Сфера услуг индонезии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Экономика Индонезии основана на рыночном принципе. При этом значительную роль в ней играет правительство, контролирующее более 160 государственных компаний и регулирующее такие важные отрасли, как топливно-энергетический комплекс и продовольствие. После тяжелого финансово-экономического кризиса в Азии (1997) правительство взяло под свою опеку новую значительную долю частного сектора, приобретя не функционирующие банковские займы и организовав реструктуризацию корпоративных долгов.

Содержание

История

В 1998 г. реальный ВВП сократился на 13,7%, а инфляция достигла 77%. В 1999 г. ситуация несколько стабилизировалась — ВВП поднялся на 0,3%, инфляция снизилась до 2%.

В 2004 г. рост экономики составил уже 5,1%, а Джакартская фондовая биржа стала одной из наиболее успешных в Азии — рост индексов составил 42%.

Нефть и другие полезные ископаемые

Индонезия была членом ОПЕК в 1962—2008гг. и вышла из нее 1 ноября 2008 г. До этого она была единственным азиатским членом ОПЕК, не относившимся к странам ближневосточного региона, и единственным членом этой организации, импортирующим нефть.

Телекоммуникации

Рынок телекоммуникационных услуг в значительной степени монополизирован государственной компанией PT Telekomunikasi Indonesia, однако развитие сотовой связи в значительной степени снизило его зарегулированность.

Примечания

Республика Абхазия • Китайская Республика • Нагорно-Карабахская Республика • Палестинская национальная администрация • Государство Палестина • Турецкая Республика Северного Кипра • Республика Южная Осетия

1989 • 1990 • 1991 • 1992 • 1993 • 1994 • 1995 • 1996 • 1997 • 1998 • 1999 • 2000 • 2001 • 2002 • 2003 • 2004 • 2005 • 2006 • 2007 • 2008 • 2009 • 2010 • 2011 • 2012 • 2013

Показатели аграрно-индустриальной экономики Индонезии. История форсированного экономического роста страны. Характеристика промышленности и сельского хозяйства государства. Его финансово-кредитная система. Индустрия туризма. Объекты всемирного наследия.

Рубрика География и экономическая география
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 08.12.2014
Размер файла 25,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Экономика Индонезии

Общие показатели

Экономика Индонезии относится к аграрно-индустриальному типу. По уровню национальной конкурентоспособности в 2010 году занимала 44 место в мире [2]. Индонезия относится к категории наиболее перспективных в экономическом плане развивающихся стран.

Таблица. Экономические показатели

Рупия (=100 сенов)

Место по ВВП по ППС

ВВП на душу населения по ППС

ВВП по секторам

сельское хозяйство: 14,3 %, промышленность: 46,9 %, сфера услуг: 38,8 %

Экономически активное население

Производство нефти и газа, текстиль, обувь, одежда, латекс

Партнёры по импорту

Сингапур 16,1 %, Китай 14,5 %, Япония 10,2 %, США 7,3 % (2009) [1]

$454,3 млрд. (56,2 % ВВП)

Если не оговорено иное, все цифры даны в долларах США

Современная аграрно-индустриальная модель индонезийской экономики сформировалась в основном в 1980-е - 1990-е годы, когда модернизационные рыночные меры правительства Сухарто обеспечили масштабный приток иностранных инвестиций, становление и ускоренное развитие многих отраслей промышленности и сферы обслуживания, достаточно эффективной кредитно-финансовой системы. Вместе с тем, побочным эффектом форсированного экономического роста стали определённые структурные диспропорции, предопределившие особую уязвимость Индонезии в условиях азиатского финансово-экономического кризиса 1997-98 годов, когда менее чем за полгода курс индонезийской рупии упал с 2600 до 14 000 рупий за 1 доллар США, объём ВВП сократился на 13,7 %. К 1996 г., то есть к концу 30-летнего периода правления Сухарто ВВП на душу населения вырос с $70 до $1000. Уровень инфляции составлял 5-10 % в год, рупия стала достаточно стабильной. Однако в конце 1997 г. разразился кризис. Правительство ввело плавающий валютный курс и повысило процентные ставки. Однако принятые меры не помогли, и Сухарто был вынужден уйти в отставку.

Принятие эффективных мер по восстановлению экономики было затруднено из-за политической нестабильности конца 1990-х годов, в результате чего преодоление основных последствий кризиса растянулось до 2004-05 годов, а окончательный выход на докризисный уровень стал возможен только после 2007 года, когда экономический рост превысил 6 % [13] [14] [15]. В 1998 г. реальный ВВП сократился на 13,7 %, а инфляция достигла 77 %. В 1999 г. ситуация несколько стабилизировалась - ВВП поднялся на 0,3 %, инфляция снизилась до 2 %. В 2004 г. рост экономики составил уже 5,1 %, а Джакартская фондовая биржа стала одной из наиболее успешных в Азии - рост индексов составил 42 %.

Промышленность

Промышленное развитие Индонезии началось в XVII-XVIII веках, когда нидерландскими колонизаторами здесь было положено начало горнодобыче и переработке сельскохозяйственной продукции. Однако целенаправленная программа индустриализации была развёрнута только после обретения страной независимости, в период президентства Сухарто. Позднее правительством Сухарто в 1980-е - 1990-е годы была осуществлена качественная модернизация промышленного сектора, в результате которой удалось существенно обновить производственную базу существующих отраслей и развить ряд новых, в том числе автомобиле- и авиастроение, выпуск электронной техники.

В добывающей промышленности действуют в основном крупные национальные компании, значительная часть из которых принадлежит государству, а также западные сырьевые корпорации. Крупнейшей из национальных компаний является государственная монополия "Pertamina", контролирующая добычу и переработку нефти.

Добыча нефти (на 2009 год) составляла более 1,02 млн. баррелей в день (37 место в мире), природного газа - 85,7 млрд. кубометров за год (8 место в мире).

Сельское хозяйство

Сельское хозяйство - исторически основная отрасль местной экономики - давая чуть более 14 % национального ВВП, обеспечивает занятость весьма значительной части населения - более 38 %. При этом его доля и в структуре ВВП, и с точки зрения занятости постепенно снижается.

Основной сельскохозяйственной отраслью является земледелие. Обрабатываемые земли составляют около 13 % территории страны - таким образом, по их площади Индонезия занимает 7-е место в мире. Около 1/3 обрабатываемых земель орошаемые. По производству многих сельскохозяйственных культур страна занимает лидирующие места в мире .

Основные пищевые культуры: рис (сбор в 2009 году - 64,4 млн. т, 3-е место в мире, кассава (22 млн. т, 1-е место в мире), кокосы (21,5 млн. т, 1-е место в мире), кукуруза (16,9 млн. т, 4-е место в мире), бананы (6,3 млн. т, 6-е место в мире), батат (2 млн. т, 4-е место в мире). В больших объёмах выращиваются масличная пальма (22,5 млн. т пальмового масла, 1-е место в мире), саговая пальма (5,2 млн. т саго, 1-е место в мире), сахарный тростник (26,5 млн. т, 10-е место в мире), какао-бобы (800 тыс. т, 2-е место в мире), кофе (700 тыс. т бобов, 4-е место в мире), табак (181 тыс. т, 6-е место в мире), чай (160 тыс. т, 7-е место в мире), гвоздика (81 тыс. т, 1-е место в мире), перец (80 тыс. т, 2-е место в мире). Из технических культур наибольшее значение имеют каучуконосы (2,8 млн. т натурального каучука, 2-е место в мире).

Животноводство развито в меньшей степени. Общее поголовье крупного рогатого скота на 2010 год составляет 15,23 млн. голов, в том числе 13,5 млн. - мясные коровы, 0,53 млн. - молочные коровы и 1,2 млн. - буйволы, используемые главным образом как тягловый скот. К 2014 году планируется выйти на самообеспечение говядиной (в 2010 году национальное производство обеспечивало 97,5 % потребностей населения). По данным на 2008 год, поголовье коз составляло 15,8 млн. голов, овец - 10,3 млн. голов, свиней (выращиваются преимущественно немусульманским населением) - 5,5 млн. голов. Основной домашней птицей является курица: в 2008 году имелось 68 млн. кур-несушек, было произведено более 1,2 млрд. бройлерных цыплят, более 1 млн. т яиц.

Огромное значение исторически имеет рыболовство: по объёму улова рыбы и морепродуктов за 2009 год - более 5,1 млн. т - Индонезия занимает третье место в мире [29], основные промысловые виды: тунец, макрель, сардина, морской окунь, групер, креветки [30]. При этом по объёмам производства с ним практически сравнялось интенсивно развивающееся рыбоводство: по вылову искусственно разведённой рыбы и морепродуктов за 2009 год - более 4,7 млн. т - страна занимает второе место в мире. Основные разводимые виды: тилапия, карп, гурами, креветки, широко практикуется разведение жемчуга. экономика индонезия финансовая туризм

Сфера услуг

Сфера услуг традиционно занимала достаточно важное место в индонезийской экономике (включая колониальный период), однако начало её интенсивного целенаправленного развития относится к периоду экономической модернизации 1970-х - 1980-х годов. К 2010 году доля сферы услуг в ВВП составила 37,6 %, она обеспечивала занятость практически половины (48,9 %) трудоспособного населения. При этом эффективность и конкурентоспособность этого сектора в сравнении с индонезийской экономикой в целом остаётся невысокой, в частности, в силу технологической и инфраструктурной отсталости, нехватки квалифицированных кадров.

В 2010 году правительством принята программа ускоренного развития сферы услуг. Основными задачами, поставленными в её рамках, являются планомерное повышение её доли в экономике - до 55 % ВВП к 2025 году, а также качественная модернизация её основных секторов: здравоохранения (см. раздел "Здравоохранение"), транспорта и связи (см. раздел "Транспорт и связь"), банковского, торгового, туристического секторов, энергетики [2].

Банковский сектор

Кредитно-финансовая система Индонезии, пережив исключительно тяжёлые потрясения в ходе кризиса 1997-98 годов, в целом стабилизировалась в первой половине 2000-х годов. В 2005 году Банком Индонезии (БИ) была развёрнута долгосрочная программа, направленная на минимизацию численности действующих в стране частных банковских учреждений, в частности, за счёт слияния наиболее мелких из них и поглощения мелких более крупными. По состоянию на март 2011 года в Индонезии насчитывается 122 коммерческих банка, в том числе 28, представляющих собой совместные банковские предприятия с зарубежными партнёрами, и 10, контрольный пакет в которых принадлежит зарубежным собственникам. Примечательно, что 10 крупнейших из них контролируют 63,4 % банковского сектора, общий объём средств которого составляет около 353 млрд. долл. США, в то время, как все прочие - не более 1 % (остальные 35,6 % сектора приходится на долю 4 государственных банков, включая БИ). Ряд банков, находящихся в частных руках, осуществляет исламский банкинг, общий объём операций по которому составил в 2011 году порядка 3,3 % от общего объёма банковских операций.

На конец 2010 года ставка рефинансирования Банка Индонезии составляла 6,37 % (62 место в мире), базовая ставка кредитования для коммерческих банков - 13,25 % (65 место в мире).

Торговый сектор

Объём внутренней торговли по данным на 2010 год составляет более 50 млрд. долл. США (около 5 % ВВП), количество торговых точек превышает 2,5 миллиона (второе место в мире после Индии). Интенсивность торговой сети в разных регионах Индонезии в целом пропорциональна плотности населения. Так, 57 % торговых точек находятся на Яве, 22 % - на Суматре, 21 % - на остальной территории страны.

При этом для торгового сектора в весьма значительной степени характерна инфраструктурная неоднородность: если в крупных городах имеется большое количество магазинов современного типа, то в небольших населённых пунктах торговля обеспечивается главным образом за счёт мелких лавок и рынков традиционного типа. Всего, согласно принятой в Индонезии классификации, к современным магазинам относится, на 2010 год, 18 152 торговых точки, 154 из них категорируются как гипермаркеты, около 2000 - как специализированные магазины или супермаркеты, остальные - как "минимаркеты". В 1990-е - 2000-е годы происходят существенный рост числа современных торговых предприятий и, одновременно, сокращение количества традиционных. Так, если в 2010 году общее количество торговых точек по стране сократилось по сравнению с 2009 годом на 1,3 %, то количество магазинов современного типа выросло за этот же период на 38 %. Однако в целом, по оценкам профильных индонезийских властей, инфраструктурное и технологическое обеспечение торгового сектора остаётся неудовлетворительным.

Индонезийские власти традиционно прилагают активные усилия для развития в стране индустрии туризма. Ставка при этом делается прежде всего на максимизацию притока зарубежных визитёров, более перспективных с экономической точки зрения. С 1980-х годов значительные средства вкладываются в модернизацию и расширение гостиничного фонда и прочей соответствующей инфраструктуры, а также в популяризацию национальных туристических объектов. Позитивную роль в этом плане играет наличие значительного количества как историко-культурных, так и природных достопримечательностей, в том числе, имеющих мировое значение. В частности, на 2012 год в стране имелось 8 объектов, включенных в юнесковский список Всемирного наследия (по их количеству Индонезия занимает первое место среди государств Юго-Восточной Азии).

Объекты всемирного наследия в Индонезии

1. Храм Боробудур (Центральная Ява).

2. Храм Прамбанан (Центральная Ява).

3. Национальный парк Комодо (Восточные Малые Зондские острова).

4. Национальный парк Уджунг-Кулон.

5. Национальный парк Лоренц (Папуа).

6. Сангиран (англ.) русск., место находки останков питекантропа (Центральная Ява).

7. Тропические леса острова Суматра.

8. Ирригационная система Субак (Бали).

Электроэнергией обеспечено около 65 % населения страны. Национальные потребности в электричестве удовлетворяются исключительно за счёт собственных мощностей - импорта электроэнергии, как и её экспорта, не осуществляется. В 2009 году объём производства электроэнергии составил более 142,2 млрд. кВт·ч (24-е место в мире) при потреблении на уровне 127,2 млрд. кВт·ч (26-е место в мире) - разницу между этими показателями составили исключительно потери при транспортировке и распределении - более 15 млрд. кВт·ч. Около 40,5 % потребления электроэнергии приходится на промышленность и строительство, 39,3 % - на бытовые нужды населения, остальное - на сельское хозяйство и другие сектора экономики [46]. Монополия на электроснабжение принадлежит Государственной электроэнергетической компании (англ.) русск. (индон. Perusahaan Listrik Negara).

Бомльшая часть электроэнергии - 87,2 % - вырабатывается на тепловых электростанциях, в том числе 44,9 % с использованием угля, 26,5 % - нефти и 15,8 % - природного газа. 7,9 % производства приходится на долю гидроэлектростанций, 4,9 % - на долю станций, использующих альтернативные источники энергии (в первую очередь геотермальных, также имеются станции на биотопливе, доля других несущественна). На конец 2011 года атомных электростанций в стране нет. Вопрос об их создании активно прорабатывался индонезийскими властями с 1997 года, в 2006 году принято принципиальное решение в пользу развития атомной энергетики [47]. Согласно принятой правительством программе, к 2025 году планируется построить четыре АЭС общей электрической мощностью не менее 4 ГВт

Внешняя торговля и зарубежные инвестиции

Объём внешней торговли в 2010 году составил 285,3 млрд. долл. США при положительном сальдо в размере 31,1 млрд. долл. Объём экспорта - 158,2 млрд. долл., импорта - 127,1 млрд. долл. (по обоим показателям - 30-е место в мире) [4].

Основными статьями экспорта являются газ, нефть, электрооборудование, текстиль, древесина, фанера, каучук. Импортируются, главным образом, машины и оборудование, нефть, продукция химической промышленности и нефтепереработки, отдельные виды продовольствия. При этом объём импортируемой нефти с середины 2000-х годов во всё большей степени превосходит объём экспортируемой нефти - это стало причиной выхода Индонезии в 2008 году из ОПЕК, в которой она состояла с 1962 года.

Основными потребителями индонезийского экспорта являются, по состоянию на 2010 год, Япония (15,9 % от общего объёма), Китай (9,9 %), США (9,3 %), Сингапур (8,8 %), Республика Корея (7 %), Индия (6,4 %), Малайзия (5,8 %). Бомльшая часть импорта поступает из Сингапура (16,1 %), Китая (14,5 %), Японии (10,2 %), США (7,3 %), Малайзии (5,8 %), Республики Кореи (4,9 %), Таиланда (4,8 %).

Объём прямых иностранных инвестиций в индонезийской экономике на 2010 год составляет около 85,6 млрд. долл. (38 место в мире). Индонезийскими инвесторами за рубежом размещено более 33 млрд. долл. (37 место в мире).

Подобные документы

Новые индустриальные страны, их характеристика и общие признаки, внешние экономические связи и перспективы дальнейшего развития, главные партнеры. Общая характеристика Индонезии: население, предпосылки экономического роста, основные природные ресурсы.

презентация [703,5 K], добавлен 18.10.2013

Географическое расположение Индонезии, ее государственный флаг и политический строй. Краткая характеристика города Джакарта - столицы Индонезии. Население страны, уровень развития экономических отношений, состояние сферы туризма и культурные течения.

презентация [1,5 M], добавлен 05.04.2014

Система государственного устройства Испании. Общая характеристика природных ресурсов. Политический строй государства. Изучение развития промышленности, сельского хозяйства, туризма. Полезные ископаемые страны. Значение внешней торговли для экономики.

презентация [1,9 M], добавлен 15.01.2015

Общая характеристика и географическое положение Колумбии как государства на северо-западе Южной Америки. Политическая структура страны и ее административное деление. Особенности развития экономики, доля и перспективы сельского хозяйства и промышленности.

презентация [4,4 M], добавлен 28.10.2015

Территориально-географическое положение Греции. Особенности развития промышленности, сельского хозяйства, туризма, энергетики, проектов инфраструктуры. Специфика рыночно-ориентированной экономики страны с ограниченным государственным вмешательством.

Индонезия: Добавленная стоимость сферы услуг в процентах от ВВП, 1983 - 2020:

По этому показателю,Всемирный банк предоставляет данные о Индонезия за период с 1983 по 2020 год. Среднее значение для Индонезия в течение этого периода составило 40.44 процентов при минимуме в размере 33.37 процентов в 2000 г., и максимуме в размере 44.4 процентов в 2020 г..

Recent values


Longer historical series

Определение: Services correspond to ISIC divisions 50-99 and they include value added in wholesale and retail trade (including hotels and restaurants), transport, and government, financial, professional, and personal services such as education, health care, and real estate services. Also included are imputed bank service charges, import duties, and any statistical discrepancies noted by national compilers as well as discrepancies arising from rescaling. Value added is the net output of a sector after adding up all outputs and subtracting intermediate inputs. It is calculated without making deductions for depreciation of fabricated assets or depletion and degradation of natural resources. The industrial origin of value added is determined by the International Standard Industrial Classification (ISIC), revision 3. Note: For VAB countries, gross value added at factor cost is used as the denominator.

Авторы: Н. В. Мазеин (Общие сведения, Население, Хозяйство), Н. Н. Алексеева (Природа), М. Ю. Ульянов (археология), С. В. Кулланда, В. А. Тюрин, А. Ю. Другов (Исторический очерк), В. В. Горбачёв (Вооружённые силы), В. С. Нечаев (Здравоохранение), Н. М. Смурова (Литература), Г. М. Сорокина (Изобразительное искусство и архитектура), А. С. Алпатова (Музыка), П. М. Степанова, Н. П. Чукина (Танец и театр), К. Э. Разлогов (Кино) Авторы: Н. В. Мазеин (Общие сведения, Население, Хозяйство), Н. Н. Алексеева (Природа), М. Ю. Ульянов (археология), С. В. Кулланда, В. А. Тюрин, А. Ю. Другов (Исторический очерк); >>


ИНДОНЕ́ЗИЯ (Indonesia), Рес­пуб­ли­ка Ин­до­не­зия (Republik Indonesia), ост­ров­ное го­су­дар­ст­во в Юго-Вост. Азии.

Индонезия – крупнейшая страна с самой большой экономикой Юго-Восточной Азии, которая демонстрирует на протяжении последних лет устойчивые темпы экономического роста на уровне 5% в год, приближаясь тем самым к группе мировых лидеров по объему ВВП, который в 2019 г. достиг 1,12 трлн долл. США. По данному показателю Индонезия находится на 16-м месте в мире, однако стоит отметить огромный прогресс, который был достигнут Индонезией за последние 1,5 десятилетия.

ВВП по паритету покупательной способности (ППС) Индонезии в 2019 г. составил 3,332 трлн долл. США – 7-е место в мире и первое – в Юго-Восточной Азии. По прогнозам ряда международных организаций, ВВП (ППС) Индонезии к 2030 г. может вырасти до 5,4 трлн долл. (5-е место в мире), а еще через 20 лет - до 10,5 трлн долл. (4-е место в мире). Темпы экономического роста в 2018 г. составили 5,17%.

По данным Центрального статистического агентства Индонезии, наибольший вклад в ВВП страны внесли следующие отрасли: промышленность (19,7%), торговля (13,01%), сельское хозяйство (12,72%). Динамичными темпами развиваются текстильная, пищевая и фармацевтическая промышленность. Основной вклад в развитие экономики страны внесли провинции, расположенные на о-вах Ява и Суматра.

Крупнейшими странами-инвесторами в индонезийскую экономику в 2019 г. стали Сингапур, Китай, Япония и Гонконг. Объем экспорта в 2019 г. достиг 167,5 млрд долл. США (на 6,9% ниже по сравнению с 2018 г.), объем импорта составил 170,7 млрд долл. США (на 9,5% ниже по сравнению с 2018 г.). Уровень же инфляции, который составил 2,72%, стал самым низким за последние двадцать лет.

В Индонезии действует 10 соглашений о преференциальной торговле. Средняя тарифная ставка составляет 5,4%, действует около 123-х нетарифных мер. Правительство приступило к устранению барьеров для иностранного инвестирования. В целом, эффективность финансовой системы за последние годы значительно повысилась. Государству по-прежнему принадлежит несколько банков. Владение банком ограничено не более чем 40% на одного акционера.

Политика президента Джоко Видодо сосредоточена на развитии человеческого капитала и широкомасштабном развертывании инфраструктуры страны, а также активном привлечении иностранных инвестиций, диверсификации экономики, снижающей зависимость от природных ресурсов, и развитии сектора цифровых технологий.

Важным решением Правительства Индонезии стал план переноса столицы на Восточный Калимантан к 2024 году. Это поможет снизить нагрузку с перенаселенной Явы и раскрыть экономический потенциал о. Калимантан.

На данный момент Индонезии следует 20-летнему плану экономического развития, охватывающему период с 2005 по 2025 гг. Он разделен на 5-летние подпланы, каждый из которых имеет различные приоритеты развития. Текущий подплан, рассчитанный на пятилетний срок с 2020 по 2025 гг., нацелен на дальнейшее укрепление экономики Индонезии за счет наращивания человеческого капитала и повышения конкурентоспособности страны на мировом рынке.

Сегодня в Индонезии по-прежнему есть ряд нерешенных проблем экономического характера. Кроме того, глобальный кризис, вызванный пандемией COVID-19, создает беспрецедентные трудности для страны в целом. Чтобы предотвратить негативные последствия, правительство приступило к внедрению чрезвычайных налоговых пакетов, эквивалентных 3,8% ВВП в 2020 г. и 4,2% ВВП в 2021 г., и оказывает значительную поддержку бизнесу.

Сельское хозяйство

Несмотря на многочисленные изменения в экономике Индонезии за последние десятилетия, фундаментом ее по-прежнему остается с/х сектор. Между тем, по данным Центрального банка страны (Bank Indonesia), с 1990 г. по 2020 г. доля сельского хозяйства в ВВП страны сократилась с 55,3% до 14%. Стоит отметить, что в сельской местности проживает 50,2% населения. Однако к 2025 г. это цифра должна сократиться до 33,4%. Главной с/х культурой Индонезии является рис, выращиваемый на заливных и суходольных полях. В последние годы растёт производство овощей, таких как картофель, томаты, капуста, морковь, лук и пр.

Одновременно Индонезия является производителем плантационных культур, большинство из которых идут на экспорт. Растущий спрос на мировом рынке на пальмовое масло стимулировал значительный рост посадок масличной пальмы, из плодов которой выжимается масло "Crude Palm Oil". В 2017 г. общий экспорт продуктов масличной пальмы вырос на 26%, составив 22,97 млрд долл. США. Другими не менее важными плантационными культурами в Индонезии являются продукты кокосовой пальмы, каучук, сахарный тростник, гвоздика, какао-бобы, чай, мускатный орех и табак.

Животноводство в Индонезии является одним из наименее развитых секторов с/х. Основной домашней птицей является курица. В плане животноводства обращает на себя внимание провинция Восточная Нуса Тенггара, где вместо тропических лесов преобладают саванны, что создает благоприятные условия для разведения скота. Остров Сумба известен в стране богатыми пастбищами. Наиболее традиционный для Индонезии вид крупного рогатого скота - буйволы, которые нередко выступают в качестве тяглового средства. Постепенно растет в Индонезии и производство молока, что сдерживается низкими закупочными ценами молокозаготовительных предприятий.

Рыболовство также играет важную роль в жизни индонезийцев. И хотя валовый продукт этого сектора в 2020 г. составил лишь 431 469 млрд рупий (2,8%), производная стоимость его продукции намного выше, поскольку вряд ли можно учесть всю продукцию, которую проводят миллионы индонезийских рыбаков.

Следует отметить, что Индонезия на законодательном уровне закрыла свои территориальные воды для иностранных рыбаков, и с приходом к власти Джоко Видодо правительство ведет жесткую борьбу с нарушителями. В рыболовецком промысле Индонезии основную часть составляет тунец, креветки и другие виды рыбо- и морепродукции. Лидером по экспорту рыбы и морепродуктов является Восточная Ява.

В период 2016–2020 гг. сельское и лесное хозяйство и рыболовство вошли в список ведущих отраслей с наибольшим вкладом в экономику страны.

Промышленность

За 2017 год доля промышленности в ВВП страны составила 40%, уступая только сфере услуг (47%). Одной из стратегических отраслей данного сектора является обрабатывающая промышленность. В 2016 году стоимость произведенного в этом секторе продукта составила 2544,6 трлн рупий, или 20% ВВП страны. В обрабатывающей промышленности было занято 16 млн человек.

Одной из традиционных отраслей промышленности в Индонезии является производство сахара на основе сахарного тростника. Сейчас общая численность сахарных заводов - 62 единицы, из которых большая часть - государственные. Также строятся новые современные заводы в рамках программы самообеспечения сахаром.

Пищевая промышленность - одна из наиболее динамично развивающихся отраслей обрабатывающей промышленности. В 2016 году ее рост составил 8,06%. В частности, в стране растет потребление молочных продуктов. Сейчас производством молочной продукции занимается более 60 предприятий. Также большой популярностью пользуется лапша быстрого приготовления. Ее потребляют в до объеме до 15 млрд упаковок в год.

Обувная промышленность является стратегическим и приоритетным сектором промышленности и демонстрирует высокие темпы роста: за 2016 год - 8,1%. Велика доля мелких предприятий, 45 тыс. микропредприятий. В сегменте крупных компаний выделяется компания “Nike”, производством ее продукции занимается 38 фабрик.

Индонезия занимает второе место в мире по производству натурального каучука. Основная часть каучука (до 85%) производится в крестьянских хозяйствах.

Производство удобрений - также значимая отрасль промышленности. Государственный холдинг PT Pupuk Indonesia (Persero) является лидирующим производителем удобрений. Эта компания продает удобрения крестьянским хозяйствам, имеющим менее 2 га земли, по субсидированной стоимости в два раза ниже пыночной. За 2016 год производство удобрений составило 10,5 млн т. Также компании удается и экспортировать удобрения, за 2016 год экспорт составлял 1,3 млн т.

Энергетика

Индонезия является страной с одной из наиболее стремительно развивающихся экономик в мире с точки зрения энергопотребления. На ее долю приходится 40% всей энергии, потребляемой в пределах АСЕАН. Спрос на электроэнергию в государстве растет со средней скоростью 7-8% в год, то есть быстрее, чем экономика и население. Более половины (56%) всего энергопотребления в стране, приходится на остров Ява, что соответствует распределению населения. Остров Суматра потребляет около 25% энергии, а остальные острова — оставшиеся 19%.

Индонезия является четвертым по величине производителем угля в мире и, по состоянию на 2014, — крупнейшим экспортером этого энергоносителя, что делает уголь одним из самых доступных видов топлива в регионе, затормаживая развитие других видов энергетики, в том числе возобновляемой. По прогнозу, к 2030 году потребление угля в стране удвоится.

Традиционные виды биоэнергетики (дрова и т.п.) используют 40% или 24,5 млн домохозяйств страны, что вместе с применением угля приводит к значительному уровню выделения парниковых газов и загрязнения окружающей среды, в первую очередь, воздуха и, как следствие, повышению уровня преждевременной смертности населения.

В 2019 году объём производства электроэнергии составил более 279,1 млрд кВт·ч (16-е место в мире). Приблизительно 77% от этого количества произвели электростанции, принадлежащие национальной электрокомпании PLN (Perusahaan Listrik Negara), которая ответственна за передачу и распределение энергии в стране, оставшаяся часть произведена частными компаниями и независимыми поставщиками.

Энергопотребление в Индонезии, по прогнозам, может утроиться до 2030 года за счет экономического роста и расширения доступа к элекроэнергии отдаленных районов страны. На данный момент около 10% населения не имеют такого постоянного доступа, и правительство ставит перед собой задачу достичь 100% уровня электрификации к 2026 году. Развитие национальной электроэнергетики является одним из приоритетов политики президента Джоко Видодо.

По состоянию на 2019 год Индонезия оставалась импортером нефти и по-прежнему сильно зависела от ископаемого топлива для производства электроэнергии. Из общего количества установленных энергомощностей 88% производили электричество из ископаемого топлива и лишь 12% из возобновляемых источников энергии.

В октябре 2014 года правительство государства приняло обновленный Национальный энергетический план, который включает в себя цель увеличить использование возобновляемых источников энергии (за исключение традиционных видов биотоплива) с текущих 12% до 23% первичного энергопотребления к 2025 году и 31% к 2050 году, что соответствует плану АСЕАН по достижению доли возобновляемой энергетики 23% к 2025 году, анонсированному в октябре 2015 года.

Наиболее крупные солнечные электростанции были на тот момент расположены на острове Бали, в городе Купанге и провинции Горонтало. К середине 2016 года компания PLN подписала меморандумы о строительстве порядка 700 МВт промышленных солнечных электростанций.

Количество установленных объектов ветроэнергетики в Индонезии составило на начало 2016 года всего 9,4 МВт. В течение первых девяти месяцев того же года было подписано три договора о долгосрочных поставках электроэнергии на несколько новых электростанций: 50 МВт в поселке Самас на острове Ява, 60 МВт в Дженепонто в провинции Южный Сулавеси и 70 МВт в Сидрапе в провинции Южный Сулавеси.

В настоящее время установленная мощность всех гидроэлектростанций Индонезии составляет около 5000 МВт (5 % всего потенциала гидроэнергетики страны). Крупнейшей ГЭС является станция "Чирата" на Западной Яве, мощностью 1008 МВт. Из построенных же в последнее время ГЭС стоит выделить станцию Посо-2 в провинции Центральный Сулавеси.

Геотермальный потенциал Индонезии оценивается в 24 ГВт, что составляет 40% от мирового потенциала. Ожидается, что геотермальная энергия будет играть важную роль в сокращении выбросов парниковых газов в Индонезии. Количество установленных мощностей геотермальной энергии в Индонезии является вторым по величине в мире. По состоянию на 2019 год Индонезия располагала 1,9 ГВт мощностей геотермальной энергии и планировала еще 4,6 ГВт. 85% установленных геотермальных мощностей располагается на острове Ява.

По состоянию на середину 2017 года, биотопливо, используемое в промышленности и транспорте, составило около 75% возобновляемых источников энергии, используемых в Индонезии, сообщается в докладе Международного агентства возобновляемой энергетики IRENA о перспективах развития возобновляемой энергетики в Индонезии. В декабре 2019 г. Индонезия стала первой в мире страной, повысившей долю содержания биотоплива в обычном топливе с 20 до 30%. Кроме того, Индонезийская ассоциация производителей биотоплива объявила о намерении с марта 2020 г. начать пробное использование топлива с содержанием биодизеля до 40%

Сфера услуг

В современной экономике Индонезии сфера услуг занимает важное место. В 2017 году ее объем составил 46% от всего ВВП страны, тогда как в 2010 году доля сферы услуг составляла всего 38%. В нее входит несколько категорий - банковская система, туризм, розничная торговля, общепита.

Во главе банковской системы Индонезии стоит Центральный банк Bank Indonesia, который до недавнего времени полностью осуществлял функции контроля и регулирования банковской сферы. Но в 2011 году был создан Совет по контролю за финансовой сферой Otoritas Jasa Keuangan, который был поставлен над ЦБ.

Коммерческие банки разделяются на две группы: банки общего назначения (принимают вклады, выдают кредиты, осуществляют банковские платежи) и банки народного кредитования. На 2017 год в Индонезии насчитывалось 118 коммерческих банков общего назначения и 1634 банка народного кредитования. По форме собственности банки делятся на гос-венные и частные. Самые крупные государвенные банки - это Bank Mandiri, Bank Negara Indonesia, Bank Rakyat Indonesia, Bank Tabungan Negara. А самый крупный частный банк - это Bank Central Asia

Сектор туризма в Индонезии динамично развивается, власти страны активно работают над увеличением въездного турпотока. Для иностранных граждан из 169 стран, приезжающих с туристической целью, отменены въездные визы. Если в 2007 году приток туристов был на уровне 5,5 млн человек, то спустя 10 лет он вырос вдвое, составив от 10 до 12 млн человек. С каждым годом Индонезия становится более привлекательной для туристов, так как улучшается инфраструктура, строятся новые дороги и аэропорты.


Главные центры туризма - это Бали, Джокьякарта и Джакарта. Для продвижения и повышения доступности новых туристических направлений в Индонезии открываются многочисленные международные авиарейсы. Также процветает и внутренний туризм. В 2016 году число внутренних туристов составило 260 млн человек.

Чаще всего мелкой розничной торговлей занимаются беднейшие слои населения и таким образом находят себе средства для существования. Более престижным и уважаемым считается открытие мелкой лавки, но в плане дохода такие лавки тоже не приносят много денег ее владельцам. В 2016 г. в секторе торговли было занято 22,4 млн человек. Торговля в Индонезии обеспечивает более 15% производства ВВП страны. Быстрыми темпами растет розничная торговля, в 2016 году ее объем достиг 199 трлн рупий, что на 10% больше, чем в прошлом году.

Также в стране крайне активно развивается сегмент онлайн-торговли. В 2017 году доля онлайн-торговли составила 0,5% от ВВП Индонезии, в 2 раза больше по сравнению с 0,2% в 2015 году. На 2018 год самыми популярными сайтами для электронной торговли стали Lazada Indonesia (118 млн кликов), Tokopedia (111 млн кликов), Bukalapak (100 млн кликов)

Транспорт

Поскольку Индонезия - островное государство, приоритетное развитие первоначально получил морской транспорт, а в последние десятилетия - авиатранспорт. Отсутствие портов и аэродромов в некоторых провинциях страны привело к экономическому застою и неравномерному развитию регионов Индонезии. На островах доминирует автомобильный и железнодорожный транспорт. Адекватно отвечающая запросам населения и экономики являются транспортные системы островов Ява, Мадура и Суматра. На Яве проложены и автомобильные, и железные дороги, есть задел для дальнейшего расширения их сети, но акцент в перевозке грузов смещен к автомобильному транспорту, по причине коротких дистанций перевозок. Однако существуют объективные предпосылки для дальнейшего расширения сети железных дорог, т.к. небольшая площадь острова вместе с высокой плотностью населения служит препятствием для автодорожного строительства.

Большинство городских центров возникали и развивались как портовые города. Моря близ Индонезии относительно спокойны, страна находится вне пояса тайфунов и сильных ветров. Для заходящих в порт судов не требуется доков, для погрузочно-разгрузочных операций достаточно якорной стоянки. Именно поэтому важнейшим направлением госполитики в настоящее время является обеспечение скоростной и своевременной доставки грузов и пассажиров морским путём. Программа Джоко Видодо "Тол Лаут" должна обеспечить ускорение экономического развития удалённых районов страны. В стране построены порты, способные принимать суда водоизмещением более 500 тонн. Главные порты: Танджунприок (порт Джакарты), Таид-жунперак (порт Сурабаи), Белаван (порт Медэна). Главный нефтяной терминал страны — порт Палембанг.

Значительная доля всех грузовых и пассажирских перевозок осуществляется в Индонезии автомобильным транспортом. Важной скоростной дорогой должна стать Транс-Яванская магистраль протяженностью 649 км. Не меньшее значение имеет и Транс-Суматранская магистраль, общая протяженность которой должна составить 1568 км. Первая скоростная платная дорога сооружается и на Восточном Калимантане.

Читайте также: