Организационное оформление политической оппозиции кратко

Обновлено: 02.07.2024

Наличие оппозиции органически связано как с разнородностью общества, обусловливающей невозможность постоянно сохранять в нем устойчивость и неизменность политических отношений, так и со свойствами самого человека. Ведь в природе человека как социально­го существа заложено стремление предлагать в затрагивающих его интересы областях жизни альтернативные проекты, осуществлять поиск нового, преодолевать установленные ограничения. Поэтому в политическом смысле наличие оппозиции означает принципиальную невозможность утверждения в обществе единого, монолитного, раз и навсегда установленного отношения к выдвигаемым властью це­лям, окончательной ликвидации всякой почвы для конфликтных от­ношений.

В качестве основных причин формирования политической оппозиции правящему режиму, как правило, называют: социальное расслоение в обществе, национальное неравенство, несовершенство избиратель­ной системы, разочарование населения (элит) в идеалах господству­ющего строя, раскол элит и неудовлетворенные амбиции отдельных деятелей.




В принципе при конкурентной демократии даже непримиримая оппозиция может встроиться в политическую систему (как, напри­мер, европейская социал-демократия в XX в.). Но она может стать и лидером сопротивления режиму, возглавить протест и добиться сме­щения властей (как, например, антикоммунистические силы в стра­нах Восточной Европы в 80-90-х гг. XX столетия). В то же время не­примиримая оппозиция, когда общество отказывает ей в доверии, нередко подвергается политическим репрессиям, а правительствен­ные решения принимаются в целях ее окончательного разгрома.

Особый тип политической оппозиции представляет собой цент­ризм. Формулируемые им задачи не имеют агрессивного характера, а ориентированы на принципиальное соглашательство, т.е. на предпочтение стабильности перед инновациями, на рационально-праг­матический учет всего позитивного, что формулируется как властя­ми, так и на противоположных флангах политического спектра. По­литические требования центризма неразрывно связаны с легальны­ми механизмами передачи власти, отрицанием насилия, отказом от разжигающей противоречия риторики, стремлением добиться реаль­ной ответственности властей за принимаемые решения. Однако ра­циональные и примиренческие позиции не всегда ясны избирате­лям, ориентирующимся на крайние позиции, что снижает возмож­ности примиренческой стратегии в странах, где идет интенсивная политическая борьба.

Наличие оппозиции органически связано как с разнородностью общества, обусловливающей невозможность постоянно сохранять в нем устойчивость и неизменность политических отношений, так и со свойствами самого человека. Ведь в природе человека как социально­го существа заложено стремление предлагать в затрагивающих его интересы областях жизни альтернативные проекты, осуществлять поиск нового, преодолевать установленные ограничения. Поэтому в политическом смысле наличие оппозиции означает принципиальную невозможность утверждения в обществе единого, монолитного, раз и навсегда установленного отношения к выдвигаемым властью це­лям, окончательной ликвидации всякой почвы для конфликтных от­ношений.

В качестве основных причин формирования политической оппозиции правящему режиму, как правило, называют: социальное расслоение в обществе, национальное неравенство, несовершенство избиратель­ной системы, разочарование населения (элит) в идеалах господству­ющего строя, раскол элит и неудовлетворенные амбиции отдельных деятелей.

В принципе при конкурентной демократии даже непримиримая оппозиция может встроиться в политическую систему (как, напри­мер, европейская социал-демократия в XX в.). Но она может стать и лидером сопротивления режиму, возглавить протест и добиться сме­щения властей (как, например, антикоммунистические силы в стра­нах Восточной Европы в 80-90-х гг. XX столетия). В то же время не­примиримая оппозиция, когда общество отказывает ей в доверии, нередко подвергается политическим репрессиям, а правительствен­ные решения принимаются в целях ее окончательного разгрома.

Особый тип политической оппозиции представляет собой цент­ризм. Формулируемые им задачи не имеют агрессивного характера, а ориентированы на принципиальное соглашательство, т.е. на предпочтение стабильности перед инновациями, на рационально-праг­матический учет всего позитивного, что формулируется как властя­ми, так и на противоположных флангах политического спектра. По­литические требования центризма неразрывно связаны с легальны­ми механизмами передачи власти, отрицанием насилия, отказом от разжигающей противоречия риторики, стремлением добиться реаль­ной ответственности властей за принимаемые решения. Однако ра­циональные и примиренческие позиции не всегда ясны избирате­лям, ориентирующимся на крайние позиции, что снижает возмож­ности примиренческой стратегии в странах, где идет интенсивная политическая борьба.


Содержание

Роль оппозиции

Методы борьбы

Оппозиция применяет в своей деятельности самые разнообразные методы и подходы.

Политические

Критика правительства в органах власти и СМИ, избирательные кампании, попытки смещения правительства путем парламентских комбинаций и вынесения вотумов недоверия(в государствах с парламентским правлением), при наличии повода - организация импичмента президента.

Ненасильственный протест

Организация митингов, шествий и пикетирований, забастовки, акции гражданского неповиновения: блокирование транспортных коммуникаций и официальных учреждений, различные символические акции и пр. Известный теоретик ненасильственного сопротивления Джин Шарп насчитал 198 методов ненасильственной политической борьбы, применяемых оппозицией в разных ситуациях. Наибольшее распространение ненасильственное сопротивление получило в XX веке. Самые известные случаи его применения: борьба за независимость Индии (ок. 1947), свержение коммунистических режимов в странах Восточной Европы (кроме Румынии- 1989), подавление августовского путча в СССР (1991), свержение режима Милошевича в Югославии (2000) и Шеварднадзе в Грузии (2003), оранжевая революция на Украине (2004).

Насильственные

Помимо этого, оппозиция также может применять и насильственные методы борьбы: вооруженные восстания, партизанскую войну, террористические акты, военные перевороты (путчи) и пр. Наиболее известные примеры насильственной оппозиционной деятельности — это революции в странах Европы, война за независимость и война между Севером и Югом в США, революции 1905, февраля и октября 1917 в России, деятельность сепаратистов в Северной Ирландии, Стране Басков, Чечне. В ряде случаев, оппозиционные партии комбинируют легальную и насильственную политическую борьбу (теоретическое обоснование такой тактике дал Ленин).

Демократическая оппозиция

Демократическая оппозиция (democratic opposition) — политический термин, которым называют оппозиционные партии выступающие за введение или усиление демократических принципов устройства общества.

Как правило, такие партии действуют в странах с недостаточно демократическими или совершенно недемократическими режимами; в демократических странах отношение к принципам демократии не является пунктом разногласий между правящими и оппозиционными силами. Зачастую, "демократическая оппозиция" превращается в инструмент для разнообразных манипуляций. Как правило, хозяином данных "независимых общественных объединений" являются представители США, Великобритании, или другие посредники стран блока НАТО. В данных случаях термин "демократический" превращается в предмет спикуляции и чаще подразумевает под собой не согласие правящего режима с линией США. Демократическая оппозиция существует, например, в России, Беларусии, Таджикистане, Казахстане, Азербайджане, на Кубе и других странах. Альянсы под названием "Демократическая оппозиция" сформировались в двух республиках бывшей Югославии, Словении (1989)(en:Democratic Opposition of Slovenia) и Сербии (2000)(en:Democratic Opposition of Serbia) для борьбы с коммунистическим режимом и режимом Милошевича; после падения последних эти альянсы стали правящими.

Оппозиционные политические партии – это партии, выступающие против господствующей партии, которая поддерживается большинством населения. Оппозиция – это политическая деятельность движений, групп, партий, которые противостоят правительственному курсу и ведут с правящей партией борьбу за государственную власть.

Главная инструментальная цель любой партии – это стремление стать партией власти. Любая партия до момента, пока желаемый статус не достигнут, является оппозиционной. Оппозиционные партии тщательным образом отслеживают действия правящей власти, подвергают ее обоснованной и обстоятельной критике, не упускают шанс указать на ее ошибки.

Типы оппозиции

В западных странах выделяют два типа оппозиции:

  • внесистемная, или структурная – право- и леворадикальные группировки и партии (неонацисты, неофашисты, нативисты, антикоммунисты, маоисты, левые коммунисты), программы которых частично или полностью отрицают существующую и преобладающую систему политических ценностей; деятельность партий направлена на дискредитацию функциональных институтов государственной власти, нарушение хода политического процесса, подрыв их легитимности;
  • системная – абсолютное большинство право- и левоцентристских партий (консервативных, христианско-демократических, социал-демократических, либеральных); признают незыблемость основных политических, экономических и социальных институтов, с действующей властью расходятся в выборе средств и путей, достижения главных стратегических целей; деятельность таких прав не направлена на подрыв устоев, осуществляется в рамках сложившейся политической системы.

К системным оппозиционным партиям России относятся ЛДПР, КПРФ, Яблоко и Справедливая Россия.

Готовые работы на аналогичную тему

К демократической оппозиции относятся оппозиционные партии, которые декларируют борьбу за усиление или введение демократических принципов устройства общества. Такие партии функционируют в странах с недемократическими или с недостаточно демократичными режимами. Демократическая оппозиция наблюдается в Беларуси, России, Казахстане, Таджикистане, Азербайджане, Кубе и некоторых других странах. В демократических странах между правящими и оппозиционными партиями отношение к принципам демократии не является причиной разногласий.

Оппозиционные партии России

В современной России все оппозиционные политические партии и движения можно классифицировать на:

Существуют различные мнения по поводу существующей (или отсутствующей оппозиции) в современной России. Некоторые считают, что российской оппозиции нет (Гельман). Другие (Н. Оленич) указывают, что для российских реалий понятие оппозиция мало приемлемо, что для России более характерны понятия власть и антивласть. Антивласть функции оппозиции не выполняет, она не оппонирует, а бунтует.

Отдельные исследователи (Прудник, Маслов) считают, что власть в России представлена всеми партиями. Все они выполняют задачу легитимизации политической реальности. Воззрения действующей власти и российской оппозиции расходятся незначительно, что проявляется относительно базисных позиций, которые включают Конституцию РФ, партии, выборы, институт президента, природу власти, народ, демократию, видение будущего государства. В этом наблюдается консенсус правящей элиты и оппозиционеров.

Отсутствие конструктивной и влиятельной оппозиции оборачивается (или может обернуться) радикализацией либералов, националистов, формированием полуфашистских молодежных группировок, политической деморализацией большой части общества, усилением давления на Россию со стороны Соединенных Штатов и других западных стран.

В научных источниках и практической политологии в настоящее время существует большое количество различных подходов к трактовке такого политического явления, как оппозиция. Это можно объяснить особенностями политического строя различных стран в совершенно разные исторические периоды, а также особенностями их политических процессов.

В узком понимании, оппозиция – это совокупность любых организованных субъектов, которые осуществляют контроль, проводят информирование, а также подвергают активной критике формы текущей государственной политики и (или) целостный политический режим.

Сущность политической оппозиции

Уже в период древних веков, в оценке оппозиции было сформировано два вектора, которые до сих пор являются весьма распространенными.

Естественный (органический) вектор оценки признает выражение оппозиции в рамках политической жизни в качестве естественного явления, которое обуславливается реакцией части населения, или целого населения на искоренение актуальных на данный момент времени форм правления.

Вместе с тем, оппозиция в данном случае рассматривается не как полноценный институт, существующий в политической системе (по учению Аристотеля и Платона), а в большей степени как патология социальной организации общества, либо как реакция на недостатки в имеющихся государственных моделях.

Вторым направлением оценки оппозиции является признание ее легитимного и естественного характера в условиях актуальной политической властной структуры (приверженцами являются Ш. Монтескье и Дж. Локк). В данном подходе принято исходить из понимания важности введения мер правового регулирования оппозиционной деятельности, и, в ситуации необходимости, ввода ограничения таких прав.

Развитие данного подхода связано прежде всего с развитием буржуазных типов общества, а также противоборства с системой абсолютизма и формированием публичных форм права, в которых существуют конституциональный и республиканский типы правления.

Большинство трудов, которые посвящены исследованию функционирования современных форм демократии, оппозиционное право, как право на свободное публичное и легитимное оспаривание и противостояние действиям властей принято рассматривать в качестве центрального и необходимого элемента в демократическом государстве.

Вопросы политической оппозиции получили освещение в трудах таких классических приверженцев социологии, как Р. Даль, М. Люверже, С. Липсст, Х. Линц, И. Шапиро, С. Хантингтон, А. Степан.

Среди отечественных авторов, вопросы политической оппозиции были затронуты такими авторами, как: А. Мельвиль, Е. Мелешкина, А. Цыганков, Н. Попова, Л. Тимофеева, Л. Вдовиченко и прочими.

Современная социологическая наука имеет различные трактовки феномена политической оппозиции. Так, политическая оппозиция – это:

  1. Отражение коллективного (группового) мнения в публичной сфере (масс-медиа, парламенте), которое не совпадает с позицией государства.
  2. Любое организованное действие, которое находится в противостоянии с властью; парламентские фракции, которые представлены различными политическими партиями; не представленные в парламенте политические силы: общественные политические движения, профсоюзы.
  3. Определенные социальные субъекты, которые непрерывно и (или) досконально проверяют, сообщают и критикуют положения текущей политики правящих режимов средствами использования совокупности специальных методов (законодательной работы, публичных дискуссий, общественных протестов, публикаций в СМИ, демонстраций и прочих).

Подходы к изучению оппозиции

В рамках политической социологии принято выделять две траектории изучения оппозиции. Первый подход рассматривает оппозицию в качестве элемента политического устройства общества и его политического института. Так, стратегии исследователей в данном случае направлены на изучение оппозиционной институциализации, совместно со степенью ее организационной структуры, а также исследования средств влияния и взаимодействия с властью и значимостью этих процессов на политической арене.

В этом случае принято говорить о системных или внесистемных формах оппозиции, которая может быть парламентской, либо непарламентской, а также легальной, либо нелегальной.

Во втором подходе оппозиция рассматривается в качестве поведенческой предрасположенности или готовности человека, организации или группы к демонстрации несогласия с действующим политическим режимом в целом, либо с политикой государства.

В данном контексте принято исследовать социальную базу оппозиции, совместно с ценностными ориентациями участников оппозиционного движения, а также их поведенческих актов, и условий трансформации латентных форм оппозиции в манифестируемые.

Деятельность оппозиции, которая выражается в различных формах политического участия, а также конкретных коллективных действиях, предполагает принятие определенных мер политической организации общества – то есть способности общества, благодаря созданным им организациям (партиям, объединениям) производить контроль государства, совместно со способностью и готовностью членов общества к консолидированию собственных усилий.

Читайте также: