — не лагерь. Вожатый должен помнить, что даже самая интересная задумка может потерпеть полное фиаско, если не будет должным образом обеспечена организация дела. Следует обратить внимание на следующие советы.

1. Заранее обговорить с капитанами команд необходимость ярких и звучных названий, девизов для их команд.

2. Приготовить площадку и инвентарь.

3. Приготовить помощников для своевременной установки инвентаря для конкурсов.

4. Заранее назначить судей и оговорить с ними критерии оценки каждого конкурса.

5. Заранее изготовить табло и подготовить счетную комиссию для работы с ним.

6. Подготовить болельщиков.

7. При разработке конкурсов заранее позаботиться о их безопасности.

Спортивные мероприятия, как правило, строятся по следующей схеме:

— торжественное открытие соревнований;

— выход и построение команд, приветственное обращение главного организатора;

— приветствие командами друг друга;

— подъем спортивного флага;

— зажжение Олимпийского огня;

— показательные выступления профессионалов;

— объяснение правил предстоящих соревнований;

— торжественный марш команд и выход на старт под приветствие зрителей.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЖУРСТВА

От того, как налажено дежурство, зависит четкость выполнения режима дня дружины, чистота и порядок в корпусе и на территории лагеря. Необходимо заранее разделить обязанности между ребятами и познакомить каждого с ними.

Вот требования, которые должны быть представлены ребятам. Они помогут в четкой организации дежурства.

1. Перед дежурством ребята должны пройти осмотр медицинской сестрой: заболевших ребят на дежурство в столовой ставить нельзя.

2. Каждый дежурный по столовой обязан тщательно вымыть руки, убрать волосы под головной убор.

3. Во избежание несчастных случаев ребята не должны работать с механизмами, работать непосредственно на кухне (чистить и мыть посуду), находиться в помещениях кухни.

4. Вожатый должен знать количество ребят по отрядам, план посадки ребят в зале, количество больных детей.

5. После обеда проводится влажная уборка в столовой.

ТРАДИЦИИ И ЗАКОНЫ, РЕЧЕВКИ И КРИЧАЛКИ

Уже с начала смены стоит договориться с детьми о соблюдении некоторых норм поведения, но, чтобы это не выглядело как наставления, можно преподнести их в качестве законов и традиций этого лагеря. При этом нужно иметь в ввиду, что законы принимаются безоговорочно, а традиции можно принимать или нет, можно предлагать свои.

Традиции и законы

1. Традиция доброго отношения к песне.

3. Закон территории (закон границы).

4. Закон поднятой руки (закон тишины).

5. Закон зелени (закон бережного отношения к природе).

Как обращаться к детям

Как ни странно, одна из серьезных проблем, возникающих в первые дни у вожатого-новичка, — как обращаться к детям. Оказывается, нет ничего проще:

— ребята, ребятушки, друзья, други мои, народ, люди;

— родные мои, братья и сестры, парни, девчонки;

— милостивые государи и государыни;

— любезные сеньоры и сеньориты;

— братцы-кролики, свободные волки, славные мумии- тролли;

— гвардейцы, земляки, братья-славяне;

— красавицы, барышни, мадмуазели.

Как ходить в столовую

Оказывается, в столовую ходить можно весело. Например, можно ходить:

— взявшись за руки, в цепочку;

— то же, но двигаясь спиной;

— в три шеренги, маршируя, как солдаты;

— дружно хромая на правую или на левую ногу;

— в колонне, положив руки на плечи впереди идущего;

— скандируя девизы, речевки, кричалки, исполняя песни.

КРИЧАЛКИ

Кричалки являются одной из самых занимательных форм игр для детей. Их можно использовать в походе, в коллективном творческом деле отряда, да и просто когда выпала свободная минутка. Дети очень любят покричать, и особенно если их об этом просят.

В столовую!

Раз, два, мы не ели,

Три, четыре, есть хотим!

Открывайте шире двери,

А то повара съедим!

А дежурных изобьем!

И второй отряд заставим

Петьки и Васьки

На солнечной поляночке

Стоит зеленый дом.

А на крылечке домика

Сидит веселый гном.

Пе-е-тька! У меня рубашка в кле-етку!

Я пришел к вам, де-етки,

Чтобы съесть конфе-етку!

Васька! У меня штаны в горо-ошек!

Я пришел из сказки,

Потому что я хороший!

Игра проводится несколько раз, вожатый показывает то на одну, то на другую команду, а в конце игры — на обе команды сразу, и одна из них должна перекричать другую

ЗАГРАНИЧНИКИ

Эти кричалки имеют большое количество вариантов. Их особенность в том, что они абсолютно ничего не значат и этим нравятся детям.

1. Деятельность вожатого в организационный период.

2. Планирование воспитательной работы в отряде.

3. Отрядный уголок – форма отражения жизнедеятельности отряда.

1. Деятельность вожатого в организационный период

В организационный период вожатый должен решить следующие задачи:

  • Помочь ребенку адаптироваться к новым условиям.
  • Познакомить детей с возможностями лагеря и правилами жизнедеятельности в нем.
  • Выявить потребности, интересы и способности воспитанников.
  • Сформировать органы самоупраления.
  • Включить детей в процесс планирования жизнедеятельности в отряде.
  • Создать условия для самоопределения воспитанников в выборе видов деятельности.
  • Подготовить отряд к открытию лагерной смены.

Содержание деятельности вожатого в организационный период:

  • заезд детей;
  • знакомство воспитанников друг с другом, педагогами, с условиями лагеря и требованиями к организации жизнедеятельности в нем;
  • выработка плана жизнедеятельности в отряде;
  • выявление потребностей, интересов, способностей воспитанников;
  • Формирование органов самоуправления;
  • планирование перспектив жизнедеятельности детей и подростков в отряде и лагере;
  • благоустройство жилых помещений и территории отряда;
  • подготовка к открытию лагерной смены.

2. Планирование воспитательной работы в отряде

Планирование – одно из важнейших слагаемых успеха вожатого. Анализ отчетной документации студентов-практикантов позволил выявить, что планирование воспитательной работы вызывает большие сложности. За составление плана вожатый несет персональную ответственность, поскольку планирование воспитательной работы отряда предопределяет результаты и эффективность системы воспитания. Разработка плана предстоящей деятельности позволяет определить содержание, пути и средства достижения целей и задач работы вожатого с детьми.

Исходными данными для планирования (по М.П. Кулаченко):

– государственные и местные нормативно-правовые документы по организации летнего отдыха воспитанников;

– приоритетные направления воспитательной работы в текущем году в соответствии с методическими рекомендации в помощь организаторам летнего отдыха;

– календарь летних праздников; текущие и ожидаемые события в городе, лагере;

– режим дня и традиции оздоровительного лагеря;

– информация о детях (возрастные особенности, ожидания, интересы, потребности, прогнозируемые трудности и т. п.);

– природно-погодные условия, в которых будет реализовываться задуманное;

– модель смены и задачи, стоящие перед педагогами;

– опыт педагогической деятельности, методическая оснащенность и личностный потенциал вожатого.

План воспитательной работы – это:

  • основа деятельности отряда;
  • конкретные пути решения поставленной цели в рамках воспитательной работы отряда;
  • содержательные ориентиры деятельности вожатого, определяющий порядок, объем и временные границы его деятельности.

План воспитательной работы – это программа деятельности вожатого по созданию условий, содействующих воспитанию, оздоровлению и отдыху детей в лагере. Он служит средством повышения качества воспитательной работы отрядного вожатого, поэтому план должен быть глубоким по смыслу, кратким и конкретным по содержанию.

Вожатый в соответствии с планом оказывает определенную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим, психическим и социальным здоровьем, с эффективностью в общении.

Вместе с тем план работы в деятельности отрядного вожатого является нормативно-правовым документом, подтверждающим выполнение функциональных обязанностей и моделирующим организацию воспитательной работы в отряде.

План должен отражать цели будущей деятельности, систему действий отряда, направленную на достижение поставленной цели, конкретные формы работы по решению основных воспитательно-образовательных и оздоровительных задач. Реальность выполнения плана обусловливается определением сроков реализации намеченного с учетом логики развития лагерной смены, а также ответственных за выполнение конкретных дел.

План должен базироваться на сочетании ближайших, средних и данных перспектив.

При планировании, по утверждению Т.А. Юзефавичус, важно соблюдать принцип системного подхода к воспитанию и принцип управляемости. Реализация первого принципа предполагает четкое определение целей и задач воспитания, обеспечения тесной взаимосвязи всех сторон воспитания, единства педагогических требований со стороны педагогического коллектива лагеря. Принцип управляемости требует наличия регулярной обратной связи, контроля за результатами воспитательного воздействия. Важно предусмотреть возможность корректировки педагогической деятельности по результатам анализа эффективности воспитательной работы.

В свою очередь Л.Ф. Воронкова подразделяет принципы успешного осуществления планирования на:

– принципы педагогического моделирования;

– принципы воспитательной работы в лагере.

К принципам педагогического моделирования можно отнести принципы:

  • системности;
  • конкретности;
  • оптимальности;
  • диалога;
  • индивидуальности;
  • научности;
  • непрерывности.

Принципы воспитательной работы:

  • добровольность участия детей в соответствии с их интересами и способностями;
  • системность в организации деятельности отряда;
  • личностно-ориентированный подход к развитию и формированию личности воспитанника;
  • сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы;
  • сочетание романтики и игры с опорой на духовные ценности: добро, истина, красота;
  • диагностика уровня воспитанности личности и коллектива;
  • создание условий для проявления творческих возможностей, выражения взглядов, мнений.

Планирование воспитательной работы – это процесс совместной деятельности вожатого и воспитанников по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в отряде.

Л.Ф. Воронкова выделяет следующие функции планирования:

  • направляющая, связанная с определением в процессе планирования сферы, цели и содержания педагогической деятельности, ее предмета, конкретных направлений и видов;
  • прогнозирующая – в ходе разработки плана реализуется педагогический замысел, моделируются основы жизнедеятельности отряда на предстоящую лагерную смену;
  • координирующая или организаторская, позволяющая вожатому с помощью обоснованных и рациональных действий при планировании получить ясное представление о направлении и содержании предстоящей деятельности в соответствии с поставленными целями и задачами;
  • контрольная функция предоставляет вожатому возможность с помощью плана контролировать свой путь к достижению цели;
  • воспроизводящая функция позволяет по плану восстановить содержание и объем выполненной работы даже по истечении некоторого времени.

По мнению М.П. Кулаченко, плане вожатого должен отвечать следующим требованиям:

- направленность плана на достижение определенного педагогического результата (отражение социального заказа на формирование качеств личности);

- учет возрастных особенностей, интересов и поотребностей детей;

- разнообразие содержания, форм, методов воспитательной деятельности;

- посильность и реальность планов для вожатых и воспитанников (по видам деятельности, по срокам).

Вся практическая работа по составлению плана проходит в несколько этапов:

1 этап. Определение порядка и сроков действий по разработке плана.

При составлении плана необходимо определить формы и способы участия воспитанников отряда в данном процессе.

2 этап. Моделирование образа отряда и процесса воспитания его членов.

Процесс моделирования начинают с осмысления общих целей летней оздоровительной компании, определения воспитательных задач на смену с учетом возраста, общего уровня развития детей отряда, личной профессиональной педагогической позиции вожатого, основных средств реализации цели. При разработке модели:

  • моделируем примерный образ воспитанников и образ жизнедеятельности отряда, построение в нем деятельности, общения и отношений;
  • определяем приоритетный вид совместной деятельности;
  • продумываем пути, формы и способы совершенствования общения детей в отряде

3 этап. Коллективное планирование.

В планировании жизнедеятельности отряда участвуют не только вожатые, но и воспитанники.

Поиск дел проводится на двух уровнях: общелагерные дела, отрядные дела.

План составляет вожатый, опираясь на деятельность органов самоуправления

4 этап. Оформление документа – плана работы.

При планировании воспитательной деятельности вожатый наряду с определением цели, форм и способов воспитания детей находит оптимальный вариант содержания структуры создаваемого документа – плана работы на смену.

В пособии Л.В. Воронковой предложены следующие формы планов:

Алла Сердцева

Общая цель оргпериода - создать условия для адаптации ребёнка к лагерю для создания и функционирования детского коллектива.

В первые дни для вожатых важно:

Запомнить имена всех детей
Диагностика интересов, склонностей, ценностных ориентаций, выявление лидеров, аутсайдеров.
Сплочение коллектива
Выработать стиль общения и поведения с детьми отряда
Предъявление ЕПТ (единых педагогических требований по выполнению режима и распорядка дня, по самообслуживанию, дисциплине и поведению, санитарно-гигиенических требований)
Выстроить работу с напарником
Ознакомление детей с содержанием смены, корректировка плана работы с учетом предложений и пожеланий ребят.

Для детей важно:

Познакомиться с отрядом
Ориентироваться в лагере
Чувствовать себя комфортно
Почувствовать себя нужным
Определение места (статуса) в коллективе;
Узнать план смены
Ориентироваться в режимных моментах

Алла Сердцева

В организационный период происходит адаптация детей в жизни лагеря, режимным моментам, правилам поведения, закладываются основы создания временного коллектива детей. Одна из важнейших задач отрядного вожатого в организационный период – целенаправленное заранее продуманное изучение детей, их интересов и запросов, особенностей характера и физического развития, знаний, умений, навыков.

Цели и задачи организационного периода в отношении ВДК:

Создание психологически безопасной атмосферы в коллективе для раскрытия потенциала личности
Создать условия для привыкания ребенка к режимным моментам лагеря и правилам поведения в лагере
Создать предпосылки для создания команды из временного детского коллектива
Ускорить первичные процессы формирования коллектива
Определить знания, навыки и психологический портрет детей во временном коллективе

Алла Сердцева

Бывает психологическая адаптация, бывает биологическая.

Стадии биологической адаптации:

Тревога: организм ребенка реально в панике, он приспосабливается к новым условиям.
Сопротивляемость организма. Внешне все выглядит как обычно, но происходит втягивание ресурсов, энергии ребенка
Истощение, это когда адаптация прошла совсем плохо :( но, такое редко встречается. :)

Чтобы процесс прошел безболезненно НЕОБХОДИМО:

Предъявить требования, касающиеся отношений со взрослыми и внутри отряда.
Организация быта и режима лагеря.
Познакомить детей друг с другом (игры на знакомство), снять напряжение и тревожность (игры на раскрепощение). Уловить способности. Выявить лидеров (игры на выявление лидера)
Дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться, для чего вы можете предложить ребятам разнообразные дела: спортивные, интеллектуальные, художественно-прикладные, творческие, экологические.
Создать атмосферу комфорта и уюта.
Познакомить детей с лагерем (территория и традиции), его работниками; тематизмом смены и культурой (атрибутика, песни, знаки и пр.)
Приучить детей к выполнению санитарных норм и техники безопасности (нарисовать, что можно и что нельзя делать в лагере).
Организационно оформить отряд (где, что, зачем, почему). Оформление уголка и палат.
Сформировать у детей представление о том, что ждет их в ближайшем будущем, для этого познакомьте их с общелагерным планом смены.
Старт коллективному творчеству – выяснить что хотят (игры, дела)? Планирование собственного плана отряда на смену вместе с детьми.
Создать у детей позицию активного участника, созидателя собственной жизни и организатора своего отдыха. Для чего вам необходимо задействовать детей в различных мероприятиях, создать ситуацию успеха и не оставлять эту ситуацию без внимания в дальнейшем.
Выборы органов самоуправления (командир, редколлегия, физорг и пр.)
Принять законы и правила отряда

Возможные отрядные дела оргпериода

Игры на знакомство
Игры на выявления лидера
Игры на сплочение коллектива
Огонек знакомств
Игры на выявление творческих способностей
Анкетирование
Знакомство с лагерем (экскурсия, законы и традиции, легенды, и др.).
и другое.

Алла Сердцева

Ожидаемые результаты оргпериода

знакомство детей с условиями проживания, с лагерем, режимом его работы, его традициями;
выработка единых норм поведения (предъявление единых педагогических требований);
знакомство ребят друг с другом, со вожатыми в отряде;
начало формирования отряда как коллектива,
формирование групповых норм, ценностей, традиций и отрядных правил;
формирование представления о содержании смены (обсуждение план – сетки и составление отрядного плана);
выявление лидеров, включение их в работу органов самоуправления;
сплочение коллектива;
адаптация ребят к новым условиям жизни, к условиям жизнедеятельности лагеря;
создание у детей ощущения уюта и комфорта (для чего красиво оформить комнаты, корпус, весь лагерь);
дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться в разнообразной деятельности;
поддержание позитивного эмоционального подъема;
Формирование чувства "Мы" (семья, особенные, вместе), доверия друг к другу;
Создание благоприятного эмоционального настроя;

Чтобы процесс вхождения детей в новую (внедомашнюю) жизнь прошел плавно и безболезненно, необходимо: как можно скорее познакомить детей друг с другом, для чего провести игры и отрядные дела, способствующие интенсивному знакомству. В первые дни лучше проводить такие игры и отрядные дела, которых отряд делится на группы. Если это делать с помощью жеребьевки, то эти группы все время будут разными по составу, и отряд как бы перетасуется за оргпериод.

Алла Сердцева

Адаптация к новым условиям жизни может включать

знакомство ребят в отряде
визитки
огонёк знакомства
таблички дежурств на палаты
создание комфортных условий для каждого ребёнка
игры на контакт и доверие
легенды
традиции
надпись приветствия детей по заезду
знакомство с условиями лагеря
экскурсия по территории
демонстрация принятых норм поведения и быта
знакомство с режимом дня
хоз. сбор
знакомство с техникой безопасности
законы лагеря
личный пример вожатого
индивидуальные беседы
уборка территории
дежурство по палатам, столовой, территории
утренняя линейка
утренний информационный сбор отряда.

Важны: постоянный контроль над выполнением норм и принятие норм на осознанном уровне.

Алла Сердцева

Критерии успешности оргпериода:

ощущение удовлетворённости тем, что ребёнок попал именно в этот отряд, именно к этим вожатым
заинтересованность ребят в дальнейшей деятельности отряда и лагеря.
принятие норм лагеря

Советы вожатому на организационный период

Алла Сердцева

Что важно для вожатого: запомнить имена всех детей, выявить лидеров отряда, которые будут первыми его помощниками в течение всей смены, выявить интересы и желания детей, выработать стиль поведения с отрядом, выстроить работу с напарником.
Также очень важно, установить с напарником единые педагогические требования. Чтобы не было такого, что один вожатый не разрешил что-то, дети пошли ко второму и получили от него разрешение. Вообще, самый лучший способ организации работы с напарником – это быть всё время вместе, проводить все отрядные дела сообща и, конечно же, вместе планировать каждый день смены. Но это уже отдельная тема для разговора…
В первые три дня очень важно планирование каждой минуты жизни отряда . Каждый ребёнок хочет как-то показать себя отряду, как-то выделиться. Вот как раз, чтобы этого не произошло, нужно в эти дни как можно больше держать детей всех вместе, играть с ними в различные-различные игры, проводить с ними различные прогулки, беседы, огоньки…

Итак, в структуре смены выделяют 5 периодов: подготовительный, организационный, основной, заключительный и постлагерный [12].

Подготовительный и постлагерный периоды, по сути, не входят во временной промежуток смены в детском оздоровительном лагере, но имеют достаточно большое значение.

1. Подготовительный период смены

Это период подготовки, эмоциональной настройки вожатого на активную работу, а ребенка на интересный отдых. На данном этапе идет продумывание и построение содержания смены, основных форм работы; подбираются определенные методические материалы. Часто в данный период детские оздоровительные лагеря проводят для вожатых инструктивно-методические сборы, в которых будущие вожатые знакомятся с территорией лагеря и его программой; осваивают практические умения по взаимодействию с детьми, пополняют вожатскую методическую копилку.



От того, как вожатый будет вести себя во время регистрации, зависит отношение к нему родителей, которое тут же передастся детям.

Первое, что необходимо вожатому при регистрации, – это профессиональное спокойствие и приветливая улыбка.


Что же важно иметь при себе вожатому в момент регистрации?

• форму вожатого (футболка, бейсболка, бандана, галстук, значок с символикой лагеря);

• визитку с указанием полного имени, должности и номера отряда;

• табличку с номером отряда;

• рабочую тетрадь для записей;

• визитки для детей (возможно необычной формы, одного цвета для своего отряда).

Во время регистрации родители передают вожатому следующие документы для пребывания ребенка в лагере:

• путевку в детский лагерь;

Важно помнить, что есть такие вопросы, которые лучше задавать в отсутствие ребенка, чтобы не смущать его и не заставлять краснеть при посторонних. Стоит выяснить у родителей информацию о здоровье ребенка: нет ли у аллергии на какие-то продукты, как переносит поездки в автобусе, не нужно ли будить ночью в туалет. Уместным будет вопрос родителям, на какие особенности поведения ребенка стоит обратить внимание.

Вожатый сообщает родителям, когда родительский день, выражает надежду на приезд родителей, интересуется, нет ли каких вопросов.

Какие неприятности могут ждать вожатого?

Самое неприятное – это спонтанно возникшее у ребенка желание не ехать в лагерь или перейти в другой отряд. Первое желание вожатому нужно попробовать нейтрализовать самостоятельно, а в отношении второго самостоятельные действия лучше не предпринимать, а предложить обратиться к старшему вожатому.


Возможные детские слезы и родительские причитания придется перенести стойко.

С этого момента вожатый отвечает за жизнь и здоровье детей. И морально, и административно, и, не дай Бог, уголовно!

2. Организационный период смены.

Как ко всякой народной мудрости, к этой вожатской примете нужно отнестись с серьезностью и вниманием – понапрасну люди говорить не будут. По крайней мере, если в первые дни ребята не привыкнут вовремя выбегать на зарядку, аккуратно заправлять постели и культурно принимать пищу в столовой, не стоит ждать, что они исправятся и начнут все это делать к середине смены. Это проверено многократно, и не стоит проверять еще раз на своем отряде. Это адаптационный период, первые 3–4 дня смены. В этот период происходит знакомство ребенка с лагерем, с новыми людьми, с предстоящей деятельностью.

Читайте также: