Жанровое своеобразие поэмы кратко

Обновлено: 23.04.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Поэма "Мёртвые души" – произведение глубоко оригинальное, национально-самобытное. "Мёртвые души" – произведение о контрастности, неопределённости российской действительности, и не случайно название поэмы – оксюморон. В нём есть и упрёк людям, и восторг перед Русью.

Гоголь долго колебался в определении жанра своего произведения, и определения его не имели законченной формы. То писатель называл "Мёртвые души" "предметным романом", то "не похожим ни на повесть, ни на роман". Лев Николаевич Толстой, обращая внимание на своеобразие жанра "Мёртвых душ", писал, что "это не роман, не повесть – нечто совершенно оригинальное".

В первой части предполагалось показать русскую действительность середины 19 века, причём в первую очередь её отрицательные стороны. Писатель демонстрирует ярко выраженные пороки своих персонажей: бесхарактерность и пустую мечтательность Манилова, мелочность и невежество Коробочки, мракобесие и грубость Собакевича, ненасытную жадность и скупость Плюшкина, ярмарочный героизм и наглость Ноздрёва, аферизм и авантюризм Чичикова.

Третья часть мыслилась как экскурс в грядущее возрождение и достижение райской жизни. Россия предстанет во всей своей духовности, появятся идеальные типы, наступит торжество нравственности и исполнения человеческого долга на земле.

Анализ взглядов писателя того времени, его социальный настрой даёт возможность предположить, что идеальные образы рая связывались в замысле писателя с образом народа, основными интересами отечества, всей русской нации.

Художественное пространство первого тома поэмы составляют два мира: реальный, где главный герой – Чичиков, и идеальный – мир лирических отступлений, а главный персонаж – повествователь.

Душа идеального мира бессмертна, она – божественный идеал, воплощенный в образе духовно богатого человека. Наверное, это, прежде всего душа самого повествователя. Ведь именно он болеет за Россию и верит в её будущее возрождение.

Определив жанр своего произведения как поэму, писатель тем самым подчёркивает равноправие эпического, или повествовательного, и лирического начал в нём.

Замысел произведения был чрезвычайно сложен. Он не укладывался в рамки общепринятых в литературе того времени жанров и требовал переосмысления взглядов на жизнь, на Русь, на людей. Необходимо было найти и новые способы художественного воплощения идеи. Привычные рамки жанров для воплощения авторской мысли были тесны, потому Н.В. Гоголь искал новые формы для завязки сюжета и его развития.

В основе поэмы повествование о русской жизни, в центре внимания – личность России, охваченная со всех сторон. Чичиков, герой "Мертвых душ", ничем не выдающееся лицо, и именно такой человек, по мысли Гоголя, был героем своего времени, приобретатель, сумевший опошлить все, даже саму идею зла. Разъезды Чичикова по Руси оказались наиболее удобной формой для оформления художественного материала. Эта форма оригинальна и интересна главным образом потому, что в произведении путешествует не только Чичиков, похождения которого являются связующим элементом сюжета. Вместе со своим героем разъезжает по России автор. Он встречается с представителями различных социальных слоев и, соединяя их в одно целое, создает богатую галерею портретов-характеров.

Зарисовки дорожных пейзажей, путевые сценки, различные исторические, географические и другие сведения помогают Гоголю представить на суд читателя полную картину русской жизни тех лет. Проводя Чичикова по русским дорогам, автор показывает читателю огромный диапазон русской жизни во всех ее проявлениях: помещиков, чиновников, крестьян, усадьбы, трактиры, природу и многое другое. Исследуя частное, Гоголь делает выводы о целом, рисует страшную картину нравов современной ему России и, что особенно важно, исследует душу народа.


В первой части предполагалось показать русскую действительность середины 19 века, причём в первую очередь её отрицательные стороны. Писатель демонстрирует ярко выраженные пороки своих персонажей: бесхарактерность и пустую мечтательность Манилова, мелочность и невежество Коробочки, мракобесие и грубость Собакевича, ненасытную жадность и скупость Плюшкина, ярмарочный героизм и наглость Ноздрёва, аферизм и авантюризм Чичикова.

Третья часть мыслилась как экскурс в грядущее возрождение и достижение райской жизни. Россия предстанет во всей своей духовности, появятся идеальные типы, наступит торжество нравственности и исполнения человеческого долга на земле.

Анализ взглядов писателя того времени, его социальный настрой даёт возможность предположить, что идеальные образы рая связывались в замысле писателя с образом народа, основными интересами отечества, всей русской нации.

Художественное пространство первого тома поэмы составляют два мира: реальный, где главный герой – Чичиков, и идеальный – мир лирических отступлений, а главный персонаж – повествователь.

Душа идеального мира бессмертна, она – божественный идеал, воплощенный в образе духовно богатого человека. Наверное, это, прежде всего душа самого повествователя. Ведь именно он болеет за Россию и верит в её будущее возрождение.

Определив жанр своего произведения как поэму, писатель тем самым подчёркивает равноправие эпического, или повествовательного, и лирического начал в нём.

Почему же Гоголь назвал свое произведение поэмой. Определение жанра стало ясно писателю только в последний момент, так как еще работая над поэмой, Гоголь называет ее то поэмой, то романом.

Она сюжетно связана с поэмой, но имеет большое значение для раскрытия идейного содержания произведения. Форма сказа придает повести жизненный характер: она обличает правительство.

  • Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
  • Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)

Похожее

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)…

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право…

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все…

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем…

История развития жанра

Затем поэма выделилась из подобного синкретического искусства, люди стали дополнять эти былины, вводить новых героев. С течением времени появлялись новые идеи и новые сюжеты. Новые авторы придумывали свои истории. Затем появились новые виды: бурлескная поэма, ироикомическая; жизнь и утверждение народа перестали быть главной темой произведений.

Первые поэмы

Так развивался жанр, становился глубже и сложнее. Постепенно формировались элементы композиции. И теперь это направление в искусстве уже является целой наукой.

История поэмы

Жанр поэмы имеет достаточно длинную историю. Родоначальником поэмы принято считать лирическо-эпические песни, которые имели место быть еще в первобытном строе.

К более поздним предкам поэмы модно отнести песни германских племен, например, песнь о Гильдебранде, 6-9 век. Говоря о русских корнях поэмы, к ним относят русские былины, эпические песни. Далее такие песни продолжали развиваться, из песен стали формировать циклы.

Прочно жанр поэмы сложился при феодально-рабовладельческом обществе. Поэма была ведущим жанром достаточно длительное время и только при капитализме она потеряла свое первенство.

Все дальнейшие видоизменения поэмы в конечном итоге привели к гибели жанра, поэма стала трансформироваться в новые жанровые формы.

Требуется консультация по учебной работе? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Структура художественного произведения

Что мы знаем о поэме? Ключевая особенность — произведение имеет четкую взаимосвязанную структуру.

Все части между собой связаны, герой как-то развивается, проходит испытания. Его мысли, так же как и чувства, в центре внимания рассказчика. И все события вокруг героя, его речь — все передано определенным стихотворным размером и выбранным ритмом.

К элементам любого произведения, в том числе и поэмы, относятся посвящения, эпиграфы, главы, эпилог. Речь, так же как в рассказе либо повести, представлена диалогами, монологами и авторской речью.

Начало поэмы посвящено описанию С. Петербурга, в этом городе живет Евгений – обычный бедный служащий, его главное качество состоит в том, что он является честным человеком. Он любит свою невесту Парашу, мечтает о семье и о детях. К сожалению, его мечты не воплотятся в жизнь из-за наводнения 1824 года. В этом наводнении погибает возлюбленная главного героя. Это событие сломало молодого человека. Он ведет жизнь странника, а мысли о случившемся постоянно его преследуют. Однажды он набрел на дом и увидел статую Петра 1 на коне – статую Медного всадника. Он с ненавистью относится к правителю, который построил город на воде, убившей его невесту. Вдруг статуя оживает и несётся на Евгения. В конце поэмы герой умирает.

Поэма. Особенности жанра

Жанры литературы. Поэма

Главная цель автора, начинающего писать поэму, — это заставить задуматься о чем-то, поднять социальные или философские проблемы своего времени и убедить читателя в какой-то своей субъективной мысли.

Создание любого произведения начинается с темы. Так вот, поэма очень хорошо раскрывает и тему, и характер главного героя. А также произведение имеет свои элементы, особый авторский стиль и основную идею.

Элементы поэмы следующие:

Поэма зародилась в древности. Так определяли жанр произведений Гомера (VIII-VII в. до н. э.). Вергилия (70-19 г. до н.э.) и др. К своей современной форме поэма приблизилась в первой половине XIX в.

Поэмой называют лиро-эпическое стихотворное произведение, в котором изображены значительные события и яркие характеры, а повествование о героях сопровождают авторские размышления. Она имеет несколько жанровых разновидностей: героическая, историческая, сатирическая, лирическая, драматическая, дидактическая и др.

Основные особенности поэмы как жанра литературы:

  • лиро-эпический жанр;
  • большое стихотворное произведение;
  • жанровые разновидности (героическая, историческая и др.);
  • тематическое разнообразие;
  • наличие повествовательной части (сюжета);
  • лирический герой, выражающий отношение к повествованию;
  • изображение, обычно, среди нескольких героев главного;
  • изображение общечеловеческих проблем на историческом фоне.

​​Источник: Пивнюк Н.А., Гребницкая Н.М. Литература: Учебник для 8 класса. — К.: Грамота, 2008​

Начинал писатель свое произведение в 1863 году. Через два года после отмены крепостного права, и продолжал работать 14 лет. Но так и не закончил свой главный труд.

В центре внимания – дорога, символизирующая выбор направления в жизни, который каждый выбирает в своей жизни.

Н. Некрасов стремился передать достоверно и проблемы народа, и лучшие черты простого мужика. По сюжету, спор, который завязался между простыми тружениками, затянулся, и семеро героев пошли искать хоть одного из тех, кому действительно в то время жилось лучше.

Тема поэмы – жизнь народа

Поэт ярко изобразил и ярмарки, и сенокос — все эти массовые картины служат ярким подтверждением основной идеи, которую он хотел донести:

Народ освобожден, но счастлив ли народ?

Образы и символы

Главный образ поэмы – это, конечно, образ лирического героя, переживаниями и мыслями которого наполнена поэма. Лирический герой, оставленный в одиночестве в своей комнате, погружается в безграничный поток собственного воображения и беспокоящих его мыслей. Очевидно, переживая болезненный кризис в отношениях с любимой, он стремится воссоединиться с ней. Телефон – единственное спасение. Однако и звонок не разрешает сомнений героя. Звериная ревность буквально превращает его в медведя.

Вчера человек –единым махом клыками свой размедведил вид я!

С этого момента в поэме начинают появляться различные двойники героя. Стоит отметить, что этот мотив является одним из наиболее популярных в русской литературе. Так, двойников можно встретить, например, в произведениях Достоевского. Маяковский стремится раскрыть разные грани-личности лирического героя. Наличие двойников показывает и внутреннюю разорванность героя, происходящую в нем борьбу.

Среди двойников главного героя поэмы мы найдем и медведя, и Человека на мосту, и юного мальчика-самоубийцу. Каждого из двойников можно рассматривать как отдельный образ, который, в то же время является и символом.

должен стоять, стою за всех, за всех расплачусь, за всех расплачусь.

Позже герой оказывается на Колокольне Ивана Великого и, окруженный полными ненависти мещанами и поборниками быта, он встречает свой конец:

Конец ему! В сердце свинец! Чтобы не было даже дрожи! В конце концов – всему конец. Дрожи конец тоже.

Наконец, герой освобождается от своего тяжелого иллюзорного сна. Он вновь обращает свои слова, но уже не к любимой, не к своим соратникам и не к советским людям. Последняя речь героя полна горечи, но также полна и надежды. В его финальных словах — неодолимая жажда выйти за пределы повседневности, за пределы самого себя:

Чтоб жить не в жертву дома дырам. Чтоб мог в родне отныне стать отец по крайней мере миром, землей по крайней мере – мать.

Образ семьи связан с темой мещанства и проблемой губительного влияния быта на душу человека. Маяковский утверждает: семья перестала быть духовным союзом. Вся любовь вышла в штопку носков и чаепития. Герой покидает семью и следует дальше:

Прощайте! – Отбросил ступеней последок. — Какой тому поможет семейство!? Любовь цыплячья! Любовишка напоследок.

Однако этот разрыв не дается ему легко, в нем еще есть чувство семейного уюта и тоска по мирному домашнему счастью.

Персонажи в главном произведении Н. Некрасова

Поэт создал множество интересных персонажей, каждый из которых ценен, как уникальный литературный образ, и говорит от имени крестьян 19 столетия. Это и Григорий Добросклонов, и Матрена Тимофеевна, которую описывал Некрасов с явной признательностью к русским женщинам, и образ Ермила Гирина.

Цитата Некрасова

Добросклонов — основной персонаж, который хочет выступить народным учителем и просветителем. Ермила же – это другой образ, он защищает крестьян своим способом, переходя полностью на его сторону.

Образ дороги как пути человека и страны

Автор неслучайно часто обращается к образу дороги в художественных произведениях и сочинениях. Данный смысловой прием представляет собой идеальный способ создания динамического повествования. Сцены действий в поэме постоянно меняются, открывая читателю новых персонажей. Поместья, куда приезжает главный герой, также отличаются друг от друга, как и их хозяева. Каждый дом и предмет отражают особенности характера и жизненные устои отдельного помещика.

Отношение Чичикова к дороге хорошо иллюстрируют следующие цитаты:

Тема этой поэмы перекликается с некрасовской темой. Здесь также важна дорога. Герой по сюжету ищет не только деньги, но и свой путь.

Главный герой произведения – Чичиков. Он приезжает в небольшой город со своими великими планами: заработать целый миллион. Герой встречается с помещиками, узнает их жизнь. И автор, который ведет рассказ, высмеивает глупые мысли и вздорные пороки элиты того времени.

У Николая Гоголя получилось хорошо передать социальную действительность, несостоятельность помещиков как класса. И также прекрасно у него описаны портреты героев, отображающие их личностные качества.

Зарубежные классические произведения

Ведь что такое поэма — это эпос, рассказывающий об ушедших временах и включающий большое количество персонажей. Д. Чосер отлично справился с этой задачей. Но, конечно, это эпос, который не предназначен для школьников.

Современные взгляды на поэму

Итак, понятно, что изначально это были только эпические произведения. А сейчас? Что такое поэма? Это современные сюжетные построения, интересные образы и нетривиальный подход к действительности. Современные поэты могут поместить героя в выдуманный мир, передать его личные страдания; описать неимоверно интересные авантюрные приключения.

В распоряжении современного автора поэм большой опыт предыдущих поколений и современные идеи, и разнообразие приемов, с помощью которых объединяется сюжет в единое целое. Но во многих случаях ритм стиха уходит на второй, а то и на третий план, как необязательный элемент.

Что такое поэма

Поэма является одним из популярных жанров не только русской, но и всемирной литературы. Классическая поэма представляется читателю в виде эпопеи. Самым первым образцом поэмы считают древнегреческую поэму, затем в разные исторические промежутки и в разных странах поэма приобретает другие особенности.

Классическая поэма обладает рядом характерных, только для нее признаков, к ним относятся:

  • народное утверждение через призму социальных событий
  • утверждение человеческой личности как полноценной системы
  • отражение социальной действительности
  • борьба личности с внешними негативными факторами
  • героическое стремление – является основными тоном

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Поэмы русской литературы 430 руб.
  • Реферат Поэмы русской литературы 240 руб.
  • Контрольная работа Поэмы русской литературы 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

К частным формальным признаком поэмы относят:

  • самостоятельные эпизоды
  • детализация
  • сложная структура персонажей
  • высокий слог, торжественная интонация

Идейным смыслом поэмы является утверждение народа, темы, которые раскрываются в поэмах относятся к важным социальным событиям.

Читайте также: