Легенда на татарском языке кратко

Обновлено: 02.07.2024

Легенда — ЛЕГЕНДА (от лат. слова legenda то, что должно быть прочитано, или рекомендуемо к прочтению) термин, употребляющийся в нескольких значениях. В широком смысле недостоверное повествование о фактах реальной действительности, в более узком… … Словарь литературных терминов

ЛЕГЕНДА — (лат. legenda, от legere читать). 1) в римско католической церкви, книга для ежедневных чтений. 2) церковное или религиозное предание о каком либо чудесном событии. 3) повествование о святых и мучениках. 4) вообще предание о чудесных событиях. 5) … Словарь иностранных слов русского языка

легенда — См … Словарь синонимов

Легенда — (иноск.) выдумка. Ср. Попадается на пути молчаливый старикъ курганъ, или каменная баба. и мало по малу на память приходятъ степныя легенды, разсказы встрѣчныхъ, сказки няньки степнячки. А. П. Чеховъ. Степь. 4. Ср. Лыгенда (шут.) съ намекомъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

легенда — 1. ЛЕГЕНДА, ы; ж. [от лат. legenda то, что должно быть прочитанным] 1. Основанное на устных преданиях, опоэтизированное сказание об историческом или вымышленном лице, событии и т.п. Древняя л. Л. о граде Китеже. // Вымышленный, приукрашенный… … Энциклопедический словарь

ЛЕГЕНДА — (от латинского legenda, буквально то, что следует прочесть), 1) в средневековой письменности житие святого и религиозно нравоучительный рассказ, притча; в фольклоре вошедший в традицию народный рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и… … Современная энциклопедия

ЛЕГЕНДА — (от лат. legenda букв. то, что следует прочесть), 1) в средневековой письменности житие святого и религиозно нравоучительный рассказ, притча; в фольклоре вошедший в традицию народный рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и слушателем… … Большой Энциклопедический словарь

ЛЕГЕНДА — ЛЕГЕНДА, легенды, жен. (лат. legenda то, что надо читать) (книжн.). 1. Поэтическое фантастическое сказание религиозного содержания. || Всякий фантастический рассказ, поэтическое предание о каком нибудь событии. Легенды старого замка.… … Толковый словарь Ушакова

Легенда — надпись на монете или медали. См. также: Монеты Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

легенда — ЛЕГЕНДА, миф, поверье, предание, сказание … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Как и в любом городе в Казани много своих неразгаданных тайн и легенд, передающихся из поколение в поколение. Поэтому большое значение и ценность имеют дошедшие до нас легенды и предания, сохранившиеся в народной памяти, со своей сокровенной символикой и смыслом. Ведь главное в легендах – не факты, а тот романтический ореол, окружающий их, то сказочное богатство народной мудрости, дающий простор творчеству и фантазии.

Легенды об основании Казани

Древняя Казань

Легенд о возникновении и названии города очень много. Самая распространенная легенда выводит ее название из булгарского слова КАЗАН (котел). В легенде рассказывается о том, что старший сын одного из булгарских правителей - хан Алтынбек, спасаясь от преследования монголов, оказался на берегу неизвестной реки. Он приказал слуге принести воды в золотом котле. Берег был очень крут, и слуга, черпая воду, нечаянно уронил казан в реку. Эту потерю восприняли как знак поселиться здесь, в месте падения казана на берегу этой реки. Реку назвали Казань. Отсюда и название сторожевой крепости Казань, которая стала прототипом города.

По другой легенде, в крепости под башней в глубоких недрах земли сокрыт благочестивый мусульманин, из черепа которого бьет родник со святой водой. Наверное, подразумевается ключ около Тайницкой башни Кремля, куда приходили местные мусульмане для совершения омовения перед молитвой вплоть до середины ХХ века. В 1956 году при строительстве Куйбышевского водохранилища, этот ключ был затоплен.

Легенда о барсе

На современном гербе Республики Татарстан изображен крылатый барс, хотя в здешних краях подобных зверей никогда не водилось. Связанная с этим гербом легенда рассказывает о мальчике-сироте, которого нашел, спас от врагов и выкормил крылатый Белый барс.

Легенда о Зиланте

В другой татарской легенде об основании города говорится: на том месте, где была заложена Казань, некогда жили змеи, и правил ими змеиный царь по имени Зилант, наводивший страх на окрестных жителей. Много зла сделал он им, пока не нашелся батыр, вызвавший змея на поединок. В кровопролитном бою отрубил батыр змею голову, но и сам погиб в борьбе. Он освободил жителей города от напасти, а в память избавления от ужасного змея и в назидание потомкам – изображение чудища было помещено на гербе нашего города и известно еще с незапамятных времен.

О прототипе казанского герба сегодня напоминает лишь Зилантова гора, которая возвышается над старым руслом Казанки. При Иване Грозном на этой горе был построен Успенский монастырь, остатки которого сохранились до настоящего времени и сейчас восстанавливаются. Казанцы называют его Зилантовым монастырем.

Образ Зиланта часто употребляем в архитектуре Казани во все времена.

Легенды об озере Кабан и сокровищах.

Немалой дымкой преданий и легенд овеяны также озеро Кабан. По наиболее распространенным легендам древнего казанского ханства, озеро Кабан получило свое название от диких кабанов, которые в большом количестве водились в дубравах, окружавших озеро. Затем кабаны были изгнаны из окрестностей города, леса вырублены и сожжены, земли распаханы.

Легенда о сокровище на дне озера Кабан

Клад под озером Кабан в Казани

Согласно преданию, чтобы найти ханские сокровища, надо встать у ручья неподалеку от истока Булака, отмерить расстояние в один или два лучных выстрела (точнее никто не знает), найти приметное место на берегу, взять ориентир на другое приметное место на противоположном берегу, и тут – то, на расстоянии в несколько связанных вожжей и находятся сокровища! Причем на такой глубине, чтобы, даже зная это место, но, не зная еще одного секрета, их невозможно было поднять. По преданию, казна состояла из трех частей. Во-первых, это содержимое монетного двора: золотые и серебряные слитки, бруски из драгоценного металла и сами монеты. Во-вторых, денежная часть казны. Это были золотые и серебряные монеты самого разнообразного происхождения: арабские, турецкие, персидские, египетские, европейские, русские. И третья часть – сокровищница. Общий вес ханской сокровищницы измерялся не одной тонной. Предполагается, что ханскую казну вывезли еще до осады города, так как во время нее это было бы невозможно сделать. С тех пор неоднократно были попытки найти сокровища, но озеро упорно хранит и не отдает свою древнюю тайну.

Подземные ходы на Кремлевском холме

Катакомбы Казани

Еще одно легендарное и загадочное сооружение нашего города – подземные ходы или катакомбы. Одна из легенд об истории Казани рассказывает о большом подземном царстве под городом, в котором обитает огнедышащий. Первые упоминания о подземной Казани встречаются еще при описании легендарных подкопов под стены Кремля, сделанных войском Ивана Грозного. Подкоп вели из Даировой бани на берегу Булака, пользуясь ее мощными каменными сводами как надежной защитой от обстрела. Прокопав галерею в сто сажень, осаждающие услышали голоса жителей, идущих по подземелью за водой и вкатили в подкоп бочки с порохом.

Историки не раз фиксировали предания о том, что холм, на котором расположен Кремль и прилегающая к нему часть кряжа, на гребне которого лежит улица Кремлевская, изрезаны подземными ходами. Доподлинно известны несколько адресов в этом районе. Это, прежде всего, подземелье Гостинодворской церкви, остатки которой находятся во дворе Госмузея РТ,- ход из церкви вел в сторону Кремля. Другое крупное подземелье находится неподалеку на ул.Чернышевского. Еще одно крупное – под усадьбой Боратынских.

Легенды о башне Сююмбике

Принцесса Сююмбеке портрет

Всем известно, что Казань без башни Сююмбеки – не Казань. Знаменитое многоярусное падающее здание высотой 58 метров, давно уже стало символом нашего города, этакая Эйфелева башня. Долгая история башни Сююмбике полна легенд и неразгаданных тайн. Название свое башня получила по имени последней казанской царицы - Сююмбике. Точное время построения башни неизвестно. По одной версии, она построена в начале 17 века как дозорная, по другой – ее считают мавзолеем в честь мужа Сафа-Гирея, другие видят в ней минарет бывшей Муралеевой мечети, на месте которой была позднее построена Дворцовая церковь.

Самая поэтическая легенда о Сююмбике – это романтическая любовь Ивана Грозного к татарской . Русский царь увидел ее портрет и пленился красотой татарской ханши, захотел взять ее в жены и сделать царицей в Москве. Но гордая Сююмбике ответила отказом. Это, по легенде, и стало причиной похода русских на Казань. Когда участь города была уже предрешена, Сююмбике вынуждена была согласиться на предложение царя. И гордая царица, не пожелавшая встать на путь предательства своего народа, поставила грозному царю условие: выстроить за неделю башню, такую же стройную и высокую, как она. Семь суток без отдыха трудились мастера, возводя каждый день по ярусу. Когда башня была готова, поднялась на нее неприступная Сююмбике, взглянула в последний раз на родные края и свой народ, да и бросилась с вершины на острые камни, лежавшие у подножия башни. С тех пор и носит башня имя великой казанской царицы.

В действительности же Сююмбике была дочерью ногайского мурзы Юсуфа. Ее первым мужем был хан Джан-Али. Этот брак не принес ей счастья из-за амбиций политической жизни ее мужа. И со вторым мужем, ханом Сафа-Гиреем, она тоже была не особо счастлива. У них был сын Утямыш-Гирей, который был крещен при дворе Ивана Грозного под именем Александр. Царь взял его в качестве почетного заложника в Москву, дал ему образование. Но Утямыш-Гирей довольно рано умер, в возрасте 20 лет и похоронен в одном из соборов Московского Кремля. После изгнания Сафа-Гирея из Казани, на ханский престол был посажен Шах-Али, брат Джан-Али, первого мужа Сююмбике. Шах-Али стал ее третьим и последним мужем, вскоре увез царицу в г.Касимов, где она тихо и незаметно дожила свой век. Все это происходило, судя по Писцовым Книгам, еще до взятия Иваном Грозным Казани, поэтому легенда о башне всего лишь красивая легенда.

Легенды об Иконе Казанской Божьей Матери

Икона казанской божьей матери

Трудно сегодня найти в России человека, который бы не слышал об иконе Казанской Божией Матери. Эта икона – одна из самых почитаемых и, пожалуй, самых известных в мире. В разных, самых неожиданных уголках земного шара в храмах хранятся ее списки. Есть она даже на маленьком острове в Венеции, население которого составляют рыбаки и их жены, плетущие знаменитое венецианское кружево. Однако далеко не все знают, что на сегодняшний день сохранились лишь ее списки, а сама чудотворная икона, чье чудесное обретение и судьба изобилуют удивительными эпизодами, бесследно исчезла в ночь на 29 июня 1904 года. По преданию, она должна была погибнуть в пламени, так же как и была обретена. Ни одна из множества икон, почитаемых в Русской православной церкви, не распространена в таком количестве копий, как Казанская, потому что именно к ней наш народ чаще всего взывает с просьбой о помощи, милости и заступничестве в тяжкие моменты жизни.

23 июня 1579 года в доме стрельца Даниила Онучина, стоявшим в начале нынешней улицы Большая Красная, вспыхнул пожар, испепеливший затем большую часть города. Вскоре после этого дочери стрельца Матрене во сне явилась Богородица и поведала о том, что на месте сгоревшего дома скрыт ее Пречистый Образ. Взрослые не приняли всерьез рассказ девочки, хотя сон приснился ей еще дважды. И тогда десятилетняя Матрена вместе со своей матерью начала поиски самостоятельно. На том месте, где прежде стояла печь, на глубине двух вершков она нашла образ Богоматери с младенцем на руках, завернутый в старый рукав от одежды вишневого цвета, но краски на ней светились первозданной яркостью. Собрались представители духовенства, городской власти, горожане – весть об обретенной иконе облетела Казань. Из земли на свои руки икону принял священник Ермолай, принявший впоследствии монашество с именем Гермоген и ставший затем митрополитом Казанским, а позже – патриархом Московским. Образ отнесли со всеми почестями в ближайший храм Николы Тульского, а затем перенесли в собор. Вскоре стала проявляться ее чудесная сила. Позже выяснилось, что обретенная икона – список с Богоматери, именуемой Одигитрией, то есть путеводительницей. Известность и значение Одигитрии тогда была превеликая, и эта чудотворная икона также бесследно исчезла в годы репрессий ХХ века.

Список с чудотворной иконы был отправлен в Москву, царю Ивану Грозному. Он приказал построить на месте обретения иконы церковь и устроить при ней девичий монастырь. Матрена постриглась в него, приняв монашеское имя Марфа. Она стала первой из сорока инокинь этого монастыря, а потом и его настоятельницей. “Обретенная”, то есть подлинная икона никогда не покидала Казани. А вот список с нее в 1612 году (в смутное время) остался в Москве. При осаде поляков, занявших Москву в 1612 году, русское ополчение долгое время не могла добиться успеха. “Шляхетская вольница”, занимавшаяся разбоем и грабежом, ждала помощи из Польши, и угроза продолжения панского рабства была очень велика. Патриарх Гермоген, который присутствовал при чуде обретения иконы в Казани в 1579 году и написавший широко известный тропарь “Заступница усердная”, находился тогда в темнице Чудова монастыря, где поляки морили его голодом. Патриарх был единственный, кто решился возвысить голос против самозванца. Поэтому список с образа был передан казанцами князю Дмитрию Пожарскому. После строгого трехдневного поста по всей земле русской, когда даже младенцы и домашние животные не ели пищи, и молитвы перед Казанской иконой Божией матери, архиепископу Арсению ночью во сне явился сияющий Божественным светом преподобный Сергий Радонежский и возвестил, что “завтра Москва будет в руках Пожарского”. Новость объявили всем, и наутро, воодушевленные небесным заступничеством, русские выбили поляков из Китай-города, а затем освободили и Кремль. Так закончилась эпоха великой смуты.

Итак, Иван Грозный был не единственным царем, глубоко чтившим эту икону. Его сын, Федор Иоаннович, повелел заложить на территории монастыря новую каменную церковь, а количество инокинь увеличить до 64. Саму же икону по его приказанию убрали драгоценными камнями. У иконы было две ризы: будничная и праздничная. Будничная риза была выполнена сплошь из жемчуга разной величины. Праздничная была из золота, на венце Богоматери – корона с крестом серебряная, украшенная бриллиантами, такая же корона на венце Спасителя. Во время визита в Казань в 1767 году императрицы Екатерины II, государыня пожертвовала на венец Богоматери бриллиантовую корону.

Вернувшаяся из ГУЛАГа келейница последней игуменьи пролила свет над этой тайной, рассказав, что игуменья, предвидя похищение, заказала точную копию иконы. И, каждый вечер, покидая последней храм, она тихо заменяла оригинал иконы на копию. Оригинал же хранился до следующего утра у нее в келье. Таким образом, можно предположить, что Чайкиным была похищена копия.

Что в предании правда, а что – вымысел, сейчас сказать трудно. Как трудно поверить, что чудотворный образ был уничтожен. Думается, что он все-таки где-то ждет своего часа, чтобы снова явиться миру. Такие иконы, как Казанская, не исчезают бесследно. Как и все чудотворные образы – они даются людям в утешение и награду. А на месте некогда разрушенного монастыря, жизнь которому дала в свое время чудотворная икона, недавно зародилась новая молодежная община, которая может быть даст ответы на тайны похищения начала ХХ века.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Татар әдәбияты 5 класс

Тема: Риваятьләр һәм легендалар.

Максат: Татар халык авыз иҗатының иң борынгы жанрларыннан булган әсәрләр- риваять һәм легендалар белән таныштыру; үзеңнең фикерләреңне һәм хисләреңне формалаштырып җиткерә белү; әдәпле сөйләм күнекмәләрен үстерү ; халкыбыз тарихы белән кызыксыну уяту; тарихи шәхесләребез белән горурлану хисе тәрбияләү.

Планлаштырылган нәтиҗәләр:

Шәхси: халкыбызның тарихына карата хөрмәт хисләре булдыру; тарихи шәхесләребез белән горурлану хисләре формалаштыру.

Метапредмет:

регулятив – үз алдыңа максат куя белү, максатка ирешү;

танып белү – уку биремен чишү өчен, хәтердән мәгълүматны яңарталар, табалар;

коммуникатив – иптәшләреңне тыңлап үзара килешеп эшли белү;

предмет – риваять, легендалар турында информация туплыйлар; риваять, легенданы үзенчәлекләренә карап аерырга өйрәнәләр, чагыштыралар.

Көтелгән нәтиҗә: риваять, легендалар турында белем туплауга ирешү, һәр жанрның үзенчәлеген истә калдыруга, риваятьне легендадан аера белүгә ирешү.

Җиһазлау: Әдәбият.5 нче сыйныф:татар телендә гомуми белем бирү оешмалары өчен уку әсбабы / Ф.А. Ганиева, Л.Г. Сабирова.- Казан: Татар. кип. нәшр., 2014 , мультимедиа, презентация,

Дәрес барышы.

1.Дәресне оештыру. Уңай психологик халәт булдыру.

Исәнләшү, хәлләрен белешү.

II.Актуальләштерү.

-Укучылар, бугенге дәресне бер әсәр укудан башлыйсым килә.

Имештер, рус падишаһы Явыз Иван, Казан ханбикәсе Сөембикәнең рәсемен күреп, аңа гашыйк була, үзенә хатынлыкка сорап, яучылар җибәрә. Горур Сөембикә моңа риза булмый. Шуннан соң Явыз Иван, зур яу белән килеп, Казанны яулап ала, Сөембикәне көчләп алмакчы була. Риза булмаса, бар халкын кырып бетерү белән яный. Шуннан соң Сөембикә теләсә-теләмәсә дә ризалыгын белдерә. Тик бер шарт куя: җиде көн эчендә җиде катлы матур манара төзеп куярга. Әгәр дә җиде көн эчендә шундый күккә хәтле күтәрелгән манара әзер булса — чыга, имеш. Булма­са — вәссәлам.

Явыз Иван бөтен рус иленнән осталарны җыеп, материал туплап, аларга җиде көн эчендә дөньяда тиңе булмаган матур һәм биек манара салырга куша. Башкарсалар — зур бүләкләр вәгъдә итә. Башкармасалар — башлары чабылачак, дип әйтә.

Беренче көндә манараның беренче каты әзер була, икенче көндә — икенчесе. Шулай итеп, җиде көн эчендә җиде катлы искиткеч матур һәм биек манара әзер була. Шуннан соң, Сөембикә ханбикә Казаннан китәр алдыннан, манарага менеп, халкы, иле, башкаласы белән саубуллашырга рөхсәт сорый. Явыз Иван рөхсәт итә. Сөембикә манараның иң өске катына менеп, халкы белән саубуллаша да, аска сикереп, үз-үзен юк итә.

-Укучылар, әлеге әсәр халык авыз иҗатыннан.

- Халык авыз иҗаты әсәрләрен санап чыгыгыз әле.

( Әкият, мәзәк, табышмак, мәкаль-әйтемнәр, бәетләр)

III.Уку мәсьәләсен кую.

- Мин укыган әсәр кайсы әсәрне хәтерләтә, кайсына охшаган?

(Әкияткә, бәеткә тартым –ләкин алар тугел)

Укучылар, бу әсәр жанры буенча – риваять.

IV. Уку мәсьәләсен чишү.

- Риваять - әкият һәм җырлардан борынгырак жанр. Әйдәгез, риваять турында дәреслектән укып алабыз . ( дәреслектә 57 бит).

- Риваятьләр белән бергә легендалар да өйрәнелә. ( легенда кагыйдәсе укыла – дәреслектә 57 бит)

- Укучылар, легенда белән риваят ьне ничек аерырга була? Аларны ң төп үзенчәлекләре нәрсәдә?

(Риваять - тарихи чынбарлыкка нигезләнгән,

легенда – борынгы ышанулар, ырым – шырымнарга нигезләнгән ).

-Дәрес башында укылган әсәр тарихи чынбарлыкка нигезләнгән, димәк нәрсә була инде? ( риваять)

- Риваяттә сөйләнелгән Сөембикә, Сөембикә манарасы турында беләсезме?

( Сөембикә, Сөембикә манарасы турында кыскача сөйләп китү)

V. Белемнәрне ныгыту.

-Укучылар, без буген нинди яна жанр белән таныштык?

(Риваят ь, легенда)

- Әйе, халык авыз иҗаты әсәрләре тупланган рәтне тагын арттырдык.

Бу урында “ Билгеләмәне таны” уенын уйнап алыйк әле.

VI Рефлексия.

- Укучылар, бүгенге дәрестә без нинди жанрлар белән таныштык?

-Нәрсә ул риваят ь?

-Н әрсә ул легенда?

-Сөембикә турындагы риваят ь ист ә к алдымы?

VII Дәресне йомгаклау.

- Халкыбызның авыз иҗаты искиткеч бай. Һәр жанрга караган әсәр кешелеклелек сыйфатлары тәрбияли. Буген өйрәнгән риваять, легендалар халкыбызның борынгы тарихына карата игътибарлы булырга чакыра, тарихи шәхесләребез белән горурлану хисләре уята.

В татарский легенда означает: аңлатма билгеләр, легенда, әкият (мы нашли 4 переводов). Есть не менее 60 примеров предложений с легенда . Среди прочего: Об этом говорится даже в легендах некоторых народов. ↔ Моның турында хәтта кайбер халыкларның риваятьләрендә дә сөйләнә. .

легенда

переводы легенда

аңлатма билгеләр

легенда

Главная угроза безопасности шпиона, сменившего свою "легенду", - это его жена. Она слишком много знает.

"Легенда"сын алмаштырган шымчы хәвефсезлегенә иң зур куркыныч - аның хатыны. Ул артык күп белә.

әкият

Легенда

переводы Легенда

Легенда

Главная угроза безопасности шпиона, сменившего свою "легенду", - это его жена. Она слишком много знает.

"Легенда"сын алмаштырган шымчы хәвефсезлегенә иң зур куркыныч - аның хатыны. Ул артык күп белә.

Словарь картинок

Примеры

Например, весьма популярными были аккадская легенда о Гильгамеше и эпос Рас-Шамры, написанный на угаритском языке (на нем говорили в местности, которую сегодня занимает северная часть Сирии).

Мәсәлән, Месопотамиядәге Гильгамеш турындагы Аккад риваяте һәм угарит телендә язылган Рас-Шамра дастаны киң таралган булган (угарит — хәзерге төньяк Сурия җирендә элек кулланылган тел).

У персов, египтян, тибетцев, перуанцев и мексиканцев сохранились легенды о временах счастья и совершенства на заре человечества.

Фарсыларда, мисырлыларда, тибетлыларда, перулыларда һәм мексикалыларда кешелек башлангычында булган бәхет һәм камиллек турындагы риваятьләр сакланган.

The Big Issue Invest уңышлары өчен Джон Бёрд берничә бүләк ала: 1995 нче елның июнендә Британ империясе ордены иясе була, 1996 нчы елның маенда БМОның "Яхшы тәҗрибә" шорт-лист премиясен, 2004 нче елның октябрендә UN-Habitat Scroll of Honour Award премиясенә лаек була, 2004 нче елда BBC тарафыннан "Лондон легендасы" дип атала, ә 2006 нчы елда The Beacon Fellowship премиясен ала.

Читайте также: