Опыт российского парламентаризма 1906 1917 кратко

Обновлено: 04.07.2024

Начало российскому парламентаризму положил знаменитый Манифест от 17 октября 1905 г., написанный С.Ю.Витте. Выборы не были всеобщими. Признав за Государственной думой законодательные права, самодержавие стремилось их ограничить Правилами от 8 марта 1906 г. из ведения думы изымалась значительная часть государственного бюджета. Император сохранял полноту власти над силовыми министерствами, и внешнеполитическим ведомством. Он мог в перерыве между сессиями издавать законы, которые затем должны были утверждаться в думе.

Первая Государственная дума работала с 27 апреля по 8 июля 1906 г. В Думе работало 478 депутатов. Из них: 179 - кадетов, 16 октябристов, 63 автономистов, 105 - беспартийных, 97 - трудовиков, 18 социал-демократов. Председателем Первой думы был избран кадет С.А.Муромцев. Центральный вопрос-аграрный. Именно этот вопрос и вызвал кризис в работе думы, и она была распущена.

Вторая Гос дума была созвана в обстановке спада революции и функционировала с 20 февраля до 2 июня 1907 года. По своему составу эта дума еще более левой, чем первая. Это было обусловлено активным участием социалистических партий в выборах в думу. Из 518 депутатов, участвовавших в работе думы, было 65 социал- демократов, 37 - эсеров, 16 - народных социалистов, 104 - трудовиков, 98 - кадетов, 54 - правые и октябристы, 76 - националистов и т.д.

После роспуска II Государственной Думы правительство внесло изменения в избирательный закон, а так как эти изменения делались без участия депутатов Думы, в российском обществе они были расценены как государственный переворот. Новый избирательный закон изменил соотношение выборщиков в пользу помещиков и крупной буржуазии (3% верхушки общества выбирали две трети всех депутатов), были сокращены представительства национальных окраин. Общее число депутатов сократилось с 534 до 442.

Основные вопросы, стоявшие перед III Государственной Думой: аграрный, рабочий, национальный.

Был принят столыпинский вариант аграрной реформы (на основе указа от 9 января 1906 г.) По рабочему вопросу был принят закон о государственном страховании от несчастных случаев и по болезни, по национальному вопросу в 9 украинских и белорусских губерниях были образованы земства, Финляндия была лишена автономии.

Выборы в IV Государственную Думу проходили осенью 1912 г. Количество депутатов 442, председательствовал весь срок октябрист М.В.Родзянко. Состав: черносотенцы - 184, октябристы - 99, кадеты - 58, трудовики - 10, социал-демократы - 14, прогрессисты - 47, беспартийные и др. - 5.

Однако Дума 4-го созыва стала играть меньшую роль в жизни страны, так как правительство пропускало через нее лишь второстепенные законы, оставляя за собой решение главных законодательных задач.

В IV Думе, как и в III, были возможны два большинства: правооктябристское - 283 депутата и октябристско-кадетское - 225 депутатов. Депутаты все чаще выступали с законодательными инициативами и тормозили прохождение государственных законов. Однако подавляющая часть неугодных правительству проектов законов блокировалась Государственным Советом.

27 февраля 1917 г., собравшись на внеочередном заседании, группа депутатов организовала Временный комитет Государственной Думы, который в ночь на 28 февраля постановил взять власть в свои руки и создать правительство. 2 марта 1917 г. было создано Временное правительство, которое своим решением от 6 октября распустило IV Думу.

17 октября 1905 г. под влиянием Всероссийской стачки Николай II подписал Манифест "Об усовершенствовании государственного порядка", который основывался на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний, союзов, об учреждении нового законодательного органа Государственной думы, причем указывалось, что никакой закон не может получить силы без одобрения его Думой.

С целью преодоления ведомственной разобщенности и консолидации высшей исполнительной власти 19 октября 1905 г. был издан указ о превращении Совета министров в постоянно действующее высшее правительственное учреждение, на него возлагалось "направление и объединение действий" всех ведомств в вопросах законодательства и управления. Устанавливался порядок, при котором законодательные предложения министров не могли быть внесены в Государственную думу без предварительного обсуждения в Совете министров.

Перечисленные указы вызвали различные мнения о характере изменения прерогатив власти царя. По-разному оценивали характер российской монархии после издания манифеста 17 октября 1905 г. советские историки и юристы. Большинство считало, что самодержавие не пошатнулось; другие склонялись к мнению о некотором его ограничении, третьи полагали, что эти акты лишь декларировали "эволюцию формы правления Российского государства от абсолютной к конституционной монархии". Последнее мнение ближе к истине. Характерно заявление С.Ю. Витте, высказанное им в январе 1906 г. в газете "Новое время". "Манифестом 17 октября, - писал он, - не внесено никакого изменения в основу нынешнего государственного строя, и государь император по-прежнему остается неограниченным владыкою".

Содержание Манифеста 17 октября 1905 г. и издание 23 апреля 1906 г. в развитие его положений акта под названием "Основные государственные законы" свидетельствуют о противоречивости их характера. В них декларировалось, что ни один закон не может вступить в силу без одобрения его Государственной думой, однако реальную силу законы получали после утверждения их императором. Государственная дума как законодательный орган по этим законам нисколько не подрывала прерогатив самодержавной власти императора. Депутаты Думы присягали на верность не народу и государству, а "его величеству императору и самодержцу всероссийскому". Император, как и прежде, назначал и смещал министров, ответственных только перед ним, а не перед Думой. Ему принадлежало исключительное право заключать договоры с другими государствами. И вообще прерогативы Думы не распространялись на вопросы внешней политики. Формально царь не мог издавать новых законов без одобрения их Думой, однако 87-я статья "Основных государственных законов" позволяла ему издавать между сессиями Думы любые указы и манифесты, имевшие силу закона, что часто и проводилось на практике.

В марте-апреле 1906 г. прошли выборы в I Государственную думу . Были избраны 448 депутатов, представлявших преимущественно либерально-буржуазные и демократические партии: 153 кадета, 107 трудовиков, 63 "автономиста" (депутаты национальных окраин - поляки, литовцы, латыши, украинцы, мусульмане), 13 октябристов, 105 беспартийных и 7 прочих. Таким образом, кадетов и примыкавших к ним оказалось 43%, трудовиков 23%, представителей националистических групп 14%; пятую часть депутатов представляли беспартийные.

президиум 1 Государственной Думы. Президиум I Государственной Думы. Слева направо: Г. Н. Шапошников (от Трудовой группы), Д. И. Шаховской, Ф. Ф. Кокошкин, Пётр Д. Долгоруков, С. А. Муромцев, Г. А. Шершеневич, Н. А. Гредескул, Щ. Понятовский (от автономистов), М. Г. Болквадзе (председатель Бюро печати)

президиум 1 Государственной Думы. Президиум I Государственной Думы. Слева направо: Г. Н. Шапошников (от Трудовой группы), Д. И. Шаховской, Ф. Ф. Кокошкин, Пётр Д. Долгоруков, С. А. Муромцев, Г. А. Шершеневич, Н. А. Гредескул, Щ. Понятовский (от автономистов), М. Г. Болквадзе (председатель Бюро печати)

27 апреля 1906 г. депутаты I Государственной думы собрались в Зимнем дворце. К ним с краткой приветственной речью обратился Николай II, который обещал "сохранить незыблемые установления", дарованные им народу. Затем депутатов на пароходах доставили в Таврический дворец - место работы Думы. Председателем I Государственной думы был избран представитель либеральной московской профессуры кадет С.А. Муромцев.

Деятельность 1 Государственной Думы.

I Государственная дума проработала всего 72 дня. Центральное место в ее заседаниях заняло обсуждение аграрного вопроса. Рассматривалось два аграрных законопроекта - от кадетской партии за подписью 42 депутатов ("проект 42-х") и 104-х депутатов трудовой группы Думы. И тот и другой предлагали создание "государственного земельного фонда" для наделения землей безземельного и малоземельного крестьянства. Кадеты требовали включить в этот фонд казенные, удельные, монастырские и часть помещичьих земель, выкупив последние у их владельцев по рыночной цене. Кадеты выступали за сохранение образцовых помещичьих хозяйств и отчуждение за рыночную цену у помещиков той земли, которая сдается ими в аренду. Твердолобых помещиков они называли "революционерами справа", не понимавшими, что единственный способ избежать революции - наделение крестьян землей. Трудовики требовали для обеспечения малоземельных и безземельных крестьян отвести им участки "по трудовой норме" за счет казенных, удельных, монастырских и частновладельческих земель, превышавших эту норму, ввести уравнительно-трудовое землепользование. Большинство депутатов-трудовиков потребовало также объявления политической амнистии, упразднения Государственного совета, расширения законодательных прав Думы, установления ответственности министров перед "народным представительством" (т.е. перед Думой). Острые дебаты в Думе по аграрному вопросу находили живейший отклик в крестьянстве. В Думу стала поступать масса крестьянских наказов депутатам с требованием радикального решения аграрного вопроса - вплоть до конфискации помещичьих земель и объявления их общенародной собственностью. "Требуйте земли и воли, - писали в наказах крестьяне, - не бойтесь конфликта, мы за вас. Ваши требования справедливы, они же - наши; отступать некуда, лучше умереть разом, чем умирать без земли голодной смертью". В своих наказах крестьяне требовали созвать Народную думу из подлинных представителей народа, ибо только такая Дума и может решить земельный вопрос в интересах народа. Но предварительно необходимо созвать Учредительное собрание на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования.

13 мая 1906 г. в Думе была оглашена правительственная декларация, которая объявляла "безусловно недопустимым" принудительное отчуждение даже части помещичьей земли. Правительство ответило также отказом на требования депутатов Думы даровать амнистию политическим заключенным, расширить прерогативы Думы и ввести принцип ответственности перед ней министров. В ответ за это правительственное заявление Дума по предложению трудовиков приняла решение о недоверии правительству и замене его другим.

Царское правительство под предлогом, что Дума не только не "успокаивает народ" а еще более "разжигает смуту", 8 июля 1906 г. распустило ее. Когда утром следующего дня депутаты явились на заседание в Таврический дворец, то на дверях увидели манифест о роспуске Думы.

Деятельность 2 Государственной Думы.

Выборы во II Государственную думу состоялись в феврале 1907 г. II Дума оказалась "левее" первой. Из 518 депутатов II Думы 223 принадлежали к левым партиям и группам (66 социал-демократов, 37 эсеров, 16 народных социалистов и 104 трудовика), 99 мест имели кадеты, 44 октябристы, 10 - крайне правые. Социальный и профессиональный состав депутатов II Думы был таков: 153 крестьянина, 28 рабочих, 57 дворян-землевладельцев, 26 купцов, 33 чиновника, 36 врачей, 37 адвокатов, 19 издателей, писателей и журналистов, 20 инженеров и агрономов, 10 духовных лиц, 8 профессоров и 7 военных.

Первое свое заседание II Дума открыла 20 февраля 1907 г. Председателем Думы был избран земский деятель кадет Ф.А. Головин. Кадеты приняли тактику "бережения" Думы, т.е. не дать повода правительству для ее разгона. Однако избежать им этого не удалось. II Дума просуществовала всего 102 дня. В ней, как и в I Думе, центральное место занял острый аграрный вопрос. Левые фракции Думы потребовали полной и безвозмездной конфискации помещичьей земли и превращения всего земельного фонда страны в общенародную собственность.

Государственный переворот 3 июня 1907 г. Итоги и значение революции 1905 - 1907 гг.

Острые дебаты во II Думе и выдвинутые ею радикальные требования, особенно по аграрному вопросу, сильно встревожили правительство. Именно обсуждение аграрного вопроса в Думе и явилось главной причиной ее разгона. "На нем (этом вопросе) конфликт неизбежен, - говорил Столыпин, - а тогда к чему тянуть". Но разогнать Думу из-за того, что она хочет дать землю народу, явилось бы "опасным орудием в руках революции". В недрах полиции была заготовлена фальшивка об "антиправительственном заговоре" депутатов социал-демократической фракции. 1 июня 1907 г. на закрытом заседании Думы Столыпин выступил с заявлением об имеющихся в распоряжении следствия материалах, якобы указывающих на наличие этого заговора, и потребовал исключить из состава Думы 55 депутатов социал-демократической фракции, 16 из них лишить депутатской неприкосновенности и дать санкцию на их арест.

На заседании Думы по предложению кадетской фракции срочно была создана специальная думская комиссия для выяснения основательности обвинений, предъявленных депутатам социал-демократической фракции. Комиссия выявила массу подлогов следствия. Но не дожидаясь решения думской комиссии, власти в ночь на 3 июня арестовали этих депутатов. Они были преданы суду, который признал их виновными в "антиправительственном заговоре" и приговорил часть из них к каторжным работам, а остальных - к ссылке на поселение.

3 июня 1907 г. были обнародованы царский Манифест о роспуске Думы и новый закон, изменивший порядок выборов в Думу. Издание нового избирательного закона одной волей царя явилось грубым нарушением Манифеста 17 октября 1905 г. и обнародованных 23 апреля 1906 г. "Основных государственных законов", согласно которым "никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы". Тем самым был совершен акт государственного переворота. Он знаменовал собой поражение революции 1905 - 1907 гг. и наступление реакции. Хотя революция 1905 - 1907 гг. и потерпела поражение, ее историческое значение было огромно. Она не только явилась серьезной школой революционной борьбы, "репетицией 1917 года", в чем ранее видели главное ее значение. Но в первую очередь она серьезно потрясла основы российского самодержавия, которое было вынуждено пойти на ряд существенных уступок: созвать законодательную Государственную думу, провозгласить ряд свобод, в том числе свободу вероисповедания, отменить цензуру, легализовать профсоюзы, заняться аграрной реформой в деревне. Рабочие добились сокращения рабочего дня и повышения заработной платы. Таким образом, революция 1905 - 1907 гг. принесла определенные завоевания народным массам.

Установление третьиюньской политической системы.

В результате государственного переворота 3 июня 1907 г. в России установилась так называемая "третьеиюньская" политическая система, или "третьеиюньская монархия", которая знаменовала собой по ворот к политической реакции, но вместе с тем и проведение необходимых реформ, чтобы предотвратить новый революционный взрыв.

Новый избирательный закон так ограничивал представительство в Государственной думе для основной массы населения России (рабочих, крестьян и жителей национальных окраин), что даже творцы этого закона цинично называли его "бесстыжим". Отныне выборы в Думу проходили по четырем куриям - землевладельческой (в основном помещики), первой городской (городские помещики-домовладельцы и крупная буржуазия), второй городской (в нее входили мелкие городские землевладельцы, ремесленники и рабочие) и крестьянской. Для первых двух курий устанавливались двухстепенные выборы, для третьей - трех степенные и для четвертой - четырехстепенные. Каждая курия сначала избирала выборщиков, которые собирались затем на собрания выборщиков, а те уже избирали депутатов в Думу. 1 депутат избирался от 230 выборщиков от землевладельческой курии, 1 - от 1000 выборщиков первого разряда городской курии, 1 - от 15 тыс. выборщиков второго разряда городской курии и 1 - от 125 тыс. выборщиков от крестьянской курии.

Новый порядок выборов вдвое сокращал представительство от крестьян, в два с половиной раза - от рабочих, в три раза - от Польши, Кавказа и Закавказья, а нерусские народы Средней Азии, Сибири и Забайкалья совсем лишались своих представителей в Думе.

Ставка была сделана на резкое увеличение депутатских мест для помещиков и крупной буржуазии, рассматриваемых как надежная социальная опора самодержавия. Помещики и крупная буржуазия, составлявшие в общей сложности менее одного процента населения страны, отныне получали более двух третей мест в Государственной думе.

Число депутатов в Думе сокращалось с 524 до 448. Крайне правые имели в Думе 50 мест, националисты - 26, умеренно правые - 70, октябристы и примыкавшие к ним - 154, кадеты - 56, польское коло - 18, прогрессисты - 23, трудовики - 13, мусульманская группа - 8 и социал-демократы - 20 (данные конца 1907 г.). К окончанию срока полномочий III Думы численный состав ее фракций несколько изменился, однако это не сказалось на расстановке сил в Думе. Фракция октябристов оказалась наиболее значительной. Хотя она и не составляла боль шинства в Думе, но от нее зависел исход голосований: если октябристы голосовали вместе с другими правыми фракциями, то в Думе создавалось правооктябристское большинство, если вместе с кадетами и примыкавшими к ним, то октябристско-кадетское. Эти два блока в Думе позволяли правительству проводить политику лавирования: при необходимости проведения реформ оно могло рассчитывать на поддержку октябристско-кадетского большинства, а принятие консервативных законов обеспечивалось голосами правооктябристского большинства.

Председателями III Государственной думы были: до марта 1910 г. Н.А. Хомяков (сын известного славянофила А.С. Хомякова), возглавлявший объединение правых группировок в Думе, а затем лидеры партии октябристов - А.И. Гучков (март 1910 - март 1911 гг.) и М.В. Родзянко (март 1911 г. - до конца полномочий Думы).

III Государственная дума, состоявшая преимущественно из депутатов от помещиков и крупной буржуазии (они имели свыше 300 депутатских мест), была самой "угодной" для самодержавия и просуществовала весь отведенный ей по закону пятилетний срок, проведя 621 заседание (первое состоялось 1 ноября 1907 г., последнее - 9 июня 1912 г.). За это время она обсудила и приняла 2432 законодательных акта. Подавляющее их большинство представляли собой второстепенного характера законы о сметах различных ведомств и учреждений, о тарифных и таможенных сборах, жаловании разного рода чиновникам и т.п. Обильно принимаемые Думой мелкие законы метко окрестили тогда "законодательной вермишелью". Вместе с тем III Дума занималась и рядом важных вопросов, поставленных в ходе революции 1905-1907 гг.: рабочим, национальным и особенно аграрным.

Политика "третьеиюньской монархии" в целом расценивается как реакционная. Однако это было и время преобразований. Самодержавие не могло не учитывать "уроков" революции 1905 - 1907 гг., поэтому для его политического курса 1907 - 1914 гг. характерно сочетание реакционных мер с проведением реформ, лавирование между реакционными дворянскими кругами и либеральной буржуазией.

• Центральный вопрос — аграрный.

Всё отклонено верховной властью, и Государственная дума была распущена

20 февраля - 2 июля 1907 г.

Ф. А. Головин (кадет)

• Центральный вопрос — аграрный (проекты кадетов, трудовиков, социал-демократов).

• Отказ поддерживать Столыпинскую аграрную реформу. Распущена по указу царя от 3 июня 1907 г., после чего введён в действие новый избирательный закон

1 ноября 1907 г. - 9 июня 1912 г.

Н. А. Хомяков (октябрист), А. И. Гучков (октябрист), М. В. Родзянко (октябрист)

• Утверждено аграрное законодательство по реформе П. А. Столыпина.

• Принято рабочее законодательство.

• Ограничена автономия Финляндии

15 ноября 1912 г. - 6 октября 1917 г.

М. В. Родзянко (октябрист)

• Поддержка участия России в Первой мировой войне (1914-1918 гг.).

Выборы в Государственную думу были не всеобщими (в них не участвовали батраки, женщины, солдаты, матросы, учащиеся и рабочие, занятые на мелких предприятиях). Каждое сословие имело свои правила представительства: голос 1 помещика = 3 голосам буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Исход выборов определялся соотношением числа выборщиков. Правительство еще рассчитывало на монархическую приверженность и думские иллюзии крестьян, поэтому для них была установлена относительно высокая норма представительства. Выборы были не прямые: для крестьян — четырехстепенные, для рабочих — трехстепенные, для дворян и буржуазии — двухстепенные. Был введен возрастной (25 лет) и для горожан высокий имущественный ценз, чтобы обеспечить на выборах преимущество крупной буржуазии.

Государственная дума 1906-1917 гг и опыт российского парламентаризма таблица

Партийный-политический состав государственной думы 1906 - 1917 гг

Руководство Государственной думы

Основные вопросы в направления деятельности

1я Государственная дума

Кадеты — 161; трудовики — 97; мирнообновленцы - 25; социал-демократы - 17; Партия демократических реформ — 14; прогрессисты — 12; беспартийные — 103; Партия союза автономистов: польское группа — 5; латышская группа — 6; группа западных окраин — 20; литовская группа — 7.

Всего: 499 депутатов

Черносотенцы в Думу не прошли. Большевики выборы бойкотировали.

Председатель — С.А. Муромцев (кадет)

Все отклонено верховной властью, и Государственная дума была распушена через 72 дня царем.

20.02 — 02.06.1907 г.

2я Государственная дума

Трудовики — 104; кадеты — 37; правые — 22; народные социалисты — 16; умеренные и октябристы — 32; Партия демократических реформ — 1; беспартийные — 50; национальные группы — 76; казачья группа — 17.

Всего: 518 депутатов

Председатель — А.Ф. Головин (кадет)

— Центральный вопрос — аграрный (проекты кадетов, трудовиков, социал-демократы)

— Отказ поддержать столыпинские аграрные реформы

Проекты принудительного отчуждения помещичьей земли напугали правительство. Распушена по указу царя от 3 июня 1907 г., после чего был введен в действие новый избирательный закон. Его сущность — сочетание 2х направлений во внутренней политике: подавление революционных выступлений и проведение реформ для расширения социальной опоры самодержавия.

01.11.1907 г. — 09.06.1912 г.

3я Государственная дума

Октябристы — 136; националисты — 90; правые — 51; кадеты — 53; прогрессисты и мирнообновленцы — 39; социал-демократы — 19; трудовики — 13; беспартийные — 15; национальные группы — 26.

Всего: 442 депутата

Н.А. Хомяков (октябрист, 1907-1910);

А.И. Гучков(октябрист, 1910— 1911);

М.В. Родзянко (октябрист, 1911-1912)

— В послереволюционных условиях перед правительством по-новому встали три прежних вопроса: рабочий, национальный и аграрный

— Утверждено аграрное законодательство по реформе Столыпина (1910)

— Принято рабочее законодательство

— Ограничена автономия Финляндии

15.11.1912 г. — 6.10.1917 г.

4я Государственная дума

Октябристы — 98; националисты и умеренные правые — 88; группа центра — 33; правые — 65; кадеты — 52; прогресси- трудовики — 10; беспартийные — 7; национальные группы — 21.

Всего: 442 депутата

Председатель — М.В. Родзянко (октябрист, 1912-1917)

— Поддержка участия России в Первой мировой войне

Схема третья Государственная дума 1907 - 1912 гг

Схема 3я Государственная дума 1907 - 1912 годов

____________

Источник информации:

1. История в таблицах и схемах./ Издание 2е, -СПб: 2013.

2. История России в таблицах: 6—11й кл. / П.А. Баранов. — М.: 2011.

Читайте также: