Ораторское искусство античности кратко

Обновлено: 16.05.2024

30. Ораторское искусство античности и пражурналистские формы.
Ораторское искусство зародилось в Древней Греции в пятом веке до Р.Х. и стало таким же почитаемым, как герои¬ческий эпос и классическая драма. В греческом пантеоне богов была даже богиня красноречия Пейто. Обучение ритори¬ке, ораторскому мастерству являлось высшей ступенью ан¬тичного образования. Аристотель в труде "Риторика" делит речи на три вида: совещательные (или политические), судеб¬ные и торжественные (эпидиктические). Совещательные речи касались вопросов мира и войны, финансов, торговли, зако-нодательства. Цель судебных речей была обвинить или оправдать. Торжественные речи сводились к похвале или пори¬цанию.
Особым видом красноречия являются судебные речи. В афинском суде, состоявшем из пятисот человек, не было института прокуроров и адвокатов: истец сам обвинял соперника, равно как и обвиняемый защищал себя сам. Всего суд присяжных, собиравшийся для решения наиболее важных и спорных вопросов, насчитывал шесть тысяч человек. Такое количество судей полагалось во избежание их подкупа заинтересованными лицами. Но далеко не каждый умел грамотно составить судеб¬ную речь, и тогда приходил на помощь логограф, который за определенную плату составлял клиенту речь, а также обучал ораторским приемам и особенностям ее исполнения. Эту речь клиент заучивал наизусть и от первого лица произносил в суде.
Древнейшим оратором и крупнейшим для своей эпохи теоретиком и учителем красноречия был Горгий (485-380 гг. до Р.Х.). Он приехал из Сицилии в Афины в 58 лет (этот воз¬раст считался глубокой старостью) и всех поразил чистотой и красотой речи. За Олимпийскую речь он удостоился золо¬той статуи в Олимпии. До нас дошли только две речи Горгия, написанные на сюжеты мифов о "Троянской войне", -"Похвала Елене" и "Оправдание Паламеда". На примере первой речи, вошедшей в сборник "Ораторы Греции", кото¬рая была для Горгия школьным, риторическим упражнени¬ем, можно проследить как способы убеждения невиновности Елены, так и риторические фигуры, изобретенные Горгием и получившие название горгиевы (или горгианские) фигуры: антитезу, равночленность и созвучие окончаний.
Наибольшую известность в судебных речах снискал оратор Лисий (459-380 гг. до Р.Х.). Из 425 его речей до нас дошло сорок две. Лисий преуспевал в бизнесе. Стать орато¬ром ему помогли жизненные невзгоды. Первую речь Лисий произнес в 55 лет. Она называлась "Против Эратосфена, бывшего члена коллегии Тридцати", была направлена про¬тив виновника гибели брата Лисия и оказалась единственной речью, которую оратор произнес лично. Все остальные речи он писал для других. Лисий сознательно избегает вычурно¬сти Горгия, несколько изменяет классическую композицию речи (например, эпилог у Лисия сдержанный, тогда как по канонам здесь должен содержаться высший пафос негодова¬ния). Речи Лисия просты и безыскусны. Особенно ярко это видно в "Защитительной речи по делу об убийстве Эратосфе¬на", где дан великолепный образ обманутого, наивного "ма-ленького" человека, в то же время законопослушного афиня¬нина, для которого последняя надежда - справедливое реше¬ние судей.
Одним из самых известных представителей жанра торжественного красноречия был Исократ (436-338 гг. до Р.Х.). Из всех античных ораторов именно его можно назвать первым публицистом. Исократ никогда не выступал устно, став зачинателем письменного красноречия. Своим творче¬ством он предвосхитил такие жанры, как, скажем, трактат, статья, эссе, памфлет, воззвание, письмо. В дошедших до нас двадцати одной речи и девяти письмах Исократ разрабаты¬вает и пропагандирует политическую программу спасения Эллады: объединение сил греков для борьбы против персов. Особенно ярко выражена эта программа в речи "Панегирик". Любопытно, что "Панегирик" - фиктивная речь, не предна-значенная для реального произнесения, а лишь имитирую¬щая выступление оратора. В других речах (например, "Ареопагитик", "Против софистов") Исократ стремится доказать, что лучшая форма правления - единоличная власть, идеаль¬ная тирания. Он также выводит качества, необходимые для государственного мужа, среди которых - вести родословную от потомков Зевса. Исократ создал школу красноречия, которая, по сути, являлась прообразом первого в мире университета. Там изу¬чались не только предметы, непосредственно нужные буду¬щему оратору, но и почти все гуманитарные и многие точ¬ные, естественные науки. Курс обучения длился три-четыре года и стоил тысячу драхм (1 драхма равняется 4,366 грам¬мам серебра), что было доступно только юношам из богатых аристократических семей и делало практически невозмож¬ным получение универсального образования политическими оппонентами Исократа, как правило весьма небогатыми сторонниками афинской демократии.
Среди ораторов, приверженных афинской демокра¬тии, наибольшую известность получил Демосфен (384-322 гг. до Р.Х.). Обделенный от природы ораторскими навыками, он долго и мучительно изживал физические недостатки, на¬пряженно учился и в итоге снискал всеобщую славу. Оратор, дипломат, публицист, Демосфен яростно защищал демокра¬тию и слыл самым непримиримым антимонархистом. Из шестидесяти одной дошедшей до нас речи самые известные, безусловно, "Филиппики" - цикл политических речей, про¬изнесенных против македонского царя Филиппа. Из внутриполитических речей особый интерес пред¬ставляет полемика Демосфена со своим политическим оппо¬нентом оратором Эсхином (390-314 гг. до Р.Х.). В речи "О предательском посольстве ", которая представляет собой син¬тез судебного и политического красноречия, Демосфен, стремясь разоблачить про македонскую партию в Афинах, требует казнить Эсхина. Исключительно любопытно, что все обвинения Демосфена носят моральный характер, так как фактов у него нет. Вместо них оратор то и дело бранит со¬перника, использует выгодные ему прорицания богов, кля¬нется и божится. Эсхин в ответной одноименной речи отходит от привычной риторической схемы и выигрывает процесс небольшим количеством голосов. С новой силой полемика Демосфена и Эсхина вспых¬нула из-за награждения Демосфена золотым венком. Эсхин в обвинительной речи "Против Ктесифонта о венке" говорит о вопиющих, по его мнению, нарушениях процедуры награ¬ждения и стремится убедить судей, что Демосфен как человек и политик не достоин такой награды. Демосфен ответную оправдательную речь "За Ктесифонта о венке" начал с по¬следнего пункта обвинения, то есть принялся восхвалять себя. В речи он допускает и сознательное переиначивание, и прямую подтасовку фактов, отвечает на брань Эсхина такою же бранью и в итоге уверенно выигрывает процесс

© Copyright: Олеся Журфак, 2013
Свидетельство о публикации №213040101394

Практическое применение ораторское искусство впервые получило в Сицилии. Отцом риторики и учителем софиста-оратора Горгия Аристотель называет Эмпедокла из Агригента. В Сицилии уже наметились основные виды ораторского искусства, получившие распространение в Афинах в V в. до н.э.

Содержание

Ораторы Древней Греции

Классическая афинская демократия формировалась в конце VI – начале V вв. до н.э. усилиями прославленных реформаторов родоплеменной общины Солона, Клисфена, Эфиальта. Главное демократическое достижение Афин – правовое устройство государства. С приходом к власти Солона – отца-основателя афинской демократии – в Афинах был создан суд присяжных. Это был демократический верховный суд, судьей в котором мог быть любой гражданин Аттики внеимущественного ценза, достигший тридцати лет. Однако Солонов суд не имел современных институтов прокуратуры, следствия и защиты. Обычно обвинителем выступал сам потерпевший, он же выполнял и функции защиты. И только позднее – наемный оратор. Именно поэтому появилась необходимость в людях, умевших убедительно, логично и доказательно говорить в суде, держать себя на публике, что имело немаловажное значение.

Практическое применение ораторское искусство впервые получило в Сицилии. Отцом риторики и учителем софиста-оратора Горгия Аристотель называет Эмпедокла из Агригента. В Сицилии уже наметились основные виды ораторского искусства, получившие распространение в Афинах в V в. до н.э.

Это прежде всего политическое красноречие, прославленное именами Фемистокла и, главным образом, Перикла.

Не менее распространено было судебное красноречие.

Третий вид ораторского искусства – эпидейктическое, торжественное красноречие, в котором особенно искусен был Горгий. Его воззвания, игравшие роль политических памфлетов, отличались цветистым слогом, изобиловали аллитерациями, антитезами, смысловым противопоставлением, метафорами.

Горгий вызывал восторг вовсе не как политический или судебный оратор, а как мастер торжественного красноречия, или эпидейктического (по определению Аристотеля).

Указанные три вида ораторского искусства не развивались независимо друг от друга. Горгий произносил не только хвалебные речи, но и был составителем судебных речей; Перикл – политический оратор, произносил и панегирики, а Антифон, судебный оратор, - политические речи.

Лисий

У римлян Лисию следовали писатели, стремившиеся к древне-аттической простоте и чистоте слога; Цицерон, признавая заслуги Лисия, предпочитал ему Демосфена.

Исократ

Истинный оратор, по мнению Исократа, должен обладать талантом, быть образованным человеком и упражняться, т.е. кропотливо работать над составлением речей.

Исократ дожил до преклонных лет и был известен как один из выдающихся писателей своего времени. От него остались 21 речь и 9 писем.

Большое значение придаёт Исократ искусству выражения мыслей: в этом отношении важная роль принадлежит выбору слов и их сочетанию. Порицая особое пристрастие к метафорам, Исократ считает, что слог вместе с тем должен быть отделанным и возвышенным.

Следуя Горгию в употреблении украшающих средств, Исократ вместе с тем не злоупотреблял ими. По его мнению, важно избегать резких и трудных сочетаний звуков и резкого перехода от одного сюжета к другому. В искусстве делать лёгкие и естественные переходы нет ему равных.

Моралист и наставник, Исократ создает в 392-352 гг. до н.э. школу красноречия, которая стала крупнейшим риторическим центром Эллады. Глава школы не уставал повторять, что обучение искусству красноречия закладывает фундамент образования, формирует профессиональные навыки для деятельности любого рода. Школа Исократа -–школа нового по сравнению с софистикой периода, в ней утверждаются высокие нравственные аспекты риторики как науки. Благодаря этому Исократ входит в историю как создатель общеобразовательной школы, отличающейся от научных академий и лицеев Платона и Аристотеля.

Демосфен

Классическая греческая риторика V-VI вв. до н.э. увенчана поистине трагической фигурой политического и судебного оратора Демосфена, погибшего в неравной схватке с единовластием, предопределенным самой историей.

Однако доверие к Демосфену пошатнулось, когда он не смог доказать, что истратил на государственные нужды деньги, помещенные под его наблюдение в Акрополе. Демосфен отправился в изгнание и только после смерти Александра Македонского вернулся в Афины, чтобы возглавить антимакедонское движение. Преемник Александра скоро подавил это движение и потребовал выдачи его главарей. Демосфен в отчаянии принял яд.

Демосфен – один из самых выдающихся ораторов древности. Его речи отличались высоким пафосом и большой силой убеждения. Демосфен во многом превзошел своих предшественников Лисия и Исократа. Так, Дионисий Галикарнасский говорил, что Демосфен следовал сжатости и пафосу Фукидида, силе характеристики Лисия, искусному распределению частей Исократа. Гармонично соединив все это, он выработал свой особый стиль речей, которые потрясали слушателей. Особенно поражали тот громадный пафос и та ораторская сила, с которыми он обрушивался на врагов.

Ораторы Древнего Рима

По сложившейся традиции годом основания Рима, сначала города, затем государства, считается 753 г. до н.э. Но бесчисленные войны с окружавшими племенами за право владычества в регионе надолго по сравнению с Грецией задержали развитие его духовной культуры.

Изначально римское государство было государством землепашцев и воинов, народа, смотревшего на мир глазами рассудочного практицизма и холодной трезвости. Знаменитый греческий культ красоты во всем, восторженное служение ей воспринимались в Риме как некая восточная распущенность, низменное сладострастие и недостаток практицизма. По сравнению с эллинским миром, даже в смысле географии сориентированным на более культурный Восток, Рим был чисто западной цивилизацией прагматизма и напора. Это была культура иного типа, цивилизация индивидуальностей, но не коллектива. Ф.Ф. Зелинский (в кн. История античной культуры. СПб,1995.С.274 ) говорит об этом так : «В противоположность эллину с его агонистической душой, поведшей его вполне естественно и последовательно на путь положительной морали, мы римлянину должны приписать душу юридическую и в соответствии с ней стремление к отрицательной морали праведности, а не добродетели. Идеал положительной нравственности заключается в понятии доблести, переходящим к понятию добродетели, средством его является деятельность, а отдельным проявлением – подвиг. Это идеал античный, общим всем эпохам. Идеал отрицательной нравственности – праведность, ее средство – воздержание, ее отдельное проявление избежание проступка или греха; это идеал фарисейский в объективном смысле слова.

Собственно о красноречии республиканского Рима мы знаем, преимущественно, благодаря рассказам Цицерона и немногим цитатам в сочинениях других авторов. Нам известны имена знаменитых политических деятелей (в республиканском Риме – синоним оратора), но речи их до нас не дошли, поскольку вплоть до Юлия Цезаря не было традиции ведения сенатских протоколов. Утилитарность римского красноречия сыграла печальную роль в его истории.

Политическое устройство Древнего Рима требовало развития практического красноречия главным образом в его политической форме. Государственные решения и законы, начиная с 510 г. до н.э., принимались чаще всего коллегиально, на заседаниях сената. Ораторские способности играли заметную роль в продвижении идей во время сенатских прений.

Гай Гракх

Патетический стиль Гая Гракха и его младших современников Луция Лициния Красса и Марка Антония был закономерным проявлением общей тенденции в развитии римского красноречия. Начавшись декларативной простотой, искусство оратора в республиканском Риме должно было стремиться к пышности и изощренности.

Если греческое искусство говорить родилось из восторга неискушенного человека перед красотой и мастерством иноземного (сицилийского) слова, поскольку красота угодна богам, то римляне, строгие и деловые, по-военному не рассуждающие, использовали речь по прямому назначению. Поэтому путь греческой риторики лежал от нагромождения красивостей и сложности к простоте, изяществу и гармонии – определяющим принципам греческой культуры. Простые до наивности души римлян были насмерть поражены греческой красивостью, поэтому их путь противоположен – от упрощения к нагромождению, азианству. Нельзя не отметить и еще несколько отличий римского красноречия от греческого:

  1. 1) в основании политических речей римлян всегда лежала инвектива, черта, характерная для архаических обществ, когда идея еще не отделена от своего носителя: развенчание личности политического противника есть развенчание его идей;
  2. 2) другой отличительной чертой римского красноречия был грубоватый юмор, всегда привлекавший на сторону оратора симпатии толпы;
  3. 3) наконец, речи римских ораторов отличались афористичностью выражений, которые навсегда запомнили потомки (скопление глаголов, риторические вопросы, антитезы, повествование).

Гай Юлий Цезарь

Гай Юлий Цезарь (102 - 44 гг. до н.э.)– полководец и один из основателей Римской империи. Автор военно-исторических мемуаров и литературных работ высокохудожественного уровня. Цезарь происходил из патрицианского рода Юлиев, получил ораторское образование на о. Родос у знаменитого оратора Молона. Был сторонником демократии популяров, завоевал симпатии народа.

Как наследник Гракхов и Мария, Цезарь не мог не владеть искусством слова на уровне, сопоставимом с лидерами своих противников – оптиматов, ведущей фигурой среди которых был Цицерон.

К сожалению, ни одна из политических речей Цезаря не сохранилась до наших дней. Вероятно, он не считал необходимым обнародовать тексты своих выступлений по случаю, так как, в отличие от Цицерона, не считал их произведениями высокого искусства, а видел в них средство к достижению цели.

Цезарь стал образцом для подражания всех позднейших апологетов единовластия, вплоть до Наполеона и Муссолини. При Наполеоне сочинения Цезаря стали образцом школьной латыни, первоначально благодаря политической тенденции. Позднее это чтение привилось благодаря правильному и точному языку, сравнительно скромному словарному составу и занимательному рассказу. Более того, в сознание европейцев Цезарь вошел как архетипический родоначальник всего и вся: он действительно был творцом идеи Императорского Рима и первой фигурой среди императоров; его родовое имя стало титулом единовластных правителей Рима – цезари (откуда позднейшие Кесарь, царь и т.д.); по его указанию было создано традиционное европейское летоисчисление – юлианский календарь, которым православная церковь пользуется и доныне; он оставил европейцам наиболее древние сведения об истории их предков, о варварских народах Европы. При Августе Божественного Юлия ввели в пантеон римских божеств.

Марк Туллий Цицерон

Вся громкая слава римской риторики может быть обозначена одним звучным именем Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до н.э.). Выдающийся оратор и политический деятель, писатель, философ, автор трактатов на темы морали и воспитания, он стал олицетворением целой эпохи в римской истории и самой значительной фигурой в латинском красноречии вообще.

В диалоге Цицерона Красс предлагает компромиссное решение: риторика не есть истинная, то есть умозрительная наука, но она представляет собой практически полезную систематизацию ораторского опыта. Цицерон далек от мировоззренческих споров философов и риторов греческой классики, поэтому он примиряет, с одной стороны, софистов с Сократом и Платоном, а с другой - Аристотеля с Исократом, поскольку все они для него символы великого греческого искусства и образцы для подражания римлян. Цицерон солидарен с греками в утверждении, что речь оратора должна служить только высоким и благородным целям, а обольщать судей красноречием столь же позорно, как и подкупать их деньгами. Задача воспитания политического вождя лежит не в том, чтобы научить его красивой речи. Он должен знать многое и многое. Только соединение красноречия со знанием и опытом создаст политического вождя. Во второй книге Цицерон рассуждал о нахождении, расположении, памяти, и, что особенно интересно, об иронии и остроумии – материале, наименее поддающемся логическому схематизированию. В третьей книге он говорил о ремесле, о словесном выражении и о произнесении.

Марк Фабий Квинтилиан

Луций Анней Сенека

Свою деятельность как судебный оратор он начал в 31 г. Его успех вызвал недовольство Калигулы, который хотел его убить. Смертная казнь грозила Сенеке и при Клавдии. Вследствие интриг Мессалины, сосланный в 41 г. на остров Корсику, Сенека оставался там до 49 г. Возвратившись в Рим, Сенека получил должность претора благодаря покровительству второй жены Клавдия Агриппины, которая поручила Сенеке воспитание своего сына от первого брака, будущего императора Нерона.

Литературное наследие Сенеки состоит из сочинений философского характера и поэтических произведений.

В периоды общего упадка гражданских идей в обществах, прошедших путь от демократии к единовластию, всегда наблюдается процесс примирения риторики и философии. Сенека Млад- ший – характерный пример подобного симбиоза.

Если Цицерон писал свои морально-этические трактаты в форме диалога, то Сенека в своих философских трактатах приходит к форме диатрибы – проповеди-спора, где новые и новые вопросы заставляют философа всё время с разных сторон подходить к одному и тому же центральному тезису. Если трактаты Цицерона имели в основе линейную композицию развития тезиса – логику развития мысли, то в сочинениях Сенеки композиция как таковая отсутствует: Все начала и концы выглядят обрубленными, аргументация держится не на связности, а на соположении доводов. Автор старается убедить читателя не последовательным развитием логики мысли, подводящей к центру проблемы, а короткими и частыми наскоками со всех сторон: логическое доказательность заменяет эмоциональный эффект. По существу это не развитие тезиса, а лишь повторение его снова и снова в разных формулировках, работа не философа, а ритора: именно в этом умении бесконечно повторять одно и то же положение в неистощимо новых и неожиданных формах и заключается виртуозное словесное мастерство Сенеки.

Свои способности и гражданскую позицию эллины демонстрировали прежде всего в общественной жизни. Одним из ярких проявлений культуры античной Греции было ораторское искусство. Его взлет связан с условиями жизни в полисе, когда любая информация передавалась изустно. Необходимость отстаивать свои взгляды и убеждать сограждан в своей правоте в дебатах в народном собрании, суде присяжных и т. п. необычайно возвысила искусство владения звучащим словом.

Анализируя искусство красноречия, Аристотель разделил все речи на три вида: совещательные, или политические, судебные (обвинительные и защитительные) и эпидейктические, или торжественные. Цель речей совещательных – склонять или отклонять, судебных – обвинять или оправдывать, эпидейктических – хвалить или порицать.

Огромная роль звучащего слова в жизни древних греков вызвала потребность в риторах – учителях красноречия. Так появляется риторика – ораторское искусство, а овладение риторикой становится высшей ступенью античного образования.


В школе Исократа были выработаны принципы построения речи оратора. Она должна включать введение, чтобы привлечь внимание слушателей, основную часть, содержащую убедительную и яркую систему доказательств, а также опровержение доводов противника и, наконец, заключение, где подводится итог всему сказанному. Стиль оратора характеризуют многочисленные речевые украшения. Выступления Исократа отличает ритмическое членение речи, плавность изложения, использование изысканных риторических приемов и т. п. Оратор стремился, чтобы прозаическая речь звучала так же изящно и гармонично, как и поэтическая. По признанию современников, его речи были ориентированы скорее на читателя, чем на слушателя. Риторическое искусство Исократа и его идеи единения греческого мира оказали огромное влияние на современников и получили дальнейшее развитие в эпоху эллинизма.

Величайшим оратором античности, мастером политического красноречия был Демосфен (ок. 384—322 до н. э.). Он родился в семье богатого афинского гражданина, но после смерти отца имуществом сироты обманом завладели опекуны. Обладавший слабым голосом и плохой дикцией юноша, казалось, не имел никаких шансов преуспеть в риторике. Но упорным трудом ему удалось преодолеть свои недостатки и стать блестящим оратором. Для современников и потомков Демосфен предстает патриотом Афин, идейным вождем в борьбе за сохранение Элладой своей независимости.

античная риторика

Талант убеждения и ораторское искусство остаются востребованными во все времена. Риторика, а именно так называлась наука красноречия, берет свое начало в культуре Древней Греции, она успешно развивалась в Древнем Риме, победно шествовала по просторам средневековой Европы, не потеряла актуальности и в наши дни. Античная риторика сегодня изучается психологами, юристами и философами. Это важно для понимания процессов формирования общественного мнения и возможности влияния на них при помощи слова.

Риторские школы, возникли в Древней Греции приблизительно в III в. до н. э. История античной риторики берет начало в те далекие времена. Учили молодых слушателей оригинальности мышления, развивали поэтические таланты и искусство владеть вниманием масс с помощью красноречия. Такие школы были очень востребованы, поскольку давали прекрасное образование и позволяли стать уважаемым в обществе человеком.

История возникновения

Зарождение риторики приходится на период Афинской демократии, когда каждый гражданин, при обращении к суду, был обязан самостоятельно строить обвинение или защиту, при этом его способность выражать мысли, объяснять и убеждать суд, напрямую влияла на результат. Именно эти условия способствовали развитию античной риторики.

В это же время огромное значение для государства значит Народное собрание и Совет пятисот, поэтому владение ораторским искусством позволяет сделать блестящую политическую карьеру.

Создателями античной риторики были софисты, представители философского течения, утверждающие, что, обладая риторическим талантом, вполне можно манипулировать сознанием толпы, не будучи обремененным морально-этическими устоями. Другими словами, умение убеждать – это удобный инструмент управления массами и, при желании и соответствующем умении, группу людей можно убедить практически в чем угодно.

Именно тогда был сформирован принцип построения ораторских выступлений. Речь должна быть цельной, иметь четкие границы (начало и конец повествования). Кроме того, основная часть выступления подразделяется на 2 части: изложение событий и спор. Именно спор в софистике вызывает больше всего вопросов, поскольку часто является логической уловкой, умышленно ложным рассуждением.

Позже Сократ стал ярым противником софистов, доказывая, что в споре необходимо оперировать истинными понятиями и предоставлять необходимые логические доказательства, обеспечивающие истинную победу. Именно он стал основоположником высокой риторики.

  1. изобретение;
  2. расположение;
  3. словесное выражение;
  4. запоминание;
  5. произнесение.

И вывел основные законы риторики, которые звучат так:

  • Вид ораторской речи являет собой единство этоса, логоса и пафоса.
  • Все ораторские речи разделяются на 3 вида: судебные, совещательные, эпидейктические. Роль речей определяется государством и его целями.
  • Всякий вид ораторской речи имеет собственное отношение ко времени и действительности.

Эти основополагающие понятия являются и сегодня актуальными для любого оратора при публичных выступлениях. Раздел риторики, античное учение о стиле, сформированное Аристотелем, утверждает, что речь должна быть красивой, отличаться от обыденной разговорной речи при этом стиль не должен быть, как слишком высоким и сложным для восприятия, так и неоправданно низким, искусственно упрощенным и грубым.

История

Значение античной риторики для мировой культуры

Конечно, за прошедшие века наука ораторского убеждения переживала взлеты и падения. Ее популярность снижалась во времена средневековья и вновь возрастала в XIX веке. Сегодня она является неотъемлемой частью качественного гуманитарного образования. Предмет изучают в школах и гимназиях, на факультетах психологии и философии, без нее не обходятся юристы, большой популярностью пользуются специальные курсы, позволяющие найти в себе талант красноречия и развить его. Кроме того, именно риторика лежит в основе таких дисциплин, как культура речи, лингвистика и функциональная стилистика.

Риторика древней Греции

Первый риторический трактат принадлежит Кораксу (около 467 г. до н. э.), обладание блестящими ораторскими данными позволило ему стать во главе республики. Позже, оставив пост, он основал школу риторов. Он и является признанным основателем античной риторики.

Лисий был учеником Коракса, он знаменит своими речами, которые писал на заказ. Они убедительны, точны, отличаются образностью понятий и яркостью изложения. Одна из речей была предназначена для Сократа, однако мудрец не воспользовался ею, предпочитая обойтись собственными талантами.

Гория из Леонтин (около 483 г. до н. э.) считают основоположником софистики.

О влиянии на античную риторику Сократа и Аристотеля уже говорилось, одним из лучших ораторов той эпохи является Демосфен. Являясь косноязычным и испытывая страх перед толпой, ученик великих Сократа и Платона сумел собственными силами развить в себе талант красноречия и остался в веках, как образец упорства и целеустремленности. Камешки во рту, которые он использовал для повышения внятности речи, иногда используются и сегодня, конечно, чаще они заменяются орехами, но суть метода остается неизменной.

Риторика древней

Риторика Древнего Рима

  • изобрести речь;
  • расположить ее части;
  • украсить ее с помощью выразительно-изобразительных средств.

Для соответствия этим условиям риторика состоит из следующих разделов:

  1. Inventio. Изобретение.
  2. Dispositio. Расположение.
  3. Elocutio. Украшение.
  4. Actio. Произнесение.
  5. Memoria. Память.

Эти основополагающие понятия укоренились и перекочевали в европейское понятие риторики.

Следующим представителем римской ораторской школы был Марк Фабий Квинтилиан, обобщивший знания риторики в 12 томах. Они весьма созвучны с трудами Цицерона, существенным различием является то, что Цицерон считал риторику вторичной, способом донести до слушателей основные философские рассуждения, Квинтилиан определяет ее главной, философия и логика лишь помогают риторике занять главенствующее положение. Квинтилиан впервые подробно рассматривает манеру поведения оратора перед слушателями, теорию мимики, жеста, осанки, телодвижений, постановку голоса и дыхания.

Заключение

Риторика античности сформировала ораторское искусство, как понятие, подчиняющиеся определенным законам. Конечно, современная риторика дополнена трудами российских и европейских ученых. Огромный вклад в ее развитие внесли М. В. Ломоносов, М. Монтень и многие другие ученые и философы. Несравненным талантом оратора обладал Л. Троцкий.

Сегодня она переживает второе рождение. Умение грамотно и интересно излагать мысли, удерживать интерес слушателей к повествованию, для многих – возможность построить успешную карьеру и избавиться от собственных комплексов.

Читайте также: